бесплатные рефераты

Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования на примере г.Пенза

Вопросы формирования и использования местных финансовых ресурсов решаются соответствующими органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, непосредственно населением муниципального образования .Законодательную основу местных финансов составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, другие федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, Закон Пензенской области «Формирование бюджета г. Пензы» . В настоящее время местный бюджет г. Пензы, являясь частью финансовой системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения вопросов местного значения, выполнения функции органов местною самоуправления .Вместе с тем для расчетов и анализа при формировании и использовании бюджетных средств на различных территориальных уровнях управления законодательством было введено понятие "консолидированный бюджет" - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. Данные консолидированные бюджеты в отличие от самостоятельных бюджетов утверждению не подлежат и правовыми актами не являются. Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет. Статья 132 Конституции Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:

- наличием собственных источников доходов;

- правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;

- правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения (данные средства не подлежат изъятию органами государственной власти);

- правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

- ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.

Местный бюджет г. Пензы имеет доходную и расходную части.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам (ст. 6 Закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ"). К собственным доходам, во-первых, относятся местные налоги и сборы, которые устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень таких местных налогов и сборов содержится в Налоговом кодексе.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы (ст. 15 Налогового кодекса).

Налоговый кодекс существенно сократил перечень местных налогов по сравнению с Законом РФ "Об основах налоговой системы РФ". Как отмечает В.Г. Пансков, закрепленные в ст. 15 Налогового кодекса налоги реально могут обеспечить не более 2 % доходов местных бюджетов.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

2) не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

5) доходы от проведения муниципальных денежно - вещевых лотерей;

6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;

8) не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций);

9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К собственным доходам местного бюджета относятся также доли федеральных налогов. К указанным доходам относятся:

1) часть подоходного налога с физических лиц

2) часть налога на прибыль организаций

3) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации)

4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия

5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары.

Во-вторых, в доходы местного бюджета г. Пензы  зачисляются закрепленные доходы, т.е. доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в местный бюджет. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в доход местного бюджета также зачисляются поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации устанавливают и иные доходы местных бюджетов, которые в полном объеме или в твердо фиксированном размере (в процентах) на постоянной или долговременной основе зачисляются в местный бюджет и относятся к собственным доходам местного бюджета.

В-третьих, в доходную часть местного бюджета входит финансовая помощь в различных формах: дотации, субвенции, которые также относятся к средствам бюджетного регулирования. Дотации и субвенции представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве материальной помощи.

Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования, который в соответствии с законом обязаны обеспечить органы государственной власти. Использование дотации не имеет целевого назначения, и она выделяется на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели и программы для выравнивания социально-экономического развития соответствующей территории. В случае использования субвенции не по целевому назначению она подлежит возврату предоставившему ее органу. Как отмечают многие ученые, реальный уровень финансовой самостоятельности бюджета муниципального образования г. Пензы равен сейчас 18-30 %, т.е. сумме местных налогов. Все остальное финансируется с помощью дотаций и субвенций, что ведет к сильной зависимости органов местного самоуправления от региональных властей.

В-пятых, доходная часть местного бюджета включает также средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, передаваемые органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме собственных доходов, поступлений от регулирующих налогов, дотаций, субвенций доходная часть местных бюджетов, в-шестых, может включать и заемные средства. Необходимость в заемных средствах бывает обусловлена недостаточностью собственных ресурсов для финансового обеспечения местных программ, строительства муниципальных объектов, покрытия бюджетных расходов в условиях дефицитности местного бюджета.

Заем - это доход временного характера, ибо он должен быть возвращен. В установленных законом случаях предусматривается и платность заемных средств.


 ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ          МО г. ПЕНЗЫ


3.1. Анализ финансовой политики  МО г. Пенза.


Внедрение новых технологий в планирование и управление бюджетным процессом требует проведения достоверной и оперативной оценки платежеспособности и качества управления муниципальными финансами.

В рамках Программы реформирования региональных финансов Пензенской области на 2005-2007 гг., Правительством Пензенской области были приняты:

1.      Постановление Правительства Пензенской области от 28 декабря 2005 г. № 1075-пП «Об утверждении положения о порядке оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области и методики проведения  оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области»;

2.      Постановление Правительства Пензенской области от 4 октября 2006 г. №630-пП «О порядке применения методики проведения оценки  платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области».

