Основные положения экономической программы развития России с 2000 до 2010 года
Основные положения экономической программы развития России с 2000 до 2010 года
Школа № 7
Реферат
на тему : Основные положения
экономической программы развития России с 2000 - 2010 год
Выполнил :
ученик 11
"А" класса
Костин Д. М.
Проверил :
Есин А. Е.
Рузаевка (Мордовия)
2001
Основные положения новой
экономической
программы развития
России до 2010 года
Центр стратегических разработок под
руководством А. Грефа направил в правительство проект Стратегии развития РФ до
2010 года. Россия, считают разработчики проекта, должна ответить на те вызовы,
которые стоят сегодня перед ней, и не растерять остатки "лидерского"
ресурса, а в дальнейшем - развить и приумножить его. В среднесрочной
перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между
Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе - восстановить и
упрочить позицию России как одной из стран - лидеров мирового развития. И чтобы
воспользоваться "окном возможностей", важно определить, какой путь
ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию. Реально возможны
три варианта развития: радикальная либерализация, восстановление дирижистского
социального государства и модернизация экономики на основе либеральных
принципов при сохранении значительной
роли государства в реализации базовых
общественных функций.
Стратегия развития основана на третьем
варианте. Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной
инициативы и усилении роли государства в
обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и
социальную стабильность, балансирует элементы двух других вариантов стратегии.
В чем же преимущества выбранного пути? Вместо социального государства
(патернализма) и приватизации социальных функций (радикального либерализма)
создается "субсидиарное" государство, которое обеспечивает социальные
гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать
самостоятельно. Вместо полной закрытости
или открытости страны делается ставка на активную интеграцию России в мировое
сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от
недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это -
политика
здравого смысла, предлагающая реальные
решения соответствующих проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и
общих ресурсных ограничений. Программа модернизации, таким образом, позволяет
минимизировать
социальные издержки преобразований и
отражать угрозы финансового кризиса. Именно сценарий модернизации позволит
достичь цели радикального повышения уровня жизни населения на основе
самореализации каждого
гражданина, снижения социального
неравенства, сохранения независимых и культурных ценностей России,
восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Эта цель и является целью стратегии развития России до 2010 года. Достижение этой
цели, говорится в проекте, невозможно без раскрепощения общества, позволяющего
включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать
оптимистическое мировосприятие,
должно восстановиться практически
полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами
и бизнесом, между бизнесом и властью. Нашему обществу необходима обновленная
система ценностей, отвечающая
традициям России и требованиям
современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности.
Своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями. Путь к
процветанию - добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная
законопослушность.
ГРЕФ ПРЕДЛАГАЕТ ПУТИНУ МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ
Единственный ответ на вызовы и угрозы, с
которыми столкнулась российская экономика, - достижение устойчиво высоких
темпов экономического роста. Это позволит решить накопившиеся социальные
проблемы, повысить уровень благосостояния и укрепить международные позиции
страны.
Для широкомасштабной модернизации
экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и
предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост
макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики.
Только быстрое развитие национального капитала, формирование
благоприятного делового климата,
обеспечение экономической свободы, говорится в проекте стратегии развития,
превратят Россию в страну, привлекательную для инвестиций. Исходные условия -
это утверждение прав частной собственности (прежде всего на землю и
недвижимость) и обеспечение их защиты, создание равных условий конкуренции,
развитие устойчивых и эффективных финансовых институтов. Государство также
должно найти оптимальный баланс во взаимоотношениях с частным предпринимательством,
постепенно отказаться от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса. Это
позволит четко очертить сферу государственного регулирования, повысить его
эффективность. Структурная политика государства будет переориентирована с
оказания
поддержки неэффективным предприятиям на
развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку
"новых" секторов (прежде всего инновационных и информационных),
стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий.
На структурную перестройку экономики должна быть нацелена и
приватизация. Государство будет также
стимулировать диверсификацию экспорта с постепенным увеличением продукции
обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичной.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
Ключевые задачи первого этапа
модернизации, который должен в основном завершиться в 2000 году, - создание
базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования и
приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.
