Промышленная политика
Но что же делало государство по
изменению столь плачевной для нас ситуации? Какие реальные меры предпринимало
оно?
Для ответа на интересующие нас
вопросы, не залезая далеко в архивы истории, рассмотрим экономическое положение
России в 1998-99г.г. (поскольку основные перемены в экономики нашей страны
произошли именно в это время после «памятных» событий 17 августа 1998г.) и
основные результаты реализуемой правительством промышленной политики в этот
период.
В начале 1998г. продолжали
действовать факторы, сдерживающие развитие позитивных тенденций в экономическом
развитии страны на протяжении всех годов реформ.
Сохранялось напряжённое положение в
бюджетной сфере.
Обострялись проблемы формирования
доходов бюджета, в первую очередь собираемость налогов, основная причина
недопоступления которых в бюджет – финансовое положение большинства
предприятий реального сектора, высокие издержки производства, неадекватная
налоговая нагрузка на товаропроизводителей. В бюджетах субъектов РФ неденежные
формы расчетов продолжали занимать большую долю. Оставался высоким уровень
затрат по обслуживанию внутреннего и внешнего долга, что уменьшало возможности
бюджетного финансирования промышленности.
Продолжала сокращаться
инвестиционная сфера, хотя темпы спада инвестиций снижались.
Дополнительное неблагоприятное
воздействие на российскую экономику оказал начавшийся мировой кризис фондовых
рынков, который привел к оттоку капиталов нерезидентов с российского фондового
рынка, в результате чего последовало увеличение ставки рефинансирования и рост
доходности государственных ценных бумаг и возросла стоимость обслуживания
внутреннего долга.
Требовала решения проблема выполнения
обязательств по обслуживанию государственного долга, поддержанию курса рубля в
установленных пределах, для чего были необходимы значительные ресурсы, которые
в иной ситуации могли бы быть направлены на укрепление динамики роста объемов
ВВП и производства.
Одной из фундаментальных причин этого
явилось то, что достигнутая в 1997г. макроэкономическая стабилизация не была
подкреплена результатами реформы на микроуровне, в т.ч. не были созданы
условия для насыщения экономики деньгами, обеспеченными растущей массой товаров
и услуг.
С начала текущего года происходило
замедление динамики объемов ВВП и промышленного производства, прежде всего под
влиянием снижающегося экспорта. За первые восемь месяцев 1998г. объем ВВП к
уровню соответствующего периода прошлого года составил 97,9%, промышленного
производства - 97,4%.
Инвестиционная активность оставалась
низкой. За январь-август 1998г. объем инвестиций в реальный сектор экономики
составил 94,4% к соответствующему периоду предыдущего года.
Продолжала сокращаться инновационная активность.
Удельный вес организаций, осуществляющих разработку и использование
нововведений, составлял менее 5%. В отраслях промышленности происходило
снижение объёмов производства наукоёмких видов продукции. Инновационная
деятельность сворачивалась под воздействием низкого платежеспособного спроса на
научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и
негосударственного сектора экономики.
Принятые меры по стабилизации
финансовых рынков, направленные на сжатие денежной массы и оттягивание средств
с валютного рынка с целью ослабления давления на национальную валюту, оказывали
определенное сдерживающее воздействие на совокупный внутренний спрос и,
соответственно, на состояние реального сектора.
Ситуация
на товарных рынках России оставалась неустойчивой.
Снижался
спрос на товары промышленно-производственного назначения и потребительские
товары, что было обусловлено низкой платёжеспособностью промышленных
предприятий и населения в связи с недостатком оборотного капитала, высокой
ставкой банковского кредита, ростом количества убыточных предприятий в отраслях
экономики и снижением общего уровня жизни.
