бесплатные рефераты

Мотивация в современных условиях

Мотивация в современных условиях

                                         Содержание                                                                    с.

Введение………………………………………………………………………….3

1. Организационно – экономическая характеристика предприятия…….……5

    1.1 История создания предприятия ООО «Оренбургбургаз»…………...….5

    1.2 Организационная структура предприятия и методы руководства….…8

2. Причины пассивности работника и методы улучшения работы……….…14.

    2.1 Принципы пассивности работника……………………………………...14

    2.2 Мотивирующие факторы, принципы воздействия на

мотивацию людей………………………………………………………….……16

    2.3 Методы улучшения параметров работы…………………………..…….21

3. Опыт кадровой политики ООО «Оренбургбургаз»………………….…..…26

    3.1  Принцип уважения к личности……………………………………..…...28

    3.2  принцип пожизненной занятости…………………………………...…..31

    3.3 Канал связи……………………………………………………………..…32

    3.4 Забота о здоровье как одна из форм морального стимулирования…………………………………………………………………34

Выводы……………………………………………………...……………………37

Литература…………………………………………………………………….…39

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6








                                             Введение

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.

         Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

         Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно - мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.

          Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

         Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей.

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место  занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.

         Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими персонального менеджмента и, главным образом, с мотивацией подчиненных. Работа представляет собой попытку синтеза нескольких популярных теорий рациональной мотивации. Так же в работе содержится анализ причин низкой эффективности труда,  отражена концепция выбора того или иного метода стимулирования деятельности человека.









    1. Организационно – экономическая характеристика предприятия

            1.1 История развития предприятия ООО «Оренбургбургаз»

      Курсовая написана по конкретному предприятию, поэтому целесообразно с начало привести характеристику этого предприятия.  Более конкретно задача курсовой работы сводится к рассмотрению сложившихся методов мотивации и стилей руководства. Солидная, самостоятельная фирма – краткая, но точная характеристика ООО «Оребургбургаз». Гордость за свою фирму, ответственность за ее доброе имя присуще всем работникам ООО «Оренбургбургаз» И опытным работникам, отдавшим компании годы, таким как главбух Тимина Л.А., директор по общественным вопросам Локтев А.Д.,  директор по отделу производства  Калиничева И.Г., директор ООО «Оренбургбургаз» Кобышев Н.П. и молодым ребятам. А почему? Здесь интересно работать и ощущать свою причастность к большому делу.

       Общество с ограниченной ответственностью «Буровая компания Открытого акционерного общества «Газпром» было создано в апреле 1966 года в результате структурных преобразований в газовой отрасли

       В состав созданной дочерней буровой компании вошли 6 производствен- ных филиалов: «Тюменбургаз», «Кубаньбургаз», «Астраханьбургаз, «Севербургаз», «Оренбургбургаз» и «Центр горизонтального бурения». Компания объединила буровиков Западной Сибири, Республики Коми, Северного Кавказа, Оренбургской и астраханской областей.

       Сегодня Буровая компания ОАО «Газпром» – одно из крупнейших буровых предприятий России по строительству всех видов скважин на территории РФ и за ее пределами. В декабре 2004 г Буровая компания Открытого Акционерного Общества Газпром была награждена Орденом «Слава России» за большие услуги в дело возрождение и развития славных традиций отечественного предпринимательства. Также ООО «Бургаз» – обладатель Главной Всероссийской Премии «РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОЛИМП» награды «Золотой Олимп» среди лучших предприятий, компаний и учреждений РОССИИ.

       Разнообразие климатических и горно – геологических условий проводки скважин различного назначения предопределяет применение в Буровой компании практически всего аспекта технологий, в том числе и новых, наукоемких. Специалисты ООО «Бургаз» имеют опыт работы в условиях низких температур, повышенного содержания сероводорода. Особое внимание уделяется строительству скважин  с горизонтальным окончанием ствола.

В поисково – разведочном бурении ведется строительство скважин на больших глубинах с высокой забойной температурой и отбором керна. Применяется роторное, турбинно – роторное и турбинное бурение. ООО «Бургаз» располагает ноу-хау в области использования технологий и технических средств, применяемых в процессе бурения.

