Проблемы валютного регулирпования
Проблемы валютного регулирпования
Сибирская Академия Государственной
Службы
Курсовая работа по теме:
«Проблемы валютного регулирования»
Выполнила: Шустова А. М., гр. 0205
Проверила: Чернякова М. М.
Введение............................................................................................................... 3
Глава
1. Валютные отношения и валютная система............................................ 5
Глава
2. Меры регулирования курса национальной денежной единицы........ 10
Глава
3. Валютно-финансовый кризис в России в 1998 г. и его последствия.. 16
Глава
4. Валютный рынок России: оценка сценариев развития на кратко- и среднесрочную
перспективу........................................................................................................ 21
4.1.
Концепция развития валютного рынка и либерализация валютных отношений 21
4.2.
Валютное регулирование как элемент экономической политики............ 24
Заключение......................................................................................................... 31
Список
использованной литературы:................................................................ 34
Валютная
политика, как составная часть денежно-кредитной политики, направлена на
преодоление негативных последствий в сфере производства, обеспечение
экономического роста, поддержание равновесия платежного баланса, сдерживание
инфляции и безработицы. Эта политика представляет собой совокупность мер
воздействия на укрепление валютно-финансового положения России и ее
национальной валюты, повышение платежеспособности, приостановку утечки капитала
за рубеж, привлечение иностранных инвестиций.
Средством реализации
такой политики выступает валютное регулирование. Валютное регулирование и
валютный контроль как инструменты денежно-кредитной политики направлены на
сферу обращения валютных ценностей, связанных с внешней торговлей и
перемещением капитала, операциями с наличной инвалютой и обеспечение
стабильности и конвертируемости российского рубля. Цель и задачи такой системы
определяются текущим состоянием и перспективами развития российской экономики,
проводимой финансово-кредитной политикой и направлены на защиту российской
экономики от противоправных действий в сфере валютно-финансовых отношений.
Актуальность
исследования проблем валютного регулирования определяется необходимостью
оперативного решения проблемы разработки и проведения национальной валютной политики,
призванной способствовать эффективному преодолению кризисных явлений в
экономике России и отвечающей ее тактическим и стратегическим интересам. Резкое
обострение валютно-финансового кризиса весной-летом 1998 г. продемонстрировало
неспособность эффективно и оперативно противостоять спекулятивным атакам на
рубль, резкому оттоку иностранного капитала, препятствовать незаконной утечке
отечественного капитала за рубеж.
Предпринимаемые
меры по преодолению валютно-финансового кризиса и формированию эффективных
рыночных отношений не достаточно увязаны с созданием реальных предпосылок для
устранения негативных тенденций в отечественной экономике.
Сложная
экономическая ситуация побуждает к поиску выхода из кризиса, в котором сегодня
пребывает финансовая система России. Очевидно, что для этих целей особую роль
может играть валютный курс национальной денежной единицы. Все растущее значение
внешних рынков усиливает влияние валютного курса на внутренние процессы
накопления, структуру экономики государства, на весь производственный процесс в
целом.
Необходимость
совершенствования применяемых в России методов регулирования курса рубля,
призванных обеспечить его стабильность, а также сохранение за ним функций
средства накопления и сбережения, существующий на сегодняшний день разрыв между
накопленным в сфере валютного регулирования мировым опытом и методами
регулирования, используемыми в России, и обусловили выбор темы и структуры
настоящего исследования, а также определили его цель.
Целью
исследования является комплексное изучение различных аспектов валютного
регулирования, а также разработка сценариев развития валютного рынка России.
Реализация
поставленной цели предполагает решение следующих задач:
·
проанализировать
существующие валютные отношения, валютные курсы и валютные системы, в том числе
валютную систему России
·
исследовать
эффективность мер, предпринимаемых для регулирования динамики валютного курса
национальной денежной единицы (в том числе мер, проводимых Банком России) за
последние годы;
·
выявить и
проанализировать наиболее существенные причины и последствия обострения
валютно-финансового кризиса в России в 1998г.;
·
разработать
возможную стратегию валютного регулирования в экономике России с учетом реально
сложившихся в ней условий.
