Порядок и сроки осуществления преимущественного права
приобретения акций, продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества.
Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60
дней с момента предложения акций на продажу.
Общества, учредителями которых выступают в случаях,
установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в
процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть
только открытыми.
3. Производственные кооперативы.
В Законе России "О предприятиях и
предпринимательской деятельности[6]"
кооперативы как самостоятельная организационно-правовая форма юридических лиц
не были предусмотрены, а потому новым кооперативам отказывали в регистрации, а
старые принуждали к преобразованию в акционерные общества или товарищества с
ограниченной ответственностью, которые по целям, задачам, принципам деятельности
существенно отличаются от кооперативов. Даже старательские артели - типичные
кооперативы - принуждали преобразовываться в акционерные общества или товарищества.
Гражданский кодекс РФ определил производственный
кооператив (артель) как добровольное объединение граждан на основе членства для
совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на
их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками)
имущественных паевых взносов.
Другое определение дает Закон «О производственных
кооперативах»: Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для
совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного
трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из
паевых взносов членов объединения[7]. Однако к нему мы перейдем несколько позже,
обратив сначала внимание на содержание соответствующих статей ГК РФ.
ГК РФ
допустил участие в деятельности производственного кооператива юридических лиц,
если таковое предусмотрено его учредительным документом. Содержащиеся в данном
определении основные признаки производственного кооператива (членство, обязательное
участие в деятельности кооператива, как правило, личным трудом, внесение
имущественных паевых взносов для формирования имущества кооператива) соответствуют
сущности производственного кооператива.
Ошибка ГК состоит в отнесении производственных
кооперативов к коммерческим организациям, для которых главной, основной целью
деятельности является извлечение прибыли. Между тем у кооператива как сообщества,
прежде всего людей, а не капиталов (независимо от их вида: производственные,
потребительские) основная цель совсем другая. Она состоит в удовлетворении
материальных и иных потребностей его членов[8].
Достигается данная цель безусловно посредством прибыли, без которой невозможно
развитие не только производственного кооператива, но и потребительского общества,
отнесенного ГК к некоммерческим организациям, хотя деятельность
потребительского общества, не менее чем производственного кооператива, связана
с прибылью, позволяющей удовлетворять потребности пайщиков в товарах и услугах
(в сфере торговли, заготовок, переработки и т.п.). Прибыль, получаемая любым
кооперативом от его деятельности, используется на его развитие,
вознаграждение членов соответственно их участию в делах, на жилищное строительство,
повышение образовательного, культурного уровня членов, их социальное
обеспечение и другие, предусмотренные уставом кооператива цели. Таким образом,
для кооператива основная цель - удовлетворение материальных и иных
потребностей членов, а прибыль - средство ее достижения.
Независимо от вида и формы кооператив - однохарактерное
социальное явление, а потому его понятие едино для всех разновидностей. Эта
идея четко выражена в заявлении о кооперативной идентичности, принятом в 1995
г. в Манчестере на Международном конгрессе, посвященном столетию
Международного кооперативного альянса. В заявлении говорится, что кооперативы
(любые) - это автономная ассоциация людей, объединившихся добровольно для
удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных
потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося
в совместном владении его членов. При этом под ассоциацией людей (объединением)
имеются в виду не только отдельные люди, но и их группы - юридические лица,
наделяемые теми же правами, что и индивидуальные члены. Такое понимание кооперативов
дает возможность выделить их из всей массы юридических лиц (хозяйственных
обществ, товариществ), организованных на иных началах и с иными экономическими
и социальными ориентирами. В заявлении МКА через
определение основной цели кооператива (удовлетворение потребностей его членов)
подчеркнуто, что в кооперативе социально значим, прежде всего, человек, а не
капитал.
Гражданский кодекс РФ такому пониманию кооперативной идентичности
не соответствует, что не позволило надлежаще определить место кооперативов в
самом ГК РФ. А отсюда - и в экономике и социальной
жизни страны. Резкую границу следовало проводить не между производственными и
потребительскими кооперативами, путем отнесения первых к коммерческим, а вторых
- к некоммерческим организациям, а между кооперативами (независимо от их
разновидности) и хозяйственными обществами и товариществами, для которых
основная цель - извлечение прибыли.
В зарубежной теории кооперативного движения
кооперативы характеризуются как структурный элемент социальной экономики.
Кооперативы, члены которых управляют ими и владеют собственностью, а в
производственных кооперативах еще и трудятся в них, - наиболее характерная
часть социальной экономики. Кооперативы тесно связаны с территорией, на которой
они базируются. Не преследуя извлечение прибыли в качестве основной цели, они
не заинтересованы в вывозе капитала за границу. Их деятельность ориентирована
на использование местных кадровых, сырьевых, производственных ресурсов, расширение
отечественного производства, обеспечение товарами и услугами не только своих
членов, но и населения территории, на которой действует кооператив[9].
