Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку
1. наличие уплаченного уставного
фонда и гарантийного фонда страховщика
2. создание страховых резервов,
достаточных для будущих выплат страховых сумм
Для оценки платежеспособности компании особое значение
имеет источник ее финансирования – собственный капитал или заем. Структура
собственного капитала страховщика аналогична структуре любого акционерного
общества. Особое внимание уделяется формированию уставного капитала, как основы
гарантии платежеспособности. Установленная государством минимальная сумма
уставного капитала (100 тыс. ЕВРО., что в десятки раз больше чем минимальный
уставной капитал любого АО), по мнению кандидата экономических наук Г. Ивашина,
не очень большая. Поэтому она приводит к тому, что страховые компании иногда не
могут отвечать по серьезным сделкам и выплачивать убытки. Например, на 1 января
200 года в Украине действовало 263 страховые компании, объем уплаченных
уставных фондов, которых составлял 327873 тыс. грн. или в среднем 1 млн. 500
тыс. грн. на каждую страховую компанию. В тоже время почти 2\3 страховых
компаний создали уставной капитал ниже необходимого размера, и только 71
компания имела уставной капитал более 1 млн. грн. Страховая компания имеет
право оставить на собственной ответственности отдельный риск, величина которого
не должна превышать 124 тыс. грн., но стоимость производственных объектов,
автотранспорта в нынешних условиях превышает указанную величину, поэтому
возникает необходимость передать часть ответственности в соцстрахование. Но
недостаточная квалификация кадров, недоверие со стороны потенциальных партнеров
доводят до того, что многочисленные компании нарушают установленный норматив.
Кроме того, реальная платежеспособность
обозначается не только общим объемом собственных средств, но и состоянием, в
котором они существуют в определенный период времени. Поэтому введена форма, по
которой не менее 60% уставного капитала в активах баланса должна быть
представлена деньгами. Последнее и есть наиболее ликвидным видом активов,
поэтому такой порядок способствует обеспечению выполнения страховых
обязательств. Причем, при прохождении процедуры лицензирования, страховщикам
необходимо предоставить доказательства полностью уплаченного уставного
капитала. Проведение такого контроля способствует обозначению оценки
финансового положения претендента при получении лицензии, что не позволяет
допускать на страховой рынок организации, которые не владеют средствами
достаточными, чтобы обеспечивать исполнение обязательств.
В состав собственного капитала входит
гарантийный фонд, средства которого складываются из сумм специальных и
резервных фондов. Эти фонды создаются из поступившей прибыли.
При оценке платежеспособности нужно
учитывать еще и свободные активы, создание которых за счет прибыли обусловлено
законодательством Украины.
Свободные резервы-- это часть собственных
средств страховщика, которые резервируются им с целью дополнительного
обеспечения платежеспособности. Но специалисты не имеют общего мнения по поводу
оценки свободных средств. Это приводит к невозможности определиться с этим
понятием.
Необходимость правильной оценки
обязанностей обусловливает особенно высокий уровень требований по поводу методики
их формирования. Регламентация этого порядка является неотъемлемой частью
страхового законодательства всех стран мира. В том числе и Украины. Согласно
статье № 30 упомянутого Закона, страховые резервы распределяются на технические
и резервы страхования жизни. К техническим резервам относятся:
1. резерв незаработанных премий,
который является частью поступлений страховых платежей
2. резерв убытков – это
зарезервированные неуплаченные суммы страхового возмещения
Величину резерва незаработанной премии
обозначают на отчетную дату от общей суммы страховых платежей (брутто –
премия). Суммы поступлений страховых премий множат в этом квартале на 0,25%, во
втором на 0,5%, в третьем на 0,75%. Величину резервов убытков обозначают как
итог требований страхователей, на основе представленных заявлений про убытки,
по которым не принято решение про полную или частичную выплату убытков.
По мнению Г. Ивашина, указанный порядок
формирования технических резервов не отображает реальных обязанностей
страховщика, потому что он не берет в расчет много важных моментов: вид
страхования, срока действия договора, массовости проведения страхования,
равномерности распределения рисков и т.д.
