Основные направления организации и развития туристической фирмы на примере ООО "Карланж"
Цены можно поднять
практически незаметно, отменив скидки и пополнив ассортимент более дорогими вариантами
товара, а можно сделать это и в открытую.
Выбор основных направлений организационного развития
является важным этапом развития любого предприятия. От рационального состава
подразделений органов управления, их связи между собой и взаимодействия с
подчиненными в значительной степени зависит эффективность работы системы
управления и функционирования всей компании в целом.
В данной дипломной работе были рассмотрены основные формы
организационных структур и на основе туристической фирмы ООО «Карланж» был
проведен анализ существующей организационной структуры.
Анализ проводился по всем основным подсистемам управления: стратегического
развития, маркетинга (маркетинговые коммуникации являются одним из четырех
элементов маркетинга – микс и представляет собой процесс передачи информации
целевой аудитории. Она использует различные способы убеждения потенциальных
потребителей в достоинствах товара везде, где возможен информационный контакт
целевой аудитории с компанией или ее торговой маркой. План маркетинговых
коммуникаций устанавливает цели, анализирует возможности возникновения
незапланированных контактов и использует инструменты маркетинговых коммуникаций
для распространения маркетинговых обращения) закупок, управления персоналом
(руководство организации, наряду с грамотно и хорошо организованной системой
подбора на работу квалифицированных кадров, способных в дальнейшем привести
фирму к процветанию и всеобщему признанию, в первую очередь должно заботиться о
своих сотрудниках, делая условия труда комфортными и удобными, что положительно
сказывается на результатах работы. Однако, подбор сотрудников на работу
является первостепенной задачей формирования трудового коллектива, и оттого,
насколько правильно указанная работа проведена, зависит будущее компании) и
мотивации персонала, информационного обеспечения фирмы. Проведенный анализ
позволил выявить недостатки существующей системы организационного развития фирмы
и определить возможные направления изменений.
Безусловно, решение о воплощении в жизнь рекомендаций,
данных в данной работе, будет принимать владелец фирмы. Однако, в любом случае
можно утверждать, что у компании «Карланж» существуют резервы повышения
эффективности деятельности и один из этих резервов - дальнейшая разработка и
внедрение полученных в результате анализа рекомендаций.
1.
Управление персоналом
(учебное пособие). Г.Г. Зайцев; М, Из-во: “Северо-Запад”,1998, с.84
2.
Управление персоналом
(учебное пособие), Под ред. Сербиновского Б.Ю. и С.М. Самыгина; М, Из-во:
“Приор”, 1999, с. 343,
3.
“Мотивационный менеджмент”,
М, Из-во “ЭКМОС”, с.11
4.
Фалмер Р.М. Энциклопедия
современного управления. Т1. - М.: 1992, с. 45
5.
Психология управления.
Практикум / Под редакцией проф. Н.Д. Твороговой – М, Из-во: «ГЭОТАР- МЕД»,
2001, с. 209
6.
Основы менеджмента: Учебное
пособие / А.Ф. Андреев, Н.В. Гришина, С.Г. Лопатина и др.; Под общей ред. С.Г.
Лопатина – М, Из-во: «Юрайт», 1999, 85 с.
7.
Управление
здравоохранением. О.А. Плетнева, М, Из-во: «Просветитель», 2000, 26 с.
8.
Томас Келлер Концепции
холдинга. Обнинск. Изд. ГЦИПК 1997 г.
9.
Карнеги Эндрю. История моей
жизни. М. Манускрипт. 1994 г., 224с.
10. Семь нот менеджмента. 3-е издание. М. Эксперт. 1998 г.
11. Журналы «Эксперт», «Рынок ценных бумаг»
12. Томпсон А.А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент.
М. Юнити. 1998 г.
13. Газеты «Коммерсант», «Ведомости»
14. Гибкость организационных форм.// Журнал для акционеров.
1997. № 11. С. 6 – 12.
15. Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация
промышленных предприятий.// Вопросы экономики. 1997. № 9. С. 13 – 22.