Снижение
спроса на отечественную продукцию обусловливалось также ростом импорта без
должной защищенности отечественного производства, неспособного в условиях
нехватки внутренних ресурсов применять современные технологии для повышения
качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Ситуация во внешней торговли России
сдерживалась влиянием негативных тенденций в развитии мировой экономики,
обусловленных экономическим кризисом в ряде регионов мира (прежде всего в
Юго-Восточной Азии), неблагоприятной внешнеторговой конъюнктурой для основных
товаров российского экспорта, низкой конкурентоспособностью отечественной
продукции, а также дискриминационными мерами против российских экспортеров на
международных рынках по некоторым товарным группам.
Невозможность решения отмеченных выше
проблем в условиях действующей схемы обслуживания долга привела к объявлению 17
августа 1998г. Правительством РФ и Банком России приостановки платежей по
внутреннему государственному долгу и моратория на обязательства российских
банков-резидентов перед нерезидентами.
Одновременно Банк России отказался от
поддержки валютного курса рубля. Последовавшая отставка Правительства обозначила
политический кризис и перевела развитие экономического кризиса в открытую,
острую форму. Кризис затронул практически все секторы и сегменты российской
экономики и принял системный характер.
В условиях резко снизившейся
налоговой дисциплины, кризиса банковской ликвидности и обвального снижения
импорта существенно сократились налоговые поступления в бюджет.
Массовый отток средств населения со
счетов коммерческих банков и резкое увеличение спроса на иностранную валюту
обусловили резкое снижение обменного курса рубля, что, в силу высокой
зависимости российского потребительского рынка от импорта потребительских
товаров и высоких инфляционных ожиданий, вызвало значительный рост уровня
потребительских цен. Ситуация подогревалась паникой среди населения и ажиотажным
спросом на потребительском рынке. Высокие темпы инфляции обусловили резкое
снижение реальных текущих доходов населения и обесценение сбережений. За вторую
половину августа-сентябрь, в условиях резкой девальвации рубля, потребительские
цены выросли более чем на 40%, что близко к уровню гиперинфляции. Рост
потребительских цен существенно опережал рост цен в промышленности, на
строительно-монтажные работы, тарифов на грузовые перевозки. Так, цены
производителей промышленной продукции в 1998 году выросли на 23,2% против 84,4%
по потребительским ценам.
В целях вывода страны из кризиса
Правительством Российской Федерации и Банком России в течение октября-декабря
был осуществлен ряд мер по стабилизации социально-экономической ситуации,
денежного обращения и государственных финансов.
К важнейшим из них относятся:
расшивка значительной части неплатежей в банковской системе путём проведения
межбанковского клиринга; меры по нормализации ситуации на валютном рынке;
снижение импортных пошлин на ряд товаров повседневного потребительского спроса;
ряд чрезвычайных мер, обеспечивающих бесперебойное снабжение населения
продуктами питания; целевое финансирование и государственная поддержка
инвестиционного процесса; были начаты переговоры с иностранными инвесторами по условиям
урегулирования и реструктуризации российской задолженности по внутреннему
долгу, обязательствам резидентов.
Проведенные меры позволили
предприятиям постепенно стабилизировать и даже нарастить объёмы производства
продукции, в том числе экспортоориентированной, при снижении бартерных
операций. В результате темпы спада промышленного производства относительно
соответствующего периода прошлого года существенно замедлились, а в динамике по
месяцам с октября 1998 г. спад сменился небольшим ростом.
Первое полугодие 1999 г.
характеризуется продолжением позитивных тенденций в социально-экономическом
положении.
В условиях развития импортозамещения,
улучшения внешнеэкономической конъюнктуры (здесь, прежде всего, стоит отметить
рост цен на нефть), относительного сокращения издержек производства в силу
эффекта девальвации укрепилась тенденция роста выпуска отечественной
промышленной продукции. Одновременно заметно улучшились качественные
характеристики в сфере финансов предприятий, в существенной степени за счет повышения
прибыльности экспорта и перераспределения доходов от населения в пользу
реального сектора экономики.
Постепенно происходит снижение темпов
инфляции.
Так, если в январе 1999г. инфляция
составляла 8,4% к декабрю 1998г., то в июне её уровень снизилась до 1,9% по
отношению к маю.
