бесплатные рефераты

Прогнозирование банкротства и разработка антикризисной программы предприятия

Прогнозирование банкротства и разработка антикризисной программы предприятия

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет «Экономика и менеджмент»

Специальность 060400 «Финансы и кредит» «

Кафедра «Менеджмент финансов и кредита»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА И РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ» (на материалах 000 ТД «Металлопрокат»)

Студент:                                        А.Н. Яшин Руководитель старший преподаватель               А. В. Плахов

ОРЕЛ 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                         5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИ   УГРОЗЕ БАНКРОТСТВА                                  8

ч

1.1 Понятие, виды и процедуры банкротства                       8 L2 Сущность и принципы политики антикризисного управления

предприятием                                             14 1.3 Содержание основных этапов политики антикризисного управления

предприятием                                             21

2 ДИАГНОСТИКА      ФИНАНСОВОГО      СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ                                 26

2.1 Анализ и оценка имущественного положения предприятия       26

2.2 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности

предприятия                                            31

2.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия                42

3 РАЗРАБОТКА     И     ОБОСНОВАНИЕ     СИСТЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ      50

3.1   Совершенствование   системы   диагностики   банкротства предприятия                                          50

3.2 Система механизмов стабилизации предприятия при угрозе банкротства                            .                    60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                         68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                        73

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                                        76

ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 1999-2001гг.                                                    76

ПРИЛОЖЕНИЯ Б - Отчет о прибылях и убытках за 1999-2001 гг.                                     82

ВВЕДЕНИЕ

Практические результаты проводимых в России экономических преобразований не привели к созданию настоящего рынка и потому не позволяют говорить о завершенности реформ. Основной вывод, к которому приводит десятилетний опыт реформирования, заключается в том, что лишь смена формы собственности на средства производства не приводит к росту эффективности деятельности предприятий.

Три волны приватизации разрушили реальный сектор экономики, поставили на грань банкротства многие предприятия.    Ваучерная приватизация вывела администрацию предприятий из-под контроля собственника. В ходе ее произошла передача государственной собственности физическим лицам- руководителям предприятий без установления должного контроля   и   ответственности  за  эффективностью   использования приватизированного имущества. Основная масса наемных работников не имела доступа к принятию важнейших решений по развитию производства, распределению дохода. В результате чего утраченной оказалась взаимосвязь спроса    и    предложения.    Продукция    нередко    поставлялась неплатежеспособному потребителю. Она стала обмениваться на неплатежи. Систему нормальных денежных расчетов заменил бартер и различного рода денежные суррогаты. Экономика столкнулась с таким феноменом, как дефицит денег. Вместо ожидаемого роста эффективности получили спад производства, снижение рентабельности и производительности труда.

Результатом второй волны - залоговой приватизации - явилась передача государством крупному финансовому капиталу экспортно-ориентированных предприятий в топливно-энергетическом секторе, металлургии, химии.

Третья волна - приватизация долгов - развернулась в виде массовых банкротств потенциально эффективных предприятий, которые не удалось по тем или иным причинам приватизировать в предыдущие годы.

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает   формирование   эффективного   механизма   управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности

^

адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.

Данный подход неразрывно связан с антикризисным управлением. Это словосочетание прочно вошло в оборот теоретиков и практиков, решающих проблемы управления предприятием.

Актуальность дипломного исследования связана с тем, что российский рынок антикризисного управления готовится занять в экономике соответствующее мировой практике место.

Целью данной дипломной работы является проведение комплекса мероприятий по прогнозированию банкротства и разработка антикризисной программы предприятия.

Для реализации поставленной цели в дипломной работе поставлены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:

- изучить понятие, виды и процедуры банкротства;

- рассмотреть сущность и принципы политики антикризисного управления предприятием в современных условиях;

проанализировать  содержание  основных этапов  политики антикризисного управления предприятием;

- осуществить диагностику финансового состояния предприятия, включая проведение анализа и оценки имущественного положения, ликвидности  и  платежеспособности  и  финансовой  устойчивости предприятия;

- совершенствовать систему диагностики банкротства предприятия;

- разработать систему механизмов стабилизации предприятия при угрозе банкротства.

Объектом исследования является общество с' ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Металлопрокат».

