бесплатные рефераты

Оптимизация налога на прибыль

Оптимизация налога на прибыль

Содержание


Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Основные моменты и правила налоговой оптимизации…….3

     1.1.Концепции разграничения налоговой оптимизации и

           уклонения от налогов…………………………………………….3

     1.2.Основные моменты оптимизации налога на прибыль……..…10

Глава 2.Различные методы оптимизации налога на прибыль……….18

    2.1.Создание резерва по сомнительным долгам……………………18

    2.2.Создание ремонтного фонда и применение различных

          методов  амортизации……………………………………………24

Заключение………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………..34

Введение


  Главной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли.

В современных условиях прибыль предприятия является важнейшим источником получения необходимых для развития предприятия денежных средств. Поэтому знание путей оптимизации налога на прибыль дает организации возможность развиваться не только за счет заемных средств, но и используя свои резервы.

Актуальность данной темы проявляется в том, что на данный момент многие предприятия используют нелегальные и противозаконные схемы оптимизации и минимизации налогов, в том числе и налога на прибыль.

В данной работе рассматриваются методы оптимизации, предусмотренные законодательством и Налоговым Кодексом РФ. Такие как создание резервов и использование ускоренной амортизации.

Немаловажным преимуществом в подробном изучении налогообложения прибыли также является то, что достаточно хорошие знания об особенностях уплаты налога на прибыль помогут избежать ошибок и недочетов при заполнении декларации и выплат по налогу.

Глава 1. Основные моменты и правила налоговой оптимизации


1.1 Концепции разграничения налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налога.


Налоговое планирование, как одно из важнейших направлений налогового менеджмента, получает в Российской Федерации все большее распространение. Одной из главных проблем, с которой сталкивается государство и налогоплательщики, является установление грани между собственно налоговым планированием (в том числе и оптимизационным) и уклонением от уплаты налогов.[1]

В зарубежных странах налоговое планирование получило широкое распространение во второй половине 20-го века, в Российской Федерации – практически одновременно со становлением налоговой системы в начале

90-х годов прошлого века. Налоговое планирование является одним из четырех видов поведения налогоплательщиков.

В современных условиях выделяют следующие четыре модели поведения налогоплательщиков:

Модель 1. Уплата налогов без применения специальных мер по снижению величины налоговых обязательств. Данная модель поведения присуща законопослушному налогоплательщику, который не желает тратить дополнительные средства для осуществления вариативного подхода к практическому применению норм налогового законодательства, в том числе по причине опасения применения к нему различных санкций за нарушение налогового законодательства.

Модель 2. Уклонение от уплаты налогов. Данная модель основана на прямом сознательном нарушении налогоплательщиком норм налогового законодательства с целью максимального уменьшения сумм налоговых обязательств.

Модель 3. Обход налогов. Налогоплательщик стремиться избежать признания его как участника налоговых правоотношений либо избегает возникновения тех обязательств, которые предопределяют обязанность по уплате налогов. Такая цель достигается как легитимными способами (налогоплательщик сознательно избегает получения определенных видов доходов, либо не производит хозяйственные операции, не ведет предпринимательскую деятельность в тех формах, с которыми связана обязанность уплаты налогов), так и не легитимными способами (налогоплательщик не встает на налоговый учет, не регистрирует свою предпринимательскую деятельность).

Модель 4. Налоговое планирование. Налогоплательщик, с одной стороны, не нарушает нормы налогового законодательства. С другой стороны, он уменьшает сумму налоговых платежей посредством творческого применения законодательных норм в своей практической деятельности.

Модель поведения «налоговое планирование» неразрывно связана с самой экономической сущностью налогов. Налоги, будучи важной категорией рыночной экономики, представляют собой экономические отношения, которые складываются между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования централизованного фонда денежных средств (бюджета).

