Итак, поскольку участниками
процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их
соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами
управления.
К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание и поддержание морального климата в коллективе.
1.5. Управление персоналом.
Отбор персонала —
это система мероприятий, обеспечивающая формирование необходимого для данного
предприятия состава кадров, включая как количественные, так и качественные
параметры.
Подбор персонала —
это комплекс процедур оценки и приема на конкретные должности, которые включают
в себя сопоставление требований должности и квалификации работника, его
профессионального опыта, а также деловых и личных качеств.
Таким образом, в результате
отбора по определенным критериям устанавливается количественный и качественный
состав нанимаемых работников, а затем путем подбора происходит их расстановка
по конкретным рабочим местам и должностям.
Методы отбора принимаемых
работников должны отвечать двум важнейшим критериям: во-первых, они должны
давать достоверный результат, во-вторых, они должны быть надежны. Методы отбора
для каждого предприятия должны учитывать их производственную специфику,
размеры, сложность и технологическую изменчивость. К числу наиболее
распространенных и часто применяемых методов отбора следует отнести:
1.
Заполнение анкет и
написание автобиографий;
2.
Проведение бесед в форме
интервью;
3.
Проведение различного рода
тестов.
Анкеты могут быть как общего
характера (автобиографические), так и специфического, предполагающие ответы на
заранее подготовленные специальные вопросы, помогающие косвенно оценить те или
иные качества кандидата. Проведение различного рода собеседований или интервью
сейчас довольно популярно. Однако, для получения качественных результатов при
таком методе отбора необходимо выполнение целого ряда условий:
высокая
квалификация проводящего беседу, знание им психологии, содержания и последовательности
задаваемых вопросов;
умение наладить
психологический контакт, расположить к себе собеседника;
способность
ориентироваться в процессе беседы, задавать наводящие или уточняющие
вопросы;
умение делать
объективные и правильные выводы из ответов претендента;
способность быть
корректным, доброжелательным и не поддаваться личным эмоциям;
умение создавать
хорошие условия для проведения интервью (время, интерьер и т.п.).
Тестирование предназначено для
оценки профессиональных, деловых и личных качеств претендента по результатам
решения заранее подготовленных задач — тестов. Чтобы правильно составить
тот или иной тест, необходимо, прежде всего, провести анализ рабочего процесса
и выявить наиболее характерные черты, качества и стиль работы, которые
позволяют быстро и эффективно выполнять именно эту работу. Тест должен быть
составлен так, чтобы он позволял измерять или оценивать именно данные
параметры, которые признаны важными или обязательными для занятия того или
иного рабочего места или должности. Наряду с анкетированием, собеседованием и
тестированием можно попытаться навести справки о кандидате, обратившись в
организацию, где он раньше работал. Это иногда позволяет дополнить информацию
или оценить правильность изложенных в резюме сведений. Кроме этого, можно
принять на работу сотрудников с испытательным сроком, составляющим от одного до
шести месяцев. Испытательный срок также можно рассматривать как метод отбора
персонала, позволяющий оценить кандидата непосредственно на рабочем месте, в процессе
выполнения конкретных трудовых функций и должностных обязанностей.
К настоящему времени в отечественной и мировой практике разработано
значительное число систем оценки управленческого персонала, которые можно
классифицировать по различным основаниям. Решение вопроса о содержании (или
предмете) оценки является одним из исходных при формировании любой системы.
Анализ того, что является содержанием оценки, - а именно: какие стороны
управленческой деятельности подвергаются измерению, анализу и интерпретации,
позволяет выделить несколько основных подходов. В качестве предмета оценки
руководителя в различных методиках выступают:
деловые
и личностные качества (свойства, черты) руководителей;
характеристики
их поведения в различных ситуациях;
качество
выполнения управленческих функций;
характеристики
применяемых средств руководства;
показатели
результатов деятельности возглавляемых коллективов;
результаты
организаторской деятельности;
успешность
установления и достижения руководителями целей управления конкретными
коллективами.
Распространена также комплексная оценка, содержание которой включает различные
комбинации из названных предметов оценки труда. Степень разработанности каждого
из подходов неодинакова. Некоторые (например, оценка качеств) доведены до
вполне полного методического обеспечения и даже автоматизации, другие
(например, целевая оценка) представлены лишь в виде определенных принципов.
1. Оценка по методу черт.