Объект исследования – процесс
регулирования валютного курса.
Предметом исследования
являются экономические, в том числе валютные отношения, отражающие применяемые
в России методы регулирования валютного курса.
По мере интернационализации
хозяйственных связей стран возрастают международные потоки товаров, услуг,
капиталов и кредитов. В мировом хозяйстве осуществляется круглосуточный
«перелив» денежного капитала, формирующегося в процессе национального
общественного воспроизводства. Причем в каждом суверенном государстве законным
платежным средством являются его национальные деньги. Однако в международном
обороте обычно используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что в
мировом хозяйстве пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги,
обязательные для всех стран.
Интеграция стран, в том числе
современной России, в мировое хозяйство вызывает превращение части денежного
капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит
при международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях.
В связи с этим исторически
сформировались международные валютные отношения – совокупность общественных
отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они
обслуживают взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.
Состояние валютных отношений
зависит от процесса воспроизводства и, в свою очередь, оказывает на него
обратное влияние в зависимости от степени их устойчивости.
По мере развития
внешнеэкономических связей была создана валютная система –
государственно-правовая форма организации валютных отношений, регулируемая
национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Вначале
сложилась национальная валютная система. Ее характеризуют:
·
национальная
валюта;
·
условия
ее конвертируемости, т. е. обмена на иностранные валюты. Различаются: а)
свободно конвертируемые валюты, которые без ограничений обмениваются на
иностранные валюты (доллар США, японская иена); б) частично конвертируемая
валюта (рубль РФ); в) неконвертируемая (замкнутая) валюта;
·
режим
валютного паритета – соотношения между двумя валютами. Золотой паритет,
основанный на золотом содержании денежных единиц, был отменен (на Западе – с
середины 70-х гг., в России – с 1992 г.). По уставу МВФ паритеты валют могут
устанавливаться в СДР – специальных правах заимствования или в другой
международной валютной единице, но не в золоте. С середины 70-х гг.
используются паритеты на базе валютной корзины. Это метод соизмерения
средневзвешенного курса одной денежной единицы с определенным набором других
валют;
·
режим
валютного курса (фиксированный, плавающий в определенных пределах). В
большинстве стран пределы плавания валютного курса юридически не установлены;
·
наличие
или отсутствие валютных ограничений. Например, в России введены ограничения,
лимитирование, запрет определенных операций с валютными ценностями в связи с
нестабильностью экономики страны; развитые страны постепенно (с конца 50-х до
начала 90-х гг.) отменили валютные ограничения. В 1996 г. Россия отменила
валютные ограничения по торговым и неторговым операциям, присоединившись к
статье VIII Устава МВФ;
·
регулирование
международной валютной ликвидности страны, включающей четыре компонента
(официальные золотые и валютные резервы стран, счета СДР, евро, резервную
позицию в МВФ) и отражающей способность страны погашать ее внешний долг;
·
регламентация
использования международных кредитных средств обращения и форм международных
расчетов;
·
режимы
валютного рынка и рынка золота;
·
статус
национальных органов, регулирующих валютные отношения (центральный банк,
министерство финансов, специальные органы, например, в России – Федеральная
служба валютного и экспортного контроля).
По мере развития мировых хозяйственных
связей создана мировая валютная система, которая преследует глобальные цели
мирового сообщества и призвана обеспечить интересы стран-участниц, имеет особый
механизм регулирования и функционирования.
В результате длительного
исторического развития сложились следующие основные ее элементы:
·
функциональные
формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные валютные единицы);
·
регламентация
условий конвертируемости валют;
·
унификация
режима валютных паритетов и валютных курсов;
·
регламентация
объема валютных ограничений;
·
регламентация
состава компонентов международной валютной ликвидности;
·
унификация
правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков
и т. д.) и форм международных расчетов;
·
режимы
мировых валютных рынков и рынков золота;
·
статус
Международного Валютного Фонда.
