|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среди них наибольший удельный вес занимают кредиты международных финансовых институтов (МВФ, МБРР, ЕБРР). 2.1 Отношение РФ с Международными кредитными организациями. Членом МВФ и МБРР Россия стала 1 июня 1992г. и 16 июня 1992г. соответственно. Что касается квоты РФ, то после девятого и одиннадцатого общего пересмотра она была увеличена на 50% и на 45% соответственно, в результате чего составила 5945,4 млн. СДР ( 2,804% доли в общей сумме квот). По величине квоты Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России право на постоянном месте в Исполнительном совете, в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), хотя это позволяет ей единолично избирать собственного исполнительного директора. Россия оплатила в конвертируемой валюте около 25% суммы квоты (СДР и $ ), остальная же часть подписке была оплачена национальной валютой либо путем передачи Фонду беспроцентных не обращающихся на рынке векселей. Естественно, что данное членство накладывает на РФ определенные обязательства: 1) устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям, неучастию в дискриминационных валютных соглашениях. Хотя устав Фонда не запрещает устанавливать валютные ограничения, 2) не прибегать к множественности валютных курсов, хотя и не ограничивает в выборе режима валютного курса, 3) всячески поддерживать информационную открытость стран, предоставлять Фонду статистическую информацию о экономике страны, платежном балансе, золото - валютном резерве, допускать на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния экономики и характера макро экономической политики. При учете выполнения всех этих требований Россия получает возможность пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса. В целом за 1992-1998гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении кредитов России на сумму 30-32 млрд.$. фактически до конца 1998г. были использованы 20-21 млрд.$. кроме того Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 926 млн. СДР ( девятый пересмотр квот ) , или 1,3 млрд.$.(21,47% квоты). Задолжность России по отношению к МВФ составляла на конец 1998 г. 13,7 млрд. СДР или 19,3 млрд.$, т.е. 318,4% ее квоты в Фонде. В конце 1998г. Россия являлась самым крупным заемщиком МВФ: на нее приходилось 20,56% общей суммы использования странами-членами ресурсов Фонда. Табл.ё 2.2. Кредиты МВФ России. (По данным IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund, Washington.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата предоставления кредитов |
Виды кредитов |
млн. СДР |
$ млрд |
Период использов. |
Сроки погашения |
% исп. квоты страны |
Условия кредитов |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.09.92 |
Первый транш резервного кредита |
719,0 |
1,0 |
5 месяцев |
5 лет с отсрочкой погашен. в течении 3 лет и 3 3 месяцев |
16,7 |
Дефицит госбюджета в пределах до 5% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – менее 10% в месяц. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.07.93 |
Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований |
1078,3 |
1,5 |
Единовременно, в полной сумме |
10 с отсрочкой погашения в течение 4,5 г. |
25 |
Сокращение дефицита госбюджета наполовину до 10% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – не свыше 7 – 9% в месяц |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.04.94 |
Второй транш кредита в рамках механизмов финансирования системных преобразований |
1078,3 |
1,5 |
Единовременно, в полной сумме |
10 лет с отсрочкой погашения в течении 4,5 года |
25 |
Все вышеперечисленное плюс либерализация внешнеэкономической деятельности, ликвидация нетарифных мер регулирования экспорта. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.04.95 |
Резервный кредит (стенд – бай) |
4313,1 |
6,8 |
12 месяцев |
5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев |
100 |
Требования детализированны и уже ужесточены: дефицит госбюджета 6 %; уменьшение кредита правительству; инфляция 1% в месяц. Запрет льготных кредитов ЦБ для финансирования госбюджета; устранение внешнеторговых льгот, ежегодный мониторинг выполнения обязательств |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.03.96 |
Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования |
6901,0 |
10,1 |
3 года |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу |
160 (65%-1-ый год, 55%-2-ой год, 40%-3-ий) |
Продолжение макроэкономической финансовой стабилизации: дефицит госбюджета 4% ВВП 1996г, 2% ВВП 1998г., уменьшение кредитной экспансии, снижение инфляции 1996г. до 1% в месяц, 1998г. до 6,9% в год. Ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть, с одновременным повышением акцизов, понижение таможенного обложения импорта, отмена предтаможенных экспертиз экспортируемых товаров, отказ на введения ограничения на импорт алкоголя. Ежеквартальная проверка МВФ выполнения бюджетно-налоговой и кредитно-денежной программ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
20.07.98 |
Кредитный пакет: 1) Добавление к кредиту в рамках расширенного кредитования 1996 г. 2) Кредит в рамках механизма дополнительного резервного финансирования 3)Кредит в рамках компенсационного и чрезвычайного финансирования ИТОГО: |
2313,07 3992,5 2156,6 8462,2 |
3,0 5,3 2,9 11,2 |
2)Предполагалось предоставление тремя траншами: 20.07, 15.09, 15.12 1998г. 3) Единовременно, в полной сумме. |
1,5 года с отсрочкой погашения на год по каждому отдельному траншу 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев |
50 90 50 190 |
Осуществление антикризисной программы, финансовой стабилизации, дефицит госбюджета 2,8% ВВП на 1999г., перестройка налоговой системы и увеличение собираемости налогов. Денежная и валютная политика в основном без изменения, снижение темпа инфляции, Минфин держателям ГКО предлагает обменивать их на еврооблигации. Структурные реформы и развитие частного сектора, реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства, усиление контроля за деятельностью банков. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Общая сумма предоставленных кредитов за 1992-1998гг. |
|
22551, 87 |
32,15 |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В последствии с решениями российских властей 17 августа 1998г. (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвации рубля) кредитный пакет помощи России был заморожен, а действовавшие договоренности утратили силу.
Что касается участия России в Группе Всемирного банка, то квота России в МБРР приблизительно соответствует ее квоте в МВФ. По состоянию на 30 июня 1998 г. России принадлежит 44795 акции Банка на сумму 5,4 млрд. $(2,9% капитала МБРР). Целью кредитования РФ МБРР является “помощь в максимально быстром переходе к рыночному финансированию путем расширения роли частного сектора, укрепление через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечения частных инвестиций в российскую экономику”(по словам М.Картера, Директора МБРР по России).
ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением тех же требований страной – заемщицей, что и МВФ.однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить макроэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк – на деталях структурных преобразований( открытие естественных монополий для конкуренции, развитие приватизации, утверждение частной собственности на землю, совершенствование налогового регулирования, сбора налогов, реформирование банков).
Что касается собственно кредитов, то в период 1995-2998гг. финансовых годов, являются: второй реабилитационный заем ( 600 млн. $,1995г), заем на осуществление жилищного проекта ( 400 млн., 1995г.), два займа на перестройку угольной промышленности ( 500 млн. 1996г.,800 млн. 1998г.), три займа на перестройку экономики ( 600 млн. 1997г.,800 и 1500 млн. 1998г.),заем на перестройку социальной защиты (800 млн. 1997г.).
С момента вступления России в МБРР в 1992г по 1998г. Банк предоставил ей 41 заем на сумму 11,4 млрд. $, реально были использованы 5,7 млрд.$( 61,7% от 9,2 млрд. $ выделенных на 30 июня 1998г.) и являлась седьмым по счету должником с общей долей кредитов 5,31% от общей задолжности всех стран.
Россия осуществляла кредиты на условиях кредитного пула (т.е. в нескольких валютах) по ставке от 6,54% годовых до 8,37%( ставка пересматривается каждые 6 месяцев ). Одновалютные займы предоставляются по ставке ЛИБОР плюс маржа в размере 0,5 % ( с 31 июля 1998г. 0,75%).
Табл.2.3. Кредиты всемирного банка РФ (по данным Представительства Всемирного банка в России).
Финансовый год
Направление займов
Сумма, млн.$.
