бесплатные рефераты

Основы предпринимательства. Развитие предпринимательства на Украине

Третий этап – выбор вариантов развития предпрития.


2.2. Организационно-правовые формы предприятий.Преимущества и недостатки основных типов предприятий.


Инструментом предпринимательской деятельности яв­ляется прежде всего предприятие. С правовой точки зре­ния, под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

«Правовая форма» в отличие от самого предприятия как самостоятельной, имущестственно обособленной хозяйст­венной единицы -- это комплекс правовых норм, опреде­ляющих отношения участников предприятия со всем ок­ружающим миром. В правовой практике западных стран самого понятия «предприятие» не существует. Закон там имеет дело только с «товариществом» («компанией»), т. е. с объединением лиц, связанных одним из признанных видов договора. Таким образом, нельзя смешивать понятие предприятия с его правовой формой.

В мировой практике используются различные организа­ционно-правовые формы предприятий, которые определя­ются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйст­венном суде и третейском суде от своего имени.

По действующему украинскому законодательству, на се­годняшний день существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

— государственное предприятие;

— частное предприятие (индивидуальное);

— товарищество, в т. ч.

с полной ответственностью (полное товарищество);

со смешанной ответственностью (смешанное товарище­ство);

с ограниченной ответственностью (ограниченное това­рищество);

- акционерное общество, в т. ч.

- открытого типа;

-         закрытого типа.

Теперь более подробно остановимся на характеристике организационно-правовых форм предприятий.

Индивидуальное предприятие - предприятие, основанное на личной собственности физического лица и сугубо его труда;

Семейное предприятие - предприятие, основанное на собственности и труде членов одной семьи, проживающих вместе;

Частное предприятие - предприятие, основанное на собственности отдельногогражданина Украины, с правом найма рабочей силы;

Коллективное предприятие - предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, общественной и религиозной организации;

Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприя­тия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной са­мостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюд­жет.

Внешними источниками финансирования они обычно не пользуются, а субсидируются за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответст­вующими государственными органами и наряду с осталь­ным персоналом считаются государственными служащи­ми. К числу бюджетных предприятий обычно относятся службы связи, верфи, арсеналы и т. п.

Корпо­рация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где от­ветственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

Корпорация — общество, основанное на паях. Покупая цен­ные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) стано­вятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг воз­можно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рис­куют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций(облигаций).Кредиторы предъявляют иск к корпорации  в целом , но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности). 

Совместное предприятие - предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности). В числе учредителей совместного предприятия могут быть юридические лица и граждане Украины и других государств.

В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малых предприятий (МП). К МП относятся предприятия:

в промышленности и строительстве - с численностью работников до 200 лиц;

в иных отраслях производственной сферы - до 50 лиц;

в науке и научном обслуживании - до 100 лиц;

в отраслях непроизводственной сферы - до 25 лиц;

в розничной торговле - до 15 лиц.

Законодательство Украины предусматривает некоторые особенности деятельности МП (государство может предоставлять им льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создавать фонды развития МП и др.).

Хозяйственными обществами, признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на основании договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

К хозяйственным обществам относятся:

-         акционерные общества;

-         общества с ограниченной ответственностью;

-         общества с дополнительной ответственностью;

-         полные общества;

-         командитные общества.

Акционерным обществом (АО)

называется общество, уставный фонд которого поделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое отвечает по своим обязательствам только имуществом общества. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух видов:

открытое (акции которого могут распространяться методом открытой подписки и купли-продажи на биржах) и закрытое (акции которого распределяются между учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО)

называется общество, уставный фонд которого поделен на части, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества несут ответственность в пределах их вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью называется общество, уставный фонд которого (аналогично обществу с ограниченной ответственностью) поделен на части, размер которых определен учредительными документами. Однако участники такого общества отвечают по его долгам не только своим взносом в уставный фонд, а (в случае необходимости) и принадлежащим им имуществом (в равном для всех участников кратном размере ко взносу каждого участника).

