Понятия рыночной инфраструктуры. Актуальные проблемы в Украине
Как отклик на глобальные тенденции,
которые имеют место в Украине, были приняты законы “О ценных бумагах и фондовой
бирже”, ”О хозяйственных обществах”. Акцент на биржевую торговлю воспринимался
как знак рыночных преобразований. При этом фундаментальные предпосылки
существования биржевой торговли, которые создавались в других странах
десятилетиями, считалось, произойдут сами по себе. Отсутствие систем выполнения
сделок и учета прав собственности предопределили появление ряда законодательных
(Указы Президента Украины №247/94, 160/96 и т.п.) и нормативных документов.
Такое постепенное развитие привело к появлению Закона Украины “О Национальной
депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в
Украине” и Указа Президента Украины от 22 июня 1999 года N 703/99 “О принципах
функционирования Национального депозитария Украины”.
Необходимо признать, что на сегодняшний
день рыночная инфраструктура в Украине формируется бессистемно и контролируется
различными государственными учреждениями по принципу “у семи нянек ребенок без
глаза”. С помощью различных международных организаций в Украине старались “методом
прямого внедрения вживить” рыночные инфраструктуры. Каждый из этих
инфраструктурных элементов, к сожалению, не учитывал в полной мере украинское
законодательство и национальные особенности. Украина, как и другие
постсоциалистические страны, стала “экспериментальным полигоном” относительно
“скрещивания” континентального и англосаксонского права. Считалось, что
имплантация извне готовой системы будет иметь пользу для страны -реципиента.
Однако “воз и нынче там”.
Появление полностью нового фактора на
мировом рынке – единой платежной и фондовой систем Европы - может сделать
невозможными нормальные корреспондентские отношения по ценным бумагам между
финансовыми институтами Европы и Украины и снизить поступления иностранных
портфельных инвестиций.
К сожалению, внедрение современной
модели Национальных биржевой и депозитарной систем в Украине оказалось
невозможным по ряду субъективных и объективных факторов. В отличие от других
стран, в которых причиной развития депозитарной деятельности послужил стремительный
рост операций на рынках ценных бумаг, в Украине развитие Национальной
депозитарной системы требовали результаты проведения массовой приватизации.
Процессы реформирования собственности в
Украине сопровождались структурной перестройкой экономики и обусловили создание
рынка ценных бумаг, как составной части рыночных отношений. Проведение
приватизации в Украине, к сожалению, осуществлялось почти при полном отсутствии
законодательства, которое бы решало весь комплекс проблем относительно обращения
ценных бумаг и учитывало пусть часть опыта других государств. Государство
предложило подавляющему большинству предприятий единственный путь к “новому
управлению” - акционирование. Большинство эмитентов в Украине использовали
эмиссию финансовых инструментов не с целью привлечения инвестиций, а для
преобразования государственной формы собственности в частную с изменением формы
хозяйствования. Это привело к обращению большого количества неликвидных ценных
бумаг (35 тысяч эмиссий ценных бумаг акционерных обществ ). Путем обмена
приватизационных сертификатов и льготной подписки было сформировано большое
количество (30 миллионов) собственников ценных бумаг, которые по своей сути не
является собственниками и не имеют возможности (а иногда и желания) управлять
надлежащей им собственностью. В Послании Президента Украины Верховному Совету
Украины относительно стратегии экономической и социальной политики на 2000
-2004 гг. отмечено: “неэффективным и логически незавершенным оказался процесс
приватизации. Её проведение не обеспечило формирования ответственного хозяина,
которой был бы заинтересован в инвестиционной деятельности, ускоренном
обновлении производства, его реальном оздоровлении. Не достигнуто оптимальной
глубины приватизационного процесса. Как результат, в ходе реформирования
экономики не удалось обеспечить глубокую структуризацию отношений
собственности, ввести полноценные правовые и организационные механизмы
реализации преимуществ частной собственности, всестороннего укрепления позиций
национального капитала”.
Изменение формы управления и
невозможность собственников управлять надлежащей им собственностью привело к
отсутствию стимулов для улучшения показателей работы этих предприятий, и
оказывало содействие спаду производства. Это привело к отсутствию любой
взаимосвязи между формой собственности и показателями работы этих предприятий.
