НАФТА как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе во внешней политике Канад...
НАФТА как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе во внешней политике Канад...
Министерство образования
Республики Беларусь
Белорусский
Государственный Университет
Факультет международных
отношений
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: НАФТА, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ, ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
КАНАДЫ
работа студента
5 курса
белорусскоязычного
отделения
исторического факультета
Коренковича Вадима
научный руководитель
Минск 1998 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
стр.3
Глава 1. НАФТА в действии
стр.6
Глава 2. НАФТА и Канада : результаты
деятельности
стр.19
Заключение стр.29
Список
литературы стр.33
ВВЕДЕНИЕ
В последнее
десятилетие уходящего двадцатого века развитие экономических и политических
процессов в различных регионах современного мира происходило под влиянием
многочисленных факторов и событий, и все же анализ изменений в экономической и
политической картинах мира к настоящему времени , позволяет выделить две
превалирующие тенденции: сепаратизм и к интернационализация. Примерами могут
служить, в первом случае, сепаратистские движения в Квебеке, Шотландии, Уэльсе
и Испании , а во втором тенденции к интернационализации и транснационализации
экономических процессов, объединительный процесс в Европе. Эти две на первый
взгляд противоречивые тенденции значительным образом влияют на формирование
внешней и внутренней политики стран мира, высвечивают новые аспекты исторически
сложившихся конфликтов, но одновременно с этим во многом помогают найти новые
решения и новый взгляд на существующие проблемы, как это происходит в
Шотландии или в Канаде, где во время обострения квебекского сепаратизма наряду
с рассматрением варианта как выделения провинции в суверенное государственное
образование как националисты, так и сторонники федерального правительства не
могли сбросить со счетов роль, играемую объединенной Канадой в интграционных
процессах на континенте и проблемы, такие как усложнение и ослабление
экономических связей с другими провинциями, с которыми Квебеку неминуемо
пришлось бы столкнуться при выделении его в самостоятельное государственное образование.
В связи с
вышеизложенным представляется важным рассмотрение проявления тенденции к
интернационализации на региональном уровне для получения более четкого
представления о ее движущих силах, побудительных мотивах стран, втянутых в эти
процессы, и выявления возможных перспектив развития данных процессов.
Данная работа
ставит перед собой целью рассмотрение тенденций к глобализации и
интернационализации в Североамериканском регионе на примере Североамериканского
соглашения о свободной торговле (НАФТА), анализ механизма его действия и
рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате
действия данного соглашения в период с 1994 года по сегодняшний день.
Значительное место в работе уделяется изменениям в экономиках стран- участниц
НАФТА, так как это является неотъемлимой частью анализа результатов НАФТА, как
соглашения имеющего в первую очередь экономический характер.
Несмотря на то
что процесс развития Соглашения сложно рассматривать разрезе лишь одной из
стран-участниц, акцент в данной работе сделан на анализ процессов происходивших
в Канаде, так как эта страна, уступая в экономическом потенциале Соединенным
Штатам, значительно опрежает в этом отношении Мексику. Это дает возможность
оценить результаты, которые принесла деятельность НАФТА в данном регионе, не
делая значительных скидок на показатели экономического развития страны и
являясь, в следствие этого, своего рода стандартом.
Работа в
основном основана на материалах, предоставляемые глобальной сетью Интернет в
сайтах “НАФТА”, “Оранизации американских государств”, “Канада”, среди которых
можно выделить “Сборник отчетов изданных офисом Торгового представительства
Соединенных Штатов Америки и связанных с ним организаций” за 1997 год [1], обзор Североамериканского соглашения
о свободной торговле, изданный Организацией Американских Государств и
содержащий детальное и постатейное изложение Соглашения,[2] обзор деятельности НАФТА,
изданный канадским Департаментом Иностранных дел и международной торговли[3], а также ряд публикаций в
таких американских и канадских периодических изданиях, как “Washington Times”,
“Washington Post” и “Montreal Gazette”
ГЛАВА 1. НАФТА в действии
Североамериканскиое
соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами
Америки и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения
увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА, Соглашение
содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров
наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной
торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг,
интеллектуальной собственности, конкуeренции и передвижения деловых людей через
границы.[4]
НАФТА
увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а также повысила
привлекательность канадской экономики для иностранных инвесторов. С момента
вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти рынки впечатляюще вырос, а
прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли.