Широкое распространение получила оценка руководителей по методу черт. В ее
основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики
его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится
балльная оценка степени выраженности у руководителей некоторого набора деловых
и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени коррелируют
с эффективностью деятельности руководителей в конкретных коллективах. Для этого
с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой
перечень свойств, который в наибольшей степени отличает каждого руководителя и
помогает составить его деловой портрет. Различие методик связано с
используемыми способами измерения личностных свойств и предлагаемыми перечнями
черт. Однако, несмотря на многообразие модификаций таких методик, предмет
оценки везде одинаков - качества личности руководителя. В результате всегда
получается социально-психологическая характеристика оцениваемого и
констатируется обладание им определенными свойствами. Опыт применения
подобных систем оценки у нас в стране и за рубежом позволяет выявить их
основной недостаток - субъективизм получаемого знания. Причины этого коренятся
в самом методе, который связан с волей и сознанием субъектов, участвующих в
оценке. Речь идет не о получении предвзятых или некомпетентных оценок, что
возможно при реализации любого подхода, а о самом содержании производимой
оценки. Используемые перечни качеств в слабой степени привязаны к
управленческой деятельности и скорее раскрывают в какой-то мере внутреннюю
структуру личности оцениваемого, нежели фиксируют определенные профессиональные
требования к психологическим характеристикам руководителя как субъекта
управления. Фактически такая оценка основывается не на анализе реального
управленческого труда, а на том, что думают о руководителе окружающие.
2. Оценка на основе анализа труда.
Определение психологических свойств на основе анализа труда управленческого
персонала происходит в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на
оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических
характеристик выступают относительно инвариантные особенности поведения
управленца, проявляющиеся в процессе решения им конкретных управленческих
задач. В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных
управленческих ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых
описывается работа управленца, а затем оценивается его поведение. Рациональным
основанием такой оценки является то, что разнородность элементов трудовой
ситуации в каждом случае складывается в определенный комплекс условий и задач
управленческой деятельности. Решение этих задач является чрезвычайно сложным и
эффективность действий управленца, безусловно, определяется его личностными
особенностями. Основу методики составляет представление об управленческих
ситуациях как единицах анализа труда управленческого работника, однако именно
их структура остается пока еще недостаточно разработанной. Используемые в ходе
оценки ситуации (отсутствие согласованности в планах работ со смежными
подразделениями, конфликты, вызванные нечетким разграничением функций,
необеспеченность финансовыми ресурсами, неукомплектованность подразделения
персоналом) являются, по существу, лишь описанием отдельных проблем управления.
Результатам оценки поведения управленческих работников, как и в случае оценки
качеств, является социально-психологическая характеристика, только более
профессионально ориентированная. Она содержит информацию о том, каким образом
(эффективно или нет) действовал работник, в каких ситуациях более, в каких -
менее эффективно. Однако данный способ не помогает выяснить причину такого
поведения и его последствия.
3. Функциональная оценка.
Функциональная оценка руководителя основывается на анализе процесса труда,
выяснении, насколько он хорошо справляется со своими должностными
обязанностями. Работа руководителя в этом случае описывается в структуре
выполняемых им специфических функций по регулированию совместной деятельности.
Например, в одной из методик выделяют такие управленческие функции, как планирование,
организация, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль. В основе
такого способа - представление об особых задачах организаторской деятельности,
отличающих управленческий труд от исполнительского и имеющих некоторое
универсальное содержание, а также понимание места и роли руководителя в
трудовом коллективе. Можно говорить, что основными задачами его (руководителя)
деятельности как субъекта управления являются:
устранение
расхождений в подходе, времени действия, усилиях совместно работающих
индивидов;
задание
и поддержание правил и норм трудового поведения и взаимодействия в
коллективе, а также определенной системы ценностей в сфере труда;
согласование
общих и индивидуальных целей деятельности;
обеспечение
максимального вклада каждого в получении общего результата.
Условия
управленческой деятельности, сфера совместного труда, параметры возглавляемого
коллектива лишь конкретизируют эти задачи, заполняют их предметным содержанием,
не изменяя сути выполняемых функций. Функциональная оценка имеет то
достоинство, что основывается на анализе того, чем в действительности
занимаются руководители. Она позволяет определять слабые стороны в работе
конкретных руководителей на основе знания об общих задачах управленческой
деятельности.
