Преимущества и недостатки современной рыночной экономики и административно- хозяйственной системы
Преимущества и недостатки современной рыночной экономики и административно- хозяйственной системы
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат по
экономической теории
Тема реферата:
Преимущества и недостатки современной рыночной экономики и
административно-командной системы (сравнительный анализ)
Выполнил: студент 1-го курса
1 группа
Анисимов Илья Игоревич
Проверил: Р.Ф. Волков
2004г
Москва
План реферата:
1)Введение
2)Понятие
экономической системы
3)Основные элементы экономической системы
4)Современная рыночная экономика
5)Административно-командной
системы
6)Преимущества и
недостатки административно-командной и современно-рыночной экономики
7)Выводы
8)Список
использованной литературы
Введение
История экономики в
той или иной степени связана со сменой экономических систем. Ввиду особых
обстоятельств данная динамика происходит в разных странах по-разному. Это может
быть связано с менталитетом людей, так как существуют индивидуалисты, ставящие
перед собой цели получения прибыли всеми способами, стремящиеся к экономическому
росту, богатствам. А есть категория людей, ставящие перед собой менее весомые
цели, они считают, что конкуренция, частная собственная и прочие элементы,
присущие рыночной экономике – это всё лишнее и ненужное, поскольку есть такое
понятие как государство, способное наилучшим способом распоряжаться средствами
производства и заботиться в равной степени о всех без исключения людях вне
зависимости от их потребностей и возможностей. Конечно, становление той или
иной экономической системы обусловлено и многими другими факторами как,
например, давность традиций, идеологической мировоззрение, затуманенность
идеями одного человека, обладающего большой властью, что в конечном итоге
проявляется в навязывании идей рыночной или нерыночной экономики. Сравнение
двух полностью противоположных систем – административно-командной и современной
рыночной – позволяет взглянуть на суть проблемы еще глубже: почему государство
Х выбирает один вид хозяйствования, а государство Y –
другой? Кроме того, исследуя данный вопрос, можно объяснить, в чем причина
того, что большинство государств переходят к смешанной экономике и в чём плюсы
данной системы. Изучению темы о видах экономических систем посвящено огромное
количество работ экономистов. И по сей день, не угасают споры о том, какой же
всё-таки тип хозяйства лучше, находящийся в «руках» государств, как наилучшего
распорядителя землей, трудом, капиталом; или же всё следует, как говорится,
«пустить на самотек» рыночной экономики частным лицам и как можно меньше вмешиваться
в регулирование, а может вообще следует всё поделить между государством и обществом,
отдав наиболее важные отрасли государству и остальных пустить в русло саморегулирующийся
рынок? На все эти вопросы нет четкого и конкретного ответа, вот именно и из-за
этого я решил изучить данную тему и попытаться сделать вывод, почему же
рыночная (смешанная) система, присущая большинству стран мира, олицетворяет
экономический рост и прогресс тогда, как административная система олицетворяют
государства «третьего мира», то есть развивающиеся.
Экономические системы и их сущность
Совокупность всех
экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем
отношений собственности и организационно правовых форм, представляет собой экономическую
систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять и многие
закономерности хозяйственной жизни общества.
Элементы экономической системы
В любой экономической
системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом,
потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование
ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг. Важные
элементы любой экономической системы:
1)социально-экономические
отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах
собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
2)организационные
формы хозяйственной деятельности;
3)хозяйственный
механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом
уровне, а также
система стимулов и
мотиваций, которым руководствуются участники хозяйственной жизни;
4)конкретные
экономические связи между предприятиями и организациями.
В последние
полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем:
две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство,- рыночная
экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная
экономика (современный капитализм) – и две нерыночные системы – традиционная и
административно-командная.
Кроме того, переход
бывших социалистических стран – России, других стран СНГ, стран восточной и
центральной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама к рыночным
отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.
Остановится на двух, интересующих на системах, современной рыночной и
административно-командной и рассмотрим их характерные черты.
Современная рыночная экономика (современный
капитализм)
Данная система является
наиболее гибкой, так как она способна подстраиваться и приспосабливаться к внутренним
изменениям и внешним условиям.
Во второй воловине
прошлого столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и
начала особо быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура,
государство стало активнее воздействовать на развитие национальной экономики.