В соответствии с данными документами Министерством финансов Пензенской области ежеквартально проводится оценка платежеспособности и качества управления муниципальными финансами на основе данных, полученных в рамках соглашений, заключенных с муниципальными образованиями. [8]

Финансовое управление города Пензы ежеквартально на протяжении 2006 года и до настоящего момента осуществляет оценку эффективности использования бюджетных средств и управления доходами бюджета на основе показателей, установленных Министерством финансов Пензенской области (Таблица 2.5.1).


Таблица 2.5.1

Показатели эффективности использования бюджетных средств и управления доходами бюджета города Пензы

Показатели

на

01. 01. 2006 г.

на

01. 01. 2007 г

на

01. 07. 2007 г.

1

Просроченная кредиторская задолженность, тыс.руб.

52696

49471

10807

2

Уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, %.

100

100

100

3

Предельная стоимость предоставляемых ЖКУ на 1 кв. метр, руб.

39

В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 28.03.06г. №155-пП

В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 28.03.06г. №155-пП

4

Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ, %

22

22

22

5

Число бюджетных организаций, ед.

246

246

247

6

Численность работников, занятых в бюджетной сфере, чел.

24134

30537,66

30309

7

Численность  муниципальных служащих, чел.

770

809

812

8

Объем расходов на оплату труда и командировочные расходы муниципальных служащих, тыс.руб.

91663

162763

91804,6

9

Отношение фактического исполнения расходов бюджета муниципального образования к уточненным плановым показателям расходов бюджета муниципального образования



0,94




0,95




0,87


10

Отношение фактических текущих расходов бюджета муниципального образования к фактическим доходам бюджета муниципального образования

0,84

0,82


0,91


11

Учет кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий,

в том числе просроченная кредиторская задолженность, тыс.руб.

48394,7



45871,3


38343,8


35097,4


8193,9

12

Отношение просроченной консолидированной задолженности муниципального образования, включая долговые обязательства, к фактическим поступлениям налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования с учетом дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

0,13

0,04

0,08

13

Доля стоимости закупок (товаров, работ и услуг) по муниципальным контрактам, заключенным по результатам проведения открытых конкурсов, в общем объеме расходов бюджета муниципального образования





0,11





0,23

Сумма (проплаченная) стоимости муниципальных контрактов, заключенных по результатам открытых конкурсов составила 505409 тыс.рублей

14

Объем муниципального долга, тыс.руб.

157842

58000

95000

15

Размер дефицита бюджета, %

0,008

-

-

16

Дополнительные льготы по налогам, сборам и неналоговым доходам, тыс.руб.

100

79

54

17

Ставки налога на имущество физических лиц по стоимости имущества, %:

- до 300 тыс.руб.

- от 300 до 500 тыс.руб.

- св. 500 тыс.руб.

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,3

0,3

0,3

18

Поступление средств самообложения граждан

-

-

-

19

Недоимка по платежам в бюджеты всех уровней, тыс.руб.

331572

216374

231035


Необходимо отметить, что Финансовым управлением города Пензы ведется оперативный учет показателей качества исполнения расходов и доходов бюджета, представленный в Таблице 2.5.2.


Таблица 2.5.2

Показатели качества исполнения расходов и доходов бюджета города Пензы, тыс.руб.  

Наименование показателя

Период, за который представляется значение показателя

2004 год

2005 год

2006 год

I полугодие 2007 года

Доходы бюджета муниципального образования

2379089

3251167

3975370,3

2284815,8

Объем доходов бюджета муниципального образования за исключением безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

1671945

2033118

2294174,4

1344194,4

Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней

707144

1218048,9

1681195,9

940621,4

Поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

0

0

0

0

Расходы бюджета муниципального образования

2410513

3290535,9

3913237,4

2288184,1

Расходы бюджета муниципального образования на коммунальные услуги

129197

138060,3

155862,4

101234,8

Объем кредиторской задолженности бюджета муниципального образования по оплате труда

14298 (текущая)

6733 (текущая)

0

25958 (текущая)

Объем кредиторской задолженности бюджета муниципального образования по оплате коммунальных услуг

24043

11005

8772 (текущая)

5120 (текущая)

Разница между объемом предоставленных и возвращенных бюджетных кредитов юридическим лицам

-

-

-4091,0

-5496,3

Разница между объемом предоставленных и исполненных гарантий муниципального образования