Однако что
более важно, НАФТА и его предшественник, Канадско-американское Соглашение о
свободной торговле (FTA) стимулировали значительный прогресс в
производительности и специализации в канадской экономике и способствовали
повышению масштаба экономики, качества продуктов, конкурентноспособности цены.
Результатом стало повышение общей конурентноспособности канадского экспорта как
товаров, так и услуг.
Широкая сфера
торговли является основной движущей силой экономического роста и создания новых
рабочих мест в окрытой экономике, примером которой является Канада. Отношение
экспорта товаров и услуг к валовому национальному продуту (ВНП) в 1996
составило 38.4 процента[5]
и сделало Канаду самой глобально интегрированой изо всех стран большой
семерки.
В результате
четырех лет претворения в жизнь, НАФТА развило существующие тенденции к
конвергенции рынков в Северной Америке. Это демонстрируют показатели 1997 года,
которые отражают 388.3 миллиарда долларов США в общей двусторонней торговле
Канады с партнерами по НАФТА, более 200 миллиардов долларов США исходящих и
входящих иностранных прямых инвестиций и более 50 милиардов долларов США в
торговле и услугах между Канадой и США.[6]
Эти цифры показывают, что важные рынки для широкого спктра товаров, услуг,
финансовых ресурсов и технологий уже существуют и процветают во в значительной
мере интегрированой коммерческой среде.
НАФТА обладает
четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является
Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне
министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением
и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при
интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов
и рабочих груп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в
1997 году и в Мексико в начале 1998 года.
Министры
согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие
Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на
конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным
архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.
НАФТА
предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны
свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования
торговле и инвестициям. обеспечения эффективного претворения в жизнь норм
НАФТА и их администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов.
Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя
происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и
субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, госпоставки и
передвижение деволых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты
ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.
Рабочие группы
и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения НАФТА в жизнь более
гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнешей
либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить
последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов
на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают
арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя
обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур
разрешения споров.
В настоящее
время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в
соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и
Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли
подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении
подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами,
чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других
консультативных органов. В случае если взаимоприемлимое решение не будет
найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффекттивное рассмотрение проблемы
группой экспертов.
Администрирование
положений НАФТА, связанных с разрешением споров, возложено на канадскую,
американскую и мексиканскую национальные секции Секритариата НАФТА. В первые
девять месяцев 1996 - 97 финансового года Секретариат назначил 14 рассмотрений
группами экспертов в соответствии с Главой 19 Соглашения и одно арбитражное
рассмотрение согласно Главе 20. В 1996 были приняты восемь решений группой
экспертов согласно Главе 19 и один отчет группы экспертов согласно Главе 20.
Двадцатая
глава Североамериканского солашения о свободной торговле установливает
институциональный механизм и процедуру разрешения споров. На конец 1996 года в
соответствии с этой главой были затребованы 11 консультаций по 10 случаям, один
из которых был передан для арбитражного рассмотрения. В четырнадцатой главе
дополнительно оговариваются специальные процедуры для разрешения любых споров,
касающихся финансовых услуг.[7]
Основываясь на
Канадско- американском соглашении о свободной торговле (FTA), НАФТА включает в
себя (в Главе 19) уникальную систему рассмотрения экспертами, представляющими
две страны, национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационной
пошлины, замещая тем самым юридическое рассмотрение и каждой из трех стран.[8] Со времени принятия НАФТА
поступило уже 73 запроса на расмотрение вопроса группой экспертов, в
соответствии с Главой 19 Соглашения.
Что же
касается разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует
процедуры “смешанного “ арбитража между инвестором, чьим интересам наносится
ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах
установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым
банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями. НАФТА также
требует от национальных агенств уважения к принципам справедливости и
прозрачности.
На
национальные секции НАФТА возложена ответственноть и за разрешение споров по
другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами не в
рамках НАФТА. Так, еще в 1997 году на канадскую секция Секретариата НАФТА была
возложена ответственность за администрирование процесса разрешения споров
согласно Главе 8 канадско-израильского соглашение о свободной торговле, и
такая же ответственность по канадско -чилийскому соглашению о свободной
торговле.
НАФТА создавалось
как соглашение, направленное вовне, потенциально рассчитанное на расширение за
счет присоединения к нему новых участников.[9]
Страны, уже состоящие в НАФТА, в общем, придерживаются той позиции, что
членство в НАФТА должно быть открытым для всех стран, изъявляющих желание
присоединится к Соглашению и способных принять на себя обязательства,
налагаемые им, включая параллельные соглашения по вопросам труда и окружающей
среды.
