Предприятие как объект и субъект рыночной экономики \Украина\
На всех предприятиях, где используется наемный труд,
заключается коллективный договор между собственником и трудовым коллективом.
Этим договором регулируются производительные, трудовые и экономические
отношения трудового коллектива с администрацией предприятия, вопросы охраны
труда, социального развития, участия работников в использовании прибыли
предприятия и др.
Трудовой коллектив рассматривает и утверждает проект
коллективного договора, решает согласно уставу предприятия вопросы
самоуправления трудового коллектива, определяет и утверждает перечень и порядок
предоставления работникам предприятия социальных льгот.
На всех предприятиях показателем финансового результата
хозяйственной деятельности является прибыль. Порядок использования прибыли
определяется собственником предприятия или уполномоченным им органом согласно
уставу предприятия.
Государственное влияние на выбор направлений и объемов
использования прибыли (дохода) осуществляется через налоги, налоговые льготы, а
также экономические санкции в соответствии с законодательством Украины.
Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без
ограничения его увеличения со стороны государственных органов. Минимальный
размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, который
устанавливается законодательными актами Украины. Предприятия могут использовать
тарифные ставки, должностные оклады как ориентиры для дифференциации оплаты
труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий
выполняемых ими работ и услуг.
Предприятие самостоятельно осуществляет
материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального
строительства через систему прямых соглашений (контрактов) или через товарные
биржи и другие посреднические организации Украины.
Предприятие реализует свою продукцию, имущество по ценам и
тарифам, которые устанавливаются самостоятельно или на договорной основе, а в
случаях, предусмотренных законодательными актами Украины,— по государственным
ценам и тарифам. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные
цены, формирующиеся согласно условиям и ценам мирового рынка. На продукцию
предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, которые
определяют масштаб цен в экономике и социальную защищенность населения,
допускается государственное регулирование согласно с Законом Украины “О ценах и
ценообразовании”. При этом государственное цены должны учитывать
среднеотраслевую себестоимость продукции и обеспечивать минимальный уровень
рентабельности продукции, на которую они распространяются.
Вопросы социального развития, включая улучшение условий
труда, жизни, здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования,
страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым
коллективом при участии собственника согласно уставу предприятия, коллективному
договору и законодательным актам Украины.
Хозяйственная,
экономическая и социальная деятельность предприятий. Предприятие и государство.
(См выше)
Адаптация предприятий к рыночным
отношениям.
Развитие экономики на современном этапе, неизбежность и
необходимость переходного периода от одной системы хозяйствования к другой,
трансформации административной системы и механизмов управления в рыночные
ставят перед предприятиями проблемы адаптации к новым условиям. От их решения
зависят пристроенность, выживание предприятий, гибкость их реагирования на
изменения внешних причин, на факторы нестабильности и неопределенности, которые
присущи нынешнему переходному периоду.
Поэтому необходимо рассмотреть основные проблемы, стоящие
перед предпринимательством в условиях перехода к рыночным отношениям, и
построить для их решения механизмы адаптации, которые позволят путем
согласования целей предприятия, интересов собственника, разных групп и
категорий трудящихся путем создания соответствующих моделей и методов
перестройки и развития систем предприятия обеспечить место в рыночной среде и
эффективное в нем функционирование.
Прежде всего необходимо поставить задание создания таких
преобразований, которые б имели природный, органически им присущий характер
осуществления, а во-вторых — теоретически сформулирован (на уровне предприятия)
общий методологический подход к искоренению застойных явлений в экономике,
который лежит в основе дезинтеграции управления и производства, дифференциации
форм собственности. Определенная сущность этого подхода, который учитывает
монополизм производителей, существующие, сформированные еще до переходного
периода, особенности системы управления и хозяйствования, наличие фактически
пока еще единственной — государственной — формы собственности, и заключается в разделении очень
больших предприятий, процессов производства и управления и одновременном
переходе к смешанным формам собственности.