Следующей из законодательно закрепленных
условий обеспечения платежеспособности, является превышение ее фактического
запаса над расчетными нормативами.
Учитывая все вышесказанное, можно
утверждать, что использование показателей с целью оценки платежеспособности
страховых компаний позволяет более полно рассчитывать специфику деятельности
страховщиков и на основе этого делать более точную оценку их финансового
положения.
5. Проблема развития страхового рынка Украины
Без эффективного функционирования рынка страховых
услуг невозможно поддержать социальную стабильность в обществе и экономическую
безопасность в стране.
Воспользоваться преимуществами страхования для
стабильного развития экономики возможно только при условии интенсивного
развития национального страхового рынка. Для этого необходимо определить его
место и роль в экономическом развитии страны.
На начало 2000 года в Украине действовало 263 страховые компании. Поступления
платежей за 1999 год выросло на 47,5 % по сравнению с 1998 годом. На 1 января
2000 года со всех видов страхования страховщики получили 1 164 126 тыс.
грн., в том числе со страхования жизни 7 646,7 тыс. грн. За 1999 год объем
выплат страховых сумм и страховых компенсаций вырос по сравнению с прошлым
годом вдвое и составил 360 919 тыс. грн. балансовая прибыль за 1999 год по
сравнению с 1998 годом выросла на 30% и составила 234 034 тыс. грн. Объем
оплаченных уставных фондов удвоился и составил 327 872 тыс. грн. Средний
оплаченный уставный фонд на 1 января 2000 года составил 1247 тыс. грн.
Страховщики сформировали страховые резервы на начало 2000 года на сумму
537 041 тыс. грн., по сравнению с 1998 годом они выросли в 1.2 раза.
Страховой рынок Украины в 1999 году
характеризовался более активной деятельностью компаний по оказанию страховых
услуг. Однако на сегодняшний день состояние развития страхового рынка не
удовлетворяет ни страну, ни страховщиков. Малые размеры уставных фондов
страховых организаций и то, что нет независимо сформированных резервов,
поставили многих страховщиков на край банкротства. А это ни что иное, как
подрыв доверия к страхованию в целом. В ближайшем будущем ожидается
формирование резервов в размере 1 млн. евро, с последующим переведением в
золото. И, потому, тем страховым компаниям, которые не будут иметь солидного
страхового и инвестиционного портфеля, единственной возможностью ля
существования, станет переход к инфраструктуре страхового рынка. Они смогут
стать брокерами, т.е. взять на себя функции посредников.
На сегодня позиции страхования в общей
структуре валового продукта еще незначительные. Они гораздо ниже не только
показателей развитых стран мира, но и ниже показателей наших ближайших соседей
– России и Польши. Поэтому, если эти страны собирают страховых премий по
миллиарду долларов. То мы – до 200 млн. долларов.
Сегодня в Украине осуществляется менее
0,5% объема страховых услуг, которые осуществляются в Европе, а в Украине живет
больше 7% населения этого континента.
Страховой рынок в Украине характеризуется
недостаточным развитием, несовершенством структуры, с тенденцией к подписанию
краткосрочных договоров страхования, слабым развитием перестрахования, нестабильностью
финансового положения многих страховых компаний, что приводит к
несвоевременному исполнению обязанностей перед страхователями.
Рост страхового рынка возможен лишь при
условии расширения платежеспособного спроса. По одиночке страховщики расширить
его не могут. Прежде всего это связано с макроэкономическими показателями.
Реальный рост страхового рынка возможен только со сменой макроэкономической
ситуации. Стабилизация экономики и замедление темпов падения ВВП дают
возможность роста страхового рынка.
Страховой рынок сегодня – это все-таки
мощная финансово-кредитная система, которая ни в чем не может и не имеет право
уступать банковской сфере или другим институтам финансовой деятельности.
Развитию страхового рынка Украины
способствуют действия Управления контроля финансовых рынков, лицензирование и
надзор Департамента финансовых учреждений и рынков Министерства финансов
Украины. На это направлена и деятельность Лиги страховых организаций Украины,
Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, Ассоциации «Українське медичне страхове бюро» и других объединений.
