Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов
Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов
Понятие, роль и правовая форма государственного
и
местного (муниципального) бюджетов
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты
являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и
любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа
его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды
соответствующего государственного или муниципального образования, которые
обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают
финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и
местного самоуправления.
В материальном аспекте
государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный
в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный
фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной
власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно,
постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды
поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджета
проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и
использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической
категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность
экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием,
распределением и использованием централизованных денежных фондов,
предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и
выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.
В бюджетах концентрируется наиболее
крупная часть финансовых ресурсов государства.
Понятие бюджета имеет и юридический
аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле
бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и
использования централизованного денежного фонда государства или муниципального
образования, утверждаемый соответствующим представительным органом
государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план
закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
В законодательстве содержится
юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (п. 4 ст. 214) средства государственного
бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную
казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства государственного бюджета
— часть государственной казны. Средства местного бюджета отнесены к объектам
муниципальной собственности и соответственно — составной части муниципальной
казны (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет
собственника бюджетных средств: им является не тот или иной орган
государственной власти или местного самоуправления, а сами названные
государственные или муниципальные образования (Российская Федерация, субъекты
РФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти и управления
осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.
Конституция РФ (п. «г» ч. 1 ст. 72) относит вопросы разграничения
государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному
ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Понятие бюджета дается и в законодательстве. Так, в
Законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10
октября 1991 г. бюджет определяется как форма образования и расходования
денежных средств для функционирования органов государственной власти. Однако
это характеризует лишь одну его сторону — связь с функционированием органов
государственной власти. К тому же за пределами приведенного определения
остались не только другие особенности данной категории, но и местные бюджеты.
Впоследствии в законодательстве была уточнена
формулировка понятия бюджета. Согласно Бюджетному кодексу 1998 г. (ст. б) и в
его целях бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного
самоуправления. При сохранении сходства с вышеприведенным данное определение
приобрело некоторые уточнения. В нем вместо довольно неопределенного выражения
«денежные средства для функционирования органов государственной власти»
говорится о «фондах денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»; учитывается
обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной
власти на основании Конституции РФ 1993 г., в связи с чем местные бюджеты
перестали относиться к государственным, выделившись в особое звено бюджетной
системы.
Вместе с тем более полному представлению о сущности
бюджета и его роли способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах.
Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу
функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих
задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного
самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда
относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные
органы.
Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются
для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения
обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные
(разных уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию
отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного
комплекса, охране окружающей природной среды, по укреплению научно-технического
потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни
населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня
субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и
т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.
Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных
фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и
культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах
производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в
распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики.
Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления.
Значение государственного
бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в нем средств. В
непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют
все другие звенья финансовой системы.
Наличие бюджета создает возможности для
маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их
приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее
регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для
общества на каждом конкретном периоде его развития. Так, в связи с финансовым
кризисом, происшедшим в 1998 г., бюджет призван содействовать преодолению
последствий этого кризиса, поддержанию уровня жизни населения и обеспечению
функционирования реального сектора экономики, прекращению спада экономики и
другим целям экономической политики в 1999 г.
Роль бюджета в федеративном государстве имеет и
особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует
реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди
основных целей региональной политики определены следующие: создание единого
экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического
развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем
народам России условий для их полноправного социального и
национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе
соблюдения прав человека.
Бюджет способствует также развитию международных
связей России, в частности укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ.
Например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» намечено
выделить средства для взноса в бюджет Союза Белоруссии и России в сумме 520 млн
руб., предоставление кредитов государствам — участникам СНГ.
Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального
дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические и
социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.
Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления
в экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют государственным и
местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджета
такими негативными факторами являются бюджетный дефицит (превышение расходов
над доходами), обострение противоречий при распределении средств между
бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость
доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.
Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федерации) и местные
бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. В
результате бюджет приобретает определенную правовую форму. Федеральный
бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме
соответствующих законов, а местные бюджеты — в форме правовых актов
представительных органов местного самоуправления, как правило — решений (ст. 11
БК РФ). Таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое
значение: в упомянутых правовых актах на конкретный отрезок времени
определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов,
муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.