Внутреннее содержание налогов для участников налоговых отношений проявляется в различных внешних формах. Для государства налоги выступают в форме дохода, а для налогоплательщиков  - в форме изъятия части дохода (расхода). Противоречие внешней формы проявления налоговых отношений порождает противоречие в экономических интересах участников данных отношений. Государство объективно заинтересовано в увеличении доходов бюджета, а значит и в росте объемов налоговых поступлений. Налогоплательщик заинтересован в сокращении изъятия части своего дохода, а значит в уменьшении величины налоговых платежей.

Объективный экономический интерес всегда порождает субъективную деятельность по его защите. Государство может защищать свой экономический интерес посредством разработки эффективного налогового законодательства  и проведения строго, последовательного контроля за его соблюдением. Налогоплательщик может защитить свой экономический интерес посредством системы мер, ведущих к снижению сумм налоговых обязательств. Такими мерами могут быть уклонение от налогов, обход налогов и налоговое планирование.

Цивилизованным способом защиты экономического интереса налогоплательщика является модель «налоговое планирование». Она является предпочтительной и для государства, так как она воспитывает дух уважения к закону. Кроме того, способствует улучшению финансово-хозяйственных результатов деятельности налогоплательщика, развитию его бизнеса, и как следствие росту налоговых поступлений в бюджет в долгосрочном отрезке времени.

Налоговое планирование можно рассматривать как положительное социально-экономическое явление современности, так как оно соответствует перспективным экономическим интересам государства. Налоговое планирование не наносит вред государству, но способствует развитию бизнеса. В этой связи можно поставить вопрос о целесообразности включения в состав прав налогоплательщиков права на проведение налогового планирования. При этом должно быть выработано законодательное определение понятия «налоговое планирование».

Теория налогового планирования сводит содержание модели поведения налогоплательщика «налоговое планирование» к легитимной деятельности, целью которой является минимизация налоговых платежей (узкий подход к налоговому планированию), либо оптимизация налоговых платежей являются лишь составными частями налогового планирования.[2]

Под налоговой минимизацией понимается деятельность, направленная на уменьшение сумм налоговых обязательств налогоплательщика. Минимизация налоговых платежей обычно проводится отдельно по каждому налогу для улучшения финансового состояния налогоплательщика. Вместе с тем снижать налоги целесообразно до тех пор, пока это дает прирост свободной прибыли. В ряде случаев уменьшение налоговых платежей может привести к ухудшению финансовых показателей, так как налоговые базы по ряду налогов взаимосвязаны. Уменьшая сумму налоговых платежей по одному налогу, можно увеличить рост платежей по другому налогу. Одним из таких примеров является минимизация ЕСН, которая может привести к увеличению сумм налога на прибыль. Обращаясь к налоговой минимизации, следует оценить ее последствия для всей совокупности финансовых показателей налогоплательщика.

Налоговая оптимизация в отличие от минимизации характеризуется большим масштабом деятельности. При проведении налоговой оптимизации анализируется вся совокупность налогов. Оптимизация ориентирована на нахождение наилучшего для конкретного налогоплательщика варианта налогообложения из существующих в условиях действующего налогового законодательства. Лучшего с точки зрения предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, его финансовой стратегии и цели.

В современных условиях хозяйствующего субъекта интересует не только объем уплаченных им налогов, сколько эффективность финансово-хозяйственной деятельности в целом и воздействие налогов на формирование денежных потоков. Сегодня хозяйствующий субъект должен бороться не против налогов, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности.

Анализируя международный опыт, можно выделить два основных подхода или концепции к разграничению налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов.

1. Первый подход основан на классическом принципе права, согласно которому гражданам «разрешено все, что не запрещено законом», и предполагает возможность преследования только тех действий налогоплательщика, которые нарушают законодательство.

