Оптимальные торговые тарифы на рынке товаров с монополистической конкуренцией
В закрытой экономике с предпосылками (1)-(3)
оптимум общественного благосостояния достигается, когда число фирм (обозначим
число фирм выпускающих продукцию n) и
выпускаемых ими товаров, выбрано таким образом, чтобы максимизировать функцию
полезности потребителей при (2) и (4), подставим (2) и (4) в (3), проблема
выбора оптимального и
сведется к:
по (13)
Условия первого
порядка:
(14)
(15)
Упростим выражение (14):
, где ; перепишем (14):
(16)
Упростим выражение (15):
, где ; перепишем (15):
(17)
Сравним условия первого порядка (16), (17) с
уравнениями равновесия производителей (10) и (12).
=
=
Решения не совпадают, вследствие
неэффективности рынка из-за наличия монополиста. Цена на произведенные товары
зависит от редуцированной функции полезности, и объемов производимых товаров. Появляется
необходимость внешнего регулирования со стороны государства, и инструментом для
регулирования выступит . Государственное регулирование
направленно на: первое- обеспечение производства оптимального объема товаров,
второе- выбор оптимального количества фирм производителей, и соответственно
товаров из множества S. Посчитаем размер налога, который
обеспечит выпуск оптимального равновесного количества товаров. Для этого
необходимо равенство оптимального для общества условия наличия количества фирм
производителей (17) с условием выпуска для каждой фирмы (10):
(18)
Рассмотрим часть уравнения (18) подробнее см.
уравнение (35):
(19)
Где CS – это
потребительский излишек. Геометрически потребительский излишек равен площади
фигуры лежащей под графиком функции спроса выше цены i-ого блага. Так как CS всегда величина не отрицательная,
то (19) всегда больше единицы, при . Тогда перепишем (19) как:
(20)
не приводит внутреннюю экономику к первому
наилучшему состоянию, потому что не гарантирует, что для заданного количества
фирм производителей производятся оптимальные объемы товаров. Уравнение (18)
получено из равенства условия оптимального количества фирм для общества с
условием выпуска одной фирмы. При расчете во внимание принимается только количество
местных производителей, но не объемы производимой продукции.
Далее будет рассмотрена модель открытой
экономики. Для этого в рассмотренную модель будет добавлен «импортирующий
сектор». Который будет импортировать товары из множества S. В
равновесии с торговлей внутри страны производятся i=1,…,n
товары. Цены и количество этих товаров указаны в преведущем
разделе. Другие товары из множества S: j=s,…,s+m
импортируются. Цену импортируемых товаров обозначим , а количество
импортируемого товара j обозначим. Предположения
относительно симметричности и размеров рассматриваемой выборки сохраняются (см.
предпосылки (1)-(2)). Добавим пару предпосылок для дальнейшего рассмотрения:
ü
Экспорт из внутренней экономики не возможен
ü
Экономика принимает мировые рыночные цены на товары
как заданные
Перепишем уравнение (2) для
открытой экономики:
(21)
где - общая сумма затрат в экономике на покупку
импортных товаров.
Функция полезности претерпевает изменения, в
результате появления на рынке импортных товаров:
(22)
где , (23)
Цена на импортные товары формируется из
рыночной цены и торговой пошлины, устанавливаемой государством:
(24)
где это тариф, выраженный в пропорции от рыночной
цены.
Если обозначит общий доход от
тарифов , то бюджетное
ограничение примет вид:
(25)
Найдем обратную функцию спроса открытой
экономики, для этого решим задачу потребителей для открытой экономики при
ограничении (25):
по ,
Выпишем лагранжиан:
по ,
Интерес представляет только максимизация
лагранжиана по объемам выпуска:
По :
По :
По : получаем
, где
Получаем цены на товары для открытой
экономики:
(26)
Теперь получив, полную модель открытой
экономики сравним ее с моделью закрытой экономики. Но для этого сделаем
следующее дополнение:
(2.1)
В дополнение к уже рассмотренным предпосылкам
(1)-(3), добавим: равновесие в закрытой и открытой экономике имеют одни общие
свойства, редуцированная функция полезности - строго вогнутая, дважды дифференцируемая
функция. Цены и количество производимых монополистически конкурентной отраслью
товаров одинаково в обоих равновесиях, q-предельная
норма замещения между V и x0 одинакова в каждом равновесии (оба
равновесия лежат на одной кривой Энгеля).
