Проблемы и пути совершенствования казначейского контроля в бюджетной системе РФ
- оценка обоснованности доходных и расходных статей
проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а так
же нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти,
предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей
федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов в Центральном
банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
- регулярное представление Совету Федерации и
Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и
результатов проводимых контрольных мероприятий.
В процессе реализации поставленных задач Счетная палата
осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и
иные деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В случаях
выявления нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ
вправе давать администрации проверяемой организации предписание, обязательное
для исполнения. Если этого не происходит, то по согласованию с Государственной
Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов
финансовых, платежных, расчетных операций по банковским счетам проверяемых
организаций.
Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения:
- по проекту федерального бюджета, обоснованности его
доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего
долга и дефицита федерального бюджета;
- проблемам бюджетно-финансовой политики и
совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации;
- проектам законодательных и иных нормативных правовых
актов по бюджетно-финансовым вопросам, выносимым на рассмотрение
Государственной Думы;
- проектам международных договоров Российской Федерации,
имеющих правовые последствия для федерального бюджета;
- проектам целевых программ, на финансирование которых
используются средства федерального бюджета.
Кроме финансовых экспертиз Счетная палата занимается
анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства.
Так, она проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе,
подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по
их устранению, а так же совершенствованию бюджетного законодательства в целом –
по итогам проведенных контрольных мероприятий. Обобщая причины и последствия
выявленных отклонений и нарушений, Счетная палата разрабатывает по
совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой (бюджетной,
налоговой) системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение
Государственной Думы.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на
все государственные органы и учреждения Российской Федерации, федеральные
внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации,
банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы,
ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если
они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или
федеральную собственность либо управляют ею, а так же имеют предоставленные
федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти
налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ
(Банком России), отличается рядом особенностей в силу специфики своего
правового положения: он одновременно является органом государственного
управления, наделенным властными (в том числе надзорными) полномочиями, и
юридическим лицом, занимающимся финансово-хозяйственной деятельностью. Банк
России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране,
осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими
банковского законодательства и нормативных актов, а так же законодательства о
валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель
– поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков,
кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как
непосредственно, так и через создаваемый при нем орган (департамент)
банковского надзора. К нарушителям банковского законодательства и банковской
дисциплины Банк России вправе применять соответствующие меры (от взыскания
штрафной санкции до отзыва лицензии и ликвидации банка).
Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет
и внутрихозяйственный контроль, осуществляемый работниками
финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций.
Особая роль при этом отводится главному (старшему) бухгалтеру. Он обязан
обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций
своего предприятия, с тем исключить любую возможность образования недостач,
растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и
материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность (наряду с
другими должностными лицами) за полноту исчисления и своевременность внесения в
бюджет причитающейся суммы налога. Для выполнения своих функций он наделен
достаточно широкими правами и полномочиями.
Наряду с государственным, внутриведомственным и
внутрихозяйственным контролем в мировой практике широко используется
аудиторский контроль. Становление рыночных отношений, формирование налоговой
системы, денежного рынка, возникновение различных форм собственности, развитие
банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей и
предпринимательской деятельности вызвали необходимость создания системы аудита
и в Российской Федерации.
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой
предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению
независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых
обязательств и требований экономических субъектов, а так же оказанию других
аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является
установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических
субъектов и соответствие совершенных ими финансовых и хозяйственных операций
нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В зависимости от того,
кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской
службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по
экономному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью
максимизации прибыли и рентабельности. Особенностями внутреннего аудита
являются, во-первых, то, что он проводится внутри организации ее же
специалистами-аудиторами; во-вторых, то, что он организуется по желанию
руководства для получения информации, служащей основой для принятия
управленческих решений; в-третьих, то, что расходы на его проведение
финансируются самой организацией.
Внешний аудит выполняют аудиторские фирмы или частные
предприниматели – аудиторы, на основании проверки обоснованности и законности
всех хозяйственных операций они подтверждают достоверность бухгалтерской
отчетности. Аудиторская проверка проводится в точном соответствии с
требованиями соответствующих стандартов.
Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной
(инициативной). Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных
законодательством РФ или по поручению государственных органов.
Основные критерии, по которым бухгалтерская отчетность
подлежит обязательной ежегодной юридической проверке, подразделяются на
несколько групп:
- по организационно-правовой форме экономического субъекта
(обязательной проверке подлежат все акционерные общества независимо от числа
акционеров и размера уставного капитала);
- виду деятельности экономического субъекта. По этому
критерию обязательной ежегодной юридической проверке подлежат банки и другие
кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования,
товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды;
- источникам формирования уставного капитала экономического
субъекта (если в уставном капитале имеется доля иностранного капитала, то такой
субъект подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке).
При проведении аудита государство получает возможность
обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета
и отчетности, правильность исчисления и взимания налогов и других платежей, не
расходуя при этом средств бюджета. Но это не значит, что аудит подменяет
государственный финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными
государственными органами.
Аудиторский контроль не только информирует руководство
экономического субъекта и государственные органы, являющиеся заказчиками
аудита, о состоянии финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта,
но и позволяет ему выйти на качественно новый уровень производства, выдержать
рыночную конкуренцию, ориентироваться в мире бизнеса, избежать много проблем во
взаимоотношениях с государственными органами, в первую очередь с налоговыми
инспекциями, и в итоге успешно развиваться. По результатам аудиторской проверки
составляется заключение, имеющее силу официального документа.
Итак, повышение качества и действенности финансового
контроля – это целая система организационных, методических и правовых
мероприятий, направленных на совершенствование видов и форм контроля, обеспечение
тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции.[16]
Начиная
с 1992 г. задачи исполнения федерального бюджета, обеспечения предварительного
и текущего его контроля, подготовки отчета об исполнении федерального бюджета были возложены на вновь созданные органы федерального казначейства.
В
условиях, когда через федеральный уровень перераспределяется около трети ВВП, неэффективные методы
исполнения бюджета могут
стать генератором дестабилизирующих экономику факторов, в то же время оперативный учет состояния
бюджета позволяет в значительной
мере смягчить или устранить негативные явления в экономике.
Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе»[17] в целях
проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в
финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным
использованием государственных
средств в Российской Федерации была образована единая централизованная система органов федерального
казначейства, включающая ГУФК Минфина
России и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям,
городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам и районам в городах. Этим Указом органам федерального казначейства
были предоставлены значительные права по контролю за движением и использованием средств федерального бюджета.
Данный контроль позволяет
гарантировать эффективное управление государственными федеральными
финансами.
Дальнейшие изменения в работе органов федерального казначейства в области контроля за исполнением
федерального бюджета нашли отражение
в нормативных документах, постановлениях Правительства РФ. В соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от
9 марта 2004 г. № 314 «О
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[18]
федеральное казначейство получило статус федеральной службы
с правоприменительными функциями Министерства финансов Российской Федерации по
обеспечению исполнения федерального бюджета.
При этом иерархия органов федерального казначейства представлена следующим образом: федеральное
казначейство (казначейство России) в Москве, Управления федерального
казначейства по субъектам Российской
Федерации, отделения Управления федерального
казначейства по субъекту Российской Федерации.
Полномочия, организация деятельности федерального казначейства (казначейства России) закреплены в
Положении о федеральном казначействе, утвержденном
постановлением Правительства РФ от 1
декабря 2004 г. № 703 «О федеральном казначействе»[19]. В
соответствии с этим Положением
федеральное казначейство (казначейство России)
является федеральным органом
исполнительной власти (федеральной
службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской
Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций
со средствами федерального бюджета
главными распорядителями, распорядителями и получателями средств
федерального бюджета и находится в ведении Министерства финансов РФ.[20]
Анализ нормативных документов, изменений в Бюджетном кодексе Российской Федерации позволяет сделать
вывод о том, что в работе органов
федерального казначейства произошел определенный сдвиг с последующего контроля в сторону
предварительного и текущего. Это обусловлено, прежде всего, изменением концепции государственного финансового контроля и переходом от
фискального подхода к процессу
управления финансовыми потоками. В связи с этим значительно смягчились санкции за нарушения бюджетного
законодательства и сделан
упор на предупредительные (профилактические) меры.
