бесплатные рефераты

Основы предпринимательской деятельности

Что же касается "цены" товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклониться от его стоимости под воздействием случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции.

Таким образом, Марксова теория усматривает в сто­имости объективную основу цены, тем самым строго раз­личая "стоимость" и "цену".

Другой подход объясняет цену производства товара суммой денежных затрат производителя в наилучшем ва­рианте использования производственных ресурсов. При этом рыночная цена товара зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. В этом случае цена становится самостоятель­ной ("внестоимостной” величиной, для определения кото­рой оценка покупателя более значима, чем затраты произ­водителя. Цена "освобождается” от стоимости, дня объяснения цены в ней нет нужды. 

Таким образом, спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же определяет цену товара - "предложение" (стоимость) или "спрос" (полезность)? Является ли полезность товара "функцией" его стоимости, или, напротив, стоимость есть "функция" полезности това­ра?

Современная экономическая теория, получив в наслед­ство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообра­зованию, совместив в цене "объективность" (стоимость) и "субъективность" (полезность) товара.

В рыночной экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информациию, ориентирующую дейст­вия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А такая свобода достижи­ма только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспредепение доходов. Вот почему важнейшей, задачей регулирования рыночной экономики, является борьба с инфляцией и мо­нополизмом.

Хотя система цен очень сложна, все цены, можно свести к трем основным видам -"договорные", "государственные" и "мировые".

Договорные цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанав­ливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учи­тывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут: быть спекулятивно  завышены (или занижены) и нарушить - равновесное состояние рынка. Именно удельный вес дого­ворных, цен определяет степень "рыночности" экономики данной страны.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предпри­ятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

1) продукцию предприятий-монополистов;

2) базовые (для экономики данной страны)ресурсы;

           3) социально-значимые товары.

 Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые прави­тельством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установилении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

"Мировые" цены применяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ори­ентиров.

Хотя международная торговля характеризуется множес­твом цен на один и тот же товар (отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "миро­вой ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данных товар за ряд лет.

Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий транспортировки данного товара и объема покупки ("оптовая" и "розничная" цена).

Особую разновидность мировых цен представляют так называемые "трансфертные цены". Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их под­разделениями, расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как внутрифирменными позволяет корпорациям показывать конечные цены продукции в той стране, в которой максимально облегчено на­логовое бремя.

Переход от "назначаемых" (директивных) цен к "свободным" (рыночным) в нашей стране зависит от того,как скоро нам удастся создать рыночный механизм ценообразования, который представляет собой свободное взаимодействие  свободного спроса и свободного предложения.

Свободное предложение возникает как результат производственной деятельности множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных производителей.Для этого нам требуется приватизация и демонополизация  основной массы государственных предприятий.

            Свободный же спрос появляется в качестве реальной возможности осознанного стремления всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. Для этого необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения (ценные бумаги, землевладе­ние, домовладение, мелкое предпринимательство и т. д. ).

Свободное ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего - несправедли­вость распределения доходов через цены, во многом зави­сящих от непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же "плюсы" свободного ценообразования перевешивают все неизбежные для него "минусы".





НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Основные положения.


Любое государство изымает у предприятий и граждан часть их доходов. Эти обязательные платежи называют налогами. Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

-финансирует некоторые расходы на простое и расши­ренное воспроизводство в народном хозяйстве;

-финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др;

-обеспечивает свою оборону и базопасность;

-содержит законодательные, исполнительные и судеб­ные органы государственной власти и управления;

-предоставляет кредиты и безвозмездную помощь дру­гим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государ­ственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - слу­жить средством поддержания и развития рыночной кон­куренции.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев на­селения.

Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами обе группы субъектов, получающих доходы: пред­приятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) пред­приятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество.

Налоговая система России включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.

Федеральные налоги устанавливаются Верховным Советом России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источником формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы бан­ков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможен­ная пошлина. Два вида федеральных налогов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисле­ния в дорожные фонды - служат источником формирова­ния одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюдже­ты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - слу­жат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих нало­гов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными Советами при утверждении этих бюджетов.

