|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания: (1) темпы роста ВВП, Китай - изменение ВНП, (2) в % ВВП, кроме Китая - в % ВНП, (3) в % от активного населения, (7) оценка за 1997 год, кроме Японии и Китая - за 1995 год, (8,9,10) 1996 год, в % от ВВП, (11) в паритетных долларах 1994 г., (12) за 1996 год, в млн., (13) за 1996 год. Источник: Perspectives economiques de l'OCDE, 62, decembre 1997. В условиях валютного кризиса серьезную опасность для банковской системы может представлять высокая доля заимствований, номинированных в иностранной валюте (кредиты, полученные от зарубежных инвесторов). Это определяет высокий уровень курсовых рисков, возникающих в случае ухудшения платежного баланса или кризиса доверия к национальной валюте. Таким образом, преобладание в финансовых системах новых индустриальных стран Азии банковского кредитования, отражавшее неразвитость рынков ценных бумаг и практическое отсутствие рынков частных облигаций, стало важнейшим фактором, увеличивающим нестабильность финансовой системы. Уязвимость экономики стран-"тигров" усиливалась также недостаточной "прозрачностью" их финансовых рынков, а также широким распространением нерыночных методов ведения хозяйственных операций: речь идет о "неформальных деловых отношениях", непотизме и коррупции. В некоторых случаях правительство фактически принуждало банки выдавать ссуды конкретным финансовым группам или отраслям промышленности. Безнадежными оказались перспективы возврата большей части прямых бюджетных кредитов отдельным отраслям промышленности. Проблема ликвидности вторичных рынков ценных бумаг связана с недостаточным развитием сети крупных маркет-мейкеров. Основой для поддержания рыночной активности оказывается интенсивное развитие дилерской сети, организация рынка РЕПО и механизмов "дисконтного окна". Другой проблемой, связанной с функционированием рынка облигаций в развивающихся странах, оказывается оценка рейтингов кредитоспособности. В большинстве стран Восточной Азии в настоящее время существуют рейтинговые агентства. Однако их эффективность в предоставлении своевременной и точной информации, как правило, недостаточно высока. Тем самым еще более сужались возможности использования антикризисного инструментария (целенаправленная денежно-кредитная или валютная политика, санация банковской системы и др.). Немаловажным фактором, который ограничивает возможности маневра правительства в условиях кризиса, является его зависимость от мощных финансово-промышленных группировок, поскольку принятие решительных стабилизационных мер грозит лоббистским группам значительными потерями. Именно такая ситуация свойственна для авторитарных и полуавторитарных режимов "азиатских тигров". Роль крупных конгломератовВажнейшей структурной характеристикой "азиатских тигров" является сочетание крупнейших, тесно связанных с государством, финансово-промышленных групп и значительного сектора мелкого бизнеса, однако, политически слабого и мало влиятельного. Главенствующую роль в экономической и политической жизни этих стран играют крупнейшие конгломераты, контролируемые отдельными семьями, в том числе семьями, представители которых занимают высшие посты в государстве. Выше уже отмечалось господство конгломератов, втягивающих в сферу своего влияния банки и использующих их как инструмент обслуживания собственных интересов. Это приводило к отягощению финансовой системы огромными суммами "плохих" долгов. Одновременно такие структуры препятствовали созданию правовых механизмов, которые обеспечивали бы необходимую для общественного контроля "прозрачность" финансовых институтов. Это, в свою очередь, вело к неуклонному подрыву основ эффективного рыночного функционирования предприятий, особенно малого бизнеса. В этой ситуации становится совершенно естественным, что власти, имея выбор между, с одной стороны, ужесточением денежной политики и оздоровлением финансового климата, и, с другой стороны, обвалом курса национальной валюты, избирают второй вариант (хотя и имели место безрезультатные попытки избежать девальвации путем валютных интервенций). Часто это может обеспечивать дополнительные выгоды некоторым конгломератам, тем, у которых сравнительно невелики финансовые активы, номинированные в национальной валюте. Девальвация повышает конкурентоспособность таких предприятий на внешних рынках, а негативные последствия заключаются в ускорении инфляции, задевающей интересы преимущественно низкодоходных слоев населения. Если бы власти выбрали путь ужесточения денежно-кредитной политики, то это нанесло бы удар как по банкам, так и конгломератам в целом. Последствиями такого развития событий является, во-первых, снижение возможностей использования рыночного антикризисного инструментария (проведение целенаправленной денежно-кредитной, валютной и бюджетной политики, санация банковской системы и др.). Во-вторых, замедление процесса выхода из финансового кризиса. В силу этого кризис может приобрести затяжной стагфляционный характер (спад производства просто "перекладывается" на рост цен). Валютно-финансовый кризис 1997-1998 годов и механизмы его развертывания в новых индустриальных странах Азии Как отмечалось выше, в основе финансового кризиса, развернувшегося в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии в 1997 году, лежали прежде всего глубинные факторы, связанные с накоплением издержек ускоренной индустриализации. При всех различиях в характере кризисов и в Мексике в 1994 году, и в