В связи с этим изменились хозяйственный механизм, организационные формы
хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими
субъектами.
В развитой рыночной экономике большие изменения претерпевает
хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее
развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то
же время развитие плановых методов связано с государственным регулированием на
уровне макроэкономики.
Планомерность
проявляется в виде активного приспособления к требованиям рынка. В результате и
ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об
объёме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых
исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП,
прогноза развития общественных потреблений на уровне макроэкономики. Прогноз
рынка позволяет в определенный момент времени сокращать выпуск устаревших
товаров и переходить к качественно новым видам продукции. Маркетинговая
система управления производством создает возможность еще до начала производства
приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров
данного типа, в соответствие с общественно необходимыми затратами.
Государственные
отраслевые и общенациональные программы также оказывают большое влияние на
объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их соответствие
изменяющимся общественным потребностям.
Задача
использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе
стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же
время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за
счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и международных
программ, проведения НИОКР и приоритетных направлений НТР. Например, в
настоящее время реализуются общеевропейские программы «ЭВРИКА», «ЭСПРИТ» и
другие.
Наконец,
задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только
решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением
всё больших ресурсов как крупными
компаниями, так и
государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование
систем образования, в том числе переподготовка работников различных
квалификаций, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные
нужды.
В
развитых странах с рыночной экономикой на социальное обеспечение, реализацию
многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не
менее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований. В тоже время крупные
фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работы персонала,
повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем
самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
В большинстве стран современного мира переплетаются элементы разных
экономических систем хозяйствования, что позволило определить в качестве
самостоятельного типа экономической системы смешанную экономику.
Современная экономика развитых стран (США, страны Западной Европы и
Японии) – смешанная экономика. Но страны отличаются по соотношению частного
сектора и государства (правительства) в экономике. Вот почему в отличие от
модели чистого капитализма, где господствует только частная собственность,
современная модель капитализма – смешанный капитализм – господство частной
собственности и государственного сектора.
Частный
сектор в смешанной экономике развитых стран несёт на себе основную экономическую
нагрузку: его доля в экономике колеблется от 60-70%. Он господствует в
прибыльных секторах экономики, производит основную массу продуктов и услуг
индивидуального пользования (автомобили, компьютеры, производственные и жилые
дома, уголь, нефть и т.д.), то есть создаваемые материальные блага для
удовлетворения безграничных потребностей, в том числе и для осуществления
государственной деятельности.
При этом
общество:
- возлагает на
государство задачу создания широкого ассортимента так называемых общественных
благ;
- поручает
государству решение задач ослабления внешних эффектов частнопредпринимательской
деятельности;
-доверяет государству
перераспределение части ресурсов и доходов граждан и фирм;
Иными словами, в
смешанной экономической системе государство берет на себя решение тех задач,
которые рынки либо вообще не могут решить, либо решают не лучшим образом. При
этом основная масса товаров и услуг реализуются через свободные рынки, и
государство не пытается действовать на основании общеобязательного плана
Административно-командная система
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и
ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные
экономисты в своих работах попытались дать её обобщенную характеристику.
Характерными
чертами данной системы являются общественная ( а в реальности государственная)
собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и
бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое
планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный
механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он
предполагает:
1)
непосредственное
управление всеми предприятиями из единого центра – высший эшелон
государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных
субъектов.
2)
государство постоянно
контролирует производство и распределение продукции, в результате чего
исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.
3)
государственный аппарат
руководит хозяйственной деятельность с помощью преимущественно
административно-распорядительных методов, что подрывает материальную
заинтересованность в результатах труда.
При чрезвычайной централизации исполнительной власти развивается
бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей
природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности
хозяйственной деятельности. Дело в том, что полное огосударствление хозяйства
вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта
продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех отраслях народного
хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии
конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники. Для порождаемой
монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных
и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах
с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои
специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими
установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком
серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным
производителям – промышленным предприятиям, колхозам, совхозам. Поэтому
структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными
плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение
общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы
руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных
потребностей.
Центральное распределение материальных благ,
трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных
производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными целями и
критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть
ресурсов согласно господствующим идеологическим установкам направляется на
развитие военно-промышленного комплекса.
