Основы предпринимательской деятельности
Что же касается
"цены" товара, то она есть денежное выражение его стоимости.
Цена отдельного товара может отклониться от его стоимости под воздействием
случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции.
Таким
образом, Марксова теория усматривает в стоимости объективную основу
цены, тем самым строго различая "стоимость" и "цену".
Другой подход объясняет
цену производства товара суммой денежных затрат производителя в наилучшем варианте
использования производственных ресурсов. При этом рыночная цена товара зависит
не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат
покупателем. В этом случае цена становится самостоятельной
("внестоимостной” величиной, для определения которой оценка покупателя
более значима, чем затраты производителя. Цена "освобождается” от
стоимости, дня объяснения цены в ней нет нужды.
Таким
образом, спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же
определяет цену товара - "предложение" (стоимость) или
"спрос" (полезность)? Является ли полезность товара
"функцией" его стоимости, или, напротив, стоимость есть
"функция" полезности товара?
Современная
экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не
оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообразованию,
совместив в цене "объективность" (стоимость) и "субъективность"
(полезность) товара.
В рыночной
экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информациию,
ориентирующую действия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует
наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение
спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике -
распределение доходов между ее участниками.
Выполнение
этих функций требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А
такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма,
искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию,
лжестимул и лжераспредепение доходов. Вот почему важнейшей, задачей
регулирования рыночной экономики, является борьба с инфляцией и монополизмом.
Хотя
система цен очень сложна, все цены, можно свести к трем основным видам
-"договорные", "государственные" и "мировые".
Договорные
цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу
предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.
е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком
договорных цен является то, что они могут: быть спекулятивно завышены (или
занижены) и нарушить - равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных,
цен определяет степень "рыночности" экономики данной страны.
Государственные
цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию
государственных предприятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной
экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая
самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной
экономике устанавливаются на:
1) продукцию
предприятий-монополистов;
2) базовые (для экономики
данной страны)ресурсы;
3)
социально-значимые товары.
Система
государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко
устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения
экономической конъюнктуры.
Государственное
регулирование цены состоит в установилении ее предельного уровня (или предела
ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).
"Мировые"
цены применяются в международной торговле; по мере развития
международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают
активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.
Хотя
международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар
(отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "мировой
ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные
экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно
конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные
цены, отражающие динамику цен на данных товар за ряд лет.
Мировая
цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий транспортировки
данного товара и объема покупки ("оптовая" и "розничная"
цена).
Особую
разновидность мировых цен представляют так называемые "трансфертные цены".
Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями,
расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как
внутрифирменными позволяет корпорациям показывать конечные цены продукции в той
стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.
Переход от
"назначаемых" (директивных) цен к "свободным" (рыночным) в
нашей стране зависит от того,как скоро нам удастся создать рыночный механизм
ценообразования, который представляет собой свободное взаимодействие
свободного спроса и свободного предложения.
Свободное
предложение возникает как результат производственной деятельности
множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных
производителей.Для этого нам требуется приватизация и демонополизация основной
массы государственных предприятий.
Свободный же
спрос появляется в качестве реальной возможности осознанного стремления
всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. Для этого
необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения
(ценные бумаги, землевладение, домовладение, мелкое предпринимательство и т.
д. ).
Свободное
ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки
рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего -
несправедливость распределения доходов через цены, во многом зависящих от
непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же "плюсы" свободного
ценообразования перевешивают все неизбежные для него "минусы".
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Основные положения.
Любое государство изымает
у предприятий и граждан часть их доходов. Эти обязательные платежи называют
налогами. Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
-финансирует некоторые
расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;
-финансирует социальные
программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения
и др;
-обеспечивает свою
оборону и базопасность;
-содержит
законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и
управления;
-предоставляет кредиты и
безвозмездную помощь другим странам.
Это первая и основная
функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного
бюджета и других денежных фондов государства.
Вторая функция налогов в
рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции.
Третья функция налогов в
рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения.
Государство в странах с
рыночной экономикой облагает налогами обе группы субъектов, получающих доходы:
предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты
налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе
производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество.
