Принципы мотивации
Принципы мотивации
Министерство
образования и науки
Республики Казахстан.
Карагандинский
Государственный Университет
им. Букетова Е.А.
Научно –
образовательный комплекс по
Экономическим
специальностям.
Кафедра: менеджмент
РЕФЕРАТ
На тему:
“Мотивация”.
Выполнил: студент гр. ФК -22.
Скородумова О.А.
Проверил: преподаватель
Калыков А.К.
Караганда
2002
Содержание:
Введение.
Глава
1. Понятие мотивации.
Глава
2. Метод и содержательные теории мотивации.
2.1. Метод ”Кнута и пряника”.
2.2. Содержательные теории мотивации.
2.3. Процессуальные теории мотивации.
Глава 3. Рекомендации по
мотивационному управлению.
Заключение.
Список
используемой литературы.
Введение.
Чтобы эффективно двигаться навстречу цели,
руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей
выполнять ее.
Руководители воплощают свои решения в дела,
применяя на практике основные принципы мотивации.
Самым первым приемом мотивации к труду был
метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется
и сейчас. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно
гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом и их мотивы трудовой
деятельности являются более сложными и трудными для воздействия.
Современному руководителю для эффективного
осуществления мотивации необходимо глубоко понимать и различать весь спектр
потребностей личности, их место в процессе мотивации, их иерархию и
взаимосвязь. Освещению этого вопроса и посвящена данная работа. В рамках
рассмотрения проблемы здесь отражены основные принципы и сравнение
содержательных теорий мотивации Абрахама Маслоу, Клейтона Алдерфера,
Дэвида МакКлелланда, Фредерика Герцберга.
Глава
1. Понятие мотивации.
Мотивация — состояние личности,
определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной
ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то
сделать, побуждение к какому-либо действию.
Менеджер призван добиваться не максимальной
активности подчиненных, а наращивания их активности до оптимального уровня.
Только активность не обеспечивает необходимой мотивации. Человек может работать
старательно, быть активным, но положительного результата не будет, если он
направляет свою деятельность в неправильном направлении. Подобная ситуация
встречается тогда, когда подчиненный не представляет конечных целей работы.
Причиной может быть неосведомленность, недостаточный контроль и
неудовлетворительное руководство его деятельностью. Из-за неверной
направленности труда реально также возникновение конфликта между собственными
потребностями человека и целями коллектива. Для того, чтобы оптимальным образом
обеспечить мотивацию персонала, менеджеру следует иметь в виду обе составные
мотивации: активность и направленность. Только таким образом реально улучшить
мотивацию персонала.
Вместе с тем создание и поддержание
мотивации является, однако, достаточно сложным делом. Действенные стимулы
(мотивации) трансформируются в зависимости от особенностей работников,
поставленных задач и времени. Но имеют место и общие принципы формирования и
сохранения мотивации. Прежде всего постоянная мотивация порождается работой.
Менеджер призван поэтому искать мотивацию персонала в привлекательности труда,
творческом его характере, требовательности и ответственности. Ставшая с
течением времени однообразной и рутинной работа не обеспечивает мотивации.
Человек по мере своего развития желает иметь все более творческие инновационные
задачи. Отсюда менеджер обязан обеспечивать положение, при котором содержание
работы обновлялось бы достаточно часто.
Очень существенно, что точное определение
результатов работы, а также конкретная постановка и оценка целей улучшают
мотивацию. Если нет заинтересованности в получаемых результатах труда, если их
достижение жестко не контролируется, подчиненный может придти к выводу, что его
работа просто не имеет какой-либо ценности. Участие персонала в планировании и
развитии компании в целом, но в первую очередь собственной работы и
деятельности подразделения расширяет базу мотивации. Учет предложений снизу
является хорошей формой участия. Уважение, доверие, открытое и искреннее
отношение к подчиненным усиливает их мотивацию. Менеджер просто обязан проявлять
подлинный интерес не только к работе своих сотрудников, но и к ним как к
личностям, всячески демонстрировать эту свою заинтересованность своим
поведением. Еще один существенный фактор — тот, что признание, благодарность
руководства за достигнутые результаты также весьма активно мотивирует людей.
Признание и благодарность должны быть выражены в естественной и краткой форме и
вместе с тем сердечными. Нужно учитывать, что люди не верят красивым, но
формальным фразам, в то же время каждый из них очень надеется получить
признание, благодарность за свои усилия в работе. Значение благодарности очень
велико. Человек оценивает ее как реальное поощрение за достигнутые результаты,
приложенные усилия, новаторство, предприимчивость. Если работник чувствует неуверенность
в себе или усталость, благодарность всегда придает новые силы.