Доказательство:
Зафиксируем
предпосылки (1)-(3) и уравнения (10),(12) в равновесиях закрытой и открытой
экономиках. Каждому i соответствует два уравнения
одно для , второе
для xi . Строгая вогнутость функции
прибыли дает единственное решение pi и xi , таким образом,
pi и xi
одинаковы в каждом равновесии. Из уравнения (2.1) q- постоянна в каждом равновесии, значит, оба
равновесия лежат на одной кривой Энгеля U.
Предпосылка (2.1) показывает, что в результате
перехода экономики от закрытого типа к открытому изменяется только количество
видов производимых товаров и количество фирм производителей. Это изменение
получит название – «торговый эффект».
Цены на производимые товары и количество
производимых товаров местными производителями не меняется. Количество фирм -
производителей изменится, таким образом, чтобы сохранить q не изменой. Исследуем изменение в экономике при переходе от закрытого
типа к открытому. Будем использовать оператор Δ для обозначения различий
между равновесиями.
Рассчитаем изменение , вычтем из уравнения (21) уравнение
(2), получим:
(27)
где - изменение в количестве товара . - изменения количества местных
производителей.
Изменение редуцированной функции полезности
получим из разности уравнений (23) и (4):
(28)
где - изменение в количестве товара . - изменение редуцированной функции
полезности.
Выразим из (28):
подставим в уравнение (27):
(29)
Равновесия открытой и закрытой экономик лежат
на одной кривой Энгеля, доказано в предпосылке (2.1). Кривая Энгеля
представляет собой график спроса на товар, представленный как функция дохода,
при предпосылке о неизменности цен. Запишем функцию типичной кривой Энгеля:
(30)
Интерпретация записи следующая: спрос на
товары из множества S зависит от . Функция дифференцируема: вдоль всей кривой Энгеля.
Выпишем дифференциал функции:
(31)
где
Выразим из (31) и подставим в (29):
(32)
Используя уравнения (10), (24) и цены из
уравнения (6), (26) то (32) перепишем:
(33)
Эластичность, вдоль кривой Энгеля, положительна
по доходу, и общественное благосостояние строго возрастает по двум аргументам
функции U. Рассмотрим правую часть уравнения (33):
где , по условию, следовательно
Так как коэффициент при положительный, то влияние на
благосостояние потребителей зависит от левой части уравнения (33). Коэффициент , по условию.
Предположение (2.2) В равновесии с
торговлей будет достигаться высший (низший) уровень общественного
благосостояния, по сравнению с равновесием без торговли если:
(34)
Необходимо сделать несколько замечаний к
данному условию. Во-первых, предположим, что . Тарифы не превышают цены товара. Величина называется
потребительским излишком. По условию . Таким образом:
(35)
из (35) получаем:
(36)
Величину (36) можно трактовать как
уровень отношения издержек на покупку i-ого товара к доходу i-ого товара плюс
потребительский излишек.
Предположим, что (37)
Подставим (6), (36), (37), в (34) получим:
(38)
Пропорция (38) представляет собой (34), при
условии (37) и означает, что при идентичных тарифах на импортируемые товары и
товары местных производителей, добавление новых импортных товаров (обозначенных
j) повысит(понизит) благосостояние экономики в том случае
если отношение потребительского излишка к затратам на j-ые товары выше(ниже), аналогичного
отношения для i-ых товаров, которые были вытеснены импортными
товарами. Например, если редуцированная функция полезности имеет вид функции с
постоянной эластичностью:
где (39)
где
Рассчитаем эластичность спроса по цене -, подставим (39) в (6) и
выразим спрос:
Получим следующее уравнение:
(40)
Где эластичность спроса по доходу для i-ого товара (аналогичное уравнение получается для j-ого товара). Пропорция (34) показывает, что если установить одинаковые
тарифы на импортные и местные товары, то равновесие с торговлей дает больший
(меньший) уровень благосостояния, чем равновесие в закрытой экономике, если
эластичность спроса по доходу для импортных товаров ниже (выше), чем для
товаров местных производителей.