Ставки налогов республик, краев и областей, как прави­ло, определяются Советами этих административно-террито­риальных образований и имеют силу на их территории.

 

Налог на добавленную стоимость.


Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Косвенные налоги, если так можно выразиться, учитывают социальную психологию, и в этом смысле они более предпочтительны, чем прямые налоги. В от­личие от прямых налогов косвенные налоги непосредствен­но не связаны с доходом или имуществом налогоплатель­щика, поскольку устанавливаются в виде надбавок, к цене или к тарифу, по которой (которому) производитель со­гласен производить и продавать товар. Производитель то­вара или услуги, облагаемых косвенным налогом, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от их реализации.

Достоинство налога на добавленную стоимость в том , что практически все предприятия платят его по одинаковым или почти одинаковым ставкам . Это позволяет в основном исключить искажения структуры спроса. Налог с оборота устанавливался лишь на отдельные группы товаров, ставки его были дифференцированы , в результате чего спрос на эти товарные группы ограничивался. Ведь при отсутствии налога с оборота товар стоил бы дешевле и, при прочих равных условиях, его захотело бы приобрести большее число покупателей.

 

Акцизы.


В отличие от налога на добавленную стоимость акцизы государством применялись издавна.

В настоящее время акцизы применяются почти во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников доходов бюд­жета, а во-вторых - средство ограничения потребления подакцизных товаров. Если бы цена товара не включала акциз, то производители могли бы продавать его по умень­шенной на величину акциза цене производства, включа­ющей только издержки и прибыль. Потребление товара при такой цене было бы, как правило, больше.   Поэтому акцизы устанавливаются прежде всего на товары, потребление которых вредит здоровью, и по этой причине его желательно ограничить (водку, табак, пиво и др.), а кроме того, на товары, предложение которых недостаточно по сравнению со спросом.

Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и по­этому оплачивается потребителем. Однако если налогом на добавленную стоимость облагается лишь стоимость товара, добавленная обработкой, то акцизом облагается вся стои­мость товара, включая и материальные затраты. В соответ­ствии с Законом "Об акцизах" (с учетом изменений и допол­нений) налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров: винно-водочные изделия, пиво, готовая деликатес­ная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изде­лия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимен­та), высококачественные изделия из хрусталя, ковры и ков­ровые изделия, одежда из натуральной кожи и др. В 1993 г. к ним добавлены этиловый спирт из пищевого сырья и грузо­вые автомобили грузоподъемностью до 1,25 т., а также импортные товары. Акцизами не облагаются только те под­акцизные товары, которые экспортируются за пределы СНГ, а также шины для легковых автомобилей , направляемые на комплектацию. Право устанавливать ставки акциза переда­но законодателем Правительству Российской Федерации .

Все акцизы, кроме акцизов от продажи легковых авто­мобилей в личное пользование граждан, зачисляются в бю­джет. Прадприятия-изготовители, реализующие легковые автомобили по рыночному фонду, производят уплату ак­цизов в Федеральный дорожный фонд Российской Федера­ции.

Как уже указывалось, акцизами не облагается реализа­ция подакцизных товаров на экспорт за пределы государств - членов СНГ. Если такая реализация осуществляется посредническими организациями, купившими товары по це­не, включающей акциз, налоговый орган обязан вернуть уплаченный акциз. Возврат производится в пятидневный срок после представления экспортером налоговому органу грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен", подтверждающей пересечение това­ром границы, расчетных документов на покупку товара и справки предприятия-изготовителя подакцизного товара о дате уплаты акциза.

 

Налоги на прибыль и доход от предприятий (организаций).


Верховный Совет Российской Федерации положил нача­ло переходу от налогообложения прибыли предприятий к налогообложению их дохода. С 1 января 1992 г. введены налоги на доходы банков и доходы от страховой деятель­ности. Принят Закон о подоходном налоге с предприятий.