1993
Реабилитационный
Службе занятости и социальной защиты
На содействие в осуществлении приватизации
Первый нефтяной реабилитационный
600
70
90
610
1994
На ремонт и содержание шоссейных дорог
На развитие финансовых учреждений
На осуществление земельной реформы
На осуществление сельскохозяйственной реформы
На поддержку предприятий
Второй нефтяной реабилитационный
300
200
80
240
200
500
1995
На управление окружающей средой
На подготовку управленческих и финансовых кадров
На развитие проектного портфеля
На жилищный проект
На модернизацию налоговой службы
Чрезвычайный на ликвидацию нефтяного загрязнения и уменьшение связанного с ним ущерба
На городской транспорт
Второй реабилитационный
110
40
40
400
16,8
99
329
600
1996
На развитие стандартов
На ремонт мостов
На развитие региональной инфраструктуры
На передачу ведомственного жилья
На развитие фондового рынка
На медицинское оборудование
На реализацию проекта правовой реформы
На структурную перестройку угольного сектора
На проект содействия в реализации перестройки угольного сектора
На повышение эффективности использования энергии
24
350
200
300
89
270
58
500
25
70
1997
На проект восстановления центра Санкт – Петербурга
На структурную перестройку экономики
На инновационный проект в области образования
На пилотный проект реформы здравоохранения
На проект Бюро экономического анализа
На проект содействия реструктурированию предприятий
На проект содействия реформе в электроэнергетическом секторе
Гарантийная операция по проекту “Морской старт”
На структурную перестройку системы социальной защиты
31
600
71
66
22,6
85
40
100
800
1998
На содействие реализации структурной перестройки системы социальной защиты населения
Второй на структурную перестройку экономики
Второй на структурную перестройку угольной промышленности
28,6
800
800
1500
Всего:
41 заем
11355
Из выше приведенной таблицы следует, что почти 40% займов пришлись на займы макроэкономического характера и, следовательно, пополняющие доходы государственного бюджета, 20% которых были направлены в энергетику (главным образом в угольную и нефтяную), 20% - в социальную. Что касается объявления дефолта в августе 1998г. по ряду внутренних и внешних обязательств, то это привело к замораживанию последующих кредитов, утвержденных ВБ. Хотя 26 февраля 1999г. подписано соглашение о предоставлении России нового инвестиционного кредита на 400 млрд. $ на строительство и ремонт шоссейных дорог.
Что касается ЕБРР, то ключевым элементом стратегии ЕБРР является кредитование и финансирование путем вложения в акционерные капиталы конкретных инвестиционных проектов, преимущественно в частном секторе ( как правило до 35% стоимости проекта), имеющих целью содействие структурной перестройке, приватизации, а также развитию финансового сектора и инфраструктуры ( транспорт, связь ), обеспечивающих производственную деятельность. Кроме того, Банк оказывает России кредитную и финансовую помощь в сфере развития энергетики, горнодобывающей промышленности, конверсии промышленного производства, в банковском секторе, подготовке кадров. ЕБРР обычно не требует гарантий правительства.
Табл. 2.4. Отраслевая структура проектов ЕБРР подписанная до 31 декабря 1998г.
( Источник. Деятельность ЕБРР в России. Информационный листок Представительства ЕБРР в Москве, 1999г. )
Сектора экономики
Общая стоимость операций
Общее финансирование ЕБРР
В том числе финансирование в акционерные капиталы
млн. долл.
% к итогу
млн. долл.
% к
итогу
млн. долл.
% к итогу
Финансовый сектор
1816,5
16,3
1162,2
35,0
174,8
53,4
В том числе:
субпроекты региональных фондов венчурного капитала
96,2
0,9
89,4
2,7
55,5
16,9
субпректы фонда поддержки малых предприятий РФ
227,7
2,0
174,8
5,3
0
0
Энергетика и горнодобывающая промышленность
4128,1
37,0
865,4
26,1
25,7
7,8
Связь, телекоммуникации
445,7
4,0
41,9
1,2
2,0
0,6
Транспорт
1976,7
17,7
576,4
17,4
11,3
3,5
Производство и упаковка продуктов питания
765,9
6,9
235,8
7,1
67,2
20,5
Другие инвестиции
2025,5
18,1
437,0
13,2
46,6
14,2
Всего:
11158,4
100,0
3318,7
100,0
327,6
100
Хотелось бы отметить, что еще одним из направлений функционирования ЕБРР в РФ является его участие в акционерных капиталах инвестиционных фондов. Их основная деятельность сосредоточенна на вложения в акции российских предприятий.
2.2. Рыночные заимствования РФ.
