Развитие международной торговли России на современном этапе
Итак, государства региона обладают огромной
потребностью и способностью импортировать товары и услуги. В отличие от
большинства стран, активно участвующих в международной торговле (например, от
наиболее крупных импортеров в мире - США, Германии и Японии), в закупках за
рубежом государств залива существенное место занимают правительственные заказы
и подряды. Строительство дорог, аэропортов, морских портов и терминалов,
буровых платформ на континентальном шельфе, нефте-, газо- и продуктопроводов,
нефтеперерабатывающих и химических предприятий, административных и учебных зданий,
городской и туристской инфраструктуры, не говоря уже об импорте вооружений и
строительстве военных объектов, осуществляется на основе выдачи заказов и
подрядов государственными учреждениями и корпорациями.
Государства Персидского залива относятся к наиболее
платежеспособным странам мира. Огромные запасы и добыча нефти и газа (на Катар
приходится более 10% мировых запасов газа, Саудовская Аравия занимает первое место
по экспорту и второе - по добыче нефти в мире) позволили им стать ведущими
экспортерами углеводородного сырья и продуктов. Создание национальных
государственных нефтяных и газовых компаний в результате выкупа собственности у
иностранных нефтяных монополий, растущая степень очистки и переработки сырья,
деятельность ОПЕК, в которой страны залива играют ведущую роль, привели к
значительному росту валютных доходов государств региона от экспорта.
Товарная номенклатура импортных потребностей стран
залива в значительной степени совпадает с возможностями российского экспорта.
Кроме того, аналогичные задачи, стоящие перед государствами региона в процессе
индустриализации, развития инфраструктуры, диверсификации экономики, успешно
решались с помощью бывшего СССР в ряде стран Ближнего и Среднего Востока,
Северной Африки.
Оборудование для добычи и транспортировки нефти и
газа, строительные и подъемно-транспортные машины, комплексное оснащение
цементных заводов и предприятий по производству стройматериалов, грузовые
автомобили, стальная арматура, пиломатериалы и бумага, комплектное оборудование
для тепло- и гидроэлектростанций, оружие, некоторые промышленные
потребительские товары - вот далеко не полный перечень традиционных товаров
российского экспорта и услуг, которые могли бы быть с успехом проданы на емких
рынках стран Персидского залива. Широко распространенное подрядное
строительство и оснащение "под ключ" производственных и
инфраструктурных объектов с пусконаладочными работами и подготовкой
необходимого персонала могло бы быть использовано отечественными организациями,
имеющими большой опыт в комплексном сооружении объектов.
Товары из России известны на Среднем Востоке. В
течение многих лет они поставлялись в Иран, Ирак и Кувейт. В Иране и Ираке в
70-80-е годы с помощью бывшего СССР сооружены десятки промышленных объектов,
были подготовлены тысячи специалистов из арабских государств и Ирана, они знают
нашу технику и русский язык.
У стран Персидского залива не хватает собственного
флота для перевозки грузов и пассажиров, и они вынуждены фрахтовать иностранные
суда, которыми могли бы быть и российские. Благоприятный политический климат,
сложившийся в странах региона, способствует деловому сотрудничеству с Россией.
Развиваются торгово-экономические связи с Саудовской Аравией, ОАЭ, Оманом, о
чем свидетельствовал визит в эти страны Председателя Правительства В.С.Черномырдина.
Значительные валютные поступления, валютные и золотые
резервы превратили страны залива в крупных экспортеров капитала. В ряде стран
существуют так называемые «фонды будущих поколений», в которые делаются ежегодные
отчисления из бюджета для обеспечения будущего страны на случай сокращения
доходов от нефти и газа (падения мировых цен, сокращения спроса, истощения
запасов). Часть этих средств помещается за рубежом в виде банковских вкладов,
государственных займов, приобретения иностранных надежных и доходных ценных
бумаг, пакетов акций преуспевающих компаний.
Все восемь стран региона являются постоянными
экспортерами государственного и частного капитала. Крупные кредиты ежегодно
выдаются Исламским банком (решающая роль в нем принадлежит нефтедобывающим
странам Персидского залива), рядом других банков и организаций. Страны активно
участвуют в международных финансовых институтах, предоставляют индивидуально
кредиты по межгосударственным соглашениям и осуществляют частные инвестиции.