Разделение
созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось
центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а
также централизованно утверждаемых нормативов средств, направляемых в фонд
заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате
труда.
Нежизнеспособность
этой системы, её негибкость и инертность в отношении достижений НТР,
неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития
послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших
социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах
и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, но полностью зависит
от внутренних возможностей каждого государства.
Иными
словами, при командной системе объем производства, ее структура, размеры
потребления и уровень цен устанавливаются централизованно, посредством
государственного планирования.
Общегосударственное
планирование возможно благодаря господству общественной собственности на
средства производств, создаваемые блага и услуги. Планы составляются для
национальной экономики в целом, для региональных структур и отдельно взятых
предприятий. Процесс составления планов включает два встречных движения: снизу
вверх и сверху вниз. Первоначально планы разрабатываются первичными звеньями
экономики, причём за основу берутся достижения и механизм функционирования
производства прошлых лет. Эти планы передаются вышестоящим структурам, где они
взаимосвязываются и в виде единого плана министерств или ведомств адресуются
государственным плановым органам, где проходят корректировку и взаимосвязку и
утверждаются как единый общегосударственный план социально-экономического
развития, обязательный для выполнения всеми структурными звеньями экономики.
Процесс
составления планов и их реализация предполагают использование инструментов рыночного
механизма (цены деньги). Однако важным здесь считается то, что рыночный
механизм не выступает регулятором установления народно-хозяйственных пропорций
и определения уровня цен.
Плановая
экономика позволяет централизованно учесть и распределить производственные
ресурсы по сферам экономики и регионам страны, но не в состоянии обеспечить их
рациональное использование, ибо ни один орган государственного управления не в
состоянии определить запросы в ресурсах каждого производства. С учетом этого
формируются общественные запросы к централизации экономической деятельности или
к свободе рыночных отношений.
Рождение этой системы явилось следствием ряда социалистических
революций, идеологическим знаменем которых была теория под названием
«марскизм-ленинизм». Её разработали немецкий политический деятель К.Маркс и
Ф.Энгельс, а реализовали на практике в нашей стране руководители
коммунистической партии В.И.Ленин и И.С.Сталин. В соответствии с этой теорией
человечество могло бы резко ускорить свой путь к высотам благосостояния и
устранить различия в индивидуальном благосостоянии граждан путем:
- ликвидации частной
собственности, передачи всех производственных ресурсов в общую совместную
собственность всех граждан страны
- ведения всей
хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного плана,
который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой
теории уходят в эпоху средневековья, в так называемые социальные утопия, но её
практическая реализация пришлась именно на 20век, когда возник, а затем рухнул
так называемый социалистический лагерь. В период расцвета социалистического
лагеря (50-80-е годы) в его странах жило более 1/3 населения земного шара, так
что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент, который знает история
человечества. Эксперимент, который закончился неудачей, несмотря на огромные
жертвы нескольких поколений этих стран.
Преимущества и недостатки административно-командной и
современно-рыночной экономики
Распад
социалистического лагеря в конце 80х-90х годов и переход народов этих стран к
воссозданию разрушенных рыночных механизмов стали доказательствами
исторической победы смешанной системы. В чем же состоит преимущества смешанной
системы над системой плановой? Для ответа на этот вопрос сравним, как эти
системы решают главные проблемы экономики: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ, КАК ПРОИЗВОДИТЬ,
ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ.
Административно-командная
система. При ней ответы на главные вопросы экономики должны даваться на
основе директивного народнохозяйственного плана, разрабатываемого центральными
органами управления государством.
Директивный
народнохозяйственный план - способ распределения ограниченных ресурсов на
основе заданий по производству и распределению продукций и услуг, обязательных
для исполнения всеми предприятиями страны.
Сама идея
планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она
реализуется в масштабах предприятия или фирмы, когда план:
- составляется по
заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность
(вплоть до разорения) за успех выполнения плана;
- реализуется в
условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и
согласования с ними цены продажи;
-проверяется спросом
покупателей, и когда вся существующая экономическая информация собирается и
осмысливается именно тем, кто принимает решения и отвечает за них.