Тарифы в пропорции (34) повышают или понижают
предельную стоимость товаров для потребителей. В случае субсидии цена товаров
для потребителей уменьшается, а предельный излишек увеличивается,
следовательно, отношение излишка к издержкам на товар растет. Если тариф представляет
собой налог на продукцию, то цена для потребителей повышается, излишек
понижается, и отношение излишка к издержкам уменьшается. Если импортируемые
товары отличаются от товаров местных производителей только тарифами, то
равновесие в открытой экономике даст больший (меньший) уровень благосостояния,
чем равновесие в закрытой экономике в том случае если налоги на импортные
товары будут меньше (больше), чем на внутренние товары.
Вывод (2.3) Если тарифная политика
выбирается таким образом, чтобы оптимизировать количество внутренних фирм -
производителей, ,
тогда экономика с внешней торговлей повышает благосостояние потребителей.
Доказательство:
Подставим оптимальное значение тарифа для
внутренних производителей из (20) в пропорцию (34), и примем , перепишем (34):
(41)
Так как по условию строго вогнутая, дважды
дифференцируемая функция, это условие выполняется всегда.
Необходимо отметить, что выбор не приводит экономику к
первому - наилучшему состоянию. Из предпосылки (2.1), «торговый эффект» влияет
на количество фирм – производителей, но не влияет на объемы производимых
товаров. Использование тарифной политики такого рода, приводит к оптимальному
количеству производителей, и гарантирует положительное изменение благосостояния
потребителей, но в свою очередь не устраняет несовершенств внутренней экономики
вызванной не оптимальным для общества объемом производимых товаров.
Пропорции (34), (40) описывают
условия, характеризующие эффект дохода от импорта на рынке товаров с монополистической
конкуренцией. Эти условия не зависят: от издержек на импортируемые товары, от
количества видов импортируемых товаров, от количества местных фирм, вытесненных
иностранными производителями. Изменения благосостояния потребителей происходит
в соответствии с изменением налогов, налоги влияют на потребительский излишек,
который связан с набором товаров выбираемых потребителем. Пропорция импортных
товаров по отношению к внутренним товарам может быть различна. Возможно,
вследствие вытеснения местных производителей, группа импортных товаров
настолько большая, что делает внутреннее производство товаров из множества S
невыгодным. В этом случае, q будет ниже в равновесии с торговлей по сравнению с
равновесием в закрытой экономике. Тогда левая часть уравнения (33) должна быть
отрицательна, но это условие не является достаточным, для того чтобы, открытая
экономика имела более низкий уровень благосостояния по сравнению с закрытой
экономикой.
Из анализа проведенного выше, формируется
представление о том, какое влияние оказывает уровень тарифов на благосостояние
экономики. В данном разделе, будут проанализированы тарифы на импортные товары
из множества S.
Существует несколько причин, по
которым тарифы на импортные товары должны быть не нулевыми: первая – тарифы на
импортные товары могут использоваться как второй наилучший инструмент для корректировки
несовершенств внутренний экономики. Но использование импортных тарифов в этих
целях зависит, от того, как используются другие инструменты торговой политики. Использование
альтернативных инструментов для устранения внутренних не совершенств экономики
не является достаточным условием создание неограниченной торговли. Импортные
тарифы являются частью, торговой политики, и количество импортируемых товаров
зависит от тарифа на них, это вторая причина, не приравнивать импортные тарифы
к нулю.
Необходимо найти такой тариф , который максимизирует общественное
благосостояние в равновесии с фиксированными налогами на товары местных
производителей .
Спрос на продукцию импортирующего сектора фиксирован на уровне цены . Контроль эквивалентен, контролю над
рыночной ценой импортной продукции . Анализ сводится к выбору переменой .
Изменение величины изменяет количество производителей
и объемы производимых товаров. Изменение в объеме порождается функцией спроса
из уравнения (26). Изменение в производимых объемах ведет к изменению прибыли
фирм - производителей. Изменение в количестве производителей приведет к
изменению ассортимента товаров. Обратимся к предпосылки, что рассматриваемая
выборка из n элементов настолько большая, что
увеличение производимых товаров на 1 является незначительным. Реакция изменения
количества видов импортируемых товаров на изменение будет считаться как эластичностей
видов импортируемых товаров по отношению к объёму импорта, обозначим эту
величину :
(42)
Предпосылка (2.1) обеспечивает информацией об
изменение во внутреннем производстве в ответ на изменение тарифов. Из неё мы
знаем, что и , цена и количество активных
фирм не изменится при изменении . Количество видов продукции производимых
местными производителями - n, измениться в том же
направлении что и ,
при условии, что q останется неизменной, то есть
произойдет перемещение вдоль кривой Энгеля. Так как строго возрастает по обоим
компонентам и V, то проблема снижения оптимальных тарифов, сводится к максимизации , при неизменности кривой
Энгеля.