Особенности и стабильность мировой
валютной системы зависят от степени соответствия принципов построения ее
структуры принципам построения структуры мирового хозяйства и интересам ведущих
стран. При несоответствии этих принципов периодически возникает кризис мировой
валютной системы, завершающийся ее развалом и созданием новой валютной системы.
Первая мировая валютная
система была
основана на золотомонетном стандарте и юридически оформлена межгосударственным
соглашением на Парижской конференции ведущих стран в 1867 г.
Валютный кризис,
разразившийся в период первой мировой войны и после нее, завершился созданием второй
мировой валютной системы, оформленной соглашением стран на Генуэзской
международной экономической конференции. Генуэзская валютная система, как и денежная
система 30 стран, была основана на золото-девизном стандарте (девиза - иностранная валюта в любой форме). С
20-х гг. национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве
международных платежно-резервных средств. В период между войнами до Бреттонвудской
системы статус резервной валюты – особой категории конвертируемой валюты – не
был официально закреплен ни за одной валютой.
Третья мировая валютная
система –
Бреттонвудская, оформленная соглашением (в Бреттон-Вудсе, США), также
базировалась на золото-девизном стандарте. Причем впервые статус резервной
валюты был юридически закреплен за долларом и фунтом стерлингов. Экономическое
господство США и ослабление их конкурентов в итоге второй мировой войны
обусловили господствующее положение доллара. Структурные принципы
Бреттонвудской системы:
·
статус
доллара и стерлинга как резервных валют;
·
фиксированные
золотые паритеты и курсы валют;
·
конвертируемость
долларовых резервов иностранных центральных банков в золото через американское
казначейство по официальной цене;
·
заниженная
официальная цена золота;
·
создание
МВФ как органа межгосударственного валютного регулирования.
США использовали эти принципы,
закрепившие долларовый стандарт, для усиления своих позиций в мире за счет
других стран. Противоречия Бреттонвудской валютной системы между национальным
характером доллара и фунта и их использованием как международного платежного
средства постепенно расшатали ее по мере укрепления позиций Западной Европы,
Японии. С конца 60-х гг. разразился кризис этой системы, который привел к ее
развалу.
Ее сменила четвертая (ныне
функционирующая) мировая валютная система, оформленная соглашением
стран-членов МВФ в Кингстоне (Ямайка, 1976 г.), ратифицированным в апреле 1978
г. Измененный устав МВФ определил структурные принципы Ямайской валютной
системы.
Во-первых, золото-девизный стандарт
был заменен стандартом СДР, которые формально объявлены основой валютных
паритетов и курсов валют. Однако за 30 лет с момента эмиссии СДР (1970 г.) они
не стали эталоном стоимости, главным международным платежным и резервным
средством и далеки от мировых денег. Стандарт СДР не перспективен. Этот
стандарт фактически трансформировался в многовалютный стандарт, основанный на
американском долларе, евро и японской иене – валютах трех мировых центров.
Во-вторых, в рамках Ямайской
валютной системы узаконена демонетизация золота – утрата им денежных функций.
В-третьих, Ямайская валютная
система дает странам право выбрать режим валютного курса. Тем самым был
узаконен режим плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли
в марте 1973 г. Этот режим более гибкий, чем фиксированные валютные курсы, но
вопреки надеждам не обеспечил стабильность курсовых соотношений.
В-четвертых, МВФ,
сохранившийся от Бреттонвудской системы, призван усилить межгосударственное
валютное регулирование, обеспечить либерализацию валютных отношений путем
отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире.
Ямайская валютная система
более гибко, чем Бреттонвудская, приспособилась к нестабильности платежных
балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире.
Валютная система России в условиях перехода к рынку
формируется с учетом структурных принципов Ямайской валютной системы, поскольку
страна вступила в МВФ в июне 1992 г. В августе 1993 г. взамен рубля бывшего
СССР введен в обращение российский рубль как основа не только денежной, но и
национальной валютной системы. Установлены правила его частичной
конвертируемости и поставлена задача перехода к свободной конвертируемости по
мере стабилизации экономики. Вместо режима множественности валютных курсов
введен единый плавающий валютный курс. С середины 1995 г. введены пределы его
рыночных колебаний по отношению к доллару США, которые были значительно
превышены в условиях глобального валютно-финансового кризиса в 1998 г.