Основной целью деятельности названных
организаций является способствование образованию и дальнейшему развитию в
Украине цивилизованного рынка страховых услуг, решению законодательных заданий,
связанных с формированием и развитием инфраструктуры страхового рынка,
представление интересов своих членов в органах государственной власти и
управление, защита прав и интересов страховщиков.
В настоящее время по инициативе Лиги
страховых организаций заканчивается работа над государственной программой
развития страхового дела в Украине до 2005 года и с перспективой на 2010. Это
будет прекрасный план развития национального страхового рынка на базе
усовершенствования страхового законодательства и усиление совместной работы с
иностранными страховщиками.
Некоторые вопросы страховой защиты до сих
пор не решаются из-за несовершенства законодательного обеспечения. Это особенно
относиться к обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев
транспортных средств, страхованию агропромышленного комплекса, долгосрочному
страхованию жизни.
Для того чтобы сделать страхование
действующим механизмом и способом защиты украинского общества и национальной
экономики необходимо правовое регулирование и законодательное обеспечение
отрасли страхования, которое осуществляется путем принятия законов и
нормативных актов, которые, в свою очередь, регулируют этот вид услуг.
Неотложным являться вопрос о разработке
Страхового кодекса. Сейчас депутаты все еще обсуждают отдельные законы об
обязательном страховании, но к самому кодексу так и не подобрались. А принятие
этого кодекса дало бы возможность определить ответственность за фиктивное
банкротство. Так же необходимо обеспечить улучшение правового регулирования
деятельности страховых посредников, а именно брокеров, на основе международных
условий, которые предусматривают установление всеобщих требований к их
профессиональной подготовке и регламентируют порядок регистрации страховых
посредников.
В последние годы из-за того, что нет
механизма сохранения средств от инфляционных процессов и из-за несовершенства
системы налогообложения, развитие долгосрочного страхования жизни сведено на
нет. Доля страхования жизни, которая является основным источником
инвестиционных возможностей страхового комплекса, составляет всего лишь 1,6% от
общих поступлений.
Задержка с законодательным
урегулированием долгосрочного страхования жизни является причиной потери
страной десятков миллиардов гривен. Противодействием этому явлению может стать
механизм, согласно с которым страховщики Украины, которые имеют лицензии на
осуществление страхования жизни, должны принимать платежи и создавать резервы
будущих выплат в СКВ. В случае если платежи принимаются в национальной валюте,
с целью недопущения обесценивания резервов будущих выплат, следует дать право
страховым компаниям конвертировать и резервировать их в СКВ. Созданные таким
образом резервы будущих выплат могли бы стать мощным источником инвестиций в
развитие национальной экономики. Вследствие этого отпала бы необходимость
перекачивать деньги за рубеж.
Как известно, Закон Украины «О
страховании» ограничивает инвестиционную деятельность страховых компаний. Они
могут инвестировать временно свободные средства только в акции, банковские
депозиты, облигации внутреннего государственного займа. Свободные средства
резервов из страхования жизни могут быть использованы для выдачи долгосрочных
инвестиционных кредитов.
По мнению доцента Татьяны Гарматий, более
эффективному развитию страхования жизни могло бы способствовать исключение из
Закона «О страховании» нормы, согласно которой
страховщики, которые получили лицензию на определенный вид страхования, не
имеют права заниматься другими его видами. Это ограничение вредит как
страховщикам, так и страхователям.
Резервы страхования жизни, как
долгосрочные финансовые ресурсы, должны формироваться за счет повышения доходов
и уменьшения налогообложения физических лиц. Привлекательность страхования
жизни, заметно вырастет при освобождении от налогов и сборов физических лиц, которые
вложили деньги в этот вид личного страхования.
Экономически правильным было бы
освобождение от налога той части доходов страховщика, которую он получает от
инвестиционной деятельности, и которую он направляет на выплату страхователям.
На страховом рынке Украины одной из проблем является
нехватка единой информационной сети его участников. Несовершенна и
информационная база данных про развитие отдельных видов имущественного и
личного страхования, а также страхования ответственности.
