|
||||||||||||||||||||||||||
При раздельном учете товаров предприятие заплатит НДС 17%, при отсутствии раздельного учета всю продукцию придется облагать по максимальной ставке. Однако ведение раздельного учета при большой номенклатуре продукции зачастую требует больших затрат на вычислительную технику и программное обеспечение. 4.2. Налог с продаж. Налог с продаж дополнил налоговую систему России с момента вступления в силу Федерального закона от 31.07.1998 №150-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ ». На территориях субъектов федерации налог с продаж (далее по тексту НсП) вводится нормативно-правовыми актами законодательных органов субъектов РФ. Ставка НсП устанавливается до 5%.Объектом обложения НсП является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет физическим и юридическим лицам. Часть товаров освобождена от НсП. Перечень товаров не облагамых НсП близок с перечнем товаров,ь облагаемых НДС по ставке 10%, не полностью не совпадает с ним. В отличие от НДС входной НсП к зачету не принимается, а относится на стоимость приобретаемых товаров, поэтому каждая перепродажа приводит к ощутимому удорожанию товаров. Пример. Покупатель 1 купил товар за 120 руб. за наличный расчет (товар 100 руб. + НДС 20 руб.) С учетом налога с продаж стоимость товара составит 120 х 1,05 = 126 руб. Покупатель 2 купил этот товар за наличный расчет (товар продается без наценки) по цене 126 х 1,05 = 132,3 руб. Покупателю 3 этот товар обойдется 132,3 х 1,05 = 138,92 руб. Таким образом, пройдя трех покупателей товар подорожал на 18,92 руб. (132,92 – 120) или на 15,77%. С 2002 введена в действие глава 27 НК РФ «Налог с продаж». Основное изменение состоит в том, что наличный оборот между юридическими лицами с 01.01.2002 НсП не облагается. Теперь НсП взимается только с физических лиц, т.е. с конечного потребителя. Кроме того субъекты федерации теперь не могут изменять перечень на облагаемых НсП товаров. Ранее этот перечень мог корректироваться местной законодательной властью и имел существенные различия по разным регионам. Например, в законе о НсП Московской области в числе товаров, освобождаемых от НсП указан картофель отечественного производителя. Однако законодатель, желая поддержать отечественного производителя, не учел, что теперь этому производителю придется отечественный (не облагаемый НсП)и импортный (облагаемый НсП) картофель хранить в разных бункерах и следить чтобы эти продукты не смешивались. А в кафе блюдо из импортного картофеля будет на 5% дороже чем из отечественного (как это объяснить покупателю). Как и в случае с НДС необходимо вести раздельный учет продаж, облагаемых и не облагаемых НсП. Если это условие не соблюдается то НсП облагается весь оборот (реализация) за наличный расчет. Пример. Ежедневно в магазине в среднем совершают покупки 50 чел. Средняя величина покупки 200 руб. Удельный вес товаров не облагаемых НсП составляет 30%. Объем продаж в месяц составит 300.000 руб (50 чел. х 200 руб. х 30 дн.). Объем необлагаемых товаров составит 300.000 х 30% = 90.000 руб. При ведении раздельного учета НсП составит 10.500 руб. (300.000 –90.000) х 5% . Если раздельного учета нет НсП составит 15.000 (300.000 х 5%). Разница (переплата в бюджет) составит 4.500 руб. Между тем, организовать раздельный учет реализации совсем не простое дело при большой номенклатуре товаров. При этом следует учесть, что надо организовать 1) раздельный учет по ставкам НДС и 2)раздельный учет по НсП (перечни товаров освобожденных от НсП и с пониженной ставкой НДС полностью не совпадают). Т.е. необходимо организовать как минимум два дополнительных уровня аналитического учета, что влечет за собой необходимость приобретения мощной вычислительной техники, не дешевого программного обеспечения, дополнительный штат работников учета. Следует отметить еще одну интересную деталь НсП. Покупки по кредитным картам считаются наличным оборотом. Видимо, законодатель таким образом решил увеличить налогооблагаемую базу по НсП, хотя объем продаж по кредитным картам на предприятиях торговли составляет около 3% от общего оборота. Законодатель видимо был не в курсе, что в России существует такая операция как «скручивание кассы», проводимая