Основное - преимущество дохода предприятий как объекта налогообложения перед прибылью в том, что в первом случае объем налоговых поступлений совершенно не зависит от того, какая часть дохода предприятия достанется собственникам капитала, а какая поступит наем­ным работникам. И значит, государству с точки зрения налоговых поступлений не нужно учитывать распределение дохода и как-либо воздействовать на него. Если же облага­ется прибыль, то государство в целях пополнения бюджета заинтересовано в том, чтобы она была возможно большей. Тогда большей будет и сумма налогов. Другими словами, в этом случае государству выгодно такое положение, когда прибыль в структуре дохода предприятия растет за счет той его части, которая предназначена для оплаты труда.

Другое преимущество налога на доход - упрощается контроль за достоверностью расчета налога. Нет необходи­мости в регулировании оплаты труда, поскольку налогооблагаемый доход определяется как валовой доход за выче­том материальных затрат. Государству остается лишь контролировать правильность исчисления валового дохода и вычитаемых из него затрат материальных ресурсов.

В соответствии с законом о налогообложении прибыли не взимается налог с прибыли, направленной на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение, освоение производства, а также на ввод новых мощностей для предпри­ятий нефтяной и угольной промышленности, предприятий, занятых производством продовольствия, медикаментов и това­ров народного потребления, оборудования для переработки продуктов питания и производства медицинской техники. Предприятия остальных отраслей освобождены (с 1 июля 1992 г.) от уплаты налога на прибыль, направленную на техническое перевооружение производства. Не подлежит обложению налогом 30% затрат капитального характера на проведение природоохранных мероприятий, осуществляемых за счет прибыли. Значительно большие льготы предоставляются малым предприятиям. У них освобождается от налога вся прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой техники и технологии. Кроме того, в первые два года работы освобож­даются от налога на прибыль те предприятия , у которых более 70% общего объема реализации составляет выручка от производства и переработки сельскохозяйственной продукции, производства товаров народного потребления, строительных материалов и строительных и ремонтно-строительных работ.

В соответствии с законом о налоге на доход не подле­жит обложению та часть дохода, которая реинвестирована (использована) внутри самого предприятия на цели тех­нического перевооружэния, реконструкции и расширения производства, включая затраты на научно-исследовательс­кие и опытно-конструкторские работы для этих целей. Ука­занная льгота распространяется на все предприятия, и это позволяет одновременно стимулировать как заинтересо- ванность предприятий в совершенствовании производства, так и конкуренцию между ними. Кроме того, законом пре­дусмотрена другая льгота - уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, предназначенных для погаше­ния кредитов, целевое назначение которых - вложения в производство продовольствия, продуктов детского пита­ния, медикаментов, медицинской техники, строительных материалов и поваров народного потребления, а также в увеличение добычи сырьевых ресурсов.


Пошлины.


С помощью внешнеторговых пошлин государство изы­мает в свою пользу часть того дохода экспортеров и импор­теров, который образуется в силу различий в уровнях вне­шнеторговых (пересчитанных в рубли по рыночному курсу Банка России) и внутренних цен России на вывозимые и ввозимые товары. Соответственно данный налог уплачи­вают те предприятия, которые осуществляют внешнетор­говые операции.

Экспортные пошлины установлены на сырьевые това­ры, энергоносители, металлы и изделия из них, сельскохо­зяйственные сырье и продукты. Они исчислены в ЭКЮ за единицу веса или объема вывозимого товара, однако уп­лачиваются в рублях. Пересчет ЭКЮ в рубли осуществляет­ся по курсу, устанавливаемому (котируемому) Централь­ным банком Российской Федерации, который действует на дату взимания таможенной пошлины.

Импортные пошлины, взимаемые на территории России, исчисляются в процентах от таможенной стоимости импор­тируемых товаров.

Импортные пошлины выплачиваются в рублях с пере­счетом таможенной стоимости товара по курсу рубля, коти­руемому Центральным банком Российской Федерации на день таможенного оформления. Импортер может также платить пошлину в свободно конвертируемой валюте.