Система реализации контрольных функций основывается на линейно-функциональной структуре организации
органов федерального казначейства.
Горизонтальная структура
управления базируется на функциональном разделении осуществляемой деятельности. В состав Управления федерального казначейства по субъектам
Российской Федерации включены
следующие структурные подразделения, осуществляющие контрольные функции: отдел
анализа доходов, отдел операций по доходам на едином казначейском счете, отдел платежей из
федерального бюджета, отдел
кассового исполнения бюджета, отдел учета внутреннего долга и бюджетных кредитов, главная бухгалтерия
по операциям со средствами федерального бюджета, контрольно-инспекторский
отдел.
Каждое
подразделение проводит контрольную работу по своему направлению специализации. Например, контрольные
функции отдела анализа
доходов и отдела операций по доходам на едином казначейском
счете заключаются в следующем:
- контроль за поступлением налоговых и неналоговых доходов на едином казначейском счете в
соответствии с Бюджетной классификацией доходов;
- выяснение
неклассифицированных поступлений;
- контроль за распределением доходов между
уровнями бюджетов в соответствии с налоговым и бюджетным
законодательством по нормативам отчислений;
- контроль за возвратом доходов на счета плательщиков в соответствии с
бюджетным законодательством по представлениям администраторов
доходов.
Для
обеспечения контроля за поступлением доходов в Управлении федерального казначейства по субъектам Российской
Федерации ведется большая
работа по внесению в базу данных изменений по классификации доходов бюджетов Российской Федерации в
соответствии с изменениями в
бюджетном законодательстве. Например, в 2004 г. (согласно со ст. 7 Закона о федеральном бюджете на
2004 год[21])
появились новые источники
формирования доходов федерального бюджета:
- доходы от сдачи в аренду иностранным
государствам вооружения и
военной техники, находящихся в федеральной собственности;
- плата за услуги (работы), оказываемые
государственными учреждениями
по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской
Федерации, хранению,
отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России (Гохран России)
при осуществлении операций
с ценностями из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
- средства, которые юридические лица и индивидуальные
предприниматели, реализующие и производящие товары или услуги, возмещают Государственной инспекции по
торговле, качеству товаров и
защите прав потребителей Минэкономразвития России за проведение экспертиз, испытаний (исследований)
образцов (продукции);
-
плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным
соглашениям;
- средства, полученные за выдачу лицензий,
разрешений и сертификатов,
предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», а также за продление срока
их действия;
- прибыль Банка России.
С 1 января
2005 г. в соответствии с этими дополнениями были внесены изменения в Бюджетную классификацию
доходов.
Отдел платежей, главная бухгалтерия по операциям со средствами федерального бюджета организуют
контрольно-экономическую работу
по вопросам, входящим в компетенцию отделов:
- предварительный контроль за целевым использованием
средств федерального бюджета, в том
числе сбор и учет лимитов бюджетных обязательств распорядителей и
бюджетополучателей;
- текущий контроль и учет принятых
распорядителями и бюджетополучателями денежных
обязательств.
Контрольные
функции контрольно-инспекторского отдела:
- координация работы отделов управления и
отделений по районам;
- проверка финансово-хозяйственной деятельности
отделений (целевого
использования средств федерального бюджета, выделенных на содержание отделения; постановка бухгалтерского
учета; анализ контрольной
работы, выполняемой отделением, эффективности работы
отделов);
- проверка осуществления отделениями
предварительного контроля
при финансировании организаций через лицевые счета казначейства с целью определить правильность и
своевременность работы соответствующих
отделов отделений со средствами федерального бюджета, выделенными
бюджетополучателям.
