|
Общественность и общественное мнение в сфере управления общественными отношениями
Общественность и общественное мнение в сфере управления общественными отношениями
Введение
Воздействие
на общественность и общественное мнение, с целью управления общественными
отношениями, является на сегодняшний день основной задачей многих предприятий,
управленческих сфер, политиков и дипломатов. Управление общественными
отношениями является искусством, а специалист, владеющий достаточными знаниями
для управления общественными отношениями, является незаменимым во многих сферах
управления.
В российских организациях
начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе
целей которых - формирование имиджа организации. Уважаемая фирма сможет
мобилизовать свой капитал в области общественных отношений и управлять общественным
мнением намного успешнее, чем компания, которая неизвестна. Поэтому специалисты
по связям с общественностью, рассматривают свою деятельность как процесс
построения непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами.
Для управления отношениями
организации с окружающей средой используется процесс, известный как связь с
общественностью ("public relations"). Фирмы и организации понимают,
что должны учитывать последствия своей деятельности под мощным влиянием общественного
мнения. Это особенно верно в критических ситуациях, но и не менее важно для
основных стратегических решений. При всем разнообразии многочисленные
определения паблик рилейшнз (PR) сходятся в одном: конечной целью PR
является влияние на общественное мнение.
Грамотное управление
общественным мнением способно повилять на общественные отношения, и гарантировать
достижение конкретной цели, при этом очень важно грамотно продумать как и чем
правильнее будет воздействовать на общественность, для достижения именно того
результата, достижение которого ставится целью воздействия на общественное
мнение.
1 Общественное мнение
1.1 Общее понятие
Общественное мнение
принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему
анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно
встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если
попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение
социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания
этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношение
большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или
субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий,
и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов
данной общности.
Словосочетание "общественное мнение" давно у нас
на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают
сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты
практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты,
за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов.
Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в
практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому,
чтобы завоевать его расположение.
Столь заметный рост интереса к
общественному мнению имеет свое объяснение:
Во-первых,
как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно
связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого
мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают
носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью
оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.
Во-вторых, в каждом конкретном случае
общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы
людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и
удовлетворения.
В-третьих, общественное мнение как
социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных
действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах и стабильность
в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.
В-четвертых, все более расширяющаяся
практика действительных, неформальных выборов руководящих органов,
хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать
руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно
понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной
практической работе.
Общественное мнение -
специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как
в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое)
отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к
актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
1.2
Сущность, содержание общественного мнения
Еще одна очень важная сторона
анализируемого вопроса— сущность, содержание общественного мнения.
По этому поводу можно высказать следующие предположения:
во-первых, рассматриваемый феномен есть
конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего
рода итог мыслительной деятельности людей;
во-вторых, критериями отбора при формировании
общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те
явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые
приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего
суждения;
в-третьих, массовые суждения людей
обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем.
что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных
взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации
люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не
имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным.
Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за
общественно мнение;
в-четвертых, этот феномен выступает в
качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их
практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей
силы, он относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного
сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный
уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное
отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального,
эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании
людей; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство
общественного воздействия;
в-пятых, общественное мнение представляет
собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение
мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к
простой сумме индивидуальных мнений.
Не любое групповое,
коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что
соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность.
А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ.
Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или
общее; мнение общественности, или общественное.
Общественное мнение не может
существовать вне системы экономических, социально-политических,
идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене,
имеют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории
материализма» писал, что «общественное мнение» имеет свои корни в социальной
среде и в конечном счете в экономических отношениях; это не противоречит тому,
что всякое данное «общественное мнение» начинает стареть, как только начинает
стареть вызывающий его способ производства».
1.3 Требования изучения
общественного мнения
При подготовке и проведении
изучения общественного мнения не обходимо придерживаться
следующих основных требований:
1 ) Постановка цели
исследования,
Должно быть четко
сформулировано, какие сведения предполагается получить, как использовать и на
что направить обобщенные итоги.
2) Разработка инструмента
(анкеты, вопросники). Вопросы должны формулироваться четко, быть краткими, не
допускающими различных толкований. Следует избегать прямых, "лобовых"
вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы
опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке,
его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные
вопросы (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить
косвенное подтверждение ответа на основной вопрос). После набора возможных
вариантов ответов-подсказок обозначается место для Других вариантов, не предусмотренных
анкетой.
З) Подготовка выборки (число
и состав опрашиваемых).