Импортная пошлина взимается не только с предпри­ятий, ввозящих товары в Россию, но и с граждан. Беспош­линно гражданин вправе импортировать товары общей сто­имостью до 10 тыс. дол, в сопровождаемом багаже (за исключением транспортных средств), а также товары для личного пользования в количествах, определяемых Госу­дарственным таможенным комитетом России.

Взимание пошлин осуществляется органами Государст­венного таможенного контроля России на основе грузовой таможенной декларации, представляемой экспортерами и импортерам и товаров. Пошлина должна быть уплачена до момента предъявления товара к таможенному контролю или одновременно с ним. Таможенные органы России впра­ве предоставить отсрочку уплаты экспортной пошлины на срок не более 60 дней с даты предъявления товаров к тамо­женному контролю под гарантию уполномоченного банка или по разрешению Министерства финансов России.

Плательщик несет ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты таможенной пошлины. Если в декларации умышленно указан неправильный код товара, на плательщика налагается штраф в размере от 100 до 300% неуплаченных таможенных платежей.

Наряду с пошлиной предприятия при осуществлении экспортно-импортных операций уплачивают таможенным органам сбор за осуществление таможенных процедур.

 

Подоходный налог


Введенный в действие с начала 1992 г. Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" заме­нил Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О подоход­ном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства". Что отли­чает новый закон от прежнего?

Во-первых, осуществлен переход к взиманию налога не с месячного дохода, а с совокупного годового дохода физи­ческих лиц (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства). Теперь месячный доход рассматривается как промежуточная часть совокупного дохода.

Во-вторых, введена единая шкала ставок подоходного налога для всех видов доходов вместо действовавших в прошлом нескольких шкал.

В-третьих, все физические лица, имевшие помимо дохо­да по месту основной работы другие источники доходов, обязаны ежегодно декларировать общую сумму своих дохо­дов, включая и доходы по месту основной работы. Деклара­цию следует представлять в налоговую инспекцию по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следу­ющего за отчетным. В декларации должны быть указаны все полученные гражданином доходы за год, источники их получения и суммы начисленного и уплаченного налога.

В-четвертых, начиная с 1992 г. подоходный налог платят и колхозники . До этого за них платили колхозы по ставке 8% от суммы облагаемого налогом фонда оплаты труда.

И наконец, изменен размер необлагаемого минимума доходов. Он неодинаков для разных категорий плательщиков.

Следует обратить внимание на то, что закон предостав­ляет большое число льгот, в соответствии с которыми мно­гие виды доходов граждан вообще не подлежат налогооб­ложению и поэтому не включаются, в их годовой совокуп­ный налогооблагаемый доход.

Так, не облагаются налогом все виды пенсий, установ­ленные пенсионным законодательством Российской Феде­рации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования. Исключение составля- ют (то есть подлежат обложению налогом), пенсии, назна­чаемые и выплачиваемые за счет средств предприятий, учреждений и организаций в ином порядке, чем установ­лено пенсионным законодательством.

Не включаются в совокупный облагаемый доход все виды государственных пособий по социальному страхованию и социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетру­доспособности.

Не прдлежат обложению налогом компенсационные выплаты (но только в пределах установленных норм).

Студенты и аспиранты высших учебных заведений, уча­щиеся средних специальных и профессионально-техничес­ких учебных заведений, слушатели духовных учебных заве­дений не платят налоги со стипендий, выплачиваемых эти­ми учебными заведениями или учрежденных благотвори­тельными фондами. Обложению подлежат лишь стипендии, назначаемые и выплачиваемые студентами-учащимся и слу­шателям предприятиями, учреждениями и организациями. Эти категории граждан освобождены также и от уплаты налога с тех доходов, которые получены: в связи с учеб­но-производственным процессом (без заключения трудовых соглашений на выполнение тех или иных должностных обя­занностей); за работы, выполненные в период каникул в со­ставе студенческих отрядов; за работу по уборке сельско­хозяйственных культур и заготовке кормов.

Не облагаются налогом доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет, начиная от года образования хозяйства.