Мотивацией выступают, например, различные
награды и вознаграждения (оплата или другое денежное вознаграждение, почетные
знаки, премии за инициативу, памятные подарки, предоставление отпуска). Система
оплаты, основывающаяся непосредственно или хотя бы косвенно на результатах
работы, выступает важным фактором мотивации. Его отсутствие способно серьезно
подорвать эффективность управления.
В качестве фактора мотивации все чаще
выступает делегирование ответственности за деятельность и результаты, а также
полномочий принимать решения. Персонал поощряется к расширению круга своих
полномочий, а не к чрезмерно педантичному соблюдению его границ. Выявление и
ограничение числа факторов, препятствующих достижению результатов, расширяет
возможности мотивации. Здесь особое значение приобретает уменьшение
индивидуальных проблем, улучшение условий труда, любые другие моменты,
увеличивающие привлекательность работы.
Продвижение по службе, профессиональный
рост также выступают факторами мотивации.
Наиболее элементарная модель процесса
мотивации имеет всего три элемента: потребности, целенаправленное поведение,
удовлетворение потребностей.
Потребности - представляют собой желания,
стремления к определенному результату. Люди испытывают потребность в таких
конкретных вещах, как одежда, дом, портфель ценных бумаг, личная машина и т.д.
Но они также нуждаются в таких «неосязаемых» вещах, как чувство уважения,
возможность личного профессионального роста и т.д.
Стремясь удовлетворить свои потребности,
люди выбирают свою линию целенаправленного поведения. Работа в компании — один
из способов целенаправленного поведения. Попытки продвинуться на руководящую
должность в компании — еще один тип целенаправленного поведения, устремленного
на удовлетворение потребности в признании.
Чтобы пройти больше ступенек по служебной
лестнице, человек должен направить свою личную энергию на достижение
определенной организационной цели. Отсюда задача менеджера в процессе мотивации
работников - в том, чтобы предоставить им возможность удовлетворить
их личные потребности в обмен на качественную работу. Менеджер также призван
помочь подчиненным осознать и оценить достоинства, которые предоставляет им эта
работа, эта компания, с тем чтобы поведение работника было направлено на
достижение целей предприятия.
Понятие «удовлетворение потребностей»
отражает позитивное чувство облегчения и комфортного состояния, которое ощущает
человек, когда его желание реализуется. Добившись про. движения по
службе, успешно завершив выполнение сложного проекта, получив благодарность от
руководства, коллег, а также премию, прибавку к зарплате, люди ощущают чувство
удовлетворения.
В менеджменте большое значение уделяется
также учету уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения
сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для
руководства. Некоторые работники не без успеха балансируют между желанием
ограничить количество и качество прилагаемых трудовых усилий и в то же время
избежать неприятностей. Некоторые менеджеры мотивируют служащих к работе именно
на таком уровне (такие работники убеждены, что их нынешняя работа — это простой
обмен их времени и энергии на деньги, необходимые им для жизни). Если мотивация
приняла такую форму, это сигнал, что попытки руководства побудить служащих к
увязке своих целей с целями организации завершились неудачей. Служащие,
мотивируемые на этом уровне, вряд ли будут удовлетворены своей работой,
менеджерами и компанией в целом. Отсюда реальны прогулы, текучесть кадров.
Для тех служащих, чей уровень мотивации
характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, смыслом
жизни, что приносит награды и удовлетворение. Исследования показали, что
сотрудники не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии, а
выкладываются полностью лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия
будут должным образом оценены и вознаграждены. На этом уровне для работников
имеет ценность не только материальное поощрение, но и моральное. Задача
менеджера заключается в обеспечении для работников возможности удовлетворения
всего спектра их потребностей в процессе работы в обмен на их энергию и
трудовую отдачу.
Вопросы характеристики мотивации достаточно
разносторонни, они касаются сущности, содержания и структуры мотивации, а также
сущности, содержания и логики самого процесса мотивации. В принципе мотивация
человека к деятельности представляется в качестве системы движущих сил,
побуждающих человека к осуществлению каких-то конкретных действий. Указанные
силы находятся вне и внутри человека. Они побуждают его осознанно или
неосознанно совершать определенные поступки. Связь между такими силами и
действиями человека базируется на очень сложной совокупности взаимодействий,
из-за чего разные люди совершенно по-разному реагируют на одинаковое
воздействие со стороны тех же самых сил. Поведение человека, осуществляемые
им действия также способны воздействовать на его реакцию, в результате чего
способна меняться степень влияния, воздействия, а также направленность
поведения, побуждаемая данным воздействием.