4. Методика определения стиля руководства.
Анализ качества выполнения работы предполагает также определение стиля
руководства. Руководитель создает ценности не напрямую, а посредством других
людей, регулируя их поведение и модифицируя его в необходимом для реализации
общих целей направлении. Средством решения всех задач в коллективе для него
выступает целенаправленное и систематическое воздействие на людей в процессе
совместного труда. Главными в деятельности руководителя являются личностная
позиция, стиль делового общения, выбранный способ взаимодействия с
подчиненными. И если анализ управленческих функций позволяет раскрыть
содержание выполняемой руководителем работы, круг решаемых задач, то
определение стиля руководства раскрывает систему ответственности, вносимую
руководителем в процесс работы и выступающую в качестве важного средства его
влияния на других людей. При таком подходе предметом оценки является характер
взаимоотношений руководителя с подчиненными. Она позволяет раскрыть личностные
особенности поведения руководителя в системе отношений "руководства-
подчинения". Способ воздействия на людей имеет принципиальное значение для
успешной работы руководителя, обеспечения эффективной совместной деятельности,
поэтому оценка применяемых средств руководства - важный аспект анализа качества
управленческого труда.
5. Оценка по результатам деятельности коллектива.
Широко распространена практика оценки руководителей по результатам деятельности
возглавляемых ими коллективов. При этом используются главным образом
производственные и экономические показатели, относящиеся, например, к качеству,
объему, срокам получения производимых продуктов (услуг). Прибыль является
наиболее показательным и универсальным критерием работы любого управленца,
особенно в странах с рыночной экономикой. Однако его использование предполагает
анализ и учет ряда других показателей, поскольку высокие результаты по прибыли
могут скрывать серьезные недостатки управления (например, расстройство системы
обеспечения необходимыми ресурсами), слишком позднее выявление которых
нежелательно. Причем, чем более высокий пост занимает оцениваемый руководитель,
тем выше значение прибыли как критерия оценки его деятельности. Наряду с
прибылью применяются и сложные системы показателей, учитывающие использование
основных и оборотных средств, эффективность капиталовложений, экономию прямых и
косвенных затрат в издержках производства и обращения и т. д. Руководители
оцениваются также по результатам внедрения и использования новой техники и
технологии, темпам освоения новой продукции. В основе такого способа оценки -
признание влияния руководителя на формирование итоговых показателей
деятельности коллектива. Анализируемые параметры свидетельствуют о том,
насколько хорошо и с какими издержками руководитель выполняет свою конечную
задачу - эффективно достигает цели совместной деятельности, получает
определенные результаты. При всей значимости такой оценки и она не позволяет
определить меру активности и усилий самого руководителя, его личный вклад в
достижение полученных результатов, что важно при его индивидуальной оценке как
субъекта труда. Оценка по результатам является признанным способом определения
успешности любой деятельности, что в случае анализа сложного управленческого
труда является непростой задачей. Отдельные показатели результатов
управленческой деятельности содержатся в некоторых комплексных методиках, сам
же способ не является достаточно разработанным и в полной мере не используется
на практике. Однако представляется, что нет такого труда, итоги -которого не
удалось бы представить в определенном масштабе их полезности и социальной
значимости. Необходимость и целесообразность перехода к оценке руководителей по
результатам их специфической организаторской деятельности являются насущными и
очевидными.
Анализ ситуации в образовании
показывает, что методы работы, знания, умения и навыки, сформировавшиеся у
большинства руководителей в прежних условиях управления и хозяйствования,
становятся недостаточными для выполнения изменившихся управленческих функций,
более того, играют иногда роль тормоза на пути реформирования и динамичного
развития системы образования. Остро ощущается потребность в профессионализации
деятельности управленческих кадров отрасли.
Однако, как известно,
современный руководитель не может возникнуть сам собой как "природный
талант", либо в результате проведения какой-либо одной крупной акции. Необходимы
планомерные условия по организации обучения этой категории кадров с учетом
требований, предъявляемых сегодня к профессиональным и личным качествам
управленцев применительно к сфере образования.
