Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века
Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века
Выполнил:
Шарипов Руслан
Казанский
Государственный Технический Университет им. Туполева
Оценка: 5
E-mail:
rus_shar@chat.ru
Реферат на тему:
«Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой
половины 19 века.»
Выполнил: Шарипов Руслан Галимович
Содержание:
1. Теория народонаселения Т.Р.Мальтуса
2. Вульгарная экономическая теория Ж.Б.Сея
3. Экономические взгляды Н.Сениора
4. Основные положения экономической системы
Дж.Ст.Милля
1. Теория народонаселения Т.Р.Мальтуса
По
мере того, как в Англии развертывался промышленный переворот и утверждалась
крупная машинная индустрия, миллионы мелких производителей, разоряясь,
выталкивались в ряды пролетариата, становилась излишней и часть рабочих. Они
пополняли резервную армию безработных. Рабочий класс все глубже погружался в
нищету. Пауперизм становился уделом всевозрастающей части населения страны.
Бедствия
порождаемые капитализмом, вызывали протест рабочих, ремесленников, крестьян,
который нашел свое отражение в незрелых еще формах утопического социализма
(У.Годвин). Уилям Годвин (1756-1836) Объявил частную собственность главной
причиной нищеты и угнетения масс. Политическое брожение в стране усиливалось
благодаря событиям Великой французской революции, которая нашла в Англии
горячий отклик. Господствующие классы остро нуждались в идеологической защите
существующих порядков. Их апологетом стал Мальтус.
Томас
Роберт Мальтус (1766-1834) родился в семье дворянина. По окончании
Кембриджского университета он стал сельским священником, а с 1807 г.
-профессором политической экономики в колледже Ост-Индской компании. В 1798 г.
он опубликовал анонимный памфлет «Опыт о законе народонаселения», который
явился резкой реакцией на французскую революцию и радикальные идеи Годвина. Из
других работ Мальтуса следует отметить «Исследование о природе и возрастании
ренты» (1815), «Начала политической экономии» (1820).
Мальтус
выступает в своих сочинениях идеологом обурзиазившейся земельной аристократии
Перед лицом посягательств промышленной буржуазии на власть он рьяно отстаивает
монополию лордов на землю, ратует в их интересах за аграрный протекционизм. Но
там, где интересы землевладельца и капиталиста совпадали, были направлены
против рабочих. Мальтус защищал их обоих. Он пытался обелить господствующие
классы, снять с них ответственность за нищету и страдания масс и представить
как утопию всякое стремление к усовершенствованию существующего общественного
строя. Этой цели и призван был служить памфлет Мальтуса «Опыт о законе
народонаселения».
По
аналогии с природой, где по словам Мальтуса способность растений и животных к
безграничному размножению сдерживается недостатком места и пищи, Мальтус
«открывал» различные тенденции роста народонаселения и средств существования.
Если население удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической
прогрессии, то средства существования, по утверждению Мальтуса, даже при самых
благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической
прогрессии. В таком случае через два столетия количество средств существования
как 256 к 9, а через три столетия - как 4096 к 13 и т.д. В этом постоянном
стремлении населения к размножению, превышающему средства существования, и
состоит, по словам Мальтуса, «закон народонаселения», действующий якобы
«неизменно и могущественно», причем с «с самого происхождения общества».
Излишек населения по необходимости обречен на нищету, голод и вымирание.
Главная
и постоянная причина бедности, по Мальтусу мало или вовсе не зависит от образа
правления или от неравномерного распределения имущества; она якобы обусловлена «естественными законами и человеческими
страстями», скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого
рода. Поэтому «народ должен винить главным образом самого себя в собственных
страданиях». Делу не могут помочь никакие революции и социальные реформы. Есть
только один выход - сокращение численности населения. Средствами против
чрезмерного размножения он считал либо «нравственное обуздание» (воздержание от
брака неимущих), либо - и на это Мальтус возлагал главные надежды - пороки и всякого
рода несчастья (изнурительный труд, голод, нищета, болезни, эпидемии, войны и
т.д.). Остается добавить, что Мальтус не считал нужным скрывать политическую
направленность своего сочинения. Он прямо, что при всеобщем распространении его
«истин» насчет источника нищеты «низшие классы» «станут более миролюбивы и
послушны; они не так легко будут готовы на
возмущение». а «опасные и зловредные учения» о необходимости «всеобщей ломки
общественного устройства» потеряют свой кредит, и собственники обретут, наконец
желанный покой.
Таким
образом, учение Мальтуса объявляло бедствия в действительности порождаемые
ленлордизмом капитализмом, неизбежным уделом человечества. Этой беспримерной по
циничности апологии нищиты и эксплуатации трудящихся и обязан Мальтус своей
печальной известностью. В теоретическом же отношении его памфлет не представлял
собой ничего научного и оригинального. Основные идеи, касающиеся «принципа
народонаселения», он попросту украл у своих предшественников (Стюарта, Уоллеса,
Таунсенда и др.) Маркс с полным основанием окрестил первое сочинение Мальтуса
как «ученически - поверхностный и поповски -напыщенный плагиат»,, бесстыдный
«пасквиль на человеческий род!»