Не подлежат обложению налогом суммы доходов членов артелей старателей, получаемые за добычу золота, других драгоценных, редких и цветных металлов, янтаря и слюды.

Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также приравненные к ним категории граждан освобож­дены от уплаты налога на денежное довольствие, денеж­ные вознаграждения и другие выплаты, получаемые ими в связи с выполнением обязанностей несения службы. Не облагаются налогом:

выигрыши по облигациям государственных займов и суммы, получаемые в погашение этих облигаций,

выигрыши по лотереям,

проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях бан­ков и других кредитных учреждениях,

дивиденды, выплачиваемые предприятиями физичес­ким лицам в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение,

вознаграждения за сданную кровь и иную донорскую помощь,

суммы, получаемые гражданами по страхованию, за исключением случаев, когда страховые взносы по накопи­тельному страхованию осуществляются за счет средств предприятий, учреждений и организаций,

суммы, полученные от продажи имущества, принадле­жащего гражданам на праве собственности,

стоимость натурального довольствия, предоставляемо­го в соответствии с законодательством,

доходы в денежной и натуральной форме, получаемые в порядке наследования и дарения.

Не подлежат обложению налогом суммы материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями.

   Все эти изменения значительно приблизили российскую систему налогообложения доходов физических лиц к систе­ме подоходного налога, действующей в странах рыночной экономики.

Налогообложе­ние тех граждан, которые осуществляют индивидуально или всоставе коллектива предпринимателей (полного товарищества) предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также граждан, которые сдают внаем или в аренду строения, квартиры, комнаты, осуществляют коммерчес­кую деятельность по продаже имущества, принадлежащего им на праве собственности, реализуют продукцию, не относящуюся к продукции своего личного подсобного хозяйства, реализуют изделия, изготов­ленные из продуктов, как выращенных в личном подсобном хозяйстве, так и покупных, имеет свои особенности.

Облагаемым доходом по перечисленным видам деяте­льности граждан является разность между суммой валовых доходов, полученных в течение календарного года, и до­кументально подтвержденных расходов, произведенных для получения этих доходов.

Окончательный расчет по налогам с перечисленных видов доходов производится по окончании года на основании деклараций , подаваемых гражданами , и других данных, имеющихся в налоговых органах.


Налог на имущество


В качестве одного из существенных источников бюд­жетных доходов, значение которого с течением времени будет, несомненно, возрастать, государство рассматривает налог, взимаемый с владельцев собственности. В России ставка налога на имущество предприятий может достигать 1% от его остаточной стоимости. За находящиеся в со­бственности граждан строения, помещения и сооружения государство взимает налог по ставке 0,1% от их инвен­таризационной стоимости. Облагаются налогом и транс­портные средства граждан.

Весьма необычный принцип предложен для взимания налога на наследство и дарения. Его ставки установлены к стоимости имущества, исчисленного в минимальных зара­ботных платах. Такой метод определения налогооблагаемой базы эффективен в условиях инфляции, поскольку позволяет сохранить относительное бремя налога на пре­жнем уровне.

Следует учесть и то обстоятельство, что закон предус­матривает в качестве льготы освобождение от данного налога в довольно распространенных случаях: когда иму­щество наследуется супругом, или переходит от супруга к супругу в порядке дарения, или когда дома (квартиры) наследуются теми, кто проживал в этих домах совместно с наследодателем на день открытия наследства (эта же льгота в подобном случае действует и при передаче домов или квартир в порядке дарения).

Поскольку налог на наследство и дарения взимается с весьма крупных состояний и по прогрессивной шкале, то он играет определенную социальную роль: уменьшает возмож­ности наследников (одаряемых) жить за счет наследодателей (дарителей) и одновременно расширяет возможности государства оказывать социальную помощь малоимущим.

Налог на иму­щество предприятий вносится из прибыли предприятия. Хо­тя точная сумма налога может быть определена только по итогам года как произведение среднегодовой стоимости налогооблагаемой части имущества предприятия на нало­говую ставку, все же уплата налога производится поквар­тально.

