Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления
Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления
Содержание:
Введение. 2
Возникновение аудита. 3
Необходимость аудита. 4
Сущность аудита и аудиторской деятельности. 5
Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления. 7
Введение.
Аудиторская
деятельность – явление достаточно новое для России, которое является, однако,
необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает
собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального
бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой)
отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, - весьма
разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального
бухгалтера.
Аудит (в разных
переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую
историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX
веке в акционерных компаниях Европы.
Возникновение
аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением
предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его
деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не
хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую представляли
управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые
банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали
риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не
обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает
действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности
финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались
специальные люди – аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было
доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его
безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не
было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым
требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Исторической
родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о
компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже
одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских
счетов и отчета перед акционерами.
В Росси звание
аудита было введено Петром I. Должность аудитора совмещала
в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора.
Аудиторов в Росси называли присяжными бухгалтерами.
Мировой экономический
кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то
время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала
обязательной, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах. После
окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные
требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности
публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием
против мошенничества.
В Великобритании аудиторами
именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой
отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции
независимым финансовым контролем занимаются две профессиональные организации –
бухгалтеров-экспертов, в компетенцию которых входят непосредственно ведение
бухгалтерского учета, становление отчетности и оказание консультационных услуг
в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих
контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности
финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.
Во всех развитых
странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят
долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены.
Специалисты Палаты аудиторов, Институты профессиональных бухгалтеров и другие
регулярно проверяют их работу, и исключение из этих организаций означает
запрещение дальнейшей деятельности.
Потребность в
услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей
(администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации
(собственниками, инвесторами, кредиторами);
2. зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма
значительными) от качества информации;
3. необходимость специальных знаний для проверки информации;
4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее
качества.
Эти и ряд других
причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых
экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение
на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги – это услуги
посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной
информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и
дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических
решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не
является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка
предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в
договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению
коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна
подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать
финансувую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым
аудитором.
Собственник, и прежде
всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, - а также кредиторы
лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и
зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отраженны в
отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни
соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Существует
множество определений аудита – одни из них закреплены в официальных нормативных
документах, как международных, так и национальных, другие определения даются
специалистами в области аудита.
Правило (стандарт)
аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы,
связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» следующим образом определяет
аудит бухгалтерской отчетности и его необходимость:
под аудитом
бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая
аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения
аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности
экономического субъекта.
На
макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры,
необходимость функционирования которого определяется следующими
обстоятельствами:
1. бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее
заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и
собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными
инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
2. бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда
факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной
интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность
бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной
пристрастности ее составителей;
3. степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может
быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за
затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности
и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности
экономических субъектов.
Вот еще одно определение аудита из нормативных
актов Российской Федерации:
Аудит –
предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по
осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной
документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и
требований экономических субъектов с целью установления достоверности их
бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и
хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Комитет по
аудиторской практике предложил простое определение аудита:
аудит – это
независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов
предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных
законов.
Аудитом занимается
аудитор – частное лицо или фирма, проводящие аудит предприятия, - и партнеры
такого частного лица или такой фирмы. В необходимых случаях понятие «аудитор»
включает в себя и аудиторский персонал, действующий на основании делегирования
полномочий.
Положение об
основных концепциях аудита, которое в 1973г. опубликовал Комитет по основным
концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА), определяет и
процесс, и цели аудита:
аудитором
называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об
экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия
этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки
заинтересованным пользователям.
Отличие аудита
от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и
различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется
повышению эффективности системы управления предприятием, и прежде всего системы
внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития
качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше
заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.
Аудит и аудиторская
деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы
о состоянии финансовой отчетности – реальности статей баланса, достоверности
бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а
результатом аудиторских услуг – возможное состояние объектов в будущем, т.е.
прогнозные экономические показатели, качественные характеристики
организационной структуры управления, системы учета и контроля.
В Российской
Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный.
Аудит может проводится в отношении любых юридических лиц независимо от их
организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических
лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных
предпринимателей.
Аудит – это не
просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать
средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость»
консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса и их советов, в
конечном счете, способствуют экономическому успеху клиента.
Во всех случаях
обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и представлять
письменную информацию (отчет) руководству (собственникам) проверяемого
экономического субъекта по результатам проведения аудита. Аудиторские
организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде по ходу
осуществления аудита промежуточную информацию.
Цель письменной
информации – довести до руководства проверяемого субъекта сведения о
недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и СВК[1], которые могут привести к
существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения
конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и
внутреннего контроля экономического субъекта.
Аудиторское
заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта содержит мнение
аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности, которое должно выражать
оценку аудиторской фирмы соответствия во всех существенных аспектах
бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и
отчетность в Российской Федерации. Если в результате проверки аудиторская фирма
обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта
таково, что возникает серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта
продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум,
12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о
достоверности бухгалтерской отчетности должно отразить данное сомнение.
По результатам
проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта
аудиторская фирма выражает мнение о достоверности этой отчетности в форме
безусловно положительного или отрицательного аудиторского заключения, но может
и отказаться от выражения своего мнения.
Различают четыре
вида аудиторских заключений: безусловно положительное, условно-положительное,
отрицательное, отказ от выражения мнения.
В безусловно
положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта
означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во
всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта
на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период,
исходя из нормативного акта, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в
Российской Федерации.