Необходимо внести изменения в Гражданский кодекс РФ и соответственно
в Федеральный закон "О производственных кооперативах", выделив
кооперативы из разделов о коммерческих и некоммерческих организациях и
объединив их в самостоятельную группу юридических лиц - кооперативы, дать
единое понятие кооператива, закрепить общие начала и принципы их деятельности,
а затем указать на специфические особенности соответствующей разновидности,
которых, кстати сказать, должно быть значительно больше, чем в ГК РФ. В
законодательстве зарубежных стран нет такого жесткого деления кооперативов,
как у нас, только на два вида: производственные и потребительские. В Германии.
например, кооперативы подразделяются на кредитные (Volksbanken
и Raiffeisenbanken), закупочные, торговые, кооперативы по сбыту, производственные,
жилищные и др. В Законе о кооперативах штата Виктория (Австралия) 1981 г. предусмотрены
производственные кооперативы, торговые общества (кооперативы), кредитные, сельскохозяйственные
и пр. В других странах имеются кооперативы сельскохозяйственные, потребительские,
производственные, кредитные, страховые, кооперативы, объединяющие рыбаков, жилищные
и др. Соответственно данным разновидностям в Международном кооперативном
альянсе созданы специализированные комитеты, в которые входят национальные
организации, объединяющие кооперативы соответствующего вида. Было бы очень
желательно, чтобы наше законодательство отражало принятое в мировом сообществе
понимание кооператива.
Говоря о понятии кооператива как самостоятельной
организационно-правовой форме, нельзя не сказать о содержащемся в ГК запрете
производственным кооперативам выпускать акции. Зарубежная практика говорит об
обратном. Во многих странах такого запрета не только нет, но кооперативы во вне
часто действуют как товарищества (компании) с ограниченной ответственностью,
сохраняя кооперативную внутреннюю организацию и специфику управления.
Далее посмотрим, как регулируется правовое положение
производственных кооперативов Федеральными законами, принятие которых было
предусмотрено ГК РФ, а также сферу действия каждого из них.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правовое
положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются
в соответствии с ГК РФ законами о производственных кооперативах. В настоящее
время в России действуют два таких закона: Федеральный закон "О
производственных кооперативах" и Федеральный закон "О
сельскохозяйственной кооперации". Последний согласно ст. 14 Федерального
закона о введении в действие ГК РФ должен был отразить особенности создания и
деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Законом о производственных кооперативах предусмотрено,
что им регулируются отношения, возникающие при образовании, деятельности и
прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство,
переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство,
бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных
ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение
научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих
медицинские, правовые, маркетинговые и другие, не запрещенные законом виды услуг.
Таким образом, понятием "производственный"
в данном случае охвачен широкий спектр видов деятельности, а не только
промышленное и ремесленное производство, что, кстати сказать, было характерно
для понимания производственного кооператива в законодательстве многих зарубежных
стран. В ряде стран и в международных кооперативных организациях сейчас также
признают, что сфера деятельности производственной кооперации значительно шире
ее традиционного понимания. Например, в ряде стран кооперативы создаются в
социальной сфере (детские сады, уход за престарелыми и т.п.).
Закон "О сельскохозяйственной кооперации" в п. 1 ст. 3 регулирует организацию и деятельность двух
основных видов сельскохозяйственных производственных кооперативов:
сельскохозяйственная либо рыболовецкая артель
(колхоз) и
Колхоз создается гражданами на основе добровольного
членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту
сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной, не запрещенной
законом деятельности. Члены сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей
(колхозов) обязаны участвовать в их деятельности личным трудом.
Коопхоз отличается от колхоза тем, что его
учредителями и членами могут быть только главы крестьянских (фермерских)
хозяйств и (или) граждане, ведущие личные подсобные хозяйства. Сфера их
совместной, основанной на личном труде деятельности, состоит в обработке
земли, производстве животноводческой продукции и иной, связанной с
производством сельскохозяйственной продукции, деятельности.