Практически стабилизировался обменный
курс рубля, что обусловлено в первую очередь жесткими мерами Банка России по
валютному регулированию.
В последние месяцы проявились
положительные тенденции в динамике налоговых поступлений в бюджет. Устойчиво
сокращается задолженность по выплатам заработной платы и пенсий.
Благоприятная внешнеэкономическая
конъюнктура, развитие процессов импортозамещения и, как следствие, рост
промышленного производства оказывали положительное влияние на формирование
финансовых результатов промышленных организаций. В большинстве отраслей
промышленности в январе-мае (кроме газовой, автомобильной и кондитерской
промышленности) достигнут прирост сальдированной прибыли относительно
соответствующего периода предыдущего года. Вместе с тем на снижение издержек
производства повлиял спад в динамике реальной заработной платы работников, то
есть улучшение финансового состояния реального сектора в определённой мере
произошло за счет переориентации финансовых потоков от населения к
предприятиям.
В целом, под
воздействием всех этих факторов, в первой половине 1999г. обозначились
определенные позитивные макроэкономические тенденции, которые оказали
благоприятное воздействие на динамику промышленного производства и выдвинули на
первый план задачу формирования условий дальнейшего устойчивого роста,
позитивных структурных сдвигов в экономики России.
Однако к концу
1999г.-началу 2000г. «головокружение от успехов» несколько приостановилось,
поскольку к этому времени практически сошёл на нет эффект девальвации,
замедлились темпы роста производства (которые, справедливости ради, стоит
отметить являлись естественным результатом послекризисного оживления нашей
экономики и которые ещё не достигли своего докризисного уровня) и всплыли опять
наши структурные «болячки». Перед Правительством страны опять стала проблема
как поднимать экономику, проблема выбора пути повышения конкурентоспособности
отечественной промышленности, изыскать возможности для ускоренного
производственного роста.
И здесь мы снова
возвращаемся к промышленной политике.
В ситуации посткризисного подъёма
отечественного промышленного производства, девальвации рубля, роста эффекта
импортозамещения и благоприятной для экспортёров внешнеэкономической
конъюнктурой, а также некоторого улучшения финансового положения российских
предприятий, действия государства по реализации промышленной политики были
весьма уместны и не противоречили общим тенденциям в развитии экономики России.
Государство правильно расставило акценты по реализации промышленной политики,
не сбивая общего темпа посткризисного компенсационного наращивания
производства, в результате чего индекс физического объёма промышленного
производства России за 1999г. составил около 108% (т.е. прирост составил 8% по
сравнению с 1998г.).
В 1998-99г.г. промышленная политика
осуществлялась по следующим направлениям.
Институциональные
преобразования, направленные на создание условий по повышению инвестиционной и
инновационной активности, максимизации доходов бюджетов всех уровней,
оптимизации структуры госсобственности, повышение ликвидности объектов
госсобственности посредством предпродажной подготовки, улучшения
финансово-экономической деятельности предприятий.
Поскольку уже упомянутая активизация
промышленной политики невозможна без повышения эффективности управления
госсобственностью, Правительством РФ одобрена Концепция управления
государственным имуществом и приватизации в РФ. Данная Концепция определяет
цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные на повышение эффективности
управления государственным имуществом, а также проблемы приватизации
госимущества.
Для увеличения поступлений в бюджет
проводилась продажа принадлежащих государству пакетов акций акционерных обществ
на коммерческих конкурсах с инвестиционными и (или) социальными условиями.
Утвержден также план поступлений в бюджет от аренды, использования зарубежной
недвижимости и дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям.
К началу 1999г. практически
завершился процесс преобразования госпредприятий и организаций в акционерные
общества. На начало 1999г. общее число приватизированных предприятий составило
60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало
процесса приватизации. В этом же году начат третий этап приватизации – по
индивидуальным проектам.
Важным направлением
институциональных преобразований в промышленности остается интеграция
промышленных предприятий с финансовыми и торгово-посредническими организациями
по производству и реализации конкурентоспособной продукции: по состоянию на 1
января 1999г. государственный реестр финансово-промышленных групп России
содержит 80 официально зарегистрированных ФПГ (реально их больше).