В условно
положительном аудиторском заключении мнение
аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического
субъекта означает, что, за исключением определенных в аудиторском заключении
обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы
обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов пассивов
экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его
деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего
бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В отрицательном
аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о
достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в
связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким
образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение
активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых
результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта,
регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Отказ
аудиторской фирмы от выражения своего мнения о
достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском
заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская
фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных
настоящим порядком форме.
Мнение
аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического
субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были
очевидны его содержание и форма.
Аудиторское
заключение обычно состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. К
нему прилагается бухгалтерская отчетность экономического субъекта, которая
подверглась аудиту.
Вводная часть
аудиторского заключения содержит общие сведения об
аудиторской фирме. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого
аудиторской фирмой, включает в себя:
·
название документа в целом – «Аудиторское
заключение»;
·
юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;
·
номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего
аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также
срок действия лицензии;
·
номер свидетельства о государственной регистрации
аудиторской фирмы;
·
номер расчетного счета аудиторской фирмы;
·
фамилии, имена, отчества всех аудиторов,
принимавших участие в аудите;
Вводная часть
аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно,
включает в себя:
·
название документа в целом – «Аудиторское
заключение»;
·
фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве
аудитора;
·
номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего
аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также
срок действия лицензии;
·
номер регистрационного свидетельства аудитора;
номер банковского счета аудитора.
Аналитическая
часть аудиторского заключения представляет собой отчет
аудиторской фирмы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля,
бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения
экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных
операций.
Аналитическая часть включает в себя:
·
название данной части;
·
кому адресована аналитическая часть;
·
наименование экономического субъекта;
·
объект аудита;
·
общие результаты проверки состояния внутреннего
контроля у экономического субъекта;
·
общие результаты проверки состояния бухгалтерского
учета и отчетности;
·
общие результаты проверки соблюдения
законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая
часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, озаглавливается
так: «Отчет аудиторской фирмы», а выдаваемого аудитором, работающим
самостоятельно, - «Отчет аудитора».
Аналитическая часть
адресуется исполнительному органу, осуществляющему функцию управления
экономическим субъектом.
Изложение общих
результатов проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта
включает в себя:
·
ответственность исполнительного органа
экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля;
·
цель и характер рассмотрения состояния внутреннего
контроля при проведении аудита;
·
общую оценку соответствия СВК масштабам и характеру
деятельности экономического субъекта.
Изложение
общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности
экономического субъекта подразумевает:
·
общую оценку соблюдения установленного порядка
ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
·
описание выявленных в ходе аудита существенных
нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки
бухгалтерской отчетности.
Изложение
общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства
при совершении финансово-хозяйственных операций должно включать:
·
цель и характер рассмотрения соответствия ряда
совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимых
к законодательству и нормативным актам при проведении аудита;
·
общую оценку соответствия во всех существенных
отношениях финансово-хозяйственных операций, совершенных экономическим
субъектом, применяемому законодательству;
·
ответственность исполнительного органа
экономического субъекта за несоблюдение применяемого законодательства
Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.
Оценка общих
результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и
отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом
законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть
выражена в произвольной форме.
Итоговая
часть аудиторского заключения содержит мнение
аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического
субъекта.
Итоговая часть
включает в себя:
·
название данной части;
·
кому адресована аналитическая часть;
·
наименование экономического субъекта;
·
объект аудита;
·
указание на нормативный акт, которому должна
соответствовать бухгалтерская отчетность;
·
распределение ответственности экономического
субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;
·
указание на нормативный акт, в соответствии с
которым проводился аудит;
·
изложение существенных обстоятельств, приведших к
составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно
положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, их влияния
на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;
·
мнение аудиторской фирмы о достоверности
бухгалтерской отчетности экономического субъекта;
·
дату аудиторского заключения.
Итоговая часть
аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, озаглавливается так:
«Заключение аудиторской фирмы», а выдаваемого аудитором, работающим
самостоятельно, - «Заключение аудитора».
Итоговая часть
адресуется учредителям (участникам) экономического субъекта, если иное не
предусмотрено договором на проведение аудита; в ней указывается нормативный
акт, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в РФ, которому должна
соответствовать бухгалтерская отчетность, с указанием его полного официального
наименования, наименования органа, издавшего документ, даты издания документа и
его номера (если таковой имеется), а также нормативного акта, регулирующего
аудиторскую деятельность в РФ.
В итоговой
части должно быть описано распределение ответственности между экономическим
субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская
отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению, должна быть составлена по
формам, установленным для экономических субъектов данного вида деятельности
соответствующим органом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в РФ.
Если в
результате аудита выявлены существенные искажения бухгалтерской отчетности, то
в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности экономический
субъект должен устранить эти искажения.
Если
аудиторское заключение составляется после представления экономическим субъектом
бухгалтерской отчетности пользователям, учредителям (участника), налоговым
органам и др., то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать
перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, для того чтобы
она была признана достоверной.
Аудиторская
фирма может использовать любой иной способ представления скорректированной
бухгалтерской отчетности экономического субъекта, дающий полное и точное
представление пользователям о поправках, необходимых в этой отчетности.
Библиография:
А. Д. Шермет, В. П.
Суйц «Аудит», М., Инфра-М 2002г.
Барышников
Н. П. “Организация и методика проведения общего аудита”, М., 1996г
[1] Система внутреннего контроля (СВК) – совокупность организаторской
структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в
качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной
деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного
экономического субъекта и его силами надзор и проверку.
|