Если рассматривать эмиссию ценных бумаг на мировой фондовый рынок РФ, то можно отметить такую тенденцию: данный способ мобилизации ресурсов в большей степени использовался государством нежели чем компаниями, последние отдавали явное предпочтение долевым ценным бумагам, которые не сопряжены с ростом задолжности.
Центральное правительство с ноября 1996г. осуществило 9 выпусков еврооблигаций на сумму 11,5 млрд. долл.,6 займов были номинированны в долларах, 2 – в марках ФРГ, 1 – в итальянских лирах. Купоны по первым займам равнялись 9% годовых, последнего 12,75%. Курс номинала был равен 82,9%при размещении первого займа, 67,5% при размещении последнего, ухудшении размещения займов было связанно с падением кредитного рейтинга РФ.
В 1996г. перед первым выпуском еврооблигаций суверенный рейтинг России ( ВВ) был установлен агентством “Стандарт энд Пурс”, а также “Мудис” и “Ибка”. Это рейтинг ценных бумаг, относящийся к категории спекулятивных, он близок к нижнему пределу инвестиционный категории (ВВВ). По меркам страны с развивающимся рынком, Россия получила вполне приемлемый рейтинг, вселивший надежду войти в категорию стран с инвестиционным рейтингом.
Но в результате кризиса рейтинг РФ снизился до (ССС) – на сентябрь по данным “Стандарт энд Пурс”. При столь высокой степени риска привлечь инвестиции с рынка с помощью еврооблигаций практически невозможно. Поскольку суверенный рейтинг является определяющим для рейтингов компаний и местных органов власти, то тем самым отрезан путь для выхода на рынок еврооблигаций и этих эмитентов ( за редким исключением).
Табл. 2.5. Основные параметры еврооблигаций РФ.
( Источник: Минфин РФ )
Транш
Дата выпуска
Объем и валюта выпуска
Срок обращения, лет
Купон, % годовых
Генеральные управляющие
I
27.11.96
$1 млрд.
5
9,250
J.P. Morgan, SBC Warburg
II
25.03.97
DM 2 млрд.
7
9,000
Deutshe Morgan Grenfell, CS First Boston
III, основной
26.06.97
$ 2 млрд.
10
10,000
J.P. Morgan, SBC Warburg
III, доразмещение
28.10.98
$ 400млн.
10
10,000
J.P. Morgan, SBC Warburg
IV
31.03.98
DM 1,25 млрд.
7
9,375
Deutshe Morgan Grenfell,
SBC Warburg
V
30.04.98
ITL 750млрд.
5
9,000
J.P. Morgan, Credito Italiano
VI
10.06.98
$ 1,25млрд.
5
11,750
Goldman Sachs
VII
24.06.98
$2,5млрд.
30
12,750
Deutshe Morgan Grenfell, J.P. Morgan
VIII
24.07.98
$2,97 млрд.
7
8,750
Goldman Sachs
IX
24.07.98
$3,47 млрд.
20
11,000
Goldman Sachs
Для финансирования бюджетных дефицитов наряду с евробондами использовался такой метод привлечения ресурсов, как продажа нерезидентам ценных бумаг, эмитированных на внутреннем рынке ( ГКО – ОФЗ ). Доступ нерезидентов на внутренний рынок ГКО был разрешен с февраля 1996г. до этого они через посредников приобретали данный вид ценных бумаг, поскольку доходность по ним была очень высокой. Первоначально операции нерезидентов жестко регламентировались. В частности, устанавливались лимит по доходности инвестиций нерезидентов, ограничения на перевод средств. Однако в апреле 1997г. ЦБ РФ утвердил график поэтапной либерализации инвестиций нерезидентов в ГКО – ОФЗ. С этого момента нерезиденты получили неограниченный доступ на российский рынок государственных ценных бумаг, нормальный процесс формирования внутреннего госдолга, ограниченный возможностями резидентов, закончился и началось строительство финансовой пирамиды.
В результате чего, доля нерезидентов на рынке ГКО – ОФЗ достигла примерно 1/3 его общего объема ( около 20 млрд. долл., что превышало размер официальных золото – валютных резервов страны).
