Научно-техническая революция и структурная перестройка производственного аппарата
Научно-техническая революция и структурная перестройка производственного аппарата
Министерство образования Российской Федерации
Новокузнецкий
филиал-институт
Кемеровского
государственного университета
Кафедра
экономической теории
Студент
группы ЭГ-021
М.
А. Шеенкова
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО АППАРАТА
Руководитель
канд. экон. наук,
доцент
Л. П. Шургая
Курсовая работа Курсовая
работа
допущена к защите защищена с оценкой “_____”
________________ ___________________
подпись руководителя
подпись руководителя
“____”____________2003 г.
“____”___________2003 г.
Новокузнецк
2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1.
Характеристика
производственного аппарата и целесообразность проведения структурной
перестройки промышленности----------------------5
1.1.
Характеристика
производственного аппарата. ------------------------------5
1.2.
Характеристика
промышленности---------------------------------------------9
1.3.
Структурная
политика переходного периода-------------------------------11
1.4.
Селективная
структурная политика. Механизмы реализации селективной структурной политики.
Ограничения селективной структурной политики-----------------------------------------------------------12
1.5.
Концепция
структурной политики России----------------------------------17
1.6.
Инвестиционная
политика как фактор преодоления кризиса структурной несбалансированности------------------------------------------20
2.
Научно-технический
прогресс как материальная основа формирования эффективной структуры
производства--------------------------------------------25
2.1.
Характеристика
научно-технического прогресса. Основные направления научно-технического
прогресса--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------25
2.2. НТП и структурная перестройка
экономики--------------------------------31
2.3.
НТР как
фактор морального старения основных фондов производства------------------------------------------------------------------------------------------34
2.4.
Влияние
научно-технической революции на изменение амортизационного фонда--------------------------------------------------------37
Заключение---------------------------------------------------------------------------------41
Список использованной литературы--------------------------------------------------44
Введение
Наметившаяся еще в 70-е годы тенденция к замедлению темпов
экономического роста, снижение эффективности, формировавшийся в течение
десятилетий разрыв между структурой и масштабами производства и потребления, в
конечном счете, не могли не завершиться экономической катастрофой. Вместе с
тем, ситуация была усугублена крахом плановой экономики, не сумевшей экономический
кризис не только предотвратить, но и преодолеть.
Переход нашей экономики от планово-централизованной к
рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался падением
производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием
социальной напряженности в обществе. Таких существенных негативных последствий
никто не предполагал; прогнозировалось экономическое ухудшение в стране, но не
в таких масштабах. Почему же произошла такая ситуация?
Можно назвать множество объективных и субъективных причин, но
ни одна из них до конца не раскроет суть происходящего, настолько это
многоплановое явление неординарно для нашей страны. Ясно и то, что на этом
этапе отсутствовала хорошая и научно обоснованная программа экономического и
социального развития страны. Управленческий персонал не был должным образом
подготовлен к выполнению своих функций в условиях рыночных отношений. Это
относится не только к верхним эшелонам власти, но и в целом к директорскому
корпусу.[1]
Все это, вместе взятое, сыграло негативную роль при
осуществлении экономических реформ в России.
Преодоление кризиса переходной экономики сопряжено не только
с ее разгосударствлением, но и осуществлением глубокой
структурно-инвестиционной перестройки. Ее крупнейшим и важнейшим субъектом
является государство. Перед правительственными органами в этой связи возникает
проблема выработки долгосрочной инвестиционной программы, в конечном счете,
направленной на достижение равновесия, соответствующего законам рыночной
экономики.
Административно-командная система экономики характеризуется
отсутствием подъема производства. В этот период отсутствует внедрение
достижений научно-технического прогресса. Производственный аппарат пришел в
негодность. При переходе на рыночные отношения начинаются активные поставки
импорта из-за границы. Российские товары становятся неконкурентоспособными.
Однако поступление на рынок более дешевых импортных товаров не лучшего качества
не может поднять экономику страны. Задача государства в этот момент –
обновление основных фондов производственного аппарата за счет внедрения
достижений научно-технического прогресса.
Выход из кризиса – государственная инвестиционная программа,
направленная на структурную перестройку за счет, в том числе, инфляционных
источников[2].
1.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО АППАРАТА И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ
ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1.
Характеристика
производственного аппарата.