Налог на имущество физических лиц исчисляется нало­говыми органами по месту нахождения (регистрации) иму­щества.


Платежи за использование природных ресурсов


Платность - один из основных принципов природопользования. Платежи за право пользования природными ресур­сами в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное и нерациональное их использованне относятся к важнейшим видам налогов, составляющих современную налоговую си­стему. Предприятия , использующие природные ресурсы , обя­заны отчислять часть своих доходов на их воспроизводство и охрану . Предприятия должны платить также за загряз- нение окружающей природной среды . Плата в определенном зако­нодательством размере взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений в пределах установленных лимитов, а также - в повы­шенном размере - за загрязнение сверх установленных лимитов. Цель введения всех этих налогов - стимулировать рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды и получить средства для финансирова­ния мер по воспроизводству и охране природных ресурсов.

С начала 1992 г. в России стало платным использование одного из важнейших природных ресурсов - земли. Плата за землю установлена в трех формах: земельного-налога, арендной платы и нормативной цены земли. Земельный налог уплачивают собственники земли, землевладельцы и землепользователи, за исключением арендаторов. По­следние вносят собственнику земли (государству, если аре­ндуется государственная земля) арендную плату. Плата в форме нормативной цены земли взимается при покупке земельных участков у государства, а также учитывается при дарении земли, передаче по наследству, получении банковского (ипотечного) кредита под залог земли.

Важно учитывать, что колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативные и другие сельскохозяйствен­ные предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, не превышающий 25% общего дохода, уплачивают только земельный налог и освобождены от других налогов. Исключение - сельскохозяйственные предприятия индустриального типа. Земельный налог устанавливается в форме годового платежа за единицу земельной площади сельско­хозяйственного или несельскохозяйственного назначения.

Уровень налоговой ставки зависит от качества и местоположения земельного участка: она тем выше, чем лучше качество земли и экономически более выгодно расположен земельный участок.

Земельный налог в городах взимается со всех предприя­тий, учреждений, организаций и граждан, имеющих земель­ные участки в собственности, владении или пользовании.

Налог на земли вне населенных пунктов, отведенные под промышленность, транспорт, связь и другие виды несельскохозяйственной дедтельности, установлен в трехкратном размере от средних ставок налога в данном административ­ном районе на земли сельскохозяйствриного назначения.

Источником воспроизводства полезных ископаемых служат платежи за право пользова­ния недрами и отчисления на геологоразведочные работы. Эти отчисления производят предприятия и иные юридичес­кие лица (независимо от форм собственности), осуществ­ляющие добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации.

Акцизы с добывающих предприятий используются госу­дарством как инструмент не только налоговой, но и в опре­деленной мере антимонопольной политики. Установление дифференцированных ставок акцизов позволяет в какой-то степени выровнять затраты на добычу сырья у производи­телей, находящихся в относительно более и относительно менее выгодных геолого-географических и экономических условиях, а значит- их прибыли и цены на их продукцию.

Назначение платы за загрязнение окружающей среды компенсировать экономический ущерб, наносимый та­ким загрязнением. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих ве­ществ, размещение отходов, а также за вредное воздейст­вие на предельно допустимом уровне осуществляется за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение их - за счет чистой прибыли предприятий. Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от возмещения в полном объеме вреда, причиненного природе, здоровью и имуществу граждан.


Другие налоги


Кроме важнейших налогов (налога на добавленную сто­имость, акцизов, налогов на прибыль или доход, на имуще­ство, внешнеторговых пошлин, платежей за использование природных ресурсов) налоговая система включает в себя большое число других налогов. Они служат для пополнения местных бюджетов.

Это прежде всего государственная пошлина, которая представляет собой платеж государству за совершение соот­ветствующими органами определенных действий в интересах плательщика: рассмотрение исковых Заявлений , выдачу юри­дических документов, регистрацию актов гражданского со­стояния и пр.