Отсутствие средств федерального
бюджета на позволило реализовать Федеральную программу государственной
поддержки малого предпринимательства на 1998-99г.г., что привело к некоторому
снижению темпов создания объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и
отрицатель сказалось на развитии новых финансовых механизмов поддержки
последнего (лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование и т.п.).
В рамках поддержки реального сектора
экономики Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999г.»
предусматривалось предоставление бюджетных ссуд под высокоэффективные
контракты, заключённые на производство и поставку продукции, в том числе на
экспорт. Согласно постановлению Правительства РФ, которое регламентирует
порядок предоставления ссуд, Минэкономики РФ организовало проведение
конкурсного отбора контрактов.
В Минэкономики поступило 178
проектов. По 68 проектам принято решение о предоставлении бюджетной ссуды на
срок до 6 месяцев на общую сумму 1797,5 млн. рублей.
Бюджетная и налоговая политика.
В результате последствий
августовского кризиса 1998г. и действий Правительства по преодолению кризиса
платёжно-расчётной системы с использованием механизма целевого финансирования и
ужесточения налоговой дисциплины в конце 1998г. и в 1999г. появилась
положительная тенденция к выправлению ситуации с поступлением бюджетных доходов
и общей стабилизации экономики, что позволило снизить задолженность
федерального бюджета за выполненные работы и поставки, по выплате заработной
платы и пенсий, по финансированию государственных инвестиций и пополнению
оборотных средств промышленных предприятий. Снижение бюджетной задолженности
предприятиям промышленности по госзаказу привело, в свою очередь, к некоторому
снижению уровня неплатежей. Также решению проблемы неплатежей способствовала
реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным
бюджетом и внебюджетными фондами, что позволило направить высвободившиеся
средства промышленных предприятий в основной капитал и оборотный средства.
В 1998-99г.г. в налоговое
законодательство были внесены поправки в законы «О налоге на прибыль», «О
налоге на добавленную стоимость», «О плате за землю», «О налоге на имущество» и
пр.
Их общая направленность – снижение
налогового бремени на отечественного производителя и постепенный перенос
акцента в налогообложении с производства на конечное потребление.
Денежно-кредитная и финансовая
политика.
На восстановление системы платежей в
экономике был направлен ряд мер, принятых Банком России. В частности,
позитивные результаты дали проведённые в конце 1998г. взаимозачёты встречных
требований кредитных организаций.
В ноябре 1998г. Правительством РФ и
Банком России была принята программа «О мерах по реструктуризации банковской
системы РФ», предусматривающая реструктуризацию банковской системы в целях
создания условий для начала массового кредитования комбанками реального
сектора.
Приступило к работе Агентство по
реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое взяло на себя основную
часть оперативной работы с реструктурируемыми и ликвидируемыми банками.
Необходимость кредитования
значительного бюджетного дефицита в условиях краха финансовых рынков и
банковской системы заставила ЦБ пересмотреть принципы кредитно-денежной
политики. Рост денежной массы М2 в реальном выражении в 1999г. свидетельствовал
о возобновлении роста уровня монетизации экономики, однако этот показатель ещё
далеко не достаточен для эффективного функционирования промышленности.
На валютном рынке позитивное
воздействие оказали принимаемые ЦБ меры по усилению валютного регулирования и
контроля в целях ограничения возможностей проведения спекулятивных операций и
незаконного вывоза капитала. Отказ от политики валютного коридора и резкая
девальвация рубля позволили значительно снизить издержки производства и
повысить ценовую конкурентоспособность отечественных товаров, что привело к
активизации импортозамещения и повышению экспортоориентированного производства.
Рынок государственных ценных бумаг
на протяжении 1999г. постепенно восстанавливался.
15 января 1999г. были возобновлены
вторичные торги на рынке государственных ценных бумаг, а с 28 января в торгах
стали участвовать облигации, выпущенные в ходе новации.