При этом нарушение законодательства может быть явным и скрытым. Первое имеет место, например, в случае неподачи налоговой декларации, неуплаты налога в установленный срок, несоответствия данных налоговой декларации и первичных документов, использование налоговых вычетов и льгот при отсутствии к тому формальных оснований. Скрытое нарушение налогового законодательства имеет место тогда, когда налогоплательщик создает формальные основания к сокращению налогового обязательства путем фальсификации фактических обстоятельств своей деятельности, имеющих значение для исчисления налогового обязательства. Например, когда налогоплательщик перечисляет средства по фиктивной сделке (за оказание консультационных услуг, которые в действительности не оказывались) контрагенту, пользующемуся налоговыми преимуществами (например, являющемуся резидентом оффшорной зоны или уплачивающему налог по пониженной ставке) или вовсе не уплачивающему налоги  (являющемуся так называемой «фирмой-однодневкой»). В этом случае средства, сэкономленные от налогообложения, обналичиваются и перераспределяются между контрагентами. Такие действия можно квалифицировать как налоговое мошенничество, т.к. налогоплательщик использует предоставляемые налоговым законодательством права и льготы при отсутствии действительных к тому оснований.

Рассматриваемый подход допускает следующие способы борьбы с уклонением от налогов:

-                     формирование нейтрального законодательства, предусматривающего максимально возможную близость ставок налогообложения различных видов доходов, минимальное количество льгот и прочих искажающих факторов;

-                     установление законодательных ограничений и презумпций, направленных на пресечение наиболее распространенных схем минимизации налоговых обязательств;

-                     преследование мошеннических действий налогоплательщика, направленных на уклонение от налогообложения.

 Однако все перечисленные способы имеют ограниченную эффективность. Абсолютная нейтральность налогового законодательства в принципе недостижима.

Ввиду многообразия встречающихся на практике ситуаций законодательство сложно перекрыть все потенциально возможные схемы минимизации налогов. Лишившись возможности использовать одну схему, налогоплательщики выстраивают другую или модифицируют старую с учетом поправок, внесенных в налоговое законодательство.  Типичным примером этого может служить модификация безналоговых схем выплаты заработной платы с использованием договора страхования жизни и банковского вклада в России в течение 90-х годов.

Преследование мошеннических действий налогоплательщика, направленных на уклонение от налогообложения, тоже не всегда результативно. Учитывая, что фиктивная сделка по сути представляет собой включение в налоговую отчетность заведомо недостоверных сведений, такие действия налогоплательщика должны рассматриваться как налоговое правонарушение, а в определенных случаях как уголовное преступление.

Ограниченностью возможностей подхода, согласно которому гражданам «разрешено все, что не запрещено законом», в защите фискальных интересов государства объясняется появление в налоговом праве концепции злоупотребления правом.

  2. Концепция злоупотребления правом предполагает использование максимально общих, универсальных норм, предоставляющих налоговым органам и судам возможность определять степень правомерности каждого конкретного случая налоговой оптимизации.

  Концепция «злоупотребления правом» юридически весьма уязвима, так как допускает применение мер принуждения к лицам, в действиях которых не установлено наличие нарушений законодательства. Поэтому противники этого подхода имеют основания утверждать, что он предполагает применение мер принуждения за законные действия налогоплательщиков. В действительности это не вполне справедливо, т.к. пересмотр налоговых последствий сделки при применении концепции основан на суждении типа : «очень похоже (хотя достоверно и не доказано), что сделка была незаконной».

Эта концепция применяется во многих развитых странах, в том числе в Канаде, Австралии, Ирландии, Франции, Нидерландах.[3]

Российскую Федерацию на сегодняшний день нельзя однозначно отнести к числу стран, исповедующих один из вышеназванных подходов.

Отказ от использования концепции злоупотребления правом в российском законодательстве не сильно затронет фискальные интересы, учитывая что в настоящее время в России действует целый ряд запретов и презумпций, направленных на перекрытие отдельных каналов уклонения от налогообложения. К их числу можно отнести, в частности: ст.40 НК РФ, позволяющую налоговым органам применять для целей налогообложения цены, отличные от тех, которые указаны сторонами  сделки; ст.50 НК РФ, предусматривающую возможность возложения налоговой обязанности на лицо, выделившееся из состава налогоплательщика, если установлено, что реорганизация осуществлена с целью минимизации налога; ст.252 НК РФ, согласно которой налоговую базу по налогу на прибыль организаций  сокращают лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они направлены на получение дохода; целый ряд ограничений принятия к вычету по налогу на прибыль отдельных расходов налогоплательщика.


