Прибыль организации (предприятия)
Прибыль организации (предприятия)
Мн (2.3)
Тема: Прибыль
организации (предприятия)
План:
1. Дайте определение прибыли;
2. Назовите состав балансовой прибыли;
3. Каковы функции прибыли?
4.Сформулируйте цели
предпринимательской деятельности акционерного общества;
5. Назовите и охарактеризуйте методы
планирования прибыли;
6. Назовите основные факторы роста
прибыли;
7. В чем заключается эффект
производственного рычага?
8. Каковы пути распределения и
использовании прибыли на предприятии?
9. Что такое рентабельность?
10. Каковы основные показатели
рентабельности?
1. Прибыль
– это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации
продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.
2. Финансовый
результат производственно-хозяйственной и финансовой деятельности принято
называть балансовой прибылью.
Состав балансовой
прибыли определяется направлением деятельности предприятия: текущей,
операционной и финансовой.
В состав
балансовой прибыли входит прибыль от реализации товаров (продукции, работ,
услуг), операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы за минусом
операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов.
Под доходами
предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в
результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашение
обязательств, приводящее к увеличению капитала.
Под расходами
предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате
выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств,
приводящее к уменьшению капитала.
Доходы и расходы
предприятий в зависимости от их характера, условия получения и направления его
деятельности подразделяются на:
а) доходы и
расходы от обычных видов деятельности;
б) операционные
доходы и расходы;
в)
внереализационные доходы и расходы.
3. Прибыль, как
важнейшая категория отношений выполняет ряд важнейших функций:
1. Прибыль служит
критерием и показателем эффективности деятельности предприятия;
2. Прибыль выполняет
стимулирующую функцию (Выступая конечным финансово-экономическим результатом
предприятия, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве)
3. Прибыль
является источником формирования доходов бюджетов различных уровней.
4. Цели
предпринимательской деятельности акционерного общества:
1. максимизация
акционерной собственности;
2. максимизация
прибыли;
3. максимизация
управленческого вознаграждения;
4. поведенческие
цели;
5. социальная
ответственность.
5. Метод прямого
счета. В его основе поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации
продукции.
1-й шаг. Рассчитаем прибыль от
продажи (реализации) продукции:
Прибыль = Выручка
– Себестоимость
2-й шаг. Подсчитаем прибыль (убыток)
планируемого года:
Прибыль (убыток)
= Прибыль от продажи + Операционные доходы – Операционные расходы +
Внереализационные доходы – Внереализационные расходы
Аналитический
метод
используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой
продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.
1-й шаг. С
помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль
планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной
себестоимости.
2-й шаг. Рассчитывается изменение
(+;-) себестоимости продукции в планируемом году.
3-й шаг. Определяется влияние
изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты
выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте
продукции, её качестве, сортности.
4-й шаг. После обоснования цены на
готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижение)
цен.
5-й шаг. Влияние на прибыль всех
перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции
в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-ом и
последующих шагах.
6-й шаг. Далее учитывается изменение
прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец
планируемого периода.
Метод, основанный
на эффекте производственного (операционного) рычага. Этот метод планирования
прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные.
31 МН
Тема: Прибыль
организации (предприятия) № 2
6.
1) Объем
продаж - при высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости
продукции рост объема реализации приведет к еще большему объему прибыли за счет
снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.
2)
Рост
цен – в
период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового
фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие
конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать
прибыль посредством этого фактора.
3)
Снижение
себестоимости – снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой
продукции. Достигается за счет большей управляемости контроля в области
расходов.
4)
Обновление
ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции – прибыль в рыночной
экономике – движущая сила как производственных фондов, так и выпускаемой
продукции.
7. Эффект
операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации
приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано
с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных
затрат на финансовый результат при изменении объекта производства и реализации.
Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем
сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж
доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного
рычага уменьшается.
Сила
воздействия Маржинальная прибыль
операционного рычага = Прибыль
Маржинальная прибыль – сумма
покрытия предельной прибылью.
