Персонализация и персонификация управления
Персонализация и персонификация управления
Персонализация- это максимально возможный
учет индивидуальных способностей, интересов и возможностей персонала, опора на
персону. Зависит от методологии, организационно-технических возможностей
исследования, квалификации менеджера, оценки персонала.
Персонификация управления- это отождествление
стратегии, стиля
и ответственности с персоной менеджера. Зависит от методологии, персонала,
лидерства, масштабов, стиля.
В реальном управлении персонализация и
персонификация управления существуют в определенном сочетании и, конечно,
изменяются в соответствии с различными факторами развития (схема 1.).
Персонализация управления возможна до
определенного предела, за которым это положительное
явление может перерасти в отрицательное - манипулирование сознанием человека. А это, в свою очередь, ведет к снижению эффективности
управления, потому что не может человек работать эффективно,
если видит, что менеджер манипулирует его сознанием. Манипулирование сознанием
— это неоправданное использование таких качеств в
человеке, как энтузиазм, патриотизм, стремление к уважению и признанию, творчество, самопожертвование. Манипулирование — это подмена целей,
стремление к тайным, скрытым, иногда порочным целям, это
двуличное отношение, двойные мерки, скрытые мотивы.
Существует диапазон возможного и
необходимого в учете индивидуальных особенностей персонала как с позиций
нравственных принципов управления, так и относительно эффективности управления (схема 2).
Кроме того, сама тенденция персонализации
управления может быть различной: либо ярко выраженная
логистическая кривая с четкой выраженностью точки падения эффективности управления при дальнейших попытках усиления персонализации
управления или тенденция более сглаженного варианта, при котором эффективность
управления может быть приемлемой при
неразвитости персонализации управления и постепенно увеличиваться при усилении персонализации управления,
отодвигая верхнюю границу в диапазоне возможного учета персональных
особенностей человека в коллективе.
Все зависит от менеджера, его лидерства,
доверия его профессионализму и доброжелательству; все
зависит от коллектива, психологической атмосферы в нем, открытости, доверчивых
отношений, удовлетворенности стилем управления.
Сочетание персонализации и персонификации
управления определяется также масштабами управления или тенденциями его
развития.
При малых масштабах управления возможно
изучение и учет индивидуальных возможностей и особенностей
персонала, при управлении в крупных масштабах такой учет оказывается
затрудненным, возникает не только желание управлять персонализированным образом, но и строить специальную систему персонализированного управления.
Это система селекции персонала, аккредитации его
деятельности и отношения к коллективу и фирме, система
мониторинга социально-психологической атмосферы, система коррекции взаимоотношений с менеджерами различных уровней, система исследований
управления.
Связь персонализации и персонификации
управления имеет сложный характер. Они не противостоят
друг другу как абсолютные противоположности. Они допускают сочетание, которое
дифференцируется по уровню развития персонала, по масштабам управления.
В одном случае — это сочетание строится на
индивидуальных контактах и коммуникациях, в другом — на межгрупповом
взаимодействии, в третьем — на специализированной системе
работы с персоналом.
Возможны ситуации, в которых персонализация
и персонификация управления противостоят друг другу, но
возможны и ситуации, при которых они гармонично дополняют друг друга.
В современном менеджменте невозможно не
учитывать наилучшего, с позиций эффективности, управления
сочетания персонализации и персонификации управления. Следует не только учитывать это сочетание, но и искать его, потому что оно
изменяется в силу различных обстоятельств.
Во множестве факторов, определяющих сочетание персонализации и
персонификации управления, не последняя роль принадлежит и субъективным
особенностям менеджера, его желанию и
способности выделяться и быть на виду или оставаться в тени. Последнее позволяет в критических случаях перекладывать ответственность
на «стрелочников», камуфлировать свои недостатки. Авторитет личности менеджера
усиливает авторитет коллектива. Царя
в театре, как, впрочем, и в жизни, играет народ.
Персонализацию и персонификацию управления не
следует отождествлять с соотношением и сочетанием
централизации и децентрализации управления, это различные характеристики,
поскольку первая отражает роль персонала и менеджера в управлении фирмой, а вторая — распределение полномочий в системе
управления. В рамках одной и той же системы
распределения полномочий управление может быть либо персонализированным, либо
персонифицированным. Другое дело, что персонифицированное управление чаще всего встречается в высокоцентрализованном
управлении. Но эта зависимость не обязательно закономерная.
|