Налоговая система России
включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев,
областей) и местные.
Федеральные налоги
устанавливаются Верховным Советом России и взимаются на всей ее территории. В
их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источником
формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы,
налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой
налог, налог на операции с ценными бумагами и таможенная пошлина. Два вида
федеральных налогов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и
отчисления в дорожные фонды - служат источником формирования одноименных
внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора,
государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения, - зачисляются в местные бюджеты. Два важнейших налога
- налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц -
служат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и
местные бюджеты. Доля этих налогов, отчисляемая в соответствующий бюджет,
устанавливается местными Советами при утверждении этих бюджетов.
Ставки налогов республик,
краев и областей, как правило, определяются Советами этих
административно-территориальных образований и имеют силу на их территории.
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную
стоимость является косвенным налогом. Косвенные налоги, если так можно
выразиться, учитывают социальную психологию, и в этом смысле они более
предпочтительны, чем прямые налоги. В отличие от прямых налогов косвенные
налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом налогоплательщика,
поскольку устанавливаются в виде надбавок, к цене или к тарифу, по которой
(которому) производитель согласен производить и продавать товар. Производитель
товара или услуги, облагаемых косвенным налогом, вносит государству налоговую
сумму за счет выручки от их реализации.
Достоинство налога на
добавленную стоимость в том , что практически все предприятия платят его по
одинаковым или почти одинаковым ставкам . Это позволяет в основном исключить
искажения структуры спроса. Налог с оборота устанавливался лишь на отдельные группы
товаров, ставки его были дифференцированы , в результате чего спрос на эти
товарные группы ограничивался. Ведь при отсутствии налога с оборота товар стоил
бы дешевле и, при прочих равных условиях, его захотело бы приобрести большее
число покупателей.
Акцизы.
В отличие от налога на
добавленную стоимость акцизы государством применялись издавна.
В настоящее время акцизы
применяются почти во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются на
ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из
важных источников доходов бюджета, а во-вторых - средство ограничения
потребления подакцизных товаров. Если бы цена товара не включала акциз, то
производители могли бы продавать его по уменьшенной на величину акциза цене
производства, включающей только издержки и прибыль. Потребление товара при
такой цене было бы, как правило, больше. Поэтому акцизы устанавливаются
прежде всего на товары, потребление которых вредит здоровью, и по этой причине
его желательно ограничить (водку, табак, пиво и др.), а кроме того, на товары,
предложение которых недостаточно по сравнению со спросом.
Как и налог на
добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает
цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Однако если налогом на
добавленную стоимость облагается лишь стоимость товара, добавленная обработкой,
то акцизом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. В
соответствии с Законом "Об акцизах" (с учетом изменений и дополнений)
налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров: винно-водочные изделия,
пиво, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов,
табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия, меховые изделия
(кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя,
ковры и ковровые изделия, одежда из натуральной кожи и др. В 1993 г. к ним
добавлены этиловый спирт из пищевого сырья и грузовые автомобили
грузоподъемностью до 1,25 т., а также импортные товары. Акцизами не облагаются
только те подакцизные товары, которые экспортируются за пределы СНГ, а также
шины для легковых автомобилей , направляемые на комплектацию. Право
устанавливать ставки акциза передано законодателем Правительству Российской
Федерации .
Все акцизы, кроме акцизов
от продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, зачисляются в бюджет.
Прадприятия-изготовители, реализующие легковые автомобили по рыночному фонду,
производят уплату акцизов в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
Как уже указывалось,
акцизами не облагается реализация подакцизных товаров на экспорт за пределы
государств - членов СНГ. Если такая реализация осуществляется посредническими
организациями, купившими товары по цене, включающей акциз, налоговый орган
обязан вернуть уплаченный акциз. Возврат производится в пятидневный срок после
представления экспортером налоговому органу грузовой таможенной декларации со
штампом таможни "выпуск разрешен", подтверждающей пересечение товаром
границы, расчетных документов на покупку товара и справки
предприятия-изготовителя подакцизного товара о дате уплаты акциза.
Налоги на прибыль и доход от
предприятий (организаций).
