Организация страхования в Российской Федерации
Практически в настоящее время любая страховая
компания может принять на страхование риск с учетом постоянно возрастающих
страховых сумм, имея твердое перестраховочное обеспечение.
Перестрахованием достигается не только защита
страхового портфеля от влияния на него серии крупных страховых случаев или даже
одного катастрофического случая, но и то, что оплата сумм страхового возмещения
по таким случаям не ложится тяжелым бременем на одно страховое общество, а
осуществляется коллективно всеми участниками.
Страховщик, принявший на страхование риск и
передавший его полностью или частично в перестрахование другому страховщику,
именуется перестрахователем или цедентом. Страховщик, принявший
в перестрахование риски, именуется перестраховщиком. Содействие в
передаче риска в перестрахование часто оказывает перестраховочный брокер.
Приняв в перестрахование риск, перестраховщик может частично передать его
третьему страховщику. Такую операцию принято именовать ретроцессией, а
перестраховщика, передающего риск в ретроцессию, — ретроцессионером
При рассмотрении вопроса о перестраховании
каждая страховая компания исходит из того, что оно должно быть экономически
эффективным с точки, зрения достижения цели, а также учитывать стоимость
перестрахования.
Под стоимостью перестрахования следует
понимать не только причитающуюся перестраховщику по его доле премию, но и те
расходы, которые компания будет нести по ведению дела в связи с передачей
рисков в перестрахование (оформление перестраховочных договоров, ведение
карточек, учет и т. д).
Правильное определение размера перестрахования
имеет важное значение для каждой страховой компании. В связи с этим
определяющим фактором является так называемое собственное удержание
цедента, представляющее собой экономически обоснованный уровень суммы, в
пределах которой страховая компания оставляет (удерживает) на своей
ответственности определенную долю страхуемых рисков и передавая в
перестрахование суммы, превышающие этот уровень. В данном случае речь идет о
наиболее распространенной форме перестраховочного договора, так называемой эксцедентной
форме.
Рассмотрим ряд факторов, которые при
правильном их сочетании должны служить основой определения лимитов собственного
удержания.
• Средняя убыточность по страхуемым рискам или
видам страхования, по которым устанавливаются лимиты собственного удержания.
При этом принимается во внимание не только количество и частота страховых
случаев, но и возможный размер ущерба, который может быть причинен
застрахованному объекту в результате одного страхового случая, т.е.
определяется, может ли при наступлении такого случая объект страхования быть
полностью уничтожен или при любых обстоятельствах ущерб не превысит
определенного размера, скажем, не более 50 или 75% страховой суммы объекта, что
именуется опустошительностью, а в практике иностранного страхования —
максимально возможным убытком.
• Объем премии. Чем больше объем премии при
незначительном отклонении от общего количества рисков, тем выше может быть
лимит собственного удержания.
• Средняя доходность, или прибыльность,
операций по соответствующему виду страхования. Чем прибыльнее операции, тем
выше устанавливается лимит собственного удержания.
• Территориальное распределение застрахованных
объектов. Чем больше застрахованных объектов сосредоточено в одной зоне, тем
ниже устанавливается лимит собственного удержания.
• Размер расходов по ведению дела. Если
расходы по ведению дела по определенному виду страхования являются слишком
высокими, страховая компания стремится к установлению лимитов собственного
удержания на таком уровне, чтобы часть этих расходов была переложена на
перестраховщиков или покрыта за счет комиссионного вознаграждения,
удерживаемого передающей компанией в свою пользу по рискам, переданным в
перестрахование сверхсобственного удержания.
Виды договоров перестрахования
В процессе длительного развития
перестраховочных отношений сформировались определенные типы перестраховочных
договоров, которые применяются на национальном (внутри страны) и международном
уровнях.
По форме взаимно взятых обязательств цедента и
перестраховщика договоры перестрахования подразделяются на договоры:
факультативного перестрахования; облигаторного перестрахования;
факультативно-облигаторного перестрахования. Сам процесс перестрахования по
перечисленным договорам называется факультативным, облигаторным и
факультативно-облигаторным.
Исторически наиболее ранней формой договоров,
получивших дальнейшее развитие, были договоры факультативного перестрахования.
Данный договор представляет собой индивидуальную сделку, касающуюся в принципе
одного риска. Договор факультативного перестрахования предоставляет полную
свободу участвующим в нем сторонам: цеденту — в решении вопроса, сколько следует
оставить на собственном риске (собственное удержание), перестраховщику — в
решении вопросов принятия риска в том или ином объеме. С учетом предоставленной
свободы принятия решений при заключении каждого договора перестрахования
перестраховочные платежи взимаются индивидуально, независимо от суммы
страховых платежей, полученных цедентом.
Обычно размер платежей за предоставленные
гарантии в порядке факультативного перестрахования предоставляется с учетом
ситуации, складывающейся на перестраховочном рынке. Например, если
предоставленный в перестрахование риск оценивается выше средней степени риска
или спрос на данный тип риска на перестраховочном рынке является
незначительным, то предложенный перестраховщиком уровень перестраховочных
платежей, безусловно, будет выше, чем уровень первичных страховых платежей,
полученных цедентом при заключении первоначального договора страхования.