Мотивацию можно представить как
совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к
деятельности, они обуславливают рамки и формы работы и придают ей четкую
ориентацию на достижение фиксированных целей. Воздействие мотивации на
поведение человека связано со многими обстоятельствами, во многом
индивидуально, способно изменяться под воздействием обратной связи со стороны
деятельности человека.
В понятии мотивации особенно важны
следующие его аспекты:
— определение
того, что в деятельности человека находится в прямой зависимости от
мотивационного воздействия:
— выявление соотношения внутренних и внешних сил:
— соотношение с результатами деятельности человека.
Мотив вызывает определенные действия
индивида. Мотив находится «внутри» его, имеет индивидуальный характер, связан с
множеством внешних и внутренних факторов, а также с действием других,
возникающих наряду с имеющимися мотивов. Мотив побуждает человека к действию,
но и фиксирует, что и как надо сделать. Если какой-то мотив вызывает действия
по устранению потребности, то у разных людей они могут быть совершенно отличны,
даже при одинаковой потребности. Человек способен воздействовать на свои мотивы,
ограничивать их действие или даже устранять их из своего мотивационного
потенциала.
Мотивирование — это процесс воздействия на
человека для побуждения его к конкретным, акциям посредством пробуждения в нем
определенных мотивов. Мотивирование — сердцевина управления человеком.
Эффективность управления во многом обусловливается тем, насколько успешно
осуществляется само мотивирование.
Понятие мотивации как совокупности сил,
побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий,
на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью
настойчивости для достижения определенных целей становится очевидным.
Интересен вопрос соотношения «внутренней мотивации» и «внешней мотивации».
Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом
взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при
открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы,
побуждающие человека к решению задачи).
В первом случае мотивацию именуют
«внутренней», ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с
задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному
достижению, к завершению работы, к познанию и т.д. В ином случае мотивы деятельности,
связанные с решением задачи, вызываются воздействием извне. Такую мотивацию
можно назвать «внешней». Здесь в этом качестве выступают процессы мотивирования
(оплата за работу, распоряжения, правила поведения и т.п.).
В жизни нет четких разграничении
«внутренней» и «внешней» мотиваций. Некоторые мотивы в одних ситуациях
порождены «внутренней» мотивацией, а в других — «внешней». Иногда мотив
одновременно порожден разными системами мотивации. Отсюда, управление должно
опираться на «внешний» тип мотивации, но принимая во внимание и возникновение
«внутренней» мотивации.
Мотивация оказывает большое воздействие на
выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Вместе
с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется
прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение
порученной ему работы, имеет результаты худшие, нежели человек менее либо даже
слабо мотивированный. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и
конечным результатом труда обусловлено тем, что на последние оказывает влияние
много других факторов, в частности, квалификация и способности работника,
правильное понимание им выполняемой задачи, воздействие на процесс работы со
стороны окружения и т. д.
Глава 2. Метод и содержательные теории мотивации.
2.1.Метод «Кнута и пряника».
Метод «Кнута и пряника» является сомой
первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой друвности, и
просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл
этого метода раскрывается в его названии: за выполненную работу человек
получает вознаграждение (в древности еду, в настоящее время зарплату), за
невыполненную - наказание (телесные наказания, выговор, лишение премии, лишение
зарплаты). Этот метод малоэффективен в современных условия, так как, во-первых,
не предполагает саморазвития работника, увеличения производительности по
собственной инициативе, повышение квалификации; а во-вторых, моральное и
социальное развитие человека достигло такого уровня, когда работник не будет
терпеть морального, а тем более материального ущемления своих потребностей, и в
случае проявления таковых уволится. Хоть этот метод и не эффективен и давно
устарел он широко использовался на рутинных, однообразных, монотонных операциях
в Советское время. В настоящее время метод «Кнута и пряника» можно проследить в
следующей схеме оплаты труда: это оплата труда по принципу процент от продаж,
продал товар - получил определенный процент от суммы сделки, не продал - денег
не получаешь.
2.2.Содержательные теории мотивации.
В процессе развития правители и управленцы
стали замечать, что материальные факторы уже не так сильно мотивируют
работников. Изучение потребностей человека привело к появлению теорий в основе
которых лежит утверждение, что главным мотивирующим фактором является не
материальный, а психологический. Первая такая теория связана с именем Элтона
Мэйо (1880-1945), американским социологом, одним из основателей индустриальной
социологии. Он выдвинул доктрину «человеческих отношений» в капиталистическом
производстве, выделил противоречия предпринимателей и рабочих и обосновал их
через личные отношения, в улучшении которых видел путь к установлению «мира в
промышленности».
