|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли |
2315 |
|
3371 |
|
+1056 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ (6-7) |
8 |
0,2 |
154 |
1,3 |
+146 |
Как показывают данные таблицы 1, прибыль от реализации в 2004 году увеличилась на 7908 млн.руб. относительно 2003 года. Возросли убытки от операционных расходов на 1677 млн. руб., от внереализационных расходов на 2500 млн. руб. следовательно итоговая прибыль в 2004 году составила 3525 млн.руб. что на 1202 млн. руб. больше предыдущего года. Нераспределённая прибыль в анализируемом периоде, после произведённых выплат налогов и сборов, составила 154 млн.руб.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
П=∑[VРПобщУдi(Цi-Сi)]. (1)
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 3.
Таблица 3 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Моготекс» , млн. руб.
Показатель
Базовый период
2003г.
Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода
Отчетный период
2004г.
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг(В)
∑ (VPПi0-Цi0) = 2097,5•58,5= =122701
∑ (VPПi1-Цi0) = 2500•58,5 =146250
∑ (VPПi1-Цi1) = 2500•61,05 =152636
Полная себестоимость реализованной продукции(3)
∑ (VPПi0-Сi0) = 2097,5•56,5=
=119307
∑ (VPПi1-Сi0) = 2500•57,55=143875
∑ (VPПi1-Сi1) = 2500•57,55=143863
Прибыль (П)
3394
2375
8773
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет:
Iрп = VРП1 / VРП0 (2)
Iрп = 2500 / 2097,5 = 1,2
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличиться на 20% и составить 4072,8 млн. руб. (3394•1,2).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
∑ (VPПi1-Цi0) - ∑ (VPПi1-Сi0) = (3)
= 146250 -143875 = 2375 млн.руб.
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑ (VPПi1-Цi1) - ∑ (VPПi1-Сi0) = (4)
= 152636 – 143875 = 8761 млн.руб.
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 4.
Таблица 4 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли
Факторы
Порядок расчета
Прибыль, тыс. руб.
Объем продаж
Структура продаж
Цены
Себестоимость
По
to
to
to
to
Во — З0
3394
Пусл1
t1
to
to
to
По • Iрп