Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации
Содержание
Введение
4
1
Пенсионный фонд Российской Федерации: его
становление и задачи
деятельности
8
1.1 История возникновения и развития
пенсионного страхования в России 8
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской
Федерации 14
1.3 Формирование и расходование средств
бюджета Пенсионного фонда РФ 19
2 Роль Пенсионного фонда РФ в
социальном обеспечении пенсионеров 28
2.1 Теория и практика
пенсионного обеспечения 28
2.2
Финансирование пенсионных
выплат 41
2.3 Модели организации
пенсионного обеспечения 49
3 Совершенствование пенсионной системы
Российской Федерации 55
3.1 Создание многоуровневой системы
пенсионного обеспечения 55
3.2 Значение персонифицированного
учета в новой пенсионной системе Российской
Федерации
61
Заключение
69
Список использованных
источников
72
Приложение А Отношение максимальной,
средней и минимальной пенсий
к прожиточному
минимуму пенсионера 78
Приложение В Выплаты, на
которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд
РФ 79
Введение
Переход
к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы
Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному
звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди
которых основное место заняли социальные фонды.
Внебюджетные
фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью
осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в
интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных
фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго
целевое использование их средств.
Внебюджетные
фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой
системе, имеют на неё огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми
располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с
федеральным бюджетом.
Согласно
Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд –
это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное
обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и
имеющий строго целевое назначение. В данной работе из всех внебюджетных фондов
рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации.
Расходы
и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются
законодательными (представительными) органами в форме закона (решения)
аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном
федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых
юридическими и физическими лицами /8/. Средства государственных внебюджетных
фондов находятся в государственной собственности.
В
настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными
фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов
государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их
исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов
государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством
Российской Федерации /2/.
В
современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных
фондов, увеличивается объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд
особенностей и преимуществ:
- у органов государственной
власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную
жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях
нестабильной экономики;
- строго целевое использование
средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их
автономность от бюджета и предназначение требуют особого внимания;
- возможность использования для
покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного
сальдо.
Бюджетный
Кодекс Российской Федерации включает в число государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд
социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации /2, ст. 144/.
Пенсионный
фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его
является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем
перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил,
он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе
определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный
фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям
которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание,
в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных
пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в
возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом
определяется его важное социальное значение.
Для
рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и
формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его
повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколь - нибудь
серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально
значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько
экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный
параметры.
Пенсионный
фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для
финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях
данные ему права, так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от
страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий
требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все
меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать
достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом,
можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является
основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу,
так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными
задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей
для него.
Целью
работы является определение направлений совершенствования деятельности
Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной
реформой.
Для
реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие
задачи:
- проследить развитие
государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу
Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ показателей
пенсионного обеспечения населения.
- определить задачи,
возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
- показать возможные пути
реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
- оценить значение
персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.
В качестве теоретической базы дипломной работы были
использованы работы ведущих специалистов в области пенсионного обеспечения, а
также широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства.
Кроме того, были внимательно изучены и переработаны
публикации периодической печати, в том числе в специализированных изданиях,
посвящённые данной теме.
1 Пенсионный фонд российской Федерации: его становление и
задачи деятельности
1.1
История возникновения и развития пенсионного страхования в России
Государственное
пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было
гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно
охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения
могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически
отменено.
Однако
по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое
государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную
на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного
обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР
система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы
социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не
только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы
социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся,
содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
В
соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное
обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты
нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем
общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной
нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по
возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами
социального обеспечения /57/.
Хотя
данная пенсионная система входила в так называемую систему социального
страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного
пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых
принципах государственного пенсионного страхования. Однако несмотря на
многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное
преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально
необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила
определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на
государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на
государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете
государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в
государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была
основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и
полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения
являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как
по доходам, так и по расходам /34/.
Учитывая
относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные
темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить
сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956
году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на
социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших
расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и
служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56
г. “О государственных пенсиях”, значительно расширившего круг лиц, имеющих
право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам
пенсионеров в два раза /52/.
Важным
этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного
страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января
1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период
наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю
потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения
трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем
поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального
страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все
расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета,
постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального
страхования
Пенсии
по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные
ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с
прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого
предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в
законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по
инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за
выслугу лет /58/.
Материальное
обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет
средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового,
сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в
случае инвалидности, а их семьи – в случае потери кормильца. Пенсии этим
категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной
службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Пенсионное
обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового,
сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним
лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном Советом
Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.
Пенсионное
обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного
обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением
о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало
возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему
пенсионному законодательству /60/.
Часть
средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному
фонду социального обеспечения колхозников. За счет средств союзного бюджета
выплачивались также и персональные пенсии союзного значения. За счет
республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского
значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик
выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного
значения, пенсии работникам науки.
