бесплатные рефераты

Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России

Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА МОДЕЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.

 

 

Выполнила

студентка 976 группы

Пономарева А.В.





Научный руководитель

К.э.н., доцент

Исаева Надежда Александровна







Новосибирск

2001

1. Введение_____________________________________________________ 3

2. Понятие малого предпринимательства__________________________ 4

3. Экономическая характеристика малого бизнеса_________________ 5

3.1. Преимущества малого бизнеса________________________________ 5

3.2. Недостатки малого бизнеса__________________________________ 6

3.3. Связь малого и крупного бизнеса_____________________________ 6

3.4. Инновационность малых предприятий_________________________ 9

4. Роль малого бизнеса__________________________________________ 12

5. Эволюция малого предпринимательства_______________________ 12

6. Проблемы малого предпринимательства_______________________ 16

7. Заключение_________________________________________________ 25

8. Список использованной литературы___________________________ 27

9. Приложение_________________________________________________ 28

1. Введение


Малый  бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

ü    Дать определение малому предпринимательству

ü    Выявить его особенности

ü    Определить место малого предпринимательства в экономике

ü    Рассмотреть его эволюцию

ü    Классифицировать проблемы малого бизнеса

ü    Продумать возможные пути решения этих проблем


Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.


.







2. Понятие малого предпринимательства


Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно закону под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -
50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Организационно-правовая форма МП устанавливается в со­ответствии с Гражданским  Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных об­ществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.


3. Экономическая характеристика малого бизнеса

 

Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим его роль в экономике.

3.1. Преимущества малого бизнеса

1.     Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.

2.     По мнению некоторых ученых, большие размеры  повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3.     Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков

4.     Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5.     Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

6.     Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7.     Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности

8.     Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный[1]. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоуст­ройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пен­сионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

3.2. Недостатки малого бизнеса

1.     По сравнению с крупными предприятиями МП обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2.     МП зависимы от крупных компаний.

3.     Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

4.     Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

5.     Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6.     МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой

7.     Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям не велики[2].

8.     Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

            

3.3. Связь малого и крупного бизнеса


Существует две точки зрения о том, каким должно быть взаимодействие крупных и мелких фирм. Большинство ученых придерживается следующей точки зрения: в нормально функционирующей рыночной экономике значительная часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий, малые предприятия существуют для и при крупных. При этом кооперационные связи являются полезными как для малых предприятий, так и для крупных: крупные используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Малые предприятия компенсируют неповоротливость крупных в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении передовых инноваций. Это позволяет крупным предприятиям переключить часть своих рисков на малые. Кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки малого предпринимательства.

Но существует и другой взгляд[3]. Он заключается в том, что зависимость предприятий друг от друга является негативным моментом. Предприятие должно являться самостоятельным хозяйствующим субъектом экономики. Классическое предприятие - внутренне единая и управляемая целостная организация, осуществляющая преобразование ресурса в продукт. В реальной действительности очень редко встречаются  независимые самостоятельные предприятия. Сторонник этой позиции Клейнер Г. утверждает, что настоящих предприятий в России больше нет, потому что малые предприятия являются "приусадебными участками" своих директоров или владельцев. Средние и крупные предприятия утратили свойство концентратов ресурсов и превратились в аморфные структуры, состоящие из множества мелких юридических лиц, распределивших между собой финансовые, материально-вещественные, информационные и управленческие потоки.

Объединив эти две точки зрения, можно сделать вывод о том, что оптимальная взаимосвязь фирм предполагает их относительную независимость, но в то же время тесное сотрудничество и наличие взаимовыгодных кооперационных связей.

Как правило,  в России крупные предприятия оплетены сетью мелких, контролируемых директором фирм, через которые проходят главные финансовые потоки. Вокруг крупных и средних предприятий сформировалась особая интеграционная нерыночная структура. Крупные предприятия  привлекают  узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий,  особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей  громоздкости  вынуждены  затрачивать  много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов,  что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

В настоящее время в России партнерские малые предприятия созданы либо бывшими работниками крупного предприятия, или доверенными лицами теперешнего руководства. Такая модель в российских условиях может считаться предпочтительной с точки зрения решения проблемы ненадежности малого предприятия как партнера. Очевидная неустойчивость общей экономической ситуации заставляет руководство крупных предприятий очень настороженно относиться к контактам с "чужими" малыми предприятиями. Положение усугубляется чрезвычайными трудностями самих крупных предприятий: сейчас даже небольшие ошибки в выборе партнеров могут привести к непоправимым результатам. Поэтому крупные предприятия стараются ориентироваться в своих контактах на максимально зависимые от них предприятия. Понятно, что при таких взаимоотношениях обе стороны не извлекают большую часть выгоды от сотрудничества. Те малые предприятия, которые смогли остаться относительно независимыми оказались более жизнеспособными.