В частности:
·
получение
профессионального образования в области управления, в том числе высшего;
·
специализация, углубление
знаний в отдельных сферах управленческой деятельности;
·
систематическая
актуализация, обновление профессиональных знаний и умений в области управления
образованием;
·
адаптация к новым условиям
профессиональной деятельности (в том числе при назначении на новую должность);
·
реализация научных,
исследовательских и творческих интересов;
К приведенным выше базовым
требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных
программ также относится обеспечение совместимости программ различных видов
дополнительного профессионального образования, которые реализуются путем соотнесения
целей и содержания программ повышения квалификации, профессиональной
переподготовки и стажировки. В зависимости от целей и сроков обучения в
программах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и
практическим обучением решению профессиональных задач.
Для организации профессиональной
переподготовки, которая проводится как длительное обучение по учебным
программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной
деятельности, разработана дополнительная образовательная профессиональная
программа переподготовки работников образования. Она рассчитана на курс
обучения не менее 500 часов. По окончании слушатель получает диплом о
профессиональной переподготовки. Уровень образования специалистов, проходящих
профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования,
требуемого для нового вида деятельности.
РАЗДЕЛ 2.
Культура поведения персонала предприятий индустрии
гостеприимства.
Этика делового общения.
Общие
положения Этикет (фр. - etiquette) - нормы и обычаи, регулирующие культуру
поведения человека в обществе. В это понятие входит совокупность правил,
связанных с умением держать себя в обществе, внешней опрятностью, правильностью
построения беседы и ведения переписки, грамотностью и ясностью изложения своих
мыслей, культурой поведения за столом и в иных ситуациях делового и светского
общения.
Нравственный смысл этикета проявляется прежде всего в том, что с его
помощью мы получаем возможность выразить уважение к человеку. В зависимости от
назначения, социальной принадлежности его носителей этикет может определяться
как придворный, дипломатический, военный, деловой и т.п. Общая тенденция,
характеризующая современный этикет, - его демократизация, избавление от
излишней усложненности и вычурности, стремление к естественности и разумности.
Эта тенденция, однако, не отменяет всей строгости и обязательности применения
этикета, например, в такой сфере, как международное общение, где отступление от
общепринятых норм может нанести ущерб и стране, и ее представителям.
Что касается делового этикета, то он основывается на тех же нравственных
нормах, что и светский. Белорусский исследователь И. Браим, отмечая взаимосвязь
делового и светского этикетов, выделяет следующие общие для них нравственные
нормы:
- вежливость, которая является выражением уважительного отношения к человеку.
Проявлять вежливость - значит желать добра человеку. Суть вежливости -
доброжелательность;
- корректность или умение держать себя всегда в рамках приличий, даже в
конфликтной ситуации;
- тактичность - чувство меры, превысив которое, можно обидеть человека или не
дать ему "сохранить лицо" в затруднительной ситуации;
- скромность - сдержанность в оценке своих достоинств, знаний и положения в
обществе;
- благородство - способность совершать бескорыстные поступки, не допускать
унижения ради материальной или иной выгоды;
- точность - соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при
выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении.
В международной сфере деловой этикет в целом следует нормам и традициям,
наиболее полно выраженным в дипломатическом протоколе и этикете. Под
дипломатическим протоколом понимается совокупность общепринятых норм, правил и
традиций, соблюдаемых официальными лицами в международном общении. При этом
дипломатический этикет, как важная часть протокола, регламентирует правила
поведения официальных лиц во время различных мероприятий, включающих
переговоры, встречи делегаций, визиты, беседы, взаимные представления, приемы и
т.д. Дипломатический протокол и этикет носят наднациональный характер и в
связи с этим получили широкое распространение в сфере международного делового
общения.
Основные принципы протокола соответствуют нравственным нормам делового и
светского общения и включают:
1) взаимную вежливость;
2) такт;
3) непринужденность (естественность, раскованность, но не фамильярность);
4) разумность (рациональность)
5) обязательность.
Деловой
костюм
Главные требования к одежде - опрятность, аккуратность, соответствие
назначению, месту, положению и возрасту человека, времени года. Костюм должен
быть отглаженным, без пятен, рубашка - свежей, обувь - чистой и без сбитых
каблуков. Все элементы одежды и аксессуары должны быть тщательно подобраны по
цвету и назначению и составлять в целом ансамбль, главным в котором должно быть
сочетание строгости, вкуса и элегантности.
Итак, характерной особенностью делового костюма является его строгость.