Таким образом ГКО и еврооблигации являлись основными инструментами привлечения внешних ресурсов при помощи ценных бумаг.
Что касается российских компаний, то их выход на фондовые рынки развитых стран осуществлялся при посредстве депозитарных расписок, главным образом американских (АДР). Российские компании начали осуществлять их эмиссию в конце 1995г (банковские депозитарные расписки большим спросом не пользовались).
На конец 1997г. было реализовано 25 программ. К маю 1997г. сумма депозитарных расписок российских компаний составила 6,5 млрд. долл. В связи с финансовым кризисом запуск этих программ был приостановлен. Большинство российских депозитарных расписок относятся к первому уровню публичного размещения. Две компании “Вымпелком” и “Лукойл” получили право эмиссии расписок третьего уровня. Это объясняется их высоким рейтингом как на внутреннем, так и на внешнем рынках, перед остальными же российскими компаниями стоит выбор – либо доступ к международным финансам, путем выпуска АДР третьего уровня, либо продолжать скрывать свои реальные активы. Что касается АДР второго уровня, то они отличаются от АДР первого уровня лишь возможностью занесения в листинг, что для российских компаний не является особенно важным. Некоторые из них использовали возможность частной эмиссии ( по Правилу 144А ), при которой не требуется разрешения Федеральной комиссии по ЦБ, но число инвесторов ограниченно небольшим количеством высококвалифицированных участников рынка. Причем негативом в данной ситуации является разница в курсах на мировом и российском фин. рынках, что естественно усиливало спекулятивный ажиотаж вокруг акций российских компаний.
3. Проблемы реструктуризации внешнего долга РФ.
В результате финансового кризиса 1998г. Россия оказалась одним из крупнейших кредиторов мира, неся обязательства не только перед внешними кредиторами ( МВФ, МБРР, ЕБРР, Лондонский и Парижские клубы, а так же долги по евробондам и ГКО ), но и перед внутренним. Должником оказалась не только само государство, но и одни из самых крупных банков ( “Онексим”, “СБС-Агро”, “Менатеп” ) и компаний. Основой для данной ситуации явилось непомерное раздувание фиктивного капитала по сравнению с развитием реального сектора экономики.
В августе 1998г. многие экономисты рассматривали несколько вариантов возможного развития ситуации. Наиболее оптимистический предполагал достижение соглашения о “приемлемых” условиях реструктуризации внешних долгов (около 17 млрд. долл.) и получение внешних займов на сумму 4-4,5 млрд.долл., второй сценарий менее благоприятный исход переговоров о реструктуризации внешнего госдолга РФ и задержку в получении займов, в результате чего бы эмиссия составила бы 130 млрд. руб., а инфляция 50-60%%. Третий, наиболее пессимистический, провал переговоров с зарубежными кредиторами, дополнительное эмиссионное финансирование федерального бюджета не менее 300 млрд. долл., инфляция 130-180%. Т.е. отсутствие предпосылок для какого либо подъема национальной экономики, и отсутствие перспективы расплатиться по своим долгам.
В результате Россия проанализировав свои долги выявила следующие приоритеты. Рублевые облигации ГКО (по докризисному валютному курсу это 40 млрд. долл.) РФ отбросила в первую очередь, долги советского времени, которые были рестуктурированны 2 года назад, тоже не столь важны , так как Россия надеется на: 1) частичное списание, 2) снижение процентов, 3) увеличение периода платежей. МВФ заплатить придется, но по всей вероятности фонд сам себе заплатит из новых кредитов, а что касается евробондов, то Россия обязуется регулярно выплачивать по собственным облигациям, выпущенных после 1996г. на общую сумму 16 млрд. долл.
Табл. 3.1. Платежи по внешнему долгу РФ (млрд. руб.)
1992
1993
1994
1995
1996
1997
График погашения
16,7
21,1
20,2
19,8
18,7
13,6
Переносы и просрочка
14,1
17,2
15,6
13,1
11,0
6,1
Фактические выплаты
2,6
3,9
4,6
6,7
7,7
7,5
3.1. Плюсы и минусы реструктуризации рыночных заимствований.