В процессе реструктуризации
государственного внутреннего долга российскими держателями ценных бумаг было
обменено 95% портфеля, подлежащего новации, иностранными держателями – 88,5%.
Но вместе с тем ликвидность данного рынка остается низкой в силу ограничения
доходности по операциям с гособлигациями ЦБ.
На рынке корпоративных ценных бумаг,
где концентрируются временно свободные инвестиционные ресурсы, с начала 1999г.
наблюдалась тенденция к повышению котировок акций российских предприятий,
которая достигла своего апогея 31 декабря в ответ на отставку Б. Н. Ельцина.
Общий подъём фондового рынка был
полностью взаимосвязан со стабилизацией на валютном рынке, откуда стали
перетекать свободные деньги в ценные бумаги.
Стимулирование инвестиционной
деятельности.
В рамках федерального бюджета с
1997г. формируется Бюджет развития РФ и связанная с ним система предоставления
государственных гарантий. Средства этого Бюджета предназначаются для
финансирования высокотехнологичных проектов, программ оборонного комплекса,
обеспечивающих повышение эффективности промышленного производства. Но в связи с
напряженностью федерального бюджета и большой задолженностью Правительства РФ
по внутренним и внешним обязательствам выделяемые инвестиции практически
отсутствовали.
В условиях ограниченных возможностей
бюджетного финансирования и недостатка собственных средств предприятий, важной
составляющей являются иностранные инвестиции.
Иностранный капитал преимущественно
направляется в следующие отрасли российской экономики: управление, топливная
промышленность, пищевая промышленность, связь, торговля, общественное питание.
Сотрудничество с иностранными компаниями по инвестиционным проектам
осуществляется в нефтедобыче и нефтепереработке, авиационной и автомобильной
промышленности, добыче алмазов и золота, в машиностроении и средствах
коммуникации, конверсии оборонных предприятий, целлюлозно-бумажной
промышленности, АПК и пищевой промышленности.
Вопросы восстановления доверия
зарубежных инвесторов, создание благоприятного инвестиционного климата и
улучшения имиджа России на мировых рынках капитала решаются, в первую очередь,
путём совершенствования законодательной базы по двум направлениям:
совершенствование внутрероссийского законодательства в сфере привлечения
иностранных инвестиций; подготовка и заключение международных договоров о
поощрении и взаимной защите капиталовложений и об избежании двойного
налогообложения (соглашение о разделе продукции, законы «Об иностранных
инвестициях в РФ», «О таможенном тарифе» и т.д.).
Внешнеэкономическая
деятельность.
В целях оказания финансовой поддержки
предприятиям, использующим импортное оборудование в технологическом процессе,
было принято постановление Правительства РФ «О мерах по ускорению таможенного
оформления технологического оборудования, находящегося на складах временного
хранения и таможенных складах», в котором определены порядок и сроки погашения
задолженности по таможенным платежам за оборудование.
В 1999г. отменены антидемпинговые
барьеры по поставкам отдельных групп товаров (например, по поставкам титановой
губки в США, по поставкам арматурной стали в Египет и пр.). Снят 50% порог для
экспорта в США некоторых видов рыбной продукции, изделий из древесины,
ферросплавов, запасных частей для металлургической промышленности.
Положительные результаты достигнуты в переговорах по прекращению
антидемпингового расследования в отношении поставок российского природного газа
в Западную Европу. Заключено соглашение о торговле текстильными товарами между
Россией и ЕС, которое упрозняет количественные ограничения в поставках.
Расширена область лицензирования
отечественной экспортируемой продукции, упорядочены платежи российским
лицензиатам технологий и документации за производство военной техники в странах
Центральной и Восточной Европы и их поставку в третьи страны.
Регламентирован порядок обязательной
регистрации и отнесения прав на результаты научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и
двойного назначения, полученные за счет средств госбюджета.
В области таможенного регулирования
установлены область и специфика применения специальных компенсационных мер,
проведения антидемпинговых процедур и расследований и т.д.