При проведении исследований в городе, районе по проблемам, касающимся
всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять 1
- 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится среди
отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество
респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших
подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо
какой-то его части по усмотрению исследователей. При устных, телефонных,
экспресс-опросах по текущим, не требующим глубокого анализа вопросам
достаточно проинтервьюировать несколько десятков человек. Для получения наиболее
объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории
населения - по национальности, возрасту, социальному положению, образованию и
т.д.
4) Проведение анкетирования,
опроса.
Как правило, его надо
проводить анонимно, что повышает достоверность информации. Многое зависит от
организаторов этого дела, насколько умело они настроят, подготовят людей
на откровенные высказывания своих взглядов, позиций, мнений.
5) Обработка анкет,
подготовка выводов, рекомендаций и предложений, по преодолению развития
нежелательных процессов, прогнозирование возможных результатов и последствий
их реализации.
6) Принятие конкретных мер.
7) Последующие проверки
правильности решений и результатов принятия мер (отслеживание).
1.4 Этапы формирования общественного
мнения
Здесь уместно было бы кратко
изложить механизм формирования общественного мнения.
Выделим следующие основные
этапы:
1. Восприятие реформации
(объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
2. Выводы и оценки
индивидуума - на основе имеющихся знаний и опыта, умения анализировать, уровня
информированности.
3. Обмен имеющейся
информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.
4. На этой основе,
формирование определенного мнения небольшой группы людей.
5. Обмен между небольшими
группами и формирование мнения социального слоя.
6. Возникновение
общенародного мнения.
Можно выделить основные
стадии формирования и функционирования общественного мнения:
1. Рождается
2. Достигает определенной
степени развития
3. "Умирает" или
реализует себя в конкретных проявлениях жизни.
Практика показывает, что если
необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или
на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче
сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать
перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие
действия и проявления в жизни.
1.5 Функции общественного мнения
Функции общественного мнения
различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных
социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния,
воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы.
Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более
узком смысле контрольная); консультативная; директивная.
Экспрессивная функция - самая широкая по
своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по
отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных
институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену
характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей
деятельность институтов и лидеров партий, государства.
Таким образом, объективным
содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их
лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной
властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам.
Этот эффект будет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами
контроля со стороны трудящихся.
Вторая функция - консультативная.
Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных
социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных
проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти
заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие
лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
И, наконец, директивная
функция общественного мнения - проявляется в том, что общественность выносит
решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный
характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ
в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и
высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма
значительное место.
В зависимости от содержания
суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим,
конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает
отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем
аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное
общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения
требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы
теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему
содержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного
общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет
определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных
законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует
тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп,
коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных
или негативных суждений.
2 Социальное и общественное
настроение
Не стоит забывать, что
важнейшей, если не определяющей характеристикой реально функционирующего
сознания, его доминантой является феномен социального настроения.
Принципиально важно подчеркнуть, что оно одновременно является и реальной
формой поведения, вернее вероятностной формой выражения общественного сознания
в процессе превращения его в общественную мнение. Говоря о феномене социального
настроения, необходимо отметить ряд его сущностных черт.
Во-первых, социальное
настроение носит результирующий характер, вбирающий в себя одновременно влияние
как объективных условий, так и субъективных факторов, образующих некий сплав
эмоций, чувств, умонастроений, ценностных ориентации и установок, который не
является их механической суммой или неким условным объединением: это
принципиально новое качество общественного сознания, по которому можно говорить
о нем с большей долей достоверности и определенности.
Во-вторых, социальное
настроение более определенно и более наглядно и специфически «отражает»
предшествующий опыт, «переваривает» его, сопоставляя прошлое, и особенно уже
происшедшее в общественной и личной жизни, делая выводы и получая уроки на
будущее. В этом случае опыт выступает не как кладезь мудрости, созданный и
хранимый на . всякий случай, а как инструмент, прямо влияющий на характер,
глубину социального настроения.
В-третьих, социальное
настроение - это «неотложенное», актуализированное реальное сознание, которое
управляет жизнью человека именно в данный момент времени. Несмотря на то, что
настроение может иметь волнообразный характер выражения и в нем на первый; план
могут выходить те или иные проблемы, оно обладает в целом большей
долговременностью своего действия, чем общественное мнение, носящее часто
быстро преходящий характер.