Законодательно установлены
режим деятельности валютного рынка, состав его участников и порядок валютных
операций. Определен статус органов, осуществляющих валютное регулирование.
Итак, анализируя различные
валютные системы, можно сделать вывод, что в целом, применение гибкого
валютного курса в условиях конвертируемости валюты как для текущих, так и для
капитальных операций и отмены ограничений на международное движение капитала
увеличивает эффективность воздействия внутренней денежно-кредитной политики на
экономику. Что же касается валютной системы и валютного регулирования в России,
то важной проблемой остается либерализация валютных отношений в стране, а также
проблема конвертируемости рубля.
Одним из важнейших
макроэкономических показателей, влияющих на состояние внутренней и внешней
торговли, на тарифы, темп инфляции, динамику цен, структуру и динамику
производства, на занятость является валютный курс. В его формировании важную
роль играет ЦБР, занимающий особое место на валютном рынке России.
Введенный с июля 1992 г.
единый официальный курс рубля к доллару стал применяться во внутренних
расчетах, во внешнеэкономических сделках, для установления размера налогообложения
и бухучета валютных средств на балансах юридических лиц.
Однако в дальнейшем в
условиях ухудшения экономического и валютно-финансового положения России,
высоких темпов инфляции, бегства за границу капитала и т. д. курс рубля стал
падать и только за I полугодие 1994 г. он
снизился почти на 25 %. Уже в I
полугодии 1995 г. ЦБР несколько раз менял свою курсовую политику, которая
привела к росту денежной массы, поддержанию высоких инфляционных ожиданий и
темпов роста инфляции.
Проводимая ЦБР политика по
повышению курса рубля в апреле-мае 1995 г. вызвала существенное снижение
склонности населения к сбережениям в валюте в ущерб рублевым сбережениям. Часть
средств в рублях, полученных от продажи валютных сбережений, из-за отсутствия
надежных сфер их приложения оказывалась на потребительском рынке, создавая
потребительский бум.
Для обеспечения стабилизации
валютного рынка России в начале июля 1995 г. было объявлено о новой политике в
сфере обменного курса рубля. С 6 июля по 1 октября установились пределы
изменения текущего курса рубля на валютном рынке от 4,3 до 4,9 тыс. руб. за 1
доллар США. Таким образом, ЦБР гарантировал относительную стабильность курса
национальной денежной единицы, но только на небольшой период времени. Еще до
введения «валютного коридора» Минэкономики, Минфин и ЦБР предварительно провели
работу по определению положения платежного баланса и инфляции. Вход страны в
«валютный коридор» был достаточно подготовлен. Выполнялся жесткий бюджет, были
накоплены сравнительно большие валютные резервы, снизился спрос на валюту со
стороны банков в связи с введением в мае ужесточенного порядка обязательного
резервирования. Правительство и ЦБР основной упор сделали на развитие рынка
государственных ценных бумаг.
Введение «валютного коридора»
предварительно согласовали с международными валютно-финансовыми организациями.
Пределы изменения курса
национальной денежной единицы должны поддерживаться не административными
запретами, а проведением необходимой финансовой, денежно-кредитной и валютной
политики. В частности, для обеспечения стабильности валютного курса
предполагалось активно использовать денежно-кредитные инструменты – процентную
ставку и операции на открытом рынке. Регулирование обменного курса рубля в
указанных границах должно было производиться в основном рыночными методами.
Однако введение «валютного
коридора» не означало перехода к политике фиксированного курса, и было
направлено на большую определенность и предсказуемость проводимой ЦБР валютной
политики. Достичь этого в прежних условиях оказалось невозможно. Накопив
значительные валютные резервы, ЦБР, как он считал, мог эффективнее влиять на
динамику обменного курса, что, однако, зависело от последовательности
проведения экономической и финансовой политики.