Для характеристики развития страховой
деятельности используют ограниченное количество абсолютных показателей, к
которым относятся страховые платежи, страховые премии, страховые выплаты,
количество действующих договоров страхования. Названные показатели публикуются
в разрезе добровольного, имущественного и личного страхования и страхования
ответственности.
Это подтверждает, что практически
невозможно обобщить показатели развития отдельных видов имущественного
страхования (страхования транспортных средств, грузов, домашнего имущества
граждан и т.д.). Практически нет обобщенных показателей развития по Украине
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Такое положение информационной базы данных не способствует
проведению качественного анализа тенденций развития страхового рынка Украины.
Рассмотренные меры должны повлиять на
более эффективное развитие страхового рынка нашей страны, и, таким образом,
усовершенствовать экономические отношения рыночного направления.
6. Конкуренция на украинском страховом рынке
В условиях рыночной трансформации
экономики Украины происходит становление страхового рынка, который является
организационной средой страховой деятельности. В этих условиях набирает обороты
конкуренция между страховыми организациями, что заставляет их разрабатывать
новые виды страхования, совершенствовать старые, а так же работать над
расширением спектра услуг, ориентируясь на удовлетворение интересов конкретных
социальных групп и юридических лиц. Во время проведения страхования,
конкуренция видна в более выгодных расценках на услуги, оперативном
реагировании на изменения условий рыночной коньюктуры, более гибкой тарифной
политике.
Жесткая конкуренция на рыке подталкивает
компании к поиску новых форм деятельности. В разных странах страховые компании,
решая проблемы укрепления позиций на рынке, используют механизм интеграции. При
помощи присоединений и союзов страховые компании хотят повысить уровень
респектабельности, обеспечить эффективность управления резервами и увеличить
свою часть на рыке.
В Украине главным фактором, который
заставляет страховые организации использовать различные способы сохранения и
укрепления позиций на рынке, выступает законодательство. Так, например,
Законом Украины «О страховании» с целью защиты интересов страхователей и с целью
обеспечения финансами страховщиков, установлен минимальный размер уставного
фонда страховщика в сумме эквивалентной 100 тыс. евро. Минимальная сумма
уставного фонда страховщиков, созданного при участии зарубежных юридических лиц
или физических лиц должна составлять 500 тыс. евро. Эти, и другие условия
заставляют страховщиков искать направления к объединению капитала. Однако,
действующий Закон Украины «О страховании» устанавливает условие, по которому
часть страховщика в уставном фонде другого страховщика не должна превышать 5%.
Вместе с тем, проект закона Украины «Про внесення змін та доповнень до Закону України «О страховании» снимает такие
ограничения.
Результатом процессов реорганизации в
большинстве случаев становится уменьшение количества самостоятельных субъектов
рынка. Кроме того, похожие результаты могут иметь действия участников рынка в
случае установления ими фактического контроля над другими субъектами (очень
часто без потерь такими субъектами организационной и хозяйственной
самостоятельности). В этом плане антимонопольное законодательство вводит
контроль, суть которого изложена в статье №1 Закона Украины «Про обмеження монополізму та
недопущення недобросовісної конкуренції у підприємницькій діяльності»
Контроль является решающим условием влияния
юридического или физического лица на хозяйственную деятельность, который может
происходить благодаря:
1. праву владения или использования
всеми активами или значительной их частью;
2. праву, которое обеспечивает
решающее влияние на формирование и решение органов управления субъекта
хозяйствования;
3. благодаря договоренностям, которые
дают возможность обозначить условия хозяйственной деятельности субъекта;
4. удержанию больше половины
должностей членов правления совета по надзору, управления или других
исполнительных органов субъекта хозяйствования особами, которые уже занимают
одну или несколько из названных должностей в другом субъекте хозяйствования.
5. в случае совмещения должности
руководителя, заместителя руководителя совета по надзору или правления, а так
же другого исполнительного органа, которые уже занимают одну или несколько из
названных должностей в другом субъекте хозяйствования.
Антимонопольным
законодательством Украины единым субъектом хозяйствования определяется группа
субъектов хозяйствования, если один или несколько из них совершают контроль над
другими. При этом надо отметить, что все действия, которые ведут или могут
привести к изменению или перераспределению сфер деятельности субъектов
хозяйствования на рынке, подводятся под понятие об экономической концентрации.