79354

52343

0

0

Расходы на обслуживание муниципального долга

11729

10881,8

7211,8

1015,6

Объем муниципального долга

206733

157842

58000

95000

Объем просроченных долговых обязательств муниципального образования (ценные бумаги, включая агрооблигации, банковские кредиты, неисполненные обязательства по гарантиям/ поручительствам и другие обязательства)

0

0

0

0

Объем просроченной (неурегулированной) задолженности муниципального образования перед федеральным бюджетом по займам предоставленным за счет кредитов международных финансовых организаций, включая просроченную задолженность по займам и поручительствам

0

0

0

0

 

На рис.2.5.1 представлены результаты сводной оценки платежеспособности бюджета и качества управления муниципальными финансами города Пензы, проводимой Министерством финансов Пензенской области.

Рис. 2.5.1 Оценка платежеспособности бюджета и качества управления муниципальными финансами города Пензы


Анализ исходной ситуации позволяет выделить следующие проблемные моменты, обосновывающие необходимость проведения мероприятий реформирования в рамках рассматриваемого блока:

·        отсутствие оперативного контроля показателей, отражающих достижение поставленных стратегических и тактических целей в области финансовой политики города Пензы;  

·        отсутствие формализованной методики проведения оценки платежеспособности муниципального образования «город Пенза» и качества управления муниципальными финансами;

·        отсутствие систематически проводимых мероприятий администрацией города Пензы по повышению качества управления муниципальными финансами.

Алгоритмическая (пошаговая) схема

реализации мероприятий и закрепления результатов в рамках проекта «Организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципального образования»



Внутренняя логическая взаимосвязь мероприятий в рамках проекта «Организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципального образования»


1 шаг.  Первоочередным мероприятием  в рамках рассматриваемого проекта будет проведение оценки перечня показателей, характеризующих качество управления муниципальными финансами города Пензы. Оценку планируется провести за три последних отчетных года и текущий финансовый год на основе Методики проведения  оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области, утвержденной  Постановлением Правительства Пензенской области от 28.12.2005 г. № 1075-пП.

Результат реализации мероприятия:

Аналитическая записка с детально проведенным анализом динамики сводной оценки показателей платежеспособности и качества управления муниципальными финансами и описанием причин изменения значений отдельных показателей качества управления.

2 шаг.  Следующим шагом станет разработка и утверждение методики оценки платежеспособности и качества управления муниципальными финансами муниципального образования «город Пенза».  Методика должна определить порядок проведения оценки и перечень показателей, позволяющих проводить мониторинг соблюдения требований Бюджетного законодательства РФ, и взаимо увязать показатели качества управления муниципальными финансами, утвержденные:

·        Указом Президента РФ от 28.06.2007 г. №825 «Об оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

·        Приказом Министерства финансов РФ от 02.08.2004 г. №223  «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»  (в ред. Приказа Минфина РФ  от  18.08 2005 г. №211);

·        Постановлением Правительства Пензенской области от 28.12.2005 г. № 1075-пП «Об утверждении положения о порядке оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области и методики проведения  оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области»;

·        ведомственными целевыми и муниципальными долгосрочными целевыми программами города Пензы.

Результат реализации мероприятия:

Муниципальный правовой акт, утверждающий Методику оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципального образования «город Пенза» и порядок ее применения. 

Порядок применения методики должен:

·        определить сроки проведения оценки, ответственных исполнителей и формы предоставления результатов проведенной оценки;

·        разделить процедуры мониторинга в зависимости от периодичности их проведения на оперативный  (ежемесячно) и расширенный (ежегодно).  

3.2             Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области (2008-2010 годы)

Программа совершенствования управления финансово-бюджетным комплексом в Пензенской области (2008–2010 годы), разработанная во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу Российской Федерации, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами Пензенской области.

Финансово-бюджетный комплекс Пензенской области – совокупность государственных и муниципальных финансов, объединяющих Министерство финансов Пензенской области, финансовые органы муниципальных районов (городских округов), поселения, распорядителей и получателей средств бюджетов Пензенской области.

1.1. Цели и задачи Программы

В связи с тем, что в 2007 году значительно изменились Бюджетный кодекс Российской Федерации, законодательство, регулирующее и регламентирующее деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, положения о бюджетном учете и отчетности, приоритетной задачей становится совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом в новых условиях.