Уже начиная с
1994 года начались разговоры о присоединении Чили к НАФТА, хотя официальные
переговоры по этому вопросу начались только в июне 1995 года, и эти реальные
шаги к расширению состава участников Соглашения сразу же получили как
сторонников, так и противников. Представители первых, как в Канаде так и в США
аппелировали к тому, что более прочные экономические связи с Чили создадут
больше возможностей для торговли и инвестиций на этом рынке, характеризующемся
высокими темпами роста. Любимым высказыванием партии сторонников присоединения
Чили стали слова, произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884 году: “Каждый доллар,
на который растет цена вследствие покровительственных тарифов, означает день
рабского труда, а часы ненужной работы, которая требуется для этого, крадутся
из бесценного времени, предназначенного на выполнение личных обязанностей
каждого.”[10]
И на самом деле, правительство, ограничивающее мировую конкуренцию среди
производителей с помощью тарифов или других торговых барьеров, увеличивает
налоговое бремя всех потребителей, в том числе и в своей стране.
Сами Чили неоднократно
доказывали свою готовность присоединитьсяк НАФТА. Еще за несколько лет до
заключения Соглашения они пошли на существенное снижение тарифов, но к 1997
темпы этого снижения пошли на убыль, так как в Чили возникли опасения, что
дольнейшее снижение тарифов ухудшат позицию Чили при обсуждении возможностей их
присоединения к НАФТА. С связи с этим чилийские тарифы на некоторое время
зависли на уровне 15 процентов, в ожидании того дня, когда они смогут быть
снижены еще больше, в обмен на снижение торговых сборов и больший доступ на
рынки будущих торговых партнеров.[11]
Казалось бы,
учитывая положительные результаты начальной деятельности НАФТА, его влияния на
развитие экономик стран-участниц, идея расширения не должна была встретить
препятствий на пути к претворению в жизнь, но в США у нее все же появился ряд
оппонентов. Часть консерваторов высказывалась за сохранение торговых барьеров
для защиты некоторых блаприятствуемых отраслей и занятых в них сотрудников, а
часть либералов стояли за сохранение барьеров с целью защиты окружающей среды и
своих сторонников, состоящих в профсоюзах.
Столкнувшись в
1997 году с подобным противодействием со сотороны США, Канада и Чили удачно
завершили переговоры о временном двустороннем соглашении о свободной торговле и
параллельных соглашениях о сотрудничестве в области охраны труда и окружающей
среды, что было призвано служить мостом на пути к присоединению Чили к НАФТА.
Мексико также вела переговоры с Чили о пересмотре соглашения между ними о
свободной торговле с целью ее усиления.
Следует,
однако отметить, что сотрудничество стрfн членов НАФТА не ограничено лишь
сугубо экономическими вопросами снижения тарфов и либерализации рынков.
Значительные успехи были достигнуты в сотрудничестве в таких областях как
охрана окружающей среды и труда. Североамериканские соглашения по
сотрудничеству в этих областях, переговоры о заключении которых и осуществление
проходили параллельно с НАФТА, были созданы для содействия большему
сотрудничеству между странами-партнерами в этих областях и способствования
эффективному исполнению законов и предписаний каждой из стран.
В 1994 году в
рамках Североамериканского соглашения по сотрудничеству в сфере труда была
создана Комиссия по сотрудничесву в сфере труда для содействия сотрудничеству
по трудовым вопросам между членами НАФТА и способствования эффективному
исполнению национального трудового законодательства. Комиссия состоит из Совета
Министров, в состав которого входят министры труда от каждой из стран-участниц,
и Секретариата, располагающегося в Далласе, штат Техас.
Секретариат
обеспечивает административную, техническую и производственную помощь Совету,
несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы.
Национальные административные офисы, располагающиеся в департаментах труда в
каждой из трех стран, служат местными рабочими станциями по претворению
Соглашения в жизнь.
В
отношении Североамериканского соглашения по сотрудничеству в сфере труда,
канадское межправительственное соглашение устанавливает механизм участия
провинций и оно уже подписано Альбертой, Квебеком и Манитобой. Данное
соглашение обеспечивает провинциям важную роль в развитии и управлении
действиями Канады в рамках Североамериканского соглашения по сотрудничеству в
сфере труда, под которое в настоящее время, при совместном участии
вышеуказанных провинций и федерального правительства, подпадает более 40
процентов рабочей силы Канады.