Экономическая
концентрация рассматривается как:
1. создание, реорганизация
(объединение) субъектов хозяйствования;
2. вступление одного или нескольких
субъектов в объединение;
3. непосредственная или
опосредствованная покупка, получение в управление (пользование) частей (акций,
паев), а так же активов (имущества) в виде целостных имущественных комплексов
субъектов хозяйствования или их подразделений;
4. аренда целостных имущественных
комплексов субъектов хозяйствования или их подразделений;
5. ликвидация субъектов
хозяйствования;
6. утверждение субъектами
хозяйствования, органами государственной власти или другими уставних документов, на основе которых создаются
хозяйственные товарищества, ассоциации, корпорации, концерны и т.д.;
7. создание финансово-промышленных
групп.
Однако наиболее негативное влияние на
конкуренцию на страховом рынке могут иметь горизонтальные объединения, когда
происходит объединение страховых компаний. Фактическим объединением есть
создание страховых групп, альянсов и т.д.
Действия относительно экономической
концентрации нуждаются в согласии
антимонопольного комитета в случаях, которые определены в постановлении
Кабинета Министров Украины от 26 мая 1997 года № 499 и постановлении Кабинета
министров от 22 ноября 1999 года № 2121.
Создание, объединение, присоединение,
ликвидация хозяйственных субъектов, приобретение, получение в управление
(пользование) паев, акций, частей, активов, аренда целостных имущественных
комплексов проводятся с согласия Антимонопольного комитета или его органов в случае:
Ø
создание
субъекта хозяйствования двумя или больше субъектами хозяйствования, которые не
связаны отношениями контроля, если суммарная стоимость активов или объем
реализации товаров, работ, услуг основателей по подсчетам последнего
финансового года превышает сумму в валюте Украины, которая эквивалентна 12 млн.
долларов США, и при этом не меньше, чем 1 млн. долларов США на каждого
субъекта.
Ведя разговор про типы объединений страхователей, надо
назвать, в первую очередь, страховые группы. Страховая группа –
это объединение двух или нескольких страховых компаний без создания нового
юридического лица, которые поставили себе целью развить собственный бизнес,
благодаря использованию широкого спектра возможностей участников группы.
Страховая группа может функционировать как
целостное добровольное объединение, если ее участники придерживаются таких
принципов:
1. добровольность, когда любой из участников
самостоятельно решает вопрос вхождения или выхода из группы;
2. равноправие, когда любой из участников имеет равные
права со всеми;
3. обязательность, когда каждый из участников будет
придерживаться принятых обязательств;
4. корпоративность интересов, когда каждый из участников
отдает предпочтение интересам других участников или группе в целом;
5. доверие, когда каждый из участников поставляет или
использует разную информацию исключительно в интересах развития ее участников
или группе в целом;
6. общность целей, когда каждый из участников постоянно
согласовывает свои интересы с интересами партнеров;
7. отсутствие внутригрупповой конкуренции, когда каждый из участников не
конкурирует с соседом.
Характерным в этом плане является опыт
России. По данным Госкомстата этой страны, в 1997 году на ее территории было
зарегистрировано 1893 страховые компании, которые имели 5062 филиала. Этот показатель
равняется общему количеству страховых компаний Великобритании, Франции и
Германии. Однако, общая финансовая мощь российских страховщиков не сравнима с
мощностью коллег вышеперечисленных стран.
Ощутимым фактором, который еще больше снизил финансовый
потенциал страховщиков России, стал кризис 1998 года. Во-первых, потому что
были заблокированы денежные средства, вложенные в государственные казначейские
обязательства. Во-вторых, недоступной стала большая часть банковских депозитов,
которые использовались компаниями для размещения резервов. Однако главной
потерей стало резкое снижение реальных денежных доходов населения и финансовых
возможностей предприятий – потенциальных страхователей.
Этот кризис оказал влияние и на украинский
страховой рынок. По данным Лиги страховых организаций Украины, на начало 1999
года из 245 страховых компаний только в 92 уставной фонд превысил необходимые
100 тыс. евро. Однако Верховная Рада приостановила практику ежегодного контроля
за суммой уставных фондов страховых компаний.