Полным обществом называется такое общество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Командитным обществом называется общество, включающее как участников, отвечающих по обязательствам общества всем своим имуществом, так и участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имуществе общества (вкладчиков). Если в командитном обществе участвуют двое или больше участников с полной ответственностью, они несут солидарную ответственность по долгам общества.

Подавляющее большинство малых предприятий, действующих сегодня в Украине, - это общества с ограниченной ответственностью (ООО). Регистрация акционерных обществ гораздо более сложно и нецелесообразно для организации малого бизнеса.

Основные законодательные нормы создания и функционирования предприятий в Украине регулируются Законами Украины:

"О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. №887-XII;

"О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. №1576-XII;

"О предпринимательстве" от 07.02.1991 №698-12.

Из всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных форм бизнеса придает современной ры­ночной экономике характер «смешанной экономики». Та­кая экономика доказала неоспоримые преимущества по сравнению с «одноклеточной» экономикой, поскольку в ней уживаются разные уклады, доказывая свое право на существование через конкуренцию, эффективное удовлет­ворение разнообразных потребностей членов общества. В этом состоит главный урок и для нашей экономики, пере­живающей тяжелые времена перехода от тоталитарной системы к модели смешанного предпринимательства.

2.3. Принципы функционирования  организационно-хозяйственного механизма предпринимательства

Функционирование и развитие цивилизованного предпринимательства немыслимо как вне действия его само регуляторов, так и без внешних регулирующих влияний. Совокупность подобных внутренних и внешних регуляторов, образующих определенную систему и есть таким образом, что может быть названо «организационно-хозяйственным механизмом предпринимательства», обеспечивающим воспроизводство предпринимательского типа хозяйства и повышение эффективности этого воспроизводства.

Анализируемый механизм соответственно включает два блока: самоуправленческую компоненту, сопряженную с товарно-денежными отношениями и систему государственного регулирования, адекватную требованиям законов рынка. Каждая их рассмотренных форм- крупное и малое предпринимательство- нуждаются  в обоих блоках организационно -хозяйственного обеспечения. Однако более целесообразно рассматривать проблему государственного регулирования применительно к малому, а тему внутрифирменного хозяйствования – к крупному предпринимательству.

Государственное регулирование деятельности малого предпринимательства представляет  собой систему экономического, правового, социального и организационного обеспечения государством среды для эффективного устойчивого развития малого предпринимательства. Причем эта система базируется на ряде принципов, исходным и общим из которых является протекционизм. Он , как показывает практика, характерен для всех стран развитой рыночной экономики. Например, в США еще в 1953г принят закон, по которому правительству предписано оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство. На Украине этот принцип также находит свое отражение, но к сожалению не в том объеме как хотелось бы. Принята программа «О государственной поддержке малого предпринимательства на Украине» и образован Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Другой важнейший принцип связан с осуществлением программно-целевого подхода, в части поддержки предпринимательства на уровне регионов, областей, городов.

Еще один принцип государственного регулирования малого предпринимательства – дифференцированность поддержки: на государственном уровне следует поддерживать не любых предпринимателей, а действительных субъектов малого предпринимательства и лишь тех из них, которые участвуют в реализации государственных программ или функционируют в регионах с устойчивым бюджетным дефицитом.

Тесно связанный с предыдущим принцип – мотивационная направленность. На Украине, как ни где, нужен мощный стимулирующий механизм привлечения инвестиций в сферу не просто малого бизнеса, а именно малого предпринимательства, осуществляющего инновационное воспроизводство. Ясно, что господдержка должна носить селективно - стимулирующий характер.

Следующий принцип – обусловленной гарантированности и ответственности. Поддержка должна осуществляться на определенных условиях, юридически закрепляемых в договорах между государством и субъектами малого предпринимательства с взаимной ответственностью договаривающихся сторон. Государство и предприниматель обязаны выполнять определенный обязательства.

Очередной принцип -  учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей. Владельцы малых предприятий перестают быть предпринимателями, коль скоро прекращают организовывать инновационные процессы в сфере производства или обмена, прекращают заниматься рисковой деятельностью и получать предпринимательский доход; предпринимательство исключает рутинные методы хозяйствования, неконкурентное воспроизводство. Эти обстоятельства важно учитывать при отборе предпринимательских проектов для государственной поддержки.