Отнесение к ведению колхозов и коопхозов перечисленных видов деятельности совсем не
означает, что другие организации, в том числе кооперативы, организация и деятельность
которых определяется Федеральным законом "О производственных кооперативах",
не вправе осуществлять деятельность по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной
(рыбной) продукции. Законом о сельскохозяйственной кооперации, согласно ГК РФ, определяются особенности создания и
деятельности производственных кооперативов в форме колхоза или коопхоза. Следовательно, если граждане создают колхоз
или коопхоз, они обязаны действовать в соответствии с правилами, предусмотренными
Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". Но если ими
выбрана иная организационно-правовая форма, в частности производственный кооператив,
предусмотренный Федеральным законом "О производственных
кооперативах", то нет препятствий к тому, чтобы такие кооперативы также
осуществляли деятельность в сфере сельскохозяйственного производства
(например, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции и даже
животноводство). Данный вывод обусловлен ст. 2 Закона "О производственных
кооперативах", согласно которой, как уже говорилось, к предмету
деятельности регулируемых им кооперативов отнесено производство, переработка и
сбыт как промышленной, так и иной продукции. Предусмотрено также право вносить
в качестве паевого взноса земельные участки (в той мере, в какой их оборот
допускается законами о земле). Колхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства,
граждане, имеющие личное подсобное хозяйство, также как члены садоводческих
товариществ могут не заниматься переработкой собственной продукции, а
сдавать ее на договорной основе иным организациям, в частности, кооперативам,
созданным в соответствии с Законом о производственных кооперативах. Не служит
препятствием также указание в Законе о сельскохозяйственной кооперации на
обязательность участия члена кооператива в его деятельности личным трудом. Хотя
Закон о производственных кооперативах допускает иное (кроме трудового) участие
граждан в их деятельности, а также возможность участия в кооперативе
юридических лиц, основным остается все же личное трудовое участие. Кооперативы,
деятельность которых будет связана с сельскохозяйственным производством,
могут признать личное трудовое участие их членов обязательным. Такое правило,
предусматривается, например, в уставах артелей старателей.
Производственный кооператив образуется исключительно
по решению его учредителей. Под учредителями принято понимать тех лиц, которые
создают новую организацию. В данном случае кооператив. Учредителя нельзя
заменить. После создания кооператива все участвующие в нем лица (в том числе и
учредители) являются его членами. Но те первые, которые создавали его, навсегда
останутся учредителями, даже если впоследствии выйдут из кооператива. Число его
членов при создании не может быть менее пяти человек, т.е. физических лиц. Если
в создании кооператива принимает участие юридическое лицо, то оно будет только
шестым. Членами кооператива, образованного на основе Закона о производственных
кооперативах, могут состоять физические лица (граждане Российской Федерации,
иностранные граждане, лица без гражданства), принимающие личное трудовое и иное
(в частности, финансовое) участие в его деятельности. Уставом кооператива может быть предусмотрено участие в
его деятельности и юридических лиц, которые также становятся его членами и
действуют через своего представителя. Такое решение вопроса позволяет
кооперативу, с одной стороны, привлекать инвестиции, а инвестору иметь соответствующий
пай в имуществе кооператива и участвовать в распределении прибылей с учетом
размера этого пая, а, с другой, - сохранить кооператив как сообщество, прежде
всего людей, а не капиталов. Все члены кооператива вправе участвовать в
управлении его делами (юридические лица через своего представителя), обладая
одним голосом при принятии решений общим собранием.
При учреждении кооператива необходимым документом
является его устав, заключение учредительного договора не требуется. Собрание
учредителей избирает председателя кооператива, его правление, формирует иные
органы кооператива, утверждает подготовленный устав[10].
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом
"О производственных кооперативах" есть три разновидности членства:
Основной вид - члены кооператива - граждане, работающие
в нем, так как кооператив по самой своей сути - организация, в которую
добровольно объединяются люди для совместного труда.
Вторая разновидность - граждане, не работающие в кооперативе.
Участие таких членов в его производственной и хозяйственной деятельности может
выражаться, в частности, в финансировании кооператива, обеспечении его
материальными ресурсами, помещениями, транспортом. Как члены кооператива они,
тем не менее, вправе и обязаны участвовать в работе общего собрания, могут быть
избраны в органы управления кооперативом, ревизионную комиссию, наблюдательный
совет.
Юридические лица (третий вид членства в кооперативе)
если это прямо предусмотрено его уставом, принимаются в кооператив.
Юридическое лицо действует в кооперативе через своего представителя. Его
участие в производственной и хозяйственной деятельности кооператива выражается
в тех же формах, о которых говорилось применительно к гражданам, не принимающим
личного трудового участия в деятельности кооператива.
Наличие второй и третьей группы членов не обязательно.
В уставе может быть закреплен принцип обязательности участия члена кооператива
в его деятельности личным трудом, например, артели старателей.
Правовое положение членов второй и третьей группы
несколько отличается от членов кооператива, работающих в нем. Во-первых, не
работающих в нем членов не может быть больше 25% от их общей численности.
Во-вторых, они обязаны вносить два паевых взноса: основной и дополнительный,
которым как бы компенсируется их неучастие личным трудом в деятельности
кооператива. Размер дополнительного взноса устанавливается уставом или иными
внутренними документами кооператива (решение общего собрания, положение о
паевом фонде и др.). В-третьих, такие члены получают только ту часть распределяемой
прибыли, которая исчисляется в зависимости от внесенного паевого взноса. Член
кооператива, работающий в нем, имеет несколько больше прав, чем не принимающие
личного трудового участия в его деятельности. Работник кооператива, являющийся
его членом, имеет право на вознаграждение за труд, он вправе также получать
часть распределяемой прибыли не только пропорционально размеру паевого взноса,
но и в зависимости от количества и качества его труда. Например, в кооперативах-артелях
старателей используются коэффициенты трудового участия для определения
трудового вклада члена кооператива в его работу.