Помимо бюджета, утверждаемого в обычном порядке.
Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» (ст. 25)
предусматривает возможность введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный
бюджет — это бюджет с особым, более жестким правовым режимом использования
средств, основанием для установления которого является введение чрезвычайного
положения. БК РФ норм о таком бюджете не содержит.
В соответствии с законодательством составляется также
консолидированный бюджет, т.е. свод бюджетов всех уровней на
соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа.
Его необходимость обусловлена тем, что по
действующему законодательству все бюджеты существуют как самостоятельные,
обособленные денежные фонды, в отличие от положения, существовавшего до 90-х
гг., когда высшим органом власти утверждался единый государственный бюджет,
который объединял все существовавшие на территории страны бюджеты и отражал в
целом их средства.
Однако для управления делами России в целом, а также
ее территориальных подразделений, для прогнозирования их развития важно знать,
какие средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие на
ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше-
и нижестоящими органами власти. Поэтому составляются консолидированные бюджеты
субъектов Российской Федерации (совокупность бюджета субъекта РФ и свода
бюджетов муниципальных образований) и консолидированный бюджет Российской
Федерации, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ. В
результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от
федерального до местных, действующие на территории страны.
В связи с понятием консолидированного бюджета
законодательство ввело и другое — минимальный бюджет. Это расчетный
объем доходов консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня,
а также низовых звеньев бюджетной системы (сельских, поселковых и т.п.),
покрывающих минимально необходимые расходы, гарантируемые соответствующими
вышестоящими органами власти. Это определение относится к бюджетам субъектов РФ
и местным бюджетам.
Закон РФ «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. (ст. 1) дал
понятие минимального бюджета применительно к местным бюджетам, увязывая его с
государственными социальными стандартами: минимальный местный бюджет — это
расчетный объем доходов и расходов местного значения, учитывающий
государственные минимальные социальные стандарты.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. взамен термина
«минимальный бюджет» применяет более точный — «минимальная бюджетная
обеспеченность», увязывая его с минимальными государственными стандартами (ст.
6). При этом данные категории касаются бюджетов всех уровней, в том числе и
федерального.
Минимальные государственные стандарты определены как государственные услуги,
предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и
безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней и
государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом
уровне на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь минимально допустимая стоимость
государственных или муниципальных услуг в денежном выражении,
предоставляемых органами государственной власти или органами местного
самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих
бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.
Реализация норм о минимальных государственных
стандартах и их минимальной бюджетной обеспеченности — важное условие
выполнения государством своих социальных обязанностей перед гражданами по
государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов, по осуществлению
бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п.
Бюджетное
право и бюджетные правоотношения
В связи с функционированием государственных и местных
бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются
особым подразделением (подотраслью) финансового права — бюджетным правом.
Бюджетное право — центральный раздел особенной части
финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что
обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей
ролью.
Бюджетное право отличается от других подразделений и
институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием
отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:
а) бюджетное право регулирует отношения Российской
Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов
представительной и исполнительной власти;
б) эти отношения возникают в связи с образованием,
распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе
субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для
соответствующей территории.
Такая общая характеристика бюджетного права и его предмета нуждается в
конкретизации, поскольку бюджетное право тесно связано с другими подразделениями
и институтами финансового права. С этой целью в бюджетном праве можно выделить
следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют:
а) бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов,
входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из
видов бюджетов;
б) структуру доходов и расходов бюджетной системы в
целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;
в) компетенцию (права) Российской Федерации, ее
субъектов, муниципальных образований в области бюджета;
г) бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а
также отчетности об исполнении бюджета.
Соответственно сказанному и понятие бюджетного права можно определить,
исходя либо из общей, либо конкретной характеристики предмета бюджетного права.
Итак,
бюджетное право — это раздел (подотрасль) финансового
права, состоящий из юридических норм, регулирующих общественные отношения,
которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием
денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.
Однако такое понятие недостаточно четко определяет пределы регулирования
бюджетного права. Оно позволяет трактовать его очень широко и отнести к
бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с
бюджетом отношения (например, касающиеся налоговых платежей в бюджет,
расходования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями и др.).