К июню 1997 года в рамках
Североамериканского соглашения по сотрудничеству в сфере труда было принято
семь совместных коммюнике, связанных со свободой ассоциаций, шесть из которых
имели отношение к Месике (одно было поздне отозвано), одно к Соединенным Штатам
и ни одно к Канаде.
В 1996 году
Комиссия издала прдеварительный отчет, описывающий североамериканские рынки
труда. Она также издала первичный отчет по трудовому законодательству в
Канаде, Мексике и США в области производственных отношений ( свобода асоциаций
и право на участие в организациях, право на коллективное отстаивание своих
интересов и право на забастовки). В ответ на запрос Совета, Секретариат
закончил изучение эффектов произведенным внезапным закрытием предприятий на
свободу ассоциаций и право на участие в организациях. В феврале 1997 года
Секретариат организовал Первый Североамериканский семинар по доходам и продуктивности
с участием представителей деловых, трудовых и академических кругов.
Комиссия по
сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды была создана в 1994 году в
соответствии с Североамериканским соглашением о сотрудничестве области охраны
окружающей среды для усиления регионального сотрудничества, снижения возможных
конфликтов и способствования эффективному исполнению законодательства в этой
сфере. Она также содействует сотрудничеству и участию общественности в
ускорении процессов консервации, защиты и улучшения окружающей среды в Северной
Америке. Соглашение, подписанное Канадой, Мексикой и США дополняет положения
НАФТА затрагивающие вопросы связаные с окружающей средой.
Комиссия по
сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды включает в себя три основных
элемента: Совет, Совместный общественный консультативный комитет и Секретариат.
Совет является руководящим органом Комиссии и состоит из представителей на
уровне министров от каждой из трех стран. Совместный общественный
консультативный комитет насчитывает пятнадцать членов, по пять представителей
от каждой страны. Он консультирует совет по любым вопросам в рамках Соглашения.
Секретариат обеспечивает административную, техническую и оперативную помощь
Совету и несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы.
В отношении
Североамериканского соглашения о сотрудничестве области охраны окружающей
среды, канадское межправительственное соглашение обеспечивает механизм участия
в Соглашении провинций и в настоящий момент подписано Альбертой, Квебеком и
Манитобой, повышает участие провинций в развитии и управлении участием Канады в
Североамериканским соглашением о сотрудничестве области охраны окружающей
среды.
На Совете
лежит ответственность за утвержение рабочей программы Комиссии, он также оказывает
поддержку Секретариату в ее осуществлении. В некоторых областях уже был
достигнут прогресс. Рабочие группы, включающие представителей из трех стран
работают над развитием региональных планов действий по запрету использования
ряда химикатов. Одной из обязанностей Секретариата также является рассмотрение
жалоб от неправительственных организаций или частных лиц, в которых содержатся
утвержения о нарушении в странах-участницах Соглашения законодательства в
области охраны окружающей среды. Кроме этого он готовит отчеты по любым
вопросам, связанным с окружающей средой и имеющим отношение к функциям
сотрудничества в рамках Североамериканского соглашения о сотрудничестве в
области охраны окружающей среды.
Таким образом,
можно говорить о том, что за четыре года существования НАФТА, была разработана
четкая организационная структура для эффективного претворения в жизнь
положений Североамериканского соглашения о свободной торговле. Более того,
основные тенденции,изначально приведшие к заключению этого соглашения , нашли
свое отражение не только в области свободной торговли и , следовательно, можно
говорить о распространении принципов лежащих в основе НАФТА на другие сферы
экономики и политики в Североамериканском регионе.
ГЛАВА 2. НАФТА И КАНАДА:
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вслед за
принятием Североамериканского соглашения о свободной торговле 1 января 1994
года , общий объем торговых операций между странами- членами НАФТА стал расти в
беспрецендентном масштабе. Среднегодовой рост общего объема торговых операций
за трехгодичный перирод, закончившийся 31 декабря 1996 года составил 13.8
процента.
В 1996 году
общий объем торговли Канады с партнерами по НАФТА увеличился на 5.8 процента и
достин 338 миллиардов долларов США. Значительный объем экспорта повлиял на
увеличение объема торговли товарами с этими партнерами на рекордную сумму в
41.2.миллиарда долларов США и внес значительный вклад в снижение текущего
дефицита торгового баланса этой страны, нарушив тенденцию. преобладавшую более
чем десятилетие. Увеличение экспорта товаров почти компенсировало дефицит
Канады в сфере услуг и нетоварных сделок в ее партнерами по НАФТА.
