бесплатные рефераты

Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру (специальность - 08.00.05 "Экономика")

Правило в максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. - Предельные издержки представляют собой дополнительные переменные издерж­ки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продукции. -Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов:

·         обеспечение материальной заинтер-ности работников в достижении наивысших рез-тов при наименьших затратах;

·         накопление собственного капитала;

·         выполнение обязательств перед государственным бюджетом,

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам.

В фондах специального назначения аккумулируется значительная часть прибыли, резервированная или направленная на образование источников финансирования, затрат на создание но­вого имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры.

Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и фонды потребления.

Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая направлена на строительство и приобретение основных фондов, т.е. на создание нового имущества предприятия.

Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фондов работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, социальные и компенсационные выплаты, материальная помощь, лечение и отдых, приобретение медикаментов.

По экономическому содержанию фонды - это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для её целевого использования; на приобретение новой техники; мероприятия социальной направленности; материальное поощрение и прочие нужды.

Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий.

 


Вопрос № 29.  Инвестиционное проектирование: сущность, цели, этапы. Критерии эффективности инвестиционных проектов.

 

Цели инвестиционного проектирования:

  • привлечения инвестиций;
  • получения кредита;
  • трезвой оценки реальных возможностей.

Основные этапы инвестиционного проектирования

  • Исследование рынка
  • Поиск партнера
  • Привлечение финансов
  • Структуризация сделки
  • Осуществление инвестиций

Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках.

К первой группе относятся критерии:

@        чистый приведенный эффект (NPVNet Present Value);

@        чистая терминальная стоимость (NTVNet Terminal Value);

@        ин­декс рентабельности инвестиции (PI Profitability Index);

@        внутренняя норма прибыли (IRR – Internal Rate of Return);

@        модифицированная внутренняя норма прибыли (MIRR – Modified Internal Rate of Return)

@        дис­контированный срок окупаемости инвестиции (DPPDiscounted Payback Period).

Ко второй группе относятся критерии:

@        срок окупаемости инвестиции (PP - Payback Period);

@        коэффициент эффективности инвестиции (ARR – Accounting Rate of Return).

Критерий NVP отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала коммерческой организации в случае принятия рассматриваемого проекта, причём оценка делается на момент окончания проекта, но с позиции текущего проекта, т.е. начала проекта. Проект рекомендуется к принятию если его NVP положителен ( т.е. > 0).

 


Вопрос № 31.  Основные средства. Понятие, классификация, показатели и проблемы использования.

 

Основные фонды предприятия – это совокупность материально-вещественных ценностей, созданных общественным трудом  длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа.

В зависимости от характера участия основных фондов в сфере материального производства они подразделяются на:

 - производственные основные фонды функционируют в процессе производства, постоянно участвуют в нем,  изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость на готовый продукт, пополняются они за счет капитальных вложений,

 - непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания процесса производства, и поэтому в нем непосредственно не участвуют, и не переносят своей стоимости на продукт, потому что он не производится;

Согласно существующей классификации основные фонды промышленности по своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяются на следующие виды:

·         здания,

·         сооружения,

·         передаточные устройства,

·         машины и оборудование,в том числе:

o        силовые

o        рабочие

o        измерительные и регулирующие предметы

o        вычислительная техника

o        прочие

·         транспортные средства,

·         инструменты,

·         производственный инвентарь и принадлежности,

·         прочие основные фонды (рабочий скот, многолетние насаждения).

В зависимости от  непосредственного участия в производственном процессе производственные основные фонды подразделяются на:

·         активные (обслуживают решающие участки производства и характеризуют производственные возможности предприятия)

·         пассивные (здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие нормальное функционирование активных элементов основных фондов).

 

1. фондоотдача

                а

     Ф = --------------

           2С 0осн  + 2  С 0об

     а     - количество продукции

      2С 0осн - средняя стоимость основных средств

      2С 0об  - средняя стоимость оборотных средств

2. фондоемкость - это величина, обратная фондоотдаче.

3. фондовооруженность

            2Сосн - ст-ть основных производственных фондов

     Ф = ------

              Ч      - численность персонала

 


Вопрос № 32.  Оборотные средства. Понятие, классификация, показатели и проблемы использования.

 

Оборотные фонды – та часть средств производства, которая целиком потребляется в течении 1 цикла производства. Они изменяют свою натурально-вещественную форму. Их стоимость полностью включается в затраты на пр-во эк. благ. 

Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные, заемные и привлеченные

 

Заемные средства представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Основными направлениями привлечения креди­тов для формирования оборотных средств являются:

  • кредитование сезонных запасов сырья, материалов и затрат, связанных с сезонным процессом производства;
  • временное восполнение недостатка собственных оборотных средств;
  • осуществление расчетов и опосредование  платежного оборота.

Коэффициент обеспеченности собственными и приравненными к ним оборотными средствами (КОБЕСП) исчисляется по формуле:

КОБЕСП = ОСФС / ОСНЕ

где: ОСФС – фактическое наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств;

ОСНС — норматив собственных оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости (КП) оборотных средств определяется отношением объема реализованной строительной продукции по сметной стоимости к сумме среднегодового остатка оборотных средств. Он показывает, сколько оборотов сделали оборотные средства за рассматриваемый период, и определяется по формуле:

КП = РП / ОС

где: РП — объем реализованной строительной продукции, оплаченной заказчиками;

ОС — средний в течение рассматриваемого периода остаток оборотных средств.

Коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств в обороте (КЗ) показывает, сколько оборотных средств имеется в распоряжении строительной организации на каждую гривну реализованной строительной продукции. Он является величиной, обратно пропорциональной коэффициенту оборачиваемости, и определяется по формуле:

КЗ=ОС : РП

Продолжительность одного оборота в днях (о) определяется по формуле:

о=РПД / РП,

где:         Д – число дней в периоде, за который исчисляется оборачиваемость (в финансовых расчетах продолжительность года принимается за 360 дней, квартала-90 и месяца-30 дней).

 


Вопрос № 33.  Трудовые ресурсы. Понятия, структура, проблема управления.

 

Трудовые ресурсы - это совокупность людей, обладающих способностью трудиться. Они включают, прежде всего, население в трудоспособном возрасте. В эту группу входят мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины от 18 до 55 лет.

К промышленно - производственному персоналу (ППП) относятся работники основных и вспомогательных цехов, отделов, служб, т.е. все те, кто непосредственно связан с основной деятельностью предприятия:

·   рабочие,

·   инженерно - технические работники,

·   служащие,

·   младший обслуживающий персонал,

·   ученики и

·   охрана

В состав непромышленного персонала входят работники подразделений, не связанных с основной производственной деятельностью предприятия: жилищно-коммунального хозяйства, детских, культурно - бытовых, медицинских подразделений, подсобных сельскохозяйственных предприятий и т.п.

Выявление внутрипроизводственных резервов труда осуществляется на основе комплексного изучения трудовых ресурсов на предприятии и включает следующие основные вопросы:

1) состояние обеспечения производства кадрами и их профессионально - квалификационный состав;

2) динамика производительности труда и основные факторы ее роста;

3) использование рабочего времени;

4) уровень занятости ручным, малоквалифицированным и тяжелым физическим трудом;

5) текучесть кадров и мероприятия по их закреплению.

 

Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.

4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионалького опыта путем перемещения на другие должности или уча­стки работы, а также процедур прекращения договора найма.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разра­ботка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффек­тивности труда руководящих кадров.

 

РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе

2.2. Подготовка кадров

2.3. Оценка результатов деятельности

2.4. Подготовка руководящих кадров

2.5. Управление продвижением по службе

 


Вопрос № 34. Налоговая система РФ на современном этапе. Направления совершенствования.

 

1.  Федеральные налоги

·       налог на добавленную стоимость

·       акцизы на отдельные группы и виды товаров

·       налог на доходы банков

·       налог на доходы от страховой деятельности

·       налог с биржевой деятельности (биржевой налог)

·       налог на операции с ценными бумагами

·       таможенная пошлина

·       отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

·       платежи за пользование природными ресурсами

·       подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий

·       подоходный налог с физических лиц

·       дорожный налог

·       гербовый сбор

·       государственная пошлина

·       налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

·       сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний

·       налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

 

2.  Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов

·       налог на имущество предприятий

·       лесной доход

·       плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

·       сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц

 

3.  Местные налоги

·       налог на имущество физических лиц

·       земельный налог

·       регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

·       налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

·       курортный сбор

·       сбор за право торговли

·       целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели

·       налог на рекламу

·       налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров

·       сбор с владельцев собак

·       лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями

·       лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей

·       сбор за выдачу ордера на квартиру

·       сбор за парковку автотранспорта

·       сбор за право использования местной символики (гербы; виды городов, местностей, исторических памятников и прочее)

·       сбор за участие в бегах на ипподромах

·       сбор за выигрыш на бегах

·       сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме

·       сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами

·       сбор за право проведения кино - и телесъемок

·       сбор за уборку территорий населенных пунктов

·       сбор за открытие игорного бизнеса

·       налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы

 

Первая группа проблем - нестабильность налогового режима,  ухудшающая инвестиционный климат в России.

