|
||||||||||
Структура доходов и расходов на 2003 год
| ||||||||||
Доходы, млн. руб. |
Расходы, млн. руб. |
ВВП, млрд. руб |
Инфляция, % (декабрь 2003 к декабрю 2002) |
|||||||
2417791,8 |
2345641,4 |
13050,0 |
10-12 |
Разница между доходами и расходами в 2002 году составляет: 178331,9 млн. рублей, а в 2003 году составляет всего 72150,4 млн. рублей. Это на 106181,5 млн. рублей меньше, чем в 2002 году.
Доходы в 2003 году в сравнении с 2002 годом хотя и увеличились на 292073,6 млн. рублей, но расходы в 2003 году увеличились больше, на 398255,1 млн. рублей. Это значит, что в 2003 году меньше денег уйдет на другие нужды государства.
Структура расходов в федеральном бюджете на 2002 год
Структура расходов в
федеральном бюджете на 2003 год
Если сравнить структуру расходов в федеральном бюджете за 2002 и 2003 год, то в 2003 году в структуре расходов на 1 месте стоит финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы. Она составляет 30,37, хотя в 2002 году на этом месте была социальная политика – 22,06, финансовая помощь бюджетам других уровней была всего 13,61. Получается, что в 2003 году больше финансов уйдет на помощь бюджетам других уровней. Эта цифра составляет на 16,76 больше, чем в 2002году.
На втором месте в структуре расходов в 2003 году стоит национальная оборона. Она составляет 14,64 в 2003 г., а в прошлом году эта цифра была 14,57. Если сравнить эти показатели, то в этом году практически столько же финансов уйдет на оборону. Разница составляет всего 0,07.
На третьем месте находится обслуживание государственного и муниципального долга. Этот показатель составляет 11,79 в 2003 г., хотя в 2002 году он составлял 14,61. Это больше в 2002 году на 2,82. Значит в 2003 году меньше финансов уйдет на обслуживание нашего долга.
На четвертом месте в 2003 году находится правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства – 10,40. В 2002 году этот показатель был 8,91.
Социальная политика в 2003 году опустилась на 5 место – этот показатель 6,40. Он меньше на 15,66 в 2003году, чем в 2002 году, а ведь в том году он стоял на 1 месте. Значит социальные вопросы в 2003 году отошли на второй план.
Далее сравнивая показатели 2002 и 2003 года сильных различий в уменьшении расходной части федерального бюджета не наблюдается.
IV. ОЦЕНКА И РАЗЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЗА I КВАРТАЛ 2003 ГОДА.
Основополагающим принципом при составлении проекта бюджета 2003 г. остаётся приоритет максимального сокращения внешнего государственного долга. При этом величину непроцентных расходов планируется удержать на существующем уровне (порядка 13,0% ВВП1) при изменении её структуры. Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета в 2003 г. заявлены: судебная реформа, оборона и безопасность государства, наука и образование. Тем не менее, основной рост ассигнований по сравнению с 2002 г. идет по силовому блоку, тогда как расходы на науку, образование и культуру, хотя и повышаются опережающими темпов, имеют значительно меньший удельный вес.
В целом, непроцентные расходы, как планируется, должны снизиться до 13,1%. Эта инерционность не может удовлетворить ни тех, кто видит в их “высоких размерах” препятствие для экономического роста, ни тех, кто, напротив, рассматривает их как недостаточные, с точки зрения модернизации общественного сектора и стимулирования неустойчивого экономического роста. Таким образом, налицо сохранение статус-кво при маневрировании малыми объемами и отсутствии реформирования самого бюджетного процесса, недостатки которого проявляются в хронически избыточных остатках в казначейской системе в начале и в середине бюджетного года.
По предварительной оценке главного управления федерального казначейства от 05 марта 2003 года и на основании данных о финансировании (Данные о финансировании представляются на основе отчетных данных по доходам (обороты по счету 40102 с 1 по 31 января) и выписок по расходным счетам ГУФК Минфина. Кассовый отчет об исполнении бюджета составляется на основании отчетов территориальных органов федерального казначейства и отчетов министерств (не переведенных на казначейское обслуживание). Разница между финансированием и кассовым расходом должна соответствовать объему остатка на лицевых счетах бюджетополучателей. Данные об исполнении бюджета на основе кассового исполнения становятся известны не ранее чем через 25 дней после отчетного периода.), федеральный бюджет за январь-февраль 2003 года исполнен:
по доходам - в сумме 366,1 млрд. рублей, или на 66,7% к утвержденной бюджетной росписи на первый квартал 2003 года.
по расходам - в сумме 365,2 млрд. рублей, или на 61,9% к утвержденной бюджетной росписи на 1 квартал 2003 года.
