Особенности связей с общественностью на различных уровнях организационной среды
Особенности связей с общественностью на различных уровнях организационной среды
московский государственный
университет
сервиса
институт экономики
сервиса
Связи с общественностью
Контрольная работа
Тема: Особенности связей с общественностью на различных уровнях
организационной среды.
Выполнил:
студентка заочница
4 курса , группа 0612
Пушнинкова О.В.
Проверил:----------------------------
Москва2001
Содержание
Введение----------------------------------------------------==----------------------3
1.Место ПР в органах государственной
власти-----------------------------5
1.1. Государственная ПР-служба: уровень минимальной
достаточности----------------------------------------------------------------------6
1.2. ПР – подразделения в крупных
государственных структурах------7
2.Управление
связями с общественностью на предприятии--------------9
3.Некоммерческие
структуры.-------------------------------------------------12
3.1.
Информационно-аналитический отдел по связям с общественностью при Министерстве
общего и профессионального
образования.----------------------------------------------------------------------12
3.2. Центр
общественных связей Федеральной службы налоговой полиции (ЦОС
ФСНП).--------------------------------------------------------13
4.Международные
ПР-ассоциации ------------------------------------------16
Заключение-----------------------------------------------------------------------19
Список
литературы--------------------------------------------------------------21
Введение
С середины 90-х
годов в России наблюдалось быстрое и скачкообразное развитие различных структур
«паблик рилейшнз»:
В государственных
органах, коммерческих фирмах, общественных объединениях, наконец,
самостоятельных профессиональных ПР-агенств. Вместе с увеличением числа
отечественных учебных курсов, пособий, диссертаций по связям с общественностью
проходило интенсивное становление российской школы «паблик рилейшнз».
Осмыслив этот «бум», аналитики констатировали, что он вовсе не является данью
моде, а вполне закономерен: поскольку связи с общественностью призваны
выполнять объективную и необходимую для общества функцию, поскольку можно и
нужно вести речь о структурах и специалистах, которые постоянно и
профессионально занимались бы этой работой.
Так, на
рубеже 80-90-х гг. известный маркетолог Филипп Котлер заявил, что к
традиционным четырем «р» маркетингового комплекса «product”, “price”, “place”,
“promotion” теперь следует добавлять пятую “p” – “public relations”. Другие говорят о ПР как об особом
напрвлении.
По мере
приближения конца 20 века ПР-деятельность все в меньшей степени оставалась
некоторым общим и для всех ясным понятием ; здесь постоянно выделялись все
новые направления, имеющие свои специальные маркеры-обозначения:
Ø
Работа по связям
с государственными учреждениями и общественными организациями получила
название – “public affairs”
Ø
Управление
корпоративным имиджем –
“corporate affairs”
Ø
Создание
благоприятного образа личности - “image making”
Ø
Построение
отношений со СМИ –
“media relations”
Ø
Закрепление
кадров, создание хороших отношений с персоналом – “employee communications”
Ø
Общественная
экспертиза – “public involvement”
Ø
Взаимоотношения с
инвесторами - “investor relations”
Ø
Проведение
презентационных мероприятий – “special events”
Ø
Управление
кризисными ситаиями – “crisis management”
Ø
Управление
процессом адекватного восприятия адиторией сообщений – “massage management” и
т.д.
Что касается
российского ПР-рынка, то формально он декларировал себя в начале 90-х годов,
когда в стране появились первые ПР-агенства. В 1991г. была создана Российская
ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая в конце века насчитывала
около 100 членов.
В конце
20в. появляется двусторонняя симметричная модель (two-way symmetrical model) , смысл которой отражает
следующий тезис: «Любой бизнес в демократической стране начинается с
общественного согласия и продолжает свое существование , опираясь на такое
согласие.»
1.Место ПР в органах государственной
власти.
Конкретные направления деятельности служб по связям с общественностью в органах
государственного и муниципального управления:
Ø Установление, поддержание,
расширение контактов с гражданами и организациями;
Ø Информирование общественности
о существе принимаемых решений;
Ø Анализ общественной реакции
на действия должностных лиц и органов власти;
Ø Прогнозирование
социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозами
аналитическими разработками;
Ø Формирование благоприятного
имиджа власти и должностных лиц.
Эти направления модифицируются в
зависимости от уровня отношений внутри органов власти и между ними . Здесь
выделяется микроуровень (отношения внутри структур органов власти,
когда каждая из них рассматривается как относительно автономный субъект
управления) ,мезауровень (отношения между различными структурами
государственного и муниципального управления) и макроуровень ( отношения
органов власти с институтами гражданского общества).