         Горно – геологические условия при проводке скважин в Оренбургском регионе осложнены высоким (до 25 %) содержанием в газе сероводорода и пластовой температурой до 150  градусов С. Глубина скважин достигает 7000 метров. В 2005 ООО «Бургаз» приступило к реализации программы ОАО Газпром по освоению месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока

    В компании постоянно внедряются в производство новейшие научно – технические разработки и технологические решения, осуществляется тесное сотрудничество с ведущими научными организациями России, академическими и отраслевыми институтами, западными фирмами. В Буровой компании разработана и осуществляется программа технического перевооружения буровых работ, поставок новых реагентов и добавок к буровым растворам. Активно ведется рационализаторская и новаторская деятельность. Буровая компания оснащена техническими и программными средствами, позволяющими производить технологический, геологический и геофизический контроль процесса бурения скважин и цементирования колонн.

   Оперативная информация в режиме реального времени передается на рабочие места специалистов различных подразделений ООО «Бургаз» – от буровой площадки до центрального офиса в Москве.

      Программные комплексы предупреждают о предаварийных  ситуациях, нарушениях режимно - технологических карт, автоматизируют решение других технологических и геологических задач, значительно сокращая время, связанное с ожиданием результатов обработки информации, полученной в процессе бурения.

      В числе партнеров ООО «Бургаз» – не только добывающие предприятия ОАО «Газпром», но и другие российские и зарубежные компании. В 1998 Буровая компания принята в члены Международной ассоциации буровых подрядчиков

     Одной из наиболее актуальных проблем ведения строительства скважин во всем мире является загрязнение окружающей среды . Наиболее остра она в районах Крайнего севера. Для обеспечения оптимальной совместимости процесса строительства скважин с требованиями экологической безопасности Буровая компания применяет новейшие разработки по защите окружающей среды, проводит научно – исследовательские, проектные и моноторинговые исследования. В 2000 году по итогам конкурса «Лучшие российский предприятия» в составе групп предприятий ОАО «Газпром» Бургаз вошел в десятку ведущих предприятий – лидеров российской экономики в области экологии.

     ООО «Бургаз» осуществляет геолого – разведочные работы, строительство всех видов скважин, в том числе с проектной глубиной  6500 – 7000 метров, бурение скважин с горизонтальным окончанием ствола, капитальный ремонт скважин, восстановление бездействующих  скважин (бурение части нового ствола), все виды сервисных услуг, связанных со строительством и капитальный ремонт скважин, интенсификацией притока, в том числе использованием гидроразрыва пласта.

     Сам же филиал «Оребургбургаз» – одно из старейших буровых предприятий Оренбуржья осуществляет эксплуатационное и поисково – разведочное бурение на территории Оренбургской области и за ее пределами. Созданный 35 лет назад в результате объединения двух контор разведочного бурения   «Оренбургбургаз» сегодня своими силами осуществляет полный комплекс работ по строительству.

     Около 15 лет особое внимание филиал уделяет развитию бурения скважин с горизонтальным окончанием ствола. В конце 80 х годов при их эксплуатации было получено увеличение дебита газа и нефти в 5-10 раз по сравнению с вертикальными скважинами, находящимися в строительстве горизонтальных скважин в ОАО «Газпром.

      В настоящее время филиал «Оренбургбургаз» насчитывает в своем составе 14 буровых бригад, кот продолжают вести строительство скважин на Каинсайской, Нагумановской, Вершиновской и Песчаной площадях Оренбургского газоконденсатного месторождения.

     Компания осуществляет следующие виды деятельности: ведение геологоразведочных работ на газ, нефть, строительство эксплуатационных скважин, строительство скважин с горизонтальным окончанием ствола, строительство скважин на пхг капитальный ремонт скважин, восстановление бездействующих скважин, подготовка структур для создания пхг, переработка и реализация нефтепродуктов и газового конденсата.


 1.2 Организационная структура предприятия и методы руководства

      Общество является юридическим лицом, права и обязанности которого приобретает с  даты государственной регистрации. Оно имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенные федеральными законами.

     Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет генеральный директор Кобышев Николай Павлович. При генеральном директоре для осуществления текущей деятельности организации выполнения его решений создается исполнительный аппарат Общества.


          ДИРЕКТОР

 
Организационная структура филиала «Оренбургбургаз»

 

























Методы руководства


В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для менеджеров предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Мотивировать людей на достижение целей организации можно тремя группами методов управления: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические.