Кооперационные связи очень важны для российских предпринимателей. И эта взаимосвязь перспективна, если создать экономические условия, гарантирующие безопасность такого сотрудничества.

Существует несколько форм и механизмов взаимодействия малого и крупного предпринимательства: система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, инкубаторы малого и среднего бизнеса и т.д. Дадим им краткую характеристику.

Субподряд

Малые предприятия на основе технологического разделения труда обеспечивают эффективность совместной деятельности. Крупные предприятия предоставляют в аренду малым помещения, средства производства, обеспечивают на льготных условиях сырьем и материалами, дают право использования своего товарного знака. Эта форма сотрудничества широко распространена в современной России.

Лизинг

Малое предприятие берет в лизинг любое оборудование. По окончании срока малое предприятие имеет право выкупить оборудование по остаточной стоимости. Существуют специальные посредники между малыми и крупными предприятиями - лизинговые компании. Их деятельность понижает трансакционные издержки малого бизнеса.

Франчайзинг

Франчайзинг – это предоставление права крупной фирмой малому предприятию права реализации (финишного производства) ее продукции под товарным знаком крупной фирмы. Это очень хороший способ для тех, кто не имеет предпринимательского опыта и не склонен к коммерческому риску. Крупным предприятиям это дает расширение рынка сбыта, привлечение дополнительного капитала, экономию на развитии собственной сбытовой сети и т.д. При этом крупное предприятие меньше рискует своим базовым капиталом, а также использует повышенную мотивацию к деятельности малого предприятия. Часто в России эту форму можно встретить как представительство иностранной фирмы (например, «Кодак», «Фуджи», «Макдональдс»). Опираясь на субподрядные системы, лизинг и франчайзинг,  крупные компании формируют вокруг себя межфирменные сетевые связи, активно вовлекая в них малые предприятия.

Венчурный бизнес

Венчурный бизнес направлен на реализацию научно-технических проектов. Крупные предприятия финансируют малые инновационные предприятия, что позволяет им меньше рисковать. В случае удачи крупные предприятия присваивают себе результаты. Существуют также специальные венчурные фонды, которые выступают в роли посредников между малыми и крупными предприятиями.

          В отличие от Запада у нас на первый план выходит не формирование производственных субподрядных связей малого и крупного бизнеса, а включение торгово-посреднических малых предприятий в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий.

3.4. Инновационность малых предприятий


Это свойство малых предприятий необходимо рассмотреть отдельно, поскольку оно в большой степени определяет роль малого бизнеса.

В западных странах создаются специальные экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, изобретатели могли самостоятельно приступить к практическому внедрению своих идей, т.е. создается специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию. Примеры таких компаний нам хорошо известны, это такие компании, как Диджитал, Майкрософт, Поларойд, Эппл.

Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов:

ü    Научно-технический прогресс

ü    Частная инициатива

ü    Благоприятные экономические условия, создаваемые государством

Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности – это отсутствие благоприятных экономических условий.

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

Рассмотрим особенности малого наукоемкого бизнеса.

Работа в наукоемких отраслях связана с высокой степенью риска, выходящего далеко за пределы риска традиционных коммерческих операций, она требует особой, высокой квалификации и долгосрочных больших инвестиций.

Малый наукоемкий бизнес имеет высокий инновационный потенциал. Он рассматривается с точки зрения развития, внедрения и распространения новых передовых технологий, а также появления на рынке новых видов конкурентоспособной продукции.

С позиций микроэкономического анализа, на современном этапе научно-технического прогресса малые и средние фирмы за счет своей большей гибкости и мобильности должны обладать естественными преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся новые технологические возможности.

На основе обзора эмпирических исследований взаимосвязи между размером фирмы и ее инновационной активностью ученые делают вывод о том, что полученные данные достаточно противоречивы и зависят как о степени общности анализа (экономика в целом или отдельные отрасли промышленности), так и от выбранных  для изучения показателей. Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других – довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.