По предварительной оценке федеральный бюджет в январе-феврале 2003 года исполнен с профицитом в сумме 0,9 млрд. рублей, что составляет 0,3% от суммы произведенных расходов, или 0,1% от прогнозного объема ВВП на январь-февраль.
Первичный профицит составляет 53,4 млрд. рублей, или 3,1% от прогнозного объема ВВП на январь-февраль 2003 года.
Остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета (без учета остатков на лицевых счетах бюджетополучателей с начала года (по состоянию на 1 марта) по предварительной оценке увеличились на 29,4 млрд. рублей.
Основные параметры исполнения федерального бюджета в январе-феврале 2003 года характеризуются следующими данными:
Погашение внутреннего госдолга составило 303,6 млрд. рублей.
На погашение государственных долговых товарных обязательств в отчетном периоде было направлено 107,9 млн. рублей, на выплату предварительной компенсации по вкладам (взносам) граждан перечислено 1624,5 млн. рублей, в том числе: по вкладам в учреждениях Сбербанка России – 1600,17 млн. рублей, в учреждениях Росгосстраха – 24,4 млн. рублей.
Финансирование основных направлений расходов федерального бюджета за январь-февраль 2003 года, произведено Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с документами, представленными главными распорядителями и иными прямыми получателями средств федерального бюджета:
млн.рублей
Утвержденная бюджетная роспись на 1 квартал 2003 года
Финансирование расходов
Отклонение от росписи
% выполнения
Расходы, всего
589795,1
365189,1
-224606,0
61,9
из них:
Государственное управление и местное самоуправление
16376,1
10343,4
-6032,7
63,2
Судебная власть
6152,7
4133,3
-2019,4
67,2
Международная деятельность
11897,8
1416,2
-10481,6
расходы на силовой блок ("Национальная оборона", "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", "Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий", "Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров", "Мобилизационная подготовка экономики", "Исследование и использование космического пространства", "Военная реформа")
165181,6
104878,5
-60303,1
63,5
расходы на социальные нужды ("Фундаментальные исследования и содействие НТП", "Образование", "Культура, искусство и кинематография", "Средства массовой информации", "Здравоохранение и физическая культура", "Социальная политика")
83902,5
53424,3
-30478,2
63,7
Обслуживание государственного и муниципального долга
90485,0
52460,1
-38024,9
58,0
Финансовая помощь бюджетам других уровней
170907,3
115420,3
-55487,0
67,5
В целом выполнение объемов финансирования расходов федерального бюджета в январе-феврале т.г. по предварительной оценке сложилось на уровне 365,2 млрд. рублей и составило 61,9% от бюджетной росписи на 1 квартал 2003 года.
При этом в феврале практически в полном объеме профинансированы следующие разделы: “Государственное управление и местное самоуправление”, “Судебная власть”, “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”, “Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий”, социальные разделы – “Образование”, “Культура, искусство и кинематография”, “Средства массовой информации”, “Здравоохранение и физическая культура”, “Социальная политика”, также разделы “Пополнение государственных запасов и резервов”, “Финансовая помощь бюджетам других уровней”, “Мобилизационная подготовка экономики”, “Исследование и использование космического пространства” и “Дорожное хозяйство”.
Недофинансирование по отдельным разделам сложилось по следующим причинам:
по разделам “Национальная оборона” и “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства” расходы профинансированы соответственно на 95,0% и 95,7% (отклонение от уточненного задания на январь составило 1,8 млрд. рублей и 1,0 млрд. рублей соответственно). В целях надлежащего исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.01 №143 и приказа Минфина России от 15.05.01 №36-н, в феврале 2003 года Минфин России повторно уведомил 24 министерства о необходимости в ближайшее время представить реестры финансирования расходов для исполнения требований, содержащихся в исполнительных листах, либо документы согласно пункта 24 Правил. Так как реестры представлены не были, руководством Минфина России было принято решение о приостановлении финансирования на сумму неоплаченных исков.
по разделу “Промышленность, энергетика и строительство” расходы профинансированы на 66,7% от уточненного объема на месяц (отклонение составило 1,6 млрд. рублей). Недофинансирование объясняется следующими причинами:
по подразделу “Строительство, архитектура”
Государственные жилищные сертификаты финансируются по мере предъявления к оплате, точно спланировать данные расходы не представляется возможным;
Главные распорядители бюджетных средств своевременно не отказались от излишних объемов финансирования на февраль, хотя договора с заказчиками и застройщиками не были заключены;
Не поступила информация от заказчиков-застройщиков о фактически выполненных объемах работ и услуг.
по подразделу “Воспроизводство минерально-сырьевой базы” - в связи с тем, что не утвержден пообъектный план работ Минприроды России на 2003 год.