Другой вид отчислений государству - регистрацион­ный сбор с граждан, решивших заняться предпринима­тельской деятельностью. Они составляют широкий слой граждан, готовых своим трудом создавать материальные и духовные ценности, не образуя при этом юридического лица. Лицо, уплатившее регист­рационный сбор, получает свидетельство о государственной регистрации утвержденного образца, в котором, по его желанию, может быть указано несколько видов предпринимательской деятельности.

Местные органы власти вправе взимать также сбор за право торговли, уплачиваемый за разовое разрешение тор­говать или за временный патент на торговлю; лицензион­ный сбор за право торговли.

Наиболее широкий круг граждан охватывает курортный сбор с физических лиц. Этот вид платежа является обяза­тельным для всех, кто приезжает отдыхать в курортные местности, расположенные на территории России, не имея путевок или курсовок, т. е. неорганизованным образом. Цель курортного сбора - компенсировать местным орга­нам власти дополнительные расходы, связанные с обслу­живанием таких "неорганизованных" отдыхающих.

Весьма существенными для предприятий и населения являются отчисления во внебюджетные целевые фонды: дорожные, пенсионный, социального страхования, меди­цинского страхования, занятости.

Дорожные фонды служат для содержания и развития сети автомобильных дорог общего пользования.

Пенсионный фонд позволяет создать для всех граждан, имеющих право на получение пенсии, единые нормы пенсионного обеспече­ния. Главный источник его формирования - обязательные отчисления работодателей - предприятий и организаций.

В фонде социального страхования аккумулируются сре­дства для выплаты работающим пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рожде­нии ребенка.

Из фонда занятости населения финансируются мероп­риятия по обеспечению занятости населения, проводимые государством.


Компетенция государственных налоговых органов. Обязанности и ответственность налогоплательщиков.


В соответствии с действующими нормами предприятия обязаны вести бухгалтерский учет и представлять налого­вым органам отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения и документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе подтверж­дающие право на льготы по налогообложению, своевре­менно и в полном объеме уплачивать причитающиеся нало­ги, допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, где осуществляется деятель­ность, связанная с извлечением прибыли (доходов) либо с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов.

Предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования  юридического лица, обязаны вести учет как доходов, получаемых в денежной и натуральной форме от ее осуществления , так и связанных с этим расходов. Предприниматель обязан представлять декларацию налоговому органу, а также предъявлять по требованию последнего документы, подтве­рждающие достоверность данных, указанных в декларации.

Налоговым органам предоставлено право производить на предприятиях любых форм собственности и у физических лиц проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отче­тов, планов, смет, деклараций и иных документов, свя- занных с исчислением и уплатой налоговых и иных обязательных платежей государству.

При осуществлении своих полномочий инспекции могут обследовать любые производственные, складские, торго­вые и иные помещения предприятий и граждан, которые используются для извлечения доходов либо связаны с со­держанием объектов налогообложения. Инспекциям дано право приостанавливать операции предприятий, учрежде­ний и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях не­представления должностным лицам инспекции бухгалтерс­ких отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других до­кументов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей государству.

Исключительно важным для соблюдения законодатель­ства о налогообложении является наделение налоговых инспекций правом - наложения санкций на предприятия и граждан.

Начальники налоговых инспекций и их заместители могут налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий , учреждений и организаций , виновных в сокры­тии или занижении прибыли или дохода, сокрытии иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерс­кого учета или ведении его с нарушением установленного порядка.

Следует учитывать, что суммы налогов, не внесенные в установленные сроки, а также суммы сокрытой (занижен­ной) прибыли или дохода и штраф за сокрытие взыскивают­ся по распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке. При этом на своевременно не уплаченную сумму начисляется пеня.

Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года. Бесспорный порядок взимания недо­имок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования недоимки.

            Как видим, законы весьма строги к нарушителям поряд­ка налогообложения. Вместе с тем налогоплательщик не бесправен. Он может предъявлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам. Он вправе знакомиться с актами проверок, проведенных нало­говыми органами, представлять налоговым органам пояс­нения по исчислению и уплате налогов и по актам прове­денных проверок. Наконец, у него есть право обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц в судебном порядке.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