Президент Украины определил необходимость “обеспечить прозрачность и углубление
процесса денежной приватизации. Его основная цель – формирование эффективного
собственника”.
·
В результате проведения
массовой приватизации в Украине имели место некоторые проблемы: действенности
структуры управления производством, которые связанны с рассредоточением
капитала; оборота большого количества неликвидных ценных бумаг;
·
учета прав собственности
на ценные бумаги акционерных предприятий.
Показатели рентабельности инвестиций в
ценные бумаги в реальных секторах экономики привели к стагнации рынка ценных
бумаг. Невысокая рентабельность капиталовложений в ценные бумаги украинских корпораций
- одна с причин оттока капитала с рынка ценных бумаг, а налоги - причина,
которая понижает эту рентабельность еще больше. Этот процесс связан также с
наличием более рентабельных и менее рискованных сфер капиталовложений.
Мелкий или неквалифицированный инвестор
психологически еще не стал “хозяином” и чаще принимает решение относительно
инвестирования с помощью специализированных финансовых институтов.
Профессиональный участник, который оперирует ценными бумагами в организатора
торговли ценными бумагами, фактически старается предугадать будущую
прибыльность корпорации. Определение такой цены - одна с главных задач
профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые в Украине имеют
невысокий уровень капитализации.
Стагнация украинского рынка
корпоративных ценных бумаг связана с негативными последствиями для Украины не
только снижением объема инвестиций, а и для самого большого собственника
корпоративных ценных бумаг - государства. Сложность определения справедливой
цены на ценные бумаги вне функционирующего рынка ценных бумаг может ввести в
убыток государство в случае продажи пакетов ценных бумаг. Определение такой
цены (котировочной цены, что формируется между спросом и предложением, при
котором заключается максимальное количество сделок по ценным бумагам) возможно
для ликвидных ценных бумаг в организатора торговли ценными бумагами. Учитывая
это, Указом Президента № 1626/99 от 29.12.1999 “О неотложных мероприятиях по
ускорению приватизации имущества в Украине” предусмотрено принять меры для
сосредоточения вторичной торговли ценными бумагами
инвестиционно-привлекательных предприятий исключительно на фондовых биржах и в
лизинговых торгово-информационных системах.
Отмечается угрожающая тенденция
возрастания количества правонарушений относительно учета прав собственности.
Так, за 1997 год на рынке ценных бумаг Государственная комиссия по ценным
бумагам и фондовому рынку зарегистрировала 2200 правонарушений, а за 1998 год
трижды больше. Положение, которое сложилось в данное время относительно
фиксации прав собственности на ценные бумаги, приближается к критическому
состоянию.
Указом Президента № 1626/99 от 29.12.1999 “О
неотложных мероприятиях по ускорению приватизации имущества в Украине”
предусмотрены приоритеты в деятельности Правительства, а именно:
·
усовершенствование
механизма защиты прав мелких инвесторов;
·
способствование
привлечению инвестиционных ресурсов, в том числе легализованных в установленном
порядке, повышение заинтересованности инвесторов относительно украинских предприятий
на внутреннем и международных фондовых рынках;
·
обеспечение в процессе
приватизации минимального распыления акций предприятий, которые имеют
стратегическое значение для экономики и безопасности государства или занимают
монопольное положение на общегосударственном рынке соответствующих товаров
(работ, услуг), и продажи акций таких предприятий промышленным инвесторам
единым пакетом;
·
обеспечение осуществления
эффективного управления корпоративными правами, которыми владеет государство.
При отсутствии в стране единого
фондового центра почти невозможной становится прозрачность рынка. Прозрачность
рынка ценных бумаг даёт инвесторам уверенность в правильности своего выбора.
Инвестор не отдаст своих денег туда, где от него скрывают информацию. Указанные
недостатки существенно влияют на финансовое доверие мелких инвесторов и на
размеры средств, которые привлекаются.
Принцип целостности рынка требует
использование единых подходов к функционированию организованных рынков на всей
территории Украины. Мировая практика свидетельствует , что рынок неминуемо
эволюционирует от хаотичности и раздробленности к целостности, централизации.
Это характерно для всей финансовой системы рыночных отношений - как в пределах
одной страны, так и в международных финансово-экономических отношениях.