Напротив, уровень перестраховочных платежей может быть ниже уровня первичных
страховых платежей, если предлагаемый риск относится к группе рисков, охотно
принимаемых на перестраховочном рынке, т. е. пользующихся большим спросом.
Принципы определения перестраховочных платежей часто совершенно иные, чем
принципы, используемые при исчислении (калькулировании) первоначальных
страховых платежей.
Отличительная черта факультативного
перестрахования состоит в том, что как цеденту, так и перестраховщику
предоставлена возможность индивидуальной оценки риска и в зависимости от
этого принятие определенного решения: цеденту — о передаче риска,
перестраховщику — о принятии риска. Отрицательная сторона факультативного
перестрахования заключается в том, что цедент должен передать часть риска до
начала ответственности за этот риск. Перестраховщик обычно располагает небольшим
промежутком времени для подробного анализа получаемого в перестрахование
риска.
В настоящее время договоры факультативного
перестрахования играют, как правило, вспомогательную роль и используются
обычно в отношении рисков, величина которых превышает собственное участие
цедента вместе с перестраховочным избытком в соответствии с договором
облигаторного перестрахования.
Договор облигаторного перестрахования обязывает цедента в передаче определенных
долей во всех рисках, принятых на страхование. Передача этих долей рисков
перестраховщику происходит только в том случае, если их страховая сумма
превышает определенное заранее собственное участие страховщика. С другой
стороны, договор облигаторного перестрахования накладывает обязательство на
перестраховщика принять предложенные ему в перестрахование доли этих рисков.
Перестраховочные платежи по договору
облигаторного перестрахования всегда определяются в проценте от суммы страховых
платежей, полученных страховщиком при заключении первичного договора
страхования.
Договор облигаторного перестрахования, как
правило, заключается на неопределенный срок с правом взаимного расторжения
путем соответствующего уведомления сторон заранее о принятом решении. Договор
облигаторного страхования наиболее выгоден для цедента, поскольку все заранее
определенные риски автоматически получают покрытие у перестраховщика. В отличие
от факультативного перестрахования, где предметом договора является каждый
обособленный риск с учетом условий, определяемых в индивидуальном порядке,
облигаторное перестрахование охватывает весь или значительную часть страхового
портфеля страховщика. Обслуживание договора облигаторного страхования дешевле
для обеих сторон по сравнению с договором факультативного перестрахования. В
этой связи в практике международного перестраховочного рынка наиболее часто
встречается форма договора облигаторного перестрахования.
На практике также встречается смешанная (переходная)
форма договора перестрахования — факультативно-облигаторная, называемая
договором "открытого покрытия". Она дает цеденту свободу принятия
решений: в отношении каких рисков и в каком размере следует их передать
перестраховщику. В свою очередь перестраховщик обязан принять цедированные
доли рисков на заранее оговоренных условиях.
Перестраховочные платежи по договорам
открытого покрытия определяются на индивидуальной основе по соглашению сторон
или пропорционально страховым платежам, полученным при заключении первичного
договора страхования.
Договор открытого покрытия может быть
невыгодным и небезопасным для перестраховщика, поскольку цедент, произведя
анализ рисков в страховом портфеле, передаст в перестрахование только самые
небезопасные риски. Поэтому договоры открытого покрытия заключаются
перестраховщиками только с такими цедентами, которые пользуются полным
доверием, на основании многолетней практики их взаимного сотрудничества.
Пропорциональное перестрахование
Пропорциональное перестрахование — исторически наиболее древняя и по существу
до конца XIX в. единственная всеобщая форма перераспределения риска. С этой
точки зрения пропорциональное перестрахование носит еще название традиционного
перестрахования. Договор пропорционального перестрахования предусматривает,
что доля перестраховщика в каждом переданном ему для покрытия риске определяется
по заранее оговоренному соотношению собственного участия цедента. Участие
перестраховщика в платежах и возмещении ущерба происходит по такому же
соотношению, что и его участие в покрытии риска. В обобщенной форме
пропорциональное перестрахование действует по принципу "перестраховщик
разделяет риск цедента". Этот принцип, как будет видно далее, не
используется в договорах непропорционального страхования.
В практике страховой работы сформировались
следующие формы договоров пропорционального перестрахования: квотный,
эксцедентный; квотно-эксцедентный, или смешанный.
В договоре квотного перестрахования
цедент обязуется передать перестраховщику долю во всех рисках данного вида, а
перестраховщик обязуется принять эти доли. Обычно доля участия в перестраховании
выражается в проценте от страховой суммы. Иногда участие перестраховщика может
быть оговорено конкретной суммой (квотой). Кроме того, в договорах этого типа
по желанию перестраховщика устанавливаются для разных классов риска верхние
границы (лимиты) ответственности перестраховщика.
Договор эксцедентного перестрахования имеет ряд отличий от договора квотного
перестрахования. Эксцедентное перестрахование может привести к полному
выравниванию той части страхового портфеля, которая осталась в качестве
собственного участия цедента в покрытии риска. Приступая к заключению договора
эксцедентного перестрахования, стороны определяют размер максимального
собственного участия страховщика в покрытии определенных групп риска. Для
этого прибегают к анализу статистических данных и проведению актуарных
расчетов. Максимум собственного участия страховщика называется эксцедентом.