Кроме того, совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области обусловлено требованиями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года «О бюджетной политике в 2008–2010 годах».

Основной целью Программы является совершенствование финансово-бюджетного комплекса Пензенской области на основе полной автоматизации всего бюджетного процесса и интеграции бюджетного учета.

Для достижения цели поставлен ряд задач, позволяющих в условиях ограниченности бюджетных ресурсов решить основные проблемы совершенствования финансово-бюджетного комплекса Пензенской области:

-  реформирование бюджетного процесса и повышение эффективности управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области;

-повышение результативности бюджетных расходов;

- создание эффективно работающего механизма, который позволит полноценно управлять бюджетными средствами в Пензенской области и добиться реальной экономии бюджетных средств;

-создание единого информационного пространства в бюджетной сфере Пензенской области в целях обеспечения полной консолидации бюджетной отчетности в автоматическом режиме;

-организация информационно-методического сопровождения региональной политики по вопросам управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области;

- техническое оснащение всех участников бюджетного процесса;

-создание инструментария учета бюджетных услуг, предоставляемых населению Пензенской области.

1.2. Исходное состояние

Текущее состояние управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области свидетельствует о том, что за последние годы проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, управлению региональной собственностью, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджетов. В Пензенской области принята и реализуется Программа реформирования региональных финансов Пензенской области на 2005–2007 годы, которая утверждена Законом Пензенской области от 2 ноября 2004 года № 688-ЗПО. По итогам выполнения двух ее этапов в бюджетный процесс внедрены элементы бюджетирования, ориентированного на результат: утверждены перечень бюджетных услуг и стандарты их качества; установлены требования к деятельности бюджетных учреждений, индикаторы деятельности органов исполнительной власти; усовершенствованы программно-целевые методы планирования путем введения ведомственных целевых программ.

Принятие трехлетнего бюджета является одним из показателей, характеризующих экономическую и социальную стабильность Пензенской области.

К основным проблемам финансово-бюджетного комплекса в Пензенской области можно отнести следующие:

- ограниченные возможности интеграции автоматизированных систем исполнения бюджета и составления консолидированной отчетности вследствие использования различных программных продуктов бюджетными учреждениями, а также отсутствие каких-либо программных продуктов;

- организация бюджетного учета на местном уровне не отвечает потребностям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и эффективного управления общественными финансами;

-низкая квалификация специалистов, выполняющих функции по формированию бюджетов поселений, бюджетному учету и составлению бюджетной отчетности;

-отсутствие единой методологии информирования, научного исследования и поддержки процесса реформирования финансово-бюджетного комплекса Пензенской области.

1.3. Ожидаемые результаты

В результате реализации Программы предполагается достичь следующих результатов:

эффективное использование бюджетных средств, улучшение качества взаимодействия всех участников бюджетного процесса;

создание единого информационно-методического сопровождения региональной политики по вопросам управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области;

кардинальное улучшение уровня автоматизации процесса составления бюджетной отчетности муниципальных образований Пензенской области и, как следствие, консолидированной бюджетной отчетности;

решение кадровой проблемы путем укомплектования штата работников высококвалифицированными специалистами и обеспечения достойного денежного содержания.

2. Основные направления программы 

 2.1 Интеграция бюджетного учета финансового органа и бюджетных учреждений

Интеграция бюджетного учета заключается в объединении бюджетного учета в финансовых органах с бюджетным учетом распорядителей и получателей бюджетных средств с использованием современных информационных технологий.

Взамен существующих в учреждениях отдельных министерств и ведомств, а также на территориях муниципальных районов (городских округов) бухгалтерских служб необходимо создать одно учреждение — централизованный бюджетный центр по обслуживанию всех учреждений, а также по поручению администраций поселений организовать обслуживание сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района.

Необходимо обеспечить применение единых методов и способов автоматизированного ведения бюджетного учета на всей территории Пензенской области, которые позволят вести не только достоверный учет в бюджетных учреждениях, но и автоматизировать большинство бухгалтерских операций, высвободив специалистов для проведения аналитической работы по эффективности и результативности выполняемых бюджетных функций предоставляемых услуг.

Передача полномочий бюджетного учреждения по ведению бюджетного учета, при сохранении управленческих и административных функций, позволит руководителям заниматься вопросами уставной деятельности учреждения с целью повышения ее качества.