Избежать этого можно путем введения в определение понятия бюджетного права
уточняющих признаков, основанных на конкретизации его предмета. При таком
подходе бюджетное право РФ — это совокупность финансово -правовых норм,
регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения
доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных
образований в области бюджета, а также бюджетный процесс.
Центральное место бюджетной системы в составе финансов РФ обусловливает
и место бюджетного права в системе финансового права: именно с него начинается
особенная часть этой отрасли права.
Важнейшими принципами бюджетного права являются принципы
федерализма и развития местного самоуправления, свойственные финансовому праву
в целом. В бюджетном праве они находят специфическое проявление. Хотя они
впрямую не названы и не сформулированы в бюджетном законодательстве, его
содержание пронизано этими принципами и регулирование бюджетных отношений
осуществляется с учетом этих основополагающих начал, вытекающих из норм
Конституции РФ.
Принцип федерализма в
бюджетном праве означает гарантированность самостоятельности бюджетной
деятельности и бюджетов субъектов Федерации как необходимой финансовой основы
их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и
целями Федерации, реализовать которые призван федеральный бюджет.
Принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении полномочий органов местного
самоуправления по самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета в
целях решения задач местного значения в соответствии с законодательством
Федерации и субъектов РФ.
В бюджетном праве более четко, чем в других разделах
финансового права, выделяются материальные и процессуальные нормы.
Первые закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды
доходов и расходов бюджетов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. К
предмету вторых относится регулирование порядка (процедуры) прохождения каждой
из стадий бюджетного процесса, форм взаимоотношений органов государственной
власти, местного самоуправления, представительных и исполнительных органов
власти в этом процессе. Значение бюджетно-процессуальных норм состоит в том,
что они устанавливают организационно-правовые формы реализации материальных
бюджетных прав субъектов бюджетного права, механизм их осуществления.
Различие материальных и
процессуальных норм бюджетного права отражено, например, в Законе РСФСР «Об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г., в
котором выделен раздел «Основы бюджетного процесса». Эта концепция получила
дальнейшее развитие в БК РФ 1998 г., который наряду с материальными нормами,
сосредоточенными в части второй, содержит
часть третью — «Бюджетный процесс в Российской Федерации», в которой закреплены
процессуальные нормы бюджетного права.
Носители юридических прав и обязанностей в отношениях
по образованию, распределению и использованию бюджетов всех Уровней именуются субъектами
бюджетного права.
В круг субъектов бюджетного права
РФ входят:
1) государство и его
территориальные подразделения — Российская Федерация в целом; субъекты
Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные
округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые
административно-территориальные образования);
2) органы государственной власти и
местного самоуправления — представительные (законодательные) органы
государственной власти и местного самоуправления; исполнительные органы
государственной власти и местного самоуправления.
Право на соответствующий бюджет —
это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно
государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно
их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных
(местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о
том, что носителем суверенитета в Российской Федерации является ее народ (см.
преамбулу Конституции РФ). Из права на бюджет вытекает комплекс различных
материальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам. Это права на
получение и включение в бюджет определенных доходов, на использование их на
экономические, социальные и другие потребности территории. С ними связаны
соответствующие обязанности данных субъектов.
Процессуальными правами и
обязанностями наделены представительные (законодательные) и исполнительные
органы государственной власти и местного самоуправления. Это, например,
полномочия по составлению и утверждению бюджета в определенные сроки при
соблюдении установленных форм и т.д.
Вступая в общественные отношения
для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права
становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений.
Этим правоотношениям свойственны
следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава:
а) они возникают в связи с
образованием, распределением и использованием централизованного
государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории;
б) права и обязанности субъектов
правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного
финансового плана государства, государственного или муниципального образования;
в) в бюджетных правоотношениях
обязательно участвуют государства, государственные или муниципальные
образования или соответствующие органы государственной власти и местного
самоуправления, представляющие их интересы.