Превышение страховых сумм за установленный
уровень (линию) собственного участия страховщика в покрытии риска передается в
перестрахование одному или нескольким перестраховщикам. Данное превышение
страховых сумм риска, переданных в перестрахование, называется достоянием
эксцедента.
Договор эксцедентного перестрахования
определяет максимальный уровень в каждой группе рисков, который перестраховщик
обязан принять в покрытие. Максимум участия перестраховщика в покрытии риска
называется кратностью собственного участия цедента. Если, например,
максимум участия перестраховщика равен 9 долям собственного участия цедента,
то, выражаясь языком страховой терминологии, договор перестрахования
предусматривает покрытие 9 долей (линий), или 9 перестраховочных максимумов.
При заключении договора эксцедентного
перестрахования исключаются любые риски, страховая сумма которых меньше или
равна установленному для данного портфеля количеству долей собственного участия
страховщика. И наоборот, риски, страховая сумма которых превышает собственное
участие страховщика, считаются перестрахованными. Процент перестраховки будет
тем больше, чем выше страховая сумма для данного риска.
Договор смешанного перестрахования — квотно-эксцедентный
— применяется на практике относительно редко. Он представляет собой
сочетание двух перечисленных выше видов перестраховочных договоров. Портфель
данного вида страхования перестраховывается квотно, а превышение сумм
страхования рисков сверх установленной квоты (нормы) в свою очередь подлежит
перестрахованию на принципах эксцедентного договора.
Непропорциональное перестрахование
Непропорциональное перестрахование известно с Х1Хв. Однако в широких масштабах
стало применяться после окончания Второй мировой войны. Используется в различных
видах страхования, но чаще всего применяется по договорам страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств за ущерб,
причиненный третьим лицам в результате ДТП. Непропорциональное перестрахование
применяется также во всех видах страхования, где нет верхней границы
(предела) ответственности страховщика.
В практике непропорционального перестрахования
не применяется принцип участия перестраховщика в платежах и выплатах
страхового возмещения исходя из процента перестрахования. При пропорциональном
перестраховании интересы цедента и перестраховщика в целом совпадают.
Напротив, при непропорциональном перестраховании интересы сторон могут
приобрести противоречивый характер. Смысл противоречия заключается в том, что
достижение дополнительных финансовых результатов цедентом не сопровождается
аналогичными результатами, достигнутыми перестраховщиком. Напротив, перестраховщик может понести убытки.
Побудительным мотивом к развитию
непропорционального перестрахования со стороны цедента было стремление дать определенные гарантии всем имеющимся финансовым
интересам, которые подвержены малому количеству исключительно крупных убытков или
большому количеству исключительно мелких убытков. С учетом этих потребностей получили развитие два типа
непропорционального перестрахования — перестрахование превышения убытков и
перестрахование превышения
убыточного по рискам определенного вида. Определенные трудности в практике непропорционального перестрахования были
связаны с исчислением перестраховочных платежей, которые
были бы адекватны принятым обязательствам
перестраховщика на условиях
заключенного перестраховочного договора. Только развитие современных методик
актуарных расчетов позволило решить эти проблемы. Статистический анализ крупных
убытков позволил составить таблицы распределения их вероятностей, оценить их
вероятный размер и вероятность отклонения действительного ущерба от ожидаемого.
С учетом накопленных статистических данных убыточности по всему страховому
портфелю цедента практика актуарных расчетов позволила исчислить ожидаемую
величину убыточности (прогноз) и вероятность будущих отклонений этой
убыточности.
Обслуживание договоров непропорционального
перестрахования достаточно просто и не трудоемко, дешевле, чем обслуживание
договоров пропорционального перестрахования.
Расчеты между сторонами договора охватывают
окончательные финансовые результаты цедента (или только возмещение ущерба по
исключительно крупным убыткам), а не отдельные договоры страхования и убытки,
как это имеет место при заключении договоров пропорционального
перестрахования. Это одна из причин растущей популярности непропорционального
перестрахования и возникновения его новых вариантов и модификаций.
Перестрахование превышения убытков используется тогда. когда страховщик
стремится не к выравниванию отдельных рисков данного вида, а непосредственно к
обеспечению финансового равновесия страховых операций в целом, которое может
быть нарушено причинением ущерба в особо крупных размерах по некоторым рискам
страхового портфеля.
Договоры данного типа перестрахования обычно
заключаются в облигаторной форме. В условиях перестраховочного договора
последовательно перечислены риски, подлежащие перестрахованию, а также те из
них, которые не входят в этот договор.
Исходя из подписанных условий договора, перестраховщик
принимает обязательство покрытия той части убытка, которая превышает
установленную сумму собственного участия цедента, но ниже установленной в
договоре суммы, составляющей верхнюю границу ответственности перестраховщика.
Определенные таким образом обязательства относятся ко всем ущербам, которые
были вызваны одним стихийным бедствием, составляющим страховой риск. Если в
результате данного страхового случая причинен ущерб многим страхователям, то
этот ущерб рассматривается исключительно как групповой ущерб. Обязательства
страховщика устанавливаются в соотношении к групповому ущербу.
Собственное участие цедента в покрытии ущерба
называется приоритетом, или франшизой, а верхняя максимальная
граница ответственности перестраховщика за последствия одного стихийного
бедствия, причинившего ущерб, — лимитом перестраховочного покрытия.