Кроме прав, предусмотренных законом и уставом
кооператива, его члены несут определенные обязанности, в числе которых - покрывать
долги кооператива при отсутствии в нем денежных средств и имущества, т.е. нести
субсидиарную (дополнительную) ответственность по таким
долгам. В этом случае члены кооператива обязаны компенсировать недостающую
часть долга (или весь долг) за счет своих собственных средств. Наличие субсидиарной ответственности настораживает людей при
выборе организационной формы своей будущей деятельности. Между тем, в соответствии
с ГК РФ и Федеральным законом "О
производственных кооперативах" размер субсидиарной ответственности члена
кооператива и порядок ее наступления определяются в его уставе. Можно
соотнести размер такой ответственности с паевым взносом и установить, что член
кооператива несет ответственность по его долгам в размере стоимости (половины,
одной трети стоимости) их паевого взноса. Указать также, что субсидиарная (дополнительная) ответственность членов
кооператива наступает, если исчерпаны возможности удовлетворить требования
кредиторов за счет имущества, принадлежащего кооперативу на праве
собственности. Можно, например, предусмотреть в уставе, что такая ответственность
наступает в случае ликвидации кооператива, если его имущества не хватает на
выполнение обязательств перед государством и удовлетворения требований
кредиторов. В то же время субсидиарная
ответственность помогает обеспечить стабильность имущественной базы
кооператива. Вполне допустимо применение правила о субсидиарной
ответственности членов кооператива не только при его ликвидации, но и в ходе
текущей деятельности, если общее собрание посчитает более целесообразным
покрытие образовавшегося
долга за счет личных средств членов кооператива, чем реализация в эти целях
части имущества кооператива.
Прием в члены кооператива граждан, желающих принимать
личное трудовое или иное участие в его деятельности, осуществляется на основании
заявления гражданина, а юридического лица - заявления, подписанного
руководителем кооператива. Гражданин (юридическое лицо) считается принятым в
члены кооператива с даты принятия решения общего собрания членов кооператива о
его приеме. Если до решения общего собрания гражданин изъявит желание работать
в кооперативе, то правление (председатель) могут принять такого гражданина в
качестве работника на основе трудового договора либо договора подряда или
иного договора, регулируемого гражданским законодательством.
Прекращение членства в кооперативе может быть
добровольным (по усмотрению его члена, который вправе выйти из него в любое
время) и принудительным (исключение). Право кооператива исключить того или
иного члена - специфика кооператива.
Для добровольного выхода члена из кооператива не
требуется решения общего собрания. Выход может быть оформлен решением
правления или приказом председателя кооператива (если в кооперативе нет
правления). Если член кооператива пожелает остаться в качестве наемного работника,
то его можно принять на работу на условиях трудового договора, либо договора,
предусмотренного гражданским законодательством. Решение об исключении члена
кооператива принимается общим собранием его членов по основаниям,
предусмотренным законом, а также уставом кооператива. Согласно закону член
кооператива может быть исключен из него, если не внес в установленный уставом
срок паевой взнос, либо не выполняет или ненадлежащим образом выполняет
обязанности члена кооператива. В уставе кооператива могут быть отмечены иные
основания исключения, в частности, за прогул и систематическое невыполнение
членом кооператива без уважительных причин трудовых обязанностей, а для
граждан, не принимающих в деятельности кооператива личного трудового участия, и
юридических лиц - невнесение дополнительного паевого
взноса. Закон предусмотрел дополнительное основание исключения из кооператива
для члена наблюдательного совета или исполнительного органа кооператива -
членство в аналогичном кооперативе. Имеется в виду членство в другом
производственном, но не потребительском кооперативе.
На практике возникает потребность исключить работника
- члена кооператива за совершение им, например, прогула или иного
систематического неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей в
перерыве между общими собраниями. Для таких случаев целесообразно
предусмотреть в уставе и (или) правилах внутреннего трудового распорядка право
правления кооператива (его председателя) отстранить такого члена от работы,
получив от него предварительно объяснения в письменной форме. Решение правления
или председателя кооператива об этом представляется общему собранию его членов,
которое окончательно решает, исключать ли отстраненного от работы члена из
кооператива. Решение об исключении может быть обжаловано в суд.
Лицу, добровольно прекратившему членство в кооперативе
или исключенному из него, выплачивается стоимость пая, а также производятся
другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива. В соответствии с законом
выплата стоимости пая производится по окончании финансового года и
утверждения бухгалтерского баланса кооператива, если уставом не предусмотрено
иное. Расчеты по оплате труда с членом кооператива осуществляются в день его
выхода (исключения), за исключением случая продолжения его работы в
кооперативе на условиях найма.