1.2 Основные моменты оптимизации налога на прибыль


Оптимизация отдельных налогов предполагает рассмотрение различных элементов налога: объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления и срока уплаты соответствующего налога. Наибольшее внимание на стадии оптимизации налогов также уделяется использованию льгот и освобождение от налогов и от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов ( например, использование налогового кредита, инвестиционного кредита, рассрочек).

Плательщиками налога на прибыль являются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения – прибыль. При этом плательщиком налога признаются российские организации, а также иностранные организации, как осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, так и не осуществляющие в России такую деятельность, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.[4]

Для обеспечения полной и своевременной уплаты налога важно установить, что же является объектом налогообложения.

Объектом является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для определения прибыли российских организаций из полученных ими доходов необходимо вычесть расходы, связанные с получением этих доходов. При этом следует отметить, что к вычету из доходов принимаются не любые, а только необходимые, обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком в указанных выше целях. При этом под обоснованными затратами в соответствии с российским налоговым законодательством понимается экономически оправданные расходы, оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.[5] 

Документальное подтверждение затрат должно быть обеспечено документами, оформленными в соответствии с российским законодательством.

Необходимо также иметь в виду, что указанные затраты могут приниматься к вычету из доходов в тех налоговых или отчетных периодах, в которых они осуществлены налогоплательщиком в соответствии с проводимой им учетной политикой.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, прибыль определяется как полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину произведенных ими расходов.

Объектом налогообложения для российских организаций является прибыль, полученная в налоговом периоде от источников как в РФ, так  и за ее пределами, а для иностранных организации – только от источников  в РФ.

Прибыль представляет собой достаточно сложную структуру, включающую в себя сумму доходов от реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав, также внереализационных доходов, уменьшенных на сумму расходов, связанных с производством и реализацией, и на сумму внереализационных расходов.[6]

К доходам в целях налогообложения  относятся доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, т.е. доходы от реализации, а также внереализационные доходы.

При определении указанных доходов из них должны быть исключены суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю или приобретателю товаров, работ, услуг или имущественных прав.

Доходы, выраженные в иностранной валюте, должны учитыватся налогоплательщиком в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются на рубли по официальному курсу Банка России на дату признания соответствующего дохода.

Доход от реализации для целей налогообложения представляет собой выручку от реализации товаров, работ и услуг как собственного производства, так и раннее приобретенных, а также выручку от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации при этом определяется исходя из всех поступлений, выраженных в денежной или натуральной форме, и связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги и имущественные права.

Все остальные полученные налогоплательщиком доходы, не связанные с поступлением средств от реализации, считаются внереализационными доходами.

К внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы от долевого участия в других организациях, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда штрафов, пеней или других санкций за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба, доходы от сдачи в аренду.

Оптимизация налога на прибыль является важнейшим моментом принятия управленческих решений, поскольку данный налог  оказывает непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта исходя из принятой стратегии развития.

Планирование налога на прибыль осуществляется при международном налоговом планировании, при разработке учетной политики организации, при заключении различных договоров. В рамках международного налогового планирования следует сказать о том, что наиболее глобальный характер имеют общие соглашения об устранении двойного налогообложения доходов и имущества, которые обычно состоят из трех частей: в первой части устанавливается сфера действия соглашения, во второй – определяются налоговые режимы, в третей – предусматриваются методы и порядок выполнения соглашений. Урегулирование налоговых отношений между различными странами осуществляется путем заключения двухсторонних налоговых соглашений.

Имеющиеся у России соглашения об избежании двойного налогообложения сгруппированы по рассматриваемым в них вопросам на следующие виды:

·                   по строительно–монтажным работам;

·                   по дивидендам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;

·                   по процентам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;

·                   по международным перевозкам;

·                   выплаты вознаграждений иностранным гражданам за работу по найму;

·                   выплата вознаграждений за работу по найму на строительных и строительно-монтажных площадках.