Договор перестрахования превышения ущерба в
настоящее время широко применяется в следующих видах страхования: гражданской
ответственности, от несчастных случаев, от огня, транспортном (карго и каско),
авиационном, т. е. там, где практически возможен групповой ущерб
катастрофического характера.
Другим видом непропорционального
перестрахования является перестрахование превышения убыточности. Это
перестрахование касается всего страхового портфеля и ставит целью защитить
финансовые интересы страховщика перед последствиями чрезвычайно крупной
убыточности (которая определяется как процентное отношение выплаченного
страхового возмещения к сумме собранных страховых платежей). Причиной
чрезвычайно крупной убыточности может быть возникновение малого числа весьма
крупных убытков или возникновение значительного числа мелких убытков.
Договоры перестрахования превышения
убыточности могут быть самостоятельно обособленными контрактами или выступать
в качестве дополнения к эксцедентному перестрахованию. И в том, и в другом
случае действие договора перестрахования ограничивается исключительно частью
портфеля цедента, имеющего превышение убыточности.
Ретроцессия. Перестраховочный договор
В зависимости от роли, которую играют цедент и
перестраховщик в заключенном между ними договоре, перестрахование
подразделяется на активное и пассивное. Активное перестрахование заключается в
передаче риска, пассивное перестрахование — в приеме риска. Последующая
передача риска от перестраховщика третьей стороне носит название ретро-цессии.
Переданный перестраховочный интерес носит
название алимента, а полученный перестраховочный интерес — контралимента.
Принцип взаимного обмена интересами в перестраховочных отношениях означает,
что алимент, переданный данным перестраховщиком другим контрагентам, должен
быть приблизительно равен полученному контралименту.
Текстовая часть некоторых договоров
перестрахования содержит исчерпывающую информацию об условиях, относящихся к
формальной стороне заключенных сделок, и примененной в них системе
перестрахования. На практике встречаются также стандартизованные договоры
перестрахования, содержащие наиболее общие условия сделки. Типовые условия и
оговорки, характерные для данного вида страхования и системы перестрахования,
включаются в заключаемый договор перестрахования и составляют его интегральную
часть.
Стандартизованный договор перестрахования содержит в текстовой части определение
сторон договора (цедента и перестраховщика), обязательства сторон, вытекающие
из цедирования и принятия риска (излагаются в приложении к договору), объем
долевого участия перестраховщика в покрытии ущербов цедента, разрешение цеденту
о возможности использования услуги других перестраховщиков для выполнения
взятых обязательств перед страхователями. Кроме того, стандартизованный договор
устанавливает ряд формально-правовых норм относительно порядка взаиморасчетов
в ходе перестраховочной сделки, право перестраховщика осуществлять возможный
контроль документов цедента по вопросам, связанным с реализацией договора
перестрахования, порядок разрешения споров между цедентом и перестраховщиком,
срок действия договора и т.п.
Приложение к стандартизованному договору
содержит прежде всего перечень видов страхования и рисков, охваченных данным
договором, методы их перестрахования, способы распределения рисков. В
приложении оговариваются максимальная ответственность перестраховщика в
абсолютной сумме или в проценте, величина и способ подсчета комиссионного вознаграждения
перестраховщика, доля участия цедента в прибылях перестраховщика, сумма
депозита (остается у цедента до окончательного расчета с перестраховщиком),
лимит убыточности, который перестраховщик обязан регулировать безотлагательно
наличными.
Процедура заключения договора перестрахования
и связанных с этим взаиморасчетов зависит от того, относится ли данный договор
к активному или пассивному перестрахованию. Заключение договоров пассивного
перестрахования в целом выглядит более простым по сравнению с заключением
договоров активного перестрахования. Следует, однако, учитывать, что
страховщики, отдавая часть рисков из своего портфеля в перестрахование,
стремятся получить контралимент или связать заключение договора пассивного
перестрахования с заключением договора активного перестрахования. Кроме того,
цедент стремится получить выгодные для себя условия договора пассивного
перестрахования, т. е. получить максимально возможное комиссионное
вознаграждение и участие в прибылях перестраховщиков.
Одним из разделов пассивного перестрахования
является ретроцессия. Цель ретроцессии — дальнейшее перераспределение риска, а
также частичное удовлетворение требований партнера в получении контралимента.
Перераспределение риска в форме ретроцессии происходит тем же путем, что и
ранее при перестраховании, т.е. ретроцедент получает комиссионное вознаграждение
и право на участие в прибылях.
Основной принцип, используемый в пассивном
перестраховании, — передача относительно мелких долей риска большому числу
перестраховщиков в разных странах. Тем самым достигается большая стабильность
перестраховочных оборотов и устанавливаются широкие контакты на рынке
перестрахований.
Активное перестрахование, как известно,
заключается в принятии на перестрахование договоров, заключенных прямыми
страховщиками, или передаваемых долей от иных перестраховщиков.