Исходной позицией в мотивации перестройки и развития систем
предприятия является то, что каждая группа и категория трудящихся должна иметь
интерес для достижения целиком определенных конкретных целей, которые в
совокупности обеспечивают эффективное функционирование предприятия в условиях
перехода к рыночным отношениям и на долгосрочную перспективу при стабильной
экономической ситуации. При этом необходимо рассмотреть общие элементы
мотивации, которые относятся ко всем группам и категориям трудящихся, и
специальные, распространяющиеся на отдельные группы и категории.
Эффективность работы предприятия, всех его систем и
механизмов много в чем определяется внешними факторами, действующих на
микроуровне. Необходимо рассмотреть два блока вопросов с этой сферы, которые
тесно связаны с механизмами адаптации предприятия,— управление
качеством продукции, разгосударствлением и приватизацией, а также пути и методы
их усовершенствования с целью создания для предприятий среды наибольшего
содействия.
Особенно важным становится вопрос использования новой
функции управления для промышленных предприятий — прогнозирования.
Заслуживает изучения разработанная прогнозирующая система и прогнозные модели
техническо-организационного развития, а также методология и методика
моделирования взаимосвязанной стратегии развития техническо-организационной и
организационно-экономической системы предприятия.
Основными вопросами, которые потребуют решения в процессе
перестройки организационно-экономической системы предприятия , являются:
- определение модели управления собственностью предприятия и
его структурных подразделений;
- образование системы учета затрат и результатов работы;
- управление внутрефирмовым ценообразованием и разделением
результатов хозяйствования.
Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” от
28.12.94 и его влияние на деятельность предприятий.
Надо набрать
!!!!!
Необходимость и возможности улучшения хозяйственной
деятельности предприятий.
Надо набрать
!!!!!
Заключение.
Надо
набрать !!!!!!
§ 1. Закон Украины о предприятиях от
27.03.91.
Закон Украины “О предприятиях” создает равные правовые
условия для деятельности предприятий независимо от форм собственности на
имущество и организационные формы предприятия. Закон направлен на обеспечение
самостоятельности предприятий, определяет их права и ответственность в
проведении хозяйственной деятельности, регулирует отношения предприятий с
другими предприятиями и организациями, органами государственного управления.
Предприятие — основная организационная единица народного хозяйства
Украины. Предприятие — самостоятельный хозяйственный уставной субъект, который
имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научную и
коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).
Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие
счета в банках, печать со своим наименованием, а промышленное предприятие — также товарный
знак. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.
Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной
деятельности, если они не запрещены законодательством Украины и отвечают целям,
предусмотренным уставом предприятия.
Соответственно формам собственности могут действовать
предприятия таких видов:
- индивидуальное предприятие, основанное на частной
собственности физического лица и исключительно его труда;
- семейное предприятие, основанное на собственности и труде
граждан Украины — членов
одной семьи, которые проживают вместе;
- частное предприятие, основанное на собственности
отдельного гражданина Украины, с правом найма рабочей силы;
- коллективное предприятие, основанное на собственности
трудового коллектива предприятия, кооператива, другого уставного общества,
общественной и религиозной организации;
- государственное коммунальное предприятие, основанное на
собственности административно-территориальных единиц;
- государственное предприятие, основанное на
общегосударственной собственности;
- совместное предприятие, основанное на базе объединения
имущества разных собственников (смешанная форма собственности);
- предприятие, основанное на собственности юридических лиц и
граждан других государств.
Соответственно объемам хозяйственного оборота предприятия и
численности его работников (независимо от форм собственности) оно может быть
отнесено к категории малых предприятий.
К малым предприятиям относятся новообразованные и
действующие предприятия :
- в промышленности и строительстве — с численностью
трудящихся до 200 человек;
- в других отраслях производственной сферы — с численностью
трудящихся до 50 человек;
- в науке и научном обслуживании — с численностью
трудящихся до 100 человек;
- в отраслях непроизводственной сферы — с численностью
трудящихся до 25 человек;
- в розничной торговле — с численностью
трудящихся до 15 человек.
Предприятие создается согласно с решением собственника
(собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа,
предприятия-учредителя, организации или решением трудового коллектива в случаях
и порядке, предусмотренных этим и другими законами Украины.