16. Конарева Л.А. Опыт реструктуризации компаний США и Японии
в 90-е годы.// США: экономика, идеология, политика. 1998. № 9. С. 96 – 106.
17. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с
англ./Сост. и авт. предисл. В.С.Муравьев. М.: Прогресс, 1989. 448 с.
18. Реструктуризация – это переговоры и баланс интересов.//
Эксперт. 1998. № 4. С. 36 – 39.
19. Газета «Туризм и отдых».
20. Роль высшего руководства в реструктуризации предприятия.
М.: Дело, 1996. 104 с.
21. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /
Пер. с англ. –М.: Дело, 1992.
22. Финансово - экономический анализ деятельности турфирмы.
Е.А. Соболева, И.И. Соболев, М.: Из-во:Финансы и статистика, 1999.
23. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Часть 1.
Информационные технологии в турфирме, Н.И.Плотникова, М.: Из-во: Советский спорт,
2001.
24. Современные методы практического маркетинга. В.В. Малых,
М-В: РАО 2006
25. Маркетинг и управление в сфере туризма и
социально-культурного сервиса. В.В. Богалдин-Малых, М-В: РАО 2003
Приложения
Приложение
№1. Результаты исследования типов трудовой мотивации
сотрудников ООО " Карланж"
Характеристика теста
Оценка типов трудовой мотивации (тест Герчикова)
показывает внутреннюю ориентацию респондентов в отношении к труду, то есть
основные предпочтения, кто и за какие ценности работает в организации.
Поскольку мотивация труда –
основной компонент самосознания работника, определяющий его отношение и
поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы, соответственно
знание структуры мотивации позволяет точнее предсказать, какие формы
стимулирования будут наиболее эффективны для той или иной категории работников.
Исследования проводились исходя из теоретического
положения о том, что существуют две основные формы мотивации:
Достижительная – труд для работника является
способом достижения каких-то целей или получения каких-то благ;
Избегательная – преобладающее стремление
избежать наказания или другой неприятности.
В исследовании типы достижительной мотивации были
обозначены как:
Инструментальная – сама работа
не является для работника сколько-нибудь значимой ценностью, а рассматривается
только как источник заработка и других благ, получаемых в качестве
вознаграждения за труд.
Профессиональная – работник
ценит в работе ее содержание, возможность проявить себя и доказать, что он
может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно; проявляет
развитое профессиональное достоинство.
Патриотическая – основанная на
высоких моральных, религиозных или идеологических соображениях, убеждении в
своей нужности для фирмы; такой работник более всего ценит результативность
общего дела, в котором участвует, и общественное признание своего участия,
выраженное более в моральных, нежели в материальных знаках и оценках.
Хозяйская – добровольное принятие на себя
полной ответственности за выполняемую работу; работник стремится к автономии и
не только не нуждается в приказаниях и контроле, но и не терпит их.
Люмпенизированная -
избегательная форма мотивации в работе.
Цели и задачи исследования
При проведении исследования существующих типов
трудовой мотивации в ООО "Карланж", я поставила перед собой цель –
изучить мотивационные технологии в управления персоналом, определить
мотивирование сотрудников туристической фирмы и разработать рекомендации по их
усовершенствованию.
Для достижения поставленной цели я провела сравнительный
анализ типов трудовой мотивации сотрудников по следующим параметрам:
·
влияние стажа работы сотрудника на его доминирующий тип
мотивации;
·
влияние пола сотрудника на его доминирующий тип
мотивации;
·
влияние возраста сотрудника на его доминирующий тип
мотивации;
·
влияние должности сотрудника на его доминирующий тип
мотивации.
Результаты
исследования
Социологический опрос (анкетирование) проводился
среди сотрудников, работа которых относится непосредственно к туристической
деятельности (т.е. за исключением бухгалтерии и пр.) ООО «Карланж» с целью
изучения типов трудовой мотивации.
Тестовый вопросник состоит из 18 вопросов и содержит
блоки:
·
социально-демографический (вопросы 1-4);
·
отношение работника к его
работе (вопросы 5-8);
·
отношение работника к заработной плате (вопросы 9-10);
·
работник и организация (вопросы 11, 13);
·
работник и совладение организацией (вопрос 14);
·
работник и занимаемая им должность (вопросы 12, 15-18).