В-четвертых, социальное
настроение - это тот элемент реально функционирующего сознания, который
означает практическую готовность к действию и является непосредственным
предшественником и даже компонентом поведения. Если при изучении общественного
сознания мы постоянно убеждаемся, что далеко не все его реальные элементы - информированность,
знания, суждения, мнения – приобретают характер активного начала, то социальное
настроение - именно тот предшественник (а иногда участник) поведения человека,
по которому непосредственно можно судить о действительных реальных намерениях людей,
их отношении к окружающему миру и процессам, происходящим в нем.
И, наконец, социальное
настроение - это еще и фон, который «окрашивает» жизнь людей, показывает с
высокой степенью вероятности направленность их поведения и помогает
спрогнозировать возможность усиления позитивных и ослабление негативных
аспектов общественного сознания.
Принципиальных различий между
социальным и общественным настроением нет, но общественное настроение - более
широкое понятие, характеризующее отношение людей к экономическому,
политическому, социальному состоянию общества в определенный период времени. Но
и социальное настроение формируется под влиянием политических, экономических,
социальных и духовных факторов. В этом отношении значительных различий между
общественным и социальным настроением мы не находим. Общественное настроение
объединяет и побуждает к действию определенные группы, слои населения и даже
народы.
Первое отличие общественного
настроения от социального настроения состоит в том, что социальное настроение в
настоящее время в значительной степени находится под воздействием
общественно-политических процессов, и именно в политическом аспекте глубже
затрагивает социальные проблемы жизни общества. Оно может проявляться через
отдельные проблемы, даже детали этих проблем. Скажем, для человека не важно,
каковы сегодня российско-американские политические отношения, но для него важно
- что он конкретно будет иметь, чувствовать, если они улучшатся или ухудшатся.
На его социальное настроение вряд ли сможет положительно повлиять информация о
том, что в каком-то регионе полностью решена жилищная проблема, если он не
имеет своей квартиры. Иными словами, на социальное настроение влияет не только
вся масса проблем, неразрешенных вопросов, но и отдельные их проявления. Это
второе отличие общественного настроения от социального настроения.
И, наконец, третье отличие
общественного настроения от социального состоит в том, что общественное
настроение - это массовидное явление, способное быть движущей силой всего
общественного развития, тогда как социальное настроение большей частью - лишь
отражение доминант общественного сознания и социальной практики людей,
социальных групп и социальной организации общества. А так как все общество
социально неоднородно, то и социальное настроение у различных слоев общества
тоже может быть разным.
Социальное настроение может
как объединять, так и разъединять людей. Примером является современное
состояние общества, когда небольшая часть, используя характерную для
переходного периода нестабильность, экономический и правовой хаос, занялась не
организацией производства, а личным обогащением за счет обнищания других слоев.
Различные периоды жизни общества также могут отражаться в социальном
настроении.
2.1
Информация и общественное настроение
Массово-коммуникационная
деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и
производством массовой информации, при тотальной распространенности и
доступности информация становится необходимым условием и средством
осуществления практически любой социальной деятельности:
общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит
лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в
соответствии с информационными интересами и потребностями людей. Удовлетворение
информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей
коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач
массового воздействия.
Информационные потребности
следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и
формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности,
уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения
проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с
социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна
целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития
информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной
активностью человека.
Необходимо различать понятия «информационные
потребности» и «тематические интересы» аудитории.
Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую
очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе
объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности.
Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением
информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации
и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность,
злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко не
все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его
тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной
и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности
источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д.
Природа и содержание
информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека.
Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности
людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория
либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в
такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере.
Анализируя содержание
информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и
массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Это
позволяет объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины
неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации
определенными группами населения. Так, например, если эффективность телевидения
зависит от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам,
журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной
деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой.
Традиционно механизм
развития, изменения такого сложного объекта как аудитория СМИ раскрывается
системой показателей, создание которых опирается на выявление его целостности и
четкое представление его структуры и функций. К первой группе характеристик
аудитории относятся признаки внутренней структуры аудитории, относительно
независимые от системы СМИ. Вторая специфическая группа характеризует аудиторию
в её непосредственных взаимоотношениях со СМИ и описывает процесс потребления
массовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия сообщений
СМИ на сознание аудитории.
Современные
массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов –
коммуникатора и коммуникантов (аудитории), в рамках которого каждый участник
этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает
активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю
систему общественных отношений. Коммуникатору же для установления диалоговых
отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать
потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики
аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии
средств массовой информации.