Предприятие может быть создано в результате принудительного
раздела другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством
Украины.
Предприятие может быть создано в результате выхода из
состава действующего предприятия,, организации одного или нескольких
структурных подразделений, а также на базе структурной единицы действующих
объединений согласно решению их трудовых коллективов, если на это есть согласие
собственника или уполномоченного им органа.
Предприятие получает права юридического лица со дня его
государственной регистрации. Государственная регистрация предприятия
осуществляется в исполнительном комитете районного, городского Совета народных
депутатов по местонахождению предприятия.
Для государственной регистрации предприятия исполнительному
комитету соответствующего Совета народных депутатов подаются заявление, решение
основателя о создании, устав и другие документы.
В случае отсутствия у малого предприятия на момент
регистрации собственного помещения она осуществляется по юридическому адресу
одного из его основателей.
Предприятие имеет право создавать филиалы,
представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом
открытия текущих и расчетных счетов.
Предприятие действует на основе устава. Устав утверждается
собственником (собственниками) имущества, а для государственных предприятий — собственником
имущества при участии трудового коллектива.
В уставе предприятия определяются собственник и наименование
предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, его органы
управления, порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового
коллектива, порядок образования имущества предприятия, условия реорганизации и
прекращения деятельности предприятия.
Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные
средства, а также другие ценности, стоимость которых отображается в
самостоятельном балансе предприятия.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
- денежные и материальные вклады основателей;
- доходы, полученные от реализации продукции, а также от
других видов хозяйственной деятельности;
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- капитальные вложения и дотации с бюджетов;
- поступления от разгосударствления и приватизации
собственности;
- приобретение имущества другого предприятия, организации;
- бесплатные или благотворительные поступления,
пожертвования организаций, предприятий и граждан;
- другие источники, не запрещенные законодательными актами
Украины.
Предприятие имеет право на выпуск собственных ценных бумаг и
реализацию их юридическим лицам и гражданам Украины и других государств.
Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане,
которые своим трудом принимают участие в его деятельности на основе трудового
договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые
отношения работника с предприятием.
Трудовой коллектив предприятия с правом найма рабочей силы:
- рассматривает и утверждает проект коллективного договора;
- рассматривает и решает согласно уставу предприятия вопрос
самоуправления трудового коллектива;
- определяет и утверждает список и порядок оказания
работникам предприятия социальных льгот;
- берет участие в материальном и моральном стимулировании
производительного труда, поощряет изобретательскую и рационализаторскую
деятельность.
Трудовой коллектив государственного и другого предприятия, в
котором доля государства в стоимости имущества составляет больше 50 процентов:
- рассматривает вместе с учредителем изменения и дополнения
устава предприятия;
- вместе с учредителем предприятия определяет условия наема
руководителя;
- принимает участие в решении вопроса о выходе из состава
предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового
предприятия;
- вместе с собственником решает вопросы о вступлении и
выходе предприятия из объединения предприятий;
- принимает решения про аренду предприятия, создание на
основе трудового коллектива органа для перехода на аренду и выкупа предприятия.
При частичном выкупе предприятия трудовой коллектив получает
права коллективного собственника.
Коллективный договор должен заключаться на всех
предприятиях, которые используют наемный труд, между собственником или
уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом
и не может противоречить законодательству Украины.
Государство гарантирует неприкосновенность прав и законных
интересов предприятия. Вмешательство в хозяйственную и другую деятельность
предприятия со стороны государственных, общественных и кооперативных органов,
политических партий и движений не допускается, кроме случаев, предусмотренных
законодательством Украины.
Убытки (включая ожидаемый и не полученный доход),
принесенные предприятию в результате исполнения директив государственных или
других органов или их служебных лиц, которые нарушили права предприятия, а
также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их служебными
лицами предусмотренных законодательством обязательств по отношению к
предприятиям, подлежат возмещению за их счет. Споры о возмещении убытков
решаются судом или арбитражом соответственно их компетенции.