Увеличение
канадского экспорта со времени вступления НАФТА в силу и связаное с этим
уменьшение дефицита торгового баланса приобрели характер устоичивой тенденции,
особенно сильно проявлясь в таких областях как автомобильное оборудование
(грузовые, легковые автомобили и запчасти), машины и производственные товары,
добыче аллюминиевой и железной руды и удобрений. Как отражение этой тенденции доля
экспорта партнерам по НАФТА в общем объеме экспорта Канады увеличился с 80.8
процетов в 1993 до 81.5 процентов в 1996.[12]
Импорт в
Канаду из стран-членов НАФТА также вырос, особенно в области импорта машин и
оборудования, автомобилей и запчастей, сельскохозяйственных продуктов. Доля
импорта из стран-партнеров НАФТА в общем объеме импорта Канады увеличилась с
69.2 % в 1993 году до 70.2% в 1996 году.
Следуя за
впечатляющим ростом со времени вступления в силу 1 января 1989 года FTA, объем
канадского экспорта в США вырос на 22% в 1994 году, за чем последовал еще
больший рост в 1995 году (14%) и в 1996 году (6%), когда был достигнут
показатель в 223.5 миллиардов долларов США. Двусторонняя торговля также
расширилась в схожих масштабах и достигла в 1996 г 381.0 миллиарда долларов
США. В настоящее же время Канада и США ежедневно обмениваются товарами и
услугами на сумму в 1 миллиард долааров США.
Ядром торговли
между Канадой и США по прежнему являются машины и транспортное оборудование. С
начала действия FTA канадский экспорт в США промышленных и производственных
товаров, на которые обычно приходится самый высокий НДС, постоянно рос. Таким
же образом Канада продолжает оставаться основным пунктом назначения экспорта из
США, показатели которого выросли на 82.9% (71 миллиард долларов США) с 1988 по
1996 год.[13]
Одним из
наиважнейших преимуществ, которые Канада приобрела в НАФТА явмлся лучший доступ
на мексиканский рынок. Канадские фирмы получили возможность увеличить объем
продаж в секторах, доступ в которые раньше был закрыт, таких как
автомобилестроение, финансовые услуги, грузоперевозки, энергетика и
рыболовство. Кроме того, канадский экспорт постепено стал более разнообразным,
а на товары облагаемые НДС в экспорте в Мексику в 1996 году пришлось более 50%.
В результате, сейчас Мексика занимает девятое место среди самых крупных
экспортных рынков Канады и является четвертым по значимости источником импорта.[14]
Несмотря на
экономические изменения, которые потребовались Мексике в результате финансового
кризиса в декабре 1994 года и его последствий, канадский экспорт в Мексику
вырос на 5.4% и достиг 1.1 миллиарда долларов США в 1995 году, доведя
показатель двусторонней торговли почти до 6.5 миллиардов долларов США. Экспорт
в Мексику вырос еще на 5.3% в 1996 году, а двусторонняя торговля увеличилась на
10.4%, что составило более 7.2 миллиардов долларов США. К 1996 году объем
двусторонней торговли между Канадой и Мексикой в два раза превысил уровень
торговли. зарегистрированный в 1992 году.[15]
Продолжающиеся усилия Мексики, направленные на либерализацию ее рынка. в
особенности в сферах энергетики, банковского дела, телекоммуникаций и
транспорта, продолжают окрывать перед экспортерами из Канады и США все новые
возможности. С развитием и усилением мексиканской экономики, спрос на товары и
услуги будет расти, и партнеры Мексики по НАФТА вполне способны удовлетворить
эти потребности.
Значение
двусторонней торговли в сфере услуг (таких как туризм, грузоперевозки) между
Канадой и США выросли на 71% с 1988 года.[16]
НАФТА расширила объем сфер, подпадающих под это соглашение, по сравнению с
канадско-американским соглашением о свободной торговле и включает в себя
практически все аспекты внешней торговли в сфере услуг. В течение трехгодового
периода, закончившегося 31 декабря 1996 года, экспорт канадских услуг в США
вырос на 16.9%, в то время как импорт из США увеличился на 11.3 %. В 1996 году
экспорт канадских услуг в США и Мексику увеличился лишь ненамного, в некоторой
степени снизив традиционный для Канады в этом секторе дефицит. Самым быстро
развивающимся компонентом торговли в сфере услуг являлись области компьютерных
и информационных услуг, где существует высокая степень специализации.[17] Фактически, двусторонняя
торговля между Канадой и США в сфере информационных услуг стала одной из самых
быстро развивающихся в мире. Экспорт в США также увеличился в таких областях
как средства коммуникаций, архитертура, инженерные и другие технические услуги,
менджмент и рекламные услуги.
