|
|||||||||||||||||
Томск 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ2. Учет, сохранность и расходование основных средств и товарно-материальных ценностей. 4 3. Состояние организации бухгалтерского учета и отчетности. 5 4. Методика проверки сохранности основных средств в бюджетных учреждениях. 6 5. Нормативные документы, используемые при проверке; 8 1. Учет основных средствПроводится проверка: - организации учета основных средств, обеспечение их сохранности; - правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию, перемещению, передаче, списанию основных средств; - правильность определения износа по основным средствам; - наличие инвентарных номеров на каждый объект основных средств, технических паспортов и другой технической документации, все ли основные средства закреплены за материально-ответственными лицами по местам нахождения и эксплуатации; - при безвозмездном получении основных средств - наличие извещений (авизо) от передающей стороны, своевременность оприходования, правильность определения износа с учетом срока эксплуатации; - создана ли в ревизуемой организации постоянно действующая комиссия по списанию основных средств. Установить обоснованность ссылок в актах на целесообразность списания или на невозможность восстановления объекта, выяснить причины выбытия, сверить данные балансовой стоимости и степени износа, год изготовления и срок эксплуатации с показателями инвентарных карточек, технических паспортов и другой технической документации; - полнота оприходования материальных ценностей, поступивших от разборки ликвидируемых основных средств, правильность их оценки; - при списании основных средств по причине стихийных бедствий и аварий выяснить законность данной операции (наличие актов, заключение соответствующих компетентных органов), соблюдаются ли правила эксплуатации при использовании основных средств, установлены ли виновные в аварии и какие приняты меры по возмещению причиненного ущерба; - при установлении фактов продажи отдельных объектов основных средств работникам организации, а также на сторону (автомобилей, зданий, оборудования и др.) следует выяснить, кто разрешил отпуск за плату, необходимы ли реализуемые объекты основных средств организации, обоснованность цены и полноту оплаты, (Отпускная цена при этом должна устанавливаться с учетом сложившихся рыночных цен, технического состояния и процента износа); - по сданным в аренду основным средствам целесообразность произведенной операции и наличие договора с комитетом по управлению имуществом (или иного разрешительного документа), определяющего сумму арендной платы и порядок ее распределения, полноту возмещения арендатором затрат, включенных в договор на аренду основных средств, своевременность поступления платежей, правильность оформления первичных документов и своевременность отражения записей в бухгалтерском учете, Проверяется также наличие фактов передачи основных средств в аренду другим организациям, полнота поступления арендной платы, коммунальных и других платежей; - качество инвентаризации основных средств и соблюдение сроков ее проведения, правильность оформления, подведения итогов инвентаризации и принятия решений по ним в соответствии с "Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 N 49 (письмо Рослесхоза от02.11.95 № БФ-1-17-20/263). - при необходимости провести выборочную инвентаризацию по отдельным объектам основных средств. 2. Учет, сохранность и расходование основных средств и товарно-материальных ценностейПроверяя сохранность основных средств и материальных ценностей, необходимо убедиться в том, что фактическое наличие основных средств и материальных ценностей полностью соответствуют данным учета, С этой целью ревизор должен произвести следующее: 1. установить полноту, правильность и своевременность проводимых инвентаризаций, правильность регулирования инвентаризационных разниц и качество постановки материального учета; 2. проинвентаризировать основные средства и материальные ценности (инвентаризация может быть сплошная или выборочная наиболее ценных или дефицитных материалов) и произвести сличение с данными бухгалтерского учета; 3. проверить состояние учета материальных ценностей и основных средств в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Минфином России, и Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (как в бухгалтерии, так и у материально ответственных лиц); 4. установить, нет ли случаев незаконного списания недостач, реализации имущества с нарушением нормативных актов, переданы ли материалы о недостачах следственным органам и предъявлен ли иск к виновным; 5. соответствие складских помещений требованиям сохранности ценностей, обеспеченность складов надлежащими запорами, сигнализацией, освещением, сторожевой охраной; 6. наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с материально-ответственными лицами, оформленных в установленном порядке; 7. соблюдение в организации порядка выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска материалов по доверенностям; 8. полнота оприходования поступающих материальных ценностей (особенно приобретенных подотчетными лицами), для чего необходимо сопоставить наименование, количество и сумму оприходованных ценностей с аналогичными данными сопроводительных документов поставщиков (авизо, счетов, накладных, товарных чеков, приложенных к авансовым отчетам, актов закупа товарно-материальных ценностей, накладных на внутреннее перемещение материалов и готовой продукции); - организация учета горюче-смазочных материалов, порядок их выдачи и списания. Применение норм ГСМ. Причины и размер перерасходов; - правильность и своевременность представления в бухгалтерию материальных отчетов; - качество складского учета. Соблюдение порядка сверки данных складского учета с бухгалтерскими данными; - проводились ли в организации в установленные сроки, а также внезапные инвентаризации товарно-материальных ценностей. Качество их проведения; соблюдались ли сроки их проведения; правильно ли оформлены инвентаризационные описи и сличительные ведомости, какие были приняты решения по выявленным инвентаризацией фактам недостач и излишков. 3. Состояние организации бухгалтерского учета и отчетности.