бесплатные рефераты

Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства в конце XIX начале XX века

Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства в конце XIX начале XX века

Саратовский Государственный Технический

Университет

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету:

«История экономики»

На тему:

«Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства в конце XIX начале XX века»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Козачук В. М.

Проверила: Гришунина Л. А.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САРАТОВ 1999г.

 

Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства в конце XIX начале XX века.

 

Содержание:

  1. Новая ступень развития производительных сил. НТП.
  2. Возникновение монополий и установление их господства.
  3. Превращение Германии во вторую индустриальную державу мира.
  4. Стремительное развитие экономики США.
  5. Перестройка хозяйства и развитие капитализма в Японии.
  6. Российская экономика на рубеже веков и её место в мире.

В последней четверти XIX века был завершён промышленный переворот в ряде стран. Большинство европейских государств, а так же Япония перешли к производству машин с помощью машин.

Значительный рост производительности труда в промышленности был обусловлен широким внедрением новой техники, повышением квалификации рабочих и усилением их эксплуатации.

Важнейшее значение для роста производительных сил имело увеличение масштабов и уменьшение сроков изготовления орудий труда – машин. Их специализация, количество и мощность неуклонно возрастали. Для их производства всё шире применялись станки с электроприводами полуавтоматическими и автоматическими узлами, увеличилась скорость и точность обработки металлов. Ковочные молоты заменялись более производительными прессами. Стал использоваться конвейер.

Произошла замена основного вида энергии. Изобретение машин для производства электрического тока вращением проводника в магнитном поле (динамомашина В. Сименса – Германия, генератор Т. Эдисона - США) решило проблему промышленной энергетики путём индивидуального электропривода к тому или иному агрегату. С усовершенствованием способов дальнейшей передачи трёхфазного тока электричество можно было направлять повсюду где возникала потребность в энергии.

Были изобретены и получили распространение высокоэффективные и компактные двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине а позже двигатели Р. Дизеля, на более дешёвом тяжёлом топливе. Это резко увеличило спрос на нефть и стимулировало усовершенствование средств и способов увеличения её добычи и переработки.

Возрастающая потребность в жидком горючем, красителях, тканях, лекарствах, новых типах сырья, синтетических материалов, удобрения, обусловили быстрый рост химической промышленности. Органической и неорганической химии. Способы производства стали усовершенствовались – Мартеновская печь, конвертер при сильном дутье А. Бессемера, процесс обесфосфоривания металла Г. Томаса.

Прогресс техники приобрёл значение научно-технического прогресса.

Особенно важно, что в техническом прогрессе непосредственное участие стала принимать наука в том числе фундаментальная. В мире возникло высшее техническое образование. Первые втузы появились в 70-х годах в Германии (Берлин, Дрезден, Мюнхен), США (университет Гопкинса в Балтиморе).

Усовершенствование гидравлических турбин значительно повысило использование энергии падающей воды (Ниагарская ГЭС в США).

К концу XIX началу ХХ века возникшие разными путями капиталистические монополии значительно усилились и стали играть решающую роль в капиталистическом хозяйстве. Монополии контролировали преобладающую часть определённых отраслей экономики. Одна из первых монополий нефтяной трест «Стандард ойл» - Рокфеллер заключила соглашение с железными дорогами относительно тарифов на перевозку нефти. Постоянно шла борьба между монополиями, а внутри их соперничество из-за распределения прибыли. В результате в той или иной степени зависимости от монополий и от финансовой олигархии крупнейших капиталистических держав оказались почти все другие менее сильные страны. Например две финансовые группы Рокфеллера и Ротшильда Нобеля – поделили между собой «керосиновый рынок мира» или договор о разделе всемирного рынка между крупнейшими монополиями «Всеобщей электрической компанией» (США) и «Всеобщим обществом электричества» (Германия).


Завершение объединения Германии создало единый внутренний рынок. Росту промышленности способствовала полученная Германией с Франции контрибуция – 5 млрд. франков. Создававшееся тогда множество предприятий оснащалось новой техникой. А соединение железной руды Эльзаса и Лотарингии с углём Рейнской области позволило создать мощную топливно-металлургическую базу германской промышленности. Немецкая инженерия уступала только американской. По объёму промышленного производства германия вышла на второе место в мире после США. Всё большее число предприятий сосредотачивалось в руках гигантских компаний. Например «Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат», или «сталелитейный завод Фридриха Круппа» - (артиллерийские орудия). Могущество банков кредитовавших промышленность росло. Например «Дойчебанк». Протяжённость железных дорог возросла в 30 раз.


США. Огромный скачёк в промышленном производстве стал возможен благодаря широкому использованию притока капитала из Европы (только 70–80-х годах 3 млрд. долларов), массовой иммиграции европейских рабочих (а ехали самые волевые и работоспособные, 80-90-х годах 14 млн. человек), и широкому использованию новейших научных открытий и внедрению множества изобретений. К концу XIX века США вышли на первое место в мире по выпуску основных видов продукции и общему объёму производства. В 1893 году Форд построил свой первой первый автомобиль, а через 20-ть лет США выпускало более полумиллиона автомобилей в год. Таможенные тарифы на импортные товары достигли 75% стоимости ввоза, что обеспечивало рост американской промышленности. В то же время была полная свобода импорта иностранного капитала, что увеличило инвестиции в промышленность. Стремительному росту экономики способствовало невиданное по своим масштабам строительство железных дорог. В девяностые годы их протяжённость увеличилась в пять раз.