Таким образом, необходим системный подход к формированию организационно-хозяйственного механизма малого предпринимательства.  Формируя этот механизм и определяя направления и инструменты государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства, следует комплексно учитывать все охарактеризованные выше принципы. 

К элементам системы государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства относятся: правовое обеспечение, финансовая поддержка, информационное обеспечение, технико-технологическая поддержка, подготовка и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров и работников, содействие внешнеэкономической деятельности предпринимателей.

Говоря о микроэкономическом аспекте предпринимательства, следует выделить концепцию внутри корпоративных отношений крупного предпринимательства как органической части его организационно-хозяйственного механизма. Сложность этой концепции состоит в том, что для разработки единого подхода в этом вопросе требуется анализ   и обобщение опыта развития новых форм организации внутрихозяйственных отношений, но отечественная практика этого дать не может. Поэтому в этой проблеме надо ориентироваться на зарубежный опыт. Последний исходит из того, что корпорация – это сложная целостная хозяйственная система со своей целью и обусловленными ею задачами, реализация которых достигается путем налаживания рационального взаимодействия всех корпоративных подразделений. Принципы организации внутри корпоративных отношений многочисленны, однако основными являются следующие:

·    задействование в отношениях структурных подразделений корпорации предпринимательских начал;

·    направленность этих отношений на инновационный тип воспроизводства.

Первый из указанных принципов представляет собой требование того, что каждое подразделение корпорации превращалось в коллективного предпринимателя, а все ее сотрудники становились соучастниками предпринимательской деятельности.  Реализация этого принципа предполагает наделение всех корпоративных подразделений полномочиями хозяйствующих субъектов (придание им большей экономической свободы), создание внутри корпоративных рыночно -инфраструктурных формирований ( маркетинговой службы, инвестиционных, инновационных, информационных центров), должны развиваться специфические внутренние формы предпринимательства (дочерние акционерные общества).

Реализация второго принципа, а именно направленность корпорации на инновационное производство, во многом зависит от внешней для корпорации среды: общего уровня научно- технического и технологического процесса, состояния и тенденций рынка, экономической политики государства. И все же главными в этом плане являются внутри корпоративные факторы: технико-технологический, финансовый и кадровый потенциал фирмы, способность его акционеров, менеджеров, специалистов и персонала разрабатывать и реализовывать инновационные стратегии.

Из описания некоторых из принципов организации внутри корпоративных отношений предпринимательского типа следует, что эти принципы реализуются в определенной организационной структуре, которая является неотъемлемым элементом механизма внутри корпоративного хозяйствования. При разработке таких структур следует учитывать схемы, эффективно применяемые в лучших корпорациях США, Японии и Западной Европы Принимая во внимание мировой и отечественный опят развития внутри корпоративных отношений  можно предложить некую абстрактную  схему организационной структуры корпорации с предпринимательской «окраской» внутрифирменных отношений (см. Приложение Е).

Важнейшим элементом рассматриваемого вопроса служит система управления. После перестройки предприятий на новый лад, отечественный крупный бизнес сохранил жесткую централизацию управления, при которой низшие звенья обладают недостаточной самостоятельностью. Это является тормозом для  развития предпринимательства в корпорациях. В этой связи необходим переход  от административной к органически –клеточной системе управления, реализующей потенциал каждого подразделения и работника в частности. Целесообразен переход от линейных  и линейно- функциональных принципов управления к матричным управленческим системам, характерным для западных корпораций, звенья которых обладают большей самостоятельностью.

Таким образом, становление действенного организационно-хозяйственного механизма предпринимательства в крупных корпорациях параллельно с формированием широкой сети эффективно регулируемого государством малого предпринимательства – важнейший фактор предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования и залог вывода украинской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.

3.      Особенности развития предпринимательства на Украине.