Установление границ
изменения курса рубля на биржевом валютном рынке еще не означало принятия
решения о его фиксации, что и подтвердил сам ЦБР. Фиксированный валютный курс
вводится, чтобы сбить высокие инфляционные ожидания, уменьшить скорость
денежного обращения. Он устанавливается на определенном уровне и
поддерживается в течение длительного периода времени. Это позволяет участникам
рынка прогнозировать в средне-долгосрочном плане свою экономическую
деятельность.
Однако ЦБР не стал вводить
фиксированный курс, а установил в определенных рамках границы изменения курса
рубля. В период действия «валютного коридора» рост доллара был незначительным.
Но почти все участники рынка ожидали его дальнейшее повышение, так как в
отдельные дни на рынке прямых межбанковских операций он превышал биржевые
котировки более чем на 20 пунктов. Уже накануне объявления о новых рамках
«валютного коридора» подскочил спрос на валюту. Чтобы сбить ажиотаж, ЦБР был
вынужден осуществить ряд валютных интервенций. Причем, значительная часть
первоначального предложения валюты на торгах проходила по заявкам ЦБР, так как
банки не были заинтересованы в реализации валюты на бирже.
30 ноября 1995 г. было
принято решение об изменении границ «валютного коридора» и его нижний предел с
1 января по 30 июня 1996 г. устанавливался на уровне 4550 руб., а верхний –
5150 руб. за доллар США. Введение новых границ «валютного коридора» не привело
к панике на валютном рынке, но продление «валютного коридора» ударило по
интересам физических лиц, поскольку для них роль доллара как способ сохранения
своих денег от инфляционного обесценивания снижалась. Наличная валюта
составляла около 3/5 накоплений населения страны. Стремление к сбережениям в
наличной валюте значительно превышало склонность к накоплению других видов
активов. Как следствие, интерес населения к рублевым накоплениям резко
снизился. Считалось, что доллар сохранит свое значение и в будущем, независимо
от крайних пределов «валютного коридора».
В этот же период
правительство одобрило программу по проведению денежно-кредитной политики в
1996 г. В валютной сфере программа должна была обеспечивать предсказуемый и
стабильный обменный курс, способствовать развитию инфраструктуры межбанковского
валютного рынка, осуществлению политики по эффективному управлению
золотовалютными резервами и укреплению реального курса рубля.
В 1997 г. основная цель
валютной политики – это обеспечение стабильности курса рубля. «Валютный
коридор» на весь 1997 г. устанавливался в пределах следующих границ: 5500-6100
руб. за 1 доллар США. Проводимая политика была направлена на:
·
предотвращение
резких колебаний валютного курса, из-за несоответствия спроса и предложения
инвалюты в краткосрочном плане;
·
дальнейшее
развитие валютного рынка посредством увеличения масштабов проводимых валютных
сделок и использования различных финансовых инструментов;
·
поддержание
на высоком уровне валютных резервов ЦБР;
·
ограничение
доходности инвестиций в иностранные активы, что позволило бы повысить
привлекательность финансовых инструментов, выраженных в рублях, и
способствовало бы «дедолларизации» России.
В 1997 г. стали
четко прослеживаться признаки завышенности курса рубля. Эффективность
внешнеторговых сделок по основным экспортным товарам России стала снижаться.
Продолжало наблюдаться увеличение импорта потребительских товаров и услуг.
Реальный курс российской национальной валюты, оставаясь в основном стабильным
к денежной единице США, однако повысился по отношению к валютам стран ЕС за
счет снижения их курсов к доллару. Наблюдалась устойчивая тенденция к
сокращению активного сальдо внешнеторгового баланса. И хотя номинальный курс
доллара к рублю повысился на 7,2 %, темпы падения курса российской денежной
единицы были предсказуемы. Резких падений курса рубля не наблюдалось.
Разразившийся в октябре 1997
г. мировой финансовый кризис нанес сильный удар по валютному рынку России. В
стране стал наблюдаться вывоз за границу капиталов в крупном объеме. В связи с
этим у российских коммерческих банков значительно увеличился спрос на
инвалюту. Возникло ожидание падения курса рубля и снижения цен на государственные
ценные бумаги.