Реализация указанных мероприятий будет способствовать:

прозрачности всей хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств в режиме реального времени без дополнительных трудовых и технологических затрат;

недопущению нецелевого использования бюджетных средств;

снижению дебиторской и кредиторской задолженности;

сокращению бюджетных расходов, рабочего времени специалистов в процессе обмена информацией между финансовыми органами и бюджетными учреждениями, а также при представлении бюджетной отчетности;

повышению ответственности руководителей учреждений за качество предоставляемых населению услуг.

2.2. создание научно-исследовательского центра

В ходе реализации мероприятий Программы предусматривается участие Пензенской области в создании научно-исследовательского центра в соответствии с действующим законодательством в форме и сроки, определяемые Правительством Пензенской области.

Создание научно-исследовательского центра позволит изучить опыт регионов и провести детальный анализ состояния нормативно-методологического обеспечения деятельности финансово-бюджетного комплекса Пензенской области.

Основными задачами научно-исследовательского центра являются:

осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области;

выполнение социально-творческих заказов министерств и других исполнительных органов государственной власти Пензенской области на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

накопление и систематизация научной информации;

снижение трудоемкости обработки финансовой информации.

    Создание научно-исследовательского центра позволит обеспечить:

- информационно-методическое сопровождение совершенствования регионального финансово-бюджетного комплекса;

- преемственность бюджетной политики исполнения бюджетов финансовыми органами и организации бюджетного учета в бюджетных учреждениях;

-более высокий уровень обучения и повышения квалификации специалистов бюджетных учреждений.

Создание научно-исследовательского центра будет сопряжено с приобретением (арендой) помещений, обеспечением оборудованием и необходимостью подбора грамотных, постоянно совершенствующих свою квалификацию специалистов.

3. Сроки реализации Программы

 Реализация Программы рассчитана на 2008–2010 годы. Программа является среднесрочной.

4. Ресурсное обеспечение Программы (объемы и источники финансирования) 

 Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области. Прогнозируемый объем финансирования Программы составляет 44,7 млн. рублей, в том числе на 2008 год планируется выделить средства в сумме 8,2 млн. рублей, на 2009 год — 18,5 млн. рублей, на 2010 год — 18 млн. рублей.  

Мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования областной целевой программы «Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области (2008-2010 годы)»


Наименование мероприятия

Распорядитель бюджетных средств

Источник финансирования

Прогнозируемые объемы финансирования, тыс. руб.

2008–2010 годы

в том числе:

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1. Проведение предпро­ектного обследова­ния, разработка тех­нического задания и методологии работы с автоматизированной системой, рекомендаций, утверждение регла­ментов

Министерство финансов Пензенской области

Бюджет Пензенской области

800

800



2. Поставка программ­ного обеспечения по пилотным проектам, в том числе:

Министерство финансов Пензенской области

Бюджет Пензенской области

7 400

7 400



2.1 поставка программ­ного обеспечения в два эксперимен­тальных ведомства



2 600

2 600



2.2 поставка программ­ного обеспечения в два эксперимен­тальных муниципальных образования



4 800

4 800



3. Тиражирование ав­томатизированной программы участни­ками Программы

Министерство финансов Пензенской области

Бюджет Пензенской области



18 000

18 000

4. Участие в создании научно исследова­тельского центра

Министерство финансов Пензенской области

Бюджет Пензенской области



500


Итого



44 700

8 200

18 500

18 000

·                    

 5. Обоснование включения в план финансирования

Основной принцип включения в план финансирования — это финансирование детально проработанных и обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом в регионе, на совершенствование целевой направленности использования бюджетных средств, на техническое оснащение всех участников бюджетного процесса.

Реализация мероприятий позволит заложить основы для решения задач социально-экономического развития Пензенской области.

Система осуществления централизованного бюджетного учета требует перехода на качественно иной уровень организации и технического оснащения, который предполагает эффективное использование передовых информационных технологий и средств связи.

Внедрение централизованной системы ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности позволит информационно обеспечить полный комплекс работ по совершенствованию управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области.

Для совершенствования финансово-бюджетного комплекса на основе централизованного метода предусматриваются:

-  структурные изменения бюджетных учреждений и выделение из их состава экономических подразделений;

-  реструктуризация бюджетной сети, создание централизованных бюджетных центров;

- отработка технологии и регламента взаимодействия централизованных бюджетных центров и бюджетных учреждений;

- обучение персонала всех участников бюджетного процесса новым методам ведения бюджетного учета.

