Основные методы и содержание профориентационной работы
« Каждая личность стремится к усвоению тех
ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к
профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:
·
Самоутверждение в
обществе, в ближайшей социальной среде;
·
Авторитет в трудовом
коллективе;
·
Признание родных,
знакомых, друзей;
·
Самосовершенствование и
самовыражение – интересная работа;
·
Применение своих знаний,
умений, способностей;
·
Творческий характер труда;
·
Материально-практические,
утилитарные ценности - хороший заработок;
·
Должность, удовлетворяющая
личность, перспектива продвижения по службе.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы,
которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей
этой личности.
По виду мотивы выбора профессии
можно разделить на шесть групп:
·
Общая мотивировка;
·
Романтика профессий;
·
Мотивы познавательного
характера;
19.
·
Мотивы, в которых
подчеркивается общественная значимость профессии;
·
Ссылка на пример;
·
Немотивированный выбор.
По характеру все мотивы можно разделить на четыре
группы:
·
Мотив, четко и
аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления
трудовой деятельности;
·
Мотивация нечеткая,
недостаточно мотивированная;
·
Мотивация неуверенная,
неаргументированная;
·
Никак неаргументированная
мотивация.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило
человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы
выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к
объективным ценностям.»[18]
Итак, мы рассмотрели ценностные
ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими
характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности
– интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.
Предварительная профдиагностика
предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности
– “это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение
к объекту”.
Как правило, на занятия, к
которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться
с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в
этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к
данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость
усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких
результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях
профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной
программы, но и определенными профессиями.
« Способности – “это
такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность
приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний,
умений и навыков не сводятся”. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и
прочности овладения способами и приемами деятельности”.
По отношению к знаниям, умениям
и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли
приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий,
например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована
его трудовая деятельность и т. д.
Такой подход к данному вопросу дает
ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки,
физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут
развиваться у человека те или иные профессиональные способности.
20.
Эти материальные, заложенные в организме
человека ученые называют задатками. На их развитие большое
влияние оказывает окружающая среда.
Кроме способностей, к
индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и
характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.»[19]
Итак, мы рассмотрели группы психологических
характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных
целях.
Учет особенностей темперамента
(быстрота и точность реакции, правильность ориентировки в экстремальных
условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для
выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек – дело”, для
определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой
деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.
Изучение особенностей характера
школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет
психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для
определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и
как будущего организатора, командира производственного процесса в различных
областях физического и умственного труда.
21.
В широком смысле слова профконсультация
- это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении
учащихся, основанная на изучении личности.
«Можно выделить три этапа в работе по
профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору
профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами,
склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в
8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних
профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.” [10; 95].
На каждом из этих этапов профконсультация
носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к
выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств
личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий
характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его
способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя
состоит в том, чтобы направлять его деятельность.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный
характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния
здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности
к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и
характере труда, возможностях получения специального образования,
профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют
три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и
справочную.
Для проведения психолого-педагогической
консультации используют данные предварительной профдиагностики личности
школьников. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать
возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии,
исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку
профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других
медицинских работников.»[20]
Отдельные профессии предъявляют повышенные
требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных
качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной
системы, а подчас и к заболеванию.
В том случае, если после сопоставления
медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его
профессиональной
22.
направленностью обнаружатся противопоказания,
профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность
сделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом
нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со
склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала
ему.
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в
профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно
назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому
человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся
знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в
учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.
Профессиональная консультация для учащихся
по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
Итак, профконсультация - это оказание
помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем
случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу
выбора профессии.
23.
Составная часть профориентации -
профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью
смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые
обязанности.
В процессе профессионального отбора
определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей
физиологических и интеллектуальных различий.
«Существующее физическое и
интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда
и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе
не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной
принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не
учителями.
Но, отвергая понимание способностей как
врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу,
нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков - психофизических
предрасположений к той или иной работе.
Профессиональная пригодность - это уровень
соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека
профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают
нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной
неполноценности, от которой страдают и общество и личность.»[21]
«Профотбор (подбор) подразделяют на два вида -
констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор
предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в
форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает
новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор)
имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся
показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает
нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных
мест.
С усложнением труда в процессе
научно-технического прогресса в условиях ускорения возможен рост ограничений к
некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть
много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и
психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной
скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические
ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.
Нередко профотбор трудно осуществлять из-за
недостаточности развития методики его применения.»[22]
«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального
самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей
профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется
процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и,
наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому
адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной
работы с молодежью.
Профессиональная адаптация - это
процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных
школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их
профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в
народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс
профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве,
другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и
подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор
профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также
социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой
профессии.
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную
социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических
отношений в этой группе.
Следовательно, в профессиональной адаптации
можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-
психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя
овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро
ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и
программировать свои действия.
Социально-психологическая адаптация
заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения,
действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит
ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между
руководителями и подчиненными и т.п.
В процессе приспособления к трудовому
коллективу можно выделить три стадии:
·ознакомление с новой ситуацией;
·стадия приспособления к этой ситуации -
работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей,
но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”
·стадия ассимиляции - полное приспособление к
трудовому коллективу, усвоение его установок.»[23]
25.
В заключение
проведенной работы мы получили следующие результаты:
1.Изучили
теорию профориентации, включая факты, закономерности, принципы (принцип
сознательности, принцип соответствия выбираемой профессии, принцип активности и
принцип развития)
2.Изучили
методологию, используемой в профориентационной работе, которая помогает
повысить эффективность практической работы, включающую в себя:
·
предварительную
классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и
профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах
·
подготовку молодежи к
выбору профессии и своего места в обществе
·
профессиональное
просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
·
предварительную
профессиональная диагностику, направленную на выявление интересов и
способностей личности к той или иной профессии и т.д.
3.Рассмотрели
способы планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся
4.
Произвели оценку деятельности по решению проблем,
связанных
с социально-профессиональной адаптацией
молодежи, т.е. приспособления учащихся к будущей профессии в
общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к
условиям их профессионального труда
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка
подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая
задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с
постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и
профессиональной ориентации.
2. Передовой педагогический опыт, результаты научных
исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов
трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху
профориентационной деятельности .
3.
Подробное рассмотрение содержания и основных методов работы по профессиональной
ориентации позволяет отметить в заключение, что «профессиональная ориентация - это
государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по
содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема»[24].
26.
1. «Методы
активизации профессионального и личностного самоопределения»
Н.С. Пряжников,
Москва, Издательство НПО «Модэк»
2002 год, 392
стр.
2. «Профессиональная ориентация молодежи»
А.
Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др., М.: Высшая школа
1989 год – 272 стр.;
3. Информационно-методический
и дидактический журнал «Имидж»
N2, март 2002 год
Статья
«Профориентация: проблемы, опыт, перспективы», Пустовая Е.Н.
4. Журнал «Отдел
кадров», N3 (14) от
01.03.2002
Статья «О профессиональной ориентации
молодежи»
27.
Страницы: 1, 2, 3
|