Проверка состояния бухгалтерского учета в организации проводится в процессе всей ревизии. В ходе проверки необходимо обобщить выявленные недостатки и упущения в постановке бухгалтерского учета. При проведении ревизии необходимо проверить следующие вопросы: - соответствие постановки бухгалтерского учета отраслевым и типовым инструкциям и рекомендациям, применение утвержденных форм первичной учетной документации; - организация бухгалтерского учета и выполнение главным бухгалтером организации должностных обязанностей в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России N 34н (с последующими дополнениями и изменениями); - наличие графика документооборота и соблюдение его: - соответствие счетов бухгалтерского учета единому плану счетов; - состояние аналитического и синтетическою учета: ведение мемориальных ордеров, оборотных ведомостей, главной книги, карточек или книг установленной формы и т.п., своевременность записей в регистры бухгалтерского учета, соответствие этих записей первичным документам; - правильность оформления первичными документами всех хозяйственных операций, их достоверность; - соответствие отчетных показателей данным бухгалтерского учета: - правильность составления бухгалтерской отчетности и своевременность ее представления в вышестоящую организацию; - осуществление руководства методологией постановки бухгалтерского учета в подведомственных организациях, осуществление анализа их отчетности и своевременность сообщения им замечаний и предложений по результатам анализа. Применяются ли по отношению к руководителям и главным бухгалтерам, допускающим нарушения в организации бухгалтерского учета и представлении отчетности, меры административного взыскания; - состояние инвентаризационной работы; - хранение бухгалтерских документов. состояние архива, соблюдение установленных правил и сроков хранения; 4. Методика проверки сохранности основных средств в бюджетных учрежденияхОрганизуется полная или выборочная инвентаризация основных средств. Проверяется: -правильность отнесения к основным средствам в бухгалтерском учете материально-вещественных ценностей; -составляется ли первичная документация по учету основных средств по формам, утвержденным для бюджетных учреждений, согласно приложению №1 к инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях; -наличие инвентарных карточек учета основных средств и правильность их заполнения; -наличие описи инвентарных карточек, техпаспортов и другой технической документации; -правильно ли определяется при принятии к бухгалтерскому учету первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за счет средств бюджета или предпринимательской деятельности; -правильно ли отражается в учете стоимость основных средств, в случае достройки, дооборудования, реконструкции; -утверждаются ли руководителем организации акты приема-передачи основных средств; -присвоены ли инвентарные номера каждому объекту основных средств (кроме библиотечных фондов); -ведутся ли списки основных средств формы ОС-13 при наличие большого их количества ответственными за их хранение лицами; -оформлены ли договора о полной материальной ответственности за сохранность основных средств с должностными лицами, назначенными приказом руководителя; -правомерность списания основных средств, правильность составления и утверждения актов па их списание; -устанавливаются ли комиссией причины списания объектов основных средств, выявляются ли лица виновные в преждевременном выбытии, и привлекаются ли они к ответственности; -осуществляется ли контроль за изъятием из списанных объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, правильным определением их веса и оприходованием. -полнота перечисления в доход соответствующего бюджета сумм, полученных от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки этих основных средств; -правильность отражения в учете сумм, вырученных от реализации основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений; -полнота оприходования деталей, узлов, агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, других материалов и правильность отражения в учете; -составляются ли ведомости дефектов на производство текущего и капитального ремонта и акты приема-сдачи отремонтированного объекта основных средств; -правильность начисления износа; -своевременность проведения инвентаризаций и правильность отражения ее результатов 5. Нормативные документы, используемые при проверке;1 .Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 года №129-ФЗ. 2.Гражданский кодекс РФ 3.Бюджетный кодекс РФ 4. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 30.12.99 г. №107н.) 5.Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, (утверждена приказом Минфина России от 1 5.06.00 г.№54н) 6. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 7.Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), (утвержден постановлением Госстандарта России от 26,12.94 г. №359) 8.Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, (утверждены Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28.июня 1974г.) 9.Методические Указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 20.07.98 г, № 33н. 10.Письмо Госкомстата РФ от 22.09.98 г №ВГ-1-23/3747 «О порядке применения документов по амортизационной политике и переоценке основных фондов в 1998 г.» Литература1. Акт о результатах инвентаризации форма 835. 2. Акт о списание основных средств в бюджетных учреждениях формы ОС-4 формы бюдж. 3. Акт о списании исключенной из библиотеки литературы в бюджетных учреждениях формы 444. 4. Акт о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях формы ОС-4а. 5. Акт приемки - передачи основных средств в бюджетных учреждениях формы ОС-1 бюдж. 6. Ведомость расхождений по результатам инвентаризации формы 836. 7. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) формы 401. 8. Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях формы ОС-6 бюдж. 9. Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях (для животных, многолетних насаждений и капитальных расходов по улучшению земель)формы ОС-8. 10. Инвентарный список основных средств формы ОС-13. 11. Книга "Журнал - главная" формы 308. 12. Мемориальный ордер N 9 Накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств. 13. Накладная на внутреннее перемещение основных средств формы ОС-2. |
|