Верховный Совет
Российской Федерации положил начало переходу от налогообложения прибыли
предприятий к налогообложению их дохода. С 1 января 1992 г. введены налоги на
доходы банков и доходы от страховой деятельности. Принят Закон о подоходном
налоге с предприятий.
Основное -
преимущество дохода предприятий как объекта налогообложения перед прибылью в
том, что в первом случае объем налоговых поступлений совершенно не зависит от
того, какая часть дохода предприятия достанется собственникам капитала, а какая
поступит наемным работникам. И значит, государству с точки зрения налоговых
поступлений не нужно учитывать распределение дохода и как-либо воздействовать
на него. Если же облагается прибыль, то государство в целях пополнения бюджета
заинтересовано в том, чтобы она была возможно большей. Тогда большей будет и
сумма налогов. Другими словами, в этом случае государству выгодно такое
положение, когда прибыль в структуре дохода предприятия растет за счет той его
части, которая предназначена для оплаты труда.
Другое преимущество
налога на доход - упрощается контроль за достоверностью расчета налога. Нет
необходимости в регулировании оплаты труда, поскольку налогооблагаемый доход
определяется как валовой доход за вычетом материальных затрат. Государству
остается лишь контролировать правильность исчисления валового дохода и
вычитаемых из него затрат материальных ресурсов.
В соответствии с законом
о налогообложении прибыли не взимается налог с прибыли, направленной на
техническое перевооружение, реконструкцию и расширение, освоение производства,
а также на ввод новых мощностей для предприятий нефтяной и угольной
промышленности, предприятий, занятых производством продовольствия, медикаментов
и товаров народного потребления, оборудования для переработки продуктов
питания и производства медицинской техники. Предприятия остальных отраслей
освобождены (с 1 июля 1992 г.) от уплаты налога на прибыль, направленную на
техническое перевооружение производства. Не подлежит обложению налогом 30%
затрат капитального характера на проведение природоохранных мероприятий,
осуществляемых за счет прибыли. Значительно большие льготы предоставляются
малым предприятиям. У них освобождается от налога вся прибыль, направленная на
строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой
техники и технологии. Кроме того, в первые два года работы освобождаются от
налога на прибыль те предприятия , у которых более 70% общего объема реализации
составляет выручка от производства и переработки сельскохозяйственной
продукции, производства товаров народного потребления, строительных материалов
и строительных и ремонтно-строительных работ.
В соответствии с законом
о налоге на доход не подлежит обложению та часть дохода, которая
реинвестирована (использована) внутри самого предприятия на цели технического
перевооружэния, реконструкции и расширения производства, включая затраты на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для этих целей. Указанная
льгота распространяется на все предприятия, и это позволяет одновременно
стимулировать как заинтересо- ванность предприятий в совершенствовании
производства, так и конкуренцию между ними. Кроме того, законом предусмотрена
другая льгота - уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат,
предназначенных для погашения кредитов, целевое назначение которых - вложения
в производство продовольствия, продуктов детского питания, медикаментов,
медицинской техники, строительных материалов и поваров народного потребления, а
также в увеличение добычи сырьевых ресурсов.
Пошлины.
С помощью внешнеторговых
пошлин государство изымает в свою пользу часть того дохода экспортеров и импортеров,
который образуется в силу различий в уровнях внешнеторговых (пересчитанных в
рубли по рыночному курсу Банка России) и внутренних цен России на вывозимые и
ввозимые товары. Соответственно данный налог уплачивают те предприятия,
которые осуществляют внешнеторговые операции.
Экспортные пошлины
установлены на сырьевые товары, энергоносители, металлы и изделия из них,
сельскохозяйственные сырье и продукты. Они исчислены в ЭКЮ за единицу веса или
объема вывозимого товара, однако уплачиваются в рублях. Пересчет ЭКЮ в рубли
осуществляется по курсу, устанавливаемому (котируемому) Центральным банком
Российской Федерации, который действует на дату взимания таможенной пошлины.
Импортные пошлины,
взимаемые на территории России, исчисляются в процентах от таможенной стоимости
импортируемых товаров.
Импортные пошлины
выплачиваются в рублях с пересчетом таможенной стоимости товара по курсу
рубля, котируемому Центральным банком Российской Федерации на день таможенного
оформления. Импортер может также платить пошлину в свободно конвертируемой
валюте.