Не смотря на
то, что торговля в сфере услуг находится на стадии подъема, на нее приходится
лишь 14% общей торговли товарами народного потребления, но, учитывая важность
той роли, которую услуги играют в ВНП Канады (на них приходится почти две
трети), а также быстрый рост секторов услуг в странах НАФТА, можно ожидать роста
объема торговли в этой сфере.
Заначительные
шаги были предприняты странами-членами НАФТА в сфере либерализации торговли с
помощью снижения тарифов. Заключение североамериканского соглашения о свободной
торговле не повлияло на те положения канадско-американского соглашения о
свободной торговле, согласно которым практически все тарифы между США и Канадой
должны были быть сняты к 1 января 1998 года. В отношении же торговли между
Мексикой и Канадой, практически все тарифы должны будут быть сняты к 1 января
2003 года.
Кроме того,
НАФТА дает возможность ускоренного снятия тарифов по соглашению
заинтересованных стран. Этот процесс зависит от промышленного развития и
включает в себя открытые обсуждения с участием потребителей и других
заинтересованных сторон, посредством чего расмотрение вопроса о снижении
тарифов основывается на поддержке заинтересованного сектора промышленности.
Предварительно
полученные цифры и исследования показывают размер влияния, оказанного снижением
тарифов, согласно FTA и НАФТА, на темпы роста торговли. Канадский экспорт в
США рос быстре, как в денежном выражении, так и в объемах, в секторах,
либерализованых согласно FTA и НАФТА (т.е. промышленное машиностроение,
текстиль, потребительские товары) , чем в секторах, где тарифы уже были низкими
либо равнялись нулю. Импорт из США отражает схожие тенденции ( в особенности в
таких областях как производство одежды, пищевых продуктов и напитков,мебели,
транспортного оборудования и товаров домашнего обихода).
В ценовом
выражении с 1988 по 1995 год канадский экспорт в США товаров, подвергшихся
либерализации согласно FTA и НАФТА, вырос приблезительно на 140 процентов, если
брать за 100 процентов рост экспорта в целом. Импорт товаров такого рода из
США вырос почти на 100 процентов. в то время как общий объем импорта увеличился
на 75 процентов.[18]
НАФТА
значительно повысило привлекательность Канады для иностранных инвесторов,
одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в
экономики партнеров по соглашению. Положения соглашения обеспечивают инвесторам
значительную уверенность и стабильность в принятии решений тем, что гарантируют
справедливое, прозрачное и недискриминирующее отношение к инвесторам и их
инвестициям на все территории зоны свободной торговли. Вклад НАФТА в повышение
продуктивности, основанное на росте конкуренции и лучших стартовых ценовых
показателях, также вызвал увеличение капитальных вложений в Канаде. Суммарный
показатель прямых иностранных инвестиций в Канаду вырос на 8.7 процента в 1994
году, 9.3 процента в 1995 году и 7.4 процента (что составило 180 миллиардов
долларов США) в 1996 г. Занчительно увеличились инвестиции в сфере финансовых
услуг, транспортного и автомобильного оборудования, химической промышленности,
энергетике, средствах коммуникаций, пищевой промышденности. Канадская
статистика сообщает, что в 1996 году Канада являлась третьим по величине
получателем прямых инвестиций от интернациональных компаний, на которые
пришлось 12 миллиардов долларов прямых инвестиций из различных источников.
Иностранные инвесторы произвели финансирование значительной части своих
инвестиций с помощью реинвестирования прибылей, полученных в Канаде,
преимущества чего испытали на себе все канадцы. К концу 1996 года 87 процентов
прямых инстранных инвестиций пришлось на канадские дочерние компании.[19]
США продолжают
оставаться как самым крупным иностранным инвестором в Канаде так и крупнейшим
рецепиентом прямых инвестиций из Канады, на которые пришлось более половины
всех исходящих канадских инвестиций.
Подписание
НАФТА привело к более значительным изменениям в движении капитала между Канадой
и Мексикой. Канадские инвестиции в Мексику значительно увеличились,
концентрируясь в таких сферах как горнодобывающая промышленность, банковском
деле и телекоммуникациях, в то время как наблюдаемый рост мексиканских
инвестиций в Канаду, хотя и носит постоянный характер, но все еще значительно
отстает в размерах.