Планирование
в масштабах страны порой бывает полезным в условиях
военного времени,
когда обычные экономические законы отступают в тень ради защиты страны от
внешнего врага. В мирное время использование планов менее эффективное,
особенно, если государство превращает план не в рекомендацию, а пытается
добиться его неукоснительного исполнения, заставляя люде строго действовать в
соответствии с плановыми заданиями.
Жизнь показала,
что попытка добиться строгого выполнения единого плана для целой страны, как
правило, ведет к негативным последствиям:
- снижение личной
заинтересованности людей в сфере экономики, низкая продуктивность и качество
труда. Дело в том, что государство запретив частую собственность, запретило и
частную инициативу. Жесткое регулирование заработной платы не придает
работникам стимула. В СССР не любили изобретателей и рационализаторов – их
деятельность вела к росту производительности труда, и поначалу они лично стати
получать намного больше остальных работников. Но государство тут же корректировало
нормы выработки, повышая объём продукции, которую должен был изготовить каждый
работник, а не только рационализатор. В итоге зарплата вновь выравнивалась на
прежний уровень, но теперь за те же день приходилось работать куда интенсивнее;
-запаздывание с
принятием решений в сфере экономики. Ни один директор фабрики или магазина в
социалистической стране не волен самостоятельно изменить структуру выпуска или
продажи либо их цены – даже если видит, что это необходимо. Такие решения могли
принимать только высшие органы управления экономикой. Естественно, что в таких
условиях решения всегда принимались очень медленно;
- ослабление
восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу. Государственные
предприятия в командной экономике не заинтересованы в использовании разработок
ученых и конструкторов – ведь планы гарантировали сбыт их продукции, и тратить
время, усилия и нервы на освоение новых технологий и товаров было незачем;
- подавление свобод
граждан и гибель демократии (идея государства: «план превыше всего»).
Неэффективность экономики порождает недовольство граждан низким уровнем своей
жизни. Чтобы это недовольство не выливалось в открытый протест, создается
система запугивания и террора против тех, кого запугать. В СССР во время
правления Сталина миллионы людей отправлялись в сталинские концлагеря от
придуманных обвинениям, а многих вообще расстреливали. Так в 1962 в
Новочеркасске была стихийная демонстрация горожан по поводу повышения уровня
цен на мясо, их всех расстреляли прямо напротив здания горкома КПСС – погибли
более 100 человек, в том числе и дети.
Всё это
привело к тому, что даже такая богатая природными и людскими ресурсами страна,
как Россия, к началу 21века пришла с уровнем жизни граждан куда более низким,
чем в Европе.
Почему же
социализм так жестоко обманул ожидания многих народов? Дело в том, что
командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной
собственности. Государство может командовать использованием экономических
ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частной
собственности. Но если никто ничем не владеет, если все средства производства
объявляются общенародной собственностью, а реально ими подвластно распоряжаются
государственные и партийные чиновники, то это влечёт очень опасные
экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того,
насколько удачно они используют ограниченные ресурсами, насколько результат их
труда действительно нужен обществу.
Куда
важнее становятся другие категории:
А) для предприятий –
степень повышения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров.
Именно за это директоров предприятий награждали орденами и назначали
министрами. И неважно, что эти товары могли быть совсем не интересны для
покупателей, которые - будь у них свобода выбора – предпочли бы совершенно иные
блага. Покупатель вынужден был, в конце концов, покупать, скажем, уродливый
мебельный гарнитур или плохой станок.
Б) для людей -
характер взаимоотношений с начальством, которое распределяет наиболее
дефицитные товары (машины, квартиры, мебель и тд).
В
результате в странах с административно-командной системой:
- даже элементарное
благо стало дефицитом. Привычной картиной того времени в СССР были так
называемые «парашютисты», то есть жители малых населенных пунктов, которые
приезжали в крупные города за покупками с большими рюкзаками;
- массы предприятий
постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная категория, как
«планово-убыточные предприятия». При этом работники этих предприятий все равно
регулярно получали заработную плату и премии;
- самой большой
удачей для граждан и предприятий было достать какой-нибудь импортный товар;
Вот
почему в начале 90-х годов плановые развития СССР и стран Восточной Европы
оказались весьма неутешительными. Подавляющее большинство производимой
продукции этих стран было не только низкого качества и устаревшей конкуренции,
но и производилось с непомерно высокими затратами. Продукция не пользовалась
спросом не на внутреннем, не на мировом рынке. Новейшие технологии, например
непрерывная разливка стали, которые были созданы советскими учеными и могли
улучшить ситуацию, десятилетиями не использовались, тогда как в государствах с
рыночной экономикой их осваивали очень быстро и огромных масштабах. Особенно
явно слабости административно-командной системы проявились при решении вопроса,
ДЛЯ кого производить блага, то есть, как распределять ограниченный объём этих
благ между гражданами. Начав с реализации идей утопистов об уравнительного
распределении, плановая экономика пришла в конце концов к тому, что главными
критериями распределения стали послушность власти и служебное положение.