различными методами (электронными, программными, механическими). При налоговых проверках иногда обнаруживалось, что скручивается до 50-70% выручки. При продаже по кредитной карте сигнал о списании средств поступает на терминал банка и деньги зачисляются со счета покупателя на расчетный счет продавца (магазина) и изменить (исказить) эту операцию продавец не может. В 2000 г. Конституционным Судом РФ было сделано заключение о неконституционности налога с продаж. Поскольку этот налог берется со стоимости, включающей НДС, получается, что начисляется налог на налог, что не допускается налоговым законодательством. Конституционный суд РФ предложил отменить этот налог. Вероятно это произойдет с 2004 года. Отсрочка отмены НсП связана с тем, что бюджеты регионов рассчитаны с учетом этого налога, а сам налог уплачивается не предприятиями, конечным потребителем (покупателем), предприятие же получив налог в составе цены, в полном объеме перечисляет его в бюджет. 4.3. Единый социальный налог (ЕСН). ЕСН введен в действие с 01.01.2001 года главой №24 НК РФ. ЕСН начисляется на Фонд оплаты труда (ФОТ), выплачиваемый за выполнение трудовых обязанностей. Налог начисляется и оплачивается работодателем и относится на себестоимость выпускаемой продукции. ЕСН объединил в себе ранее уплачиваемые взносы в страховые фонды. | ||||||||||||||||||||||||||
Платежи |
Ставки в соцфонды |
Ставки ЕСН |
||||||||||||||||||||||||
Пенсионный фонд (ПФ) |
28% |
28% |
||||||||||||||||||||||||
Фонд медицинского страхования (ФОМС) |
3,6% |
3,6% |
||||||||||||||||||||||||
Фонд социального страхования (ФСС) |
5,4% |
4,0% |
||||||||||||||||||||||||
Фонд занятости населения(ФЗ) |
1,5% |
0% |
||||||||||||||||||||||||
ИТОГО |
38,5% |
35,6% |
Таким образом с введением ЕСН платежи в соцфонды формально снизились на 2,9%, однако на практике это не совсем так. Законодательно введен дополнительный платеж в ФСС - страхование от несчастных случаев на производстве. Ставка платежа составляет от 0.2 % в торговле до 1,7% в строительстве до 4% на опасных производствах. На этом фоне снижение ставки платежей в соцфонды становится весьма призрачным.
Объединение платежей в ЕСН носит формальный характер, поскольку как и раньше предприятие при получении средств на заработную плату в банке должно сдать платежные поручения на перечисление платежей по подоходному налогу и в соцфонды отдельными платежными поручениями в каждый фонд. Платежи в ФОМС оформляются двумя платежками: 3,4% в городской ФОМС и 0,2% в федеральный ФОМС. В 1997г. ФОМС разрешил отправлять платежи одним платежным поручением (на 3,6%), однако уже через полгода это решение было отменено и отчетные формы предприятий по ФОМС пересчитывались на два фонда. Понятно, что если внутри одного фонда невозможно разделить деньги, то что говорить об объединении различных фондов. Видимо еще не скоро социальный налог станет действительно единым. Пока же предприятие при получении средств на оплату труда обязано сдать в банк шесть платежных поручений:
1.Подоходный налог.
2.Пенсионный фонд 20%.
3.ФОМС федеральный 0,2%.
4.ФОМС городской 3,4%
5.ФСС 4%.
6. ФСС (несчастные случаи на производстве) по шкале ФСС.
С 01.01.2002 законодатель в очередной раз «порадовал» налогоплательщика, изменив пенсионное законодательство. Теперь платежи в пенсионный фонд осуществляются по трем направлениям:
1. Федеральный бюджет (базовая часть ПФ) 14%.
2. Страховая часть от 8% до14% по возрастным группам.
3. Накопительная часть от 0% до 6% по возрастным группам.
Естественно, что платежи в каждый адрес оформляются отдельным платежным поручением. Теперь предприятие при получении зарплаты несет в банк восемь платежек (обычно каждая в пяти экземплярах).
Кроме того предприятиям теперь необходимо вести учет отчислений в пенсионный фонд по каждому работнику и в разрезе возрастных групп, что весьма существенно увеличивает трудоемкость учета.
Отчетность по ЕСН сдается теперь в налоговую инспекцию: в 2001 г. –ежемесячно, в 2002 г. – ежеквартально. Кроме того, ежеквартально сдается отчет в ФСС. Согласно новому пенсионному законодательству дополнительно будет сдаваться отчет в ПФ, вероятно, ежемесячно, хотя отчетные формы еще не утверждены и не опубликованы.
