|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительную оценку финансового состояния предприятия можно сделать на основе выявление «больных» статей баланса. Об определенных недостатках в работе предприятия свидетельствует наличие дебиторской и просроченной кредиторской задолженности, стоит отметить, что дебиторская задолженность уменьшилась на 102,3 тыс.руб, а кредиторская задолженность увеличилась на 174,1 тыс.руб.; на конец 99 года дебиторская задолженность превышает кредиторскую задолженность на 59,6 тыс.руб.. Валюта баланса в абсолютном выражении увеличилась на 72,2 тыс.руб., но с учетом инфляции ситуация выглядит следующим образом: 860,2-788*1,15=-46, т.е. уменьшение на 46 тыс.руб. Рассчитаем коэффициент прироста валюты баланса и коэффициент прироста выручки от реализации. Коэффициент прироста валюты баланса Кб определяется следующим образом: Кб = (Бср1-Бср0)*100/Бср0 (1.1), где Бср1, Бср0 - средняя величина итога баланса за отчетный и предыдущий периоды. Кб = (860,2-788)*100/788 = 9,16243654822336
Коэффициент прироста выручки от реализации Кv рассчитываем по формуле: Кv = (V1-V0)*100/V0 (1.2), где V1, V0 - выручка от реализации продукции за отчетный и предыдущие периоды. Кv = (885,9-1919,5)*100/1919,5 = -53,8473560823131 Т.е. за 99 год прирост валюты баланса составил 9,16% , а выручка от реализации продукции уменьшилась на 53,85%. По мимо снижения выручки от реализации продукции предприятие в 98 году получило убыток (от реализации - 38,6 тыс.руб., от финансово хозяйственной деятельности - 50,3 тыс.руб.). Помимо изучения изменений суммы баланса необходимо проанализировать характер изменения отдельных его статей. Такой анализ проводится с помощью горизонтального (временного) и вертикального (структурного) анализа.
2. Влияние инфляции на деятельность предприятия Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Финансы предприятия обеспечивают круговорот основного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. При этом они выполняют две функции: а) воспроизводственную; б) контрольную Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений. Контрольная функция - это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Финансовая стратегия предприятия строится на определенных принципах организации: 1. Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности. 2. Финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования. 3. Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной коньюктуры. 4. Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами. 5. Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости предприятия. Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть рентабельным, т. е. получать прибыль. Самофинансирование - способность предприятия из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач. Самофинансирование осуществляется за счет прибыли и амортизации. В процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и различных платежей из прибыли, сюда включается и инфляции, в различных ее проявлениях, что оказывает большой отпечаток на финансовые результаты предприятия. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из не распределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или источники самофинансирования предприятия. Финансирование может осуществляться и путем привлечения средств рынка ссудных капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг (акций и облигаций). Однако остановимся более подробно на собственных источниках финансирования предприятия (собственном капитале). Собственный капитал - капитал, безусловным и исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) предприятия. К собственному капиталу следует отнести уставной фонд (акционерный капитал), т. е. первоначальные и последующие вложения собственных средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В практической деятельности её принято называть валовой прибылью. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними представлена на рис.1. Валовый доход
Материальные затраты Оплата труда Прибыль
Издержки производства (себестоимость) Чистый доход
Объём реализации
рис. 1: Себестоимость, валовый доход и прибыль предприятия Масса прибыли и валового дохода характеризует размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере, такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию. В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется три основных источника получения прибыли : первый - получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта; второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью; третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия. Величина средств для финансирования расширения производства зависят от ряда факторов: 1) налогообложения; 2) величины амортизационных отчислений; 3) поведение предприятия на рынке банковских ссуд; 4) уровня инфляционных процессов, проходящих в стране 5) поведение предприятия на рынке ценных бумаг. Остановимся на таком факторе как инфляция, в качестве раскрытия темы хотел бы привести пример из российской экономики, данные будут без цифр, так как этот пример еще не был показан в книгах. 17 августа 1998 г. галопирующий рост темпов инфляции, произошедший в результате неумелого использования заемных средств зарубежных инвесторов российским правительством, что отразилось на курсе доллара по отношению к национальной валюте. Существенно повлиял на экономические показатели многих предприятий, которые были ориентированы на отечественного потребителя, во-первых в связи с ростом курса доллара значительно подорожали импортные изделия (в рублях), между тем, как на товары отечественного производства цены (в рублях) возросли всего лишь на несколько процентов. Во-вторых; значительно возрос спрос, а вместе с ним и сбыт товаров отечественного производства, которые прежде не выдерживали конкуренцию с импортом, даже в цене. Только за полгода такого положения дел товары, которые раньше лежали на складах предприятий полностью разошлись, что позволило некоторым из них обновить ассортимент выпускаемой продукции и расширить производственные мощности. Пример Волжский автозавод, Горьковский автозавод и др. И, что самое главное, появился интерес у инвесторов вкладывать деньги в отечественное производство, а не вывозить их за рубеж. Следовательно данная ситуация положительно повлияла на финансовые результаты предприятий, которые были ориентированы на отечественного потребителя, и на те предприятия, чья продукция шла на экспорт. Тут следует отметить, что те предприятия, которые использовали импортное сырье и материалы в производстве своей продукции, потерпели убытки из-за удорожания их конечного продукта пропорционально росту курса доллара. Сумма прибыли в балансе предприятий увеличилась и в целом оборачиваемость денежных средств возросла, так как товар стал очень быстро расходится, поскольку в долларовом эквиваленте он продавался по демпинговым ценам, что несомненно отразилось на финансовой деятельности предприятия в целом. Как видно из вышесказанного рост финансовой устойчивости предприятия и его эффективности в условиях инфляции возможен, несмотря на нестабильное, в этот момент, состояние экономики. В этом и заключается особенность анализа финансовых результатов предприятия, который проводится в условиях инфляции. Прежде чем анализировать деятельность предприятия необходимо рассмотреть его производственную структуру; что данное предприятие выпускает и какое сырье использует (импортное или отечественное) в своем производстве – это составляющие рентабельности работы предприятия в условиях инфляции. 1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общественная. ред. В.И. Стражева. - 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш. шк., 1996. - 363 с. 2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие.-М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 1997.-128 с. 4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. - 498 с. 5. Э.А.Маркарьян, Г.П.Герасименко ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ - М.: «ПРИОР», 1997. |
|