Подавляющая часть населения должна была «выслуживать» дефицитные блага годами
послушного труда, независимо от производительности и реальной полезности этого
труда. Так, для получения талона на право покупки мебели нужно было отработать
без конфликтов 5 лет, а талон на покупку легкового автомобиля или ордена на
квартиру – 15-20 лет. Таким образом, страны с плановой экономикой полностью
проиграли экономическое соревнование странам со смешанно-рыночной экономикой.
Современная
рыночная экономика. В условиях рыночного хозяйства ответы на главные
экономические вопросы даются с помощью одного-единственного механизма – цен,
формирующихся на рынках ресурсов и товаров (услуг). Именно цены подают сигнал
покупателю – что выгодно покупать, а производителю – что выгодно изготовлять
для продажи. Именно цены подсказывают производителю, какой способ изготовления
стоит избрать, а всем действующим лицам экономики – какую часть своих ресурсов
потратить сегодня, а какую зарезервировать на будущее.
Естественно,
цены могут играть роль таких универсальных сигналов лишь при определенных
условиях своего формирования и в определенной экономической среде.
Отметим,
что использование механизма рыночных цен для решения главных проблем экономики
возможно потому, что поведение людей в сфере хозяйственной деятельности
обладает тремя особенностями:
- люди стремятся к
выгоде
- люди обычно
действуют рационально, то есть ищут способы действий, обеспечивающих получение
наибольшей прибыли
-люди склоны к обмены
благами ради увеличения своей выгоды.
Рынок
создает наилучшие возможности для деятельности людей на основе такой логики в
силу своей природы: получить нужные блага можно, только предложив в обмен нечто
желанное для других.
Иными
словами, рынок заставляет каждого думать об интересах других: иначе его товар
может оказаться ненужным и вместо выгоды получаться одни убытки. Каждый день и
продавцы, и покупатели ищут лучшие варианты компромисса и рождаются рыночные
цены.
К
сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при
производстве экономических благ тоже не безупречен – он вовсе не обеспечивает
идеального решения всех проблем. Вот почему во всем мире постоянно идет поиск
способов совершенствования рыночных механизмов. Даже в тех странах, которые
избежали социалистических революций и последующих экспериментов с
планированием, рынок конца 20в сильно отличается от способов хозяйствования начала
века.
И все же,
как ни упорядочена, как ни регулируема государством экономическая жизнь в
развитых странах мира, её основой остаются все те же три элемента: частная
собственность, частная инициатива и рыночное распределение ограниченных
ресурсов. Именно на рынках проверяется правильность хозяйственных решений
производителей товаров и их право на получение прибыли как вознаграждения за
свои усилия. Механизмом формирования такой оценки является сопоставление затрат
на производство товаров и рыночных цен, по которых реально их можно продавать.
Выводы
Подытоживая
вышесказанное, хотелось бы в очередное раз отметить, что сменная система,
присущая большинству современных стран, является наиболее прогрессивной формой
хозяйствования, поскольку, не исключая частной собственности на средства
производства, оставляет решение наиболее важных задач государству. И как
показывает практика, именно эти государства достигают больших показателей
экономического роста и жизни людей. Административно-командная система из-за
планирования и общественной, а фактически государственной собственности
приводит к застою во всех сферах хозяйственной деятельности. Таким образом, на
мой взгляд, смешанная экономика – наиболее динамичная форма, командная
экономика – это экономика «прошлого», печальный исторический опыт которой
нельзя забывать.
Список использованной литературы:
1)
Экономическая теория.
Булатов
2) Введение в экономику и бизнес. Липцис
3) Основы экономики. Носова
4) Экономическая теория. Базылев
|