Полноправное
пенсионное обеспечение колхозников было введено только в 1965 г. Законом о
пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения
колхозников пенсиями.
В
1969 году в стране была введена единая система социального страхования
колхозников. Пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось
непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения
колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового
дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.
Все
эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных
методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце
80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии
справляться с возложенными на неё функциями.
Главной
проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность
доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Финансово-ресурсная
обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась
настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера
пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства. Повышение тарифов взносов на
социальное страхование в 1982 г. сократило разрыв в уровне формирования
доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования
до 0,57. Однако уже в 1989 г. это соотношение вновь снизилось до предельно
допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения размера отчислений
на социальное страхование не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного
бюджета /52/.
Развитие
пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г.
свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных
проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей
пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с
учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в
бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных
преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых
экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения.
Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной
вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъем
материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности
малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР “О
пенсионном обеспечении граждан СССР”.
Однако
уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства
страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от
20.11.90 г. №340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (с
последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время
привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной
системы.
Российский
пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование
было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были
проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного
пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне
условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во
взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный
отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования
должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.
В части организационной структуры управления деятельностью по
назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система – через
государственные органы социального обеспечения населения, сейчас – органы
социальной защиты населения /60/.
Если задаться вопросом, а какая же пенсионная система
существует на данный момент, то ответ на него сводится к неудовлетворительным
оценкам существующей пенсионной системы. Основные претензии, выдвигающиеся к
ней, это:
- крайне низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности,
которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;
-
система
продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой
характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в
малой степени (10 - 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии. При этом
средне- и высокооплачиваемые слои трудозанятого населения считают такой порядок
социально несправедливым, так как при одном и том же проценте страховых
отчислений в Пенсионный фонд (28+1 %) с заработной платы в 500 и 5000 рублей
размер пенсии будет одним и тем же – около 400 рублей; /33/
-
такая
система пенсионного обеспечения “непрозрачна”, непонятна и ненадежная для
пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в
долгосрочной перспективе размеров пенсий.
Весьма наивны понятия и представления о механизмах пенсионной
системы, которые бытуют в нашем обществе. Опрос, проведенный ВЦИОМ в 51 регионе
страны, свидетельствует, что подавляющее большинство респондентов – 80
процентов, считает, что государство должно обеспечивать их в старости. При этом
лишь 4.4 процента опрошенных заявили, что им известна организация государственных
и негосударственных пенсионных систем, и они знают их достоинства и различия.
Ещё большая неосведомленность у населения по поводу ключевых вопросов
функционирования пенсионной системы – природе собственности пенсионных фондов,
механизмах и источниках финансового обеспечения пенсий, роли социальных
субъектов в управлении данной сферой.
Проблема состоит в разрыве общественного сознания и реалий
экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство
населения считает, что пенсии финансирует государство, в то время как уже
девять лет, начиная с 1991 года, государство перестало играть роль основного
донора пенсионного обеспечения. Так, в период до 1991 года государство
дотировало более чем на 70 % пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля
составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат.
Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного
обеспечения несут работодатели – около 90 % всех расходов. В итоге роль и
функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако
совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер
пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая “уравниловка”
не только сохранилась но и приобрела ещё большие масштабы. На данный момент нестраховой
характер пенсионной системы – это основной тормоз её развития.
1.2
Развитие
Пенсионного фонда Российской Федерации
ПФ РФ
создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в
целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ
является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации /18/.
Пенсионный
фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности
Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов,
других фондов и изъятию не подлежат.
В
основные задачи ПФ РФ входят:/52/
-
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в
соответствии с назначением ПФ РФ;
-
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
-
капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (
в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;
-
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в
ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его
средств;
-
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к
компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом
порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам
пенсий и пособий.
В
соответствии с рисунком 1организационная структура Пенсионного фонда Российской
Федерации выглядит следующим образом:
Пенсионный фонд Российской
Федерации
Правление Пенсионного
фонда Отделения по субъектам
Исполнительная
дирекция Руководство в том
числе:
Председатель Правления
Управляющий Отделением
Первый заместитель
Председателя Заместитель управляющего
Заместители
Председателя Специалист по кадрам
Управляющие 12
Отделениями ПФ РФ Группа по защите информации
Представители
общественных, религиозных Юридический отдел
организаций, действия
которых связаны с Бухгалтерия
защитой интересов
пенсионеров, инвалидов Экономический отдел
Отдел по погашению просроченной
задолженности
Отдел по
организации персонифицированного учета
Межрегиональные пункты персонифицированного учета
Отдел учета поступления и расходования средств
Контрольно-ревизионный
отдел
Отдел координации деятельности уполномоченных
Административно-хозяйственный отдел
Рисунок
1. Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный
фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая
рядом особенностей:
- фонд запланирован органами
власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
-
денежные средства фонда используются для финансирования государственных
расходов, не включенных в бюджет;
-
формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических
лиц;
-
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют
налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются
обязательными;
-
на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд,
распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
-
денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят
в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо
цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из
фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально
уполномоченного органа (Правление фонда).