Проведение активного перестрахования требует
широких знаний в области международного страхового рынка, имеющегося спроса на
услуги страхования и перестрахования, анализа ценового фактора этих услуг и
тенденций их развития. Рассматривая поступившие предложения (оферты)
относительно активного перестрахования, перестраховщик применяет тщательную
селекцию (отбор) рисков. Основанием для селекции служат информация,
поступившая в распоряжение перестраховщика относительно позиций цедента,
занимаемых на страховом рынке, а также репутации брокера, через которого
поступило предложение заключить договор перестрахования. Акцепт оферты и определение
условий перестрахования зависят от избранной системы перераспределения риска
(квотная или эксцедентная), объема покрытия и уровня максимальной
ответственности перестраховщика по данному страховому случаю. Одновременно
оговариваются комиссионное вознаграждение для цедента и брокера и система
участия в прибылях.
В целях адекватного определения
перестраховочных платежей необходимым условием является анализ динамики убыточности
в страховом портфеле цедента за несколько лет. Анализируются также текущие и
перспективные изменения в структуре страхового портфеля.
Формально процедура заключения договора
активного перестрахования аналогична процедуре заключения договора пассивного
перестрахования с той только разницей, что большинство договоров активного
перестрахования заключается при посредничестве маклеров (брокеров). В
настоящее время возрастает роль брокеров на рынке перестрахований. В качестве
брокеров могут выступать физические и юридические (акционерные общества) лица.
действующие в определенных регионах мира.
Перестраховщик, акцептуя оферту, предложенную
ему непосредственно цедентом или через доверенного маклера, заключает договор
перестрахования и одновременно определяет процент своего участия в
перестраховании рисков. Первоначальный акцепт перестраховщика в отношении
принимаемых рисков может измениться в зависимости от долей, которые декларируют
другие перестраховщики. Цедент (или от его имени перестраховочный брокер) по
получении известия об акцепте оферты подготавливает окончательный текст договора
перестрахования, подписывает его и пересылает для подписи перестраховщику.
Развитие активного перестрахования идет в
направлении максимально возможного числа партнеров во многих странах. Это дает
гарантию получения положительных результатов перестраховщику.
Взаиморасчеты по заключенным договорам
перестрахования, касающиеся платежей комиссионного вознаграждения, участия в
прибылях и т.п., довольно сложны, и в связи с этим цедент должен заранее в
точно оговоренные сроки подготовить документы к расчетам. Документы, служащие
для текущего подтверждения перестраховочных рисков и являющиеся основой для
расчетов по перестраховочной премии, называются "бордеро отправителя".
Документы, содержащие реестр текущей регистрации стихийных бедствий, имевших
место в период действия заключенных договоров перестрахования и
соответствующих им долей участия перестраховщика в покрытии ущерба, называются
"бордеро убытков".
Перестраховочный бордеро служит источником статистического учета, с
помощью которого имеется возможность всесторонней оценки результатов по
заключенным договорам. Обработка данных источников статистического учета
позволяет не только определить общие позитивные или негативные финансовые
результаты сделок, но и установить причины, которые оказали влияние на
полученные результаты. На практике часто бывает, что даже небольшие изменения
в условиях договора или имеющейся системе перестрахования, отказ от принятия
долей по некоторым группам риска или соответствующее повышение перестраховочных
платежей могут существенным образом поправить финансовые результаты,
полученные перестраховщиком. Недооценка аналитических методов статистического
анализа динамики развития договоров перестрахования всегда отрицательно
сказывается на интересах перестраховщика.
Транспортное страхование грузов
Наиболее распространены четыре основных типа
торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.
• Сделка СИФ получила свое название от
начальных букв английских слов: стоимость товара, страхование и фрахт (cost, insurance,
freight). Это особый вид контракта, в котором на специальных
основаниях решаются основные вопросы купли — продажи: момент перехода на
покупателя риска случайной гибели, повреждения или передачи товара,
добросовестного действия продавца; порядок расчетов и другие вопросы.
При продаже товара на условиях СИФ продавец
обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать
тоннаж и оплатить фрахт, застраховать груз от морских рисков на все время
перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать покупателю все
необходимые документы об отправке.
По сделке СИФ от продавца не требуется
физической передачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных
документов по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться
дальнейшей судьбой груза до его получения.
Широкое распространение сделок СИФ в
международной торговле привело к необходимости выработки специальных международных
правил по их толкованию.
Такие правила, разработанные международной
Ассоциацией международного права, первоначально были приняты на конференции в
Варшаве в 1928 г., а затем в 1932 г. в Оксфорде (Великобритания) они были
переработаны и окончательная редакция получила наименование
Варшавско-Оксфордских правил.
Правила обязательной силы не имели и
применялись лишь тогда, когда это согласовывалось между продавцом и покупателем
при заключении торговой сделки.
Вместе с тем любое расширение условий могло
производиться, но уже за счет покупателя.
В Англии, Германии, Франции и других странах в
процессе применения правил были выработаны в виде дополнений соответствующие
рекомендации, которые учитывали обычаи этих стран, некоторые особые условия
сделок исходя из специфических свойств тех или иных грузов (например, мука, растительное
масло, зерно, хлопок и т. д.).
Эти рекомендации в ряде случаев оформлялись
официальными правительственными актами. Однако они носили в основном
рекомендательный диспозитивный характер, что сделало юридически возможным
применение в международной торговле различных проформ сделок и типовых условий,
в том числе и различных толкований условий сделки СИФ.
Так, ассоциация по торговле растительным
маслом имела до 40 типовых проформ, Лондонская ассоциация торговли зерном — до
70 типов различных проформ типовых запродажных контрактов. Свои проформы были
у ассоциации по торговле хлопком и т. д.