Теория Маслоу
Огромный вклад в развитие теории Элтона
Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908-1970), американский психолог, один из лидеров
так называемой гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных
трудах: «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934) и
«Мотивация и индивидуальность» (1970).
Маслоу известен как создатель иерархической
теории потребностей (40-е годы), получившей название «пирамида потребностей».
В соответствии с учением Маслоу человек
имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять
основных категорий:
1. Физиологические потребности, необходимые для
выживания человека (потребности в пище, одежде, воде, воздухе, убежище и т.п.)
2. Потребности безопасности и уверенности в
будущем (экзистенциальные потребности). Человек стремиться находиться в
безопасном состоянии, защищающем от страха, болезней и страданий. Увеерннность
в будущем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового
полиса, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного
образования.
3. Потребности принадлежности и причастности
(социальные потребности). Человек стремиться быть членом коллектива,
участвовать в совместных мероприятиях. Он ищет внимания к себе, привязанности и
поддержки, дружбы, любви.
4. Потребности признания и самоутверждения
(престижные потребности). Человек испытывает потребность всамоутверждении,
признании его личных достижений, служебном росте, уважении со стороны
окружающих, лидерству в коллективе.
5. Потребности самовыражения (духовные
потребности). Человек стремиться к наиболее полному использованию своих знаний,
способностей, умения и навыков. Духовные потребности находят самовыражение
через творчество, самореализацию личности.
Физиологические потребности и потребности безопасности
и уверенности в будущем (защищенности) относятся к первичным (базисным)
потребностям, а остальные виды потребностей - это вторичные (произвольные),
непрерывно изменяющиеся потребности или метапотребности.
По теории Маслоу все потребности можно расположить
в виде строгой иерархической структуры, на нижнем уровне которой находятся
физиологические потребности, а на верхнем - потребности самовыражения.
Располагая потребности по уровням, Маслоу хотел показать, что в первую очередь
требуют удовлетворения физические потребности, а после того, как они будут
удовлетворены, возникает необходимость удовлетворения потребностей более
высокого уровня. Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой.
Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей
могут иметь фиксированный порядок, ... на самом деле эта иерархия далеко не
такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с
которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том
порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых,
например, самоуважение является более важным, чем любовь».
С точки зрения Маслоу, мотивами поступков
людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности,
которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он
делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет
возрастать и производительность труда.
Теория Маслоу внесла важный вклад в
понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация
людей определяется широким спектром их потребностей. Но вместе с тем концепция
Маслоу вызвала критику. Отмечалось, что Маслоу не раскрыл природу тех или иных
потребностей, что потребности по-разному проявляются в зависимости от положения
работника в организации, пола, возраста, содержания работы и т.п. Не
обязательно потребности возрастают снизу вверх, как это представлено в
«пирамиде» Маслоу.
Концепция Маслоу оказала большое влияние на
развитие теории и практики современного управления.
Развитие в послевоенные годы таких наук,
как психология и социология, а также совершенствование методов исследования
поставило изучение поведения работника на его рабочем месте на научную основу,
это вызвало к жизни развитие школы поведенческих наук (с 1950 г. и по настоящее
время).
Школа поведенческих наук непосредственно
примыкает к школе человеческих отношений и более глубоко развивает ее основные
положения. Иногда ее рассматривают в качестве поведенческого - бихевиористского
направления школы человеческих отношений. Наиболее яркими представителями этой
школы является Крис Аджирис, Френсис Лайкерт, Фредерик Герцберг и Дуглас Мак-Грегор.
Основной целью этой школы было повышение эффективности ее человеческих
ресурсов.
Школа поведенческих наук основное внимание
направила на изучение межличностных отношений, мотивации, характера власти и
авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организации,
изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Школа поведенческих наук продолжает
развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения. Если первичные
потребности по своей природе являются физиологическими и заложены в человеке
генетически, то вторичные потребности по своей природе являются
психологическими и осознаются человеком по мере приобретения им опыта.
Потребности невозможно измерить, а об их наличии можно узнать только по
поведению людей. Возникшая потребность служит для человека мотивом к действию.
Наибольший интерес представляют три
концепции изучения потребностей, внесшие существенный вклад в разработку теории
мотивации:
1. Концепция ERG
К.Альдерфера
2. Концепция приобретенных потребностей
Макклеланда.
3. Концепция двух факторов Герцберга.
Каждая концепция имеет определенное
принципиальное отличие.
Концепция К.Альдерфера
К концепции К.Альдерфера так же, как и в
теории Маслоу, потребности расположены иерархически. Однако он выделяет всего
три группы потребностей, которые достаточно наглядно соотносятся с группами
потребностей «пирамиды» Маслоу.