Таким образом,
очевиден положительный эффект прозведенный НАФТА на экономику Канады и ее
партнеров по НАФТА, но влияние этого соглашения на ситуацию в Канаде нашло свое
отражение и во внутреполитической жизни страны, в частности в квебеском
вопросе.
Политики,
выступающие за отделение Квебека от федерации, заявляли, что независимый Квебек
сможет присоединиться к Северамериканскому соглашению о свободной торговле по
выполнении всего лишь нескольких формальностей. Этим они игнорировали заявление
американского представителя о том, что США будут рассматривать выделение одного
из субъектов федерации Канады как возможность для пересмотрения НАФТА.[20] Подобные комментарии уже
высказывалисьв преддверии референдума 1995 года многими американскими
высокопоставленными чиновниками, но в 1997 году было высказано новое
предупреждение о том, что США рассчитывают в случае отделения Квебека
перезаключить соглашение с оставшейся частью Канады, основываясь на том, что
изменятся основные условия НАФТА. Юридически основание для этого существует, но
кроме того не следует забывать что в ситуации с НАФТА мнение американского
Конгресса иногда бывает важнее чем международное право.
Таким образом,
выход Квебека из Канады способен ухудшить экономическое положение не только
самой провинции, но и страны в целом. Этот момент не мог ускользнуть от
внимания как приверженцев сепаратизма в Квебеке, так и федералистов. Любое
пересмотрение НАФТА даст возможность США снова диктовать свои условия, так как
членство в НАФТА будет необходимо Канаде и Квебеку, чем остальным участником
НАФТА. Американцы, возможно, захотят отменить некоторые существующие ограничния,
такие, например, как огарничения, налагаемые в Квебеке на англоязычные фильмы,
будут настаивать на новых соглашениях затрагивающих сельское хозяйство и т.д.
Но даже если Квебек и сможет добиться включения в состав НАФТА избежав огромных
уступок, экономическое его положение сможент ухудшиться так как Канада, вернее
остальные ее провинции, яавляющиеся основными торговыми партнерами Квебека,
будет являться иностранным государством и естественно, доступ Квебека на ее
внутренний рынок изменится. Шансы на заключение особого соглашения между
Канадой и Квебеком незначительны, так как, согласно положениям НАФТА,
предоставление каких либо экономических преимуществ одоной страной-членом НАФТА
другой автоматически распространяется на других учатников Соглашения.
Пдобные
перспективы никоим образом не могут сбрасываться со счетов ни сепартистами, ни
федералистамим, и, вероятно, осознание возможности экономического проигрыша
охладит пыл наиболее ярых сторонников выхода Квебека из состава Канады
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время,
прошедшее с момента заключения НАФТА (Североамериканского Соглашения о
свободной торговле) никоим образом не уменьшило накал страстей дебатов на эту
тему и не смогло соединить два края пропасти, разделившей сотронников НАФТА и
его противников в 1993 году. Это во многом обусловлено тем, что полемика по
поводу НАФТА, как раньше так и сейчас затрагивает гораздо больший спектр
вопросов чем просто торговля между США, Мексикой и Канадой. С этим соглашением
многие жители этих стран связывают надежды и тревоги, имеющие отношение к
глобализации экономики.
Воздействие и
результаты действия НАФТА на экономику Канады черезвычайно тяжело измерить по
нескольким причинам. Во-первых, ВНП Канады занчительно превышает ВНП Мексики[21], поэтому торговля с этой
страной обречена быть одним из многих факторов, оказывающих влияние на общую
картину внешнеторговых связей Канады. Во-вторых, еще до заключения Соглашения,
шла активная торговля между Канадой и ее соседями по региону, таким образом
НАФТА не произвела революции в их отношениях, а лишь привела к снижению
тарифов. В-третьих, вскоре после вступления НАФТА в силу, в экономики Мексики
начался спад. Сторонники Соглашения и, в первую очередь, администрация
Клинтона, убедительно доказывают, что НАФТА в значительной степени смягчило
воздействие экономического спада в Мексике на американо-мексиканскую торговлю.