Руководство
Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий
орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в
составе РФ, отделения в национально - государственных и
административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах)
имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору
взносов на социальное страхование, финансирование органов социального
обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль
за расходованием средств /58/.
Кроме
ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и
социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий),
Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают
пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд
оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет
утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается
общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по
направлениям.
Пенсионный
фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта
самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от
экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных,
кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ
РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели,
регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых
платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных
выплат.
В
настоящее время в России используется так называемая распределительная система
пенсионного обеспечения /56/. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд,
собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой
механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня
содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего
поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется
на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в
целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской
Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в
начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее
вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из
группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически
увеличивается. Однако вследствие постепенного перехода в пенсионный возраст лиц
военных лет рождения эта группа в 1999 – 2005 годах будет уменьшаться. С 2000
года в неё начнут входить более многочисленные поколения родившихся после
Великой Отечественной войны, что обусловит её рост с 2006 года. Показатель
демографической нагрузки уменьшится к 2006 году до 586 лиц нетрудоспособного
возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, против 745 лиц в 1997 году.
Потом будет отмечаться увеличение этого показателя, который в 2015 году
составит 696 человек.
Помимо
распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают
создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе
взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его
работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а
накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не
выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход,
полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и
обеспечит выплату пенсии.
Пожилой
человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого
поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время
экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный
механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда
полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается
за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании.
Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных
пенсионных фондов.
Основные
принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной
системы на накопительную, следующие:
а)
при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем,
сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на
пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность
пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
б)
демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека
преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.
в)
накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для
ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий
низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и
производительности труда.
Таким
образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание
достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой
важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств
государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого
государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и
использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также
при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для
дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании
необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.
1.3
Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
Материальным
источником любого внебюджетного фонда является национальный доход.
Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального
дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его
перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы,
средства из бюджета и займы.
Специальные
налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное
количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных
местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий
или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных
фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов
положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и
получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Расходы
на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных
платежей в России. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили
от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. На 1 января
1999 года в нашей стране насчитывалось более 38,5 миллионов пенсионеров, это более
1/5 всего населения России.
За
последние четыре года поступления в Пенсионный фонд РФ возросли более чем в
13.8 раза. Основной источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей
и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы
одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на
выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15
числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке
работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников,
включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются
на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от
источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных
и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих
разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ
приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.
Основными
целями пенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются следующие:
- обеспечение финансовой
стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;
- поддержание уровня жизни
пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов;
- совершенствование форм и
методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;
- усиление заинтересованности в
своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и
застрахованных;
- повышение эффективности
работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её
содержание.
Бюджет
ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного
страхования, к которым относятся:
- работодатели - предприятия,
учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
- крестьянские хозяйства;
- родовые семейные общины
малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями
хозяйствования;
- физические лица,
зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без
образования юридического лица;
- физические лица, использующие
труд наемных работников в личном хозяйстве;
- частные детективы и частные
охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени
работодателей;
- нотариусы, занимающиеся
частной практикой /4/.
Все
они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в
районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики
регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня
их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими
документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками
внебюджетного фонда /31/.
Порядок
уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ устанавливаются
ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда. На
2000 год страховые взносы установлены согласно Федеральному закону от 27.10.99
г. №197-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 2000 год”, который предусматривает тарифы страховых отчислений в
ПФ РФ в размере 28% для работодателей-организаций; 20,6% - для
работодателей-организаций, занятых в сельскохозяйственном производстве; 20,6% -
для индивидуальных предпринимателей, а также для всех категорий плательщиков,
участвующих в системе пенсионного страхования и 1% - для физических лиц /5/.
Кроме
того, Правительство РФ утверждает перечень выплат, на которые не начисляются
страховые взносы в Пенсионный фонд /16/. (Приложение Б)
Позиция
фонда в части выплат, на которые не начисляются страховые взносы, достаточно
понятна, так, например, в этот список входят пособия, выплачиваемые гражданам,
так как по закону социальные пособия, выплачиваемые гражданам, не должны
облагаться налогами вообще независимо от сумм выплат. Из сумм материальной
помощи в этот список попали только самые необходимые, которые оказываются
только в связи с чрезвычайными обстоятельствами, так как опыт показывает, что
этой льготой, первоначально полностью необлагаемой, стали пользоваться
работодатели и вместо заработной платы начисляли материальную помощь,
необлагаемую взносами. Теперь такие суммы облагаются страховыми взносами.
Некоторые пункты льгот включены по принципу, чтобы не было двойного обложения,
так, например, не облагаются суммы страховых платежей, уплачиваемых
работодателем в пользу работников по обязательному страхованию.
Согласно
Федеральному Закону “О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд РФ на 2000 год”, от
уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на 2000 год освобождаются:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|