Стремясь ограничить давление на
валютный рынок ЦБР в ноябре 1997 г. повысил ставку рефинансирования, нормы
резервирования по обязательствам в инвалюте и ставки по ломбардным кредитам,
однако эти меры оказались недостаточными. В связи с ухудшением ситуации
уровень валютных резервов ЦБР снизился, и повысилось давление на валютный рынок
России.
Валютно-финансовые органы основное
внимание стали уделять обеспечению стабильности курса рубля: была расширена
маржа колебаний курса национальной денежной единицы на межбанковском рынке и
повышена ставка по рублевым средствам.
В результате принятых
валютно-финансовых мер удалось в определенной степени стабилизировать ситуацию
на валютном рынке.
В принятом в ноябре 1997 г.
Правительством РФ и ЦБР совместном заявлении «О политике валютного курса на
1998 г. и ближайшие годы» объявлялось о переходе от практики установления
краткосрочных ограничений изменения курса рубля к определению среднесрочных
ориентиров его изменения.
Перейти к новой курсовой политике
удалось только в связи с достижением в стране определенной финансовой
стабилизации и с качественно новым уровнем развития российского валютного
рынка. Стоял вопрос о широкой интеграции российского рынка с мировым.
Но в 1998 г. ситуация резко ухудшилась
и с 17 августа 1998 г. началась новая фаза финансового кризиса (о ней пойдет
речь в следующей главе).
В заключении хочется еще раз
подчеркнуть, что Центральный Банк России занимает особое место в системе
валютного регулирования и контроля и проводит работу по ее совершенствованию.
Из приведенных выше сведений видно, что деятельность ЦБР в указанной сфере за
последние годы была направлена на:
·
уменьшение
дисбаланса валютных счетов резидентов по текущим валютным операциям;
·
предотвращение
необоснованного вывоза капитала из России;
·
создание
таких условий, которые бы способствовали притоку в страну долгосрочных
иностранных инвестиций, в то же время ограничивая прилив спекулятивного иностранного капитала;
·
дедолларизацию
российской экономики и обеспечение на этой базе устойчивости рубля;
·
а также
противодействие легализации через банки полученных незаконно средств.
Практика последних лет
показала, что без согласованности и сбалансированности всех сегментов единой
государственной экономической политики (структурной, бюджетно-налоговой,
денежно-кредитной и валютной) невозможно достичь стабильного и устойчивого
развития российской экономики. Провал в реализации хотя бы одного из указанных
элементов приводит к весьма негативным последствиям для экономики страны.
Бюджетный кризис, проявившийся в первом полугодии 1998 г., протекал в условиях
завышенного курса рубля и роста процентных ставок. В условиях кризисных
явлений в России и ухудшения состояния ее внешней торговли изменилась в
негативную сторону и ситуация с платежным балансом России. Все это отразилось и
на состоянии валютно-финансового рынка России. Осложнилось положение на
форвардном сегменте внутреннего валютного рынка. Увеличился спрос на доллары.
В этот период стало ясно, что
нормализовать ситуацию в валютно-финансовой сфере не удается. В целях
поддержания баланса спроса и предложения инвалют на внутреннем валютном рынке,
ЦБР начал активно осуществлять валютные интервенции. Уже к лету 1998 г. четко
прослеживалась тенденция к переводу населением сбережений в валютные депозиты,
или в наличную инвалюту. Повлияли на внутренний валютный рынок и операции
нерезидентов с государственными ценными бумагами.
Начал развиваться валютный
кризис. Были предприняты усилия по увеличению сбора налогов и заключению
соглашений с международными финансовыми организациями о предоставлении
кредитов. Однако этого оказалось недостаточно для удержания под контролем
правительства и ЦБР ситуации на валютно-финансовом рынке. Стремясь удержать
курс доллара в рамках ранее объявленного «валютного коридора», ЦБР только за
первую половину августа 1998 г. выбросил на рынок из своих валютных резервов
несколько миллиардов долларов.