4.4. Налоги в дорожные фонды.
Налоги в дорожные фонды введены законом РФ от 18.10.1991 г.№1759-1. Закон вводит следующие налоги:
1. Налог на пользователей автодорог. В настоящее время составляет 1% от объема реализации продукции без НДС и НсП.
2. Налог на владельцев транспортных средств. Начисляется по ставкам от мощности двигателя в л.с.
3. Налог на реализацию горюче-смазочных средств (ГСМ). 25% от суммы реализации ГСМ без учета НДС и НсП. При перепродаже базой для налогообложения является разница между покупной и продажной ценой. Отменен с 01.01.2001.
4. Налог на приобретение транспортных средств. 20% от продажной цены без учета НДС, НсП и акцизов. Отменен с 01.01.2001.
Наиболее весомый налог из перечисленных – это налог на пользователей автодорог. Тем более его ставка до 2001 года составляла 2.5% от объема реализации, что составляло весьма существенную сумму для предприятия. Ведь облагаются все деньги полученные предприятием в качестве реализации продукции, независимо от прибыльности и доходности этой реализации. Только для научных и строительных организаций
Налогооблагаемой базой является объем собственных работ (т.е. реализация за вычетом услуг соисполнителей).
Закон о дорожных фондах утрачивает силу с 01 января 2003 г.(ст.5 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ).
4.5. Налог на прибыль.
Действующий в настоящее время налог на прибыль введен Законом РФ от 27.12.1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Ставка налога для большинства предприятий 35% от прибыли. Распределяется по трем бюджетам: федеральный - 11%, республиканский – 19%, местный – 5%. Посреднические операции облагаются налогом по ставке 43%.
С 01.01.2002 г. введена в действие гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Закон о налоге на прибыль прекращает свою деятельность. Введение гл.25 НК РФ (Закон РФ от п.06.08.2001 №110-ФЗ) внесло значительные изменения в учете. Законодательно разделен бухгалтерский и налоговый учет.
Серьезное расхождение бухгалтерского и налогового учета началось в 1995 г. Приказом Минфина от 26.12.195 г. №170 утверждено «Положение о бухгалтерском учете и отчетности», которое ввело в бухучет применяемый во всем мире принцип «временной определенности фактов хозяйственной деятельности», т.е. выручка от реализации в бухучете стала определятся только одним способом – «по отгрузке» (устойчивый термин). Однако, в связи с некоторыми особенностями российского бизнеса (слабой финансовой дисциплиной, валом неплатежей, неразвитостью системы арбитражных судов и пр.), предприятиям разрешается в целях налогообложения признавать выручку «по оплате» (устойчивый термин). Таким образом, в бухгалтерском учете отражается выручка за продукцию, которая передана заказчику (право собственности перешло к заказчику), а в целях налогообложения принимается выручка оплаченная, т.е. фактические средства, полученные в оплату отгруженной продукции. Разница между этими двумя «выручками» и величиной прибыли бывает очень значительной и даже противоположной. На практике достаточно часто бывает, что по бухгалтерскому учету (по отгрузке) предприятие имеет прибыль, а по налоговому учету (по оплате) – убыток.
В последующие годы количество статей затрат, которые по разному учитываются в бухгалтерском и налоговом учете увеличился настолько, что возникла необходимость в специальной форме, для расчета налогооблагаемой прибыли. В 1997 г. появилась «Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли».
С введением гл. 25 НК РФ эти два вида учета окончательно разделились. Статья 313 НК РФ гласит: «налогоплательщики исчисляют налоговою базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета», т.е. в кодексе закреплено ведение специального налогового учета, причем формы первичных учетных документов налогоплательщик должен разработать самостоятельно.
Ставка налога на прибыль установлена на уровне 24% для всех организаций независимо от вида деятельности, т.е. снижена на 11%. Одновременно отменены все льготы по прибыли, что ,например, уже привело к удорожанию стоимости образования.
Следует отметить, что гл.25 НК РФ имеет очень много неточностей, недочетов, неоднозначного толкования законодательных норм. Выпущенные МНС в апреле 2002 методические рекомендации по налогу на прибыль ситуацию не прояснили. По отдельным комментариям в прессе готовится внесение серьезных изменений в гл. 25. В настоящее время количество предлагаемых изменений достигло более 2000.