В соответствии с гражданским законодательством право
собственности на имущество принадлежит кооперативу в целом как юридическому
лицу. Однако в данном случае форма собственности, являясь частной, обладает
спецификой, обусловленной сущностью кооператива. В литературе можно встретить
утверждения о том, что кооперативная собственность является коллективной, чем
и отличается от частной и государственной. Такой подход, по меньшей мере,
спорен. Имущество кооператива действительно находится во владении, пользовании
и распоряжении членов кооператива, но не как трудового коллектива, а в
качестве участников высшего органа управления кооперативом - его общего
собрания, на котором каждый член кооператива имеет один голос при принятии
решений, т.е. равное право управлять этой собственностью. Таким образом,
собственность кооператива, оставаясь по форме частной, находится в коллективном
управлении (а не собственности) его работников; именно этого хотели добиться
сторонники народных предприятий.
Специфика кооператива определяет особый режим его
имущества. У него нет уставного капитала, а потому закон не предусмотрел для
учредителей кооператива обязанность внести какой-то минимум средств, без
которых невозможно создание кооператива (как, например, в хозяйственных
обществах), что немаловажно для людей, имущественное положение которых не позволяет
им участвовать в хозяйственных обществах. Минимальный размер имущества
кооператива определяется его паевым фондом, который образуется за счет паевых
взносов членов кооператива.
Размер паевого взноса (основного и дополнительного),
вносимого его членами при образовании и при приеме новых членов, определяется
самим кооперативом в его уставе. Паевым взносом могут быть деньги, ценные
бумаги, а также иное, предусмотренное гражданским законодательством, имущество
(например, здания, помещения, оборудование, транспортные средства), имущественные
права (в частности, право пользования зданиями, сооружениями, иной недвижимостью:
транспортными средствами, результатами интеллектуальной деятельности). Могут
быть паевым взносом и земельные участки, другие природные ресурсы, но в той
мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и природных
ресурсах.
К моменту государственной регистрации кооператива
либо при вступлении в него член кооператива, участвующий в его деятельности
личным трудом, обязан внести не менее 10% паевого взноса. Что касается граждан,
не участвующих в деятельности кооператива личным трудом, а также юридических
лиц, то при их вступлении в члены кооператива целесообразно установить, что первоначальный
паевой взнос они вносят в полном объеме. Остальная часть паевого взноса работающих
членов кооператива должна быть внесена в течение года после государственной регистрации
кооператива в порядке и сроки, предусмотренные уставом кооператива.
Кроме паевого фонда кооператив как юридическое лицо
обычно обладает и иным имуществом, образуемым за счет прибыли от собственной
деятельности, кредитов, иных допускаемых законодательством источников.
В отличие от других организаций кооперативы могут
создавать из определенной части своего имущества неделимый фонд, т.е. не
подлежащий разделу между членами (кроме случаев ликвидации). На неделимое
имущество не может быть обращено взыскание по личным долгам члена кооператива.
О неделимом фонде также велись дискуссии[11]. Этот фонд нередко связывали с
административной системой управления, а потому считали ненужным в рыночных
условиях. Вопрос о формировании неделимых фондов в кооперативах был предметом
дискуссии и в международном кооперативном движении. Определенный результат
данной дискуссии нашел отражение в соответствующей резолюции Международного
кооперативного альянса на его конгрессе в 1995 г. (Манчестер). Было признано, что неделимый фонд полезен
кооперативам, так как без него трудно обеспечить развитие,
конкурентоспособность, выживаемость на рынке, а, следовательно, успешную,
прибыльную работу, от итогов которой зависит уровень доходов каждого члена.
Неделимый фонд обычно используется в целях производственного,
научно-технического и иного развития кооператива, осуществления им строительства
(в том числе жилищного для членов и работников кооператива), обеспечения
безопасных условий труда, решения социальных и других задач, требующих
капитальных затрат. Часть денежных средств неделимого фонда кооператива может
составить его резервный фонд, предназначенный для покрытия убытков.
В уставе кооператива или решении общего собрания его
членов могут быть предусмотрены и другие фонды, необходимые кооперативу для
нормальной производственной деятельности, а также решения социальных и иных
задач. К таким фондам можно отнести фонд возмещения вреда, причиненного
увечьем или иным повреждением здоровья члену или работнику кооператива, а
также смертью в связи с исполнением членом кооператива или работником своих
трудовых обязанностей, фонд, предназначенный на образовательные и другие цели,
пенсионный, иные фонды.
Особенность правового режима имущества российских
производственных кооперативов состоит также в том, что в соответствии с
законодательством РФ имущество кооператива подлежит разделу на паи членов.
Пай члена кооператива - это особое правовое явление.
Он не тождествен паевому взносу. Пай члена кооператива состоит из его паевого
взноса и определенной доли иного его имущества (кроме неделимого фонда). Пай
фиксирует стоимость той части имущества кооператива, которую его член сможет
получить при выходе из кооператива или его ликвидации. Наличие в имуществе
кооператива паев его членов не превращает собственность кооператива в общую
долевую, так как собственником остается кооператив в качестве юридического
лица. Но все же нельзя не признать наличие противоречия между положениями ГК о том, что собственником имущества юридического
лица является оно само, и правилом о делении имущества кооператива на паи
членов. Подобный подход к имуществу кооператива, отраженный в ГК РФ и
соответственно в Законе о производственных кооперативах, нельзя признать
удачным.