В 1936 г., а затем в 1956, 1980 и 1990 гг.
Международная торговая палата проделала большую работу по унификации, неофициальной
кодификации и интерпретации условий международных торговых контрактов,
сложившихся обычаев, общепринятых толкований, распространенных внешнеторговых
терминов и коммерческих понятий. В результате этой работы вышел сводный
справочный материал, именуемый «Инкотермс 1990» (документ международной
торговой палаты № 350), который находит широкое применение в практике
международной торговли, в том числе и при сделках на условиях СИФ. До 1980 г. «Инкотермс
1980» выходил в редакциях 1936, 1953, 1967, 1976 гг. За эти годы в правила
вносились изменения и дополнения, учитывающие складывающуюся практику
международной торговли.
«Инкотермс 1990» имеет целью установить единообразные международные
правила по толкованию наиболее важных терминов и понятий, применяемых в
договорах купли — продажи во внешней торговле. Как уже отмечалось выше, правила
эти необязательны к применению, но к ним все чаще прибегают участники торговых
сделок, предпочитающие ясные, единообразные международные правила тем
различным неопределенным толкованиям одних и тех же терминов, существующих еще
до настоящего времени в различных странах и могущих привести к недоразумениям и
спорам, сопровождающимся потерей времени и денежных средств.
Правила «Инкотермс 1990» еще не смогли
установить единообразного толкования по некоторым понятиям и терминам, поэтому
они в таких случаях рекомендуют пользоваться установившимся обычаями портов
погрузки и выгрузки.
Устанавливается, что особые условия договоров,
заключенных сторонами в торговой сделке, превалируют над любыми положениями «Инкотермс»
и что стороны, применяя правила «Инкотермс 1980», могут их дополнять или
изменять по своему усмотрению. Во избежание недоразумений рекомендуется не
включать в договор международной торговой сделки различных сокращений понятий,
которые хорошо известны для одной стороны, поскольку применяются во внутренней
торговле, но могут быть совершенно незнакомы другой стороне.
• Сделки КАФ получили свое название от
начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight).
По сделке КАФ продавец должен заключить за
свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в
контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на
покупателе.
• Сделки ФОБ получили свое название от
английского выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец
обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель.
Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего
пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.
• Сделки ФАС — от английского выражения
«свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free alongside ship).
Содержание сделок на условиях ФАС аналогично
условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить
груз на судно и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта
судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и
дальнейшая ответственность за, груз с него снимается.
Договор морского страхования грузов заключается
на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть
указаны: точное наименование груза, род упаковки, число мест, масса груза,
номера и даты коносаментов или других перевозочных документов; наименование,
год постройки, флаг и тоннаж судна; способ размещения груза (в трюме, на
палубе, навалом, насыпью, наливом); пункты отправления, перегрузки и назначения
груза; дата отправки судна, страховая сумма груза, условия страхования. Все эти
данные необходимы для определения соответствия данной перевозки грузов,
которые предусматривают для различных грузов определенные требования к
упаковке, укладке на судне, к самому судну и т. п.
Эти группы в той или иной модификации
соответствуют стандартным условиям Института лондонских страховщиков, которые
именуются: с ответственностью за все риски, с ответственностью за частную
аварию; без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Им
соответствуют разработанные группы тарифных ставок.
• Условие с ответственностью за все риски
является наиболее широким, но отнюдь не покрывает «все риски». Из этих условий
исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода военных действий,
орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтожения по
требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату);
исключаются риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя или
его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и
хранения грузов, несоответствия упаковки; влияние трюмного воздуха или особых
свойств груза; огня или взрыва, если без ведома страховщика на судно одновременно
были погружены вещества, опасные в отношении взрыва и самовозгорания; недостачи
груза при целости наружной упаковки (недовложения); повреждения груза грызунами,
червями, насекомыми; замедления в доставке груза и падения цен.
• Условие страхования с ответственностью за
частную аварию в отличие от первого имеет твердый перечень рисков, по
которым страховщик несет ответственность. Естественно, объем ответственности
страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию точно также
исключаются риски, которые не покрываются условием «Все риски».
• Условие страхования без ответственности
за повреждения, кроме случаев крушения — по перечню страховых случаев, при
которых подлежат оплате убытки, и по совокупности исключений из страхового
покрытия в целом совпадают с условиями с ответственностью за частную аварию.
Разница состоит в том, что по последнему условию страховщик в обычных условиях
несет ответственность только за случаи полной гибели всего или части груза, а
за повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествия (в целом
именуемыми крушением) с транспортным средством (судном).
При всех трех условиях страховщик возмещает
убытки и расходы по общей аварии, необходимые и целесообразно произведенные
расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.
Здесь необходимо дать разъяснение терминам
«частная» и «общая» аварии.
Под аварией обычно принято понимать любые
поломки, которые могут произойти с оборудованием и сооружениями на суше; с
транспортными средствами на море: поломки, взрывы, •пожары, столкновения судов,
посадка на мель и т. п.
В морском праве слово «авария» получило иное
толкование: под аварией понимается не само происшествие, а убытки и расходы,
причиненные этим происшествием морскому предприятию. Эти убытки делятся на
убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского
предприятия, и частной аварии, которые падают на владельца поврежденного
имущества.