Рассмотрим сначала организационно-распорядительные методы (ОРМ). Под ОРМ понимают группу методов (выделенную по мотивационной характеристике), определяющую прямое воздействие субъекта управления на объект управления. Это воздействие имеет обязательную силу для объекта управления, и оно основывается на директивных актах органов управления. Эта группа методов обеспечивает внутреннюю стабильность объекту управления (фирме).

ОРМ делятся на 2 вида: организационно-стабилизирующие и методы распорядительного воздействия.

Первые в свою очередь делятся еще на 3 вида:

1. Методы организационного регламентирования. К ним относятся различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, в нашем случае в ООО «Оренбургбургаз» Устанавливают основные регламенты функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции.  Например, устав. Положения об отделах закрепляют за ними определенные функции, а также обеспечивают соподчиненность одних служб другим. К этой же группе я бы отнесла должностные инструкции, которые также закрепляют соподчиненность, связи и обязанности руководителей и рядовых исполнителей.

2. Методы организационного нормирования. Эти методы служат основой производственных процессов и процессов управления. Методы организационного нормирования также делятся на более мелкие группы.

2.1 Организационно-структурные нормативы: положение об организационной структуре компании, штатное расписание

2.2 Административно-организационные. К административно-организационным можно отнести правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.

3. Методы методического инструктирования. К методам методического инструктирования я могу отнести положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета, которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета.

Методы распорядительного воздействия применяются дополнительно к методам организационно-стабилизирующего воздействия. Это оперативные методы с коротким временным лагом. Они действуют в динамике развития системы. Главная задача этих методов - приведение объекта управления в оптимальный режим функционирования при отклонениях от необходимого состояния.

К методам распорядительного воздействия я бы отнес различные приказы, например, о приеме на работу и увольнении в связи с сокращением штатов распоряжение о переезде отдела сбыта в новое помещение или приказ о предоставлении отчета о проделанной работе в срок.

Экономические методы

Рассмотрим сейчас экономические методы управления. Это вторая крупный вид методов управления в нашей классификации. Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника). Эти методы имеют следующие особенности:


1.     Материальный интерес выступает как мотивационный фактор.

2.     Косвенный характер воздействия (действуют через систему ограничений и стимулов).

3.     Они вносят элемент саморегулирования в систему.

4.     Самая демократичная форма воздействия на объект.

5.     Дает возможность прогнозировать потенциальную реакцию объекта управления на управляющее воздействие субъекта управления.

6.     Возможно количественное соизмерение результатов воздействия данной группы методов.

7.     Стратегический характер.


Социально-психологические методы


Социально-психологические методы составляют третью и последнюю крупную группу методов в нашей классификации. Под ними понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют  на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.

На ООО «Оренбургбургаз»  социальные методы представлены в следующих формах:

-         социально-экономические (нормирование труда, требование соблюдения техники безопасности, установление норм производительности, распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия минимальной ЗП, повышение производительности через внедрение новой техники);

-         социально-политические (равенство всех независимо от принадлежности к партии, политических пристрастий);

-         социально-личностные (выявление неформальных лидеров в коллективах, выявление способных работников, могущих занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков);

-         социально-демографические (формирование структуры коллективов, предоставление отпусков по уходу за ребенком);

-         социально-культурные (организация отдыха людей в домах отдыха, профилакториях, в спортивных комплексах).

На заводе применяются также из психологических методов методы гуманизации труда (кондиционеры, безопасные компьютерные мониторы, удобство рабочего места). При приеме на работу на некоторые должности проверяют также психологическую пригодность (методы профессионального отбора).











  2. Причины пассивности работника и  методы улучшения работы.

                       2.1 Причины пассивности работника

Любой сотрудник, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересованно в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако в силу ряда факторов, в том числе таких как степени личной ответственности, отношений с начальником, и т.д. у работника может наступить разочарование в своей деятельности. Это как правило бывает вызвано следующими причинами:

-чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;

-отсутствие психологической и организационной поддержки;

-недостаток необходимой информации;

-чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;

-отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего труда;

-неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;

-некорректность оценки работника руководителем;

         Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности. Подрываются чувство гордости, уверенности в себе, в стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения.