Юго-Восточной Азии в 1997 - 1998 годах основной удар кризиса был нанесен по национальным банковским и валютным системам с последующей коррекцией фондовых рынков. Схема финансового кризиса была примерно одинаковой: массовый отток внешнего капитала создавал угрозу падения курса национальной валюты, после чего иностранные институциональные инвесторы, действовавшие на внутреннем рынке, стремились вывести капитал и зафиксировать полученную прибыль. В результате, кризис распространялся на различные сектора финансового рынка. Не менее очевидны и различия между этими кризисами. Формы развертывания кризиса в Мексике могут свидетельствовать о том, что имел место "кризис избыточного потребления", при котором дефицит платежного баланса по текущим операциям был вызван прежде всего чрезмерно высоким уровнем текущего потребления. Финансовый кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии 1997 - 1998 годов, напротив, стал "кризисом избыточного инвестирования", при котором внешнее финансирование, использовавшееся для расширения производства и долгосрочного инвестирования, выступало ключевым фактором перегрева конъюнктуры. Развертывающийся валютно-кредитный кризис неизменно обнаруживает тенденцию к выходу за границы страны. В развитии кризиса в новых индустриальных странах существенную роль сыграли процессы "эпидемического" распространения и кумулятивного взаимоусиления циклических процессов в рамках всего региона. Обобщая статистические характеристики послевоенных валютных кризисов, Б.Эйхенгрин, Э.Роуз и У.Уиплош вывели следующее соотношение: развертывание валютного кризиса в какой-либо стране при прочих равных условиях увеличивает вероятность валютных потрясений в соседних странах примерно на 8%. При всей очевидной условности подобных расчетов они позволяют более четко поставить вопрос о количественном измерении опасности "эпидемического" распространения финансовых кризисов в рамках региона. Среди макроэкономических объяснений механизма развертывания кризиса исследователи прежде всего выделяют растущий приток капитала в условиях плавающих валютных курсов в 1995-1997 годах, который приводил к переоценке реальных валютных курсов, что в свою очередь усиливало дефицит текущих счетов платежного баланса. Циклический подъем вызывал особенно интенсивное накопление спекулятивных "пузырей" на рынках реальных и финансовых активов. Так, доля ссуд, выданных под строительство и покупку недвижимости, составляла от 10% до 35% активов южноазиатских коммерческих банков. В Сингапуре цены на рынке недвижимости в 1994г. повысились более чем на 40% (годовой рост стоимости жизни в этот период не превышал 3%). Падение конкурентоспособности экспорта и обнаруживающиеся трудности сбыта сопровождались нарастанием удельного веса "плохих" долгов в активах банков. Переплетение промышленного и кредитного кризисов неизбежно вело к их взаимоуглублению. Ошибки экономической политикиОстрому развитию финансового кризиса способствовали не только отмеченные фундаментальные факторы, но и ряд ошибок экономической политики. Среди них выделяются: - искажение информации о начале спада в экономическом цикле; - защита переоцененной валюты при наличии высокого текущего дефицита, что неизбежно влечет потерю резервов, обострение проблем ликвидности и соответствующее разбухание задолженности финансовых институтов; - продолжение бюджетной политики, обнаружившей свою несостоятельность; - политические заявления, связывавшие все финансовые трудности лишь с деятельностью спекулянтов и международных финансовых организаций. Все эти ошибки усиливали сомнения участников финансовых операций в способности властей управлять развитием событий. Курсы национальных валют быстро растущих новых индустриальных стран были привязаны к корзинам, состоящим из набора устойчивых валют развитых стран, в которых около 80% составлял доллар США. Денежные власти стран рассматриваемого региона реагировали на приток иностранного капитала в 1993-1995 годах тем, что защищали свои валюты от повышения. Приток иностранного капитала при фактически фиксированном обменном курсе вызвал быстрое наращивание внешних резервов и соответствующий рост денежной базы. Вместе с тем замедление темпов экономического роста сокращало возможности обслуживания внешней задолженности. Таким образом, потребовался финансовый кризис для того, чтобы остановить цепную реакцию роста задолженности. Наряду с ростом задолженности местных фирм национальным банкам быстро расширялись прямые займы оффшорных банков, выпуски еврооблигаций и "янки бондз", что увеличивало кредитные риски. Банковский кризисС развертыванием финансового кризиса и циклическим отливом капитала из новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии сброс акций приобретает кумулятивный эффект, вызывающий обвал фондовой биржи. Вместе с тем репатриация средств, в свою очередь, способствовала нарастанию валютного кризиса. В силу отмечавшейся "непрозрачности" финансовых рынков "первичная" негативная информация о состоянии дел в валютно-финансовой сфере резко усиливает дополнительный риск вложений, а уровень доходности падает, что неизбежно ускоряет уход капитала. Иными словами, в условиях начавшегося кризиса недостаточная "прозрачность" финансовой системы порождает дополнительный мультипликатор нарастания риска. Кульминацией развертывания финансового кризиса является банковский кризис. Это особенно характерно для региона, где рынки ценных бумаг относительно неразвиты; предшествующее "перекраивание" краткосрочных вложений в долгосрочные инвестиции еще более усиливало уязвимость банков. Основной удар приходится именно на банковский сектор, острота проблем которого особенно возрастает с учетом имеющихся нерыночных принципов взаимоотношений в рамках крупнейших финансово-промышленных группировок и частого административного вмешательства государства. Можно выделить следующие наиболее острые проблемы в рамках механизмов развертывания кризиса на этой стадии: - быстрое увеличение доли "плохих" ссуд в условиях роста цепочки неплатежей; - трудности получения новых денежных ресурсов в условиях финансового и валютного кризиса; - падение курсов ценных бумаг, которые приобретались банками, приводит к резкому обесценению банковских активов. Одновременно возникает необходимость возврата вложений краткосрочным иностранным инвесторам, а для этого (в силу обесценения активов) недостаточно ресурсов. Это ведет к банкротствам банков; - банкротство маркет-мейкеров на рынке ценных бумаг, что традиционно является признаком глубины финансового кризиса; - банкротство торговцев недвижимостью, связанные с падением соответствующих цен после 1995 года; - банковский кризис, связанный с девальвацией национальной валюты (невозможность адекватного возврата вложенных денег в иностранной валюте после значительного удорожания доллара США). В той мере в какой развертывание банковского кризиса сопровождается массовыми крушениями банков, оно, как с особой наглядностью показал опыт Великой депрессии (1929-1933 гг.), может сопровождаться временным параличом всей хозяйственной деятельности. Вообще закрытие банков (тем более - их банкротство), скачкообразно сокращающее предложение денег и обрывающее многочисленные цепочки платежных отношений, особенно болезненно сказывается на развитии хозяйственных процессов. До февраля 1998г. новым индустриальным странам Юго-Восточной Азии удавалось избежать массовых банкротств финансовых институтов, что несомненно ограничивало размах и силу разрушительных кризисных процессов. Тем не менее, по данным на конец 1997г., в Южной Корее была приостановлена деятельность 14 коммерческих банков, в Индонезии закрылись 16 неплатежеспособных банков, а в Таиланде приостановлена деятельность 58 частных банков (в последующий период 56 из них были закрыты). Дезорганизация хозяйственного процессаКризисное расстройство кредитных отношений дезорганизовало весь хозяйственный процесс. По словам одного из авторитетных американских экономистов, хозяйственную ситуацию в Южной Корее к концу 1997г. можно было описать следующим образом: несмотря на девальвацию валюты примерно на 60%, обеспечивавшую фантастически выгодные условия экспорта, крупнейшие предприятия были не в состоянии нарастить вывоз своей продукции, поскольку не могли получить обычные краткосрочные торговые кредиты. Об общей логике и последовательности нарастания кризиса можно судить по следующей хронологии событий. Таблица 2. Хронология мирового финансового кризиса.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1997 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
март |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
Волна спекуляций против таиландского бата, крах одной из крупнейших финансовых организаций страны - Finance One. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингапур |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гонконг |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
июнь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
Отставка министра финансов Таиланда. Установление валютного контроля |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингапур |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гонконг |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
июль |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
28 июля: Таиланд обращаются за помощью к МВФ. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
4 июля: Центральный банк Малайзии прекращает поддержание курса риггита |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингапур |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гонконг |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
август |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
Принятие МВФ решения о выделении примерно $17 млрд. Таиланду, который объявляет план жесткой финансовой политики. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
18 августа: Мохаммад Махатир, премьер-министр Малайзии, обвиняет международных спекулянтов в создании кризисной ситуации. 23 августа: введение запрета на покупку срочных ценных бумаг в Малайзии, повлекшее за собой недовольство иностранных инвесторов и обострило кризис. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингапур |
25 августа: атака на сингапурский доллар. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
14 августа: центральный банк Индонезии отпускает курс рупии. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
25 августа: атака на южнокорейский вон. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гонконг |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сентябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
21 сентября: ежегодная встреча руководства МВФ и Мирового Банка в Гонконге Япония предлагает создать азиатский фонд размером $100 млрд. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингапур |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гонконг |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
октябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
20 октября: отставка министра финансов Таиланда. Начало политического кризиса и критики плана МВФ. 14 октября: осуществление плана реструктуризации банковской системы в Таиланде |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингапур |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
30 октября: МВФ предоставляет трехлетний заем Индонезии для реструктуризации финансовой системы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гонконг |
23 октября: На фондовой бирже Гонконга индекс Hang Seng упал на 14%. Произошла атака на гонконгский доллар. Центральный банк отвечает повышением ставки по однодневным кредитам с 7% до 300%, что несколько успокаивает рынок. Однако биржевой крах все равно состоялся. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ноябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
19 ноября: Япония представляет план подъема экономики. Встреча руководителей центральных банков азиатских стран, приведший к решению об отказе от создания азиатского фонда. 24 ноября: Банкротство Yamaichi Securities. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
5 ноября: отставка премьер-министра Таиланда. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингапур |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
3 ноября: закрытие 16 частных банков в Индонезии в рамках программы МВФ. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
Атака на корейский вон и смещение с поста министра финансов. 18 ноября: объявление программы по реформированию финансовой системы во избежание необходимости обращаться за помощью к МВФ. 30 ноября: обострение финансового кризиса в Южной Корее, правительство обращается за помощью к МВФ. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гонконг |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
декабрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
17 декабря: в Японии утверждается $100-миллиардный план подъема экономики. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
8 декабря: закрытие 56 из 91 финансовых компаний Таиланда. 19 декабря рейтинговое агентство Moody's Investors Service объявило о снижении валютного кредитного рейтинга |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
5 декабря: Малайзия объявляет о принятии плана жесткой бюджетной политики и сокращения бюджетных расходов на18%. 19 декабря рейтинговое агентство Moody's Investors Service объявило о снижении валютного кредитного рейтинга |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингапур |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
19 декабря рейтинговое агентство Moody's Investors Service объявило о снижении валютного кредитного рейтинга |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
3 декабря: Корея дает согласие на осуществление плана МВФ, предусматривающего выделение $57 млрд. на полное реформирование финансовой системы. 18 декабря: в Корее прошли выборы президента. 19 декабря рейтинговое агентство Moody's Investors Service объявило о снижении валютного кредитного рейтинга 24 декабря: МВФ и мировое финансовое сообщество принимает решение о срочном выделении $10 млрд. Южной Корее. 30 декабря: реструктуризация части краткосрочной частной задолженности в Южной Корее. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гонконг |
. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1998 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
январь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
4 января: Малайзия объявляет о возможности высылки части иностранной рабочей силы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингапур |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
2 января: Индонезия объявляет о проекте слияния 4 из 7 государственных банков. Малайзия объявляет аналогичный план. 15 января: новое соглашение между МВФ и Индонезией по устранению государственных монополий, реформированию банковского сектора и лишению семьи Сухарто привилегий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гонконг |
20 января: Банкротство инвестиционной компании Peregrine в Гонконге. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
февраль |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
1 февраля: Япония становится объектом критики на всемирном форуме в Давосе. Таиланд получает заем Всемирного Банка размером в $300 млрд. на создание рабочих мест в сельскохозяйственном секторе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингапур |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
4 февраля: волна протеста в Индонезии, вызванная повышением цен на керосин и предметы первой необходимости 10 февраля: президент Сухарто объявляет о возможной индексации рупии по отношению к доллару, резко раскритикованной МВФ и МБ. 16 февраля: МВФ угрожает прекратить финансовую помощь Индонезии в случае продолжения индексации рупии. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гонконг |
|
Попытки правительства и центрального банка поддержать пошатнувшиеся банки и ограничить размах финансового кризиса требуют огромных ресурсов. Расчеты показывают, что в предшествующие годы суммы, направленные на укрепление позиций частных банков в Малайзии (1985-1988гг.), составили около 10% ВВП, а в Мексике (1994-1997гг.) - свыше 15% ВВП. Подрыв доверия к местным финансовым учреждениям и отказ от финансового посредничества (disintermediation) наносят серьезный ущерб процессам хозяйственного роста.