Сейчас трудно сказать, чем руководствовался
законодатель, вводя данные правовые нормы в регулирование деятельности
производственных кооперативов и какой аналог был положен в основу этого решения.
Во всяком случае, подобного рода норм нет ни в германском, ни во французском,
ни в итальянском законодательстве. Между членами кооператива делится только прибыль,
а не все его имущество. В ряде стран (например, во Франции) существует правило,
по которому даже после ликвидации кооператива оставшееся имущество передается
объединением кооперативов другому кооперативу, но не делится между членами.
Такое правило предусмотрено специально для сохранения кооперативного сектора
экономики в явно не социалистической стране. Наш законодатель пошел по
другому пути, обязав кооператив делить между членами все имущество (в том
числе основные и оборотные фонды), тем самым, лишив кооператив устойчивости его
имущественной базы.
В законе не сказано, как на практике делить имущество,
предоставив возможность решить этот совсем не простой вопрос самим кооперативам,
многие из которых не понимают как можно поделить весьма подвижные оборотные
средства. На практике возникал вопрос, а как быть с новыми членами
кооператива, еще не вложившими свой труд или финансы в умножение имущества
кооператива. Видимо, в уставе можно предусмотреть, что новый член приобретает
право на включение в его пай соответствующей части имущества кооператива по
истечении какого-то периода после его принятия, а его член, участвующий в деятельности
личным трудом, - также работы в кооперативе. Пай может быть передан другому
члену или гражданину, не являющемуся членом кооператива, если такая
возможность предусмотрена уставом. В этом случае члены кооператива пользуются
преимущественным правом покупки пая (его части). Передача пая в полном объеме
влечет за собой прекращение членства в нем. Гражданин, приобретший пай (его
часть), при его желании принимается в члены кооператива.
В уставе полезно предусмотреть также, что увеличение
размера пая члена кооператива за счет передачи ему пая (его части) другим
членом, осуществляется после утверждения годового отчета и баланса
кооператива, а пай (его часть), переданный членом кооператива гражданину, не являющемуся
его членом в случае вступления этого гражданина в кооператив, рассматривается
как его паевой взнос (часть паевого взноса, если пай меньше размера паевого
взноса).
Обращение взыскания на пай члена кооператива по его
личным долгам допускается лишь при отсутствии у такого члена кооператива иного
имущества для покрытия его долгов, и после утверждения
годового отчета кооператива и его баланса за год.
Особое место занимают вопросы регулирования трудовых
отношений в производственных кооперативах. Эти вопросы и будут рассмотрены
ниже.
Закон допускает применение в кооперативе наемного
труда, но ограничивает численность наемных работников: их средняя за отчетный
период численность не должна превышать 30% численности общего числа членов.
Исключение составляют сезонные работы, когда численность работающих может
превышать установленный лимит, а также работы, выполняемые по заключенным
кооперативом с гражданами договорам подряда или иным, регулируемым гражданским
законодательством. Этим действующее законодательство существенно отличается от
Закона СССР "О Кооперации в СССР",
который не ограничивал применение наемного труда в кооперативе, чем, как уже
было сказано, превращал производственный кооператив по существу в частное
предприятие не кооперативного типа. В законодательстве многих зарубежных стран
вовсе не допускается применение в кооперативе наемного труда. В нашей стране
время для такого кардинального решения вопроса еще, по всей вероятности, не
пришло. Но принцип, по которому в производственном кооперативе должны трудиться,
прежде всего, его члены, является основополагающим.
Трудовые отношения кооператива с наемными работниками
регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, в соответствии
с которым кооператив заключает с таким работником трудовой договор (контракт).
Администрация (его правление) должна также заключать с наемными работниками
коллективный договор. Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 15 января
1998 г[12] указал,
что положения коллективных договоров или соглашений, регулирующие условия и
порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по
сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников
(например, установление меньшей, чем в соответствующем законодательном акте
продолжительности дополнительного отпуска), являются в силу ст. 5 КЗоТ РФ и ст. 3 Закона РФ "О коллективных
договорах и соглашениях" недействительными. Исходя из ст. 5 КЗоТ РФ
недействительными являются и нормы иных локальных нормативных актов о
дополнительных отпусках, снижающие уровень гарантий, предоставляемых работникам
законодательством[13].
Специфика правового статуса производственных
кооперативов проявляется также в том, что взаимоотношения членов кооператива с
его администрацией в части, относящейся к выполнению ими трудовых
обязанностей, регулируется не трудовым законодательством России, а Федеральным
законом "О производственных кооперативах", уставом кооператива и
принятыми им нормативными актами, например, правилами внутреннего трудового
распорядка. Но Закон содержит основополагающие положения трудового права,
охраняющие труд работника. Так, члены кооператива, принимающие личное трудовое
участие в его деятельности, подлежат социальному и обязательному медицинскому
страхованию и социальному обеспечению наравне с наемными работниками. Время
работы в кооперативе включается в трудовой стаж.