Импортная пошлина
взимается не только с предприятий, ввозящих товары в Россию, но и с граждан.
Беспошлинно гражданин вправе импортировать товары общей стоимостью до 10 тыс.
дол, в сопровождаемом багаже (за исключением транспортных средств), а также
товары для личного пользования в количествах, определяемых Государственным
таможенным комитетом России.
Взимание пошлин
осуществляется органами Государственного таможенного контроля России на основе
грузовой таможенной декларации, представляемой экспортерами и импортерам и
товаров. Пошлина должна быть уплачена до момента предъявления товара к
таможенному контролю или одновременно с ним. Таможенные органы России вправе
предоставить отсрочку уплаты экспортной пошлины на срок не более 60 дней с даты
предъявления товаров к таможенному контролю под гарантию уполномоченного банка
или по разрешению Министерства финансов России.
Плательщик несет
ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты таможенной
пошлины. Если в декларации умышленно указан неправильный код товара, на
плательщика налагается штраф в размере от 100 до 300% неуплаченных таможенных
платежей.
Наряду с пошлиной
предприятия при осуществлении экспортно-импортных операций уплачивают
таможенным органам сбор за осуществление таможенных процедур.
Подоходный налог
Введенный в действие с
начала 1992 г. Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц" заменил Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. "О порядке
применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О подоходном
налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства". Что
отличает новый закон от прежнего?
Во-первых, осуществлен
переход к взиманию налога не с месячного дохода, а с совокупного годового
дохода физических лиц (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства).
Теперь месячный доход рассматривается как промежуточная часть совокупного
дохода.
Во-вторых, введена единая
шкала ставок подоходного налога для всех видов доходов вместо действовавших в
прошлом нескольких шкал.
В-третьих, все физические
лица, имевшие помимо дохода по месту основной работы другие источники доходов,
обязаны ежегодно декларировать общую сумму своих доходов, включая и доходы по
месту основной работы. Декларацию следует представлять в налоговую инспекцию
по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за
отчетным. В декларации должны быть указаны все полученные гражданином доходы за
год, источники их получения и суммы начисленного и уплаченного налога.
В-четвертых, начиная с
1992 г. подоходный налог платят и колхозники . До этого за них платили колхозы
по ставке 8% от суммы облагаемого налогом фонда оплаты труда.
И наконец, изменен размер
необлагаемого минимума доходов. Он неодинаков для разных категорий
плательщиков.
Следует обратить внимание
на то, что закон предоставляет большое число льгот, в соответствии с которыми
многие виды доходов граждан вообще не подлежат налогообложению и поэтому не
включаются, в их годовой совокупный налогооблагаемый доход.
Так, не облагаются
налогом все виды пенсий, установленные пенсионным законодательством Российской
Федерации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях
добровольного страхования. Исключение составля- ют (то есть подлежат обложению
налогом), пенсии, назначаемые и выплачиваемые за счет средств предприятий,
учреждений и организаций в ином порядке, чем установлено пенсионным
законодательством.
Не включаются в
совокупный облагаемый доход все виды государственных пособий по социальному
страхованию и социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности.
Не прдлежат обложению
налогом компенсационные выплаты (но только в пределах установленных норм).
Студенты и аспиранты
высших учебных заведений, учащиеся средних специальных и
профессионально-технических учебных заведений, слушатели духовных учебных заведений
не платят налоги со стипендий, выплачиваемых этими учебными заведениями или
учрежденных благотворительными фондами. Обложению подлежат лишь стипендии,
назначаемые и выплачиваемые студентами-учащимся и слушателям предприятиями,
учреждениями и организациями. Эти категории граждан освобождены также и от
уплаты налога с тех доходов, которые получены: в связи с учебно-производственным
процессом (без заключения трудовых соглашений на выполнение тех или иных
должностных обязанностей); за работы, выполненные в период каникул в составе
студенческих отрядов; за работу по уборке сельскохозяйственных культур и
заготовке кормов.
Не облагаются налогом
доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом
хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет, начиная от
года образования хозяйства.