Финансовый кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии оказывает существенное влияние на мировую экономику. Можно выделить следующие каналы его воздействия на другие страны:
1. Подрыв доверия к частным ценным бумагам (к частным заемщикам) и соответствующие коррекции в банковской политике и на биржах. Эти изменения связаны прежде всего с сокращением вложений в частные бумаги на emerging markets и переходом к вложениям в более надежные бумаги (государственные облигации) развитых стран, а также лавинным сокращением ссуд, предоставляемых частным клиентам.
2. Падение цен фондовых активов и девальвация валют новых индустриальных стран сказались на состоянии фондовых бирж в США и других развитых странах, тесно связанных торговыми и финансовыми отношениями с данным регионом. И все же кризисные процессы на фондовых рынках промышленно развитых стран оказались гораздо менее разрушительными, чем в странах, входящих в группу emerging markets.
28 октября 1997г. большинство крупнейших фондовых бирж прекратило свою работу на несколько часов. Индекс Dow Jones Industrial Average Index упал на 554,51 пункта (падение составило 7,18%). Падение котировок акций на фондовых рынках Европы было менее сильным, чем в Азии и США.
Вместе с тем, сильное падение курсов и на американской бирже оказалось не слишком продолжительным. Упоминавшееся выше семипроцентное падение индекса Dow Jones Industrial Average произошло в основном за счет компаний, тесно связанных с юго-восточным регионом, а среди них преобладали высокотехнологичные корпорации, например, IBM, Intel, Motorola, Compaq, Dell, и Hewlett Packard. В момент падения руководство этих компаний, уверенное в своем устойчивом финансовом положении, воспользовалось ситуацией и выкупило на рынке значительные пакеты своих акций по низким ценам.
Оправившись от шока, инвесторы как в США, так и в других странах, стали рассматривать американские ценные бумаги как один из наименее рискованных в сложившихся условиях способ инвестирования. К тому же с начала 1998г. в движении индекса Доу-Джонса явно преобладала тенденция к повышению (к 7 апреля 1998г. значение этого индекса достигло нового "рекорда", превысив 9000).
3. Замедление объемов внешней торговли и темпов экономического роста, что, в первую очередь, касается стран непосредственно охваченных кризисом. В среднем эффективный обменный курс в странах ОЭСР, учитывая структуру торговли, уменьшился на 6%.
Таблица 3.
Эффективное повышение обменных ставок валют стран ОЭСР вследствие колебаний курсов валют стран Юго-Восточной Азии (в %)
Изменение между 1 мая и 3 ноября 1997 г.
Американский доллар
+ 2,0
Японская йена
+ 5,8
Немецкая марка
+ 0,6
Английский фунт стерлингов
+ 0,7
Австралийский доллар
+ 4,7
Южнокорейский вон
+ 1,2
Источник: Perspectives есonomiques de l'OCDE, 62, dеcembre 1997
Если бы экспортеры новых индустриальных стран переложили все выгоды, обеспечиваемые девальвацией национальных валют, в цены, то их конкурентоспособность могла бы сейчас возрасти на 30-40%. Однако, учитывая достаточно большой "объем присутствия" товаров из этих стран на рынках стран ОЭСР, некоторые экономисты прогнозируют примерно 15%-ное снижение экспортных цен.
После девальвации валют стран-"тигров" еще более ухудшились позиции товаров, экспортируемых из развитых стран, на рынках Юго-Восточной Азии, таким образом замедление экономического роста в Юго-Восточной Азии приводит к снижению экспорта развитых стран в этот регион. Такое положение по прогнозу ОЭСР приведет снижению темпов роста ВВП в странах ОЭСР на 1-2% (за 2-3 года).
Таблица 4.
Потенциальное воздействие финансового кризиса в новых индустриальных
Азии на экономику стран ОЭСР
Реальный ВВП
Сальдо торгового баланса
Инфляция
1997г.
1998 г.
1997 г.
1998 г.
1997 г.
1998 г.