Как следствие этого, в анализе роли малого бизнеса в развитии НТП просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.

В нашей стране инновационную  роль малого предпринимательства трудно переоценить, имея ввиду развернувшийся процесс конверсии.

Существуют особенности рискового финансирования.

Во-первых, в случае рисковых капиталовложений кредит мелким фирмам, специализирующимся на внедрении технологических новшеств предоставляется под перспективную идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения за счет имущества, фондов и прочих активов фирмы. С самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов.

Существуют два пути реализации идей: продать ее заинтересованной компании или довести до практической реализации собственными силами. Первое проще, второе может оказаться прибыльнее в случае успеха. Но для осуществления проекта по второму пути необходимо решить огромное количество проблем, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработанной стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т.п. Для этого необходим определенный штат сотрудников, наличие финансовых ресурсов, что часто не под силу отдельному предпринимателю. Платой за дополнительные средства является предоставление права использования новых технологий или весомый пакет акций созданной фирмы. В случае успеха инвестор получает сверхприбыль, извлекаемую из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций.

          Вторая особенность рисковых капиталовложений заключается в том, что они осуществляются, как правило, в самых передовых направлениях НТП.

Третья отличительная особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансового кредита. Они непосредственно или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения.

4. Роль малого бизнеса

           Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия  в некоторых сферах деятельности.

Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?

Малый бизнес может дать экономике:

ü    необходимую насыщенность и мобильность рынка;

ü    тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;

ü    ускорение процесса внедрения новых технологий;

ü    среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;

ü    глубокую специализацию и кооперацию;

ü    среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима  высокая эффективность рынка. Наконец, созда­ние этого сектора экономики — позитивная альтернатива под­польному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятель­ности легально работающих МП.

Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.

Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее,  в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.

Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.

5. Эволюция малого предпринимательства

Россия, безусловно, накопила немалый опыт в развитии малого предпринимательства, но предстоит решить еще много крупных проблем.  Для того чтобы понять проблемы современного МП, необходимо оглянуться назад.

Рассмотрим как развивался малый бизнес в период после перестройки.

Важ­нейшей  функцией  МП в 90-х годах стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предос­тавление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию. В этот период в сфере малого предпринимательства стала образовы­ваться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующа­яся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся стабильным спросом у российс­кого потребителя. Большая часть предприятий сконцентрировалась в области торгово-посреднических услуг, так как эта деятельность требует наименьшего начального капитала и позволяет гибко перестраиваться, следуя изменениям спроса. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капи­талов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мел­кая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-эконо­мическую дифференциацию российского общества, группируясь в ни­шах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести их участие в создании новых хозяйственных связей. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими ры­ночными, высокоэффективными каналами движения товаров от про­изводителей к потребителям. В стратегическом плане задача созда­ния такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений. Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике.

Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преиму­щественно торгово-посреднической или, например, научно-консуль­тационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была ге­нерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, со­провождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокраще­нием прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предпри­ятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологичес­ких ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоя­тельной предпринимательской деятельности. После 95г. в экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс погло­щения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприя­тия оказываются первой жертвой таких поглощений.

Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы цент­рализации и концентрации капиталов также противостоят увеличе­нию численности МП. Но в дальнейшем, как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом сти­мулировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек.

На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, создан­ных еще по законам бывшего СССР. Действующие МП в ходе перере­гистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина числивших­ся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существен­ный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая россий­ским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стаби­лизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедле­нием темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП нача­ли играть роль, характерную для малого предпринимательства в нор­мальной рыночной экономике.

Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого пред­принимательства в 1995 г., по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потре­бителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой поли­тики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.

Кризис 1998 года оказал большое негативное влияние на малый бизнес. Он показал, что не обеспечены достаточные условия для стабильного функционирования и высокой результативности малого предпринимательства. Во-первых, конечно, произошло количественное сужение: после кризиса "ушли с рынка" по разным данным от 30 до 50% малых предприятий. Очевидно несоответствие с данными Госкомстата, который предоставляет ежегодную информацию (см. приложение). Дело в том, что многие предприятия реально остались зарегистрированными после прекращения деятельности.

Качественное изменение заключалось в том, что:

ü    кризис нарушил финансовую базу развития МБ. Наибольший ущерб понес МБ от неплатежей и банкротств партнеров по бизнесу.