Не подлежат обложению
налогом суммы доходов членов артелей старателей, получаемые за добычу золота,
других драгоценных, редких и цветных металлов, янтаря и слюды.
Военнослужащие, лица
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,
а также приравненные к ним категории граждан освобождены от уплаты налога на
денежное довольствие, денежные вознаграждения и другие выплаты, получаемые ими
в связи с выполнением обязанностей несения службы. Не облагаются налогом:
выигрыши по облигациям
государственных займов и суммы, получаемые в погашение этих облигаций,
выигрыши по лотереям,
проценты и выигрыши по
вкладам в учреждениях банков и других кредитных учреждениях,
дивиденды, выплачиваемые
предприятиями физическим лицам в случае их инвестирования внутри предприятия
на техническое перевооружение,
вознаграждения за сданную
кровь и иную донорскую помощь,
суммы, получаемые
гражданами по страхованию, за исключением случаев, когда страховые взносы по
накопительному страхованию осуществляются за счет средств предприятий,
учреждений и организаций,
суммы, полученные от
продажи имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности,
стоимость натурального
довольствия, предоставляемого в соответствии с законодательством,
доходы в денежной и
натуральной форме, получаемые в порядке наследования и дарения.
Не подлежат обложению
налогом суммы материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными
бедствиями.
Все эти изменения
значительно приблизили российскую систему налогообложения доходов физических
лиц к системе подоходного налога, действующей в странах рыночной экономики.
Налогообложение тех
граждан, которые осуществляют индивидуально или всоставе коллектива
предпринимателей (полного товарищества) предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, а также граждан, которые сдают внаем или в
аренду строения, квартиры, комнаты, осуществляют коммерческую деятельность по
продаже имущества, принадлежащего им на праве собственности, реализуют
продукцию, не относящуюся к продукции своего личного подсобного хозяйства,
реализуют изделия, изготовленные из продуктов, как выращенных в личном
подсобном хозяйстве, так и покупных, имеет свои особенности.
Облагаемым доходом по
перечисленным видам деятельности граждан является разность между суммой
валовых доходов, полученных в течение календарного года, и документально
подтвержденных расходов, произведенных для получения этих доходов.
Окончательный расчет по
налогам с перечисленных видов доходов производится по окончании года на
основании деклараций , подаваемых гражданами , и других данных, имеющихся в
налоговых органах.
Налог на имущество
В качестве одного из
существенных источников бюджетных доходов, значение которого с течением
времени будет, несомненно, возрастать, государство рассматривает налог,
взимаемый с владельцев собственности. В России ставка налога на имущество
предприятий может достигать 1% от его остаточной стоимости. За находящиеся в собственности
граждан строения, помещения и сооружения государство взимает налог по ставке
0,1% от их инвентаризационной стоимости. Облагаются налогом и транспортные
средства граждан.
Весьма необычный принцип
предложен для взимания налога на наследство и дарения. Его ставки установлены к
стоимости имущества, исчисленного в минимальных заработных платах. Такой метод
определения налогооблагаемой базы эффективен в условиях инфляции, поскольку
позволяет сохранить относительное бремя налога на прежнем уровне.
Следует учесть и то
обстоятельство, что закон предусматривает в качестве льготы освобождение от
данного налога в довольно распространенных случаях: когда имущество
наследуется супругом, или переходит от супруга к супругу в порядке дарения, или
когда дома (квартиры) наследуются теми, кто проживал в этих домах совместно с
наследодателем на день открытия наследства (эта же льгота в подобном случае
действует и при передаче домов или квартир в порядке дарения).
Поскольку налог на
наследство и дарения взимается с весьма крупных состояний и по прогрессивной
шкале, то он играет определенную социальную роль: уменьшает возможности
наследников (одаряемых) жить за счет наследодателей (дарителей) и одновременно
расширяет возможности государства оказывать социальную помощь малоимущим.
Налог на имущество
предприятий вносится из прибыли предприятия. Хотя точная сумма налога может
быть определена только по итогам года как произведение среднегодовой стоимости
налогооблагаемой части имущества предприятия на налоговую ставку, все же
уплата налога производится поквартально.
Налог на имущество
физических лиц исчисляется налоговыми органами по месту нахождения
(регистрации) имущества.