Сам президент Клинтом в письме к Конгрессу заявил: ”НАФТА оказала содействие
быстрому выходу Мексики из глубокого экономического спада, что ползволило этой
стране продолжить демократические преобразования в исторических размерах.”[22] Оппоненты, не имея возможности
оспорить это, обвиняют НАФТА в том, оно подтолкнуло Мексику к принятию и
проведению той самой политики, которая и явилась причиной спада в экономике
этой страны. Однако, трезвая оценка фактов позволяет считать подобное
заявление явным преувеличением.
В общем и
целом, хотя НАФТА, конечно же, не оказало того пагубного эффекта, который
предсказывали его противники, но и не принесло той огромной пользы, которую
обещали его сторонники, результаты достигнутые четыре года спустя после
заключения согласшения можно вполен оценивать как положительные. Канада
является торговым партнером США номер один, Мексика также входи т в первую
десятку. На обоих соседей Канады по региону приходится одна треть мировой
торговли этой страны. Такие торговые отношения обеспечивают потребителям в этих
трех странах товары по конкурентным ценам, а экспортные отрасли промышденности
обеспечивают рабочие места, зарплата на которых выше средней. [23]
Однако
противники НАФТА продолжают настаивать на том, что торговля такого рода и
инвестиции за границу лишают США и Кнаду рабочих мест. Они высказывают
предположение. что НАФТА и глобализация в целом, приводит к снижению уровня
заработной платы, особенно для низкоквалифицированных рабочих.
Полного
решения этой дилеммы еще не найдено, однако среди вариантов. которые могут
помочь найти выход, акцент следовано бы сделать на обучающие курсы и, в
долгосрочном плане, повышение уровня начального и среднего образования.
Ограничение же торговли не сможет привести к повышению благосостояния ни
низкоквалифицированных рабочих, ни других слоев. Даже Соединенные Штаты
Америки. на долю которых приходится 25% мировой экономики и всего 5% (с
тенденцией к уменьшению) населения земного шара,[24] будут не в состоянии сохранить
свои стандарты уровня жизни, если не продолжат увеличивать экспорт и искать
новые рынки. НАФТА в этом плане уже доказало свой успех. Оно, наряду с
Соглашением по информациооным технологиям, Соглашением ВТО по
телекоммуникациям, 22 секторальным торговым соглашениям и более чем 170 другими
торговыми соглашениями, привело к росту реального валового экпорта Канады на
37% с 1993. Своим ростом канадская экономика на одну треть обязана экспортным
показателям, которые выросли в три раза быстрее, чем соответсnвующие показатели
по валовому доходу.[25]
Таким образом интересы наций американского континента призывают делать ставку
на развитие и расширение НАФТА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Free
the first track//Washington Times, Tuesday, 9 September 1997
2.
OAS
Overview fo the North American Free Trade Agreement, 1998 site Oragnizations of
American States
3.
NAFTA
Companies, October 1997 site NAFTA
4.
NAFTA:
A Partnership at Work From; Department of Foreign Affairs and International
trade (DFAIT) Canada, June 1997 site NAFTA
5.
Nafta
Report Card// Washington Post, Tuesday, July 1,1997
6.
NAFTA
at Three//Washington Post, Wednesday, July 16,1997
7.
NAFTA
warning should be heeded // Montreal Gazette, Monday 12, 1997
8.
Study
on the Operation and Effect of the North American Free Trade Agreement. From :
Reports issued by the Office of the United States Trade Represenatative and
Related Entities, January 1998 site NAFTA
[1] Reports Issued by
the Office if the United States Trade Representative and Related Enteties.-
site NAFTA, 1997
[2] OAS Overview of the
Nothern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States,
1998
[3] NAFTA: A Partnership
at Work from Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT)
Canada, June 1997
[4] OAS Overview of the
Nothern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States,
1998
[5] NAFTA: A Partnership
at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada,
June 1997, site NAFTA
[19] NAFTA: A
Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade
(DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA
[20] NAFTA warning
should be heeded // Montrreal Gazette, Monday, may 12, 1997
[21] NAFTA Report Card,-
Washington Post, Tuesday, July 1, 1997
[22] Ïèñüìî
ïðåçèäåíòà
Êëèíòîíà
Êîíãðåññó/President Clinton’s
Letter to Congress/ From: Reports issued by the Office of the United States
Trade Representative and Related Entities
[23] NAFTA at Three, -
Washington Post, Wednesday, July 16, 1997
[25] President Clinton’s Letter to
Congress. Study on the Operation and Effect of the North American Free Trade
Agreement From: Reports issued by the Office of the United Stattes Trade
Representative and Related Entities, January 1998, site NAFTA