После кризиса в Латинской Америке, секьюритизации банковских долгов ( превращение его в облигации), инвестиции в развивающееся страны стали привлекаться в основном через международный рынок ЦБ. Считалось, что таким образом средства будут размещаться более эффективно, поскольку рынки реалистичнее оценивают риски, нежели чем принимающие кредитные решения чиновники крупных банков. Более того, поскольку бондами владеет разношерстная компания финансовых организаций и институтов, фондов и частных инвесторов, то при дефолте одного из эмитентов удор по финансовой системе будет менее чувствительным. Хотя финансовый кризис 1998г. сильно ударил по репутации облигационного рынка. Почти до самого краха российские облигации котировались слишком дорого (по словам фин. Консультантов компании “Татнефть”), поскольку инвесторы гоняясь за высокими процентами взвинтили цены несоразмеренно низкому кредитному рейтингу РФ, а субъекты федерации и российские частные компании навыпускали слишком большой объем обязательств, которые очень резво были раскуплены на мировом фондовом рынке.
В настоящий момент МВФ, Всемирный банк, министерство финансов США открыто поддерживают градацию долгов на хорошие и плохие. И если Россия не способна платить по всем своим долгам, то пусть хотя бы платит по евробондам. В результате чего правительство РФ планирует вернуться на рынок евробондов уже к 2001.
Что интересно, другие российские эмитенты евробондов, в частности субъекты РФ исправно платят по своим обязательствам. Особенно грешит этим столица РФ. Когда город получил свой международный кредитный рейтинг в 1997г., агентство “S&P” оценивали ее кредитный рейтинг выше чем РФ в целом , он был ограничен потолком суверенного рейтинга “BB+”. Теперь же Москва надеется этот потолок перепрыгнуть регулярно выплачивая евробонды, несмотря но то, что в связи с этим ей пришлось ввести налог с продаж в размере 4% , причем в настоящее время Москва отказалась от выпуска новых еврооблигации.
Конечно, давить на банки легче, чем реструктурировать евробонды. Ведь банки подчиняются регулирующим органам и должны держать резервы капиталов против сомнительных активов. Тон в кредитных организациях задает небольшое число крупных банков, с которыми банки помельче не хотят ссориться. Зато держателей евробондов много, они рассеяны по миру и у каждого свои интересы. Их труднее посадить за стал переговоров и труднее заставить принять компромиссное соглашение.
К тому же держатели евробондов избалованны тем, что им продолжают платить по обязательствам.
Тем не менее реструктуризация евробондов далеко не безнадежное дело. Например, согласно британскому законодательству, эмиссии могут быть реструктурированны и до 25% держателей можно, заставить подчиниться мнению большинства. Таким образом у эммитента есть возможность, допустим осуществить не значительные выплаты, а остальное реструктурировать. Зато продление срока по выплате обязательств на деле равносильно рефинансированию.
Владельцы российских евробондов не должны удивляться, если им на деле придется поступиться частью капитала, так как по определению кредитного рейтинга страны по классификации “S&P”, эммитент с рейтингом “BB” “находиться в состоянии неуверенности и подвержен неблагоприятным деловым, финансовым и экономическим обстоятельствам, результатом которых может явиться недостаточная способность выплатить по своим обязательствам”. Реструктуризация не только облегчит финансовое положение эмитента, но и улучшит его отношения с банками, так как они перестанут опасаться, что их принесут в жертву евробондам. Банки могут оказать влияние на держателей евробондов и посадить их за стол переговоров. Таким же союзником может явиться и МВФ, понимая что неуступчивость держателей мешает комплексному решению проблемы долгового кризиса развивающихся стран.
С другой стороны все известные прецеденты реструктуризации относятся не к самым большим по объему облигационным займам с более или менее известным кругом держателей в худшем случае исчисляемых десятками.
В данном случае не стоит недооценивать юридические и организационные сложности одновременной реструктуризации девяти ликвидных облигационных займов на общую сумму 16 млрд. долл., принадлежащих десяткам тысяч участников рынка включая тысячи розничных инвесторов в Германии, Австрии, Бенилюксе, Италии. Нет никаких гарантий, что все они выкажут понимание и не станут требовать через суд наложения на зарубежные активы РФ ареста.