Точно так же организационные и содержательные аспекты работы
ПР-служб при сохранении их функционального единообразия видоизменяются в связи
с особенностями конкретного региона, временной и региональной спецификой
политического управления.
1.1. Государственная ПР-служба: уровень минимальной достаточности.
Обозначим
некоторый формальный уровень начальной и минимальной достаточности, при котором
могла бы реализовываться ПР-функция:
Ø
Оперативное
и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при
помощи СМИ;
Ø
Распространение
заявлений и иных информационных материалов, посвященных деятельности
организации;
Ø
Подготовка
и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов
решений и действий организации;
Ø
Проведение
в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» аккредитации
журналистов, выполняющих редакционное задание и освещающих деятельность данной
организации;
Ø
Оказание
содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющих
задание по сбору и подготовке материалов для публикации, теле- или
радиопередачи;
Ø
Подготовка
для СМИ пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров, спецвыпусков тематической
информации;
Ø
Подготовка
и проведение пресс-конференций , брифингов, встреч с журналистами по текущим
проблемам деятельности организации;
Ø
Анализ
материалов прессы, радио и телевидения о деятельности организации для ее
руководителей и сотрудников;
Ø
Определение
достоверности опубликованных сведений, подготовка при необходимости
разъяснительных писем и опровержений.
1.2.Управление
Президента РФ по связям с общественностью.
Пресс-
служба Президента РФ главным образом выполняла организацоинно-татические
ПР-задачи, функция же разработки ПР-стратегии возлагалась на созданное после
президентских выборов 1996 г. управление по связям с общественностью. Как
заявил в одном из интервью работавший в то время руководителем этого управления
М. Маргелов, «пресс-служба занимается тем, что дает дает информацию о работе
Президента в СМИ, констатирует свершившийся факт, организует процесс предоставления
этой информации. Наша же работа строиться в режиме диалога, мы не ставим себе
задачу быть рупором Администрации, этим рупором служит пресс-служба, мы же со
СМИ налаживаем обратную связь. Ведь ПР – это в первую очередь создание
информационных поводов, важных с точки зрения прессы, чтобы о них рассказать, и
важных с нашей токи зрения, потому что рассказать о них – объективно для нас
полезно…».
Сменивший
его на этом посту Д. Молчанов однажды сделал к приведенной констатации
существенные добавления, смысл которых сводился к следующему: если пресс-служба
всегда работает «вбелую», официально, без интриг, то Управление по связям с
общественностью такие интриги себе позволяет, вплетая время от времени в общий
информационный поток некоторые сведения без ссылки на источник.
Исходя из
такого понимания формулировались и функции управления:
- изучение общественного мнения о социально-
экономическом развитии страны,
-
деятельности
органов государственной власти;
-
подготовка
во взаимодействии с пресс-службой аналитических и пропагандистских материалов
для СМИ,
-
подготовка
предложений Президенту РФ по вопросам государственной политики в отношении
СМИ,
-
обеспечение
по поручению Президента РФ деятельности совещательных и консультативных органов
при Президенте РФ и др.
В
Управлении по связям с общественностью создавались и специальные подразделения,
которых не было в пресс-службе, например отдел по связям с общественностью в
регионах и отдел социологических исследований.
2. Управление связями с общественностью
на предприятии.
Управление
связями с общественностью в организации всегда должно быть нацелено на
конкретные категории общественности, поведение которых имеет важное значение
для успешной работы фирмы.
Всю
общественность той или иной компании можно условно разделить на внутреннюю и
внешнюю. К внутренней общественности относятся:
Ø
Персонал
компании
Ø
Руководители
структурных подразделений компании
Ø
Акционеры,
непосредственно и постоянно участвующие в управлении компанией и решении
наиболее важных вопросов ее функционирования .
Внешняя
общественность фирмы может оказывать постоянное влияние на работу фирмы:
Ø
Поставщики
сырья , материалов, комплектующих изделий, деталей и т. д.
Ø
Предприятия
и организации инфраструктуры, обеспечивающие нормальное функционирование
фирмы (энергетические, транспортные, торговые, посреднические и т.п.)
Ø
Акционеры,
не участвующие непосредственно в управлении фирмой, но обладающие значительным
количеством ее акций
Ø
Потребители
продукции, выпускаемой фирмой
Ø
Органы
государственного контроля и регулирования, полномочные осуществлять различные
проверки, выдавать предписания, налагать штрафы и т.п.