Она достигается отсутствием ярких тонов и экстравагантности в покрое. Клубный
пиджак малинового или зеленого цвета уместен при неформальном общении, костюм
традиционного покроя (однобортный или двубортный в соответствии с модой) -
атрибут делового человека на службе и во время официальных мероприятий.
Деловому человеку рекомендуется выбирать спокойные тона и фасоны. Летом
и в дневное время носят более светлые костюмы, зимой и на вечерних мероприятиях
- более темные. Высокий темп деловой активности часто не оставляет времени на
переодевание к каким-то определенным событиям и мероприятиям, следующим сразу
за завершением рабочего времени. В связи с этим на Западе многие деловые люди
используют костюмы средних тонов в сочетании с белыми или очень светлыми
сорочками, в которых допустимо появиться и на вечернем приеме. В этом случае,
равно как и в другой обстановке, очень важен тщательно подобранный галстук.
Надо помнить, что носить черные галстуки не принято, их надевают только в знак
траура.
Не рекомендуется использовать большое количество украшений. Чем проще
булавка для галстука, часы, а также портфель, ручки и другие необходимые
предметы, тем лучше. Особый вкус и внимание к своим украшениям, аксессуарам и
макияжу должны проявлять женщины.
В деловой одежде как мужчинам, так и женщинам рекомендуется использовать
одновременно сочетания не более двух - трех цветов. В тон подбирают носки и
галстуки. Обувь черного цвета подходит ко всем костюмам, цветная - не
сочетается с черными и синими костюмами.
Приводить себя в порядок согласно этикету можно только дома, в номере
гостиницы или специально отведенных для этого местах.
Деловая переписка
Деловая переписка, независимо от ее предназначения и уровня, должна
отвечать следующим пяти требованиям:
1. Ясность;
2. Краткость (лаконичность);
3. Завершенность (полнота) ;
4. Любезность (учтивость);
5. Грамотность.
Следует помнить, что любое письмо - это послание (обращение) к
респонденту. Если последний не поймет его смысл, он, естественно, не сможет правильно
отреагировать на него.
Для того, чтобы обеспечить ясность и понятность письма, необходимо найти
самые подходящие слова и выражения, раскрывающие суть того, что вы хотите
изложить. При этом имеют значение не только слова и выражения, но и пунктуация,
длина предложений, построение (внутренняя структура) самого предложения, где
порядок слов тоже несет смысловую нагрузку, а также разбивка на абзацы
(параграфы).
Следует добавить, что в деловой переписке предложения должны быть, по
возможности, короткими. Хотя в то же время надо помнить, что сплошной набор
коротких, рубленых фраз производит нежелательное впечатление (так называемый
эффект стаккато). Язык и структура предложения должны соответствовать
интеллектуальному и образовательному уровню адресата. Краткость (лаконичность). Как известно, проблемой для любого
делового человека (бизнесмена) является нехватка времени и в связи с этим он
всегда приветствует все то, что сберегает ему и время, и энергию. В связи с
этим самым лучшим письмом для делового человека будет то, при чтении которого
он быстро схватит его смысл. Таким образом, ясность слов и грамматическая
структура дополняются лаконичностью (краткостью) самого письма.
Краткость предполагает исключение из содержания письма всех второстепенных
деталей, повторов и длинных оборотов речи. И в то же время нельзя слишком
упрощать письмо в ущерб полноте, что может быть истолковано как неучтивость и
бестактность.
Нельзя игнорировать основные факты, относящиеся к делу, как и все те
выражения и обороты, которые подчеркивают любезность, сердечность и добрую волю
пишущего. Завершенность (полнота). Полноту содержания письма никогда не
следует приносить в жертву его краткости. Все основные мысли и соображения
автора должны быть изложены в письме. Чтобы ничего не упустить, предварительно
перед написанием письма делается набросок тех пунктов, которые должны найти
отражение в послании.
После составления черновика еще раз сверяется, отражено ли все то, что
предполагалось. Если что-то было забыто, вносится дополнительно.
Иногда, чтобы не нарушать целостность и логическую стройность письма,
дается post-scriptum (P.S.), в котором приводится дополнительная информация, в
том числе и не имеющая прямого отношения к содержанию письма. Любезность (учтивость). Каждая уважающая себя деловая организация
(фирма), всерьез обеспокоенная заботой о своем успехе, должна проявлять
максимум сердечности и учтивости в личных контактах с отдельными лицами и
компаниями (учреждениями, предприятиями), поскольку с выражений почтения и
уважения к клиенту (деловому партнеру) начинается успех дела.