США
-0,3
-0,7
-0,1
-0,3
0,0
-0,3
Япония
-0,6
-1,4
-0,2
-0,5
0,0
-0,9
Европейский Союз
-0,3
-0,8
-0,2
-0,5
0,0
-0,3
Корея, Австралия, Новая Зеландия
-0,5
-1,4
-0,3
-0,7
-0,1
-0,5
Всего OCDE
-0,3
-0,9
-0,2
-0,5
0,0
-0,5
Источник: Perspectives еconomiques de l'OCDE, 62, dеcembre 1997
4. Снижение устойчивости финансовых и банковских систем в странах Юго-Восточной Азии, включая Японию, сдерживает размах кредитной экспансии и объем новых иностранных займов. Меньшая доступность финансовых ресурсов неблагоприятно отражается прежде всего на состоянии малых предприятий, которые не имеют доступа на организованный финансовый рынок.
5. Финансовый кризис привел в действие эффект богатства: снижение биржевой стоимости акций побуждает участников хозяйственных процессов приспосабливать уровень своего потребления к новому уровню богатства и постоянного дохода. Таким образом, биржевой шок сдерживает рост частного потребления во многих странах. Надо учитывать, однако, что потери капитальной стоимости при владении акциями для многих экономических агентов компенсировались приростом курсов государственных облигаций. Но, например, во Франции прямые вложения в ценные бумаги составляют лишь около 10% стоимости всех акций, остальная их часть размещена у институциональных инвесторов.
Влияние снижения курса акций на инвестиции является еще более неопределенным, т.к. новые эмиссии акций не играют заметной роли в финансировании инвестиций в большинстве стран.
Международное сообщество приняло ряд мер по оказанию помощи странам, охваченным финансовым кризисом. 3 декабря 1997 года Международными финансовыми организациями, развитыми странами, крупными банками были выделены 57 млрд. долл. под согласованные программы, включающие обязательства стран по обеспечению заданных ориентиров по экономическому росту, безработице, инфляции; по реализации структурных преобразований в банковской сфере; в области доступа к уставному капиталу иностранцев; осуществлению политических изменений и т.д..
Таблица 5.
Финансирование планов спасения экономики азиатских стран
(млрд. франков)
Таиландский план Кредит сроком на 2,5 года.
МВФ
23,4
МБРР
9
Азиатский Банк Развития
7
Япония
24
Прочие страны
39,6
Всего
103
Индонезийский план Кредит сроком на 3 года
МВФ
60,8
МБРР
27
Азиатский Банк Развития
21
Япония
30
Сингапур
30
Прочие страны
71,7
Всего
240
Корейский план Кредит сроком на 3 года
ВМФ
126
МБРР
60
Азиатский Банк Развития
24
Основные индустриальные страны
132
Всего
342
Источник: L'Expansion, 22 janvier au 5 fеvrier 1998
Любой кризис не только порождает многочисленные проблемы и трудности, но вместе с тем расчищает накопившиеся "завалы", корректирует конъюнктуру, создает пути преодоления выявившихся проблем. Так, девальвация национальной валюты создает благоприятные условия для роста конкурентоспособности стран, охваченных кризисов. В этом же направлении действуют кризисное сокращение реальной заработной платы и замедление роста цен на капитальные блага. Падение цен на акции ниже их "фундаментальных характеристик" открывает перспективы нового биржевого подъема. Закрытие ненадежных финансовых учреждений в конечном счете способствует общему оздоровлению банковской системы.
И все же новый этап экономического подъема может обрести реальную базу только тогда, когда сложатся экономические условия для расширения производства в новых отраслях, находящихся в восходящих фазах соответствующих отраслевых циклов и когда наметится тенденция к новому массированному притоку капиталов.
Уже очевидно, что меры, которые должны предпринять страны с "нарождающимися" денежными рынками предполагают, в частности, серьезную структурную перестройку:
- большую открытость национальной экономики;
- преодоление "непрозрачности" национальных финансовых рынков и операций отдельных институтов;
- реструктуризацию, в соответствии с рыночными принципами, финансово-промышленных групп (конгломератов);
- реформу корпоративного управления и разделение частнопредпринимательской деятельности и государственного регулирования;
- укрепление экономической роли малого и среднего бизнеса как фактора политического доминирования финансово-промышленных групп.
"Обвал" валютных рынков в Юго-Восточной Азии" Джордж Дж. Викснинс #"glav4.rhtml">Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг." под научным руководством академика РАН Р. Энтова, ИЭППП, http://www.online.ru/sp/iet/, 1998.
Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика,1998.