Формально задача записывается:
(43)
Спрос на товары внешних и внутренних
производителей, а также количество фирм импортеров и местных производителей
функционально зависит от :
(44)
Где n, m, могут меняться. Выпишем условия первого
порядка.
Дифференцирование по целевой функции (43) дает:
(45)
Дифференцирование вдоль ограничения (44) дает:
(46)
Используем уравнения (45) и (46) для того
чтобы избавиться от .Выразим
из уравнения (46):
Подставим в (45):
(47)
Для оптимального значения , поэтому (47) равняется:
(48)
Используем уравнение спроса на импорт (24) подставив
цену из (26):
(49)
Выпишем условие (10) подставив цену из (6):
(50)
Подставим (49) и (50) в (48) и получим условия
первого порядка для :
(51)
Вывод 2.4 Если n>0, то оптимальные тариф на импорт, выраженный в пропорции от цены
задается уравнением:
(51)
Отметим что, так как мы получаем
Таким образом, используя импортные тарифы,
полученные выше, импорт никогда не приведет к уменьшению благосостояния. Теперь
проанализируем оптимальные импортные тарифы. Начнем с анализа взаимодействия
между оптимальным тарифом на импорт и выбором тарифов для внутренних
производителей.
Вывод 2.5 Если , и продукция местных производителей
субсидируется так, что оптимальное количество товаров производится, то есть то оптимальный тариф равен
0. Если , то .
Доказательство: условиеподставляем в(51) получаем:
(52)
Перепишем уравнение (20) на равенство и
преобразуем:
(53)
Подстановка (53) в (52) равенство 0.
Вывод 2.5 означает что, для любой экономики,
которая не может повлиять на количество видов импортных товаров, оптимальный
контроль количества местных производителей обеспечивает оптимальность и в
равновесии с иностранным сектором. Но остается несовершенство внутренней
экономики, потому что оптимальные тарифы не ведут к оптимальным объемам
производства товаров. Следуя предпосылки (2.1), открытая торговля не влияет на
объемы производимых товаров, поэтому нулевые тарифы не объясняются несовершенства
местной экономики. Однако если местная экономика не тарифицируется на уровне , то положительное значение
тарифа может использоваться для повышения числа местных производителей.
Положительное значение импортного тарифа означает присутствие меньшего числа
импортеров на внутреннем рынке.
Проанализируем случай когда . Тарифы на внутренних
производителей влияют на количество видов импортируемых товаров, поэтому
требуются ненулевые тарифы, даже в том случае если местная экономика
использовала тарифы для корректировки несовершенства рынка.
Предположение 2.6 Если , и тарифы для внутренних
производителей выбраны, таким образом чтобы оптимизировать количество местных
фирм , то
оптимальное значение тарифов на импорт отрицательное.
Доказательство: подставим (53) в (51) получим:
(54)
Так как , и
Смысл этого следующий, так как n
выбирается оптимально, то предельное изменение n не имеет значения. Импорт повышает предельный излишек потребителей. Отрицательные
тарифы используются для увеличения количества видов импортируемых товаров,
таким образом, повышая общественное благосостояние. Если тарифы используются в
виде доступного элемента политики, то обычно политики заставляют установить
одну тарифную ставку на все симметричные импортные товары, поэтом в руках
политиков только установление уровня тарифной ставки. Однако их, как правило,
интересует сразу две вещи: количество видов импортируемых товаров, объемы в
которых эти товары импортируются. Отрицательное значение тарифной ставки
повышает количество видов импортируемых товаров, таким образом, повышая
общественное благосостояние (при условии оптимального количества местных фирм
производителей), но также отрицательная ставка означает продажу импортных
товаров ниже их предельной стоимости для экономики. Уравнение оптимальных
импортных тарифов (54) определяется как выход этих двух сил.
Сделаем несколько общих наблюдений
о структуре оптимальных тарифов. Например, когда внутренние тарифы в стране
выбраны не оптимально, то тарифы на импорт могут использоваться как второй
наилучший инструмент для контроля местной экономики. В следующем предположении
рассматривает случай, когда структура оптимальных тарифов включает в себя
предпосылку о том, что импортные товары тарифицируются по более высокой ставке,
чем местные товары.