На втором этапе (2001-2003 годы)
необходимо начать реализацию экономической политики, основанной на новых
принципах (дерегулирование экономики, гарантии прав собственности и равных
условий конкуренции, концентрация усилий на выполнении других базовых общественных
функций). Инвестиционную активность государства предлагается
сосредоточить на обновлении всего спектра
производственной инфраструктуры, а также на создании финансовой инфраструктуры
рынка, адекватной новым условиям.
Основным фактором экономического роста на
этом этапе будет развитие "нового сектора" на базе высвобождаемой
предпринимательской инициативы.
Третий этап (2004-2010 годы) должен стать
периодом масштабной структурной перестройки экономики, которая будет
стимулироваться всем комплексом социально-экономических факторов - накоплением
новых инвестиций, растущей внешней конкуренцией, созданием более эффективных
механизмов перетока капитала и рабочей силы. Этот период будет связан с ростом
покупательной способности
национальной валюты, переходом денежно-кредитной
политики к механизмам регулирования процентных ставок. Доля государства в
перераспределении валового внутреннего продукта будет снижаться по мере роста
экономики, обеспеченного высокой инвестиционной активностью, включая
иностранные инвестиции.
КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА
Кардинальное улучшение
предпринимательского и инвестиционного климата в России рассматривается как
ключевая задача предстоящего десятилетия, без решения которой модернизация и
экономический рост будут невозможны.
Речь идет об улучшении общих условий
хозяйствования, развитии финансовых рынков и институтов, дерегулировании
экономики. Имеется в виду коррекция форм государственного вмешательства в
экономику, отказ от избыточного
бюрократического регулирования и
повышение эффективности
действий государственной власти в тех
сферах, где ее участие абсолютно необходимо и эффективно. Для ослабления
бюрократического давления на бизнес, повышения уровня
экономической свободы всех участников
хозяйственной деятельности предлагаются такие меры: снижение барьеров выхода на
рынок; устранение излишнего и неэффективного административного регулирования
предпринимательской деятельности; обеспечение согласованности действий
федеральных и региональных органов власти.
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
Основное направление - повышение
конкурентных преимуществ
российской экономики на внутренних и
внешних рынках.
Для этого предусмотрено:
1. Содействие повышению
конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на
внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону
увеличения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью
переработки, и отраслей сферы услуг.
2. Исправление накопленных структурных
деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно
поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок
и неплатежей естественным монополиям.
3. Завершение трансформации
малоэффективных институтов экономики (структуры госсобственности, товарных и
финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного
регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной
рыночной экономики.
4. Ускоренное развитие и перестройка
экономической системы,
предприятий и рынков в процессе
общемировой экономической
трансформации, проходящей на базе новых
информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных
процессов.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Конкурентный рынок как главный
регулятор экономического развития. Формирование конкурентной среды через
создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов.
2. Минимизация и оптимизация
государственного вмешательства в экономику. Задачей государства будет
формирование предпосылок для появления эффективного частного собственника.
3. Открытость экономики, которая не может
быть эффективной, оставаясь вне глобального мирового рынка. Любые меры
протекционизма должны носить временный и экономический, а не запретительный
характер.
4. Либерализация экономической
деятельности на микроуровне. Устранение многочисленных ограничений и
препятствий для развития бизнеса на микроуровне. Вместе с тем реальная
либерализация деятельности всех субъектов рынка и снижение вмешательства
государства в функционирование конкретных предприятий должны сопровождаться
целенаправленными и
настойчивыми действиями государства по
формированию стратегических направлений развития российской экономики.
АКТИВНОЕ ПОЗИЦИРОВАНИЕ НА РЫНКАХ
Достижение устойчивых темпов
экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение
роста реальных доходов населения делают возможной стратегию структурного
маневра, основанного на сценарии "активного позицирования на рынках".