До 90-х годов в Российской Федерации происходило непрерывное,
хотя и постепенно замедляющееся наращивание объемов основных фондов. Только за
период с 1981 по 1990 г. по данным Госкомстата объем основных фондов вырос в
1,7 раза. При этом в отраслях реального сектора - промышленности, строительстве
темпы роста физического объема были выше, чем в экономике в целом.
Рост объемов основного капитала носил преимущественно
экстенсивный характер. При высоких темпах ввода новых фондов, сохранялись
низкие темпы ликвидации оборудования. Таким образом, большая часть вновь
вводимых основных фондов направлялась не на замену устаревших, а на увеличение
их общего объема. При этом накапливался груз проблем, связанных с нахождением в
составе основных фондов значительной доли устаревшего оборудования, а также их
низкой эффективностью, увеличением расходов на эксплуатацию и ремонт.
Степень износа основных фондов на начало 2000 г. составила
44%, при коэффициенте выбытия – 1,1, и коэффициенте ввода – 1,4 за 1999 г. В
отраслях реального сектора уровень износа еще более высок. По отраслям
экономики уровень износа основных фондов в промышленности, сельском хозяйстве и
на транспорте выше среднего.
В промышленности активная часть основных фондов изношена на
2/3, а в ряде базовых отраслей, таких как машиностроение, химическая и
нефтехимическая промышленность, уровень износа оборудования составляет более
75%.
Для характеристики уровня изношенности основных фондов,
определения их части, нуждающейся в замене, важно рассмотреть не только среднюю
степень их износа, но и долю полностью (по данным бухгалтерского износа)
изношенных фондов.
В целом по экономике (по крупным и средним предприятиям) доля
всех полностью изношенных основных фондов составила к началу 1999 г. 12%, в
промышленности почти 20%. Удельный вес полностью изношенных машин и
оборудования составил, соответственно, 31,1 % и 34%.
Период экономических реформ 1990-1998 гг. охарактеризовался
резкими негативными сдвигами в возрастной структуре активной части
производственного капитала в реальном секторе. Наиболее важным
структурообразующим сектором производства в России является промышленность.
Негативные процессы старения производственного оборудования
происходили еще в 70-х и 80-х годах. Так, доля оборудования в возрасте до 5 лет
с 1970 по 1990 год снизилась с 40,8% до 29,4% или на 11 процентных пунктов.
Однако в период 1990-1999 гг. произошло резкое сокращение доли нового
оборудования (до 5 лет) в структуре активной части производственных фондов: с 29,4%
до 3,9% или за 9 лет на 25,5 процентных пунктов. Значительно выросла доля
устаревшего производственного оборудования (возраст более 20 лет): с 15% до 34,9%.
В развитых странах средний срок работы оборудования не
превышает 10 лет. В России же доля оборудования до 10 лет составляет менее 20%.
Такое положение с возрастной структурой активных производственных фондов
характерно не только для промышленности в целом, но и для других важнейших
отраслей экономики: транспорта, строительства и сельского хозяйства. Однако
информация Госкомстата о динамике возрастной структуры производственных фондов
в отдельных отраслях промышленности и экономики отсутствует.
В то же время параметры, отражающие процесс воспроизводства в
этих отраслях, в частности, степень износа, доля полностью изношенного
оборудования, достаточно близки к данным в промышленности.
Таким образом, усиление тенденций старения оборудования обусловлено,
прежде всего, снижением темпов ввода нового оборудования и вывода устаревшего.
Коэффициент обновления по промышленности в целом снизился за
последние 10 лет с 7,5% до 1,12%, то есть почти в 7 раз.
Снизились и ранее невысокие темпы вывода устаревшего
оборудования. В 1990 г. – 2,73%, в 1999 г. они составили 1,65%.
Средний фактический срок службы оборудования в промышленности
составляет сейчас около 30 лет, что в 2,5 раза выше нормативного срока (около
12 лет).
При нынешних темпах обновления и ликвидации оборудования, его
средний возраст будет увеличиваться не менее чем на 1 год и процесс старения
фондов и технологическое отставание не будут преодолены.
Анализ использования производственных мощностей показывает,
что значительная часть оборудования ввиду его физического и морального износа
не задействована в производстве.
Даже в пределах одной отрасли, но в различных производствах,
степень использования оборудования отличается. Чем выше доля обработки, тем
ниже и уровень использования мощности.