Государство помогает развитию рынка, осуществляя его
регулирование с помощью экономических законов и стимулов, реализует
антимонопольную программу, обеспечивает социальную защищенность всех
трудящихся. Государство обеспечивает льготные условия предприятием, которые
внедряют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места, используют труд
граждан, требующих социальной защиты. Государство должно стимулировать развитие
малых предприятий в Украине: давать льготы при налогообложении, получении государственных
кредитов, создает фонды помощи развитию малых предприятий.
Под коммерческой тайной предприятия понимаются ведомости,
связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами
и другой деятельностью предприятия, которые не являются государственной тайной,
но разглашение (передача, утечка) которых может принести вред его интересам.
Предприятие обязано:
- охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных
действий;
- возмещать соответствующему Совету народных депутатов
убытки, нанесенные нерациональным использованием земли и других природных
ресурсов и загрязнением окружающей Среды;
- обеспечивать безопасность производства,
санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников,
населения и потребителей продукции.
Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия
осуществляют государственная налоговая инспекция, государственные органы, на
которые возложено наблюдение за безопасностью производства и труда,
противопожарной и экологической безопасностью.
Ликвидация и реорганизация (соединение, раздел, выход,
переобразование) предприятия проводятся по решению собственника и при участии
трудового коллектива или по решению суда, арбитража. Предприятие ликвидируется
также в случаях:
- признания его банкротом;
- если принято решение о запрете деятельности предприятия
из-за невыполнения условий, установленных законодательством, и в
предусмотренный решением срок не обеспечено выполнение этих условий или не
изменен вид деятельности;
- если решением суда будут признаны недействительными
документы и решение о создании предприятия.
§ 2. Закон Украины о предпринимательстве.
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и
социальные начала осуществления предпринимательской деятельности (предпринимательства)
гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает гарантии
свободы предпринимательства и его государственной поддержки.
Предпринимательство — это самостоятельная инициатива,
систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции,
выполнению работ, оказанию услуг и занятие торговлей с целью получения прибыли.
Субъектами предпринимательской деятельности
(предпринимателями) могут быть:
граждане Украины, других государств, не ограниченные законом
в правоспособности или дееспособности;
юридические лица всех форм собственности, установленных
Законом Украины “О собственности”.
В отношении юридических лиц и граждан, для которых
предпринимательская деятельность не является основной, настоящий Закон
применяется к той части их деятельности, которая по своему характеру является
предпринимательской.
Разрешение на осуществление предпринимательской деятельности
выдается Кабинетом министров Украины или уполномоченным им органом в срок не
более 30 дней со дня получения заявления. Отказ о выдаче разрешения выдается в
тот же срок и является актом письменной формы.
Предпринимательство осуществляется на основе следующих
принципов:
- свободный выбор видов деятельности;
- привлечение на добровольных началах к осуществлению
предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
- самостоятельное формирование программы деятельности и
выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, установление цен в
соответствии с законодательством;
- свободный наем работников;
- привлечение и использование материально-технических,
финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых
не запрещено или не ограничено законодательством;
- свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения
платежей, установленных законодательством;
- самостоятельное осуществление предпринимателем — юридическим лицом
внешнеэкономической деятельности, использование любым предпринимателем
причитающейся ему доли валютной выручки по своему усмотрению.
Государственная регистрация субъектов предпринимательской
деятельности осуществляется по заявочному принципу в течение не более 15 дней.
Орган, осуществляющий регистрацию, обязан в течение этого срока выдать
удостоверение о регистрации и представить сведения в соответствующую налоговую
инспекцию и в органы государственной статистики.
Свидетельство о государственной регистрации субъекта
предпринимательства служит основанием для открытия счетов в учреждениях банков
по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности или в любых
других учреждениях банков по соглашению сторон. Банк обязан открыть банковский
счет и в трехдневный срок уведомить об этом налоговую инспекцию.
Для осуществления предпринимательской деятельности
предприниматель имеет право заключать с гражданами договоры об использовании их
труда. При заключении трудового договора предприниматель обязан обеспечить
условия и охрану труда, его оплату не ниже установленного в государстве
минимального прожиточного уровня, а также другие социальные гарантии, включая
социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение в соответствии с
действующим законодательством.