Однако надо и в этом знать меру, помня правило "не
пересластить". Слишком назойливое и пространное выражение любезности
свидетельствует о слабом вкусе, говорящего, даже если он при этом искренен в
своих чувствах.
Форма проявления любезности зависит прежде всего от содержания письма,
т.е. от того идет ли речь о пользе или невыгоде для адресата. К примеру, в
случае отказа от какого-либо предприятия (дела), невозможности выполнить
чью-либо просьбу (предложение), должна быть проявлена максимальная сдержанность
в выражении любезности. Но в любом случае, при самых неприятных обстоятельствах
не допускается в деловых письмах сарказм и оскорбления. Грамотность. Грамотность - обязательное требование к деловым (и
вообще к любым) письмам.
Этика разговора по
телефону.
Значение
телефона очень велико. Умение человека вести телефонные переговоры в конечном
счете определяют его репутацию и репутацию фирмы, которую он представляет.
Специальные требования предъявляются к содержанию телефонных разговоров.
К основным
правилам относятся следующие:
1.
Отвечая на звонок,
представьтесь. Люди любят знать, с кем они разговаривают. Кроме того, это
создает обстановку доверительности и помогает лучше понять собеседника.
2.
Не давайте выхода вашим
отрицательным эмоциям. Ваш собеседник меньше всего виноват в том, что у Вас
плохое настроение.
3.
Отвечайте на все
телефонные звонки. Никогда нельзя знать заранее, какой по счету звонок принесет
выгодный контракт или ценную информацию.
4.
Убедитесь в точности
сведений, которые вы намерены сообщить. Лучше еще раз все перепроверить, чем
заставить человека проделать долгий путь, который в итоге окажется
безрезультатным.
5.
Для того чтобы выяснить,
что вам нужно, задавайте вопросы по анкетному принципу ("Как вас
зовут?", "Откуда вы звоните?", "Ваш номер телефона?"),
предоставляя отвечающему как бы заполнить пробелы. Часто приходится
"вытягивать" из клиента дополнительную информацию. Для этого
используйте вопросы, начинающиеся с "что, когда, где, кто, как", но
избегайте "почему", так как оно содержит оттенок недоверия.
Итак, что следует и
чего не следует делать, когда звонит телефон:
Не следует:
долго не поднимать
трубку;
говорить "привет",
"да" или "говорите", начиная разговор;
спрашивать:
"Могу ли я вам помочь?";
вести две беседы
одновременно;
оставлять телефон
без присмотра хотя бы ненадолго;
использовать для
заметок клочки бумаги и листки календаря;
передавать трубку
несколько раз;
говорить "все
обедают", "никого нет", "пожалуйста,
перезвоните".
Следует:
поднять трубку до
четвертого звонка телефона;
говорить
"доброе утро (день)", представиться;
спрашивать
"Чем я могу вам помочь?";
концентрироваться
на разговоре и внимательно слушать;
предложить
перезвонить, если для выяснения деталей требуется время;
использовать бланки
для записи телефонных разговоров;
записать номер
звонящего и перезвонить ему;
записать информацию
и пообещать клиенту перезвонить ему.
Этот список можно
продолжить. К примеру, нельзя превращать разговор в допрос, задавая вопросы
типа "С кем я разговариваю?" или "Что вам нужно?"
Старайтесь следить за своей дикцией; говорить отчетливее, если вы говорите с
акцентом; избегать привычки зажимать микрофон рукой, чтобы что-то сказать
коллегам. Если звонящий высказывает по телефону жалобу, не говорите ему:
"Это не моя ошибка", "Я этим не занимаюсь", "Наши
товары никогда не выходят из строя" и т.п., - этим Вы роняете репутацию фирмы
и не помогаете клиенту в решении проблемы. Поэтому дайте ему выговориться до
конца; выразите ему сочувствие, а если виноваты вы, извинитесь; запишите его
имя, телефон, номер заказа или другие данные. Если вы обещали ему перезвонить,
сделайте это как можно скорее, даже если в решить проблему к назначенному сроку
не удалось. Запомните: когда проблема решена, клиент, как правило, чувствует
себя вашим должником, а это можно использовать для деловых контактов и роста
бизнеса.