         Процесс потери интереса к труду можно рассмотреть как состоящий из шести стадий.


Стадия 1: Растерянность.

         Здесь замечаются симптомы стрессового состояния, которое начинает испытывать новый работник. Они являются следствием растерянности. Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится. Он задает себе вопрос о том связано ли это с ним самим, с начальником, с работой.

         Нервные усилия работника пока не сказываются на производительности.

Он легко контактирует с сослуживцами, а иногда даже пытается справиться с трудностями за счет более интенсивной работы, что в свою очередь может только усилить стресс.


Стадия 2: Раздражение.

         Разноречивые указания руководителя, неопределенность ситуации вскоре вызывают раздражение работника, связанное с ощущением собственного бессилия.

         Поведение работника приобретает демонстративные черты.

Он подчеркивает свое недовольство в сочетании с повышенной производительностью. Тут он преследует две цели - зарекомендовать себя с лучшей стороны, а так же подчеркнуть на своем фоне бездеятельность руководства.


Стадия 3: Подсознательные надежды.

         Вскоре подчиненный перестает сомневаться в том, кто виноват в возникших у него трудностях. Теперь он надеется на промах начальника, после которого можно аргументировано доказать правильность своей точки зрения.

         Это выражается в утаивании служебной информации , необходимой для решения задач данного подразделения. Подчиненный начинает избегать начальника. Производительность и качество труда остаются в норме.


Стадия 4: Разочарование.

         На этой стадии восстановить подорванный интерес к работе гораздо труднее. Производительность труда снижается до минимально допустимой. Но на этой стадии работник еще не потерял последней надежды.

         Его поведение напоминает маленького ребенка, он полагает ,что если будет “вести себя плохо”,начальник обратит на него внимание. В этот период страдают такие чувства работника, как уверенность в уважении со стороны подчиненных, сознание своего авторитета, привычка к хорошему отношению со стороны других сотрудников.


Стадия 5: Потеря готовности к сотрудничеству.

         Симптомом этой стадии является подчеркивание работником границы своих обязанностей, сужение их до минимума. Некоторые начинают вызывающе пренебрегать работой, а то и вымещать дурное расположение духа на коллегах, находя удовлетворение в унижении других.

         Суть этой стадии - не борьба за сохранение интереса к работе , а попытка сохранить самоуважение.


Стадия 6: Заключительная.

         Окончательно разочаровавшись в своей работе, сотрудник перейдет на другое место, либо будет относиться к работе как к каторге. Один такой работник может сыграть в группе роль катализатора, привести к выплескиванию наружу скрытого чувства недовольства всего коллектива.


2.2 Мотивирующие факторы, принципы воздействия на мотивацию людей.


         Получение нового места работы, а так же изменение привычных условий деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе.

         При этом, даже просто с экономической точки зрения, люди являются чрезвычайно дорогим ресурсом, а, следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью. Руководитель так же обязан понимать что тут существует и моральный фактор. Осознание этой проблемы ставит перед руководителем новую: Какой должна быть идеальная для подчиненных работа?

         Отвечая на этот вопрос не следует стремится к чрезмерной специфичности и оригинальности. Все равно учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко, поэтому руководитель ,как правило, стремится к повышению интегральной производительности. С приведенными ниже факторами у руководителя есть шанс получить согласие максимального количества своих подчиненных. Итак, идеальная работа должна:

-иметь целостность, т.е. приводить к определенному результату.

-оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненной.

-давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, т.е. должна быть автономия (в установленных пределах). Либо, как вариант,  - групповая автономия.

-обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда.

-приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение¹.

         Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, т.к. стимулирует качественное выполнение работы ,а так же ,по закону возвышения потребностей ,стимулирует к выполнению более сложной работы.









¹Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – М. 2000г.


         На основе этих принципов была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации Хекмана и Олдхэма¹:


Усилившая потребность персонала в проф. Росте

         Последовательно рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и определим, что они значат и как влияют на “психологическое состояние”, которое определяет отношение людей к работе.

         Разнообразие умений и навыков.

         Этот термин характеризует степень,  в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и которая предусматривает использование различных навыков и талантов персонала.

         Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно ,что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, не использующая ценных навыков работника не вызывает и потребности в дальнейшем обучении.