В начале года территориальные органы федерального казначейства разрабатывают план основных вопросов
экономической и контрольной работы, в котором предусмотрены следующие основные
направления:
- исполнение
доходной части бюджетов;
- исполнение расходной части федерального бюджета,
бюджета субъекта Российской
Федерации, местного бюджета, а также работа по
обслуживанию лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности;
- учет и
отчетность;
- контроль за использованием средств федерального
бюджета, выделенных на
возвратной и безвозвратной основе;
-
контрольно-инспекторская работа;
- правовое
обеспечение органов федерального казначейства;
- повышение квалификации, совершенствование
кадровой работы;
- развитие
и защита информационного обеспечения.
На базе годового плана, в котором отражены основные вопросы экономической и контрольной работы, каждый
отдел Управления федерального казначейства по
субъектам Российской Федерации (УФК) формирует индивидуальный план работы отдела по вопросам,
входящим в его компетенцию.
Каждым отделом УФК составляется отчет о выполнении плана экономической и контрольной работы за I
квартал, полугодие, девять
месяцев и год. Работа отделов строится на взаимодействии с другими подразделениями (проведение
совместных контрольных мероприятий,
анализ проводимой работы, составление отчетов). В целом контрольная деятельность отделов УФК составляет
единую систему, направленную
на реализацию стоящих перед органами казначейства задач по
выполнению контрольных функций.
Вертикальная или линейная структура органов казначейства предполагает несколько уровней руководства и
представляет собой систему
«федеральное казначейство – управление – отделение», где каждый элемент выполняет свои контрольные
функции.
Основные контрольные функции управления — организационно-методическая работа, проведение
комплексных контрольных мероприятий,
анализ результатов проводимой контрольной работы, а также подготовка отчетов, информации, предложений для
передачи в федеральное казначейство.
Отделения федерального казначейства участвуют непосредственно в контрольных мероприятиях,
подготавливают отчеты о своей работе. В условиях перевода средств на лицевые счета бюджетополучателей перед отделениями встает задача предварительного
и текущего контроля за
целевым использованием средств федерального бюджета.
Связь в системе
двусторонняя. При прямой связи «управление — отделение»
направляются задания на проведение контрольных мероприятий,
методические рекомендации по проведению проверок и оформлению их результатов, различные запросы. При обратной связи
«отделение — управление» направляются материалы контрольных мероприятий,
ежемесячные отчеты по их итогам, сведения о приостановлении операций по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета в случаях
нарушений законодательства Российской Федерации.
Бюджетный контроль, как и финансовый контроль в целом, по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий и
последующий.
Предварительный контроль – проводится на
стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными
учреждениями обязательств и препятствует принятию бюджетными учреждениями
обязательств, не обеспеченных назначениями.[22]
Примером такого
контроля на макроуровне является процесс составления
и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки
обоснованности распределения ВВП и
разработки макроэкономических показателей развития экономики. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кассовых и кредитных заявок,
финансовых разделов бизнес-планов,
составление учредительных договоров, договоров о совместной деятельности. Так, при выделении средств
федерального бюджета на содержание
бюджетной организации до утверждения сметы доходов и расходов проверяется обоснованность представляемых расчетов о предстоящих расходах и ожидаемых доходах.
Аналогичные проверки проводятся при
выделении на возвратной основе средств на выполнение федеральных целевых
программ.
Для осуществления
предварительного и текущего контроля по
исполнению расходной части федерального бюджета в органах казначейства
открываются и ведутся лицевые счета учета операций по исполнению расходов
федерального бюджета.
Лицевой
счет – это регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете
лимитов бюджетных обязательств,
принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в
процессе исполнения расходов соответствующего бюджета
главными распорядителями и получателями.
Лицевые счета подразделяются на следующие виды: лицевой счет распорядителя средств, лицевой счет получателя средств. Лимит бюджетных обязательств – предельный объем
прав получателя на принятие им
денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего
бюджета.
Предварительный
контроль осуществляется в несколько этапов.
Этап
1. Распорядители и получатели средств федерального бюджета представляют в органы федерального
казначейства уведомления об
утвержденных лимитах бюджетных обязательств. После проверки уведомлений на соответствие требованиям
бюджетного законодательства
лимиты бюджетных обязательств учитываются на лицевом счете распорядителя или бюджетополучателя и
являются основанием для санкционирования их расходов.