8. Распределение
прибыли – составная и неразрывная часть общей системы распределительных
отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самая
главная. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия
и самим предприятием.
1)
Налоги
оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов
хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой
предприятием на цели накопления и потребления.
2)
Оставшиеся
две трети полученной организацией прибыли могли бы быть распределены между
собственниками (акционерами и учредителями) и самой организацией.
3)
Распределение
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними
документами организации, как правило в учетной политике.
9. Рентабельность
– один из основных стоимостных качественных показателей эффективности
производства на предприятии, в отрасли, народном хозяйстве в целом, характеризующий
уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и
реализации продукции (работ, услуг), рассчитывается тремя методами-как
отношение прибыли:
1) к
среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных
оборотных средств;
2) к полной
себестоимости продукции;
3) к полной
себестоимости продукции за вычетом материальных затрат.
10. Основные
показатели рентабельности:
1) Рентабельность
продукции (издержек) (Рпр)
Рпр = (Пр / ПС)
*100%
Пр – отношение
прибыли от реализации продукции
ПС – к полной
себестоимости реализованной продукции
2) Рентабельность
продаж (ROS)
ROS = (Пр / В)*100%
Пр - отношение
прибыли от реализации продукции
В – к выручке от
реализации без налогов, включаемых в цену продукции
3) Рентабельность
активов (ROA)
ROA = (Пб (или Пч) / Аср)*100%
Пб (или Пч) –
отношение прибыли балансовой (или чистой)
Аср – к средней
величине активов за определенный период
4) Рентабельность
текущих активов
Рта = (Пч / Ат
ср) *100%
Пч – отношение
чистой прибыли предприятия
Ат ср – к средней
величине текущих активов (оборотных средств) предприятия
5) Рентабельность
собственного акционерного капитала (ROE)
ROE = (Пч / Кс ср)*100%
Пч – отношение
чистой прибыли
Кс ср – к средней
величине собственного капитала предприятия за определенный период.
Сущность и
значение кредита
в деятельности
предприятия.
Кредит как экономическая категория
представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с
движением стоимости (в денежной форме). Такое движение предполагает передачу
денежных средств – ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право
собственности.
Функции
кредита:
ü
Перераспределительная.
Посредством кредита происходит перемещение денежного капитала между отраслями
народного хозяйства. Кредит становится своеобразным регулятором на
макроэкономическом уровне, перераспределяя стоимость, временно высвобожденную
между отраслями, территориями;
ü
Экономии
издержек обращения. Хозяйствующие субъекты часто прибегают к кредиту для
обеспечения себя нужным количеством оборотных средств. В результате ускоряется
оборачиваемость капитала у хозяйствующего субъекта и в конечном итоге
обеспечивается экономия издержек обращения;
ü
Замещение
наличных денег кредитными. Использование в хозяйственной деятельности кредита
приводит к распространению безналичных форм расчета. В сфере денежного
обращения появляются такие кредитные инструменты, как векселя, чеки, кредитные
карточки. Следствием такого положения становится ускорение денежного оборота;
ü
Ускорение
концентрации капитала. Заемный капитал в форме кредита делает возможным
расширение масштабов производства и получение дополнительной прибыли. Для
крупных инвестиций необходима концентрация, которая становится возможной путем
использования кредита. Сосредоточение капитала даже в небольших масштабах дает
положительные экономические результаты;
ü
Стимулирующая.
Использование кредитных ресурсов в хозяйственной деятельности делает
необходимым их эффективное использование. Именно поэтому кредит заставляет
заемщика более рационально использовать кредитные ресурсы и тем самым вести
эффективную хозяйственную деятельность. На практике кредит не только побуждает
расширить масштабы производства, но и стимулирует заемщика делать инновации в
форме внедрения в производство различных научных разработок.
Значение
кредита
как экономической категории проявляется в конечных результатах его
использования. Однако его существование в экономике становится результатом
взаимодействия комплекса условий. Одно из таких условий – несовпадение во
времени индивидуальных кругооборотов и оборотов производственных фондов
отдельных товаропроизводителей. В силу специфики своего производства и условий
снабжения в разные периоды времени предприятия имеют разную потребность в
оборотных средствах. Часто у предприятий не хватает собственных денежных
средств, поэтому они вынуждены прибегать к кредитным ресурсам. Второе условие
существования кредита – юридическая самостоятельность кредитора и заемщика,
т.е. экономическая ответственность сторон в процессе реализации кредитных отношений.