6. программное обеспечение 

В настоящее время существует несколько информационных технологий осуществления централизованного бюджетного учета и интеграции его с информационными системами финансовых органов. Выбор программного обеспечения будет осуществлен на конкурсной основе.

 7. Управление программой

Общее руководство Программой, выполнение функций координатора на заключение государственного контракта по приобретению, установке и вводу автоматизированной системы интеграции бюджетного учета финансовых органов и бюджетных учреждений Пензенской области по централизованной системе осуществляются Министерством финансов Пензенской области.

К исполнению Программы также привлекаются другие управления и ведомства, органы местного самоуправления (по согласованию).

Для участия в Программе муниципальные образования представляют в Министерство финансов Пензенской области:

-заявку на участие в Программе, подписанную руководителями исполнительного и представительного органов муниципального образования.

-план осуществления интеграции бюджетного учета финансовых органов и бюджетных учреждений муниципального образования. Данные планы разрабатываются муниципальными образованиями после старта областной Программы, и срок их представления устанавливается Министерством финансов Пензенской области.

Муниципальные образования, представившие вышеуказанные документы, считаются участниками Программы, с ними заключаются соответствующие соглашения и им предоставляются:

- полное информационное обеспечение по вопросам Программы;

-  консультационная помощь со стороны Министерства финансов по разработке планов осуществления интеграции бюджетного учета финансовых органов и бюджетных учреждений муниципального образования;

-методические рекомендации по вопросам реализации планов.

Муниципальные образования Пензенской области — участники Программы наделяются правом получения помощи в виде:

-поставок технических средств (компьютеры, другие виды оргтехники);

-поставок программного обеспечения;

-направления работников финансовых органов и бюджетных учреждений на повышение квалификации и переподготовку.

Для обеспечения дальнейшего участия в Программе и получения помощи и поддержки муниципальные образования должны обеспечивать:

- предоставление отчетов и иной информации по выполнению положений областной Программы и планов осуществления интеграции бюджетного учета финансовых органов и бюджетных учреждений муниципального образования ежеквартально или по отдельным запросам;

-всевозможные меры по выполнению Программы и принятых планов;[9]

3.3 Совершенствование  финансовой политики МО.

1. Мероприятия по увеличению поступлений местных налогов.

Важным источником мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог).

В целях увеличения доходов местного бюджета, а также организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц необходимо предусмотреть:

1.      Проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению.

2.      Содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.

3.      Установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам.

В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков представляется целесообразным проведение органами местного самоуправления работы по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.

2. Оптимизация перечня действующих льгот и их соответствие общественным интересам.

В целях реализации прав органов местного самоуправления по установлению налоговых льгот рекомендуется утвердить порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности, а также предусмотреть введение процедуры запрета по рассмотрению проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки.

При этом критериями оценки эффективности предоставления налоговых льгот должны быть:

1.                 Обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципальных образований направлений хозяйственной деятельности и стимулирование участия в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.

2.                 Создание необходимых экономических условий для развития инновационной и инвестиционной деятельности.

3.                 Оказание благоприятных экономических условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально-незащищенных категорий населения.

финансированием с отражением в расходной части местного бюджета, либо предоставлением инвестиционного налогового кредита.

4. Мероприятия по привлечению дополнительных неналоговых доходов местных бюджетов.

В целях  увеличения   доходной   части  местных бюджетов необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов, так как  муниципальные образования имеют реальные возможности по мобилизации неналоговых доходов.

4.1. Увеличению доходов от использования муниципального имущества способствует систематизация  сведений  о его наличии и использовании. В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:         

4.2. С целью обеспечения поступления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,  необходимо провести следующие мероприятия:

-                     принять нормативные правовые акты о порядке и размерах  зачисления в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий;

-                     внедрять методы бюджетирования в управлении хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, направленные на увеличение прибыли;

-                     установить контроль со стороны органа местного самоуправления за формированием и расходованием резервных фондов муниципальных унитарных предприятий, использованием амортизационных отчислений.

4.3. В целях мобилизации доходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рекомендуется предусмотреть установление заданий по объемам привлечения дополнительных средств муниципальными учреждениями, находящимися  в ведении органов местного самоуправления, без ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населению бесплатно.