При проведении тестирования сотрудникам фирмы
предлагалось ответить на закрытые вопросы. Ответы сформулированы таким образом,
что каждый из них соответствует какому-либо типу мотивации; чаще всего они
однозначны, но иногда могут работать и на два типа сразу. У респондента есть
возможность дать два ответа на большинство вопросов. Это сделано с той целью,
чтобы определять не только преобладающий тип, а всю структуру трудовой
мотивации данного человека.
Исходные результаты проведенного исследования
представлены в таблице 1 , где заливкой и жирным шрифтом отмечен доминирующий
тип мотивации, а жирным шрифтом без заливки - вспомогательный.
Фамилия
|
Инструментальная
|
Производственная
|
Патриотическая
|
Хозяйственная
|
Люмпенизированная
|
Быстрова
|
33%
|
26%
|
7%
|
19%
|
15%
|
Жеребцова
|
27,3%
|
9%
|
12%
|
24%
|
27,3%
|
Вышеславская
|
26%
|
18%
|
24%
|
21%
|
12%
|
Абзалова
|
27%
|
20%
|
17%
|
17%
|
20%
|
Гонтарь
|
13%
|
19%
|
22%
|
22%
|
25%
|
Бузилкин
|
27%
|
18%
|
15%
|
21%
|
18%
|
Мальцева
|
16%
|
19%
|
29%
|
13%
|
23%
|
Асадова
|
31%
|
22%
|
13%
|
22%
|
13%
|
Будынина
|
22%
|
9%
|
9%
|
19%
|
41%
|
Керенцев
|
19%
|
9%
|
38%
|
13%
|
22%
|
Кукава
|
25%
|
19%
|
22%
|
19%
|
14%
|
Маркова
|
21%
|
9%
|
24%
|
6%
|
41%
|
Милованова
|
29%
|
12%
|
12%
|
29%
|
18%
|
Багро
|
31%
|
19%
|
13%
|
16%
|
22%
|
Попов
|
19%
|
12%
|
27%
|
8%
|
35%
|
Борисов
|
23%
|
13%
|
26%
|
6%
|
32%
|
Шабадаш
|
32%
|
19%
|
11%
|
19%
|
19%
|
Шайхразиев
|
34%
|
6%
|
9%
|
25%
|
25%
|
Таблица 1. Сводная таблица по типам мотивации
Краткая характеристика группы респондентов.
Всего в тестировании принимало участие 18 человек,
при этом по полу опрошенные разделились следующим образом:
Пол
|
Абсолютное значение
|
Относительное значение
|
Мужчины
|
8 чел.
|
44%.
|
Женщины
|
10 чел.
|
56%
|
По должностным категориям сотрудников:
Категории
|
Абсолютное значение
|
Относительное значение
|
Руководители
|
2 чел.
|
12 %
|
Специалисты
|
10 чел.
|
56 %
|
Вспомогательный персонал
|
6 чел.
|
33 %
|
По стажу работы:
Стаж работы
|
Абсолютное значение
|
Относительное значение
|
до 1 года
|
5 чел
|
28%
|
от 1 до 2 лет
|
6 чел
|
33%
|
свыше 2 лет
|
7 чел
|
39%
|
По возрасту:
Возраст сотрудников
|
Абсолютное значение
|
Относительное значение
|
моложе 30 лет
|
10 чел
|
56%
|
от 30 до 40 года
|
4 чел
|
22%
|
старше 41 года
|
4 чел
|
22%
|
Анализ полученных результатов
Диаграмма № 1
Как видно из итоговой таблицы (см. таблица 1) и
представленной диаграммы доминирующий тип - 25% трудовой мотивации персонала
фирмы - инструментальный. Вспомогательным является
"люмпенизированный" – 23%. Практически равные числовые значения этих
типов мотивации свидетельствуют о том, что сотрудники фирмы стараются выполнять
работу "от и до", по четко оговоренным позициям и с четко оговоренной
заработной платой и не стремятся к большей ответственности. При этом следует
обратить внимание на то, что это общий показатель по фирме, отражающий сумму по
каждому типу трудовой мотивации протестированных сотрудников.