Этап 2. В соответствии
с постановлением Правительства РФ от 15 июля
1999 г. № 806 «О порядке учета территориальными органами федерального казначейства обязательств,
подлежащих исполнению за счет
средств федерального бюджета» и приказом Минфина России от 13 августа 1999 г. № 55н «Об утверждении
правил учета территориальными органами федерального казначейства
обязательств, подлежащих
исполнению за счет средств федерального бюджета»[23] органы федерального казначейства ведут работу по
учету принятых бюджетных обязательств бюджетополучателями,
финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, на этапе
предварительного контроля органы федерального
казначейства учитывают на лицевых счетах бюджетополучателей утвержденные лимиты бюджетных обязательств, а также принимают к учету договоры, определяющие размеры
долговременных бюджетных обязательств на финансовый год.
Текущий контроль
осуществляют территориальные органы федерального
казначейства на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным
документам после проверки соответствующих документов, подтверждающих
правомерность расхода в пределах сметных назначений. Это контроль за
оперативной, текущей деятельностью. Он состоит в регулярной проверке соблюдения
финансовой дисциплины субъектами хозяйствования,
распорядителями бюджетных ассигнований, т.е. соблюдения бюджетных норм
и нормативов, целевого использования средств бюджета.
Текущий контроль проводит операционная группа отдела платежей, где открываются лицевые счета
бюджетополучателей. Такой контроль предусматривает
проверку:
- соответствия предполагаемых к оплате расходов
утвержденным сметам доходов и
расходов, кодам бюджетной классификации;
- соответствия заключаемых договоров
установленным лимитам бюджетных обязательств;
- соответствия суммы расходов, указанной в
платежном документе, лимиту бюджетного обязательства и
остатку финансирования на лицевом счете в
разрезе бюджетной классификации Российской Федерации;
-
документов, подтверждающих надлежащую реализацию договоров на поставку продукции, выполнение работ.
В случае нарушения какого-либо из перечисленных пунктов проверки платежный документ к исполнению не
принимается и возвращается бюджетополучателю с указанием причин отказа.
Последующий
контроль за использованием средств федерального бюджета, возложенный на органы федерального
казначейства в соответствии
с Бюджетным кодексом Российской Федерации, заключается в рассмотрении и утверждении отчетов об
исполнении бюджета. Одной из
задач федерального казначейства выступает анализ баланса исполнения
федерального бюджета.[24]
Деятельность органов Федерального
казначейства также является подконтрольной и может быть проверена со стороны
других уполномоченных органов:
-
по финансово-хозяйственной деятельности – налоговой
инспекцией, представителями внебюджетных фондов, КРУ;
-
по исполнению федерального бюджета – Счетной
палатой, Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой
РФ и др.[25]
С
января 2006 года исполнение местных бюджетов всех городов и районов республики Карелия осуществляется в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации территориальными органами
Федерального казначейства
(ФК). Однако ещё с октября 2005 г. в качестве пилотного проекта был осуществлен перевод местного бюджета
Кондопожского района на кассовое исполнение в органах ФК. За время эксперимента в районе был накоплен некоторый практический
опыт использования информационных и коммуникационных технологий при кассовом исполнении местного
бюджета.
Первая
задача, которая была поставлена – это обеспечение принципиальной возможности организации информационного взаимодействия между
подразделением ФК,
финансовым органом, осуществляющим исполнение бюджета, и получателями бюджетных средств. Проводя мониторинг технической оснащенности бухгалтерских
служб 59 получателей бюджетных средств местного бюджета Кондопожского района в июне 2005 г.,
мы столкнулись с тем, что
имеющаяся в учреждениях оргтехника, в основном выпуска 1995-98 гг.,
практически непригодна для
внедрения необходимых технологий. Локальные сети смонтированы только в 3 учреждениях, электронная почта действовала только в одном.