В механизме функционирования
общественного настроения важное место занимает информация о социальном опыте
прошлого и настоящего времени. Информация как случайные, так и отобранные
сведения всегда имеет социальную окраску, поскольку отражает процессы
материальной и духовной жизни. Социальная информация - совокупность знаний,
сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе
и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными
институтами для регулирования социального взаимодействия .
Согласно логике развития,
какова социальная жизнь - такова и информация о ней. Все дело в том, что в
обществе главным информатором, разъясняющим и излагающим социальную информацию,
является государство, которое не всегда заинтересовано в распространении
объективной информации. Например, той, которая содержит военную и
государственную тайну, источники, несущие в себе потенциальную опасность,
несоответствующие установкам господствующей идеологии и т.д. На информацию,
разглашение которой может принести ущерб, государство, разумеется, имеет
полное право налагать запрет. Во всех других случаях замалчивание, а еще хуже,
искажение информации, может серьезно подорвать политические, экономические
устои государства, лишить веры людей.
Предание гласности некоторых
материалов о недавней истории, произошедшее после 1985 года, размыло ранее
сформированное представление об истории страны, развенчало многие
идеологические стереотипы, посеяло у людей недоверие к официальной информации.
Резкий переход от замалчивания к широкой гласности вызвал у людей, особенно
старшего поколения, психологическое невосприятие заново прочитанных страниц
истории и недоверие к новым источникам информации.
Особо значительную роль в
выработке такого отношения к информации сыграли средства массовой информации.
Положительную в том, что донесли до широкого читателя, зрителя более полные
исторические сведения; отрицательную в том, что многие публикации и передачи
носили поверхностный характер и не отражали всю сложность происходящих
процессов в далеком и не совсем далеком прошлом. Сознательное искажение
информации нельзя считать случайным так же, как и невозможно считать причиной
этого явления неизбежность такого процесса. Искажение информации в той или иной
мере присуще любому общественному устройству.
3 Управление
3.1 Понятие управления
Понятие «управление» широко используется в различных науках,
обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим,
техническим, социальным, военным и др.). Существует большое число определений
этого понятия. В самом общем виде, управление – это функция биологических,
социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение
их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.
С научной точки зрения
управление – это направленная координация и организация объекта управления.
Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью
человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы
для достижения определенных целей [1].
Управление многообразно. Характеризуя
окружающий мир, исследователи выделяют три компонента – неживую природу, живую
природу и человеческое общество. На этом основывается укрупненная классификация
процессов управления по трем его основным классам:
- процессы управления в неживой природе
(в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения
преимущественно технических наук;
- процессы управления в живых
организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом
изучения естественных наук;
- процессы управления в обществе (в
социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением,
что относится преимущественно к области социальных наук [1].
Социальное управление охватывает воздействие на
деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными
интересами. Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения
качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным
характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и
жизни. Это наиболее сложная область управления. Возникновение управления как
особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и
развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и
коллективов.
Социальное управление включает два основных подкласса:
управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной
деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются
административно-государственное (политическое) управление, управление
социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным
производством. Классификация видов социального управления соответствует
классификации основных сфер организации общества: политическая – область
отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп;
культурная – область духовного производства, распределения и потребления
духовных благ; экономическая – область материального производства,
распределения и потребления материальных благ.
В социальном управлении, в отличие от других видов,
главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо
организационные подразделения в целом. Индивиды, представленные в системе
управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами
управления.
Субъектом управления
является источник управленческой активности, направленной на определенный
объект управления. Им может выступать как отдельный индивид, так и социальная
группа.
Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую
направлено управленческое воздействие. Им так же может выступать как отдельный
индивид, так и социальная группа.
Между объектом и субъектом управления существует
взаимодействие и взаимовлияние. Важным условием эффективности управления
является соответствие субъекта управления его объекту. Таким образом, социальное
управление - это непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта
управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в
отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной
деятельности для достижения наилучших результатов. Управление представляет
собой не что иное, как настраивание других людей на труд (Ли Якокка).
3.2 Менеджмент и социальное управление
Понятия менеджмент, администрирование, руководство
относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие
менеджмент тождественно понятию социальное управление. Понятие
администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их
основная функция состоит в определении политики той или иной социальной
системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к
непосредственному управлению людьми, практической организации объекта
социального управления. Другими словами, понятия управление, менеджмент,
администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в
узком смысле [Таблица 1].
Основные понятия науки управления [Таблица
1].
|