Вернемся к России. Реакцией на вышеперечисленные процессы
стал дальнейший рост концентрации страхового рынка. Лидирующие позиции на рынке
удерживают страховые группы. Наибольше концентрированным сегментом рынка
является страхование жизни. Так, например, страховые компании: «Спасские
ворота», «Спасские ворота-Л» и Промышленно-страховая компания собирают более
37% всех премий, полученных российскими компаниями за страхование жизни. Вместе
с тем в России созданы основы законодательства, которые регулируют отношения,
влияющие на конкуренцию на страховом рынке. В первую очередь следует назвать
Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Упомянутый правовой акт
определяет конкуренцию на рынке, как соперничество между финансовыми
организациями (в том числе страховыми организациями), при котором их действие
эффективно ограничивают возможность каждой из них в одностороннем порядке
влиять на общие условия предоставления финансовых услуг.
Необходимо отметить, что конкуренция
страхового рынка может проистекать не только благодаря укрупнению компаний, но
и путем формирования страховых групп. Формирование групп страховых компаний
имеет большие преимущества. Это связано, в первую очередь, с тем, что участники
группы самостоятельно осваивают новые рынки, что обеспечивает снижение общего
риска группы. Во время развития сети филиалов риск главной компании очень
высок, поскольку в случае возникновения финансовых трудностей, вследствие
реализации регионального проекта, все убытки берет на себя общий баланс компании.
В то же время надо отметить, что механизмы
объединения в законодательстве Украины практически отсутствуют. Однако, без
решения проблем касающихся возможности создания страхового холдинга,
консорциума или других объединений, разрешить вопрос конкурентоспособности
отечественных страхователей будет нелегко.
В Украине имеет место высокий уровень
концентрации рисков в мощных страховых компаниях. Таким образом, первые 20
компаний получают около 56% всех страховых премий собранных в Украине. Кроме
того, имеет место монополизация отдельными компаниями некоторых видов
страхования и, в первую очередь, обязательных его видов. Речь идет о
страховании пассажиров от несчастных случаев на железнодорожном транспорте,
страхование ответственности перевозчиков, страхование ответственности
импортеров фармацевтических препаратов.
Что же касается нарушений антимонопольного
законодательства страховщиками, можно выделить, что наиболее типичными
примерами являются случаю предоставления соответствующими органами
государственной власти права страховщикам проводить те или другие виды
страхования. Так, например, органы одесской и киевской исполнительной городской
власти принимали решение про проведение конкурса на лучшего страховщика,
который имеет право проводить обязательное страхование коммунального имущества
города. Такие действия не благоприятствуют развитию конкуренции на страховом
рынке.
Усиление интеграционных процессов в
мировом экономическом просторе приводит к появлению иностранного капитала в
страховом секторе национальной экономики. Однако, учитывая финансовую мощь
иностранных страховых компаний, существование наработанных на протяжении многих
лет схем и механизмов, многие представители страхового бизнеса, а так же
ученые, уверены, что их деятельность на страховом рынке нужно каким-то образом
ограничить и, особенно, на тех сегментах рынка, где государство считает
нежелательным продвижение страховых продуктов иностранных компаний и стремиться
к усилению позиций отечественных страховщиков.
Существует несколько мнений относительно
дальнейшего развития ситуации на отечественном страховом рынке. Одно из них
заключается в том. Что после официального разрешения на деятельность
иностранных страховщиков в Украину придут передовые страховые технологии и
страховые продукты. По другому мнению не следует ожидать бурного появления
иностранных компаний на отечественном рынке в ближайшем будущем, поскольку
мощные страховщики пока что только внимательно следят за всеми изменениями,
которые происходят на страховом рынке Украины, не спеша при этом открывать свои
представительства или основывать компании. Учитывая то, что такие виды
страхования, как страхование жизни и пенсионное страхование предполагает
заключение договоров на длительный срок, ожидать прибыли в течение ближайшего
времени просто нереально. Учитывая это, отечественным страховщикам нет
оснований для ожидания серьезной конкуренции со стороны иностранных
страховщиков в ближайшем будущем.