Сравнительный анализ распределения типов мотивации
по возрастному критерию позволил получить результаты, представленные на
следующей диаграмме:
Диаграмма №
2
Следует отметить, что для сотрудников как моложе 30
лет – 28%, так и от 30 до 40 лет – 24%, доминирующим типом трудовой мотивации
является "инструментальная". Это характеризует сотрудников данной
возрастной группы как людей, знающих себе цену, предпочитающих конкретные
договоренности по оплате труда, деньги для них существенно важнее, чем похвала,
благодарности, доска почета. В тоже время близость к лидерству
"Люмпенизированного " типа - 25% и 23% говорит о том, что эти сотрудники
не стремятся при этом брать на себя дополнительную ответственность. Скорее
всего, это связано с тем, что заработная плата этих сотрудников невысока
(настолько, что они относятся к категории людей, тратящих большую часть своей
заработной платы на продукты питания) и сотрудники не видят путей для ее роста.
Однако можно заметить ощутимое различие между группами сотрудников "до
30" и "от 30 до 40": у последних на третьем месте стоит
патриотический тип мотивации – 20%. Это означает, что хотя они и работают "от
и до", зная себе цену, они еще и верны компании, стараются качественно и
усердно выполнять свои обязанности. У группы "до 30" на третьем месте
стоит хозяйственный тип мотивации – 17%, то есть некий потенциал инициативности
у них есть, что, впрочем, характерно для молодых сотрудников.
Можно с уверенностью утверждать, что лучше всего на
сотрудников подгрупп "до 30" и "от 30 до 40" влияет ясная
перспектива роста заработной платы по мере увеличения их профессионализма и
инициативности.
Как видно из диаграммы, доминирующим типом
мотивации среди сотрудников возрастом старше 40 лет является
"патриотический" – 25%. При этом на втором месте стоит
инструментальный тип – 23%. Это свидетельствует о преданности большинства
сотрудников данной возрастной категории фирмы, но, при этом, эти сотрудники
четко осознают уровень заработной платы, достойный их.
Распределение
доминирующих типов трудовой мотивации, в зависимости от продолжительности
работы сотрудника, представлено на следующей диаграмме:
Диаграмма № 3
Как видно из представленных данных, у сотрудников,
работающих до 2 лет - инструментальный тип мотивации – 31% и 24%. Большое
числовое значение "инструментального" типа мотивации, возможно,
вызвано повышенными ожиданиями сотрудников от организации, сотрудники с таким
типом мотивации предпочитают конкретные договоренности по оплате труда, деньги
для них существенно важнее, чем нематериальное мотивирование (благодарности,
доски почета). Также следует отметить, что для сотрудников, работающих до года
характерен невысокий уровень "патриотического" типа мотивации – 22% и
относительно большие числовые значения "хозяйственного" типа – 18% и
"люмпенизированного" – 26%. Несколько странное сочетание. Видимо, это
свидетельствует о желании сотрудников брать инициативу на себя, но при этом им,
скорее всего, не хватает квалификации для подобных действий и они не хотят ее
увеличивать. Очевидно, что в данном случае необходимо дать понять сотрудникам,
что, проявляя инициативу, они должны иметь достаточную квалификацию. При достижении
конкретных профессиональных ступеней уровень заработной платы будет расти.
Скорее всего, уровень квалификации этих сотрудников связан с отсутствием опыта
и со специфичностью работы именно в стоматологии. Уровень квалификации можно
повышать также с помощью различных тренингов, которые будут проводить более
опытные сотрудники.
Для сотрудников, работающих от года до двух, на
втором месте стоит люмпенизированный тип – 23%, а на третьем – патриотический –
20%. Все это также говорит о невысоком уровне благосостояния сотрудников -
желании работать за деньги. Но они осознают, что стоят большего и не хотят
ничего изменять. При этом сотрудники, проработавшие от года до двух верны духу
компании.