Поэтому
на первом этапе удалось установить только централизованно разработанное
прикладное программное обеспечение для формирования электронного образа платежного поручения в соответствии с
форматами, используемыми в
органах федерального казначейства - АРМ «Рабочее место получателя бюджетных
средств». Но в перспективе
считается необходимым оборудование каждого получателя бюджетных средств комплексом АРМ ЭЦП, у бюджетополучателей должны быть
устойчивые электронные
каналы связи для возможности электронной передачи данных в финансовый орган для санкционирования. В течение первого года работы в районе
осуществлялась планомерная
работа по техническому перевооружению бухгалтерских служб, которая сегодня еще продолжается.
Безусловно,
нашей целью в практической работе является не только ускорение документооборота, снижение
трудоемкости и обеспечение прозрачности финансовой системы, но и применение новых технологий.
Важны не только для
сохранения основных принципов межбюджетных отношений, но и их более полная
реализация при казначейском исполнении местных бюджетов.
Во-первых,
это касается принципа субсидиарное™, закрепленного в ст. 4.3 Европейской хартии местного самоуправления. «Осуществление государственных
полномочий, как правило, должно
преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.
Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна
производиться с учетом объема
и характера конкретной задачи, а так же требований эффективности и экономии»[26]. Таким
образом, необходимо четкое
разграничение полномочий, соответствующее наделение финансовыми ресурсами органов власти и обеспечение
беспрепятственного их финансирования. И принцип субсидиарное™ жестко закреплен в Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации». При этом только казначейская система исполнения бюджета с единым бюджетным счетом позволяет оперативно контролировать соответствие
вида расходов и полномочий определенного местного органа власти.
Например,
нередки случаи, когда за счет средств местного бюджета оказывается помощь учреждениям и
организациям, финансируемым
за счет бюджета другого уровня. Но это недопустимо, если в то же время не хватает ассигнований для осуществления финансирования
собственных текущих
расходов. Кассовое исполнение бюджета органами ФК способствует предотвращению неэффективного
и ненормативного
расходования денежных средств. В результате дополнительные ресурсы местного бюджета остаются в распоряжении органа местного
самоуправления.
На
практике такого рода контроль осуществляется на этапе санкционирования
платежей, и роль используемых информационных
и коммуникационных технологий чрезвычайно важна. Непосредственно порядок и условия обмена информацией между финансовым органом
и отделением ФК при
кассовом обслуживании исполнения местного бюджета определил регламент обмена информацией, подписанный нами 15 июня 2005 г. Данным
регламентом предусматривается,
что платежные документы получателей бюджетных средств передаются в финансовый
орган, где проходят
процедуру санкционирования, после чего направляются для исполнения в
Казначейство.
Естественно,
что здесь должна быть использована система электронного документооборота (СЭД). Используемое программное
обеспечение СЭД требует постоянной доработки в связи с меняющимися условиями
документооборота. На сегодняшний день реально используют систему электронного
документооборота только 3 бюджетных учреждения. Договоры подписаны с учреждениями
и им сейчас генерируются Э1ДП. Мы совместно с отделением Федерального
Казначейства поставили себе задачу в течение летнего периода завершить этот
процесс и перевести все учреждения на систему электронного документооборота.
Есть
и проблемы. Например, отсутствие стабильной связи препятствует использованию
СЭД в отделенных сельских учреждениях, в частности, в образованных в
соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ администрациях
сельских поселений. Но, тем не менее, мы уверены, что при полном внедрении СЭД
процедура санкционирования платежей будет занимать меньше времени и позволит
более четко применять принцип субсидиарноетм при проведении платежей
администрациями сельских и городского поселений.
Второй
основной принцип межбюджетных отношений – принцип достаточности определяет, что
«финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны
полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом».[27] И в этом
использование казначейской системы исполнения бюджета полезно для
муниципалитета. Кассовый метод работы позволяет сконцентрировать на едином
бюджетном счете денежные средства и обеспечить своевременное финансирование
расходов органа местного самоуправления. В недавнем прошлом типичной являлась
ситуация, когда на десятках и сотнях счетов получателей бюджетных средств
зависали несвоевременно используемые деньги, когда значительные средства
находились в банковских незавершенных расчетах между финансовым органом и
бюджетополучателем в то время, когда на бюджетных счетах органа местного
самоуправления нет средств для неотложных расчетов за отопление, электроэнергию
по причине возникновения кассовых разрывов.