Информационно-аналитической  базой  исследования  послужили данные оперативной и бухгалтерской информации за 2000-2002 годы.

Теоретической базой для написания дипломной работы явились труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам банкротства и антикризисного управления, а также нормативно-правовые акты по указанной проблематике.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ  ЕГО  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ПРИ  УГРОЗЕ БАНКРОТСТВА

1.1 Понятие, виды и процедуры банкротства

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой практики понятия — банкротства предприятия. С позиций финансового менеджмента банкротство характеризует реализацию катаст­рофических рисков предприятия в процессе его финансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно Удовлетворить в установленные сроки предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Хотя банкротство предприятия является юридическим фактом (только арбитражный суд может признать факт банкротства предприятия), в его основе лежат преимущественно финансовые причины. К основным из этих причин относятся:

1.Серьезное  нарушение   финансовой  устойчивости   предприятия, препятствующее нормальному осуществлению его хозяйственной деятельности. Реализация этого катастрофического риска характеризуется превышением финансовых обязательств предприятия над его активами. Такое финансовое состояние предприятия отражается показателем "чистая отрицательная стоимость" (или "чистая стоимость дефицита"), который определяется по формуле:

ЧОС=ЗК-А,                        (1),

где ЧОС—сумма чистой отрицательной стоимости предприятия;

ЗК —сумма заемного капитала, используемого предприятием (его финансовых обязательств);

А —сумма активов предприятия (не включающая отражаемую в их составе по балансу сумму убытка прошлых лет и отчетного периода).

2.Существенная   несбалансированность   в   рамках   относительно продолжительного периода времени объемов его денежных потоков. Реализация этого катастрофического риска характеризуется продолжительным превы­шением объема отрицательного денежного потока над положительным и отсутствием перспектив перелома этой негативной тенденции.

3.Продолжительная неплатежеспособность предприятия, вызванная низкой

^

ликвидностью его активов. Реализация этого катастрофического риска характеризуется значительным превышением неотложных финансовых обязательств предприятия над суммой остатка его денежных средств и активов в высоколиквидной форме, которое носит хронический характер.

Характер рассмотренных причин показывает, что финансовая несостоятельность предприятия, определяющая юридический факт его банкротства, во многом является следствием неэффективного финансового менеджмента.

В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров и их приверженности к агрессивным формам осуществления финансовой деятельности институт бан­кротства получает все большее распространение. Оно является предметом обширного государственного регулирования в силу отрицательных последствий деятельности финансово несостоятельных предприятий для раз­вития экономики страны в целом. Эти отрицательные последствия характеризуются следующими отрицательными моментами:

-финансово несостоятельное предприятие генерирует серьезные финансовые риски для успешно работающих предприятий — его партнеров, нанося им ощутимый экономический ущерб в процессе своей деятельности. Это снижает общий потенциал экономического развития страны;

-финансово несостоятельное предприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя

реализацию предусмотренных программ экономического и социального развития;

-неэффективно используя предоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, финансово несостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал, используемый в сфере предпринимательства;

-вынужденно сокращая объемы своей хозяйственной деятельности в связи с финансовыми трудностями, такие предприятия генерируют

ч

сокращение численности рабочих мест и количества занятых в общественном производстве, усиливая тем самым социальную напря­женность в стране.

С учетом изложенного механизм банкротства предприятий следует рассматривать как действенную форму перераспределения общественного капитала с целью более эффективного его использования.

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

1.Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2-Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном

управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3.Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

ч

4.Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

Регулирование  отношений  кредиторов  и должников  может осуществляться различными способами. В России получила развитие смешанная модель регулирования рынка, при которой управление рынком и контроль за деятельностью участников рынка осуществляется как государственными, так и общественными структурами самих участников рынка. Центральное место на российском рынке антикризисного управления занимает федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, в том числе осуществляющая разработку нормативной базы рынка, подготовку, лицензирование и контроль за деятельностью арбитражных управляющих, представление интересов государства в рамках процедур антикризисного управления. Кроме того, среди государственных субъектов рынка важное место занимает Высший арбитражный суд, обобщающий судебную практику и вырабатывающий рекомендации по ведению дел о несостоятельности, и Центральный банк РФ, к ведению которого относятся вопросы антикризисного управления кредитными организациями.