Особое место в мировой экономике занимают
государственные инвестиции Кувейта, которому принадлежат пакеты акций одной из
крупнейших мировых нефтяных монополий, «Бритиш Петролеум» (около 22%),
Берлинского банка, часовой фирмы «Бифора» и трех монополий, играющих важную роль
в экономике Германии, - химического концерна «Хехст», ведущего производителя
цветных металлов «Металлгезельшафт» и одного из ведущих мировых производителей
автомобилей концерна «Даймлер – Бенц». Так что страны залива могут быть
серьезными кредиторами и инвесторами для российской экономики.
Приведенные аргументы говорят о возможности успешного
развития торгово-финансовых связей России со странами Персидского залива, об их
перспективности и потенциально высокой эффективности. России есть что продать
на рынках этих стран. Несмотря на жесткую конкурентную борьбу между мировыми
экспортерами за получение государственных и частных заказов из этих стран, у
России много шансов увеличить сюда свой экспорт. Продать товары традиционного
российского экспорта в государства региона, своевременно и полностью получить
необходимую стране валюту здесь легче, чем во многих других странах мира.
2.2. Импорт и
его динамика.
Импорт в Россию основных товаров в январе –
сентябре 1998 г.
Таблица 3.
Наименование товаров Единица
измерения
Январь - сентябрь 1998 г. Справочно: январь - сентябрь 1997 г. 1998 г.
в % к 1997 г.
из ближнего зарубежья 93,4 145,5 113,5 183,4 82,3 79,3
Ткани хлопчатобумажные
млн. долларов
- 49,2 - 50,3 - 97,8
в том числе:
из дальнего зарубежья - 18,6 - 19,8 - 94,0
из ближнего зарубежья - 30,5 - 30,5 - 100,2
Одежда -"- - 254,3 - 299,2 - 85,0
в том числе:
из дальнего зарубежья - 166,8 - 207,2 - 80,5
из ближнего зарубежья - 87,5 - 92,0 - 95,1
Обувь кожаная млн.
пар 6,3 99,2 15,7 178,0 40,1 55,7
в том числе:
из дальнего зарубежья 2,5 43,7 12,0 115,0 20,7 38,0
из ближнего зарубежья 3,8 55,5 3,7 63,0 103,8 88,1
Железо, сталь и
прокат млн.
долларов - 642,7 - 537,0 - 119,7
в том числе:
из дальнего зарубежья - 177,9 - 164,3 - 108,3
из ближнего зарубежья - 464,8 - 372,7 - 124,7
Трубы стальные тыс. т 651,2 499,7 835,5 669,4 77,9 74,6
в том числе:
из дальнего зарубежья 105,9 134,2 159,7 181,6 66,3 73,9
из ближнего зарубежья 545,4 365,5 675,8 487,8 80,7 74,9
Машины, оборудование и
транспортные средства
млн. дол. - 12628,9 - 12687,9 - 99,5
в том числе:
из дальнего зарубежья - 10324,6 - 10263,5 - 100,6
из ближнего зарубежья - 2304,2 - 2424,4 - 95,0
Мебель -"-
- 345,4 - 436,3 - 79,2
в том числе:
из дальнего зарубежья - 214,6 - 324,8 - 66,1
из ближнего зарубежья - 130,9 - 111,5 - 117,4
По данным Государственного таможенного
комитета и Госкомстата России
Во
втором полугодии 1998 года вслед за другими странами и Россия вступила в полосу
валютно-финансового кризиса. Экономическая ситуация в стране, сильно зависящей
от внешнего рынка (огромный внешний и внутренний долг государства,
незаконченность реформ, отсутствие действенной системы экономического
регулирования, неразвитость налоговой и банковской систем, искусственно
поддерживаемый правительством нереальный курс доллара, как следствие, низкий
уровень развития отечественной промышленности и высокая степень зависимости от
импорта) начала постепенно ухудшаться уже в начале этого года, в первую очередь
из-за резкого сокращения валютных поступлений от экспорта в силу
неблагоприятной мировой конъюнктуры и их проедания, в том числе за счет
продолжающегося роста импорта, объемы которого уже не соответствовали реальным
финансовым возможностям страны.
В импорте в Россию преобладают продовольственные товары и
сырьё для из производства, предметы ширпотреба и машинотехнические изделия.