Вторая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные  в действующем Законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”.  В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж (какой платеж?) дается одно общее определение, что противоречит  правилам  элементарной  логики.

Третья группа  проблем - это  проблема разграничения компетенции властных структур различного уровня  в  области налогообложения и сборов.

Четвертая группа  проблем,  которые  необходимо разрешить при разработке проектов новых налоговых  законов,  касается взаимоотношений  налоговых  органов  с налогоплательщиками. 

 

Вопрос № 35.  Особенности налогообложения субъектов хозяйственной деятельности.

 

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

 

К ним относятся :

а) субъект налога или налогоплательщик  - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и

б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или имуществ, с которого начисляется налог  (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары  и т.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки .

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 % ) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы  (облагается  относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

 


Вопрос № 36.  Банковская система РФ на современном этапе. Направления совершенствования.

 

А) ЭМИССИОННЫЕ БАНКИ

 

Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк (ЦБ).

Сформулируем основные функции центрального банка:

·               эмиссия и контроль денежного обращения;

·               расчетный и резервный центр банков;

·               управление государственным догом и исполнение государственного бюджета;

·               выполнение роли "кредитора последней инстанции", "банка банков";

·               установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального банка по кредитам;

·               определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;

·               проведение научных исследований;

·               определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

·               формирование   эффективного   механизма   денежно-кредитного регулирования экономики.

 

б) НЕЭМИССИОННЫЕ БАНКИ КОММЕРЧЕСКИЕ (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ) БАНКИ

Важнейшими их функциями традиционно являются:

·               аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

·               обеспечение функционирования расчетно-платежного  механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;

·               кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота:

·               учет векселей и операций с ними:

·               хранение финансовых и материальных ценностей:

·               доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции)

 

В) СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БАНКИ

Инвестиционные и инновационные

Учетные и депозитные банки - исторически специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций

Сберегательные (ссудосберегательные, взаимосберегательные) банки - строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов

Ипотечные (земельные) банки - осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества.

 

Вопрос № 37.  Кредит: понятие и классификация. Кредитные отношения. Банковский кредит.

 

            На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования

                Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило ниже, чем по банковскому кредиту. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании.

                Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам и имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банковский кредит носит двойственный характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих предприятий, компаний либо в виде ссуды денег, т.е. как платежное средство при уплате долгов. По мере развития и расширения кредитной системы увеличиваются темпы роста банковского кредита. В настоящее время существует несколько форм банковского кредита:

                Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговым компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования. Срок кредита - года, процент - от 10 до 25. В случае неуплаты по нему имущество изымается кредитором.

                Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица, т.е. различные предприятия и компании.

                Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.

 

Вопрос № 30.  Инвестиционная деятельность: объекты, субъекты, источники финансирования. Механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности.

 

Объектами инвестиционной деятельности являются

  • вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства
  • ценные бумаги,
  • целевые денежные вклады,
  • научно - техническая продукция,
  • другие объекты собственности,
  • имущественные права и права на интеллектуальную собственность

 

Субъекты инвестиционной деятельности

Субъектами инвестиционной деятельности являются

·         инвесторы,

·         заказчики,

·         исполнители работ,

·         пользователи объектов инвестиционной деятельности,

·         поставщики,

·         юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.

 

Важнейшим условием активизации производственной деятельности в 1997 году остается формирование в российской экономике благоприятного инвестиционного климата, что предполагает необходимость:

·         устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;

·         осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисциплины, что позволит делать сбережения в денежной форме;

·         четкого разграничения сфер ответственности федерального и местного бюджетов, а именно:

    1. выделение средств на развитие федеральной собственности;
    2. в отношении отдельных объектов, находящихся в муниципальной собственности, — выделение средств из федерального бюджета только в порядке софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается за счет местного бюджета;

·         дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции в экономику;

·         проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;

·         создания благоприятного налогового режима, способствующего наращиванию производительного капитала;

·         стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному инвестору на приоритетных для государства направлениях инвестирования.

 


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