При таком положении встал вопрос
о необходимости внесения изменений в денежно-кредитную политику и политику
валютного курса. Уже в августе 1998 г. сложилась тяжелая ситуация с
обслуживанием госдолга, усилилось давление на рубль на валютном рынке,
произошел крах финансового рынка. Основными причинами валютно-финансового
кризиса в России были спекулятивный характер рынка, открытость фондового рынка
при неразвитой инфраструктуре, искусственный курс рубля и др.
В условиях, когда масштабы
золотовалютных резервов страны были явно недостаточны для поддержания
стабильного курса национальной валюты, она была девальвирована.
В результате финансового
кризиса в 1998 г. снизились все макроэкономические показатели. Девальвация
рубля и падение экспорта привели к увеличению внешнего долга страны до 77 %
ВВП и 203% годового экспорта. Сократились реальные доходы населения,
ухудшилась структура их использования, а кризис банковской системы и
невозможность осуществления платежей лишь усугубили ситуацию.
Валютный кризис вызвал собой
банковский кризис. Был нанесен сильный удар системе расчетов и заморожены счета
предприятий, значительная часть вкладов физических лиц не выплачивалась, и
страна столкнулась с перспективой нового витка инфляции.
Банковский кризис, нанесший
сильнейший удар по системообразующим российским банкам – основе межбанковского
валютного рынка, привел к прекращению сделок на межбанковском валютном рынке.
В основном валютные операции переместились на валютные биржи.
После приостановки торгов по
государственным ценным бумагам и срочным инструментам основной объем операций
стал происходить на валютном рынке. Изменились и сами биржевые валютные торги.
События августа 1998 г.
привели к изменению структуры и самой ситуации на валютном рынке. Если в
основном биржевой валютный рынок до августовского кризиса играл курсообразующую
роль, то после августовских событий значимость валютных бирж, которые
сконцентрировали у себя основной объем валютных операций, резко возросла.
На всех валютных биржах
сделки с валютой с сентября 1998 г. стали осуществляться в системе электронных
лотовых торгов (СЭЛТ).
СЭЛТ, способствующая
возрождению организованного валютного рынка, осталась практически единственной
ликвидной площадкой для осуществления межбанковских валютных сделок. Она
активно стала использоваться банками-участниками секции валютного рынка, число
которых увеличилось до 200. ЦБР при определении курса доллара в основном
ориентируется на его котировки в указанной системе, в рамках которой на
биржевом валютном рынке сформировался экономически обоснованный курс денежной
единицы России. Он в значительной степени стал отвечать потребностям и
возможностям реального сектора экономики.
В связи с принятыми
валютно-финансовыми органами мерами ситуацию удалось удерживать под контролем.
В результате девальвации повысилась конкурентоспособность отечественных
производителей на российском рынке, возросли возможности увеличить экспорт и
сократить импорт, что привело к росту активного сальдо внешнеторгового баланса.
В результате структурных
изменений валютного рынка стало возрастать его значение в установлении крепких
заслонов для неразрешенного вывоза капитала из страны. Были созданы предпосылки
для увеличения золотовалютных резервов и аккумуляции валютных ресурсов на
обслуживание внешнего долга.
Однако отсутствие
макроэкономических предпосылок для укрепления национальной валюты и
значительная спекулятивная активность банков на валютном рынке негативно
повлияли на динамику курса, и инвалюта выступала весьма привлекательным
инструментом, с точки зрения надежности и высокой доходности. Значительный
спрос на инвалюту предъявлялся и населением.
Принятые меры были направлены
на сбалансированность спроса и предложения на внутреннем валютном рынке, на
обеспечение стабилизации курса рубля и имели положительный результат. Во многом
благодаря принятым в сфере валютного регулирования мерам удалось полностью
обеспечить потребность в инвалюте, сократить на внутреннем валютном рынке
давление спекулятивного спроса на инвалюту и снизить масштабы переводов в
оффшорные зоны.
Страницы: 1, 2
|