Предпринимательство. Проблемы развития предпринимательства в России
Ø
1985 г.
Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего-то нового,что
обладает стоимостью,а предприниматель – это человек,который затрачивает на это
все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый,психологический и
социальный риск,получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
А вот как трактуется
понятие “предпринимательство” в Энциклопедическом словаре предпринимателя1
:
Предпринимательство –
инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение
прибыли или личногодохода, осуществляемая от своего имени, под свою
имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического
лица.Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности,
не запрещенные законом, включая комерческое посреднечество,торгово – закупочную,консультационную
и иную деятельность,а так же операции с ценными бумагами”.
Предпринимательство
выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный
этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности,
впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется
обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового
товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая
система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации
производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Во взаимоотношениях предпринимателя
и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а
потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих
взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского
процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности
предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной
(положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем
и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар.
Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим
образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки
потребителя.
Таким образом, целью предпринимателя
выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных
потребителей.
Основными средствами воздействия
предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
• новизна товара и его соответствие
интересу потребителя;
• качество;
• цена, доступность товара;
• степень универсальности
товара;
• внешний вид и упаковка;
• позитивные отличительные
характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя
ознакомиться с такими отличиями;
• возможность воспользоваться
услугами послепродажного сервиса;
• соответствие общепринятым
или государственным стандартам;
• престижность и
привлекательность рекламы товара и т. д.
Вывод, который можно было бы
сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки
зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли
активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса,
его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель
не может игнорировать этот факт..
Роль государства как субъекта
предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных
условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей,
какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации
государство может быть:
• тормозом развития
предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для
развития предпринимательства или даже запрещает его;
• посторонним наблюдателем,
когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в
то же время и не способствует этому развитию;
• ускорителем
предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный
поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических
агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает
"взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму"
предпринимательства).
Наемный работник как реализатор идей
предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса.
Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской
идеи.
Известно, что каждому экономическому
субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя
и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше
заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер
(предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник
заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных
вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух
субъектов предпринимательского процесса.
В современных условиях
хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно
глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.
Любой предприниматель нуждается в
эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно
действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного
процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют
относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку
партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то
он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в
конкретной деятельности предпринимателя.
В условиях рынка
от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать
в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных
партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет
переориентацию своей деятельности.
Таким образом, при
планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера
(партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений
с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
Целью предпринимательской
активности является производство и предложение рынку такого товара, на который
имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек
доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого
предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в
отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый
спрос потребителя.
Однако получение прибыли
свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой
активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой
экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский
доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и
приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под
предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный
доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его
природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать
факторы производства в зависимости от внешних условий.
Другими словами, прибыль
предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об
обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:
• обычная прибыль делового человека;
• излишек над обычной прибылью
делового человека.
Второй элемент и выступает в качестве
предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного
вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.
Всякий предприниматель, таким
образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек
может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о
действительном феномене предпринимателя.
Глава 2 . Проблемы развития
предпринимательства в России.
2.1.Причины возникновения
проблем.
Возрождение
предпринимательской деятельности в россии связано с целым рядом трудностей и
противоречий.
Во
– первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база
предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной
неразберихи и непременно выслких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной
части конечного результата деятельности.
Во
– вторых, свободе хозяйственной деятельности,договоров и объединений
противостоит монопольная организация хозяйства,которую нельзя отменить только
волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями
создавались как монополии.
В
– третьих, товарно – денежный обмен в россии сильно затруднен несовершенством
финансово – кредитных отношений,а так же высокими темпами инфляции.1
Кризис
в России,как айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным.Смена
правительств одного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе
за устойчивое развитие экономики страны.Основными признаками этого явились политический
кризис государственной системы в предперестрочный период.длительное подавление
инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех
отношениях.2
Предпринимательский
дух должен пронизать,прежде всего,всю организационно – экономическую систему
регионов и всех его экономических субъектов.Для этого все руководители
региональных администраций должны обучиться предпринимательству.
Ошибки
предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам,касающимся в большей
степени его самого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу.
В нашей
стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство
призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:
-значительно и
без существенных капитальных вложений расширить производство многих
потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
-создать
условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных
предприятиях;
-ускорить
научно-технический прогресс;
-составить
позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
В своей
деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем,
которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет
малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени,
властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.
В
реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые
предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования.
Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса.
И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю
частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных,
государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые
предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и
14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному
хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних
возможностях развития малого предпринимательства.
В 90-е годы
стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на
фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики.
По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России
насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн.
человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8
млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая
деятельность, а в региональной структуре -Центральный экономический район с
ядром в Москве (табл. 1, 2).
В развитии малого
предпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции,
выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа
малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был
характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при
среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост
числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на
2,2%.
|