4.6. Другие налоги, уплачиваемые предприятием.
4.6.1. Налог на имущество предприятий.
Введен Законом РФ от 13.12.1991 №2030-1. Ставка налога составляет 2% от среднегодовой стоимости имущества предприятия. В стоимость имущества входят: основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, материалы, незавершенное производство, готовая продукция на складе, расходы будущих периодов, отгруженная продукция, право собственности на которую не перешло покупателю. Налог относится на финансовые результаты и уменьшает налогооблагаемую прибыль.
4.6.2. Налог на рекламу.
В соответствии с подп. З п.1 ст.21 Закона об основах налоговой системы налог на рекламу уплачивают юридические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.
4.6.3. Налог на доходы физических лиц.
До 2001 года действовал закон РФ от 07.12.1991 №1998-. «О подоходном налоге с физических лиц». Ставка налога увеличивалась в зависимости от величины дохода с 12% до 35%.
С 2001 года введена в действие гл.23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Ставка налога перестала быть прогрессивной (плоская шкала) и все доходы (кроме специально установленных ст.224) облагаются по ставке 13%.
Следует отметить, что налог на доходы физлиц не является налогом предприятия. В данной ситуации предприятие выступает налоговым агентом по сбору и перечислению налога.
Применение плоской шкалы преподносится налоговыми и другими госорганами как большой подарок налогоплательщику. Однако это не совсем так.
Пример.
В 2000 г. доходы до 50000 руб. в год облагались по ставке 12% подоходный налог и 1% пенсионный фонд, т.е. 13%. Доход свыше 50000 облагался по ставке 20% (дальнейшее увеличение ставки в примере не рассматривается).
Пятьдесят тысяч рублей в год означает зарплату чуть больше 4000 руб. в месяц. Судя по публикуемым статистическим данным зарплата большинства населения страны не превышает эту сумму и, таким образом, радости от введения плоской шкалы подоходного налога не ощущает.
Если годовой доход составил 60.000 руб. в год (5000 руб. в месяц), то с 10.000 руб. будет уплачен налог 20 %,т.е. 2000 руб. по старой ставке, а по новой ставке 13% - 1300 руб. Экономия на налоге составляет 700 руб. в год.
При доходе 70000 в год экономия соответственно составит 1400 руб. в год. Серьезная экономия по налогу появится при доходах свыше 100.000 руб. в год (8000-9000 руб. в месяц), поэтому меньшинство населения воспользуется преимуществами плоской шкалы подоходного налога. Кроме того при рассуждениях о преимуществах полоской шкалы налога налоговые органы скромно умалчивают о ЕСН, которым облагаются практически все выплаты по ставке 35,6% от ФОТ. На фоне этого экономия на ставке подоходного налога становится более чем призрачной.
5. Имеет ли смысл «выходить из тени».
Различные государственные органы убеждают налогоплательщика в средствах массовой информации и в публичных выступлениях, что налоговая реформа в стране идет полным ходом, налоговое бремя резко снижается и «пора выходить из тени». Однако, если пять-десять налоговых законов объединить в один НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС, то не стоит называть это реформой. Причем очень многие положения НК недостаточно проработаны, а иногда и просто содержат ошибки. Первоначально вторая часть НК РФ принята в августе 2000 года. 29 декабря 2000 в нее внесены изменения (за три дня до введения в действие – 1 января 2001). Причем серьезным изменениям подверглась только гл.24 «ЕСН». В главу 22«Акцизы» внесены только технические исправления, зато около 76 штук и т.д. За период с 01.01.2001 по 01.04.2002 Форма отчетности по налогу на имущество изменялась два раза, форма отчетности по ЕСН - три раза, форма отчетности по НДС – 4 раза (следует учесть, что при предоставлении формы НДС по неустановленной форме, при налоговой проверке входной НДС может быть не зачтен). Глава 25 «Налог на прибыль организаций» по своей «сырости» превзошла все предыдущие главы вместе взятые.
Для расчета облегчения налогового бремени в таблице приведен расчет объемы изымаемых налогов при новой и старой системе налогообложения.
Пояснения к таблице.
Допущение 1. Для упрощения расчетов предполагается, что материальные расходы отсутствуют. Например, фирма оказывает консультационные услуги.
Допущение 2. Работниками фирмы являются ее учредители, поэтому у них есть два варианта получения личного дохода: либо все поступления направить в зарплату, либо получить эти доходов в виде дивидендов от прибыли.