Существуют
выражения, которых следует избегать при телефонных разговорах, к ним, в
частности, относятся:
"Я не знаю", "Мы не сможем этого сделать", "Вы
должны...", "Подождите секундочку, я скоро вернусь",
"Нет".
Даже беглое
знакомство с этикой телефонных переговоров, как показывает практика,
увеличивает эффективность работы служащих и одновременно повышает их уровень
удовлетворенности собственной работой.
Имидж
организации
- это образ организации, существующий в сознании людей. Можно даже сказать, что
у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним
работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса имиджа на
самотек он сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что он
будет адекватным и благоприятным для фирмы.
Формирование образа,
своеобразного “лица” организации – дело не только специалистов в этой области
(маркетологов, рекламистов). Имидж организации формируется не только
направленными на это акциями и мероприятиями. Качество производимых товаров и
оказываемых работ/услуг, отношение персонала к своему работодателю, клиентуре и
собственной деятельности имеет значение для имиджа не менее важное, чем реклама
и презентации. Благоприятный образ-имидж должен быть адекватным, оригинальным,
пластичным и иметь точный адрес. Быть адекватным - значит соответствовать
реально существующему образу или специфике фирмы. Быть оригинальным - значит
отличаться от образов других фирм (товаров), особенно однотипных. Быть
пластичным - значит не устаревать, не выходить из моды, изменяясь, казаться
неизменным. Иметь точный адрес - значит быть привлекательным для определенной
целевой аудитории, т.е. для настоящих и потенциальных заказчиков.
Приступая к созданию
имиджа, необходимо выяснить, во-первых, род деятельности фирмы в настоящее
время и в перспективе; во-вторых, чем товары (услуги) фирмы отличаются от
товаров (услуг) конкурентов.
Задачи имиджа:
1.Повышение престижа фирмы, т.к. разработка фирменного стиля
свидетельствует о внимании фирмы не только к вопросам производства. 2.Повышение эффективности рекламы и различных
мероприятий по продвижению товара. Облегчение введения на
рынок новых товаров (услуг), т.к. фирме со сложившимся имиджем вывести товар на
рынок легче. 3.Повышение
конкурентоспособности фирмы, т.к. в условиях равного товара
конкуренция ведется на уровне имиджей фирм.
Создание имиджа
фирмы.
Искусственное
создание имиджа лучше доверить профессионалам высокой квалификации, поэтому не
следует экономить средства на его создание. Имидж только частично
"принадлежит" фирме - в виде визуальной атрибутики фирменного стиля,
другая его часть создается средствами PR и живет в массовом сознании
потребителя. Если фирма не позаботится о создании нужного имиджа, потребители
могут обойтись собственным воображением и прийти к своему варианту имиджа,
который не всегда будет выигрышным для фирмы.
Этапы создания
имиджа:
--
Определение целевой аудитории, изучение ее возраста, рода занятий и т.п.
--
Разработка концепции имиджа. Концепция имиджа - это главные принципы, мотивы и
ценности, характерные для фирмы и ее товаров, а также значимые для потребителя.
--
Формирование, внедрение и закрепление имиджа в сознании потребителя.
Основные
средства формирования имиджа: фирменный стиль, визуальные средства, оригинал-макеты,
вербальные средства, рекламные средства, PR-мероприятия.
Фирменный стиль.
Фирменный стиль - это совокупность художественно-текстовых и технических
составляющих, которые обеспечивают зрительное и смысловое единство продукции и
деятельности фирмы, исходящей от нее информации, внутреннего и внешнего
оформления. Понятие "фирменный стиль" содержит в себе две составляющие:
внешний образ и характер поведения на рынке.
Характер поведения на рынке - определяется взаимоотношениями фирмы и
ее представителей с партнерами, заказчиками, поставщиками, банками, конкурентами.
Характер поведения на рынке отличается особым стилем при проведении рекламных
кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта, а также работой с
общественностью, наличием корпоративного духа и корпоративной культуры.
Товарный знак (торговая марка, эмблема) - это официально принятый термин,
означающий зарегистрированное в установленном порядке оригинально оформленное
художественное изображение (оригинальные названия, художественные композиции и
рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т.п.). Товарный
знак служит для отличия товаров или услуг одного лица (юридического или
физического) от однородных товаров или услуг другого.