Предприниматель обязан не причинять ущерба окружающей среде,
не нарушать охраняемые законом права и интересы граждан, предприятий,
учреждений, организаций и государства.
Деятельность предпринимателя прекращается:
по собственной инициативе предпринимателя;
на основании решения суда или арбитражного суда в случаях,
предусмотренных законодательством Украины;
в случае истечения срока действия лицензии;
по другим основаниям, предусмотренным законодательными
актами Украины.
Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от
избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные
права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим,
финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам.
Государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции
между предпринимателями, защищая потребителей от проявлений недобросовестной
конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности.
Органы государственного управления строят свои отношения с предпринимателями,
используя:
- налоговую и финансово-кредитную политику, включая
установление ставок налогов и процентов по государственным кредитам; налоговых
льгот; цен и правил ценообразования; целевых дотаций; валютного курса; размеров
экономических санкций;
- государственное имущество и систему резервов, лицензии,
концессии, лизинг, социальные, экологические и другие нормы и нормативы;
- научно-технические, экономические и социальные,
государственные и региональные программы.
§ 3. Экономическая свобода предприятий.
Ничем не ограниченная деятельность предприятия порождает
серьезную социальную несправедливость, а часто и экологическую опасность.
Поэтому предприятие должно исполнять четко определенные требования со стороны
правительства, потребителей и защитников окружающей Среды. Наиболее передовые
из зарубежных предприятий реагируют на это разработкой социальных программ с
целью присвоения себе статуса ответственного члена общества. Одновременно
предприятия употребляют целенаправленные действия, чтобы не допустить принятия
законов, ограничивающих предпринимательскую свободу. Самым важным для работы
тех предприятий, которые не хотят прекратить свое существование, является
приспособление к требованиям общества.
Успех деятельности предприятия в большой мере зависит от
того, кто и как регулирует и контролирует взаимоотношения с региональной
средой. Советский опыт показал, что полномасшабный контроль деятельности
предприятий сверху является нежелательным, поскольку он делает их
неэффективными. Опыт развитых стран, в свою очередь, показывает, что при
минимальном контроле сверху предприятия создают больше благ и более эффективны.
Но из--за того, что национальное богатство постоянно увеличивается, а
распределение остается неравномерным, это увеличение сопровождается разрушением
политической , экономической и социальной Среды, равнодушием к неотложным
проблемам предприятий. Перечисление нежелательных состояний предприятия,
которое не контролируется со стороны правительства, указано в таблице №1.
Традиционными сферами контроля предпринимательского
поведения со стороны государственных органов управления являются: продукция,
технология производства, поведение в конкуренции, прибыль, ресурсы, право
собственности и организация внутрифирмового управления.
Не допускается занятие предпринимательской деятельностью
следующих категорий граждан: военнослужащих, должностных лиц, органов
прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел,
государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов
государственной власти и управления, призванных осуществлять контроль за
деятельностью предприятий.
Лица, которым суд запретил заниматься определенной
деятельностью, не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом
осуществления соответствующего вида деятельности до истечения срока,
установленного приговором суда.
Предприниматели имеют право без ограничений принимать
решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую
действующему законодательству. Особенности регулирования отдельных видов
предпринимательства устанавливаются законодательством Украины.
Деятельность по изготовлению и реализации наркотических
средств, военного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ может
осуществляться только государственными предприятиями, а проведение ломбардных
операций — также и
полными обществами.