Следует отметить, что в России возможны два способа  использования таких договоров: 1) предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов иностранных юридических лиц из источников в России; 2) возврат налогов на доходы иностранных юридических лиц из источников в России. Использование соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет предприятиям получать реальную экономию в случае, если ставка в другой стране меньше, чем в России.[7]

  В современных условиях законодательно закреплена необходимость учитывать налоговые аспекты при составлении приказа по учетной политике. В соответствии с главой 25 НК РФ организация может в своей учетной политике определить следующие моменты:

·           метод определения доходов и расходов (ст. 271, 273 НК РФ);

·           порядок уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации (п.2 ст.288 НК РФ);

·           налоговый учет амортизируемого имущества (ст.259 НК РФ);

·           порядок формирования резервов по сомнительным долгам (ст.266 НК РФ);

·           порядок формирования резервов по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст.267 НК РФ);

·           порядок уплаты налога на прибыль (ст. 286 НК РФ).[8]

Например, для целей налогообложения прибыли амортизацию начисляют одним из методов предусмотренных ст. 259 гл.25 НК РФ – линейным или нелинейным. Кроме того, для целей налогообложения может применятся ускоренная амортизация, регламентируемая Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 №967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов». Для целей бухгалтерского учета организации, использующие ускоренную амортизацию, могут применять один из четырех способов амортизации, предусмотренных в п. 4.2 ПБУ №6/97. В том случае, если амортизационные отчисления, исчисленные используемым в организации способом, окажутся больше суммы отчислений, исчисленной при ускоренной амортизации, производится корректировка прибыли в общеустановленном порядке.[9]

Текущее планирование хозяйствующего субъекта предполагает разработку наравне с учетной политикой и договорную политику, под которой подразумевается использование возможностей выбора типа договора, партнера сделки, условий хозяйственных договоров с целью достижения желаемого финансового результата или определенной структуры активов организации. К основным инструментам договорной политики относятся:

·                       выбор контрагента;

·                       выбор вида договора;

·                       определение отдельных условий договора.

В рамках договора дарения в соответствии с п.2 ст. 248 НК РФ для целей налогообложения имущество, работы, услуги или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать услуги).

Доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав для целей исчисления налога на прибыль признаются внереализационными доходами налогоплательщика (п.8 ст.250 НК РФ).

При этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу . Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки.

В ст.251 НК РФ предусмотрены доходы, полученные в результате передачи имущества на безвозмездной основе, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В частности, не облагаются налогом на прибыль организаций следующие доходы (п.1 ст.251 НК РФ в редакции Закона РФ от 29.05.2002 №57/ФЗ):

·                    средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в  отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия ) РФ» (пп.6);

·                    имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп.8);

·                    имущество, полученное российской организацией безвозмездно (пп.11):

1)  от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;

2)   от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;

3)   от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада этого физического лица. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение 1 года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;

4)имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования. При этом организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14).

В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» (ст. 249 «Доходы от реализации», ст. 250 «Внереализационные доходы», ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы») при получении имущества по договору безвозмездного пользования объекта обложения налогом на прибыль у предприятия не возникает.


Глава 2. Различные методы оптимизации налога

на прибыль

2.1.Создание резерва по сомнительным долгам.


Практически у каждой организации имеется непогашенная дебиторская задолженность. Организации - плательщики налога на прибыль могут сократить свои налоговые потери в случае неисполнения дебиторами своих обязательств по оплате поставленных товаров (работ, услуг) путем создания резерва по сомнительным долгам.     Создание резерва по сомнительным долгам является инструментом, позволяющим сократить обязательства организации перед бюджетом по уплате налога на прибыль с сумм прибыли, которую организация фактически не получила. При создании резерва организации следует обратить внимание на необходимость выполнения ряда требований, предъявляемых главой 25 НК РФ к созданию резерва по сомнительным долгам.