Платежи за использование природных
ресурсов
Платность - один из
основных принципов природопользования. Платежи за право пользования природными
ресурсами в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное и нерациональное
их использованне относятся к важнейшим видам налогов, составляющих современную
налоговую систему. Предприятия , использующие природные ресурсы , обязаны
отчислять часть своих доходов на их воспроизводство и охрану . Предприятия
должны платить также за загряз- нение окружающей природной среды . Плата в
определенном законодательством размере взимается за выбросы, сбросы
загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений в пределах
установленных лимитов, а также - в повышенном размере - за загрязнение сверх
установленных лимитов. Цель введения всех этих налогов - стимулировать
рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды и
получить средства для финансирования мер по воспроизводству и охране природных
ресурсов.
С начала 1992 г. в России
стало платным использование одного из важнейших природных ресурсов - земли.
Плата за землю установлена в трех формах: земельного-налога, арендной платы и
нормативной цены земли. Земельный налог уплачивают собственники земли,
землевладельцы и землепользователи, за исключением арендаторов. Последние
вносят собственнику земли (государству, если арендуется государственная земля)
арендную плату. Плата в форме нормативной цены земли взимается при покупке
земельных участков у государства, а также учитывается при дарении земли,
передаче по наследству, получении банковского (ипотечного) кредита под залог
земли.
Важно учитывать, что
колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные
предприятия и организации, кооперативные и другие сельскохозяйственные
предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, не
превышающий 25% общего дохода, уплачивают только земельный налог и освобождены
от других налогов. Исключение - сельскохозяйственные предприятия
индустриального типа. Земельный налог устанавливается в форме годового платежа
за единицу земельной площади сельскохозяйственного или несельскохозяйственного
назначения.
Уровень налоговой ставки
зависит от качества и местоположения земельного участка: она тем выше, чем
лучше качество земли и экономически более выгодно расположен земельный участок.
Земельный налог в городах
взимается со всех предприятий, учреждений, организаций и граждан, имеющих
земельные участки в собственности, владении или пользовании.
Налог на земли вне
населенных пунктов, отведенные под промышленность, транспорт, связь и другие
виды несельскохозяйственной дедтельности, установлен в трехкратном размере от
средних ставок налога в данном административном районе на земли
сельскохозяйствриного назначения.
Источником
воспроизводства полезных ископаемых служат платежи за право пользования
недрами и отчисления на геологоразведочные работы. Эти отчисления производят
предприятия и иные юридические лица (независимо от форм собственности),
осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации.
Акцизы с добывающих
предприятий используются государством как инструмент не только налоговой, но и
в определенной мере антимонопольной политики. Установление дифференцированных
ставок акцизов позволяет в какой-то степени выровнять затраты на добычу сырья у
производителей, находящихся в относительно более и относительно менее выгодных
геолого-географических и экономических условиях, а значит- их прибыли и цены на
их продукцию.
Назначение платы за
загрязнение окружающей среды компенсировать экономический ущерб, наносимый таким
загрязнением. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов, а также за вредное воздействие на предельно допустимом
уровне осуществляется за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение
их - за счет чистой прибыли предприятий. Внесение платы за загрязнение
окружающей среды не освобождает природопользователей от возмещения в полном объеме
вреда, причиненного природе, здоровью и имуществу граждан.
Другие налоги
Кроме важнейших налогов
(налога на добавленную стоимость, акцизов, налогов на прибыль или доход, на
имущество, внешнеторговых пошлин, платежей за использование природных
ресурсов) налоговая система включает в себя большое число других налогов. Они
служат для пополнения местных бюджетов.
Это прежде всего
государственная пошлина, которая представляет собой платеж государству за
совершение соответствующими органами определенных действий в интересах
плательщика: рассмотрение исковых Заявлений , выдачу юридических документов,
регистрацию актов гражданского состояния и пр.
Другой вид отчислений
государству - регистрационный сбор с граждан, решивших заняться предпринимательской
деятельностью. Они составляют широкий слой граждан, готовых своим трудом
создавать материальные и духовные ценности, не образуя при этом юридического
лица. Лицо, уплатившее регистрационный сбор, получает свидетельство о
государственной регистрации утвержденного образца, в котором, по его желанию,
может быть указано несколько видов предпринимательской деятельности.
