|
|||||||||||||||||
Основные показатели деятельности малых и средних предприятий Санкт-Петербурга в 2000 году (в отраслевом разрезе). Таблица 2 | |||||||||||||||||
Малые предприятия |
|||||||||||||||||
Показатели |
Промышленность |
Транспорт |
Связь |
Строительство |
Торговля и общественное питание |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Всего по основным отраслям экономики |
||||||||||
Число предприятий, ед. |
3958 |
2 49 |
148 |
4071 |
14315 |
150 |
29895 |
||||||||||
Доля предприятий в общем количестве предприятий в регионе, в % |
2,8 |
0,2 |
0,1 |
2,8 |
10,0 |
0,1 |
21 |
||||||||||
Структура предприятий по основным отраслям экономики, в % |
11,6 |
0,7 |
0,4 |
12 |
42,1 |
0,4 |
87,9 |
||||||||||
Средняя численность работников, человек |
59518 |
3568 |
1564 |
60315 |
99581 |
1905 |
279420 |
||||||||||
Распределение занятых на предприятиях по основным отраслям экономики, в % |
18 |
1,1 |
0,5 |
18,3 |
30,2 |
0,6 |
84,7 |
||||||||||
Выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб. |
23224337 |
1361700 |
351311,2 |
33658515,3 |
124279355,4 |
306645,6 |
206511626,7 |
||||||||||
Средний размер выручки от реализации товаров, работ, услуг в расчете на одного работника предприятия, тыс. рублей |
5867.7 |
5468.7 |
2373.7 |
8267.9 |
8681.8 |
2044.3 |
6907.9 |
||||||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
1595151 |
154073 |
-37926 |
2498588 |
854568 |
8593 |
5680581 |
||||||||||
Доля прибыльных предприятий по основным отраслям экономики, (%) |
78,3 |
71,4 |
73,0 |
79,7 |
72,8 |
70,8 |
74,6 |
Таблица 3 Основные
показатели деятельности малых предприятий
(по данным Государственного комитета России по статистике)
Общие сведения
Показатели
2000 год
в % от федерального округа
в % от РФ
2000
2000
Количество МП
109165
69,8
12,4
Общая численность занятых на МП, чел.
722555
61
9,5
Численность постоянно работающих на МП, чел.
627495
61
9,5
Выпуск товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности, млн. руб
48126,3.
53,4
7,8
Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) (без НДС и акцизов), млн. руб.
225494,9
67,1
11,6
Прибыль (убыток)
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб
2428,8.
63
8,2
Показатели уровня развития малых
предприятий
Показатели
2000 год
в среднем по федеральному округу
в среднем по РФ
2000
2000
Количество МП на 1000 жителей, ед.
23
11
6
Доля МП в общем числе предприятий и организаций, %
50,6
39,7
26,4
Количество малых предприятий в РФ на 1 апреля 2003 года составило 886.2 тыс., что на 1.3% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Госкомстата России.
Структура распределения малых предприятий по основным отраслям экономики за год существенно не изменилась - безусловным лидером остается торговля и общественное питание (47,1% от общего числа МП против 47,9% в апреле 2002 года), за ним следует промышленность (13,2% против 13,7%) и строительство (13,1% против 12,8%).
Количество замещенных рабочих мест (с учетом совместителей) на МП за год увеличилось на 5% до 7,84 млн. Таким образом, этот сектор экономики обеспечивает около 12% от общего числа рабочих мест в РФ.
В I квартале 2003 года малыми предприятиями было произведено продукции в действующих ценах на сумму 363 млрд руб., что составляет 12,5% от общего объема российского ВВП (в основных ценах). В аналогичный период прошлого года доля малых предприятий в производстве ВВП равнялась 9,5%.
2.2 Проблемы малого бизнеса
Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов (таблица 4).
Таблица 4
Основные проблемы частного предпринимательства в России
Порядок значимости по мере упоминания
Основные проблемы
1
Налоги
2
Законодательство
3
Инфляция
4
Экономическая ситуация в целом
5
Поставки, дефицит
6
Трудности получения и высокая ставка за кредит
7
Неплатежеспособность партнёров, клиентов
8
Несовершенство банковской системы
9
Политическая ситуация
10
Бюрократия
11
Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки
12
Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов
13
Недостаток информации, культуры, опыта
14
Кадровые проблемы
15
Рэкет
16
Отрицательное отношение к предпринимателям
Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.
Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:
ü Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
ü Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
ü Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
ü Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.
Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.
Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.
Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.
Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.
Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:
44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;
17% - отсутствие управленческого опыта;
16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;
15% - отсутствие опыта работы в отрасли;
1% - небрежность в ведении дел;
1% - мошенничество или бедствие;
6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.
Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.
Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.
3. Государственная поддержка малого бизнеса
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:
ü Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
ü Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
ü Лекарственных препаратов и медицинской техники;
ü Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
ü Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:
ü Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
ü Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.
ü Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
ü Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.
Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.
В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.
Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.
Заключение
В своей работе я постаралась охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Я выяснила, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Литература
1. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2001.
2. Носова С.С. Эконом. теория: Учебник для вузов. – М., Издательство – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003 – 864с
3. #"#">#"#">http://www.rcsme.ru/