Основным законом, регулирующим экономические, финансовые отношения предприятий и граждан между собой и государством является Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002года.

В законе даны последовательность определения несостоятельности предприятий и граждан, процедур банкротства и восстановления платежеспособности. Он не предусматривает методических аспектов составления тех или иных планов финансового оздоровления предприятий,

^

стратегий и т.д., которыми должны заниматься специалисты предприятия или уполномоченные на это специально подготовленные работники.

В соответствии с законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (статья 2) под несостоятельностью понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при условии их неисполнения в течении трех месяцев (далее банкротство).

При несостоятельности предпринимателя к нему могут быть применены различные процедуры и формы их реализации (рисунок 1). Это может быть реструктуризация, ликвидация предприятия или мировое соглашение между кредиторами и собственниками предприятия.

Восстановление платежеспособности происходит, с одной стороны, за счет реализации части имущества предприятия-должника, с другой - путем проведения соответствующих организационно-технических экономических мероприятий.

При санации (оздоровлении), как показано на рисунке 1, предприятию на конкурсной основе оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами и другими лицами. При этом главным является составление надлежащего бизнес-плана, представляющего собой стратегию предприятия по восстановлению платежеспособности и эффективной деятельности.

Рисунок 1- Типы применяемых к должнику процедур и формы их реализации

В условиях кризисного состояния преследуются следующие цели и задачи бизнес-плана:

-обоснование предполагаемого бизнеса и оценка результатов за определенный период времени;

-бизнес-план как документ компас, направленный на выявление действий и направлений по управлению бизнесом;

-как средство для получения необходимых инвестиций;

-как реклама для бизнеса;

-как инструмент для управления бизнесом.

Особенностям   и   методике   составления   бизнес-плана   при восстановлении платежеспособности в научной литературе уделяется достаточное внимание многими авторами. Но в данной работе целесообразно уделить большее внимание сущности политики антикризисного управления, ее принципам и содержанию основных этапов.

1.2 Сущность и принципы политики антикризисного управления предприятием

Проблема антикризисного управления на предприятиях вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ. Занятие бизнесом всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры. Вкладывая деньги в бизнес, хозяйствующий субъект рискует остаться без прибыли. Это приводит его к банкротству, которое предопределено самой сущностью рыночных отношений, что связано с неопределенностью      достижения      конечных       результатов предпринимательства, а значит с риском потерь. Они могут возникнуть на всех стадиях воспроизводства: от закупки и доставки сырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Их причинами могут быть: неплатежеспособность потребителей, невыполнение договорных обязательств поставщиками сырья и материалов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное производство продукции по разным причинам, изменение конъюнктуры рынка, некомпетентность управленческого персонала и многое другое.

Эти потери ведут к падению прибыльности капитала и появлению трудностей при оплате расходов, возникающих в ходе функционирования предприятия в результате дефицита наличных средств. Дефицит усугубляется, если кредиторы не возобновят кредитование. Тогда предприятие должно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В условиях отсутствия наличных средств возникает проблема ликвидности, т.е. распродажи активов. Таким образом возникает «техническая неплатежеспособность». Уже на этой стадии возможно

^

обращение кредиторов в суд о признании должника банкротом.

В целях предупреждения банкротства на предприятиях реального сектора   экономики  должны   быть   предусмотрены   мероприятия, обеспечивающие своевременность обнаружения признаков ухудшения финансового состояния и способствующие их ликвидации. Элементы таких мероприятий планируются на многих фирмах и предприятиях, они предусмотрены в финансовых планах, бизнес-планах, разработках по маркетингу и менеджменту и других документах. Одновременно необходимо отметить, что целостная программа антикризисного управления на предприятиях в основном отсутствует.

Зачастую    антикризисное    управление    трактуется    как микроэкономический процесс, представляющий собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику, т.е. к тому кто уже попал в кризисную ситуацию. Тем самым сфера действия антикризисного управления ограничивается с самого начала.

Цели и задачи антикризисного управления также трансформировались в ходе реформ. Изначально антикризисная политика была направлена на приватизацию государственных предприятий. Когда же оказалась, что смена собственника не влечет за собой изменение результатов деятельности, антикризисное управление стало ассоциироваться с механизмами санации и

банкротства, созданием условий для оздоровления предприятий посредством спасения одних и ликвидации других независимо от формы собственности.