ü    Кризис не позволил развиться тенденции к производственной переориентации малого бизнеса, основывавшейся в последние годы на поставках импортных комплектующих и полуфабрикатах.

ü    Кризис привел к распаду институциональной инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства.

После кризиса "выжили" в основном те фирмы, которые диверсифицировались,  т.е. те, которые имели не менее двух основных видов деятельности. Кроме того, решающим для выживания моментом было своевременное изменение цен, что часто было невозможно сделать из-за существенной рыночной власти монополий.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоя­тельно приспосабливаться к сложностям рынка. Следовательно, кризис создал новые предпосылки к переходу малого бизнеса на качественно-новую ступень развития. Акцент постепенно перемещается от проблемы выживания к проблемам эффективного производственного менеджмента, минимизации трансакционных издержек, реализации преимуществ межфирменной кооперации, а это проблемы более высокой стадии хозяйственной зрелости.

Давайте посмотрим на цифры.

В 90-е годы, на фоне продолжающегося спада прак­тически во всех сферах российской экономики, устойчиво росла доля МП в общем объеме ВВП, а также количество за­нятых на малых предприятиях.

Если в 90-е годы среднегодовые значения приростов были на уровне 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. про­изошло уже снижение их числа на 2,2%.По официальным ста­тистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчи­тывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу). В 1997 г. количество малых предприятий составляло 841,7 тыс., в 1998 г. - 861,1 тыс., в 1999 г. - 868,0 тыс., а в 2000 г. - 890,6 тыс. Это официальная статистика. Надо признать, что эти данные плохо отражают реальную действительность, т.к. во-первых, не отражают динамику численности в течение года, а во-вторых, не отражают объемы неформальной экономики. По данным опроса руководителей МП, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, масштабы теневой деятельности в малом бизнесе весьма велики: не регистрируются до 50 % МП, реальная занятость на МП выше примерно на 70 %, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90 %, оборот занижается в среднем на 70 %.

        Официальная динамика численности малых предприятий отражена на графике (см. приложение). За последние годы структура малого предпринимательства изменилась слабо: на первом месте торговля и общепит, на втором строительство, на третьем промышленность. Но за последний год наметилась тенденция к увеличению доли промышленности, и снижению доли строительства. В 2000 г. доля этих отраслей составляла:

ü    Торговля и общепит - 44,9%

ü    Промышленность - 15,29%

ü    Строительство - 15,25%

6. Проблемы малого предпринимательства

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко­личестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимос­ти основных средств экономики России и 14% числа занятых, произ­водят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внут­ренних возможностях развития малого предпринимательства.

Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально развиваться?

Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы[4]:

1.     Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

2.     Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

3.     Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

4.     Кредитная необеспеченность.

Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

1.     Недостатки налоговой системы

2.     Отсутствие оборотных средств

3.     Низкий платежеспособный спрос населения

4.     Высокая арендная плата

5.     Экономическая политика государства

6.     Недоступность кредитов

7.     Дороговизна сырьевых ресурсов

8.     Слабое развитие внутреннего рынка

9.     Высокие тарифы на перевозки.

10.  Отсутствие производственных площадей

.

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки"[5]. Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

Сейчас готовится законопроект "О регистрации юридических лиц", который ликвидирует все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов. При этом предполагается введение жесткой ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации. Как говорит Герман Греф, руководитель Министерства экономического развития и торговли, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение правил работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы".

Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий[6]. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аук­ционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благо­приятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.

Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объедине­ние) малых предприятий.

Одним из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, дол­госрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта про­мышленной организации является создание гарантированных рын­ков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финан­сово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.

В связи с  поддержке свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.

В качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число пред­принимателей отмечают высокие налоги.

Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, по­шлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодатель­ный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституцион­ным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависи­мость.

Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов мест­ного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные нало­ги.

Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.

В России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса валют приблизительно на 40% определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков и колебания спроса - на 46,5%.

Опрос представителей малого предпринимательства выявил влияние различных факторов  на уровень ценовой реализации товаров и услуг (в % к числу респондентов)[7]:

ü    затраты на производство и реализацию - 15,3

ü    цены конкурентов - 16,5

ü    спрос со стороны покупателей - 15,4

ü    коммунальные тарифы - 5,2

ü    арендная плата - 8,1

ü    оптовые цены поставщиков - 14,6

ü    налоги - 10,2

ü    изменение курса валют - 14,7

Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает платежеспособный покупательный спрос населения. Для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги.