Концентрация капитала, уменьшение
количества акционерных обществ и возрастание их рентабельности (включая
прибыльность для инвестора), централизация Национальной депозитарной системы
вместе с развитием и концентрацией биржевой и внебиржевой торговли, разумное
распределение государственного регулирования и налогового прессинга - вот
далеко не полный, но важный комплекс мер для подъема рынка ценных бумаг в
Украине.
Национальная депозитарная система
должна обеспечивать учет прав собственности для больше половины населения
Украины, а это в денежном выражении более 20 миллиардов гривен. Кроме того, для
развития рынка ценных бумаг как раз Национальная депозитарная система
обеспечивает снижение рисков инвестиционной деятельности.
Указом Президента Украины от 30 октября 1999
года № 1415/99 “О Основных направлениях развития фондового рынка в Украине в
2000 году ” определен ряд главных задач, которые необходимо решить для развития
фондового рынка в Украине, среди которых:
·
развитие инфраструктуры
фондового рынка;
·
усовершенствование системы
защиты прав инвесторов.
Инфраструктурные элементы
организованного рынка являются участниками Национальной депозитарной системы
Украины, качественное функционирование которой должен обеспечить созданный
Национальный депозитарий Украины. Адекватное функционирование и взаимодействие
информационной, учетной системы и системы выполнения сделок создает условия для
появления целостного, высоколиквидного, эффективного и справедливого фондового
рынка в Украине. Этот фундамент должен обеспечить эффективность
государственного регулирования, необходимый уровень защиты прав собственности
инвесторов и оказывать содействие поступлению инвестиций в экономику Украины.
Правовые особенности ценной бумаги,
которые превращают обычные обязательственные права должника и кредитора в
имущество, повышают оборотность этих обязательств и, в конечном счёте, делают
финансовые отношения в экономике более мобильными и эффективными. Однако это обстоятельство
делает ценные бумаги отличными от других финансовых инструментов (например,
денежных средств). Это, в свою очередь, предопределяет необходимость разработки
и использования специфических способов обращения ценных бумаг и учета прав на
ценные бумаги. Именно количественные характеристики (35 тысяча эмиссий ценных
бумаг и 30 миллионов собственников ценных бумаг) диктуют дополнительные
технологические требования, которые определяют сложность решения всего
комплекса проблем, связанных с формированием Национальной депозитарной системы
Украины.
Советское гражданское законодательство
не уделяло много внимания ценным бумагам и рассматривало их как вещь. Наличие в
обращении бумажных облигаций 3% займа ставило на первое место имущественное
право на ценную бумагу. Такой подход целиком справедлив, если мы имеем дело с
напечатанными на бумаге документами - ценными бумагами на предъявителя. Как раз
они являются наиболее ярким примером сочетания обязательственных прав, которые
предоставляются эмитентом инвестору, и имущественных прав на ценную бумагу. Но,
в Украине вся приватизация осуществлялась с помощью именных ценных бумаг, при
условии практически полного отсутствия их правового анализа.
Важно отметить, что на данное время
обращение (заключение и выполнение сделок по ценным бумагам) ценных бумаг
регулируется большим количеством законодательных и подзаконных актов, которые
регламентируют имущественные взаимоотношения. С одной стороны общее
законодательство (Гражданский кодекс Украины, Закон "О собственности”, “О
нотариате” и т.п.) с рядом подзаконных актов, а с другой - специальное
законодательство. Вполне возможно при обращении ценных бумаг нарушить
(практически не возможно не нарушить) хотя бы один с этих актов. Это может
произойти, несмотря на Закон Украины “О Национальной депозитарной системе и
особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине”, который также
регулирует “обращение ценных бумаг”. Хотя этот закон для многих правоведов
является почему-то вторичным. И это происходит несмотря на п.7 раздела 4 Закона
Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного
обращения ценных бумаг в Украине” “К приведению законодательства в соответствие
с этим Законом, законы и прочие нормативные акты Украины, принятые до вступлению
в силу Закона Украины "О Национальной депозитарной системе и особенностях
электронного обращения ценных бумаг в Украине", действуют в части, что не
противоречит этому Закону.”
Отсутствие чёткой определенности
относительно порядка применения общих и/или специальных нормативно-правовых
актов даёт возможность решать судьбу участников рынка ценных бумаг субъективно.