Интересная картина вырисовывается, если посмотреть
на распределение типов мотивации у сотрудников, имеющих стаж работы более двух
лет - инструментальный тип (на втором месте) сокращается по сравнению с другими
категориями стажа, люмпенизированный (на первом месте) и патриотический растет.
Также интересно посмотреть на производственный (или профессиональный) тип,
который тоже сокращается по мере увеличения срока работы. Это означает, что
люди не верят возможность что-то изменить, их все менее интересуют новые
задачи, засасывает рутина. При этом они теряют себе цену, но лояльность к
клинике растет.
Распределение доминирующих типов трудовой мотивации,
в зависимости от должности сотрудника, представлено на следующей диаграмме:
Диаграмма
№ 4
Сравнительный анализ преобладающих типов мотивации у
сотрудников, относящихся к разным уровням иерархии управления показал, что в
отличие от руководителей, для которых характерен "патриотический" тип
трудовой мотивации – 29%, у специалистов клиники доминирующим типом является –
"инструментальный" – 25%. Квалифицированным сотрудникам свойственно
воспринимать себя "винтиком" в общем, решая возложенные на них
задачи, требовать соответствующего вознаграждения. При этом вызывает огорчения
люмпенизированный тип мотивации – 29% у ассистентов - они многого опасаются, не
берут на себя лишней работы, ответственности, как за свои слова, так и за
свои, и тем более, чужие дела. Но часто внутренне завидуют тем, у кого лучше
получается, в том числе руководителям, и тем, кто больше зарабатывает.
Руководству стоит проявить заботу об ассистентах, возможно, применить некие
материальные методы стимулирования и при этом, более жестко контролировать
процесс работы.
Сравнивая преобладающие типы мотивации у мужчин и
женщин, хочется отметить, что наблюдается значительная разница в типах
мотивации. Среди женщин, большой процент с люмпенизированным типом мотивации –
28%. Они практически ничего не ждут от своей работы, им удобно выполнять хорошо
знакомые для них производственные функции. Среди мужчин наблюдается обратная
ситуация, среди них очень высок процент инструментальной мотивации – 27%, они
знают себе цену, на втором месте - хозяйственный тип – 21%: они инициативны,
таким образом, реализуя свою сущность, свой потенциал. Для них характерна
добровольная ответственность, суверенитет (обостренное чувство свободы, отсутствие
контроля). Хорошо видны именно черты, присущие мужчинам: желание обеспечивать
семью, ответственность и желание свободы.
Диаграмма
№ 5
Приложение № 2. Тест Герчикова
Данный вопросник посвящен изучению системы
мотивации, принятой в компании в целом. Это необходимо для оптимизации систем
управления и стимулирования труда. Просим Вас отвечать на вопросы как можно
искренне. Результаты опроса будут использованы только в обобщенном виде.
Как отвечать на вопросы данной анкеты
Внимательно прочитайте вопрос и все варианты
ответов, которые в нем приведены. В каждом вопросе есть указание, сколько
вариантов ответа Вы можете дать. Большинство вопросов требуют дать только один
или два варианта ответа. Если в таком вопросе Вы выбираете какой-то из
приведенных вариантов, обведите кружком цифру, нумерующую этот ответ. Если ни
один из вариантов Вас не устраивает, напишите Ваш ответ сами в варианте
“другое".
1. Кем Вы работаете:
___________________________________________________________________
Подразделение________________________________________________________
2. Ваш пол: 1)
мужской 2) женский
3. Ваш возраст: _____ лет
4. Как
долго Вы работаете в данной организации?
_____ лет (или ____ месяцев,
если меньше 1 года)
5. Что
Вы больше всего цените в своей работе? Можете дать один или два варианта
ответа:
1) Что я в основном сам решаю, что и как мне делать.
2) Что она дает мне возможность проявить то, что я
знаю и умею.
3) Что я чувствую себя полезным и нужным.
4) Что мне за нее относительно неплохо платят.
5) Особенно ничего не ценю, но эта работа мне хорошо
знакома и привычна.