Предположение 2.7 если:
(а)
Или
(б) и
(в)
Доказательство: из уравнения (51) следует:
Часть (а) в предположении 2.7 была
проанализирована в преведущих разделах. Если отношение излишка потребителей к
издержкам на товар выше для местных товаров, чем для импортных товаров, то
импортные товары должны тарифицироваться по более высокой ставке. Пункт (б)
означает равное отношение излишка потребителей к издержкам на товар для
местных и импортных товаров. Логика следующая, предположим, что импортные
товары и товары местных производителей симметричны (имеют одинаковую
редуцированную функцию полезности v), и,
следовательно .
Тогда небольшое увеличение повлечет за собой два эффекта. Во-первых, возможно
изменится количество видов производимых и импортируемых товаров, так уравнение
(34) константа, то благосостояние экономики не изменится. Во-вторых, увеличение
сделает импорт
дороже для экономики, повысив предельную цену для потребителей, тем самым,
повысив отношение излишка потребителей к издержкам на товар. Ограничение,
наложенное на объясняет,
почему импортные товары должны тарифицироваться по более высокой ставке,
обратимся к уравнению (54), так как формируется .
Часть (в) предположения 2.7
означает фиксированость количества видов импортных товаров, и импортные товары
должны тарифицироваться выше, чем местные товары, так как общее количество
видов предлагаемых товаров в экономике может быть увеличено тарифами на импорт
(увеличивая тариф, возрастает число местных фирм производителей),
дополнительные товары повышают потребительский излишек.
Заключение
В своей работе я рассмотрел
модель закрытой экономики, и модель открытой экономики. В этих моделях на
основе функции общественного благосостояния было проанализировано изменение
благосостоянии экономики при переходе от закрытого типа экономики к открытому
типу экономики. Использование в модели сепарабельной функции общественной
полезности, симметричных групп товаров позволило высчитать благосостояние
экономики с торговлей, а также продумать оптимальную политику для данной
ситуации.
Модель
рассмотренной конкуренции имеет место на практике, возрастающая отдача
моделирует естественную монополию, примерами таких монополий в России могут
служить Газпром, РЖД, РАО ЕЭС.
В главе 2 описаны необходимые и
достаточные условия для открытой экономики, которая ставит своей целью
повышение общественного благосостояния. Приведен пример с редуцированной
функцией полезности, представленной в виде функции с постоянной отдачей от
масштаба, наглядно иллюстрирующий, что импорт увеличивает благосостояние
экономики только в том случае, если иностранные товары имеют меньшую
эластичность по доходу, чем товары местных производителей.
В главе 2 также выводятся
оптимальные тарифы на импортные товары. Объясняется, что количество импортных
товаров не зависит от ставки по тарифу, тариф на импортные товары выбирается
положительным, пока ставка по тарифам местных производителей, выбирается таким
образом, чтобы оптимизировать количество местных фирм производителей. Если
импортные товары симметричны с товарами местных производителей, а налоги
ассиметричны, то более высокие тарифы на импортные товары более желанны.
Но рамки этой работы не
исчерпывают полностью всех возможностей построения моделей открытой торговли.
Более того, они выходят за рамки микроэкономики, как таковой. Много работ
макроэкономистов посвящено изучению благосостояния потребителей и оптимальных
тарифов в открытой экономике. В целях дальнейшего развития рассмотренной модели
необходимо отметить изучения концепции открытой торговли и общего равновесия.
Список
использованной литературы
- Venables A.J. (1982). Optimal tariffs for trade in
monopolistically competitive commodities. Journal of International
Economics, 12, pp. 225-241
- Dixit A.K., Stiglitz J.E. (1977). Monopolistic Competition and Optimum Product
Diversity». American
Economic Review, Vol. 67, No. 3, pp. 297-308
- Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика.
М.: Дело, 2001.
- Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный
уровень. М.: Юнити, 1997.
Государственный университет - Высшая Школа
Экономики
Факультет экономики
Курсовая
работа
На
тему:
«Оптимальные торговые тарифы на рынке товаров с
монополистической конкуренцией»
2005/2006
уч. год
Выполнил:
Студент 2-ого курса
группы №213
Нечаев Алексей
Факультет Экономика
Научный руководитель
Ф. А.А.
Москва – 2006
Страницы: 1, 2
|