К тому же нашей стране с таким трудом удалось отстоять свои евробонды от реструктуризации, несмотря на давление международных кредитных организации. Сдача этой позиции даст возможность требовать расширительного применения принципа равенства всех кредиторов в глобальном масштабе. Подобный прецедент приведет к снижению котировок на рынке суверенных долгов всех развивающихся стран, закрывая им доступ к новым заимствованиям в каких либо формах.
И последнее, что хотелось бы отметить, если облигации пришли на смену скомпрометированным синдицированным кредитам банков, то не совсем понятно какой рыночный инструмент сможет заменить скомпрометированные еврооблигации.
Т.о. рассматривая плюсы и минусы реструктуризации евробондов, очевидна слабая предсказуемость результатов и самого хода переговоров по реструктуризации, тогда как платежи в размере 1,6 млрд. долл. Вполне посильное бремя.
Рис. 3.1. (Источник: расчеты “Эксперта” по данным компании UFG)
Уровень цен конца 1998г.=1
Что касается ГКО-ОФЗ, то дефолт по этим обязательствам одна из серьезных ошибок , проблему можно было бы решить с помощью кредитной эмиссии.
3.2. Пути реструктуризации долгов международным кредитным организациям .
В отношении МВФ соглашение по реструктуризации долга еще не найдено. Естественно не может быть и речи о его списании, так экономическая ситуация в России не настолько ужасна и у нее имеется достаточный золотовалютный резерв, а так же это не позволяет сделать и тенденция мировых цен на энергоносители.
А вот с Лондонским и Парижским клубами кредиторов дела обстоят гораздо лучше. В начале декабря были проведены переговоры с Германией в ходе которых были выработаны следующие способы реструктуризации госдолга.
Проблема госдолга перед Германией, который приняла на себя РФ, может быть решена “путем долевого участия германских предприятий в российских”, заявил федеральный канцлер Германии Герхард Шредер.
Долг России перед Парижским клубом стран-кредиторов по состоянию на 1 января 2001г. составляет 48,4 млрд. долл. При этом крупнейшим кредитором является Германия на ее долю приходится 21,1 млрд. долл.
Кредиторы настаивали на обслуживании долга живыми деньгами и в полном объеме, ссылаясь на крайне благоприятную коньюктуру ключевых для России экспортных рынков (в первую очередь углеводородов и металлов), обеспечившую 60-милрд. положительное сальдо торгового баланса. Российская сторона упирала на то, что большая доля внешнеторгового профицита оседает в частных компаниях, а для государства бремя обслуживания советской части госдолга по-прежнему остается достаточна тяжелым – на это уходит четверть федерального бюджета.
Первоначально задумывалось обменять долг на акции крупнейших российских компаний, после разразившегося скандала схему решили пересмотреть. Россия намерена предложить Германии обслуживать долг не валютными платежами в ее бюджет, а рублевыми инвестициями из российского бюджета в перспективные проекты совместных и дочерних немецких предприятий (в том числе и вновь создаваемых), работающих в России. Рассчитываться с немецким бюджетом будут эти предприятия в согласованных объемах.
На территории РФ сегодня работают 1300 германских фирм со стопроцентным германским капиталом и около 900 представительств фирм из ФРГ. По объему прямых иностранных инвестиций в Россию (6,4 млрд. долл.) Германия занимает второе место после США (8,6 млрд. долл.)
Такая схема естественно выгодна России. Во-первых, рубли в казне найти всегда легче, чем валюту. Во-вторых, вместо “мертвого” потока валютных платежей, мы получим “живой” инвестиционный поток в экономике российской, создающий новый спрос, доходы, рабочие места, налоги.
Первоначально, правда, планировалась конвертация в собственность. Страховые компании предлагали инвестировать с некоторой скидкой российские долговые обязательства в российские предприятия сроком на 25 лет и обязались сами вложить дополнительные средства в модернизацию производственных мощностей. Кроме того, в качестве условий такого обмена западная сторона настаивала на предоставлении льгот по налогам на прибыль и на установление меньших пошлин на ввозимое оборудование.
Надо сказать, что обмены долга на собственность ( так называемые сделки debt-equity) не новость в мировой практике. Их объемы достигают десятков млрд. долл.