Для более полной реализации мер,
направленных на поддержку отечественных производителей экспортной продукции, в
январе 1999г. восстановлено действие постановления Правительства РФ «О
дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг»,
регламентирующее порядок предоставления гарантий под кредитные ресурсы для
пополнения оборотных средств, страхования экспортных кредитов от долгосрочных
коммерческих и политических рисков.
Важным рычагом госрегулирования
экономики являются также федеральные целевые программы.
В 1999г. действовало 170 федеральных
целевых программ, из них около 30 реализовывались в области промышленного
производства. В тоже время вследствие недостаточного финансирования этих
программ из федерального бюджета и других источников финансирования, при общем
росте количества целевых программ, значительно сократились выделяемые на них
средства (с 58 млрд. рублей в 1997г. до 32,4 млрд. рублей в 1999г. в текущих
ценах).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе данной работы мы
выяснили следующее.
Российская экономика на протяжении
всего десятилетия реформ, направленных на улучшение структуры хозяйственных
отношений, появление более эффективного частного собственника и улучшения
общего жизненного уровня населения страны, являла собой во многом кризисную
модель развития, с до конца нерешёнными дореформенными проблемами, не
отстроенными рыночными механизмами и институтами, с существующими «монстрами и
гибридами» старой социалистической и новой рыночной систем, ежедневно доказывая
свою неспособность и нежелание строить цивилизованные рыночные отношения.
Сложность переходного периода и
возникшие макроэкономические проблемы, ориентировавшие нас на текущее принятие
решений, а также утяжеленная экономика СССР, доставшаяся нам к началу реформ,
привели к тому, что существующие уже на то время долгосрочные структурные
проблемы, негативно влияющие на ход экономических реформ и снижающие их
эффективность, не только не были решены, но и ещё больше усугубились, продолжая
с успехом деформировать отечественную экономику. Проанализировав рассмотренные
нами проблемы, напомню их – это финансовые ограничения, низкий платёжеспособный
спрос на внутреннем рынке, неразвитость инфраструктуры и институтов, слабая
инвестиционная активность, значительный износ производственной базы,
климатические и территориальные особенности экономики России, проблемы трудовых
ресурсов, ценовые ограничения и сложившиеся диспропорции, внешнеэкономические
проблемы, можно сделать вывод, что в их основе лежат три общесистемные
проблемы, переведшие к существующему перекосу в отечественной промышленности, –
правовая и институциональная неотрегулированность российской хозяйственной
системы; нехватка денежных средств, способных обеспечить эффективное
функционирование национальной экономики; отсутствие чёткой системы приоритетов
экономического развития и эффективных мер сглаживания структурных и
естественно-сложившихся (это, прежде всего, климатические и территориальные
ограничения) перекосов со стороны государства. Именно на эти три проблемы
необходимо в первую очередь обратить своё внимание высшим государственным
органам при разработке общей экономической и соответствующей ей промышленной
политики, поскольку на данный момент в нашей экономике сложилась такая
ситуация, когда угасает позитивный для отечественной промышленности эффект
девальвации и импортозамещения, но страна пока ещё находится на волне подъёма
посткризисного производства и экономической активности, и именно в этих
условиях будущее российской экономики (добьётся ли она, наконец, экономического
роста или же опять «уснёт» до очередного дефолта) во многом зависит от
дальнейших действий государства, которые будут осуществляться уже без столь
ощутимой помощи девальвированного рубля.
Теперь перед нами встаёт другой
вопрос: «К каким мерам и инструментам промышленной политики следует нам прибежать
для решения столь важных структурных проблем и для дальнейшего развития
экономики страны?».
Хотелось бы верить, что в данной
работе достаточно убедительно показано, что, при выборе приоритетов
экономического развития нашей страны и соответствующей этим приоритетам модели
промышленной политики, не следует рассматривать приведённые выше модели как
альтернативные и противоположные друг другу варианты, поскольку в столь
многоукладной и сложной экономики как российская найдётся достойное место как
для экспортоориентированной модели, так и для модели импортозамещения, не
говоря уже об инновационной модели.