 


¹ «Эффективный менеджер: Мотивация вашего коллектива», уч. Пособие «The Open University» 2000 г.

        Существует так же оптимальный уровень разнообразия. Он индивидуален для каждого работника. Так одинаковая работа одним может рассматриваться как скучная, а для другого кажется что она имеет неустойчивый и прерывистый характер,  в связи с чем невозможно установить какой-то определенный режим ее выполнения.


         Целостность работы.

         Под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны менеджера.


         Важность работы.

         Под этим параметром понимается степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в организации или во внешнем окружении. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета расценивают свою работу как очень важную, в отличие от рабочих, заполняющих скрепками бумажные коробочки. При этом уровень навыков примерно одинаков.

         Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя.

         Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.


          Автономия.

         Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата.  Если   решения     принимаются  другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений, а не от его собственных усилий. Не будет чувства “собственности” на работу.

         При отсутствии (по каким-либо причинам – например, применению конвейера) целостности невозможна и автономия т.к. может произойти нарушение общей координации выполнения отдельных действий.

         Величина уровня автономии зависит от человека. Для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.


         Обратная связь.

         Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратно связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам “законченной работы”, чем на отдельном ее фрагменте.

         Расширяя фронт  каждой работы, чтобы работник отвечал за несколько взаимосвязанных операций, мы повышаем автономию. В то же время это увеличивает целостность работы, а значит, обеспечивает быструю и эффективную обратную связь. При этом работник интенсивно использует самопроверку, т.е. личную обратную связь. У него появляется возможность обнаруживать недостатки самому, что воспринимается гораздо легче ,чем если бы ему кто-то другой указал на эту ошибку.

         Важность обратной связи очевидна. Люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Менеджеры являются важным источником подобной обратной связи. Однако, наилучшая обратная связь имеет место тогда, когда работники сами контролируют качество собственной работы.

         Рассмотренные выше три первых фактора вносят свой вклад в оценку работы с точки зрения ее сложности, ценности и необходимости. Если работа не обладает такими параметрами, то она не будет внутренне мотивируемой. Хорошее качество ее выполнения не будет создавать ни чувства выполненного долга, ни ощущения новизны или приобретения чего-либо полезного¹.

         Работа, удовлетворяющая всем описанным факторам внутренне мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания,  доставляет удовлетворение. Она создает ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию или оказываемые услуги , дает работникам чувство сопричастности.       

         Только такая работа дает возможность человеку к самовыражению, заложенному в его социальности.




















¹В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И. Файбушевич «Управление персоналом и эффективность предприятий» 2000 г.


                2.3 Методы улучшения параметров работы

       Менеджеры должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации людей, работающих с ними. Немаловажную роль здесь играет то, что даже не самые эффективные, а иногда и просто показательные проекты привлекают всеобщее внимание (хотя часто и необоснованные надежды) вовлеченных в проект служащих.

      Здесь мы рассмотрим возможные простые изменения работ, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны.

    Повышение разнообразия умений и навыков.


         Здесь важно помнить, что именно разнообразие навыков , а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Если члены коллектива применяют ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность к увеличению их количества.

         Однако не всегда сотрудники встретят с энтузиазмом увеличение разнообразия. Так монотонная работа позволяет работникам разговаривать в процессе ее выполнения,  но стоит внести элемент разнообразия, разговоры станут затруднительными,  в то же время не будет никаких компенсаций со стороны самой работы.

         Работникам так же необходимо дать ощущение признания используемых ими навыков¹.       То есть нужно стремиться уделять внимание сотрудникам с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника.

 Такой подход как правило стимулирует работника на усовершенствование навыков, расширения диапазона его способностей.






¹Современный руководитель – путь к успеху. Любимова Н.Г. – М.: ЮНИТИ, 2002 г.


         Повышение целостности работы.

         Как уже отмечалось, работники испытывают большее удовлетворение от работы ,которая имеет некоторый видимый результат. Повышение целостности задания может быть достигнуто за счет добавления к нему связанных с ним задач. Это, как правило, какие-то подготовительные или заключительные операции ,которые выполняются разными людьми.