6) Другое (что именно?) ____________________________________________
6. Какое
выражение из перечисленных ниже Вам подходит более всего? Дайте только
один ответ:
1) “Я могу обеспечить своим трудом себе и своей
семье приличный доход”.
2) “В своей работе я - полный хозяин”.
3) “У меня достаточно знаний и опыта, чтобы
справиться с любыми трудностями в моей работе”.
4) “Я - ценный, незаменимый для организации
работник”.
5) “Я всегда выполняю то, что от меня требуют”.
6) Другое (что именно?) ______________________________
7. Как
Вы предпочитаете работать? Можете дать один или два варианта
ответа:
1) Предпочитаю делать то, что знакомо, привычно.
2) Нужно, чтобы в работе постоянно появлялось что-то
новое, чтобы не стоять на месте.
3) Чтобы было точно известно, что нужно сделать и
что я за это получу.
4) Предпочитаю работать под полную личную
ответственность.
5) Готов(а) делать все, что нужно для организации.
6) Другое (что именно?) __________________________
8. Допустим,
что Вам предлагают другую работу в вашей организации. При каких условиях Вы бы
на это согласились? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Если предложат намного более высокую зарплату.
2) Если другая работа будет более творческой,
интересней, чем нынешняя.
3) Если новая работа даст мне больше
самостоятельности.
4) Если это очень нужно для организации.
5) Другое (что именно?) __________________________
6) При всех случаях я предпочел (предпочла)
бы остаться на той работе, к которой привык (привыкла).
9. Попробуйте
определить, что для Вас означает Ваш заработок? Можете дать один или
два варианта ответа:
1) Плата за время и усилия, потраченные на
выполнение работы.
2) Это прежде всего плата за мои знания,
квалификацию.
3) Оплата за мой трудовой вклад в общие результаты
деятельности организации.
4) Мне нужен гарантированный заработок – пусть
небольшой, но чтобы он был.
5) Какой бы он ни был, я его заработал(а) сам(а).
6) Другое (что именно?)
___________________________________
10. Как
Вы относитесь к перечисленным ниже источникам дохода? Дайте ответ по
каждой строке: поставьте значок “Ú” в той колонке каждой из строк, которая
больше всего соответствует Вашему мнению.
|
1.Очень
важно
|
2. Не очень важно
|
3. Совсем не важно
|
1) Заработная плата и премии; пенсии; стипендии
|
|
|
|
2) Доплаты за квалификацию
|
|
|
|
3) Доплаты за тяжелые и вредные условия работы
|
|
|
|
4) Социальные выплаты и льготы, пособия
|
|
|
|
5) Доходы от капитала, акций
|
|
|
|
6) Любые дополнительные приработки
|
|
|
|
7) Приработки, но не любые, а только по своей
специальности
|
|
|
|
8) Доходы от личного хозяйства, дачного участка
(“фазенды”) и т.п.
|
|
|
|
9) Выигрыш в лотерею, в казино и пр.
|
|
|
|
11. На каких принципах, по-вашему,
должны строиться отношения между работником и организацией? Дайте один
ответ:
1) Работник должен относиться к организации, как к
своему дому, отдавать ей все и вместе переживать трудности и подъемы.
Организация должна соответственно оценивать преданность и труд работника.
2) Работник продает организации свой труд и, если
ему не дают хорошую цену, он вправе найти другого покупателя.
3) Работник приходит в организацию для
самореализации и относится к ней, как к месту реализации своих способностей.
Организация должна обеспечивать работнику такую возможность, извлекать из этого
выгоду для себя и на этой основе развиваться.
4) Работник тратит на организацию свои силы, а
организация должна взамен гарантировать ему зарплату и социальные блага.
5)
Другое (что именно?) ____________________________________________________
12. Как
Вы считаете, почему в процессе работы люди проявляют инициативу, вносят
различные предложения? Можете дать один или два варианта
ответа:
1) Чувствуют особую ответственность за свою работу.
2) Из-за стремления реализовать свои знания и опыт,
выйти за установленные работой рамки.
3) Чаще всего из-за желания улучшить работу своей
организации.
4) Просто хотят “выделиться” или
завоевать расположение начальства.