Поэтому более правильным является представление антикризисного управления как составляющей управления вообще. Поскольку только в случае ее реализации создается возможность преодоления фатальности жизненного цикла предприятия.

Политика антикризисного управления представляет собой часть общей стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и включении механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния.

В рамках же несостоятельности оно принимает определенную форму арбитражного управления в зависимости от вводимой процедуры банкротства.

Следовательно, основной концепцией антикризисного управления является более ранняя идентификация кризисной ситуации с целью адекватного реагирования на негативные тенденции в условиях, когда предприятие еще полностью под контролем собственников и управляется привлеченными ими менеджерами, а, следовательно, имеет большую свободу маневра и более широкий выбор антикризисных процедур по сравнению с кругом мероприятий, осуществляемых в процессе законодательного антикризисного регулирования.

Таким образом, началом всему является диагностика состояния предприятия. Непрерывный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги позволяет выявить изменения в финансовом положении, выбрать соответствующую тактику и определить стратегию дальнейшего развития. Могут потребоваться реорганизационные мероприятия: изменения в организационной и

производственной структурах, активах, задолженности, составе персонала и т.д. Кризис гораздо легче предотвратить, нежели его потом преодолевать. Профилактика всегда проще и дешевле, чем лечение. Несвоевременность и неэффективность мер усложняют и удорожают процедуры по оздоровлению предприятия и вполне могут обеспечить его срыв в штопор банкротства.

Система антикризисного управления предприятием должна отвечать определенным принципам. К числу основных из них относятся следующие:

1.Постоянная готовность к возможному нарушению финансового


равновесия предприятия. Теория антикризисного финансового управления исходит из того, что достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественной реакцией на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих условий усиливают конкурентную позицию и рыночную стоимость предприятия. Другие — наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике определяет необходимость постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.

2.Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что угроза банкротства предприятия реализует самый высокий уровень катастрофического риска, присущего финансовой деятельности предприятия, и связана с наиболее ощутимыми потерями капитала его собственников, она должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрали­зации.

3.Дифференциация индикаторов кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития предприятия. Финансовый менеджмент использует в процессе диагностики банкротства предприятия обширный арсенал

индикаторов его кризисного развития. Эти индикаторы фиксируют различные аспекты финансовой деятельности предприятия, характер которых с позиции генерирования угрозы банкротства неоднозначен. В связи с этим, в процессе антикризисного управления предприятием необходимо соответствующим образом группировать индикаторы кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития предприятия.

4.Срочность реагирования на отдельные кризисные явления в финансовом развитии предприятия. В соответствии с теорией антикризисного финансового

%

управления каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать предприятие.

ЗАдекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому  равновесию.   Используемая   система   механизмов   по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с фи­нансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п. При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности механизмов такой нейтрализации и масштаба их использования.

Поэтому "включение" отдельных механизмов нейтрализации угрозы банкротства должно исходить из реального уровня этой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно для данного уровня угрозы банкротства).

6.Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного финансового состояния. В борьбе с угрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики, предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности. Опыт показывает, что при нормальных маркетинговых позициях предприятия угроза банкротства полностью может быть нейтрализована внутренними механизмами антикризисного финансового управления и в пределах финансовых возможностей предприятия. Только в этом случае предприятие

^

может избежать болезненных для него реорганизационных процедур.

7.Использование при необходимости соответствующих форм санации предприятия для предотвращения его банкротства. Если угроза банкротства диагностирована лишь на поздней ее стадии и носит катастрофический характер, а механизмы внутренней ее нейтрализации не позволяют достичь необходимого  эффекта в восстановлении  финансового  равновесия предприятия, оно должно инициировать свою санацию, избрав для этого наиболее эффективные ее формы. Такая мера принимается как крайняя в системе мероприятий по антикризисному финансовому управлению предприятием в целях предотвращения его реального банкротства.

Рассмотренные принципы служат основой организации антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства.

Предприятие без ясной и эффективной экономической стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Без этого предприятия с каждым днем теряют свою конкурентоспособность и стоимость.