4.4. В целях увеличения поступлений неналоговых доходов местных бюджетов органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо организовать работу по привлечению дополнительных средств в местный бюджет путем: 

-                     установления размеров платы за пользование бюджетными средствами,   предоставляемыми  на возвратной  и возмездной основе;

-                     начисления процентов в случае продления срока по предоставленным ранее отсрочкам и  рассрочкам платежей;

-                     установления ответственных администраторов неналоговых доходов и определения требований к их деятельности;

-                     назначения представителей муниципального образования в акционерные общества с долями муниципального образования для защиты интересов муниципального образования;

-                     планирования поступлений в местный бюджет от возврата дебиторской задолженности прошлых лет.


Заключение


Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

Самоуправление на любом уровне эффективно только в том случае, если оно опирается на солидную финансовую и экономическую основу. Реализация задач местного самоуправления требует высокой степени самостоятельности материально-финансовой базы. Для полнокровного развития местного самоуправления и совершенствования его финансовой деятельности органы местного самоуправления обладают собственной компетенцией.

Финансы местного самоуправления состоят из отдельных, но взаимосвязанных звеньев (институтов), совокупность которых образует финансовую систему муниципального образования. За счет многозвенности достигается гибкость и эффективность финансовой системы. Объективная необходимость денежных отношений обусловливает наличие специальной финансовой деятельности органов местного самоуправления, которая имеет свой объект и функции.

Основные денежные средства местного самоуправления концентрируются в соответствующем местном бюджете. Реализация законодательно закрепленного права каждого муниципального образования на самостоятельность немыслима без наличия собственного бюджета и прав по его составлению, утверждению и исполнению без вмешательства извне.

В качестве  путей совершенствования финансовой политики муниципального образования г. Пензы можно выделить следующие:

·                   Увеличение собственных доходных статей муниципального бюджета.

·                   Оптимизация расходов бюджета.

·                   Организация контроля за использованием бюджетных средств.

Список литературы:

2000.Муниципальный менеджмент / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1997.№1

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Юридическая литература, 1997.№2

Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики, 1999, № 3.
Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.№4
Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999.№3
 Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999. Кутафин О.Е.,

Гражданский кодекс РФ.№5
Европейская Хартия местного самоуправления. Май 1990.№6

Закон Пензенской области "О местном самоуправлении в Пензенской  области".№7

Кирпичников В.А. Бюджетный федерализм и местное самоуправление Финансы. 1995. № 8.

Конституция РФ№9.

 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право. М., 1997, с. 230. 2

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право. М., 1997.№10

Львов А. Мифы и рифы российского бюджетного федерализма. М., 1997.

Львов А., Трунов С. Местные финансы и финансирование бюджетов в муниципальных образованиях // Финансы, 1997, № 11.

Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.№12

Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. – М., 1999.№13

Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансы, 1999.№14

Полякова О.А. Состав финансовых ресурсов органов местного самоуправления // Финансы и кредит, 1999№ 15

Полякова О.А. Состав финансовых ресурсов органов местного самоуправления // Финансы и кредит, 1999, № 4, с. 13. 3 См.: Саратовские вести. 1995. 30 ноября. 4 Там же, с. 14. 5 Кутафин О.Е., Фадеев В.И.

Постановление Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. "О создании муниципальных банков в городах".№16

Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".№17

Провинциальный город: экономика, экология. Пенза, 2003 № 18

Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Ростов-на-Дону.: АООТ Ростовское книжное издательство, 1997.оперативная отчетность и пр.№ 19

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".№ 20
Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Юристъ,

Федеральный закон "О государственной пошлине".
Закон РФ от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".
Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ.№ 21
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ. № 22
Финансовое право: Учебник /Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. - М.: Юрист, 1996. № 23

Экономическое и социальное развитие регионов России. – Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2004 №24

www. penza. ru  официальный сайт Правительства Пензенской области. №25


[1] Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Ростов-на-Дону.: АООТ Ростовское книжное издательство, 1997.оперативная отчетность и пр.


[2] Финансовое право: Учебник /Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. - М.: Юрист, 1996.


[3] Провинциальный город: экономика, экология. Пенза, 2003 № 18


[4] Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999.

[5] Муниципальный менеджмент / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1997.№1


[6] Полякова О.А. Состав финансовых ресурсов органов местного самоуправления // Финансы и кредит, 1999.


[7] Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999

[8] Экономическое и социальное развитие регионов России. – Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2004

[9] www. penza. ru  официальный сайт Правительства Пензенской области.



Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