К числу этих потребностей относятся:
1. Потребности существования (по Маслоу:
физиологические потребности и потребности безопасности, за исключением
групповой безопасности)
2. потребности связи (по Маслоу: потребности
принадлежности и причастности - стремление человека иметь семью, коллег,
друзей, врагов, начальников и починенных; часть потребностей признания и
самоутверждения - стремление человека занимать определенное положение в
окружающем мире, а также потребности, связанные с групповой безопасностью)
3. Потребности роста (по Маслоу: потребности
самовыражения, а также те потребности группы признания и самоутверждения,
которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию
и т.п.).
Между теориями маслоу и Альдерфера имеется
одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, человек,
удовлетворивший потребности нижнего уровня, переходит к удовлетворению
потребности следующего уровня и т.д. По Альдерферу движение по иерархии может
осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не
удовлетворена потребность верхнего уровня. Наличие двух направлений движения в
удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивации
поведения людей.
Теория Макклеланда.
Концепция Дэвида Макклеланда делает основной
акцент на потребности высших уровней, которые он рассматривает как
приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения. Он
считает, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность.
Наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его
поведение, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для
удовлетворения поставленных целей и задач.
Лица с высокой мотивацией властвования могут
быть разделены на две группы. К первой относятся те, кто стремиться к власти
ради властвования. Ко второй группе относятся те, кто стремиться к власти для
того, чтобы добиваться решения групповых задач. Макклеланд придавал особое
значение потребности властвования второго типа. Поэтому он считал, что, с одной
стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой -
давать возможность им удовлетворять ее.
В отличие от концепции Маслоу и Албдерфера
потребности по Макклеланду не расположены иерархически, хотя они оказывают
заметное влияние друг на друга. Взаимовлияние потребностей следует принимать во
внимание при анализе мотивации поступков человека, его поведения и выработке
методов управления человеком.
Теория Герцберга.
Одним из столпов психо-социологического
подхода считается Фредерик Герцберг. В 1959 году под его руководством были
проведены исследования по установлению различий в факторах, которые ведут к
удовлетворенности или неудовлетворенности работой. На основании ответов 200
инженеров и бухгалтеров Герцберг сделал вывод о том, что удовлетворение
потребностей не усиливает мотивацию к труду. Им была сформулирована
двухфакторная модель мотивации.
Герцберг установил, что удовлетворенность
человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсамя,
между которыми находятся состояние и настроение человека. В зависимости от
мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из
полюсов.
Как установил Герцберг, на удовлетворенность
работой оказывают влияние две группы факторов:
1. Гигиенические факторы, которые некоторые
авторы называют факторами «здоровью»: зарплата, безопасность на рабочем месте,
условия труда - освещенность, шум, воздух и т.п., отношения с коллегами и
подчиненными, правила, распорядок и режим работы, характер контроля со стороны
непосредственного руководителя, статус.
2. Мотивирующие факторы, которые сам Герцберг
назвал «удовлетворяющими» (это название не получило широкого распространения).
К этой группе относятся такие потребности или факторы. Как достижение цели,
признание, ответственность, продвижение по службе, работа сама по себе,
возможность роста. Эти потребности связаны с характером и сущность работы.
Концепция мотивации во многом сходна с теорией
потребностей Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют
физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем
по Маслоу, а его мотивирующие факторы - потребности высших уровней по Маслоу.
Однако их взгляды расходятся относительно гигиенических факторов. Маслоу
рассматривал гигиенические факторы в качестве сил, влияющих на поведение
человека, стремящегося удовлетворить свои физиологические потребности. Герцберк
же считал, что гигиенические факторы не оказывают заметного влияния на
поведение человека, особенно когда они удовлетворены. Работник начинает
обращать на них внимание в случае, если они отклоняются от привычного для
работника уровня. Герцберг также делает вывод о том, что заработная плата не является
мотивирующим фактором. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен
обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.
На практике выводы Герцберга привели к
созданию программ «обогащения» труда, в которых давался подробный перечень
гигиенических, и особенно мотивирующих факторов, и предлагалось сотрудникам
самим определить наиболее предпочтительные для них факторы.
Несмотря на то, что основны6е положения теории
Герцберга нашли широкое применение, в ее адрес раздавались и критические
замечания. Отдельные авторы указывали на то, что один и тот же фактор может
вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого,
и наоборот. Отсюда делался вывод: что может мотивировать одного человека, он
может мотивировать другого, т.е. мотивировать разных людей будут разные
факторы.