Эта стратегия базируется на
постепенном изменении сложившейся
структуры экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, конкурентоспособных
на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в
смежные отрасли промышленности и другие народно-хозяйственные комплексы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
В форме федеральных государственных
унитарных предприятий ныне существует 14 тыс. предприятий, в форме учреждений -
23 тысячи. Государство является акционером в 2500 акционерных обществах, где
его доля превышает 25% уставного капитала. А всего государство участвует в 3900
товариществах и обществах. В отношении 580 акционерных обществ используется
специальное право на участие Российской Федерации в их
управлении - "золотая акция". В
федеральной собственности находятся 100% акций 382 акционерных обществ. В 470
акционерных обществах государство владеет более 50%, еще в
1601 акционерном обществе имеет 25-50%
акций и менее чем 25% в 863 акционерных обществах.
К 2004 году в ходе приватизации
предложено сократить государственный сектор экономики до 1,5 - 2,5 тысячи
предприятий.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2000 г.
Создание законодательной базы бюджетных
реформ (налоговая реформа, сокращение избыточных обязательств государства,
разграничение полномочий на всех уровнях бюджетной системы), инвентаризация
бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса, ускоренное завершение
перехода на казначейскую систему
2001 г.
Трансформация системы социальной защиты,
обеспечение прозрачности бюджетной системы, максимальная консолидация
внебюджетных фондов
2002-2004 гг.
Переход к новой структуре бюджетных
расходов, характеризующейся низкой долей субсидий экономике и высоким объемом
социальных обязательств
2005-2010 гг.
Переход к новому распределению полномочий
бюджетов (после снижения долговой нагрузки на федеральный бюджет),
дополнительное снижение налогового бремени
Прогнозы развития
1. Добыча газа должна возрасти на 15,9 -
10,5%, нефти - на 8,7 - 2,3 и твердых энергоносителей - на 33 - 20,4%.
Производство электроэнергии потребуется увеличить на 34 - 16%. Ныне доля
экспорта достигает 40% по нефти и 35% по газу. Рост экспорта энергетических
ресурсов к 2010 году прогнозируется на 19 - 15%.
2. В период 2000-2002 годов среднегодовые
темпы роста промышленного производства составят около 6-8%, топливных отраслей
- до 20, отдельных отраслей машиностроения - до 20, а пищевой и легкой
промышленности - соответственно 7 и 11%. Важнейшая особенность периода
2003-2007 годов - переход к непрерывному инновационному процессу.
3. В 2010 году доля продукции
обрабатывающих отраслей в общем объеме промышленного производства увеличится с
53% в 1999 году до 65%, а доля продукции топливно-сырьевых отраслей сократится
с 47 до 35%.
4. Реализация предлагаемой стратегии
должна обеспечить темпы роста ВВП как минимум 5% в год в среднем на протяжении
10-летнего периода. Это позволит увеличить объем ВВП примерно на 26-28% к 2004
году и на 70% к 2010 году (в сравнении с 1999 годом).
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ СТРАТЕГИИ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Пенсионная реформа
Реформирование
образования
Стратегия реформирования
здравоохранения
Политика в сфере
культуры
Стратегия жилищной
политики и развития
жилищно-коммунального
хозяйства
Трудовые отношения и
занятость населения
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
Создание благоприятного
предпринимательского
и инвестиционного
климата
Общие условия
хозяйствования
Защита прав
собственности
Выравнивание условий
конкуренции
Дерегулирование
экономики
Улучшение
информационного обеспечения
бизнеса, реформирование
бухучета и статистики
Развитие финансовых
рынков и институтов
Реформирование
банковской системы
Развитие фондового рынка
и инвестиционных
институтов
Развитие рынка страховых
услуг
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
Основные направления
структурной политики (цели и задачи, основные этапы и инструменты реализации,
направления развития
промышленности, инфраструктуры и сферы услуг)
Управление государственной
собственностью
Инновационное развитие
экономики
Развитие транспортной
инфраструктуры
Реформирование
естественных монополий
Развитие
топливно-энергетического комплекса
Развитие
оборонно-промышленного комплекса
Развитие
аграрно-промышленного комплекса
Развитие рынка земли и
недвижимости
Государственная
внешнеэкономическая политика
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Основные направления
бюджетной политики
Реформирование налоговой
системы
и таможенной политики
Реформа межбюджетных
отношений
Денежно-кредитная политика
Платежная система
Использованый источник :
1. "Экономика и
жизнь", № 24, 2000 г.
|