Бюджетные правоотношения, как и нормы
бюджетного права, могут быть материальными и процессуальными.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. для характеристики обязанностей органов
власти в области расходов бюджетных средств вводит новое в российском
законодательстве понятие — бюджетное обязательство. Согласно Кодексу
(ст.222) это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить
расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока,
возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.
Термин «обязательство», свойственный гражданскому праву, в данном случае
усиливает ориентированность на соблюдение взаимных прав и обязанностей в
бюджетных отношениях.
В нормах бюджетного права предусмотрены меры ответственности за
нарушения бюджетного законодательства. Они предусмотрены в разных правовых
актах — в законах о бюджете на конкретный год, в указах Президента РФ.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. привел вопросы ответственности за нарушения
бюджетного законодательства в систему, посвятив им особую (четвертую) часть.
Значение бюджетного права обусловлено важной ролью
государственного и местного бюджетов в решении экономических и социальных задач
страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико.
С помощью бюджетного права регулируются внутрифедеративные отношения по
распределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий
федерального уровня и субъектов Федерации. В силу своей важности часть
отношений в области бюджета регулируется конституционными нормами.
В 90-х гг. бюджетное право РФ, как и все финансовое
право, существенно изменилось, что обусловлено происшедшими экономическими и
политическими переменами. Формирующееся бюджетное законодательство отразило
новые черты России как федеративного государства, повышение уровня
самостоятельности субъектов РФ в области бюджета; оно исходит из принципа
разделения властей при определении бюджетной компетенции представительных и
исполнительных органов власти. В нем проявляются и новые черты, связанные с
нацеленностью на переход к рыночным отношениям (изменение структуры бюджетных
доходов и расходов, принципов взаимодействия между выше- и нижестоящими
бюджетами, широкое использование заемных средств для формирования бюджетных
ресурсов и др.). Законодательство отразило и негативные явления в бюджете,
свойственные современному периоду. Например, постоянный бюджетный дефицит
потребовал урегулировать порядок его преодоления.
Перспективы развития бюджетного
права определяет Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской
Федерации в 1999—2001 годах, одобренная постановлением Правительства РФ от 30
июля 1998 г. № 862, Федеральный закон «О первоочередных мерах в области
бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г., Послание Президента РФ
Правительству РФ «О бюджетной политике на 2000 год».
Основными целями реформы бюджетной политики
определены: повышение эффективности использования и управления финансовыми
ресурсами бюджетной системы; выравнивание возможностей реализации на территории
страны минимального уровня социальных гарантий, финансирование которых должно
осуществляться из бюджетов; создание условий для повышения эффективности
социально-экономического развития регионов.
Источники бюджетного права. Среди источников бюджетного права РФ прежде всего
следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают
исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72,
определяющие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в данной области РФ
и субъектов Федерации, ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающие основы порядка
рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением, ст. 132 о
бюджетных правах органов местного самоуправления и др. Помимо этого и
конституционные нормы более общего значения определяют основные принципы и
формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной
деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней
субъектов.
Среди законодательных актов специального содержания выделяется
Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса как имеющий
общее значение для регулирования бюджетных отношений в стране. Этот Закон
закрепляет основные общие положения, относящиеся к организации функционирования
бюджетов всех уровней и, помимо этого, — детальную регламентацию относительно
федерального бюджета (с 1995 г. действие его ст. 16, ч. 3, 20, 21 и 22
приостановлено). Положения названного Закона получили развитие в Законе РФ «Об
основах бюджетных .прав и прав по формированию и использованию внебюджетных
фондов представительных и исполнительных органов государственной власти
республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»
от 15 апреля 1993 г. (далее: Закон РФ «Об основах бюджетных прав... » ).
Ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете также, помимо конкретных
показателей доходов и расходов, содержат правила общего значения, т.е. нормы
бюджетного права.
Федеральные законы «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. и «О
финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25
сентября 1997 г. определяют основные положения о роли местных бюджетов,
бюджетных правах муниципальных образований и органов местного самоуправления,
их взаимоотношениях с органами государственной власти.
Установленные названными законодательными актами
основы правового регулирования подлежат конкретизации в законодательстве
субъектов Федерации и нормативных актах органов местного самоуправления, также
относящихся к источникам бюджетного права в соответствующих территориальных
пределах.