Украина в данном случае даже не учится
на собственном опыте, уже не говоря об опыте других стран. Украинское общее
законодательство определяет, что обращение финансового инструмента – денег,
регулируется специальным законодательством и документами Национального банка
Украины. Неужели в отношении еще более специфического финансового инструмента -
ценных бумаг тяжело применить ту же самую норму. Тем более такое специальное
законодательство существует, а стандарты, установленные Национальным
депозитарием Украины, подлежат обязательному выполнению всеми участниками
Национальной депозитарной системы (Указ Президента Украины от 22 июня 1999 года
N 703/99). Вполне понятно, что для внедрения этой идеи необходимо ревизовать
нормативную базу относительно рынка ценных бумаг. Но, опыт других стран и
состояние дел в Украине настойчиво подталкивает к решению этой проблемы.
Создание понятной и прозрачной системы
законодательственного регулирования предоставит инвестору уверенность в том,
что его права собственности защищены в Украине. В случае избрания этого пути
решения проблем учета прав, закрепленных ценными бумагами, возможно регулировать
специальным (четко определенным) законодательством.
Отсутствие в Украине практики
формирования депозитарного учета определяет необходимость концентрации
интеллектуальных и финансовых усилий вокруг Национального депозитария, к
компетенции которого относится стандартизация депозитарного учета и
стандартизация документообращения. Помощь в создании депозитарного учета в
Украине могут сделать практические разработки в этом направлении других стран.
Самой большой проблемой этого направления является ограниченный доступ
украинских специалистов к лучшему практическому опыту иностранных депозитарных
систем, которое является “ноу-хау” и не подлежит распространению. Практическое
изучение работы конкретных депозитарных систем может стать за порукой не
допущения ошибок и почвой для адаптации и интеграции украинского рынка ценных
бумаг в международные рынки. При решении этой задачи применения “под копирку”
таких “готовых рецептов” стран с развитыми рынками ценных бумаг должны
учитываться правовые нормы Украины и особенности постприватизационного периода.
Такие практические разработки должны быть изучены и адаптированы с учетом всего
комплекса законодательных и нормативных актов Украины. Важную роль в деле
создания депозитарного учета в Украине может сыграть также богатый опыт
Национального банка Украины, накопленный при создании банковской системы, а
также при разработке и внедрении передовых информационных банковских технологий
(система электронных платежей НБУ - одна из лучших в Европе).
Президент Украины в Указе от 30 октября
1999 года № 1415/99 “О Основных направлениях развития фондового рынка в Украине
в 2000 году ”определил , что развитие инфраструктуры фондового рынка
предусматривает , в частности внедрение стандартов деятельности
профессиональных участников фондового рынка относительно учета прав
собственности на ценные бумаги на основе дальнейшего развития Национального
депозитария Украины и клирингового депозитария, внедрение современных
финансовых и информационных технологий.
Стандартизация учета прав собственности
на ценные бумаги Национальным депозитарием Украины должна стать практическим
шагом относительно гармонизации законодательства Украины с мировыми и
Европейскими нормами. Установление соответствующих стандартов депозитарного
учета будет оказывать содействие повышению прозрачности фондового рынка и
возрастанию операций на фондовом рынке, что фактически ведет к повышению
доходной части бюджета Украины за счет соответствующих налогов.
Стандартизация Национальным
депозитарием операций на рынке ценных бумаг даёт возможность сформировать
фундамент эффективного рынка ценных бумаг, обеспечить действенный контроль со
стороны государственных органов и создает условия для надежной защиты прав
инвесторов. С целью создания единой системы депозитарного учета Национальным
депозитарием вместе с привлеченными специалистами государственных органов,
экспертами фондового рынка и представителями международных организаций
разработан и утвержден Стандарт депозитарного учета. В этом стандарте впервые из
стран СНГ удалось создать основу для формирования единой системы депозитарного
учета как для государственных так и для корпоративных ценных бумаг.