К общим функциям управления связями с общественностью относятся:
прогнозирование, планирование,
организация,
регулирование, учет, контроль,
анализ,
стимулирование и ответственность.
Правильная реализация
перечисленных функций возможна лишь в том случае, если руководством фирмы
предусмотрены различные виды обеспечения процесса управления связями с
общественностью: идеологический, кадровый, материально-технический,
финансовый, нормативно-правовой, технологический, информационный и др.
К основным
принципам управления связями с общественностью на предприятии относятся:
научность, планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность,
законность, гибкость, конструктивность, эффективность.
Эффективное
управление связями с общественностью предполагает его определенную
организационную оформленность.
Наиболее
распространенной является схема при которой внутрифирменная служба связей с
общественностью оформляется в виде самостоятельного структурного подразделения,
возглавляемого руководителем (директором), подчиненным непосредственно
генеральному директору предприятия или организации.
В составе
самой службы в зависимости от специфики и масштаба стоящих перед ней задач
могут выделяться следующие подразделения ( бюро, группы, сектора):
ØСбора и анализа информации
ØОбработки конфиденциальных материалов
ØПодготовки и распространения собственных информационных
материалов различного вида и содержания
ØПодготовка специальных ПР-мероприятий
ØПодготовки рекламных кампаний и отдельных рекламных акций
ØВзаимодействия с электронными и печатными средствами массовой
информации и ведения архива
ØДелопроизводства
ØТехнического обеспечения работы службы связей с
общественностью и др.
Успешная
деятельность предприятия по установлению и поддержанию связей с различными
категориями общественности возможна лишь при наличии в штате соответствующих
служб специалистов с необходимым уровнем и профилем образования , достаточной
квалификацией и опытом работы.
Важнейший
элемент профессиональной подготовки специалистов в этой области – их обучение в
институтах , академия и университетах теоретическим и методологическим основам
связей с общественностью с последующей стажировкой в соответствующих
подразделениях ведущих организаций.
3. Некоммерческие
структуры.
3.1.
Информационно-аналитический отдел по связям с общественностью при Министерстве
общего и профессионального образования.
В отделе
существовали следующие подразделения:
- Сектор связей с прессой и
общественностью и сектор «Пресс-экспресс», которые обеспечивали постоянные
контакты с редакциями СМИ, готовили аналитические обзоры, публикации, теле и
радиопередачи; проводили пресс-конференции и брифинги, организовывали интервью
с руководителями Министерства, приглашали журналистов на заседание коллегий.
- Журнал «Вестник образования»
– официальное справочно-информационное издание Министерства и приложение к нему
– «Образование».
- Структура, координирующая (на
внештатной основе) деятельность Содружества негосударственных издательств,
выпускающих детскую и педагогическую литературу. В ее задачи входило
информирование руководителей территориальных органов управления образованием,
директоров учебных коллекторов на местах об имеющейся и планируемой к выпуску
детской и учебно-педагогической литературе; подготовка каталога Содружества
издательств, составленного на основе их тематических планов; публикация в
«Вестнике образования» перечня новых поступлений учебно-педагогической
литературы.
- Оргкомитет выездных выставок
учебного оборудования и учебной книги (внештатно).
Как, перечень
структур и функций, входящих в систему государственных ПР, достаточно широк,
разнообразен и имеет потенциал для дальнейшего развития вширь и вглубь.
Например, В.Ужанов в своей диссертации, посвященной вопросам «паблик рилейшнз»
в Вооруженных Силах , описывает такие подсистемы связей с общественностью, как информационная
(печать, телерадиовещание, пресс-службы и пресс-центры), исследовательская
(подразделения, занимающиеся сбором социологической информации,
анализом и прогнозированием отношений с населением, социологическим
консультированием управленческого звена, выполнением научно-практической
экспертизы действующих и разрабатываемых управленческих решений),
социоорганизационная, лоббистская и рекламная.
3.2. Центр
общественных связей Федеральной службы налоговой полиции (ЦОС ФСНП).
ЦОС
изначально создавался как подразделение, способное вести продуктивную работу
информационно-профилактическую деятельность, развивать и поддерживать
цивилизованные отношения между государством (в лице ФСНП) и
налогоплательщиками, формировать в обществе лояльное отношение к
налогообложению.
Центр сочетал
функции ПР-службы и пресс-службыи включал следующие подразделения:
¨ 1-й отдел, в задачи которого входило взаимодействие со СМИ и
общественностью;
¨Отделение, занимающееся культурно-массовой и воспитательной
работой, связями с общественными организациями и Музеем налоговой полиции;
¨2-й отдел – редакционно-издательский;
¨3-й отдел, представляющий собой телевизионную студию ФСНП.