Критики теории Герцберга также отмечали, что
мотивация носит вероятный характер и во многом зависит от сложившейся ситуации.
Факторы, мотивирующие человека в одной ситуации, могут не оказать на него
никакого воздействия в другой ситуации.
Теория Герцберга не учитывала влияния многих
переменных величин на ситуацию. Впоследствии ученые пришли к выводу, что для
объяснения механизма мотивации необходимо учитывать разнообразные поведенческие
аспекты. Это привело к созданию процессуальных теорий мотивации. Основная
концепция этих терий заключается в том, что наряду с учетом потребностей
необходимо принимать во внимание то, как человек распределяет усилия для
достижения различных целей и какой вид поведения он выбирает.
2.3. Процессуальные теории мотивации.
Рассмотренные выше четыре теории относятся к
содержательным теориям мотивации, в основе которых лежит анализ потребностей и
их влияние на мотивы, побуждающие человека к деятельности.
В дальнейшем теории мотивации осуществлялось в
направлении изучения процесса мотивации и методов мотивирования людей с целью
достижения желаемых результатов. Мотивационный процесс включает в себя
следующие основные этапы: определение задач и возможного вознаграждения,
сравнение их с потребностями и мотивами, выработка определенного поведения,
осуществление действий и получение результата. К этому завершающему этапу в
организации появляется необходимость решения новых задач, и мотивационный
процесс начинается сначала.
Теории мотивации, ориентированные на
мотивационный процесс, получили название процессуальных теорий мотивации.
Процессуальные теории мотивации не отрицают
существования потребностей, но считают, что поведение человека во многом
определяется его восприятием и ожиданием в конкретной ситуации, а также теми
действиями, которые он выбирает для достижения желаемого для себя результата.
В современной управленческой мысли
наибольшую известность получили четыре процессуальные теории мотивации: теория
ожидания, теория постановки целей, теория равенства (справедливости), модель
Портера-Лоулера.
Теория ожидания.
Теория ожидания своими корнями уходит в
тридцатые годы и связана в значительной мере с разработками Курта Левина. В
дальнейшем основные положения этой теории применительно к мотивации и поведению
человека получили развитие в трудах В.Врума, а также и Э.Лоулера.
Теория ожидания изучает и описывает
взаимодействие трех блоков:
-усилия
-исполнение
-результат
Люди затрачивают определенные усилия на
выполнение работ только тогда, когда они уверены, что это даст нужные
результаты. Делая выбор, человек сталкивается с несколькими альтернативами, из
которых он должен выбрать одну. Теория ожидания должна дать ответ на вопрос, почему
человек делает тот или другой выбор, сталкиваясь с насколькими альтернативами.
Теория ожидания рассматривает:
ожидания в отношении затрат труда -
результатов, т.е. соотношение между затраченными усилиями и полученными
результатами
ожидание результатов - вознаграждений, т.е.
ожидание определенного вознаграждения за достигнутые результаты
валентность - приоритеты для человека тех или
иных результатов. Валентность выражает уровень относительного удовлетворения
или неудовлетворения полученным вознаграждением. Для отдельных людей полученное
вознаграждение может не иметь никакой ценности, в то время как для других людей
тоже вознаграждение может иметь достаточную ценность.
В практической деятельности организаций
руководство должно проводить сопоставление возможного вознаграждения с
потребностями отдельных сотрудников и добавить их соответствия.
Теория постановки целей.
Элементы теории постановки целей можно
наблюдать в работах Тейлора. В 50-е годы нашего века ряд положений управления с
помощью целей был выдвинут в трудах Дракера и Макгрегора при разработке теории
управления с помощью целей. Однако ведущим разработчиком данной теории является
Эдвин Локк, опубликовавший в 1968 году статью «О теории мотивирования и
стимулирования целями». Значительный вклад в разработку этой теории внесли
Т.Райен и Г.Латэм.
Содержание теории постановки целей сводится
к тому, что человек определяет для себя цели, к достижению которых он
стремиться, и, отталкиваясь от поставленных целей, осуществляет определенные
действия, выполняет определенную работу. Достигнув намеченных результатов, он
получает удовлетворение.
На цель и готовность человека затрачивать
определенные усилия оказывает влияние четыре фактора: сложность цели,
специфичность цели, приемлемость цели и приверженность цели. Кроме того, на
удовлетворенность или неудовлетворенность человека результатами воздействуют
внутренние по отношению к нему процессы (т.е. оценка человеком полученного
результата с точки зрения соотнесения его с поставленной задачей) и внешние
процессы (т.е. оценка окружающими результатов труда или исполнения (похвала
коллег, продвижение по службе, повышение оплата, благодарность руководства и
т.п.)