Но нормы законодательства и
стандартизация не могут заменить собой высокие технологии и программные
продукты, которые должны обеспечить функционирование Национальной депозитарной
системы. Развитие Национальной депозитарной системы предусматривает внедрение
современных принципов и технологий, которые отвечают тенденциям глобализации
рынков в мировом масштабе. Внедрение стандартов должно сопровождаться созданием
системной технологии, что объединяет учетную и исполнительскую систему
инфраструктуры рынка ценных бумаг. Пример такого строительства в Украине уже
есть. Это объединения методологической работы Национального банка с созданием
системы электронных платежей. Решение этой проблемы обеспечит движение
инвестиций в Украину, выход ценных бумаг украинских эмитентов на иностранные
фондовые рынки, будет оказывать содействие прозрачности и надежности фондового рынка
Украины.
Постоянное внимание Президента Украины и
Правительства к формированию фондового рынка в Украине, на мой взгляд, должны
обеспечить консолидацию всех здоровых сил для быстрого преодоления проблем на
рынке ценных бумаг в Украине.
От этого выиграют все. Тем более что
топтаться на проблемах, а не решать их - проще. А иногда проблемы выдуманные.
Становление
социально-ориентированной рыночной экономики в Украине, как и других странах
СНГ, идет сложно и противоречиво. С одной стороны, разрушена монополия
государственной собственности на средства производства, демонтированы важнейшие
элементы административной распределительной системы, сделаны серьезные шаги на
пути создания рыночной инфраструктуры, заработали многие рыночные методы
хозяйствования, произошли определенные перемены в экономическом сознании и
поведении людей. Эти изменения свидетельствуют о начавшейся качественной
трансформации экономической системы на рыночных принципах. С другой стороны,
экономика Украины отчетливо проявляет все признаки системного кризиса,
принявшего затяжной, хронический характер. Деструктивные попытки декретными
методами внедрить рыночные формы хозяйствования оказались пагубными для страны.
Активное отстранение государства от управления экономикой обусловили все более
углубляющийся спад экономики, нарастание негативных, разрушительных тенденций.
Рост инфляции
продолжает опережать повышение номинальной заработной платы работников
народного хозяйства, обуславливает дальнейшее снижение реальных доходов
населения, составивших на начало 1997 г. лишь пятую часть от дореформенного
уровня. Растет задолженность по выплате заработной платы, достигшая к концу
1997 г. практически трети годового фонда заработной платы по всему народному
хозяйству Украины. Если соотнести личные доходы населения не с формально
рассчитанным индексом цен, а с задержками выплат заработной платы, пенсий и
социальных пособий, то уровень их падения ставит подавляющее большинство
населения страны на грань физического выживания.
Продолжающееся в
течение периода реформирования кризисное падение экономики особенно удручающе,
если учесть, что исходные условия проведения реформ в Украине были одними из
наиболее благоприятных в сравнении с другими республиками бывшего СССР как по
уровню индустриального и интеллектуального потенциала, так и по богатству
сырьевых ресурсов. Украина имеет почти треть черноземов мира. Разведанные
запасы нефти составляют 234,8 млн. тонн (сейчас добывается 74,1 млн. тонн в
год). Запасы каменного угля составляют 100 млрд. тонн (в 1996 г. добыча угля
составила около 50 млн. тонн). По разнообразию полезных ископаемых, по
плотности месторождений Украины принадлежит к наиболее обеспеченным
минеральными. ресурсами странам мира. Реформирование в Украине вступило в
критическую фазу. На грани окончательного разрушения единственно реальные
факторы производства: капитал, рабочая сила, наука, технологии, где
сконцентрирован научно-технический потенциал, хозяйственное управление. При
этом спад производства носит не структурный, а общий характер и в наибольшей
мере коснулся отраслей, производящих товары народного потребления.
Одновременно со
спадом производства в связи с подавлением спроса и обострением проблемы
неплатежей происходит затоваривание продукции как производственного, так и
непроизводственного назначения, что обуславливает вхождение экономики в новый
этап спада производства. Если в ближайшее время не удастся его остановить и
оживить деловую активность, Украину ждет весьма драматическое разрешение противоречия
между утверждением политических признаков суверенности государства и
интенсивным разрушением его экономических основ в пользу утраты реальной
экономической независимости. Уже сегодня коэффициент зависимости Украины от
импорта составил 41% (в США — 9,5%, в Японии — 14,0%, во Франции — 20,5%) [4].