Основными
задачами 1-го отдела являлись:
·
планирование,
организация и осуществление взаимодействия с ведущими СМИ РФ, оказание помощи
их представителям в получении информации о деятельности федеральных органов
налоговой полиции;
·
разъяснение
через СМИ задач и функций федеральных органов налоговой полиции, правовых основ
и принципов их деятельности , роли и места федеральных органов налоговой
полиции в системе правоохранительных органов, обеспечении экономической
безопасности;
·
осуществление
взаимодействия с аналогичными службами др. правоохранительных органов,
Государственной налоговой службы РФ, Министерства финансов РФ, иных
заинтересованных министерств и ведомств;
·
координация
деятельности групп по связям с общественностью и прессой территориальных
органов налоговой полиции.
На телевизионную
группу возлагались следующие обязанности:
·
подготовка
видеоматериалов о деятельности ФСНП, взаимодействие с ведущими телекомпаниями в
целях профилактики налоговых правонарушений и преступлений, воспитание
законопослушных налогоплательщиков, широкого информирования о конкретных
результатах работы налоговой полиции;
·
создание
видеотеки ФСНП в целях оказания помощи и содействия российским и зарубежным
тележурналистам в подготовке телепередач о деятельности налоговой полиции.
Ставились спец.
Задачи и перед Музеем налоговой полиции:
·
сбор
экспонатов и оформление экспозиции;
·
организация
посещений музея представителями общественности ;
·
накопление
и постоянное пополнение музейных фондов.
4.Международные
ПР-ассоциации.
Концепция
Международной ассоциации ПР появилась в ноябре 1949г. , когда двое голландских
и четверо английских работников ПР собрались в Лондоне, чтобы обсудить свою
деятельность. В ходе обсуждения они пришли к мысли об организации
международного общества, целью которого было бы повышение уровня работы в
области ПР в различных странах и профессионального уровня и эффективности
деятельности практических работников ПР.
В
результате этой частной встречи в Лондоне группа работающих в области ПР
руководителей фирм из Великобритании, Нидерландов, Франции, Норвегии и США
собралось в Голландии в марте 1950г. под эгидой Нидерландской королевской
международной торговой ярмарки и Голландского общества ПР. После
дискуссии партнеры приняли заявление о том что необходимо создать временный
международный комитет, целью которого является развитие такого обмена и в
конечном счете учреждение Международной ассоциации ПР.
Был создан Временный международный комитет , и в течение пяти лет в Англии
проводились его постоянные заседания, совпадавшие с ежегодными конференциями
британского Института ПР (ИПР). На этих встречах присутствовали представители
из Франции, Великобритании, Нидерландов, Норвегии и США, а иногда наблюдатели
от Австралии, Бельгии, Канады, Финляндии, Италии и Швейцарии.
Международная ассоциация ПР (ИПРА) была создана в Лондоне 1 мая 1955г. Тогда
же был официально принят ее Устав и избран Совет ИПРА.
Сегодня ИПРА является всемирной профессиональной организацией, которая служит
катализатором развития высоких норм в области образования , этики, практики ПР.
Проводя регулярные встречи в разных частях света и публикуя свои материалы ,
Ассоциация дает стимул дальнейшему развитию знаний в области ПР, пониманию
различных форм, методов, стилей работы. После каждого Всемирного конгресса по
ПР (1 раз в три года) ИПРА публикует «золотой доклад» по текущей теме, например
«ПР и пропаганда – сравнение ценностей», «Информационное общество» и т.д.
Ассоциация получила официальное признание со стороны ООН в 1964г. в качестве
консультанта ЭКОСОС ( Экономического и социального совета ООН). Ныне она также
получила признание ЮНЕСКО в качестве неправительственной организации в
«категории отношений взаимного информирования».
Членство в
ИПРА открыто только для тех, кто уже по меньшей мере пять лет занимается
деятельностью в области ПР и имеет высокую профессиональную компетентность .
Все члены избираются в личном качестве. Имея более 800 членов в 65 разных
странах, ИПРА выступает как уникальная международная организация, соединяющая
высокую профессиональную квалификацию, компетентность и опыт в области ПР и
смежных областях. Хотя ИПРА остаётся ассоциаций отдельных работников в сфере
ПР. она работает в тесном контакте с национальными ассоциациями ПР и
региональными федерациями.