Содержание и эффективность антикризисного управления напрямую зависят от правильности выбора соответствующей стратегии и тактики, которые определяются следующими факторами:

-степенью омертвления оборотного капитала;

-потерей качества управленческого персонала;

-старением основного капитала;

-высокой долей заемного капитала, неадекватностью его состава и структуры;

-нестабильностью и противоречивостью законодательства;

-прочими внешними и внутренними факторами.

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в

ч

долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает   формирование   эффективного   механизма   управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.

Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в большинстве случаев связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п. При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности механизмов такой нейтрализации и масштаба их использования. Поэтому задействование механизмов нейтрализации угрозы банкротства должно исходить из реального уровня этой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае может быть не достигнут ожидаемый результат (при недостаточном действии механизмов), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (при избыточном для данного уровня используемых механизмов).

Если угроза банкротства определена поздно и несет в себе разрушительный характер, внутренние ресурсы не в состоянии его предотвратить, то предприятие должно инициировать свою санацию, избрав для этого наиболее эффективные ее формы. Такая мера принимается как

крайняя в системе мероприятий по антикризисному управлению в целях предотвращения его реального банкротства.

1.3 Содержание основных этапов политики антикризисного управления предприятием

С позиций финансового менеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение своей хозяйственной деятельности. Преодоление такого кризисного состояния, диагностируемого как "угроза банкротства", требует разработки и осуществления   специальных   методов   финансового   управления предприятием.

Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства, которая получила название "Системы антикризисного финансо­вого управления ". Для реализации этой системы управления готовятся особые финансовые специалисты — менеджеры по антикризисному управлению предприятием. Суть этой финансовой системы управления со­стоит в том, что угроза банкротства диагностируется еще на ранних стадиях ее возникновения, что позволяет своевременно привести в действие специальные финансовые механизмы или обосновать необходимость определенных реорганизационных процедур. Если эти механизмы и процедуры в силу несвоевременного или недостаточно эффективного их осуществления не привели к финансовому оздоровлению предприятия, оно стоит перед необходимостью в добровольном или принудительном порядке прекратить свою хозяйственную деятельность и начать ликвидационные процедуры.

Рассмотренные в предыдущем параграфе принципы антикризисного управления предприятием служат основой организации антикризисного

финансового управления при угрозе банкротства.

Основной целью антикризисного финансового управления является разработка и реализация мер, направленных на быстрое возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающие его выход из кризисного финансового состояния.

С учетом этой цели на предприятии разрабатывается специальная политика антикризисного финансового управления при угрозе банкротства.


Политика антикризисного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и "включении" механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния.

Реализация политики антикризисного управления предприятием при угрозе банкротства предусматривает следующие мероприятия (рисунок 2).

Рассмотрим их более подробно в той же последовательности, как они представлены на рисунке 2.

1.Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития. В этих целях в системе общего мониторинга финансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения, формирующая возможное "кризисное поле", реализующее угрозу его банкротства. В процессе наблюдения используются как традиционные, так и специальные показатели — "индикаторы кризисного развития".

2.0пределение масштабов кризисного состояния предприятия. При обнаружении в процессе мониторинга существенных отклонений от нормального хода финансовой деятельности, определяемого направлениями его финансовой стратегии и системой плановых и нормативных финансовых показателей, выявляются масштабы кризисного состояния предприятия, т.е. его глубина с позиций угрозы банкротства. Такая идентификация масштабов

кризисного    состояния    предприятия    позволяет    осуществлять соответствующий селективный подход к выбору системы механизмов защиты от возможного банкротства.

Рисунок 2- Основные этапы формирования и реализации политики антикризисного управления предприятием при угрозе банкротства

3.Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия. Разработка политики антикризисного финансового управления определяет необходимость предварительной группировки таких факторов по основным определяющим признакам; исследование степени влияния отдельных факторов на формы и масштабы кризисного финансового развития; прогнозирование развития факторов, оказывающих такое негативное влияние.