В таких условиях следует
констатировать, что российская промышленная политика должна основываться на
эффективном синтезе экспортоориентированной и импортозамещающей моделях на
основе всемерного развития инновационной сферы, что приводит нас к
необходимости выявления в рамках данной промышленной политики соответствующих
приоритетов и выработке инструментов, обеспечивающих их дальнейшее развитие и
общий ускоренный экономический рост промышленного производства в России.
В современных условиях в России
затруднён инновационный рост производства из-за, как уже не раз отмечалось,
нехватки денежных средств не только на инвестиционные цели, но и на обеспечение
эффективного текущего производства, из-за тяжёлого налогового бремени и
отсутствия стимулов к инвестиционной и инновационной деятельности. В связи с
чем одной из приоритетных задач промышленной политики в ближайшем будущем
должно стать обеспечение хозяйственного оборота страны финансовыми ресурсами
(повышение монетизации экономики) и создание благоприятного инвестиционного
климата. В рамках этих направлений необходимо провести следующие мероприятия:
-
проведение
реформирования налоговой системы страны с целью снижения общего уровня
налоговых сборов, переноса налогового бремени с товаропроизводителя на
потребителя и создания налоговых льгот и преференций для организаций,
осуществляющих инвестиционную и инновационную деятельность. Здесь также
возможно проведение налоговой амнистии с целью вовлечения теневого капитала и
капитала, ушедшего за границу, а также с целью прекращения его дальнейшей
утечки, в национальный хозяйственный оборот, что должно привести к увеличению
денежного обеспечения экономики и росту инвестиций в отечественную
промышленность (о методах проведения налоговой амнистии необходим отдельный
разговор);
-
адекватное
увеличение размера минимальной оплаты труда и снятие с него всяких социальных
нагрузок (к примеру, размер административных штрафов за различные
правонарушения в основе своей равняется кратной величине МРОТ, что создаёт
дополнительные ограничения на увеличение размера МРОТ), что, в совокупности с
общим уменьшением величины отчислений с начисленной заработной платы в
социальные фонды, приведёт к увеличению размеров заработной платы и,
соответственно, к росту платёжеспособного спроса внутри страны, что, в свою
очередь, будет способствовать увеличению отечественного производства;
-
сокращение
расходной части федерального бюджета и его балансировка по расходной и доходной
части, что предполагает сокращение ряда расходных статей (например, по
обслуживанию внешнего госдолга и содержанию госаппарата). Для необходимых же
затрат можно создать внебюджетные государственные фонды (в частности, тот же
фонд по обслуживанию госдолга), что будет способствовать снижению излишней
загруженности федерального бюджета и оказания его негативного влияния на
экономику страны;
-
приведение
нормативно-правовых и законодательных актов в полное соответствие с общими
направлениями реформ, в частности, совершенствование и создание условий для
эффективного функционирования процедуры банкротства, способствующей выводу из
хозяйственного оборота малоэффективных и неконкурентоспособных субъектов рынка
и нормализирующей общую структуру отечественной экономики;
-
совершенствование
мер, направленных на защиту отечественных товаропроизводителей на внутреннем
рынке, в частности, повышение национальных стандартов в отношении качества
импортируемой продукции и введение контроля за экономической эффективностью и
технологической новизной импортируемого инновационного оборудования и машин, а
также инновационных разработок и «ноу-хау», и всевозможную поддержку
национальных экспортёров на внешних рынках.
Вот далеко не полный перечень мер,
реализация которых, как хотелось бы верить, будет способствовать созданию в
отечественной экономики благоприятного плацдарма для осуществления
экономического роста и улучшения конкурентоспособности России на мировом рынке,
а значит и роста благосостояния её населения, роста гордости россиян за свою
страну.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитические материалы и
разработки Министерства экономики России.
2. Доклад Министерства экономики
России в Правительство РФ «Обеспечение приоритетного развития высокотехнологичных
и наукоёмких отраслей промышленности при реализации государственной
промышленной политики». – 1999г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|