3.1. Этапы развития предпринимательства на территории современной Украины

Предпринимательские отношения заложены в украинском народе генетически. На протяжении всего процесса развития всех сторон общественной жизни степень развития предпринимательства, экономическая свобода и другие факторы, стимулирующие возрастание инициативности субъектов экономики играли важную роль. И на сегодняшний день формирование эффективной, конкурентоспособной, социально-ориентированной экономики составляет стратегический курс государственной политики. Начиная раздел, посвященный предпринимательству на Украине, представляется необходимым выделить этапы развития, основные направления  и проблематику, связанные с предпринимательством, а именно с малым бизнесом.

Особое значение малого и среднего бизнеса выявляется во время переходного  к рыночной экономике периода, заключающееся в стимулировании структурной перестройки экономики и обеспечении стабильности общества и гарантий на пути к организованному рынку. В условиях формирования ориентированного рынка, ускорения институциональных преобразований в экономике Украине проблема становления рыночных механизмов предпринимательства является приоритетной.

Процесс развития малого предпринимательства на Украине имеет свои исторические корни и на стадии перехода к рынку имеет продолжение. Для всестороннего утверждения принципов предпринимательства необходимо использовать отечественный опыт, достаточной богатый и обширный.

Предпринимательство в Украине родилось еще во времена Рюрика, хотя тогда, как известно, господствовало натуральное хозяйство. Начинателями предпринимательской деятельности были купцы. Основываясь на своем имуществе и интуиции,  на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой и Европой.

В пятнадцатом веке начали формироваться торговые центры, купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переноситься на украинскую территорию и начинает внедряться во внутрихозяйственные отношения, сначала в торговые, а затем  и производстве.  Годы правления Петра ( конец 17-18вв) можно назвать периодом становления предпринимательства. Великий самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в производстве, им был дан государственный заказ на развитие отраслей промышленности.

Переломным моментом в становлении предпринимательства считаемся начало 19 века. Александр 1 издал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В Петербурге был открыт первый коммерческий банк с отделениями в шести городах России. Начали активно создаваться объединения предпринимателей.

Мощным стимулом в развитии предпринимательства стала отмена крепостного права. Деловые люди получили возможность более свободно заниматься предпринимательской деятельностью. На этот период времени приходятся величайшее событие – промышленный переворот. К 1808г. в России стали активно возникать акционерные общества, началась реконструкция тяжелой промышленности и привлечением иностранного капитала. В 1870г. состоялся Первый всероссийский съезд предпринимателей, на котором было сформулировано: «Ныне свобода труда, свобода промышленности сделались девизом современного промышленного прогресса». В 1886г. был принят закон, регламентировавший отношения между предпринимателями и рабочими, причем он отвечал всем требованиям международного права. В 90-е годы 19 века сложилась достаточно мощная  индустриальная база предпринимательства. В результате реформы С.Ю. Витте российский рубль стал конвертируемым. В Россию усилился приток иностранного капитала.

В начале 20-го века в России создаться картели, синдикаты, тресты.  В первом десятилетии 20-го века предпринимательство в России становиться массовым явлением, а к 1914г. ступает в стадию устойчивого развития. Однако это развитие было прервано сначала Первой мировой войной, затем Гражданской и «военным коммунизмом».

В годы НЭПа свободное предпринимательство стало возрождаться.  На долю частного сектора в те годы приходилась ? промышленного производства и ? розничной торговли. В дальнейшем, с 1929г., свободное предпринимательство было свернуто и объявлено  нелигитимным, произошло полное огосударствление экономики. И уже на рубеже 2-ой половины 80-х годов, и особенно после 1991г. предпринимательство, уже в рамках суверенной пост тоталитарной Украины, зарождается вновь.

Реальный сектор малого бизнеса начал формироваться с 1986 по 1988г., после принятия постановления, а затем и Закона  «О кооперативах». Он и положил начало развитию негосударственного малого и среднего предпринимательства, в таким образом время, когда крупные предприятия находились в руках государства. Ряд аспектов деятельности малого предпринимательства был определен Постановлением Совета Министров УССР от 22 сентября 1990г. « О мерах по созданию и развитию малого предпринимательства».