Среди опасений по поводу прямого
присутствия иностранных страховщиков на отечественном рынке, которые
высказываются специалистами, следует назвать возможность основания определенной
страховой компанией страны-члена ЕС на территории Украины компании, проведение
рекламных акций и невыполнение взятых на себя обязательств. Это может привести
к окончательной потери доверия клиентов к страховому рынку. Высказывается так
же и мысль. Которую среди других выражают и представители зарубежных страховых
компаний, согласно которой маловероятным является то, что западные страховщики
будут вкладывать в развитие своих компаний в Украине суммы до 1 млн. долларов.
Для завоевания независимых позиций следует вложить не меньше 5 млн. долларов, а
реальная прибыль появиться только через 6-7 лет.
Самыми привлекательными сегментами
страхового рынка, которые потенциально могут стать полем деятельности
иностранных страховщиков, являются страхование жизни, пенсионное и медицинское
страхование. Общеизвестно, что через отлаженную систему финансовых
консультантов иностранные компании работают на украинском рынке уже на
протяжении нескольких лет. При этом страховые платежи собираются в твердой
валюте и покидают пределы Украины.
Что же касается непосредственного
присутствия иностранного капитала на рынке Украины, то следует отметить, что в
стране работает 23 страховых компании с иностранным капиталом, в том числе 6
имеют 49 % такого капитала, 14 – от 19 до 21 %, 2 компании – 25% и одна
компания 36%. После 16 августа 1999 года, когда должны были быть юридически
отменены ограничения на деятельность иностранных страховщиков согласно соглашению
о партнерстве и сотрудничестве между нашей страной и ЕС, в Украине не создано
ни одной страховой компании с иностранным капиталом, а так же не было попытки
создать компанию с 100% иностранным капиталом.
Большая часть специалистов с целью
недопущения негативных тенденций на страховом рынке Украины и созданию
предпосылок для усиления финансовой мощи отечественных страховщиков предлагают
на определенный переходный период (длительностью в несколько лет)
законодательно установить, что:
1. страхованием жизни, видами
страхования, где страхователями являются граждане, а так же обязательными
видами страхования имеют право заниматься только отечественные страховщики;
2. отечественные страховщики могут
создавать страховые резервы в иностранной валюте с размещением на специальных
счетах в Нацбанке Украины.
Очевидно, что без соответствующих мер
направленных на совершенствование страхового законодательства, интеграционные
процессы на страховом рынке Украины могут иметь серьезные негативные
последствия, как для формирования конкурентной среды, так и для страхователей,
в результате чего может быть подорвано и без того невысокое доверие в обществе
к институту страхования.
7. Как усовершенствовать страховой рынок
в Украине
Многие специалисты видят спасение
страхового рыка Украины в реформаторстве. Хотя реформы крайне необходимы во
многих случаях, следует осознавать, что рынки страховых услуг в разных странах
существенно отличаются друг от друга. По мнению специалиста в области
страхования Самойловского А.Л., необходимо, чтобы реформа в системе страхования
в Украине, которая направлена на повышения эффективности страховой деятельности
и ее влияния на экономику, учитывала особенности страны и приспосабливалась к
ним. Рынок страховых услуг не может существовать отдельно от общих социально-экономических
условий, которые его окружают. Страховой рынок – неотъемлемая часть экономики
страны. Если методы государственного регулирования, которые направлены на
повышения эффективности страховой деятельности, не будут практичными, то
система страхования не будет функционировать эффективно или будет иметь
негативный побочный эффект и тормозить развитие рыночных механизмов.
Специалисты прелагают для рассмотрения два
вопроса. Во-первых, исключить из базы налогообложения физических лиц расходы на
оплату страховых платежей, так же полученных ими страховых выплат (страховых
сумм, компенсаций). Во-вторых, установить соответствующий процент средств в
рамках которого предприятия могут относить страховые платежи по определенным
видам страхования к валовым затратам.
Страховые платежи должны быть признаны
общегосударственными, необходимыми затратами, которые обеспечат беспрерывность
общественного производства, экономическую, социальную и экологическую
стабильность в обществе. В связи с этим возникает необходимость включение
расходов на страхование у предприятий к валовым затратам, а у граждан,
соответственно, исключение их из базы налогообложения. Эти принципы должны быть
заложены в основу действий по повышению эффективности использования потенциала
страхования, как важного элемента экономики.