по разделу “Сельское хозяйство и рыболовство” расходы были профинансированы на 84,6% от уточненного объема на февраль. Недофинансирование в связано:
с отсутствием информации с мест о заключенных кредитных договорах по субсидированию процентных ставок;
с уточнением соглашений по вновь принятым организациям, которые ранее финансировались из бюджетов субъектов федерации, по текущему содержанию подведомственных структур.
по разделу “Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия” расходы профинансированы на 90,4% от установленного объема. Недофинансирование составило 97,3 млн. рублей и объясняется непредставлением Министерством природных ресурсов Российской Федерации документов для осуществления платежей.
по разделу “Транспорт, связь и информатика” расходы профинансированы на 91,3%. Недофинансирование в сумме 79,0 млн. рублей произошло:
по подразделу “Автомобильный транспорт” – в связи с тем, что г. Санкт-Петербург не закончил работу по определению автотранспортных организаций, участвующих в проведении мероприятий по 300-летию города.
по подразделу “Воздушный транспорт” – в связи с непредставлением Министерством транспорта Российской Федерации в срок документов для осуществления платежей по северным аэропортам.
по подразделу “Связь” – в связи с тем, что по программе “Электронная Россия” Минэкономразвития России не представил документы для осуществления платежей на сумму 24,0 млн. рублей.
по разделу “Обслуживание государственного и муниципального долга” финансирование в феврале произведено в полном объеме к уточненным объемам финансирования на февраль, но при этом фактические расходы по обслуживанию государственного и муниципального внутреннего долга в феврале составили 3,8 млрд. рублей и сложились на 377,5 млн.рублей ниже утвержденных лимитов бюджетных обязательств на месяц.
Финансирование указанных расходов за январь-февраль составило 5,25 млрд. рублей, или 45,8% к утвержденной бюджетной росписи на I квартал 2003 года.
по разделу “Финансовая помощь бюджетам других уровней” расходы профинансированы на 105,7% от запланированных объемов на февраль текущего года.
млн. рублей
Код бюджет. классиф.
Направление расходов
Уточненный объем на февраль
Финансирование за февраль
% выполнения объема
2100
Финансовая помощь бюджетам других уровней – всего
61 451,90
64 929,30
105,7%
2101
Финансовая помощь бюджетам других уровней
28 154,00
27 700,50
98,4%
479
Господдержка дорожного хозяйства
2 745,90
2 745,90
100,0%
480
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ
17 152,90
18 559,00
108,2%
364
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
15 972,00
17 378,10
108,8%
455
Cубвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области
300,00
300,00
100,0%
456
Субсидии на господдержку закупки и доставки нефти, нефтепродудтов, топлива и прод. товаров в районы Крайнего Севера
880,90
880,90
100,0%
483
Средства, передаваемые по взаимным расчетам
160,70
36,10
22,5%
485
Дотации и субвенции
2 604,40
2 701,40
103,7%
489
Фонд Компенсаций, субсидии
4 470,40
2 638,40
59,0%
675
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года"
574,3
574,3
100,0%
681
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года"
445,4
445,4
100,0%
2102
Фонд регионального развития
434,90
349,70
80,4%
2103
Мероприятия в области регионального развития
449,00
275,80
61,4%
2104
Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам
32 414,00
36 603,30
112,9%
По подразделу 01 “Финансовая помощь бюджетам других уровней” финансирование выполнено на 98,4%. Недофинансирование по целевым статьям “Средства передаваемые по взаимным расчетам” (22,5% от уточненного объема) и “Фонд компенсаций и субсидий” (59,0% от уточненного объема), а также перефинансирование по дотациям на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (на 1406,1 млн. рублей) и целевой статье “Дотации и субвенции” (на 97,0 млн. рублей) объясняется тем, что лимиты находятся в стадии уточнения.
Недофинансирование расходов, связанных с реализацией Федеральных законов Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы” и “О представлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы” (22,5% от уточненного объема) объясняется тем, что финансирование указанных расходов осуществляется на основе отчетов о фактически произведенных расходах на указанные цели за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
По подразделу 2102 “Фонд регионального развития” финансирование произведено на 80,4% от уточненного объема, так как не был перечислен выделенный лимит финансирования на февраль месяц по причине того, что не завершена работа, проводимая согласно пункту 21 постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.03 г. №85 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год” Минэкономразвития России, Минфином России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по утверждению распределения средств, предусмотренных на финансирование программ развития регионов, по субъектам, объектам и мероприятиям. На проведение данной работы установлен месячный срок.
По подразделу 2103 “Мероприятия в области регионального развития” недофинансирование в феврале составило 173,2 млн. рублей и объясняется следующими причинами:
отсутствие заключенных договоров с заказчиками-застройщиками (Минэнерго России, Минтранс России, Госстрой России, МЧС России, Минтруд России, Минобороны России, Росавиакосмос, Минпромнауки России);
несвоевременное представление министерствами и ведомствами платежных документов на перечисление средств (МПР России, Минздрав России);
отсутствие информации от заказчиков-застройщиков о фактически выполненных объемах работ и услуг (Госкомспорт России).