4-Формирование системы целей выхода предприятия из кризисного состояния,

ч

адекватных его масштабам. Цели антикризисного финансового управления конкретизируются в соответствии с масштабами кризисного состояния предприятия. Они должны учитывать также прогноз развития основных факторов, определяющих угрозу банкротства предприятия. С учетом этих условий финансовый менеджмент на данном этапе может быть направлен на реализацию  трех  принципиальных  целей,  адекватных  масштабам кризисного состояния предприятия:

5.Выбор и использование действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия, соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния. Внутренние механизмы финансовой стабилизации призваны обеспечить реализацию срочных мер по возобновлению  платежеспособности  и  восстановлению  финансового равновесия предприятия за счет внутренних резервов. Эти механизмы основаны на последовательном использовании определенных моделей управленческих решений, выбираемых в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности предприятия и масштабами его кризисного развития. В системе антикризисного финансового управления предприятием этому направлению политики уделяется первостепенное внимание.

б.Выбор эффективных форм санации предприятия.

Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия не позволяют выйти из него за счет реализации внутренних методов и финансовых резервов, предприятие вынуждено прибегнуть к внешней

помощи, которая обычно принимает форму его санации. Санация предприятия может проводиться как до, так и в процессе производства дела о банкротстве. В первом случае предприятие само может выступить инициатором своей санации и выбора ее форм. В процессе санации необ­ходимо обосновать выбор наиболее эффективных ее форм (включая формы, связанные с реорганизацией предприятия) с тем, чтобы в возможно более короткие сроки достичь финансового оздоровления и не допустить объявления банкротства предприятия.

%

7.0беспечение контроля за результатами разработанных мероприятий по выводу предприятия из финансового кризиса. Учитывая важность реализации разработанных мероприятий для последующей жизнедеятельности предприятия такому контролю уделяется первостепенное внимание. Он возлагается, как правило, непосредственно на руководителей предприятия. Основная часть этих мероприятий  контролируется в системе оперативного  контроллинга, организованного на предприятии. Результаты контроля периодически обсуждаются с целью внесения необходимых корректив, направленных на повышение эффективности антикризисных мер.

2 ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Анализ и оценка имущественного положения предприятия

Объектом  исследования является общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Металлопрокат», которое было создано в 1995 году для осуществления совместной хозяйственной деятельности и извлечения прибыли.

000 «Торговый дом Металлопрокат» может осуществлять любые виды деятельности не запрещенные законодательством РФ, а именно:

- реализация металлопроката;

- ремонт теле, радио, видео аппаратуры, средств вычислительной техники по договорам с предприятиями,  учреждениями, гражданами;

- создание теле и радиосети в рекламных и коммерческих целях;

- все виды проектных, конструкторских, строительно-монтажных, ремонтных, художественно-оформительских работ;

- производство товаров народного потребления из металла, изделий народных и кустарных промыслов;

- приобретение с целью лизинга или аукционной продажи зданий, сооружений строительных и иных машин и других объектов, относящихся к основным средствам;

- торгово-закупочная, коммерческая и посредническая деятельность;

- организация оптовой, розничной и комиссионной торговли, в том числе автомобилями;

- добыча, переработка местных полезных ископаемых, природных камней, нерудного сырья и материалов;

- оказание бытовых услуг населению;

- оказание информационных, маркетинговых, брокерских и других услуг юридическим и физическим лицам;

- оказание транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров юридическим и физическим лицам всеми видами транспорта;

- совершение сделок на товарно-сырьевых, фондовых и иных биржах, в том числе с ценными бумагами;

- общестроительные работы;

%

- внешнеэкономическая деятельность.

000 «Торговый дом Металлопрокат» действует на основании Устава Высшим органом управления общества является собрание участников. Из числа участников избирается Председатель собрания, который организует ведение протоколов.

Для текущего руководства деятельностью общества собрание участников назначает директора общества, который подотчетен собранию участников и не вправе принимать решения, обязательные только для участников общества.

Проверка деятельности должностных лиц общества осуществляется ревизионной комиссией (ревизором) по поручению собрания участников.

Общество является самостоятельным хозяйствующим субъектом и обладает правами юридического лица. 000 «Торговый дом Металлопрокат» имеет в собственности обособленное имущество, а также самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами, нести обязанности, распоряжаться имуществом, быть истцом или ответчиком в арбитражном суде

<-.

В соответствии с основными видами своей деятельности предприятие осуществляет взаимоотношения с юридическими и физическими лицами на основе договоров по реализации товаров, оказания услуг, выполнение работ;

самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность, исходя из реального спроса и в пределах направления деятельности.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