Важнейшей проблемой на страховом рынке
Украины, которая требует государственного решения, является погашение
задолженности по обязательному государственному личному страхованию.
Существование отмеченной задолженности, которая возникла в связи с
недостаточными объемами общего финансирования центральных органов
исполнительной власти, приводит к невозможности получения на протяжении
длительного периода потерпевшими особами или их семьями страховых выплат,
гарантированных государством согласно статье 41 Закона Украины «О страховании».
Для того, что бы не допустить повышения существующей задолженности по
обязательному государственному личному страхованию, необходимо ввести другой
механизм возмещения полученных ущербов путем перестрахования соответствующей
суммы из государственного бюджета потерпевшим или их семьям. Это даст
возможность направить средства госбюджета непосредственно потерпевшим, избежать
промежуточных звеньев в цепи финансирования этих государственных расходов.
Не менее важной проблемой на страховом
рынке Украины остается проблема низкого уровня деятельности по страхованию
жизни. Такие операции с каждым годом уменьшаются, несмотря на мировую тенденцию
роста этого вида страхования. Основные причины упадка – неразрешимые проблемы
выплат компенсаций по договором смешанного типа, составленным еще в советские
времена и недоверие населения этому виду страхования из-за громкого банкротства
страховых компаний. Поэтому, государству нужно создать механизм предоставления
гражданам гарантий возвращения утраченных вкладов в случае банкротства
страховой компании.
По мнению экономиста Р. Островерхи, таким
механизмом может стать создание фонда страховых гарантий, но не в добровольном
порядке, как указывается в статье Закона № 32 «О страховании», а в обязательном
порядке. Такие действия дадут возможность ускорить процесс создания
полноценного страхового рынка в Украине.
Заключение:
Достижение Украиной независимости и выбор пути рыночных отношений приводит к
возникновению новой и в тоже время сложной государственной проблемы страховой
деятельности.
Роль государства на переходном периоде общества к
цивилизованному обществу очень важна. Потому, что этот переходной период
является наиболее сложным, долгим, и полным сомнений. Это требует качественных
изменений во всех сферах экономической жизни общества. Нужно образовать новую
систему финансов, цен, подготовить новые квалифицированные кадры. Все это
позволит обеспечить реальный переход к равноправию всех форм собственности в
жизни общества и, в итоге, поспособствует переводу экономики на рыночные
условия хозяйствования. Хотелось бы, чтоб изменения коснулись и страхового
рынка нашей страны, который сейчас находится в переходном периоде, из-за чего
иногда страховые компании несут убытки, а страхователи остаются без страховых
выплат.
Список литературы:
1. Закон
Украины « О страховании».-- «Налоги и Бух. Учет», № 96, 2001.
2. Самойловский
А.Л. Предложения о совершенствовании страхового рынка в Украине.- «Фінанси
України», №11, 2000.
3. Субачев
И.И., Олейник В.Я. Терещенко Т.Е. Заволока Л.А. Розвиток страхового ринку в
Україні як фактору фінансової стабілізації економіки.-- «Фінанси України», №5
2001 год.
4. Островерха
Р. Платоспроможність страхової компанії та умови її забезпечення.-- Збірник
наукових праць Академії ДПС України, № 4 (10) 2000.
5. Гарматій
Т. Проблеми розвитку страхового ринку України. --«Банківська справа», №5 2000.
6. Івашина
Г. Страховий ринок України перехідного періоду.-- «Банківська справа», № 7 2000.
7. Самойловський
А.Л. Пропозиції щодо вдосконалення
страхового ринку України. –«Банківська справа», № 5 2000.
8. Базилевич
В., Уманцев Ю.
Розвиток конкуренції на страховому ринку України.—Вісник КНТЕУ, 5/2000.
9. Внукова
Н., Прудкий А. Оценка
эффективности страхового предпринимательства в Украине.—«Финансовые услуги»
№7-9 2000.
Страницы: 1, 2
|