В дальнейшем в ходе приватизации и предприятия, принадлежавшие ранее государству переходят в частную и частноколлективную собственность и на сегодняшний день можно говорить   о сложившейся предпринимательской структуре в отечественной экономике, регламентируемой рядом нормативных актов, таких как Закон Украины « О собственности», «О предпринимательстве» , « О предприятиях» , «О хозяйственных обществах» и других.  

Анализ состояния малого предпринимательства, осуществленный по данным официальных отчетов, свидетельствует, что сегодня в этой сфере функционируют 151,4 тыс. малых предприятий с численностью работающих на них 1,032 млн. человек, около 4,7 тыс. совместных предприятий с  прямыми иностранными инвестициями, в которых работает около 95 тыс. человек, 35,5 тыс. фермерских хозяйств  с 67 тыс. работающих, а также 930 тыс. индивидуальных предпринимателей без создания юридического лица. В целом в малых предприятия занято свыше 2,1 млн. человек, а доля производства малых предприятий в ВВП составляет коло 7%.

Рыночные трансформационные процесс в экономике Украины способствовали соответствующим изменениям в формах собственности малых предприятий. За период с 1991г. доля малых предприятий с государственной формой собственности сократилась с 14 % до 2 %. В структуре негосударственной формы собственности доля коллективной возросла с 50 до 70 %, а частной – осталась на уровне 32 %.

По отраслевым признакам малые предприятия преимущественно сосредоточены в торговле, общественном питании – 51 % (промышленность – 15%, строительство – 10, бытовое обслуживание – 5, прочие отрасли – 19 %). В 1998г.  предприятиями малого бизнеса всех форм собственности произведено продукции на 12,5 млрд. грн.

Унаследованная от СССР экономика Украины все еще остается высокомонополизированной. В ее структуре предпринимательство занимает незначительное место. Для реализации политики рыночной трансформации экономики Украины необходимо образовать 500 тыс. малых и средних предприятий. В действительности мы имеем показатель, значительно меньше этого. Весь возможный потенциал развития предпринимательства не исчерпан, поскольку имеются необходимые ресурсы в достаточном размере. Однако предпринимательство на сегодняшний день сталкивается с множеством проблем и трудностей.

    3.2. Трудности и противоречия периода становления отечественного малого предпринимательства

Реформы последних лет открыли возможность легально заниматься частным бизнесом, получать прибыль и распоряжаться ею по своему усмотрению. Приход в малый бизнес стал более массовым и предприниматели столкнулись с серьезными проблемами, которые характерны для всех стран мира, но в украинском варианте приобрели гипертрофированный характер. Набор этих трудностей известен: в прессе, в кругу специалистов, изучающих малый бизнес, в среде предпринимателей фигурирует список примерно из двух десятков причин, препятствующих развитию бизнеса, с том числе малого, в Украине или затрудняющих его.

В типичный перечь входят такие причины, как несовершенство законодательства и часто меняющиеся правила; чрезмерные налоги; недостаточность источников финансирования; неравные возможности в отношении конкуренции с номенклатурным крупным бизнесом; всеобъемлющая коррупция и рэкет; отсутствие поддержки, а таким образом и препятствия со стороны государства ( его органов); неразвитость инфраструктуры (банковской и коммуникационной систем обеспечения); профессиональная неподготовленность самих предпринимателей. К этому можно добавить также экономическую депрессию, инфляцию и отсутствие до недавнего времени твердой национальной денежной единицы, что влияет не только на малый бизнес, но и на других хозяйственных субъектов, являясь неизбежным сопровождением переходного периода.

  Из общих проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены всех регионов Украины в своей повседневной деятельности, выделим следующие.

Трудности с регистрацией открытия собственного дела занимают с списках проблем не последнее место. Многие желающие начать бизнес уже располагают необходимой информацией о процедуре регистрации, могут получить в органах регистрации, у консультантов -индивидуалов или в специализированных формах образцы документов и необходимые советы. Тем не менее, по затратам времени, денежных средств, нервных усилий, действующая в Украине процедура регистрации предпринимателей все еще остается громоздкой и излишне усложненной, особенно по сравнению с той, что действует в развитых странах.