5) Хотят заработать, поскольку всякая полезная
инициатива должна вознаграждаться.
6) Другое (что именно?)
_______________________________________
13. Какое
суждение о коллективной работе Вам ближе? Можете дать один или два
варианта ответа:
1) Коллектив для меня очень важен, одному хороших
результатов не добиться.
2) Предпочитаю работать автономно, но чувствую себя
так же хорошо, когда работаю вместе с интересными людьми.
3) Мне нужна свобода действий, а коллектив чаще
всего эту свободу ограничивает.
4) Можно работать и в коллективе, но платить должны
по личным результатам.
5) Мне нравится работать в коллективе, так как там я
среди своих.
6) Другое (что именно?)
________________________________________
14. Представьте
себе, что у Вас появилась возможность стать совладельцем вашего предприятия
(организации, фирмы). Воспользуетесь ли Вы этой возможностью? Можете дать один
или два варианта ответа:
1) Да, так как я смогу участвовать в управлении
предприятием.
2) Да, потому что это может увеличить мой доход.
3) Да, так как настоящий работник должен быть
совладельцем.
4) Вряд ли, на заработке это не скажется, участие в
управлении меня не интересует, а работе это помешает.
5) Нет, не нужны мне лишние заботы.
6) Другое (что именно?)
___________________________________
15. Представьте, пожалуйста, что Вы
сейчас ищете работу. Вам предлагают несколько работ. Какую из них Вы выберете?
Можете дать один или два варианта ответа:
1) Наиболее интересную, творческую.
2) Наиболее самостоятельную, независимую.
3) За которую больше платят.
4) Чтобы за не слишком большие деньги не требовалось
особенно надрываться.
5) Не могу представить, что я уйду из нашей
организации.
6) Другую (какую именно?)
________________________________________________________
16. Что Вы, прежде всего, учитываете,
когда оцениваете успехи другого работника в вашей организации? Можете дать
один или два варианта ответа:
1) Его зарплату, доходы, материальное положение.
2) Уровень его профессионализма, квалификации.
3) Насколько хорошо он “устроился”.
4) Насколько его уважают в организации.
5) Насколько он самостоятелен, независим.
6)
Другое (что именно?) __________________________________________________________
17. Если положение на вашем
предприятии (организации, фирме) ухудшится, на какие перемены в Вашей работе и
положении Вы согласитесь ради того, чтобы остаться на работе? Можете дать
сколько угодно ответов:
1) Освоить новую профессию.
2) Работать неполный рабочий день или перейти на
менее квалифицированную работу и меньше получать.
3) Перейти на менее удобный режим работы.
4) Работать более интенсивно.
5) Соглашусь просто терпеть, потому что деваться
некуда.
6) Другое (что именно?)
__________________________________________________________
7) Скорее я просто уйду из этой организации.
18.1. Если Вы - руководитель, то
что Вас привлекает, прежде всего, в этом положении? Можете дать один
или два варианта ответа:
1) Возможность принимать самостоятельные,
ответственные решения.
2) Возможность принести наибольшую пользу
организации.
3) Высокий уровень оплаты.
4) Возможность организовывать работу других людей.
5) Возможность наилучшим образом применить свои
знания и умения.
6) Другое (что именно?)
_______________________________________
7) Ничего особенно не привлекает, за положение
руководителя не держусь.
18.2. Если Вы не являетесь
руководителем, то хотели бы Вы им стать? Можете дать один
или два варианта ответа:
1) Да, поскольку это даст возможность принимать
самостоятельные, ответственные решения.
2) Не против, если это нужно для пользы дела.
3) Да, так как при этом я смогу лучше применить свои
знания и умения.
4) Да, если это будет должным образом оплачиваться.
5) Нет, профессионал может отвечать только за самого
себя.
6) Нет, руководство меня не привлекает, а хорошо
заработать я могу и на своем месте.
7) Да, чем я хуже других?
8) Нет, это слишком большая нагрузка для меня.