Конечно
такое неэффективное обращение с денежными ресурсами не в интересах
муниципалитета. Информационные технологии, которые внедряются, помогут решить
ряд вопросов. В частности, вопрос оперативности при получении информации о
состоянии счета 40204 УФК по РК в ГРКЦ НБ РК. Сейчас информация получается, в
лучшем случае к 11 часам дня, следующего за расчетным, после получения
Отделением Федерального Казначейства выписки по электронным каналам связи. Это
время можно было бы сократить в дальнейшем. Владея оперативной информацией об
остатке по счету, возможно наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.
Здесь,
как и при проведении, непосредственно платежей, нужно заботиться о соблюдении
достаточного уровня безопасности. Уже подписан договор об обмене электронными
документами, в котором определены правила электронного документооборота в
информационной системе. АРМ Э1ДП включает в себя систему криптографической
защиты информации (СКЗИ). Тем не менее, работа в этом направлении должна
продолжаться.
И,
наконец, необходимо сказать о принципе транспарентности, т.е. о сотрудничестве
между всеми уровнями бюджетов. В первую очередь, в части бюджетного
финансирования это касается возможности оперативного перераспределения средств бюджетов разных уровней
на возвратной основе. Безусловно, концентрация и
укрупнение бюджетных счетов при казначейской
системе позволяет это делать.
Налоговая система страны реформируется и трудно не согласиться с основной идеей реформы: снижение налогового бремени, резкое уменьшение числа
налогов, упорядочение и сокращение
многочисленных, зачастую неоправданных
налоговых льгот.
Положительно
сказывается на экономике страны и отмена налогов с оборота, забирающих у налогоплательщиков значительную часть их доходов вне
зависимости от финансовых
результатов их деятельности. Однако продолжающиеся процессы реформы и другие причины не позволяют надеяться на близкую стабильность в нормативах распределения налоговых платежей
по бюджетам различных
уровней. В этих условиях принцип транспарентности как никогда важен.
На
практике местные бюджеты получают более 20 видов дотаций, субсидий и субвенций из бюджета
республики Карелия.
Соответственно необходим правильный учет этих средств. В настоящее время определенная проблема возникает в том, что все эти средства
поступают на единый счет,
где не ведется оперативного раздельного учета по видам поступивших средств. В результате
финансовый орган вынужден на
основании поступающих выписок по счету 40204 вручную осуществлять разбивку денежных средств по их видам. Эта
задача может быть решена на уровне
министерства финансов Карелии путем присвоения конкретных кодов конкретным видам расходов,
касающихся межбюджетных отношений в республике.
В
целом же по итогам работы с подразделениями ФК можно сделать вывод о том, что
никаких непреодолимых
трудностей при переводе бюджетов на кассовое исполнение в системе Федерального казначейства не
существует в принципе.
Технологическая часть разработана в достаточной степени хорошо. Технические и материальные вопросы могут и должны быть решены в
короткий срок. Кадровые
проблемы всегда были и будут основными, но они носят уже субъективный характер.
Возможно ли в течение одного года осуществить перевод бюджетов на кассовое исполнение в системе
федерального казначейства?
Безусловно, можно. Для этого требуется только одно - добрая воля и большое желание работать.
В
завершение следует сказать, что в системе федеративного устройства местное самоуправление составляет
основу конституционного строя России. В Европейской хартии местного самоуправления «под местным
самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного
самоуправления регламентировать
значительную часть общественных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного
населения»[28].
Аналогичные
формулировки приводятся в Конституции РФ (ст.12,130) и в Федеральном законе «Об общих принципах организации самоуправления в
Российской Федерации».
Органы местного самоуправления находятся ближе всех к конкретным людям, и именно они должны решать повседневные вопросы
жизнеобеспечения на той или иной территории. А роль финансистов заключается в
том, чтобы максимально использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства
информационных и коммуникационных
технологий, использовать их как действенные инструменты управления местными финансами.[29]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|