Характерный пример – черная металлургия. Добыча руды и
производство кокса – мощности используются почти полностью – 90%. Производство
чугуна – 84%, более высокий передел – сталь – 71%, прокат – 63%, и, наконец,
уже при производстве продукции с более высоким уровнем применения технологий
(стальные трубы, прокат с упрочняющей термической обработкой) ~ 30%.
То же самое можно наблюдать и в химической промышленности.
Загрузка оборудования для производства продукции, требующей более сложных
технологий (трубы и детали трубопроводов их термопластов, стеклопластики,
лакокрасочные материалы) – около 20%, тогда как при производстве аммиака, серы,
апатитового концентрата – 60-70%.
По этой причине наиболее низка загрузка оборудования в
машиностроении – в среднем 15-20%.
В течение цикла деловой активности в зависимости от его роста
или спада меняется и загрузка производственной мощности. Имеющиеся свободные
мощности обусловливают восстановление экономической активности во время подъема
деловых циклов. Отчасти это наблюдается и в России в 1999-2000 годах. Однако
существует и определенный предел загрузки оборудования. И если у одних
производств таким верхним пределом может служить недостаточный объем мощностей
(капитала), то в высокотехнологичных производствах, и особенно в машиностроении
таким верхним пределом служит качество оборудования и использование технологий.
Значительная доля устаревшего оборудования является препятствием для
дальнейшего роста производства[3].
1.2.
Характеристика
промышленности
Экономика любой страны состоит из множества отраслей:
промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи, торговли
и др. Но основой, фундаментом ее является все же промышленность.
Решающей сферой для подъема экономики в целом является
промышленность, и именно на ее росте должны быть сосредоточены усилия всех
ветвей власти и основных экономических структур[4].
Под активной промышленной политикой следует подразумевать
комплекс целевых воздействий, направленных на хозяйственные процессы в
промышленной сфере для достижения необходимых результатов, прежде всего,
увеличения темпов роста, модернизации технологической базы, повышения качества
и конкурентоспособности продукции и освоения рынков. Это позволит расширить
ресурсные возможности для дальнейшего технологического развития и обновления
этой отрасли. В промышленности создается основной объем валового внутреннего
продукта (ВВП), кроме того, промышленность определяет технический уровень
других отраслей хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, ее
положительная динамика предопределяет все общественное развитие.
Промышленность России отличалась существенной технологической
отсталостью еще в период до начала рыночных преобразований 90-х годов.
Большинство предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, за
исключением отдельных отраслей оборонного комплекса, располагало устаревающей
производственной базой и практически не осуществляло модернизации, ранее
несколько корректировалось довольно значительным объемом ввода новых мощностей,
создававшихся на более современной технической базе и в основном за счет
импортного оборудования. Однако в целом нарастал технологический отрыв
отечественной промышленности от мирового уровня. В начале 90-х годов ситуация
резко ухудшилась в силу общего промышленного спада, нарастания неплатежей, финансовой
разрухи подавляющего большинства предприятий. В этот период первоочередными
стали острейшие проблемы выживания, и ни о какой модернизации за счет средств
предприятий не могло быть и речи (повсеместной практикой на протяжении ряда лет
было использование амортизационных фондов на цели потребления). Объем капиталовложений в
промышленно-производственные фонды сократился за 90-е гг. примерно в 5-6 раз по
сравнению с дореформенным периодом, когда даже при значительных
капиталовложениях увеличивалось технологическое отставание. В истекшем
десятилетии наряду с моральным критически нарастал физический износ
производственного аппарата во многих отраслях он превысил 50%, что
предопределило невозможность выпуска качественной продукции, рост числа аварий
и технологических катастроф, травматизма и смертности на производстве[5].
В конечном итоге ухудшение отраслевой структуры
промышленности отрицательно сказалось на эффективности общественного
производства и не способствовало выходу экономики страны из затянувшегося
кризиса. Отсюда можно сделать вывод, что государство должно управлять
структурными сдвигами в экономике, в том числе и в промышленности, для
достижения своих ближайших и дальних перспектив[6].
1.3.
Структурная
политика переходного периода
Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на
совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное
воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий,
льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития
отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных
исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем
налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции,
стимулирования инвестиций.