         Даже процесс контроля за качеством работы значительно повышает целостность. Необходимо так же иметь в виду то, что добавление рабочих операций более низкого, которые не делают работу более целостной ,обычно снижают уровень мотивации и вызывают чувство неприязни со стороны работников.

         При возникновении трудностей с обеспечением “содержания” работы лучше данную операцию автоматизировать. Однако даже здесь возможно внесение некоторых изменений. Так работе по производству идентичных деталей можно придать целостность, если детали укладывать в коробку ,а затем коробку уносить к месту назначения. Работник делается ответственным за подготовку сырья.

         Объединение нескольких операций в одну законченную работу улучшит многие показатели работы - от временных до стимуляционных. Однако важно вовремя остановиться и не поручить всю работу одному исполнителю.

         Повышение важности работы.

         Если работник знает как конкретно будут использованы результаты его труда он начинает ощущать важность собственной работы что стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее качестве.

         Работник всегда хочет знать зачем он делает ту или иную работу. Даже если его просят собрать данные для отчета ,ему хочется знать какую цель преследует этот отчет. Поэтому при формулировке абсолютно любого задания необходимо упомянуть о целях, о том что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данной работы,  как эта работа “вливается” в работу фирмы в целом. После выполнения работы исполнитель будет ждать результата.

         Увеличение автономии.

         Работа менеджера состоит из решения задач разного уровня важности. Передача некоторых управленческих функций низкого уровня подчиненным несет двойной эффект - концентрация усилий  менеджера на решении проблем более высокого уровня и, одновременно, оказывает положительное влияние на мотивацию работников.

         Передача права принятия решений низкого уровня подчиненным может рассматриваться как благо при условии, что они обучены и правильно понимают все особенности работы, в том числе, где получить необходимую информацию и в какой момент принять решение.

        При условии знания подчиненными всех требований и инструкций,  действующих в организации, менеджер может предоставить им возможность самостоятельной постановки целей своей работы. Даже если они частично участвуют в  процессе принятия таких решений, гораздо больше вероятность того, что они будут чувствовать  ответственность за работу и испытывать чувство успеха при успешном ее завершении. Реально это реализуется с помощью системы квалифицированных собеседований. В ходе таких собеседований необходимо предотвратить ситуацию, когда подчиненный ставит перед собой нереальные цели, которые заведомо не могут быть реализованы по каким-либо причинам ,зависящим в том числе и от текущего состояния дел фирмы .

         Инструменты, материалы и оборудование,  а также методы их использования образуют еще одну область, где можно увеличить самостоятельность. Очень часто работники не имеют права отказываться даже от некачественных материалов. Нетрудно предположить к чему это может привести в случае, если дальше по ходу технологического процесса предусмотрен контроль качества.


       Ведь обязанность контролеров - предъявлять жалобы тем, чьи компоненты не соответствуют стандарту.

         В случае когда менеджер определяет, как и каким оборудованием пользоваться работникам он не сможет учесть индивидуальные особенности каждого работника. Испытывая даже незначительные неудобства, и, в то же время, лишенные свободы выбора работники вскоре потеряют мотивацию к выполнению работы. В идеале они также должны отвечать за обслуживание и ремонт используемого ими оборудования.

         Время является чрезвычайно важным фактором во всех видах работы. Если человек не имеет достаточно времени для качественного выполнения работы, он будет считать, что на нее не стоит тратить усилий. Поручение работы заранее предоставляет работникам значительную автономию в выборе времени работы. У его появляется возможность расстановки приоритетов, планировать  работу с учетом своих наклонностей, а, следовательно, получать большее удовлетворение.

         Темп выполнения работы также оказывает существенное влияние на мотивацию. Поэтому менеджер должен стремиться к снижению монотонности полуавтоматических процессов предоставляя работникам свободу в выборе темпа. Если же это не возможно и темп всецело задается машиной, необходимо ввести систему буферных накопителей.

         Усиление обратной связи.

         Обратная связь бывает внутренней - то есть идущей от самой работы и внешней - в случае, когда потребитель результатов работы отзывается об их качестве, а также в случае публичной похвалы.

         Внутренняя обратная связь является более надежной, т.к. действует непосредственно на работника во время выполнения задания. Верный способ стимулирования этой связи - постановка четких и конкретных целей, не указывая при этом путь их достижения. Другой способ - введение в процесс изготовления проверок на качество¹.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