Теория постановки целей связана со многими
трудностями при ее практической реализации. Прежде всего это вызвано тем, что
люди, отличающиеся друг от друга по полу, возрасту, образованию, роду
деятельности, имеют различную степень целевой ориентации. Люди с более низким
уровнем образования имеют, как правило, более ясные и четкие цели, чем люди
более образованные.
Теория постановки целей не дает
однозначного ответа на вопрос, кто должен ставить цели (руководитель или
группа). Участие человека в постановки цели дает ему определенную
удовлетворенность, но при этом теория не дает ответа на вопрос, приводит ли это
к повышению уровня и качества исполнения. При постановке целей как индивидами,
так и группами возникает конкуренция между индивидами или между группами, что
безусловно активизирует их деятельность. Но межгрупповая конкуренция может
привести к ослаблению индивидуальной конкуренции. Теория не раскрывает путей,
как сочетать индивидуальную постановку целей с групповой.
Теория постановки целей не дает
однозначного ответа на вопрос, как производить стимулирование: по конечным результатам
или за конкретно проделанную работу. Практическая деятельность организаций
показывает, что необходимо комбинировать оба подхода к стимулированию
применительно к индивидуальным характеристикам людей и сложившейся ситуации.
Теория справедливости.
Основателем теории равенства
(справедливости) является Стейси Адамс, который на основе исследований,
проведенных им в компании «Дженерал Электрик», сформулировал основные положения
этой теории.
Содержание равенства (справедливости)
сводится к следующему: в процессе осуществления трудовой деятельности человек
постоянно сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями, а затем
сопоставляет это с вознаграждением, полученными другими людьми. Если он видит,
что это сравнение явно не в его пользу, то он чувствует несправедливость и
напряжение, так как нет удовлетворения от выполненной работы. Он начинает
работать менее интенсивно, затрачивая значительно меньше усилий. Если человек
считает, что его труд справедливо вознаграждается, то он будет продолжать
трудиться с прежними усилиями, или даже их увеличит.
Восприятие человеком равенства и
неравенства носит субъективный характер, оценка справедливости относительна.
Говоря о справедливости, человек часто не принимает во внимание такие
персональные характеристики других, как уровень квалификации, продолжительность
работы в организации, возраст, социальный статус.
Теория равенства не способствует повышению
эффективности работы организации, если общий уровень исполнения низок. Если же
уровень исполнения организации высокий, то принцип равенства является важным
мотивирующим фактором для успешной работы членов организации.
Адамс выделяет шесть возможных реакций
человека на состояние неравенства:
- при недостаточном
вознаграждении человек снижает интенсивность и качество труда
- человек может потребовать
увеличения вознаграждения за счет повышения оплаты труда, улучшения условий
труда, продвижения по службе
- человек может разувериться
в своих способностях и возможностях, считая, что раньше он их преувеличивал,
т.е. что оплата соответствует его способностям
- человек может сделать
попытку повлиять на организацию с целью снижения оплаты других лиц или на этих
лиц, заставив их увеличить затрачиваемые усилия
- человек может изменить для
себя объект сравнения, заменив лицо или группу лиц на более подходящие для него
с точки зрения их способностей и личностных качеств
- человек может перейти в
другое подразделение или же уйти из организации
Рассмотрение теории справедливости
позволяет сделать вывод о том, что люди ориентируются на комплексную оценку
вознаграждения, однако оплата труда играет в ней важную, но не определяющую
роль. Поэтому задачей менеджеров является не только обеспечение равного,
справедливого вознаграждение, но и получение сведений о том, считают ли
работники таковыми это вознаграждение.
Теория Портера-Лоулера.
Комплексная процессуальная теория
мотивации, известная как модель Портера-Лоулера, построена на основных
элементах теории ожидания и теории справедливости. Двое исследователей Лайман
Портер и Эдвард Лоулер разработали модель, включив в нее пять переменных
величин:
- затраченные усилия
- восприятие
- полученные результаты
- вознаграждение
- уровень удовлетворенности
Содержание модели Портера-Лоулера сводится
к следующему: чтобы достичь определенных результатов и получить достойное
вознаграждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способностей,
оныта и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью
вознаграждения. Значительное влияние н арезельтаты оказывает осознание
человеком своей роли в процессе труда. Так же как и в теории постановки целей,
вознаграждения могут бать внутренними (чувство удовлетворения о выполненной
работы, чувство компетентности и самоутверждения) и внешние (повышение оплаты
труда, премия, благодарность руководителя, продвижение по службе). Восприятие
вознаграждения определяет уровень удовлетворенности, который, в свою очередь,
будет влиять на поведение человека в будущем.