По согласованию с руководством Минфина России по подразделу 2104 “Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам” финансирование превысило уточненный объем за февраль на 4 189,3 млн. рублей в счет лимитов марта месяца 2003 года.
по разделу “Военная реформа” финансирование в феврале составило 85,3% от уточненного объема на февраль. Недофинансирование объясняется тем, что государственные жилищные сертификаты финансируются по мере предъявления к оплате, точно спланировать данные расходы не представляется возможным
по разделу “Прочие расходы” финансирование за январь-февраль составило 909,3 млн. рублей. При этом выдача бюджетных ссуд для покрытия временного кассового разрыва субъектам Российской Федерации первоначально не предусматривалась, но, учитывая необходимость погашения кредиторской задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и предотвращения критических ситуаций с отоплением в ряде субъектов Российской Федерации, в январе-феврале т.г. дополнительно были выделены средства на выдачу бюджетных ссуд в объеме 900,0 млн.рублей. Указанный объем ссуд полностью распределен между субъектами Российской Федерации. По состоянию на 01.03.03г. перечислено 760,0 млн. рублей. Оставшиеся средства будут перечислены по мере подписания Соглашений по выдаче бюджетных ссуд под временный кассовый разрыв.
Погашение бюджетных ссуд, выданных субъектам Российской Федерации, в январе-феврале т.г. предусмотрено в сумме 500,0 млн. рублей. Однако фактически погашение не осуществлялось.
по разделу “Целевые бюджетные фонды” расходы Фонда Минатома России, предусмотренные в феврале в размере 3,6 млрд. рублей, профинансированы на 1,4 млрд. рублей (38,3%). Расходы произведены по потребностям фонда, в пределах установленного лимита.
В январе-феврале 2003 года в приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащим. Средства на эти цели были выделены в полном объеме от запланированного на указанный период и составили 77,2 млрд. рублей
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
После распада командно-административной системы органы власти России существенно сократили интенсивность использования в повседневной практике таких, ранее распространенных, инструментов управления обществом как насилие и пропаганда. В тоже время в жизни страны существенно возросла роль финансов и в настоящее время финансовые взаимоотношения между субъектами общества являются доминирующими.
Основной проблемой административно-территориального устройства России является незавершенность преобразований в этой области, в частности: относительно частые изменения количества муниципалитетов, пересмотр их границ, перераспределение бюджетных прав и обязанностей между муниципалитетами и подразделениями субъекта федерации. Несмотря на то, что муниципальный уровень власти еще не устоялся, в целом бюджетная система организована стандартно – за каждым органом власти закреплен денежный фонд – бюджет, утверждаемый и исполняемый, соответственно, законодательной и исполнительной ветвями власти.
В качестве примера особенностей бюджетной системы можно назвать организацию работы с бюджетом в Тюменской области. Тюменская областная Дума состоит из 25 человек, из которых 14 избраны от Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прежде входивших в состав области. Областной бюджет Тюменской области рассматривается и утверждается Тюменской областной Думой, то есть, в том числе и депутатами от иных субъектов федерации, чем Тюменская область. При этом, свои бюджеты округа утверждают самостоятельно, без участия сторонних депутатов.
В то же время, несмотря на формальное различие в статусе, органы власти областей, краев, республик, автономных округов и закрытых административно-территориальных образований имеют одинаковые права и обязанности в финансовой сфере.
Бюджетная система Российской Федерации, которой все еще присущи масса проблем и негативных черт, находится в настоящий момент в стадии трансформации, то есть – смены ценностного ядра системы. Это долгий и тяжелый процесс, который, учитывая масштабы предстоящих преобразований, скоре всего займет несколько десятилетий. Поэтому структура распределения финансов в федеральном бюджете нестабильная. От общего состояния внешнеэкономической ситуации в мире, мировой экономики, политики государства и зависит распределение расходов в федеральном бюджете нашего государства, т. е. что на сегодняшний год важнее для государства с учетом политики и предстоящих реформ, на то и распределяется большее количество финансов, а что может подождать, то остается на потом.
1. Постановление государственной думы феде6рального собрания РФ
О принятии во втором чтении проекта федерального закона N 235269-3 "О федеральном бюджете на 2003 год" и о распределении расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
2. В.Горегляд «Старая концепция нового бюджета» Ж: Вопросы экономики – 2002 № 10
4. «Центр развития»: Комментарий к проекту федерального бюджета на 2003 год.
5. Предварительная оценка исполнения объемов финансирования расходов, дефицита и поступления доходов федерального бюджета в январе-феврале 2003 года.
(на основании данных о финансировании).