Важной задачей структурной политики переходного периода,
особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка
отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие
государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий,
поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
Одним из главных направлений структурной политики в этот
период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы
аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на
инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение
этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в
инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного
регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее
эффективные объекты реального сектора.
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой
структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала
рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое
развитие в плановой экономике – производство потребительских товаров и оказание
услуг (финансовых, информационных, социальных)[7].
1.4.
Селективная
структурная политика. Механизмы реализации селективной структурной политики.
Ограничения селективной структурной политики
Важным аспектом переходной экономики является задача по
осуществлению структурных сдвигов в национальной экономике в интересах
социальной ее ориентации, технического перевооружения производства и повышения
его эффективности. Важнейшим инструментом государственного воздействия может
стать селективная структурная политика. Избирательность структурной политики
предопределяется, во-первых, тяжелым кризисным положением всей национальной
экономики; во-вторых, самодовлеющей ориентацией огромной части
производственного аппарата на выпуск средств производства; в-третьих, возникшей
дезорганизацией механизма общественного воспроизводства и отсутствием
инструментария саморегуляции экономического развития; в-четвертых,
необходимостью поэтапной переориентации технико-производственного аппарата на
новые виды хозяйственной деятельности с целью не только не допустить
дальнейшего спада производства, но и стимулировать его расширение на выбранных
основных направлениях социально-экономического развития страны.
Селективная структурная политика предполагает реализацию
системы государственных мероприятий, подкрепленных созданием
финансово-экономических условий заинтересованности хозяйствующих субъектов и
направленных на обеспечение перелива капиталов в намеченные к ускоренному
развитию сферы хозяйственной деятельности. Она предполагает оказание
целенаправленной государственной поддержки выбранным группам предприятий и
организаций, способным к относительно быстрой реорганизации, модернизации или
переориентации производства.
Опора исключительно на рыночные механизмы селекции
жизнедеятельных предприятий и структурных изменений в национальной экономике
уже дала разрушительные последствия.
Селективная структурная политика представляет собой общие
контуры и внутреннюю структуру наиболее новых организационных форм управления и
регулирования отдельных сфер хозяйственной деятельности в виде акционерных и
холдинговых компаний, межотраслевых и межрегиональных ассоциаций,
финансово-промышленных групп, банковских союзов, совместных предприятий. Другим
механизмом реализации селективной структурной политики государства является
финансово-кредитное, денежное и налоговое регулирование. Несмотря на то, что
данная система регулирования более приближена и полнее вписывается в общий
рыночный механизм воздействия на общую экономическую ситуацию в стране, она
открывает широкие возможности избирательного манипулирования такими
экономическими инструментами, как учетные ставки, рестриктивная или
экспансионистская кредитная политика, налоговые ставки и налоговые льготы, не
говоря уже об ускоренной амортизационной политике, индексации амортизационных
отчислений, регулировании цен, системе преференций и ограничений для
иностранного капитала, осуществлении последовательной и гибкой таможенной
политики.
Если исходить из того, что осуществление структурных сдвигов
в экономике — это задача долгосрочного периода, то структурная политика должна
учитывать и исходить из обеспечения процесса общественного воспроизводства, в
котором четко просматриваются контуры укрупненной модели межотраслевого баланса
и межрегионального экономического равновесия. В связи с этим целесообразно
проводить разграничение между приоритетными направлениями развития национальной
экономики и структурными преобразованиями в ней. Конечно, это не означает их
противопоставления друг другу, но, подчеркивая их взаимосвязь и определенное
единство, необходимо помнить об их различии.
Выделение приоритетных направлений развития экономики — это
скорее экономическая политика, сориентированная на решение возникающих текущих
проблем. Следовательно, она имеет в своем составе мероприятия в большей степени
средне- и краткосрочного характера. Задача заключается в принятии экстренных и
неотложных мер воздействия на хозяйствующие субъекты путем создания
благоприятной или неблагоприятной рыночной, финансово-кредитной среды в
соответствующих сферах, чтобы добиться в них улучшения положения.
Когда речь идет о структурной перестройке народного хозяйства
такого уникального государства, как Россия, необходимо добиться более
эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев
российской экономики. Суть структурной политики — сформировать оптимальную
структуру народнохозяйственного комплекса, чтобы наиболее эффективно
использовать имеющиеся в распоряжении общества ресурсы. Поэтому структурную
политику необходимо отнести к всеобъемлющему макроэкономическому мероприятию,
тогда как приоритетные направления развития экономики носят и мезо-, и микроэкономический,
но всегда избирательный характер.