Убытком по общей аварии признаются убытки,
понесенные вследствие произведенных намеренно, разумно и чрезвычайных расходов,
взносов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне
грузов от общей для них опасности (ст. 232 КТМ).
Таким образом, для того чтобы убыток был
признан общей аварией, необходимы четыре условия: преднамеренность,
разумность, чрезвычайность и цель действий — спасение груза, судна и фрахта от
общей опасности. Если не окажется хотя бы одного из этих условий, убыток будет
признан частной аварией. Наиболее характерные случаи общей аварии: а) убытки,
вызванные выбрасыванием груза за борт (судно в шторм село на мель, ему грозит
гибель, для снятия с мели необходимо облегчить судно).
Ст. 234 КТМ устанавливает, что к общей аварии
будут отнесены убытки, «вызванные выбрасыванием за борт груза и принадлежностей
судна, а также убытки от повреждений судна и груза при принятии мер для общего
спасения, в частности, вследствие проникновения воды в трюм через люки,
открытые для выбрасывания груза, или через другие сделанные для этого
отверстия»;
б) убытки, вызванные тушением возникшего на
судне пожара, но к ним не будут отнесены убытки от сгоревших грузов, которые
являются частной аварией их владельца;
в) убытки, связанные со снятием судна с мели.
Если судно в целях спасения выбросилось на мель, то все расходы будут отнесены
к убыткам общей аварии; если случайно — к убыткам общей аварии будут отнесены
только те убытки, которые были вызваны мерами по снятию судна с мели;
г) расходы и убытки, связанные с вынужденным
заходом судна в порт-убежище.
Убытки общей аварии распределяются между
судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. Каждый из страховщиков
груза, судна или фрахта соответственно безоговорочно возмещает падающую на него
долю убытков.
Институт общей аварии является одним из
наиболее сложных в морском страховом праве.
Наличие общей аварии определяется диспашерами,
которые также распределяют связанные с ней расходы. Расчет по распределению
общей аварии называется диспашей и составляется диспашерами по
заявлению заинтересованных сторон.
Общая стоимость имущества, участвующего в
покрытии убытка по общей аварии, называется контрибуционным капиталом.
При составлении диспаш при неполноте
требований закона диспашеры руководствуются международными обычаями торгового
мореплавания. Сводом таких обычаев в определении общей аварии являются
Йорк-Антверпенские правила 1974 г.
Все убытки, не подпадающие под определение
общей аварии, относятся к убыткам по частной аварии. Эти убытки несет
владелец того имущества, на которое они пришлись, или тот, кто ответствен за их
причинение.
Страховщик, как правило, несет ответственность
за убытки только в пределах страховой суммы. Однако убытки общей аварии
возмещаются даже в тех случаях, когда общая сумма выплат может превысить
страховую сумму.
Грузополучатель при приеме груза обязан
возместить перевозчику все необходимые расходы, произведенные им за счет
грузотправителя, а в случае общей аварии внести аварийный взнос или
представить надежное обеспечение (на основании залогового права перевозчик до
уплаты соответствующей суммы может задержать выдачу груза). При определении
общей аварии учитываются следующие документы.
Страхование грузов
Ответственность за сохранность перевозимого
груза. Клуб страхует ответственность судовладельцев за гибель, повреждение и
недостачу груза или иного имущества, перевозимого страхуемым судном. При этом
правила страхования клубов предусматривают возможность выбора страхового
покрытия:
а) ответственность за гибель и недостачу
груза;
б) ответственность за повреждение груза. На
практике обычно судовладельцы страхуют риск не сохранности груза в полном
объеме на условиях обоих частей.
Судовладелец при страховании ответственности
за повреждение груза имеет право на возмещение дополнительных расходов по
выгрузке, реализации поврежденных грузов и сбыту обесцененных товаров сверх
расходов, которые судовладелец производит обычно по договору перевозки.
Произведенные судовладельцем дополнительные расходы возмещаются клубом в
размере 50% при условии, что судовладелец не может их взыскать с кого-либо
еще.
Клубом возмещаются расходы по повреждению
груза или иного имущества, а также в связи с этим грузом или имуществом,
перевозимым на других средствах транспорта, но за которые судовладелец несет
ответственность по условиям сквозного коносамента или соответствующего договора
перевозки.
Потеря фрахта подлежит возмещению только в том
случае, если фрахт входит в размер претензии, оплаченной судовладельцем.
Понятие страхование ответственности
Страхование ответственности представляет собой
самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь
выступает ответственность страхователя по закону или в силу
договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда
(имеется в виду вред, причиненный личности или имуществу данных третьих лиц). В
силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск
ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со
стороны страхователя (физического или юридического лица) жизни, здоровью или
имуществу третьих лиц.
Принято различать страхование гражданской
ответственности, страхование профессиональной ответственности качества продукции,
экологическое и др. В первом случае речь идет о страховых правоотношениях,
где объектом страхования является гражданская ответственность. Это
предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая
для восстановления нарушенных прав потерпевшего (третьих лиц), удовлетворения
его за счет нарушителя.