Без специального разрешения (лицензии), выдаваемого
Кабинетом министров Украины или уполномоченным им органом не могут
осуществляться:
- поиск и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;
- производство и ремонт, реализация спортивного, охотничего,
огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия;
- изготовление и реализация медикаментов и химических
веществ;
- изготовление пива и вина;
- изготовление спирта, водочных, ликерных и коньячных
изделий;
- изготовление табачных изделий;
- медицинская практика;
- ветеринарная практика;
- юридическая практика;
- создание и содержание игорных заведений, организация
азартных игр;
- торговля алкогольными напитками;
- внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов
воздушным, речным, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом;
- агентирование и фрахтование морского торгового флота;
- изготовление ценных бумаг и знаков почтовой оплаты;
- посредническая деятельность с приватизационными бумагами;
- оказание услуг по охране государственной, коллективной и
частной собственности;
- монтаж, ремонт и профилактическое обслуживание средств
охранной сигнализации;
- добыча, производство и использование радиоактивных веществ
и источников ионизирующего излучения, переработка и захоронение радиоактивных
отходов;
- добыча драгоценных металлов и драгоценных камней,
изготовление и реализация изделий с их использованием;
- сбор, переработка твердых и жидких отходов производств,
содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и их лом;
- выполнение авиационно-химических работ и аэрофотосъемок;
- проектирование, строительство и эксплуатация объектов
атомной энергетики, а также оказание услуг по их обслуживанию;
- аудиторская деятельность;
- страховая деятельность;
- изготовление и реализация ветеринарных медикаментов и
препаратов;
- строительство и техническое обслуживание
общегосударственных сетей передачи данных и документальной связи;
- строительство и техническое обслуживание передающих
станций спутниковых связей;
- международные и междугородние почтовые перевозки;
- обработка почтовой корреспонденции;
- выдача и прием денежных переводов;
- использование радиочастот;
- производство и ремонт средств измерения и контроля;
- выполнение топографо-геодезических, картографических работ
и кадастровых съемок;
- выполнение инженерно-изыскательских и проектных работ для
объектов энергетики, государственной связи, оборонного комплекса, а также для
газопроводов, магистральных трубопроводов, мостов, туннелей, электростанций,
аэропортов, морских портов, выполняемых на территориях, подверженных действию
сейсмичности, а также карстообразованию, подтоплению, просадкам другого типа,
доработке, оползням и обвалам.
ІІ.
Предприятие как основная хозяйственная единица макроэкономики.
§ 1. Социально-экономические и
организационные формы предприятия, его трудовой коллектив.
Предприятие занимает центральное место в
народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного
разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие
выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе
самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого
валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества,
степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
Предприятие как самостоятельная хозяйственная единица
владеет правами юридического лица, то есть оно имеет право свободного
распоряжения имуществом, получать кредит, входить в договорные отношения с
другими предприятиями. Оно имеет свободный расчетный счет в банке, где
находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими
предприятиями, на зарплату.
Принято считать, что оптимальными являются такие размеры,
которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для использования
достижений науки и техники при минимальных издержках производства и при этом
достигается эффективное производство высококачественной продукции.
Предприятие представляет собой такую форму организации
хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель
взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических
проблем: что, как и для кого производить.
При этом никто из предпринимателей и организаций сознательно
решением этой триады экономических проблем не занят (каждый решает в стихии
рынка на индивидуальном уровне).
В рыночной системе все имеет цену. Различные виды
человеческого труда также имеют цену — уровень зарплаты, тариф на услуги.
Рыночная экономика для неосознанной координации людей и предприятий через
систему цен и рынков. Если взять все разнообразные рынки, то получим широкую
систему, стихийно обеспечивающую равновесие цен и производства путем проб и
ошибок.
По средствам согласования между покупателями и продавцами
(спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика решает
одновременно все три проблемы:
1) что производить? — определяется каждодневно голосованием
посредством денег (путем выбора покупателем товара и его покупки);
2) как производить? — определяется конкуренцией между
производителями (каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть
ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, снизить издержки производства);
3) для кого производить? — определяется
соотношением спроса и предложения на рынках, факторами производства (рабочая
сила и средства производства).
Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и
прибыли, то есть источников, из которых складываются доходы. Производитель
устанавливает свои цены, перемещая свой капитал в отрасли с высокой прибылью и
оставляя нерентабельное производство товара. Все это и определяет, что
производить. Прибыль здесь — решающий фактор функционирования рыночного хозяйства.