Местные органы власти вправе
взимать также сбор за право торговли, уплачиваемый за разовое разрешение торговать
или за временный патент на торговлю; лицензионный сбор за право торговли.
Наиболее широкий круг
граждан охватывает курортный сбор с физических лиц. Этот вид платежа является
обязательным для всех, кто приезжает отдыхать в курортные местности,
расположенные на территории России, не имея путевок или курсовок, т. е.
неорганизованным образом. Цель курортного сбора - компенсировать местным органам
власти дополнительные расходы, связанные с обслуживанием таких
"неорганизованных" отдыхающих.
Весьма существенными для
предприятий и населения являются отчисления во внебюджетные целевые фонды:
дорожные, пенсионный, социального страхования, медицинского страхования,
занятости.
Дорожные фонды служат для
содержания и развития сети автомобильных дорог общего пользования.
Пенсионный фонд позволяет
создать для всех граждан, имеющих право на получение пенсии, единые нормы
пенсионного обеспечения. Главный источник его формирования - обязательные
отчисления работодателей - предприятий и организаций.
В фонде социального
страхования аккумулируются средства для выплаты работающим пособий по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка.
Из фонда занятости
населения финансируются мероприятия по обеспечению занятости населения,
проводимые государством.
Компетенция государственных
налоговых органов. Обязанности и ответственность налогоплательщиков.
В соответствии с
действующими нормами предприятия обязаны вести бухгалтерский учет и
представлять налоговым органам отчетность о своей финансово-хозяйственной
деятельности, а также сведения и документы, связанные с исчислением и уплатой
налогов, в том числе подтверждающие право на льготы по налогообложению,
своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги, допускать
должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, где
осуществляется деятельность, связанная с извлечением прибыли (доходов) либо с
содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам
исчисления и уплаты налогов.
Предприниматели,
осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, обязаны
вести учет как доходов, получаемых в денежной и натуральной форме от ее
осуществления , так и связанных с этим расходов. Предприниматель обязан
представлять декларацию налоговому органу, а также предъявлять по требованию
последнего документы, подтверждающие достоверность данных, указанных в
декларации.
Налоговым органам
предоставлено право производить на предприятиях любых форм собственности и у
физических лиц проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов,
планов, смет, деклараций и иных документов, свя- занных с исчислением и уплатой
налоговых и иных обязательных платежей государству.
При осуществлении своих
полномочий инспекции могут обследовать любые производственные, складские, торговые
и иные помещения предприятий и граждан, которые используются для извлечения
доходов либо связаны с содержанием объектов налогообложения. Инспекциям дано
право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по
расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в
случаях непредставления должностным лицам инспекции бухгалтерских отчетов,
балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и
уплатой налогов и иных обязательных платежей государству.
Исключительно важным для
соблюдения законодательства о налогообложении является наделение налоговых
инспекций правом - наложения санкций на предприятия и граждан.
Начальники налоговых
инспекций и их заместители могут налагать административные штрафы на
должностных лиц предприятий , учреждений и организаций , виновных в сокрытии
или занижении прибыли или дохода, сокрытии иных объектов налогообложения, а
также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением
установленного порядка.
Следует учитывать, что
суммы налогов, не внесенные в установленные сроки, а также суммы сокрытой
(заниженной) прибыли или дохода и штраф за сокрытие взыскиваются по
распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке. При этом на своевременно
не уплаченную сумму начисляется пеня.
Срок исковой давности по
претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет,
составляет три года. Бесспорный порядок взимания недоимок по налогам с
юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования
недоимки.
Как видим,
законы весьма строги к нарушителям порядка налогообложения. Вместе с тем
налогоплательщик не бесправен. Он может предъявлять налоговым органам
документы, подтверждающие право на льготы по налогам. Он вправе знакомиться с
актами проверок, проведенных налоговыми органами, представлять налоговым
органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных
проверок. Наконец, у него есть право обжаловать решения налоговых органов и
действия их должностных лиц в судебном порядке.
Страницы: 1, 2, 3
|