К тому же Михаил Касьянов не исключает, что в случае согласия сторон схема урегулирования долговой проблемы путем долевого участия в российских предприятиях (точнее ее следует назвать схемой инвестиционного участия) может быть предложена и всем остальным членам клуба. Следует добавить, что даже если данная программа не будет одобрена другими членами Парижского клуба, скандала не будет, так как соглашение достигнуто не в лучшую, а в худшую для Германии сторону. Сама же возможность не денежного, а зачетного урегулирования оговорена в стандартных долговых соглашениях со странами – членами Парижского клуба.
Заключение.
В России в условиях перехода к рыночной экономике возлагались большие надежды на приток внешних ресурсов, предполагалось что РФ должна стать одним из крупнейших центров импорта капитала.
В связи с этим РФ осуществляла займы не только у международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР), но и осуществляла эмиссию ценных бумаг на фондовые рынки мира ( евробонды, ГКО ). Причем заемщиком выступало не только правительство РФ, но и коммерческие банки, а так же различные компании ( акции, АДР ). В результате чего общая сумма долга на 1998г. МВФ составила 13,7 млрд. СДР или 19,3 млрд. долл., МБРР 11355,0 млн. долл., ЕБРР 11,2 млрд. долл. Долг по ГКО нерезидентам составил около 20 млрд. долл., по евробондам – 16 млрд. долл. Но не следует забывать о принятых Россией обязательствах перед Лондонским и Парижским клубах по долгам СССР, а так же внутреннем долге России. При всем этом официальные золотовалютные резервы страны ( “ Деловые люди” №95, ноябрь 1998г.) на первую декаду сентября 1998г. были равны 12,3 млрд. долл.
Неудивительно, что кризис на фондовых рынках Азии, а также резкое снижение цен на энергоносители, столь плачевно отразились на экономике РФ и повлекли за собой дефолт по многом ее обязательствам.
Не секрет, что Россия, относится к странам с развивающейся экономикой, а большую долю ее экспорта составляет сырье. Мало того, банковская и налоговая система РФ далеки от совершенства, в результате чего денежные средства от внешнеэкономической деятельности оседали в иностранных банках, а многим компаниям было выгоднее скрывать свои реальные доходы, не следует забывать и о нецелевом характере использования заемных средств государством. По этому, на мой взгляд, Россия рано или поздно столкнулась бы с проблемой дефолта и реструктуризацией внешнего долга.
В результате на данный момент Россия занимается проблемой реструктуризации госдолга. Особого внимания заслуживает недавнее соглашение с Германией, которое теперь позволит России отдавать свои долги путем эмиссии в немецкие дочерние предприятия, находящиеся на территории РФ. Это немаловажно, так как Германия второй по размеру кредитор после США.
Если данное соглашение будет принято другими членами Парижского клуба, деньги теоретически идущие на обслуживание госдолга будут практически работать на российскую экономику.
Что касается евробондов, то по ним России платить придется, поскольку количество держателей исчисляется десятками тысяч и их реструктуризация в связи с этим невозможна. Относительно МВФ, Россия рассчитывала получить некоторое списание долга, но это оказалось невозможным в силу достаточно высоких цен на энергоносители на международных рынках.
Список литературы.
1. Бюджетный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31
2. Закон РФ “О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранными государствами и международными организациями” 1994.
3. Амуржуев О. В., Дороганцев А. Е. Неплатежи: способы предотвращения и сокращения. М., ИНФРА-М, 1995.
4. Делягин М. Экономика неплатежей. М., 1997.
5. Дробозина Л. А., Финансы, денежное обращение, кредит. М., Финансы.,1997.
6. Синельников С. бюджетный кризис в России: 1985-1995. М.,1995.
7. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, М., Проспект,1998.
8. Эксперт. №43, 1998.
9. Эксперт. №44, 1998.
10. Эксперт. №29, 1999.
11. Эксперт. №35, 1999.
12. Эксперт. №46, 2000.
13. Эксперт. №47, 2000.
14. Деловые люди. №95, 1998.
15. МЭиМО. № 4 , 1999.
16. МЭиМО. № 5 , 1999.