Быстрыми темпами развивалась тяжёлая промышленность. Перед первой мировой войной было достигнуто превышение удельного веса тяжёлой промышленности. К концу XIX века всё богатство страны концентрировалось в руках трестов. Нефть – «Стандард ойл» Рокфеллер (господин миллиард). Металлургические заводы, рудники, шахты, железные дороги – «Стальной трест» - Д. Моргана (капитал 1,5 млрд. долларов).


В конце XIX века в Японии при незавершённой буржуазной революции (1868г.) сложилось государственное устройство буржуазно-помещичьего типа, похожее6 на германскую империю. Земля стала частной собственностью тех, кто ею фактически распоряжался. Этот строй сумел буквально за несколько десятилетий превратить раздробленную полуколониальную страну в  мощную индустриально-аграрную державу. Реформы способствовали быстрому росту капиталистических государственных и частных предприятий. На деньги от налогов государство строило заводы, судоверфи, которые потом отдавало частным фирмам за 20-30% их стоимости. Помещики, купцы занимающиеся промышленной деятельностью получали щедрые субсидии, дешёвые займы, освобождение от налогов.

Так государство было инвестором и особое внимание уделялось строительству крупных металлургических и машиностроительных заводов в целях модернизации армии и флота.

Япония широко использовала технические достижения Западной Европы и США, успешно училась у них организации капиталистического производства. В конце XIX начале ХХ века в стране завершился промышленный переворот и её промышленность стала развиваться во много раз быстрее чем в Западно-Европейских странах, хотя доля Японии в мировом производстве была ещё не велика.


Реформы 60-80-х годов в России и поражение в Крымской войне вызвало бурное развитие производительных сил России, утверждение в ней капиталистического способа производства, перестройку народного хозяйства на капиталистический лад.

Начало ХХ века характеризуется вступлением России в стадию постепенного перехода к индустриальному обществу, т.е. к обществу в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности. Подобный период развития прошли все ведущие державы. Однако Российская модернизация имела свои особенности. Она носила как бы «догоняющий характер», предусматривавший более сжатые сроки своего существования и проходила под контролем верховной власти.

К началу ХХ века национальный доход России равнялся 16,4 млрд. рублей (7,4% от общемирового). По этому показателю Россия занимала 4-е место после США, Германии и Британской империи. Однако по темпам прироста национального дохода Россия опережала многие страны, а в отдельные периоды они были самыми высокими в мире. Например с 1908 по 1916г. они были самыми высокими в мире (свыше 7%). По валовому промышленному производству 5,7 млрд. рублей (3,8% от общемирового) Российская империя уже уступала и Франции находясь на пятом месте в мире. И по качественным показателям российская империя значительно уступала ведущим странам мира. Так национальный доход в расчёте на одного человека составлял 89 рублей в год, что было в 5-8 раз меньше чем в развитых странах. По объёму промышленного производства на одного человека и уровню производительности труда в промышленности Россия так же уступала этим странам в 5-10 раз.

По длине железных дорог Российская империя занимала 2-е место в мире уступая только США правда в пять раз. Однако качественные показатели (такие как протяжённость железных дорог на 100 км2), были на много ниже, чем в европейских странах. Но принимая во внимание размеры страны, весь этот подъём не мог иметь решающего значения для преодоления отставания. 150-ти миллионная  Россия производила в абсолютном измерении меньше стали, угля, электроэнергии чем 40-а миллионная Франция. Одной из особенностей экономического развития России было наличие огромного государственного сектора экономики. Её ядро составляли казённые заводы, которые удовлетворяли прежде всего военные нужды государства. Все эти предприятия были исключены из сферы рыночной экономики, из стихии свободной конкуренции. Единственным заказчиком и покупателем было государство и управлялись они государственными чиновниками. И 2\3 железных дорог принадлежали государству, и огромные площади земель и лесных угодий. Государство активно вмешивалось во все сферы хозяйственной деятельности частных предприятий. Государство принудительно регулировало цены, обеспечивая молодую Российскую промышленность от конкуренции, путём установления высоких таможенных пошлин. Государство раздавало частным фирмам заказы и предоставляло кредиты. Наиболее передовые отрасли промышленности развивались как правило с участием иностранного капитала. Приток иностранного капитала сопровождался процессом сращивания его с капиталом отечественным, создавая тем самым реальные предпосылки включения России в мировую экономическую систему. Но были в этом и минусы – часть накоплений в виде дивидендов уплывало за границу. Возникшие в России монополии тотчас же повели борьбу за полное господство. «Синдикат Продамет» контролировал сбыт 80% металлургической продукции страны. Синдикат «Продуголь» контролировал почти всю каменноугольную промышленность страны. Картель «Нобель-Мазут» безраздельно господствовал в нефтяной промышленности.





















Список использованной литературы.

 

  1. Л. И. Сурин История экономики и экономических учений. –М. «Финансы и статистика». 1998г.
  2. Б. А. Райсберг   Курс экономики. Учебник. –М. «Инфра-М». 1999г.
  3. И. М. Кривогуз  Новая история 1871-1917г. –М. «Просвещение». 1989г
  4. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина  История России ХХ век. –М. «Просвещение». 1996г.
  5. А. А. Кредер Гуманитарное образование в России. Новейшая история ХХ век. –М. Издательство «Центр гуманитарного образования». 1996г.


© 2010 РЕФЕРАТЫ