Основная
часть поставщиков оборудования по переработке и производству пищевых продуктов
приходится на ведущие европейские страны, причем Германия традиционно
поставляет мясоперерабатывающее и хлебопекарное оборудование, а Италия
оборудование для производства макаронных изделий. Из наших ближайших соседей,
стран СНГ, россияне проявляют интерес только к украинской продукции, что
объясняется налаженными связями с крупными заводами Украины и ориентацией
многих предприятий этой страны на производство оборудования по переработке
продуктов аграрной и пищевой индустрии. Из Украины ведутся поставки большего
спектра продукции, в числе которого: оборудование хлебопекарное, тестосмесилки,
дозаторы для сиропа, центрифуги, сепараторы молочные, измельчители кормов,
оборудование для птицеводства и даже пельменные аппараты.
В сентябре объем импорта в Россию (без данных по
Белоруссии) уменьшился на 45,4 процента, в т.ч. из стран дальнего зарубежья -
на 45,7, из СНГ - на 44,1. В торговле с дальним зарубежьем снижение произошло
за счет сокращения закупок продовольствия (в 2,6 раза по сравнению с августом),
товаров химпрома (вдвое), машиностроения (на 36 процентов), одежды и обуви (в
2,5 раза). Финансовый кризис наиболее остро повлиял на ввоз лекарственных
средств, который сократился в 3,5 раза. В целях стимулирования импорта ГТК,
сказал его руководитель, внес в правительство пакет предложений, некоторые из
них уже готовы к реализации. В частности, правительственная комиссия по
защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике начала
подготовку документов об отмене 3-процентной дополнительной пошлины на импорт
социально значимых продовольственных и лекарственных товаров. На заседании
Кабмина планируется решить вопрос о сокращении или полной отмене импортных
пошлин на 5-7 основных видов продуктов. В их число могут попасть мясо птицы,
говядина, свинина, растительное и животное масла, яйцо, маргарин, сахар, зерно,
мука, макароны и крупы.
Выступая
перед членами Совета Федерации на пленарном заседании 14 октября 1998 г.,
председатель правительства РФ Евгений Примаков отметил, что в последнее время
"импорт в Россию сократился в целом в четыре раза, а импорт продовольствия
еще больше". По словам Примакова, кабинет министров вынужден был выделить
600 млн долл. на создание продовольственных резервов страны, однако эти запасы
составляют в настоящее время только треть от необходимых.
Падение
импорта произошло не столько из-за исчезновения доверия к государству,
сколько из-за прекращения финансово-кредитными организациями осуществления
платежей. Экспортеры стали останавливать товары в ближайших странах,
страховщики отказываются страховать товары направляющиеся в Россию, а
контрагенты требуют 100% предоплаты.
2.3. Система государственного регулирования внешнеторговой
деятельности.
Во всех странах регулирование внешней торговли -
основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в
той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических,
социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для
становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания
благосостояния народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая
в своей стране показала себя успешной. Это модель с очень совершенной
инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно похожие на нее
в других странах с развитой рыночной экономикой, и вторая модель внешней
торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого 22 апреля
1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли.
В США в каждой отрасли экономики, при промышленных
корпорациях или отдельно от них имеются специализированные по товарам торговые
фирмы, выступающие юридическими лицами при заключении контрактов по экспорту и
импорту товаров. Они прекрасно оснащены вычислительной и канцелярской техникой,
укомплектованы людьми, имеющими специальное образование и опыт в работе. Такая
торговая фирма, как правило, имеет в своей структуре, кроме опытных
товароведов, службу, изучающую конъюнктуру мировых рынков соответствующих товаров
в целях определения цен на них по подписываемым контрактам, а также юридическое
и транспортное подразделения.
В зерновой отрасли США, например, существуют крупные,
мирового значения торговые компании, имеющие свои филиалы в других странах -
"Континентал", "Каргил", "Дрейфус" (созданные еще
в XIX веке) и другие, профессионально ведущие внешнюю торговлю зерном.
Совместно с Минсельхозом США (государством) и фермерами они обеспечивают
эффективное функционирование инфраструктуры в стране, связанной с экспортом и
импортом зерна. В годы, когда цены на зерно на мировом рынке складываются ниже
себестоимости у фермеров, Минсельхоз доплачивает фермерам за зерно,
поставленное ими на экспорт.
В стране имеются специализированные институты, на
договорных основаниях выполняющие работы для заказчиков по разным вопросам
экспорта и импорта товаров. Со стороны государства в регулировании внешней
торговли в той или иной степени участвуют Министерство торговли, Министерство
сельского хозяйства, Министерство финансов, Администрация по судоходству,
Министерство энергетики и Госдепартамент.