В рамках гражданского законодательства определены признаки хозяйственной
самостоятельности.
Важное
условие существования кредита – заинтересованность кредитора и заемщика в кредитных
отношениях. Основной стимул данной заинтересованности – процентная ставка: она
должна, с одной стороны, обеспечить максимальную прибыль кредитору, а с другой
– давать возможность процентной ставки без ущерба для заемщика. Уровень
процентной ставки зависит от множества факторов: масштабов производства,
соотношения спроса и предложения на рынке кредитных ресурсов и т.д.
Анализ
финансовых результатов.
Финансовый
результат предприятия характеризуется прибылью и убытками. Прибыль отражает
абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Убытки
предприятие может нести, но они не должны носить систематический характер.
Прибыль
(убытки) отражает финансовый результат разных видов деятельности: основной
(обычной) деятельности; от внереализационных операций; финансовый результат от
действия чрезвычайных обстоятельств.
Анализ финансовых
результатов осуществляется по следующим направлениям:
Анализ
формирования и использования прибыли. Определяются абсолютные суммы средств, выплачиваемых
из прибыли, их динамика и структура. Использование прибыли означает
уплату в бюджет налога на прибыль, распределение прибыли оставшейся в
распоряжении предприятия. Налог на прибыль уплачивается в бюджет не со всей
суммы прибыли отчетного года, а с, так называемой, налоговой прибыли
(налогооблагаемой прибыли). Для ее получения необходимо из прибыли отчетного
года произвести некоторые исключения: доходы, облагаемые по иной ставке, чем
налог на прибыль (операции с ценными бумагами); некоторые доходы, которые носят
характер льгот. Полученная в результате таких расчетов налогооблагаемая прибыль
служит основой для взноса налога на прибыль. После уплаты налога на прибыль
оставшаяся сумма считается чистой прибылью. Пути распределения чистой прибыли:
на выплату дивидендов по ценным бумагам; образование резервного фонда;
образование фондов специального назначения; другие отвлечения (внесение в
бюджет штрафных санкций и расходов по возмещению ущерба из-за нарушения
требований охраны окружающей среды, из-за получения необоснованной прибыли в
результате необоснованного повышения цен).
Горизонтальный
и вертикальный анализ финансовых результатов.
Горизонтальный
анализ – это
оценка изменений структуры показателей прибыли за отчетный период в абсолютной
сумме и в процентах.
Вертикальный
анализ – это
оценка изменений структуры показателей прибыли, когда сначала оцениваются их
изменения. Горизонтальный анализ проводится самим предприятием, вертикальный
(трендовый) – чаще всего внешними пользователями.
Факторный
анализ финансовых результатов. Выявляются факторы, повлиявшие на финансовые результаты
предприятия. Проводится факторный анализ валовой прибыли, прибыли от
реализации, результатов от прочей реализации.
Валовая
прибыль
создается в процессе производства продукции и определяется как разность между
выручкой от реализации и себестоимость реализации.
На изменение
валовой прибыли влияют:
Ø
Объем
выпуска продукции в количественном измерении;
Ø
Структура
выпуска продукции;
Ø
Удельная
валовая прибыль.
Прибыль от
реализации –
разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью.
Прибыль от реализации продукции занимает большой удельный вес в прибыли
отчетного года.
Факторы,
влияющие на изменение прибыли от реализации:
Ø
Изменение
цен реализации – рост цен увеличивает прибыль от реализации;
Ø
Полная
себестоимость реализации – чем ниже себестоимость, тем больше прибыль;
Ø
Влияние
объема реализации – чем больше объем, даже при той же цене, тем больше прибыль;
Ø
Изменение
структуры реализации – увеличение реализации более рентабельных изделий
приводит к росту прибыли от реализации.
Результат факторного
анализа –
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов роста финансовых
результатов в долгосрочном плане.
|