Кодексы
профессионального поведения:
ØКодекс профессионального поведения международной ассоциации
по связям с общественностью (кодекс ИПРА). (Принят международной ассоциацией ПР
(ИПРА) на её генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 года и является
обязательным для всех членов Ассоциации.)
Ø Лиссабонский кодекс(Европейский кодекс профессионального
поведения в области ПР – кодекс СЕРП). (Принят Генеральной ассамблеей
Европейской конфедерации ПР (СЕРП) в Лиссабоне в апреле 1978 года и дополнен в
мае 1989 года).
Ø Афинский кодекс (кодекс ИПРА и СЕРП). (Принят Генеральной
ассамблеей ИПРА в Афинах в мае 1965года. В этом же году Афинский кодекс принят
Европейской конфедерацией по связям с общественностью - СЕРП. В апреле 1968
года в него внесены некоторые изменения).
Ø Римская хартия (профессиональная хартия ИКО). (Принята на
заседании ИКО в Риме в октябре 1991года).
Ø Минимальные стандарты качества (МСК). (Разработаны
Международным институтом качества связей с общественностью (ИКПР) и приняты на
Всемирном конгрессе ПР в Хельсинки в июне 1997 года).
Ø Кодекс профессионального поведения Британского института ПР-
ИПР. (Принят в декабре 1963года . Пересмотрен в 1985году и в обновлённом виде
принят в качестве специальной резолюции на ежегодной сессии ИПР в апрели 1986
года.)
Ø Декларация профессиональных и этических принципов в области
связей с общественностью. (Принята на конференции Российской ассоциации по связям
с общественностью (РАСО) в ноябре 1994 года).
Заключение
Зачем мы
осуществляем ПР-деятельность?
Если
исходить из прагматических определений «паблик рилейшнз», то обобщенный ответ
будет, видимо, таким: ПР-деятельность осуществляется с целью побуждения целевых
групп к совершению определенных действий. Но чтобы такое побуждение имело
реальный эффект, необходимо оказать влияние на следующий комплекс позиций:
Ценности, которые управляют Þ потребностями,
которые влияют на Þ интересы, которые формируют Þ отношения, которые
проявляются в Þ мнениях, которые мотивируют Þ действия.
Ценности –
базисные, формируемые в течение длительного периода, а потому устойчивые и
трудноизменяемые компоненты, определяющие поведение людей. Полностью изменить
ценностные ориентации вряд ли способна даже самая масштабная ПР-кампания.
Близки к
потребностям интересы – то, что не только осознается как необходимое, но
и воспринимается как собственное, свое, во имя чего стоит предпринимать
конкретные действия. Способствовать лучшему пониманию интересов – это уже
профильное направление для ПР-специалистов.
Однако за
интересами еще не следуют действия. Между ними существует прослойка отношений,
когда из огромного числа окружающих его объектов человек начинает выделять те,
которые его касаются, и мнений, когда некоторые из воспринятых объектов
индивид начинает оценивать с той или иной мерой симпатии, а другие – с разной
степенью негативизма. Стать своеобразным «маркером» в формировании мнений,
мягко и ненавязчиво разъяснить, «что такое хорошо и что такое плохо» , - это
уже не только профильная, но и первостепенная задача ПР. Отсюда совсем недалеко
до действий : поддержать то, что нравиться , и отвергнуть воспринимаемое
со знаком «минус».
Общий
вывод таков: чем дальше от финального звена цепочки начинается ПР-влияние ,
тем более значимый результат может быть достигнут; и наоборот: прямой призыв к
совершению немедленных действий имеет очень низкий эффект.
Список литературы:
1. Савинова
О.Н. «Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в
российских региональных органах управления» Дисс. В виде научного доклада на
соискание учен. Степ. Докт. Полит. Наук. М. РАГС, 1998г.
2.Чумиков
А.Н. «Связи с общественностью» Академия народного хозяйства при правительстве
российской федерации. Изд.»ДЕЛО» М.2001г.
3.Блек С. «Что такое
«паблик рилейшнз». М. 1989г.
4.Ужанов А.Е. «Система
«паблик рилейншз» в Вооруженных Силах: сущность ,проблемы функционирования,
пути формирования.» Дисс. На соискание учен. Степ. Канд. Социолог. Наук М.
РАГС, 1998
5.С.А.Варакута, Ю.Н.
Егоров «Связи с общественностью» М.ИНФРА-М 2001г.
6.журнал «Советник 1996 г.
июнь
7. Кремленологи со Старой
площади // «Советник» 08.1997г.
|