В соответствии с формами собственности на Украине могут
действовать предприятия следующих видов:
1) индивидуальные, основанные на личной
собственности и на его труде (без найма);
2) семейные, основанные на собственности и труде
граждан одной семьи, проживающих совместно;
3) частное предприятие, основанное на собственности
отдельного гражданина с правом найма рабочей силы;
4) коллективное, основанное на собственности
трудового коллектива, кооператива или другого уставного общества;
5) государственное или коммунальное, основанное на
собственности административно-территориальных единиц;
6) государственное предприятие, основанное на
республиканской (общегосударственной) собственности;
7) совместное, основанное на базе объединения
имущества разных форм собственности (смешанная форма собственности).
В зависимости от объемов производства, количества рабочих
предприятие может быть малым, средним, крупным. Малые предприятия — численностью до
200 работающих (в промышленности и строительстве), до 50 человек (В других
отраслях производственной сферы), до 100 человек (в науке), до 25 человек
(непроизводственная сфера), до 15 человек (розничная торговля).
Предприятия имеют право объединять свою производственную,
научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:
!) ассоциация — договорное объединение, созданное в целях
постоянной координации хозяйственной деятельности; ассоциация не имеет права
вмешиваться в производственную деятельность любого из ее участников;
2) корпорация — договорное объединение на основе сочетания
производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных
полномочий, центральным регулированием деятельности каждого из участников;
3) консорциум — временное уставное объединение
промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;
4) концерн — уставное объединение предприятий
промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и др. на
основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.
Каждое предприятие для решения задач, связанных с
производством и реализацией товаров и оказанием услуг, должно быть
укомплектовано определенным количеством людей, способных выполнять эти работы.
Занятые общественным трудом на предприятии работники, инженеры и служащие
образуют трудовые коллективы этих предприятий. В политическо-экономическом
понимании трудовой коллектив — это совокупный работник предприятия и одновременно
субъект экономических отношений, который осуществляет общую деятельность в
государственных, коллективных, кооперативных, частных предприятиях,
направленную на удовлетворение как личных, так и коллективных, общественных потребностей.
Трудовой коллектив является сложной организационной и
социально-экономической структурой, в которую входят работники цехов, бригад и
других подразделений предприятия. Для координации, согласованности между ними
создается соответствующая система управления.
Переход от командно-административной системы управления к
экономическим методам на всех уровнях требует широкой демократизации всей
системы хозяйственной деятельности, осуществления управления через интересы,
всестороннюю активизацию работников — членов трудового коллектива. Поэтому большое значение
имеет внедрение на предприятии самоуправления.
Идея самоуправления трудовых коллективов связана с
необходимостью демократизировать систему управления производственным процессом
на предприятии. Пока трудовой коллектив не имеет достаточных полномочий
собственника, он лишь выступает в роли хозяина, не будучи им реально. И он не
станет им, пока не будут аннулированы все акты, которые закрепляют отчуждение
работника от средств производства.
§ 2. Внутрихозяйственная структура
предприятия и оборот его производственных фондов.
Главная задача предприятия — удовлетворять в
чем-либо общественной потребности данного региона, получая при этом прибыль, за
счет которой и удовлетворяются социальные и экономические интересы данного
коллектива и собственника имущества предприятия.
Каждое предприятие, фирма, объединение независимо от форм
собственности действует на основе хозяйственного (коммерческого) расчета.
Принципы хозрасчета:
1) самофинансирование;
2) самообеспечение;
3) материальная заинтересованность;
4) экономическая ответственность;
5) свобода хозяйственной деятельности;
6) конкуренция между товаропроизводителями, контроль за их
хозяйственной деятельностью.
Коммерческий расчет — это экономическая категория товарного
производства, которая отражает сложную систему экономических отношений,
возникающих в процессе использования средств производства, реализации
продукции, при распределении и использовании полученного дохода, прибыли.
Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет
проблему поиска путей повышения стабильности работы предприятий. Наиболее
важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является
создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей
современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда,
взаимосвязи интересов отдельных работников и коллективов,
социально-психологической обстановке. Недостаточное уделение внимания этим
требованиям как при создании новых, так и в процессе организации
функционирования действующих предприятий приводит к тому, что оснащение
предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой
экономической эффективностью.
Страницы: 1, 2, 3
|