Другой проблемой предпринимателя является дефицит финансов. Собственных капиталов большинство не имеет, банковский кредит дается на 2-3 месяца и с высокой кредитной ставкой, а других массово доступных источников финансовой поддержки малого бизнеса в Украине нет. Частные благотворительные фонды отсутствуют, союзы и ассоциации предпринимателей не располагают средствами для кредитования малого бизнеса. Известно лишь 4 потенциально доступных источника выделения финансов: Украинский Фонд поддержки предпринимательства, государственный инновационный фонд, средства выделенные местными органами власти для организации своего бизнеса безработным; средства местных органов власти, которые образуются из отчислений от стоимости приватизированных объектов. Но все эти источники крайне не действенны. Что касается получения кредитов в коммерческих банков, в качестве их клиентов могут выступать торговые и посреднические организации, имеющие имущество для залога. В последние годы расширяют масштабы деятельности в Украине зарубежные и международные финансовые фонды и программы, но они охватывают локальные зоны и поэтому не оказывают существенного влияния на поддержку малых предприятий.

Необходимо выделить проблемы доступа к  помещениям и оборудованию, дефицит информации и недостатка квалифицированного персонала. Этот набор проблем типичен для всей Украины.

Действующие бизнесмены отмечают такие проблемы, как трудности с реализацией продукции и доступе к сырью и материалам. Очень часто имеющееся сырье не отвечает двум факторам, а именно 0 ценовому и качественному.  Предприниматели выделяют еще две проблемы, которые по их мнению имеют сугубо местное происхождение. Это отношение с налоговой администрацией и чиновниками. Они отмечают некомпетентность служащих многих уровней, порождающую необоснованные претензии, а также неправильное понимании сущности того, каким должен быть характер взаимоотношений с предпринимателями. Из-за этого они вступают в конфликты.

Немаловажной проблемой является недостаточное собственная подготовленность к бизнесу. Это и понятно: ведь сфера подготовки предпринимательства находиться в Украины в зародышевом состоянии. Бизнесмены жалуются на трудности получения информации и отсутствие литературы по бизнесу. 

3.3. Направления оздоровления малого и среднего предпринимательства в украинской экономике

Анализ сложившейся ситуации  в предпринимательстве и выявлении основных причин, тормозящих развитие предпринимательской деятельности, позволяют сформулировать   ряд основных направлений оздоровления этого сектора эконо

мики.

Прежде всего, фундаментом для осуществления эффективного контроля за предприятиями, является построение определенной системы права собственности, предполагающей полную ответственность имуществом за взятые обязательства. Права и обязанности, вытекающие из собственности, должны иметь силу для всех без исключения участников экономической жизни общества (государства, потребителей, производителей). Чтобы не только формально, но и на практике утвердить права собственности, создать основу для рыночных отношений необходимо претворить в жизнь следующие принципы.

Во-первых, необходим механизм выведения предприятий из экономического процесса. Т.е. необходима отлаженная процедура банкротства отдельных предприятий.

Во-вторых, необходимо создать такие рыночные условия, которые будут стимулировать создание новых предпринимательских структур. В процветающей рыночной экономике создание и приумножение имущества частных предприятий благодаря основанию новых фирм составляет движущую силу структурных преобразований и динамики экономического роста. После ликвидации двух главных препятствий на пути основания новых фирм  и предприятий -  регистрации и сложной системы налогообложения необходима публичная поддержка  правительством новых предпринимательских структур. В данном случае речь идет о ликвидации препятствий со стороны чиновников на местах.

В-третьих, оздоровлению предпринимательства будет способствовать отмена государственных льгот (дотаций и субсидий) для отдельных отраслей, так как это превосходит финансовые возможности государства, усиливает возможности для коррупции, создает неравные условия для конкуренции, препятствует возникновению и функционированию рынков в целом. В этой связи необходимо произвести инвентаризацию выданных ранее субсидий и дотаций, сократить число институтов, распределяющих финансовые средства, отменить налоговые льготы для отдельных секторов экономики.

