Общие положения бухгалтерского финансового учета
Общие положения бухгалтерского финансового учета
Общие положения бухгалтерского
финансового учета
В Российской Федерации действует система хозяйственного учета, в
которой выделяются 3 вида учета:
1. Оперативно-технический;
2. Статистический;
3. Бухгалтерский учет.
В мире существует огромное количество предприятий: коммерческих и
некоммерческих. Но независимо от того, какая это организация, все они
используют различные средства, предметы труда, которые следует учитывать.
Именно этим и занимается бухгалтерский учет. В настоящее время бухгалтерский
учет состоит из следующих частей:
1. Теория бухгалтерского учета;
2. Бухгалтерский финансовый учет;
3. Бухгалтерский управленческий учет;
4. Бухгалтерская финансовая отчетность.
Согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете: Бухгалтерский
учет представляет собой упорядочную систему сбора, обработки, регистрации и
обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах
организации (предприятия) и их движении путем сплошного, непрерывного наблюдения
и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет
строится на определенных принципах, правилах, которые обеспечивают достаточно
однозначное понимание и восприятие информации, как лицами. Участвующими в ее
подготовке, так и тему, кто эту информацию использует.
Выделяют следующие этапы учетного процесса:
- Наблюдение за объектом;
- Измерение объекта;
- Регистрация объекта;
- Осуществление дальнейшей обработки.
Сплошное, непрерывное, документальное и взаимосвязанное отражение
хозяйственной деятельности отличает бухгалтерский учет от статистического и
оперативно-технического учета.
Данные в бухгалтерском учете предоставляются в денежной оценке,
обобщая натуральные показатели.
Выделяют три вида измерителей:
Ø
Натуральный (используется для учета наличия и движения
хозяйственных средств. Измеряется в штуках, килограммах, километрах и т.п.);
Ø
Трудовой (используется для исчисления рабочего
времени, затраченного на тот или иной процесс. Измеряется в часах, днях и
т.п.);
Ø
Денежный или
стоимостной (позволяет
обобщать сведения об имуществе организации).
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и
элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и
своевременной информации о деятельности организации, об осуществление контроля
за рациональным использованием ресурсов.
В соответствии с федеральным законом о бухгалтерском учете
ответственность за организацию бухгалтерского учета, за соблюдение
законодательства и при совершении хозяйственной операции несет руководство
организации. Организация бух. Учета слагается из ряда элементов:
§
Система документирования
хозяйственных операций;
§
График документооборота;
§
График выполнения учетных
работ;
§
Рабочий план счетов;
§
Организационная структура
учетного процесса;
§
Распределение служебных
обязанностей в бухгалтерии;
§
Организация хранения
бухгалтерской документации.
Система документирования хозяйственных операций. Имеет
важное значение для оформления всех происходящих хозяйственных операций.
Применяют единые унифицированные формы первичных документов. Кроме этого
имеются и различные специализированные формы для отражения результатов
инвентаризации, оформления пенсий, пособий и т.д. Единая документация построена
таким образом, что возможно и применение разных форм в зависимости от
конкретных условий деятельности предприятия. Нормативными актами допускается
разработка форм первичной документации не представленных типовых формах.
График документооборота. Документооборот – движение
документов в учетном процессе, от момента их составления, до завершения
использования и сдачи в архив. Документооборот должен разрабатываться с учетом
конкретных особенностей, и он оформляется в виде групп, где указывается:
наименование и номер каждой формы документа, его назначения, в какие сроки, в
каком количестве, виде составляется, кто подписывает документ, когда и куда
представляется, кто его проверяет и обрабатывает, куда и на основании чего
делаются записи. Данный график разрабатывается главным бухгалтером и
утверждается руководителем организации.
График выполнения учетных работ. Он должен быть увязан
с графиком документооборота, являясь его продолжением и логическим завершением.
Это значит, что конечные этапы по соответствующим позициям в графике
документооборота должны совпадать с начальными позициями графика выполнения
учетных работ. В графике выполнения учетных работ указывается: 1.
Наименование и номер соответствующего учетного регистра (журнала-ордера,
ведомости); 2. Документы, на основании которых каждый из них
составляется; 3. Сроки исполнения; 4. Пункт «Составитель». В
настоящее время широко практикуется совмещение графика документооборота и
графика выполнения учетных работ.
Рабочий план счетов. Перечень тех счетов и субсчетов на
основе типового плана счетов, который применяется на данном предприятии.
Организационная структура учетного процесса. Имеет
важное значение для установления учетных взаимоотношений отдельных структурных
подразделений с бухгалтерией предприятия. Эти взаимоотношения могут быть
построены на основе полной, частичной централизации и децентрализации.
Распределение служебных обязанностей в бухгалтерии. В
бухгалтерии связанно с графиком выполнения учетных работ, который должен
предусматривать равномерную нагрузку аппарата бухгалтерии в течение месяца. При
этом необходимо учитывать следующие факторы: стажировка; квалификация;
образование; важность той или иной работы. Перечень служебных обязанностей
разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.
Организация хранения бухгалтерской документации. Является
важным элементом, так как необходимо обеспечить правильное хранение
бухгалтерских документов и учетных регистров в соответствии с установленными
правилами. Для хранения документов должен быть предусмотрен архив. Для каждого
вида документов установлены свои сроки хранения, которые зависят от важности
документов. Перед передачей в архив документы группируются, подшиваются и
передаются в архив. Пример: годовые балансы и отчеты хранятся постоянно;
лицевые счета рабочих хранятся до достижения ими 75 лет; квартальные балансы,
кассовые документы, выписки банков, Главные книги, журналы-ордера, счета
фактуры, расчетно-платежные ведомости хранятся 5 лет.
|