Глубочайшие
кризисные явления в экономике Украины, оказавшейся за годы реформ по всем
основным социально-экономическим показателям на одном из последних мест в СНГ,
свидетельствуют о серьезных просчетах в политике реформирования, принципиальной
ошибочности экономического курса, осуществляемого под диктовку и при
неукоснительном выполнении требований Международного Валютного фонда (МВФ) и
Всемирного банка. Некритическое восприятие идеологии рыночных реформ,
навязываемой МВФ, придает кризисным явлениям и процессам в экономике страны
необратимый характер. Основным приоритетом экономической политики должна стать
не финансовая стабилизация на основе монетаристских методов, осуществляемых
согласно модели МВФ, а создание благоприятного инвестиционного климата и
условий для оживления трудовой, деловой и предпринимательской активности,
стимулирование производства и повышение конкурентоспособности отечественных
товаров, повышение производительности труда на основе научно-технического
прогресса и новых стимулов к труду, связанных с приватизацией, реформой
заработной платы и доходов в целом. Эти приоритеты прямо сопряжены с развитием
социально-трудовой сферы, формированием рынка труда и рынка рабочей силы. Влияние
на их становление факторов внешней экономической среды столь же противоречиво,
как противоречиво развитие рыночных отношений в реалиях украинской экономики,
сочетающее тенденции системной трансформации с глубочайшими кризисными
явлениями и процессами. Утверждение плюрализма собственности, становление новых
форм и рыночных методов хозяйствования в контексте реализуемой модели
реформирования обусловили либерализацию сферы занятости, проявившуюся в ее
своеобразном "разгосударствлении" — ликвидации монополии занятости в
государственном секторе экономике, появлении возможностей альтернативной
занятости в других секторах, самозанятости, предпринимательской деятельности.
Отражением новых
реалий экономической жизни является рост численности занятых в частном секторе
экономики. На начало 1996 г., включая занятых в личном подсобном сельском
хозяйстве, в данном секторе трудилось 13,6% всех работающих.
Формирование
негосударственного сектора в значительной степени осуществляется за счет
разгосударствления и приватизации.
Наряду с разделением
экономики на государственный и негосударственный секторы, происходит
сегментация занятости и ее развитие в рамках негосударственного сектора
экономики. В данном отношении несомненный интерес представляет развитие малого
предпринимательства. Этот процесс довольно динамичен и охватывает все большую
часть экономически активного населения. Малый бизнес все активнее перемещается
в сферу коммерции и торгово-посреднической деятельности, что в значительной
степени связано с ухудшением общей экономической ситуации в стране —
продолжающимся спадом производства, кризисом неплатежей, обострением проблем в
инвестиционной, финансово-кредитной сферах, усиливающимся налоговым прессом.
В целом, как
показывает анализ, отраслевая структура малого предпринимательства в Украине
адекватно отражает сложившиеся народнохозяйственные пропорции и не обеспечивает
потребностей его опережающего развития в нематериальной сфере, что отвечало бы
задачам структурной перестройки экономики.
Несмотря на
сложности развития, малые предприятия в целом положительно воздействуют на
занятость, создавая новые рабочие места, обеспечивая работой лиц с пониженной
конкурентоспособностью на рынке труда — молодежь, пенсионеров, инвалидов,
женщин с детьми. По данным Государственной службы занятости потребность в
рабочих местах на предприятиях негосударственного сектора экономики, где
сосредоточено до 90% всех занятых в малом бизнесе, более чем в 5 раз превышает
спрос рабочей силы на государственных предприятиях. Значителен потенциал малого
бизнеса и для вторичной занятости, которая в условиях нарастания кризиса и
прогрессирующей скрытой безработицы для многих становится дополнительным
источником средств к существованию.
Как было сказано
уже выше главным условием формирования рыночных
отношений на Украине является создание соответствующей инфраструктуры,
центральное место, в которой занимает биржа. Кстати, именно на биржевой рынок
припадает 30% мирового товарооборота, из них почти 2/3 контрактов касаются
аграрной продукции. В течении 1991-1995 годов Президент, Верховный Совет и
Правительство приложили много усилий к становлению в Украине цивилизованного
сельскохозяйственного рынка.