9) Другое (что именно?) ______________________________________
Приложение № 3 Описание типов трудовой мотивации,
принятой в тесте Герчикова
Тип мотивации
(устойчивый синдром)
|
Характеристика
|
Инструментальный
|
Предпочитают конкретные договоренности по оплате труда,
деньги для них существенно важнее, чем похвала, благодарности, доска почета.
Но они любят заработанные собственным трудом, на основе согласованных
правил, деньги. Зная это, можно утверждать, что лучше всего на сотрудников с
таким типом трудовой мотивации влияет четкая шкала и система стимулирования,
причем ориентированная на такие критерии, которые зависят непосредственно от
этого человека.
|
Профессиональный
|
Стремятся стать профессионалами, стать лучше других в
профессиональном отношении. Кроме того, людей такого типа интересуют новые и
новые задачи. Рутина, просто функционирование в процессе – не их стихия. Зная
это, руководитель может ставить перед такими сотрудниками задачи все более
сложные и, как правило, будет находить понимание необходимости и
целесообразности решения этих задач. Данные сотрудники, таким образом,
удовлетворяют свою потребность в собственном развитии. Естественно, такие
сотрудники хотят зарабатывать больше за честно выполненную работу. Вместе с
тем, в целом ряде случаев такие сотрудники вместо денег будут признательны за
то, что руководство прилюдно их оценивает как лучших из лучших. Ценят свободу
в оперативной деятельности.
|
Патриотический
|
Сотрудники с таким типом трудовой мотивации
исключительно лояльны к организации, очень часто цементируют корпоративную
культуру организации. Но, часто бывают менее эффективны и производительны,
чем сотрудники с инструментальной, профессиональной или хозяйственной
мотивацией. Вместе с тем, такие сотрудники, также важны в любой организации,
так как в любой организации нужны люди усердно и качественно исполняющие свои
обязанности. При этом естественно такие сотрудники менее привередливы в
вопросах оплаты их труда, что в целом ряде случаев не маловажно для фирмы.
Для них важна идея на уровне веры в лидера и/или в успех, а также
общественное признание их заслуг.
|
Хозяйственный
|
Сотрудников с таким типом иногда называют «внутренние
антрепренеры» (предприниматели). Они инициативны, не потому, что за это они
получат больше денег, – нет, это просто их нормальное состояние, они, таким
образом, реализуют свою сущность, свой потенциал. Можно сказать, примерно
так, что на ключевых участках, требующих самостоятельного, творческого и
заинтересованного подхода, предпочтительны именно такие сотрудники. Для них
характерна добровольная ответственность, суверенитет (обостренное чувство
свободы, отсутствие контроля)
|
Люмпенизированный
|
Сотрудники с данным типом трудовой мотивации – не самый
лучший вариант для коммерческих структур, ориентированных на безусловный
успех. Очень часто они служат тормозом развития бизнеса, неся в себе остатки
«совкового, тоталитарного» мышления. Они многого опасаются, не берут на себя
лишней работы, ответственности, как за свои слова, так и за свои, и тем
более, чужие дела. Но часто внутренне завидуют тем, у кого лучше получается,
в том числе руководителям, и тем, кто больше зарабатывает. Среди них, в
зависимости от типа личности, могут быть критиканы. Но, понимая внутренне
свои комплексы, эти люди боятся, как правило, потерять место. Поэтому одним
из способов воздействия на людей такого типа может являться четкость
поручений и твердость спроса. Т.е. они опасаются "кнута" и очень
любят дармовые "пряники". Как правило, они – плохие работники с
низкой ценой рабочей силы, которые не хотят повышать квалификацию, избегают
ответственности, стремятся к минимизации усилий. Сами не проявляют активности
и не дают "высовываться" другим, подавляя их зачастую своей
уверенной, "целостной", "обоснованной" позицией по любому
вопросу.
|
[1] Диверсификация – это форма концентрации производства. Объединение
технологически разнородных предприятий.
[2] «Если дела идут хорошо, значит, дальше они пойдут хуже, если дела идут
плохо, значит, дальше они пойдут еще хуже. Если дела продолжают идти хорошо,
значит, вы просто чего-то не заметили». Закон Паркинсона.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|