Закон предусмотрел гарантии надлежащих условий труда
для беременных женщин, несовершеннолетних (до 18 лет), а также социальные гарантии
семьям, имеющим детей, аналогичные содержащимся в трудовом законодательстве.
По решению общего собрания кооператив вправе за счет
собственной прибыли предоставлять дополнительные льготы по социальному обеспечению
своих членов.
Продолжительность и распорядок рабочего дня в
кооперативе, порядок предоставления выходных дней, отпусков, в том числе
дополнительных, порядок увольнения работников-членов кооператива, а также
другие условия труда его членов, определяются его нормативными актами, но
продолжительность отпусков не должна быть меньше определенной законодательством
о труде Российской Федерации. Кооператив может устанавливать своим членам и
другим работникам дополнительные оплачиваемые отпуска. Меры по обеспечению
охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии
кооператив должен осуществлять в соответствии с положениями и нормами,
установленными для государственных унитарных предприятий.
Таким образом, регулирование труда в кооперативе
позволяет сочетать самостоятельность и его инициативу в решении вопросов
организации труда и действующие в трудовом законодательстве страны гарантии
трудящихся по социальному обеспечению, охране труда и его безопасности.
Система управления производственной и иной
деятельностью в кооперативе внешне очень схожа с предусмотренной ГК РФ для коммерческих организаций. Здесь есть и общее
собрание как высший орган управления, и правление как коллективный исполнительный
орган, и глава исполнительной власти - председатель кооператива, и орган
контроля за его деятельностью - ревизионная комиссия. Может быть, также
наблюдательный совет при числе членов кооператива более 50. Однако есть и
весьма существенное различие между кооперативом и иными коммерческими
организациями. В производственном кооперативе общее собрание, его
исполнительные органы, наблюдательный совет состоят из членов организации,
которые одновременно являются ее работниками, имеющими независимо от их
имущественного и служебного положения только один голос при принятии решений.
Судьба членов кооператива зависит от них самих. Кооператив нельзя продать,
ликвидировать, реорганизовать без решения его основного состава - работников. В
то же время держатель пакета акций с квалифицированным большинством голосов
может решить судьбу организации и ее работников, продав акции, приняв решение
о ликвидации общества и т.п. Хорошо это или плохо для акционерного общества,
общества с ограниченной ответственностью - другой вопрос. Но для работников,
желающих участвовать в принятии подобного рода решений кооперативная форма
организации труда более приемлема.
Проблемы, связанные с организацией и порядком
управления в кооперативе довольно подробно решены в ГК РФ и Законе о
производственных кооперативах. Но немало и таких, которые Закон отнес к ведению
устава кооператива. В их числе объем полномочий председателя кооператива.
Уставом кооператива устанавливаются: срок, на который избирается (утверждается)
общим собранием председатель; объем его прав по распоряжению имуществом
кооператива; условия оплаты его труда; его ответственность за причиненные
убытки; а также основания для освобождения от должности. Если в кооперативе
избрано правление, уставом определяются вопросы, по которым решения принимаются
единолично председателем кооператива.
4. Унитарные предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая
организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за
ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только
государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия
принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному
образованию. От имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества
унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы
государственной власти субъекта Федерации в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени
муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия
осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной
актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на
праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является
неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе
между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие не вправе
создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем
передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). В России создаются
и действуют следующие виды унитарных предприятий:
· Унитарные предприятия, основанные на праве
хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие,
государственное предприятие субъекта РФ и муниципальное предприятие;
· Унитарные предприятия, основанные на праве
оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное
предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока,
если иное не установлено его уставом. Унитарное предприятие должно и меть
полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное
наименование. Полное фирменное наименование государственного или муниципального
предприятия должно содержать слова «федеральное государственное предприятие»,
«государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание
собственника его имущества – РФ, субъект РФ или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия должно содержать слова
«федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное
казенное предприятие» и указание на собственника его имущества – РФ, субъект
Федерации или муниципальное образование.
Унитарное предприятие несет ответственность по своим
обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не
несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (РФ,
субъекта РФ, муниципального образования). РФ, субъект РФ, муниципальное
образование не несут ответственности по обязательствам государственного или
муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность
(банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В
указанных случаях на собственника при недостаточности имущества
государственного или муниципального предприятия может быть возложена
субсидиарная ответственность по его обязательствам. РФ, субъекты РФ или муниципальные
образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных
предприятий при недостаточности их имущества.
Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ,
субъект РФ или муниципальное образование. Решение об учреждении федерального
государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными
органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими
компетенцию таких органов. Решение об учреждении государственного предприятия
субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной
власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с актами,
определяющими компетенцию таких органов. Федеральное казенное предприятие учреждается
решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается
решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с
актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого
решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа
местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус
этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Государственное или муниципальное предприятие может
быть создано при необходимости:
·
Использования имущества,
приватизация которого запрещена (в том числе имущества, которое необходимо для
безопасности России);
·
Осуществления деятельности
в целях решения социальных задач (в том числе реализации определённых товаров и
услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и
товарных интервенций для обеспечения продовольственное безопасности государства;
·
Осуществление
деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для
государственных унитарных предприятий;
·
Осуществления научной и
научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением
безопасности России;
·
Разработки и изготовления
отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов России и
обеспечивающей ее безопасность;
·
производства отдельных
видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно обороспособной.
Казенное предприятие может быть создано в случаях,
предусмотренных законодательством:
·
если преобладающая или
значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг
предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или
муниципального образования;
·
необходимости
использования имущества, приватизация которого запрещена (в том числе имущества,
необходимого для обеспечения безопасности России, функционирования воздушного,
железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов
России);
·
необходимости
осуществления деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию
услуг), реализуемых по установленным государством ценам в целях решения
социальных задач;
·
необходимости разработки и
производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность России;
·
необходимости производства
отдельных видов продукции изъятой из оборота или ограниченно обороноспособной;
·
необходимости
осуществления деятельность, предусмотренной федеральными законами исключительно
для казенных предприятий.
Учредительным документом унитарного предприятия
является его устав. Устав унитарного предприятия утверждается уполномоченными государственными
органами РФ, государственными органами субъекта РФ или органами местного
самоуправления. Устав унитарного предприятия должен содержать:
·
полное и сокращенное
фирменное наименование унитарного предприятия;
·
указание на
местонахождение унитарного предприятия;
·
цели, предмет и виды
деятельности унитарного предприятия;
·
сведения об органе или
органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного
предприятия;
·
наименование органа
унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
·
порядок назначения на
должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с
ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством
и иными содержащими нормы трудового права нормативно-правовыми актами;
·
перечень фондов,
создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и
использования этих фондов.
·
Размер уставного фонда;
·
Направление использования
прибыли.
Размер уставного фонда государственного предприятия
должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом на дату государственной регистрации
государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия
должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
На казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Руководитель унитарного предприятия (директор,
генеральный директор) является единоличным исполнительным органом этого
предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия и
подотчетен ему. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем
(участников) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой
деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления,
коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и
ной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью,
быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального
исполнительного органа коммерческой организации (за исключением случаев, если
участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности
данного руководителя), а также принимать участие в забастовках.
Унитарное предприятие может быть ликвидировано по
решению собственника его имущества или по решению суда по основаниям и в
порядке, которые установлены законодательством.
Заключение
Таким образом, я полностью
рассмотрела данную тему курсовой работы и тем самым пришла к определенным
выводам.
Так, например, если сравнивать
полные товарищества и хозяйственные общества, то в хозяйственных обществах (общество с
ограниченной ответственностью, акционерное общество) юридическое лицо полностью
заслоняет личность участников. Если же сравнивать полное товарищество с другими
формами товариществ, то полное товарищество характеризуется тем, что,
приобретая права юридического лица, оно становится «новой личностью», которая
начинает заслонять собой существовавшее ранее общее начало, так как вместо
общих целей, имущества, дел, ответственности, возникают личные цели, дела,
имущество и ответственность юридического лица.
В данной форме товарищества «новое
личное» еще не полностью вытесняет «старое личное» (товарищей и их права).
Кроме того, «новое» и «старое личное» не всегда хорошо различимы вовне,
поскольку участники товарищества представляют его интересы вовне и полностью
отвечают по его обязательствам всем своим имуществом.
С моей точки зрения, активному
использованию полных товариществ в экономике Республики Беларусь будет
способствовать также уточнение законодательства, регулирующего полное
товарищество, в том числе необходимо:
• изменение регламентации
наименования полного товарищества, так как действующие положения Гражданского
кодекса не позволяют сохранить в случае изменения состава участников полного
товарищества его прежнее наименование, к которому привыкли на соответствующем товарном
рынке и в поддержание которого было вложено значительное количество средств;
• исключение требования к
минимальному размеру уставного фонда полного товарищества в Республике
Беларусь;
• уточнение по сравнению с
действующими Гражданским кодексом видов вкладов полных товарищей;
• уточнение
обязанностей полных товарищей;
•введение ответственности
участников (учредителей) коммерческой организации, которая является полным
товарищем, за долги товарищества;
• расширения прав участника полного товарищества,
«отстраненного» от ведения дел полного товарищества;
•уточнения характера субсидиарной и солидарной
ответственности полных товарищей.
Литература:
1.
Гражданский кодекс РФ
Москва МЦФЭР 2002 2-е издание под редакцией кандидата юридических наук О.Ю,
Шилохвоста