3 января 1995 года основано
рыночную систему закупок, в основу которой были положены аукционные и биржевые
сделки купли-продажи зерна, семян подсолнуха, сахара и т.д. Практика применения
новой для Украины формы оптовой торговли определила необходимость
поступательного развития с целью усовершенствования ее форм и методов,
внедрения рядом со спотовыми и форвардными соглашениями торговли фьючерсами и
опционами. Наконец, в июле 1995 года, была создана Украинская аграрная биржа,
которой с самого начала отводилась ведущая роль в процессе формирования
биржевых отношений на аграрном рынке Украины. За этот недолгий период
функционирования биржевой сельскохозяйственный рынок неоднократно переживав
взлеты и падения, которые были обусловлены “изменениями настроения” государства
относительно внимания и поддержки биржевой торговли. Но не обращая внимание на
это, биржевая торговля убедительно доказала свои преимущества, в частности,
обеспечивая механизм паритетного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию,
а Украинская аграрная биржа превратилась в ядро биржевой инфраструктуры
аграрного сектора.
Сегодня
актуальность расширения биржевой торговли, внедрение всех ее форм и методов,
усовершенствование отраслевой и секторной структуры рынка является неопровержимым
и безальтернативным. Учитывая значительный аграрный потенциал Украины, который
не уступает развитым странам, и традиционно благоприятные условия, аграрный
сектор является наиболее приемлемым для внедрения биржевой системы рынка.
Именно через выход на рынок можно
решить целый ряд проблем современной экономики: преодолеть экономический кризис
и устранить один из самых важных его проявлений - неплатежеспособность
сельского хозяйства, что парализует воспроизводимый процесс, сформировать предпосылки
для устойчивого развития и накопления необходимых для инвестирования в АПК
финансовых ресурсов, а также решить другие финансово-кредитные проблемы
сельского хозяйства через развитие фьючерсной, опционной торговли.
Нет сомнения, что создание биржевого
рынка в Украине является объективной необходимостью, но для его надлежащей
организации нужны определенные условия. Функционирование бирж невозможно, если
в стране нет свободного рынка, если производитель не может на свое усмотрение
распоряжаться продукцией, если существуют преграды для торгово-посреднической
деятельности и отсутствуют большие торговые фирмы, которые являются основными
клиентами бирж. Без реального рынка физических товаров фьючерсные рынки теряют
свои функции и действовать не могут. Биржевая торговля вообще обречена на
неудачу, если на биржу выходят государственные монополисты, которые владеют
всем товаром.
Следовательно, развертыванию
биржевого рынка должна способствовать демонополизация внутренней и внешней
торговли и ограничение вмешательства государства в деятельность бирж.
Обязательным условием становления биржевой торговли есть также развитие
частного предпринимательства, от которого зависит процесс формирования
внутренней рыночной среды. То есть биржевая торговля является своеобразным
барометром или индикатором рынка.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Сейчас биржевой сельскохозяйственный рынок переживает
очередное “испытание на прочность”, от результатов которого зависит; приобретет
он “постоянное место жительства” в Украине или нет. Решение этого вопроса
зависит не только от органов власти, а и от всех хозяйственных структур,
которые изготавливают аграрную продукцию или продают и покупают ее. Если все
смогут объединиться для поддержки биржевой торговли, это будет значить
объединение за выход из кризиса, за рынок, за стабилизацию.
Гл. 5
Заключение (перспективы развития в Украине
инфраструктуры современного рынка)
Из вышесказанного можно сделать выводы о том
что развитие современной инфраструктуры рынка будет способствовать
экономическому росту объёмов реального производства. Быстро развивается частная
собственность. 70 % государственных предприятий приватизируется, открылось 25
тысяч новых частных фирм. Развиваются финансовые рынки и рынки ценных бумаг.
Развитие инфраструктуры рынка в Украине создаёт
конкуренцию среду для предприятий; будет способствовать формированию хозяйства
в мировую экономику; обеспечению стабильности уровня цен и занятости.
Однако возможно переменчивые экономические и
политические условия в Украине, могут подорвать развитие рынка Украины.
Постоянный дефицит украинского бюджета, несовершенство законодательства
способствует трудному сбору налогов. Частные фирмы и местная власть стремится
увиливать от налоговых платежей. Уклонение от налогов обозначает увеличение
дефицита бюджета и рост инфляции. Отсюда вытекает нестабильность современного
рынка. Возникает прочный замкнутый круг причин и следствий.
|