Портер и Лоулер на основе анализа
предложенной модели сделали вывод о том, что результативный труд ведет к
удовлетворению. Это заключение коренным образом отличатся от тех позиций, на
которых стояли представители ранних теорий человеческих отношений, которые
считали, что удовлетворенные работники дают лучшие результаты.
Заслуга Портера и Лоулера заключается в
том, что их теория внесла основной вклад в понимание мотивации.
Глава 3. Рекомендации по
мотивационному управлению.
- Успех
деятельности предприятия, а в частности мотивации зависит от специалистов. Их
надо искать(проводить маркетинг кадров), привлекать и поощрять. Необходимо
использовать различные тестирования, испытательные сроки и другие
альтернативные подходы. Важно взращивать профессионалов самим, и они не
подведут.
- Нужно всеми доступными средствами поддерживать
заинтересованность работника в труде на своем предприятии . В данном случае
необходимо материальное и психологическое поощрение.
- Необходимо предоставлять работнику свободу в
действиях, не ограничивать его в определенные рамки., т.е. если работа
интересная и приносящая ему удовлетворение, то качество исполнения
соответственно будет высоким.
- Необходима оптимизированная система оплаты
пруда(платить за труд в меру не недоплачивать и не переплачивать ) . Сделать
ее намного проще, понятную людям, так же можно ввести индивидуальную систему
оплаты и премирования, при этом работник должен знать за что и почему
произошли надбавки, чтобы все сотрудники могли убедится , что эффективный труд,
инициатива, стремление работника принести пользу всемерно поощряется
руководством.
- необходим постоянный поиск новых(альтернативных)
форм и методов поощрения труда ,
- премия не должна начисляться за
результаты и деятельность работников, являющихся обязательными и оплачиваемые в
рамках постоянной части заработка. Также необходимо давать понять работнику,
что премия - это не привычная форма доплат, которая не может стимулировать
работника, а доплата за эффективный труд, инициативу и т.п.
- можно внедрять дополнительные отпуска за
специфический труд или за результаты труда, для дополнительной компенсации
повышенной психологической или физической нагрузке.
- возможно, при более глубоком анализе, можно внедрять
систему перераспределения рабочего времени по средством внедрения гибких
графиков работы. Правом работать в свободном режиме необходимо наделять
передовых работников, сознательных и организованных. Это будет дополнительной
мотивацией к более эффективной работе.
- необходимо заботится о моральном состоянии работника
- признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов с целью
дальнейшего их стимулирования, проводить популяризацию результатов труда отдельных
работников, получивших признание.
Заключение.
И в заключении, хочется сделать вывод: человек осуществляет определенные
действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних
по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает
у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать
процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований и было разработано
несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание
процесса мотивации.
Теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные
группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Несмотря на
принципиальные отличия этих концепций, они, тем не менее имеют нечто общее в
своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к
действиям. И все же управление людьми – это искусство, которому нужно учиться и
не один год. Только применяя теорию на практике можно добиться желаемых
результатов.
Существуют и так называемые социальные проблемы
мотивации, согласно которым, в любом обществе должны создаваться условия,
мотивирующие людей к производительному труду, как средству удовлетворения
потребностей. Такими необходимыми условиями Мотивации к труду являются:
• наличие
потребностей, которые человек желает удовлетворить (возможно их отсутствие - в
состоянии депрессии, бесперспективности ...)
• наличие благ и
условий, способствующих удовлетворению потребностей (социально-экономические
условия, сфера услуг, законодательная база, государственная политика и т.п.)
• возможность
удовлетворить свои потребности через трудовую деятельность с минимальными
моральными и материальными издержками, чем любыми другими нетрудовыми
способами.
Наиболее
значительными факторами, определяющими негативное отношение людей к труду
(демотивация к труду) являются:
• отсутствие
перспектив, особенно далеких перспектив (уход на пенсию, идеалы и цели
общества, продвижение по службе и ДР.)
• чувство страха
(например, страх потерять работу, детей, жизнь…)
• "отчуждение
труда" (например, несправедливое перераспределение капитала в
собственность ("приватизация" или государственная монополия на
собственность), конвейерные линии сборки и др.).
Список
используемой литературы.
1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер.
с англ. — СПб: Издательство «Питер», 1999.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с
англ. — М.: «Ростинтэр», 1996.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1993.
4. «История менеджмента»
И.И.Семенова, изд. Юнити Москва 1999г
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995
6. Глухов В.В. Основы менеджмента. - С._Петербург.:
«Спец.литература», 1995
7. Хекхаузен
Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. М: Педагогика, 1986
|