В сфере бюджетных отношений помимо законов действуют
также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты
Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической
организации бюджетной деятельности государства.
Приведенные примеры федеральных
законов и других нормативных актов далеко не исчерпывают всего их перечня,
действующего в настоящее время. Принятый 31 июля 1998 г., вводимый в действие с
1 января 2000 г., Бюджетный кодекс РФ призван сыграть важную роль в обеспечении
бюджетных отношений необходимой правовой основой. Он окажет воздействие на
формирование бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных
бюджетно-правовых актов органов местного самоуправления. Вместе с тем ряд
федеральных законов и иных нормативных актов потребуется изменить и признать
утратившими силу.
Бюджетное
устройство в Российской Федерации
Все действующие на территории Российской
Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая
называется бюджетной системой. В законодательстве было дано ее определение как
основанной на экономических отношениях, государственном устройстве и
юридических нормах совокупности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов
Федерации и местных бюджетов муниципальных образований.
Следует заметить, что Бюджетный кодекс РФ 1998 г.
(ст. 6 и 10) расширил рамки бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов в
собственном смысле слова, внебюджетные государственные социальные фонды (ст.
13). При этом какие-либо муниципальные (местные) внебюджетные фонды не
упоминаются. Такое объединение является условным и требует уточнения. С
бюджетом названные фонды сближает утверждение их представительными
(законодательными) органами власти, которые утверждают и отчеты об исполнении
бюджетов этих фондов. Однако внебюджетные фонды существенно отличаются от
государственных и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым
содержанием, правовым режимом. Поэтому в настоящем учебнике они рассматриваются
особо.
Каждое государство имеет свою организацию бюджетной
системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые
нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов,
действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их
функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве
основополагающими, поскольку выражают право государства и муниципальных
образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.
Бюджетное устройство страны определяется ее
государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит
из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в
ведении органов местного самоуправления.
Для бюджетной системы федеративного государства
характерны три уровня — государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов
федерации и местные бюджеты. Так, бюджетная система США включает федеральный
бюджет, бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов местных
административно-территориальных единиц (округов, муниципалитетов и др.).
В бюджетную систему России как федеративного
государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными
частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации — республиканские
бюджеты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и
областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет
автономной области и окружные бюджеты автономных округов.
Третий уровень — местные бюджеты, к которым относятся
бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городов и других административно-территориальных
единиц, являющихся муниципальными образованиями в соответствии с федеральным
законодательством и законами субъектов Федерации).
Среди них следует выделить бюджеты
административно-территориальных единиц с особым режимом — бюджеты закрытых
административно-территориальных образований.
Понятие
и содержание бюджетных прав
В российском законодательстве, а также в
юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для
характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и
соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако
этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах
особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав,
которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского,
трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности
заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих
случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и
обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные
средства по основным направлениям расходов и т.д.). Таким образом, в
большинстве случаев бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином
полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов
бюджетного права. Однако существуют и «раздельные» их права и обязанности
(например, право предоставлять субсидию или ссуду в нижестоящий бюджет, право
дополнительных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсировать
нижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях). Для
современных условий, когда повышается уровень самостоятельности субъектов
Федерации и муниципальных образований, это стало более распространенным
явлением.
Следовательно, термин «бюджетные права» можно толковать как полномочия
или компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной мере
обусловлено традицией, которая вытекает из особенностей субъектов бюджетного
права — государственных и муниципальных образований, их органов власти или
местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает
вышестоящих субъектов вторгаться в компетенцию нижестоящих, а последних ориентирует
на активную деятельность.
Следует заметить, что БК РФ 1998 г. применительно к данной области
использует термин «компетенция» в отношении органов государственной власти
РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (гл.2).
Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус
государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса — право
на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не
определенным органам государственной власти или местного самоуправления. Из
него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномочий) материального и
процессуального содержания, через использование которых и осуществляется право
на самостоятельный бюджет. Это право на получение определенных доходов, распределение
и использование их на нужды соответствующей территории, а также права по
регулированию бюджетных отношений в рамках установленной компетенции. Основы
разграничения бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|