В направлении совершенствования налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело - введение единого налога на вмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на перечисление авансовых платежей? Если платить честно, то это - более половины оборотных средств. Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширять производство?

Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с це­лью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный обо­рот товаров, услуг и капиталов.

          Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.

          Интересы малого бизнеса и коммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимых залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий. Поэтому взаимодействие отсутствует. Это хорошо иллюстрирует данная таблица.


Малые предприятия, пользовавшиеся в 1999 г. теми или иными кредитными источниками (в % к числу респондентов)

 

Источник кредитования

Направление использования кредитов

Финансовые капиталовложения

Кредитование оборотных средств

Сбербанк

6,6

5,0

Другие коммерческие банки

7,5

8,8

Крупные фирмы-партнеры

9,9

10,2

Малые фирмы-партнеры

10,6

10,2

Физические лица

27,0

24,9

 

Проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные - берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.

Кредитные союзы - это сегодня, по сути, единственный финансовый институт, решающий проблему доступа к кредиту для большинства малых предприятий. В условиях, когда доверие россиян к отечественной банковской системе в целом и отдельным кредитным организациям подорвано, создание и поддержка этих альтернативных систем сбережения и накопления чрезвычайно важно и актуально. Тем более что уже более 50 лет в ряде развитых стран мира подобные структуры функционируют весьма успешно.

Основная цель взаимного страхования заключается в перераспределении рисков. Это особенно актуально для вновь созданных объектов малого предпринимательства. По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства по Москве, около 75 % из общего числа охваченных обследованием малых предприятий вообще никогда не пользовались услугами страховых компаний. Основная причина кроется в том, что крупные страховые компании просто не рискуют их страховать. Таким образом, отсутствие развитой системы гарантий (поручительств) и негибкость самой системы страхования для субъектов МП, особенно в производственной сфере, вызывает необходимость активной государственной поддержки страхования малого сектора экономики, включающую следующий комплекс мер: создание благоприятной правовой среды, частичное обеспечение страхования малых предприятий государственными гарантиями, создание и развитие обществ взаимного страхования с тем, чтобы, с одной стороны, восполнить вакуум в страховых услугах для МП, с другой - активнее задействовать интересы и капиталы самих малых предприятий.

Возрождение российского опыта по развитию взаимного страхования сегодня может стать первым шагом, направленным на расширение спектра страховых услуг для МП, который позволит минимизировать возможные финансовые потери, что повлечет за собой рост их деловой активности; расширить доступ к страхованию имущества и иных имущественных интересов (ответственности за причинение вреда, ответственности по договорам, предпринимательского риска); облегчить получение кредитных ресурсов на осуществление инвестиционных проектов за счет страхования рисков по этим проектам обществами взаимного страхования, участниками которых они являются; уменьшить число банкротств.

Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и све­дение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность

Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообраз­но создать банк данных по предприятиям различных форм собственности. Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, ко­торая должна стать источником информации об имеющихся возмож­ностях и условиях инвестирования в создание новых предприни­мательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых произ­водственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ре­сурсах. База данных также может помогать различным фирмам контактировать друг с другом, находить поставщиков и потребителей,  получать информацию о рынке.

Нельзя забывать и о создании определенных условий для само­стоятельного завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значитель­ным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного.

Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важная роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благососто­яния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости пред­принимательства и падения инновационных стимулов следует уде­лить особое внимание разработке законодательных актов, регламенти­рующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии.

В соответствии со своими задачами технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-техничес­ких проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценку рисковости этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-ис­следовательских работ и передаче их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным предприяти­ям производственные площади, оборудование для выполнения науч­но-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.

Создание технопарков требует участия не одного, а нескольких регионов в рамках межрегиональных экономических ассоциаций. К сожалению, реальных практических шагов в этом плане не предприни­мается, дело ограничивается пока обсуждениями. Не вызывает сомне­ний, что усилиями одних лишь предпринимательских, научных и аналитических кругов проблему не решить, нужна активная работа соответствующих исполнительных и представительных структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических ассоциаций.[8]

В России фондовый рынок не достаточно развит, поэтому наши венчурные фирмы предпочитают продавать часть компании кредитору[9]. Малой фирме часто просто невозможно найти отечественного кредитора, т.к. высокая экономическая нестабильность в стране совсем отбивает у них охоту идти на большой риск, связанный с венчурным инвестированием. Чаще всего кредиторами выступают иностранные фирмы, но и с ними тоже проблема: по сравнению в ситуацией на Западе сроки инвестиций у нас намного длиннее, что, конечно, невыгодно.