Механизмы реализации селективной структурной политики. Определяющим
критерием государственной селективной политики является повышение технического
уровня эксплуатационных и потребительских характеристик продукции и организация
ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах
производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных
направлений. Это требование предопределяется необходимостью осуществления
изменений в самой номенклатуре и структуре выпускаемой продукции и используемых
технологических приемах обработки. Такой подход позволяет осуществить
комплексную увязку изменений в одной сфере хозяйственной деятельности с
преобразованиями во всех смежных видах производств, выступающих в качестве как
поставщиков агрегатов, узлов, деталей, комплектующих изделий, так и
потребителей готовой продукции.
Селективность структурных сдвигов диктует необходимость
выделения в качестве приоритетных конкретные сферы хозяйственной деятельности,
воздействуя на которые, можно было бы получить мультипликационный и
кумулятивный эффекты структурных изменений во всем народнохозяйственном
комплексе. При этом определение приоритетных сфер деятельности в свою очередь
диктует необходимость достижения вполне определенных целей.
В частности, можно выделить в качестве приоритетного
направления конверсию предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Один из
наиболее рациональных путей ее проведения — это максимальное использование
интеллектуального, научно-технического потенциала и имеющихся научных
результатов, конструкторских разработок технологического оборудования и
оснастки в родственных производствах, выпускающих продукцию гражданского
назначения. В этом случае решается вопрос не простого насыщения рынка
потребительскими товарами, но и организации высокоэффективных и технически
современных видов производств. Следствием этого может быть изменение структуры
не только производства, но и потребления товаров и услуг, предназначенных для
населения.
Составным элементом реализации селективной государственной
структурной политики выступает система предприятий, функционирующих на базе государственной
собственности. Это те предприятия, приватизация которых запрещена
законодательством России, а также те из них, приватизация которых
осуществляется только по разрешению правительства Российской Федерации.
Поэтому, наряду с реализацией программ коммерциализации государственных
предприятий, приемлемым является непосредственное государственное
инвестирование в производство, продукция которого оказывает благоприятное
воздействие на процессы структурной перестройки национальной экономики.
Другим механизмом активной структурной политики выступает
система закупок продукции для государственных нужд. Целенаправленная
государственная политика размещения заказов на заранее определенную
номенклатуру уже выпускаемой и новой продукции позволяет не только
удовлетворить назревшие общегосударственные потребности в тех или иных товарах
и услугах, но и косвенным образом формировать новые кооперативные
технико-производственные и экономические связи между предприятиями,
выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и субподрядчиками. Это может
предопределить образование крупных межотраслевых технико-производственных или
региональных комплексов.
Ограничения селективности структурной политики. Проведение
целостной государственной структурной политики требует осторожности и
взвешенности при реализации тех или иных мероприятий. Нельзя забывать, что
государственная поддержка в рамках этой политики, хотя и направлена на
отдельные предприятия и производства, тем не менее, в ней сохраняется принцип
отраслевого отбора, что чревато отрицательными последствиями. Разрыв между
условиями функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер
хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий может привести к
дискредитации самой идеи селективной структурной политики. Предприятия, не
включенные в зону приоритетного внимания, могут испытать крупные финансовые и
материальные затруднения. В результате предприятия, пользующиеся
государственной поддержкой и льготами, не получат необходимых товаров и услуг
из-за недостаточности развития неприоритетных сфер хозяйственной деятельности[8].
1.5.
Концепция
структурной перестройки экономики России
В структуре российской экономики в переходный период
продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела
(металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг
часто называется «утяжелением» экономической структуры.
Концепция структурной перестройки в России исходит из
сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре
промышленности выделяются три группы отраслей:
1)
топливно-энергетический
комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать
иностранные инвестиции;
2)
отрасли
обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт
(авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они
нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
3)
отрасли
обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на
внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая).
Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и
стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и
потребительского кредита.
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля
услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других
финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в
отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную
поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями
ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска
новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В
результате начинается постепенное оживление производства[9].
Страницы: 1, 2
|