Необходимо учитывать, что создавать резерв по сомнительным долгам могут только те организации-плательщики налога на прибыль, которые определяют доходы и расходы для целей налогообложения методом начисления.[10] В статье 266 НК РФ говорится, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Налоговым кодексом предусматривается следующий порядок формирования резерва:

• организация должна провести инвентаризацию дебиторской задолженности на последний день отчетного (налогового) периода;

• рекомендуется предусмотреть возможность создания резерва по сомнительным долгам в учетной политике организации;

• рассчитать сумму резерва, учитывая, что по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерв

При этом следует знать, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемого в соответствии со статьей 249НКРФ. Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Создание резерва должно подкрепляться расчетом-справкой бухгалтера и соответствующим налоговым регистром. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного периода.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

 В бухгалтерском учете также предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. Порядок создания резерва регламентируется Положением по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34Н). Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

 Суммы резервов относятся на финансовые результаты организации. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой – либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

  В бухгалтерском учете организации создание и использование резерва сомнительных долгов отражается следующим образом:

·              создание резерва по сомнительным долгам отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»;

·              при списании невостребованных долгов, раннее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами – в части, покрываемой резервом, и по дебету счета 91 и по кредиту счетов учета дебиторской задолженности – в части, не покрываемой суммой созданных резервов;

·              по окончании года сумма резерва, созданная в предыдущем отчетном году и не использованная в отчетном году, списывается с дебета счета 63 в кредит счета 91 и тем самым присоединяется к прибыли отчетного года. Одновременно организацией оформляется создание резерва по сомнительным долгам с включением во вновь образованный резерв непогашенных долгов, выявленных по результатам инвентаризации дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность по которой созданы резервы, в годовом бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этих резервов (без корреспонденции по счетам учета дебиторской задолженности и счету 63). В пассиве бухгалтерского баланса сумма образованного резерва по сомнительным долгам отдельно не отражается. Вследствие этого информация о дебиторской задолженности, обобщенная на соответствующих счетах бухгалтерского учета, не будет совпадать с соответствующими показателями бухгалтерского баланса.

  Списанная в убыток из-за неплатежеспособности должника сумма дебиторской задолженности должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за финансовым состоянием должника и появлением возможности ее взыскания.

  Говоря об оптимизации налога на прибыль путем создания резерва по сомнительным долгам необходимо отметить недостатки данного способа:

·                          резерв создается не под любую задолженность, долги должны быть просрочены более чем на 45 дней;

·                          сумма  создаваемого резерва ограничена лимитом в 10% от выручки отчетного (налогового) периода;

·                          сумма создаваемого резерва зависит не только от срока задолженности, лимита выручки, но и от характера долга. Резерв по сомнительным долгам не создается в отношении долгов,  образовавшихся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Кроме того, в соответствии со статьей 266 НК РФ, чтобы задолженность была признана сомнительной, эта задолженность не должна быть обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.[11]

Рассмотрим пример использования этой схемы на практике. ООО «Серна» признает доходы и расходы методом начисления. Доходы организации (выручка от реализации продукции) за 9 месяцев 2004 года составили 12000 тыс. руб., расходы (без НДС) – 9000 тыс. руб.

За 9 месяцев у организации образовалась следующая непогашенная дебиторская  задолженность:

·                   на сумму 1 400 тыс. руб (без НДС) по договору от 30.05.2004г. №45. Товары были отгружены 15.06.2004г., документы на оплату были переданы покупателю 17.05.2004г. По условиям договора покупатель оплачивает товары не позднее 7 рабочих дней с момента выставления платежных документов;

·                   на сумму 600 тыс. руб. (без НДС) по договору от 15.08.2004 №71. Товары были отгружены 20.08.2004 г., одновременно покупателю были переданы платежные документы. По условиям договора покупатель должен был оплатить товары на следующий рабочий день после их отгрузки, т.е. 21.08.2004г.

На последний день отчетного периода в организации была проведена инвентаризация дебиторской задолженности, по ее результатам был создан резерв в размере 1400 тыс. руб. – задолженности по договору от 30.05.2004г. №45, включаемый в резерв в полной сумме, т.к. долг был просрочен более чем на 90 дней.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