Российские ученые имеют много перспективных идей, но часто при этом не имеют коммерческих навыков, нам не хватает умения воплотить технологию в продукт, особенно продукт, пользующийся спросом. Перспективные идеи востребованы на Западе, но выход на иностранный рынок требует слишком много затрат, поэтому выход для предпринимателей состоит в том, чтобы развивать свое венчурное предприятие здесь, а ориентировать его в перспективе на иностранные рынки. Самыми перспективными направлениями венчура сейчас являются: медицина, энергетика, информационные технологии.

При разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив развития. Первая группа должна включать наукоемкие отрасли с диверсифицированным производством, требующим высококвалифицированную рабочую силу (точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность), вторая - те отрасли, в которых возможности для развития малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей (тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность), третья - те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Т.к. у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным.



7.    Заключение

Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

1.     Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным  в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным  в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

2.     Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима  высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.

3.     Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.

4.     В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.

5.     Основными проблемами малого бизнеса являются:

ü     Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.

ü     Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.

ü     Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.

ü     Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке.

ü     Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей


А также отмечается отрицательное влияние на малые предприятия таких явлений, как:

ü     Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.

ü     Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т.е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.

ü     Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.


6.      При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:

ü     Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.

ü     Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.

ü     Особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса.

ü     Осуществлять поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.

ü     Усовершенствовать законодательство.

          Развитие малого предпринимательства - важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития ма­лого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к ма­лому бизнесу.



8. Список использованной литературы


1.     Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

2.     Гражданский кодекс РФ.

3.     Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: Инфра, 1998.

4.     Дагаев А. А. Фактор НТП в современной рыночной экономике

5.     Мустафин А.Т., Кантарбаева А.К. "О распределении фирм по размерам"// Экономика и математические методы, том 36, №3, 2000 г., стр. 105-112.

6.     Лиухто К. "Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность"//Вопросы экономики, 2000 №1.

7.     Клейнер Г. "Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя"// Вопросы экономики, 2000, №5.

8.     Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"// Российский экономический журнал, 1999, № 9-10.

9.     Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2001г.

10.            Бухвальд Е., Виленский А. "Российская модель взаимодействия  малого и крупного бизнеса"// Вопросы экономики, 1999, № 12.

11.            Василий Аузан "Спусковой крючок"// Эксперт, 2001, № 3.

12.            Семенов А., Агеев Д. "Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства"// Экономист, 2000, № 10.

13.             Промышленная политика: проблемы и перспективы.// Вопросы экономики, 2000, №9.

14.             Съезд надежд (по материалам второго всероссийского съезда представителей малых предприятий) // Российский экономический журнал, 2000, №1.

15.             Сергей Кугунеев. "4 этапа русского венчура"// Эксперт, 2001, №3.

16.             Виденский А. "Этапы развития малого предпринимательства в России"// Вопросы экономики, 1996, №7.

17.            Малое предпринимательство в Новосибирской области: состояние, проблемы, инфраструктура поддержки// Сибирская финансовая школа, 1999, №3.

18.             Российский статистический ежегодник, 2000 г.

19.             Российский статистический ежегодник, 1999 г.

20.             Российский статистический ежегодник, 1998 г.




9. Приложение



[См.  документ stat]


[1] Математическое доказательство см.: Мустафин А.Т., Кантарбаева А.К. «О распределении фирм по размерам»// Экономика и математические методы, том 36, №3, 2000 г., стр. 105-112.

[2] Лиухто К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность//Вопросы экономики, 2000 №1.

[3] Клейнер Г. "Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя"// Вопросы экономики, 2000, №5.

[4] Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"//Российский экономический журнал, 1999, № 9-10.

[5] Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2001г.

[6] Бухвальд Е., Виленский А. "Российская модель взаимодействия  малого и крупного бизнеса"// Вопросы экономики, 1999, № 12.

[7] Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"//Российский экономический журнал, 1999, № 9-10.


[8] См. интервью статс-секретаря-заместителя министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства А.П. ЕГОРУШКОВА.


[9] Василий Аузан "Спусковой крючок"// Эксперт, 2001, № 3.



© 2010 РЕФЕРАТЫ