В-четвертых, к числу первоочередных задач относится увеличение прозрачности в деятельности государства. В частности сделан шаг к прогрессу в области  совершенствования бухгалтерского учета на украинских предприятиях. Осуществлен перевод к новым стандартам бухгалтерского учета и отчетности. Но кроме этого необходимы такие мероприятия:

·       Годовой коммерческий отчет, счет прибылей и убытков должны предоставлять и государственные предприятия;

·       Проверять имеет ли руководство предприятия долевое участие в капитале фирм, которые связаны с данным предприятием деловыми отношениями;

·       Укреплять права Счетной палаты, Антимонопольного комитета;

Способствует оздоровлению предпринимательской деятельности также ускорение процессов приватизации крупных предприятий и предприятий «стратегического» сектора. Выбирая методы приватизации, следует отдавать предпочтение стратегическим инвесторам перед ваучер ной приватизацией.

Первоочередной задачей государства в процессе реформирования предприятий состоит в том, чтобы наряду с создание правовых предпосылок усилить функциональные возможности тех институций, которые должны гарантировать дееспособность рынка. В первую очередь антимонопольный комитет, агентство по банкротству, Счетная палата и Фонд государственного имущества.  Эти институты должны заботиться о том, чтобы независимо от правовой формы предприятия и фирмы работали в равных условиях, чтобы деятельность государства и рынка приобрели прозрачность, чтобы возможным стал общий контроль над этой деятельностью. Только если все это будет обеспечено, у населения появиться доверие к рыночным механизмам и благодаря этому  - к политике реформ.











Заключение

В ходе проведенного исследования, посвященному сущности предпринимательской деятельности,  было изучен ряд вопросов на основании которых можно сформулировать следующие выводы:

·        Определение понятий «предприниматель» занимает одно из главных мест в работах классиков экономической мысли. Предприниматель – это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь  полной экономической  ответственности, идти на риск  и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появился дополнительный доход;

·        функционирование предпринимательства не может протекать без совокупности взаимосвязанных правовых, экономических и социальных условий, складывающихся в экономической системе;

·         Предпринимательство отличается многообразием различных форм и правильность их выбора зависит от специфики государства и задач, которые она решает. Так, по организационно – экономическим формам предпринимательства выделяют – картели, синдикаты, тресты, ассоциации. По организационно – правовым формам предпринимательство разделяют в зависимости от механизма организации предприятия, в частности их делят на акционерные общества, обществ ас ограниченной ответственностью, полные и коммандитные общества;

·        значение предпринимательства для экономики заключается в том, что оно позволяет мобилизовать ресурсы, ускорять экономический рост, создавать базу для повышения благосостояния и процветания общества;

·        по масштабности предпринимательство разделяют на малое и корпоративное. Каждое из тих видов имеет свои преимущества и недостатки, заключающиеся в способности предприятия аккумулировать финансовые ресурсы, внедрять достижения научно-технического прогресса,  обладать наиболее эффективной системой управления, долговечности существования и т.д.

·        успех деятельности малых предприятий зависит от масштабов поддержки их со стороны государства, предоставления последним налоговых льгот, проведения программ по повышению квалификации предпринимателей, предоставлению кредитов на льготных условиях. Повышение эффективности функционирования крупных предприятий может быть осуществлено за счет налаживания внутри корпоративных связей управления и организации производства;

·        предпринимательство находиться на начальном пути своего развития, и процесс становления предпринимательства сопряжен с рядом трудностей и противоречий. В частности к ним относятся несовершенство законодательства, отсутствие традиций предпринимательского дела, нестабильность экономической ситуации, отсутствие финансовых ресурсов для развития производства, слабая поддержка со стороны государства. Но в будущем, при решении этого ряда проблем возможно полномасштабное утверждение принципов предпринимательства. Когда наступит это время, можно будет говорить, что отечественная экономика стала подлинно рыночной.









                                                   


[1] Феномен отделения управленческих функций предпринимательства от собственности наблюдался и до возникновения кредита, в той или иной мере он также имел место в феодальном и рабовладельческом обществах, но в широких масштабах проявился при капитализме.

[2] Закона Украины «О предпринимательстве» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., № 14, ст. 168)

[3] Хизрич Р, Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991, с. 20.


[4] *Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993, с. 28. **См.: Предпринимательство в конце XX века. М., 1992, с. 20.



Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