Гражданская ответственность носит имущественный
характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки
потерпевшему, т.е. третьему лицу. Через заключение договора страхования гражданской
ответственности данная обязанность перекладывается на страховщика. За причиненный
ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность,
т.е. преследоваться по закону за свои противоправные действия по отношению к
третьему лицу. Однако возмещение имущественного вреда, причиненного третьему
лицу, перекладывается на страховщика.
Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления
имущественных претензий к физическим или юридическим лицам, которые заняты
выполнением своих профессиональных обязанностей или оказанием соответствующих
услуг. Имущественные претензии, предъявляемые к физическим или юридическим
лицам, обусловлены небрежностью, халатностью, ошибками и упущениями в
профессиональной деятельности или услугах. Через страхование вопросами
удовлетворения данных имущественных претензий по поводу допущения халатности и
небрежности начинает заниматься страховщик. Назначение страхования
профессиональной ответственности заключается в страховой защите лиц
определенного круга профессий (частнопрактикующие врачи, нотариусы, адвокаты и
др.) против юридических претензий к ним со стороны клиентуры.
По условиям лицензирования страховой
деятельности на территории Российской Федерации к блоку страхования ответственности
относятся следующие виды:
• страхование гражданской ответственности
владельцев автотранспортных средств;
• страхование гражданской ответственности
перевозчика;
• страхование гражданской ответственности
предприятий источников — повышенной опасности;
• страхование профессиональной
ответственности;
• страхование ответственности за неисполнение
обязательств;
• страхование иных видов ответственности (при
котором объектом страхования являются имущественные интересы лица, о
страховании которого заключен договор (застрахованное лицо), связанное с
обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским
законодательством, возместить ущерб, нанесенный им третьим лицам).
Страхование гражданской ответственности предприятий
Специфика гражданской ответственности
предприятий — владельцев источников повышенной опасности (т.е. тех, чья
деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих из-за использования
транспортных средств, механизмов, электроэнергии высокого напряжения,
атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.д.) заключается
в том, что они всегда несут ответственность за причиненный таким источником
вред, кроме случаев, если доказано, что вред причинен в результате умысла
потерпевшего или действия обстоятельств непреодолимой силы (когда невозможно
ни предвидеть, ни предотвратить действие таких обстоятельств).
Причинение вреда другому лицу является
основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Лицо, право
которого нарушено, приобретает право требования возмещения вреда от лица,
виновного в его причинении, в том числе при нарушении вещных прав (объектом
которых являются вещи и имущественные права) и нематериальных благ (объектом
которых являются жизнь, достоинство личности).
В силу установленного законодательством права
потерпевшего на возмещение вреда в полном объеме, а также вследствие
возникновения у причинителя вреда обязанности его возмещения у владельца
источника повышенной опасности естественным образом появляется имущественный
интерес. Следовательно, объектом страхования гражданской ответственности предприятий
— источников повышенной опасности служит имущественный интерес, связанный с
обязанностью владельца этого источника в силу гражданского законодательства
возместить вред, причиненный третьим лицам.
Субъектами страхового правоотношения здесь
являются: страхователь — юридическое лицо — владелец источника повышенной
опасности; страховщик — юридическое лицо, созданное для осуществления страховой
деятельности, зарегистрированное в установленном порядке и обладающее лицензией
на право проведения страхования гражданской ответственности предприятия —
источника повышенной опасности. Эти субъекты страхования являются сторонами
страхового обязательства, т.е. сторонами договора страхования.
Договор страхования заключается с целью
предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиненного страхователем
потерпевшему. Специфика этого договора состоит в том, что он заключается в
пользу третьего лица — потерпевшего. По договору страхования потерпевшему лицу
возмещаются убытки, связанные с причинением вреда: повреждение или уничтожение
его имущества; упущенная выгода; моральный вред; затраты страхователя на
ликвидацию прямых последствий аварии и др. Страховым случаем здесь является
установленный факт возникновения обязательства у владельца источника повышенной
опасности возместить вред, причиненный потерпевшему в результате использования
источника повышенной опасности.
Размер страховой премии по договору зависит от
объема принимаемых страховщиком обязательств, перечня страховых рисков,
лимитов страховой ответственности, срока страхования.
Заключение.
Действующее в настоящее время условия всех видов
страхования выработаны многолетней практикой его проведения с учетом опыта зарубежных
стран. Они постоянно совершенствовались в целях более полного удовлетворения
интересов страхователя. Развитие страхового рынка и конкуренции между
страховщиками создают благоприятную почву для дальнейшего улучшения как
существенных, так и несущественных условий страхования.
Список использованной литературы
1. Алякринский А.Л., Правовое регулирование
страховой деятельности в России, Ассоциация “ Гуманитарное знание”,
Москва, 1992 год.
2. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред.
Ю.А. Бабичевой. М. “Экономика” 1994 г.
3. Гражданский Кодекс РФ (часть вторая)
принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года.
4.
Страховое Дело, учебник под редакцией Реймана Л.И.,
Банковский и биржевой научно-консультационный центр,
Москва, 1992 год.
5. Страховой
портфель, группа авторов, Москва, 1994 год.
6. Федеральный
закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 “О страховании”.
7.
Финансовая газета. № 43, 1994 г.
8.
Финансово-кредитный словарь. М. “Финансы и статистика”. 1994 г.
Страницы: 1, 2
|