«Доктрина»
Мальтуса прочна прежде всего в методологическом отношении. Мальтус безапелляционно
переносил на общество законы природы, хотя в отличие от растений и животных
люди не только потребляют, но и сами производят и увеличивают средства
существования. Недаром еще в свое время Петти и Смит именно в многочисленном
производительном населении усматривали показатель богатства страны. Мальтус
порвал с этой позицией классиков. Он допускал, далее, грубейшую ошибку, пытаюсь
открыть «вечный» закон народонаселения. В действительности всякому способу
производству присущи свои, особенные, имеющие исторический характер законы
динамики населения. В частности, свойственный капитализму закон народонаселения
состоит в том, что вместе с накоплением капитала неизбежно образуется излишнее
(по сравнению с потребностями капитала в рабочей силе) рабочее население. Грубо
извращая действительность, Мальтус объявил это относительное перенаселение
абсолютным.
Мальтусовские
прогрессии основаны на прямой фальсификации статистического и фактического
материала. Так, свою геометрическую прогрессию Мальтус выводил из данных о
росте населения США в 16-18 вв., совершенно игнорируя ту «мелочь», что этот
рост происходил главным образом за счет иммиграции европейцев. Столь же нелепа
и арифметическая прогрессия. Достаточно сказать, что ее единственным
«основанием» является пресловутый закон «закон убывающего плодородия почвы»,
несостоятельность, которого уже давно доказана как теорией, так и практикой.
2.
Экономические взгляды Н.Сениора
Экономические
взгляды Нассау Уильяма Сениора (1790-1864) изложены в «Основных началах
политической экономии» (1836) и «Письмах о фабричном законодательстве» (1837).
Сениор «обогатил» вульгарную политическую экономию двумя «открытиями». Одна из
них была теория воздержания. Учения Рикардо о труде как единственном источнике
стоимости Сениор противопоставил тезис, согласно которому издержками
производства стоимости являются два элемента - труд и капитал. Новым моментом в
этой старой версии было лишь субъективное толкование этих факторов. Труд
рассматривался Сениором как «жертва» рабочего, теряющего свой досуг и покой,
капитал - как «жертва» капиталиста, который якобы «воздерживается» от личного
потребления, обращая свой капитал в средства производства. Вознаграждением
соответствующих «жертв» рабочего и капиталиста выступают заработная плата и
прибыль. В изображении Сениора буржуазное общество теряет свою
антогонистическую классовую природу, капитализм предстает как система
производства, основанная якобы на взаимных жертв рабочих и капиталистов.
Высмеивая
теорию воздержания, Маркс писал: «Поистине недосягаемый образец «открытий»
вульгарной политической экономии! Экономическая категория подменяется
сикофантской фразой Voila tout (Вот
и все)». В самом деле,вряд ли нужно
доказывать, что реальный процесс создания стоимости (и прибыли) вовсе не
зависит от субъективного переживания агентов производства. Продукт, разумеется,
нисколько не потерял бы в своей стоимости, если вместо неприятностей капиталист
стал бы испытывать наслаждение от своего «воздержания». К тому же как чисто
пассивный акт воздержание вообще не может ничего создавать.
Столь
же вздорным является и другое «открытие» Сениора, иронически названное Марксом
в «Капитале» «последним часом Сениора». В 30-х годах 19 в. в Великобритании
велась усиленная агитация за 10-часовой рабочий день. Фабриканты остро нуждались
в аргументах против такого сокращения, и Сениор поспешил им на помощь. Он
выдвинул «теорию», согласно которой при 11,5 - часовом рабочем дне (такой была
его продолжительность в стране) за первые 10,5 часа возмещается стоимость
авансированного капитала, а в последний час создается прибыль. Отсюда
заключалось, что сокращение рабочего дня до 10 часов имело бы своим результатом
полное исчезновение прибыли. А это отрицательно отразилось бы на экономическом
положении Великобритании, поскольку для предпринимателей будто бы исчезнут
стимулы хозяйственной деятельности. На самом деле процесс производства товаров
при капитализме есть вместе с тем процесс производства стоимости и прибавочной
стоимости и прибавочной стоимости, так что каждая единица товарной массы
является носителем соответствующей доли как оплаченного труда, так и прибыли.
Теория «последнего часа» была настолько абсурдной, что в последствии от нее был
вынужден отказаться и сам Сениор.
3. Вульгарная экономическая теория Ж.Б.Сея
В
конце 18 в. во Фанции разразилась величайшая из буржуазных революций в Западной
Европе. Она до основания разрушила устои феодального режима в стране, открыла
простор для развития капитализма. Однако, разделавшись с феодальными порядками,
французская революция не удержалась в рамках, угодных крупной буржуазии.
Напуганная радикализмом масс и революционной деятельностью якобинцев,
французская крупная буржуазия уже в 90-е годы 18 в. становится на путь
контрреволюции.