Допущение 3. Хотя подоходный налог не является налогом предприятия, психологически он воспринимается работодателем как один из налогов на ФОТ.
При расчете учтены основные налоги, имеющие наибольший удельный вес.
Как видно из таблицы, при направлении всей выручки от деятельности в зарплату работники получат на руки (чистыми) 53% от выручки при новых условиях и 50% при старых. В 2000 году ставка налога на пользователей автодорог была 2,5% и 1,5% взималось в качестве сбора на содержание объектов соцкультбыта, всего 4% от реализации.
При направлении всей выручки в прибыль работники получат на руки соответственно в новых условиях – 60% от выручки, в старых 48%. Таким образом уровень изъятия составляет не менее 40% , что едва ли вызывает желание налогоплательщика полностью легализовать свои доходы.
Изменим условия примера. Предположим, что 163.200 руб. это доход, т.е. разница между покупной и продажной ценой товара.
Куплен товар за 1.000.000 руб. (затраты).
Продан товар за 1.163.200 руб. (выручка).
Доход 163.200 руб.
Торговая наценка 16,3%
Остальные условия примера остаются неизменными. Предприятие заплатит тот же объем налогов – 76.200 руб. Однако, показатель выручки в данной ситуации значительно выше, чем в предыдущей. Если отнести сумму налогов к выручке, то получим: 76.200 / 1.163.200 = 6,5%.
Тогда можно сказать, что налоговое бремя составляет всего 6,5% от выручки, что является, наверное, самым низким показателем в мире.
НОВАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ВСЕ В ЗАРПЛАТУ
ВСЕ В ПРИБЫЛЬ
Ставка %
Уд.вес в выручке
Уд.вес в выручке
Ставка %
Выручка
163 200
163 200
Выручка
НДС
20%
27 200
17%
17%
27 200
20%
НДС
Реализация
136 000
83%
83%
136 000
Реализация
ФОТ
100 000
61%
20%
32 640
24%
Налог на прибыль
ЕСН
35,6%
35 600
22%
63%
103 360
Чистая прибыль
ФСС НС
0,4%
400
0,2%
4%
6 202
6%
Налог на дивиденды
Итого соцналоги
36 000
22%
Подоходный
13%
13 000
8%
Итого налоги на ФОТ
49 000
30%
На руки
87 000
53%
60%
97 158
На руки
Всего налогов
76 200
47%
40%
66 042
Всего налогов
СТАРАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ВСЕ В ЗАРПЛАТУ
ВСЕ В ПРИБЫЛЬ
Ставка %
Уд.вес в выручке
Уд.вес в выручке
Ставка %
Выручка
163 200
163 200
Выручка
НДС
20%
27 200
17%
17%
27 200
20%
НДС
Реализация
136 000
83%
83%
136 000
Реализация
ДФ + ЖФ
4,00%
5 440
3%
ФОТ
94 267
58%
29%
47 600
35%
Налог на прибыль
ЕСН
38,5%
36 293
22%
54%
88 400
Чистая прибыль
ФСС НС
0,4%
0
0,0%
0%
0
12%
Налог на дивиденды
Итого соцналоги
36 293
22%
Подоходный
13%
12 255
8%
Итого налоги на ФОТ
48 548
30%
На руки
82 012
50%
48%
77 792
На руки
Всего налогов
81 188
50%
52%
85 408
Всего налогов
Список использованной литературы:
1.Налоговый Кодекс РФ. части 1 и 2.инансы, М.Ось-089 2000 г.
2. Постатейный комментарий к Главе 25 НК РФ. Российский налоговый курьер, М.2002
3. Брызгалин А.В. Переходная экономика. М.,1994.
4.Лапина О.Г. Годовой отчет за 2001 год .М. АКДИ 2002 г.
5. Законом РФ от 06.12.1991 г. №1991-1.
6. Инструкция ГНС №39 «О порядке исчисления и уплаты НДС».
6. Федеральный закон от 31.07.1998 №150-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ »
7. Закон РФ от 18.10.1991 г.№1759-1 «Налоги в дорожные фонды»
8. Закон РФ от 07.12.1991 №1998-. «О подоходном налоге с физических лиц».
9. Брызгалин А. В. Актуальные вопросы применения ответственности за нарушение налогового законодательства: теория и практика // Хозяйство и право. 1997. № 7.