США - знаток и мастер экономического регулирования -
находятся сейчас в благоприятной фазе роста экономического цикла. Они в
экономическом соревновании стран с развитой рыночной экономикой заняли первое
место, и роль в этом внешней торговли первозначна (Япония заняла второе место,
а Россия - близкое ко второй сотне).
Отрицательные последствия глубокого
валютно-финансового кризиса, разразившегося осенью прошлого года в странах
Юго-Восточной Азии, а затем распространившегося на другие страны, задели США
немного. В России негативные последствия этого кризиса оцениваются пока в
полгода задержки экономических реформ.
В других странах с развитой рыночной экономикой
регулирование и направление внешнеэкономической деятельности в интересах
государства ведется особенно отчетливо в Японии, Италии, Швеции, Норвегии,
Индии, Бразилии и некоторых других странах, но оно в той или иной мере имеет
место во всех странах.
В Норвегии, социальная система которой основывается на
принципах общества социального благоденствия, внешняя торговля является важным
источником повышения материального благополучия народа. Например, ресурсы
нефти, газа и других минеральных ископаемых считаются достоянием всего народа,
и определенный процент выручки от их экспорта систематически отчисляется на
счета каждой семьи, которая в этом нуждается.
Социальная система с развитой рыночной экономикой,
существующая в Швеции и Норвегии, не допускает огромного разрыва между
богатством и благополучием основного в стране, многочисленного среднего класса,
в отличие от социальной политики, присущей странам с развитой рыночной
экономикой, основывающейся на монетаризме.
В СССР осуществление внешней торговли и других видов
экономической деятельности по действовавшему в стране закону о монополии
внешней торговли было исключительным правом государства и его органов, а также
специализированных внешнеторговых объединений. На каждый наступающий год
Правительство утверждало план по экспорту и импорту товаров, валютный план, на
основе которых производилась продажа и закупка товаров за границей.
В Советском Союзе было свыше 50 внешнеторговых
объединений, специализированных по товарам, они вели переговоры и выступали
юридическими лицами при подписании контрактов по экспорту и импорту товаров. В
системе Минвнешторга работали люди с высшим техническим и коммерческим
образованием, владеющие иностранными языками, имеющие профессиональный опыт.
Инфраструктура внешнеторговых объединений практически была такой же
совершенной, как и у американских солидных торговых фирм.
С участием Конъюнктурного института (НИКИ) и
внешнеторговых объединений в Минвнешторге вырабатывалась тактика по экспорту и
импорту основных товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировых
товарных рынках. Выбор торговой фирмы для совершения с ней торговой операции,
проверка ее солидности имели первостепенное значение.
В объединениях по каждому заключенному контракту по
импорту и экспорту определялась коммерческая эффективность, и была установлена
отчетность по этому показателю. Деятельность внешнеторговых объединений систематически
проверялась Комитетом народного контроля, за преступления лица, допустившие их,
наказывались соответственно содеянному.
Определение экспорта и импорта в объемах страны и
созданная инфраструктура внешней торговли позволяли регулировать ее по времени
и разрабатывать тактику закупки и продажи товаров, используя при этом
конъюнктуру мировых рынков с наиболее возможной выгодой.
Основной объем внешней торговли приходился на страны
СЭВ и Китай, но и по странам с рыночной экономикой он ежегодно возрастал, за
исключением США, которые в период "холодной войны" и до распада СССР
ограничивали внешнюю торговлю с Советским Союзом.
Одним из примеров того, что государственная монополия
- это не всегда плохо, является наша закупка в 1972 г. в США, в очень сложных
условиях, около 20 млн. т зерна, когда засуха в СССР погубила значительную
часть урожая. До этого ни одна страна не закупала в один год таких огромных
количеств зерна, и эта закупка неизбежно предопределила ценовой взрыв на
мировом зерновом рынке.
Сразу после нашей закупки зерна в США цены на него на
мировом рынке резко подскочили. Например, на пшеницу, закупленную по самой
низкой цене, существовавшей тогда на мировом рынке - 60 долларов за тонну, цена
подскочила до 100 долларов с тенденцией дальнейшего роста.
В результате СССР по одной этой сделке сэкономил
порядка 600 млн. долларов. Это и сейчас, четверть века спустя, внушительная
цифра. И все потому, что дело было поручено профессионалам, они правильно
выбрали фирмы, с которыми заключали контракты, умело сталкивали их интересы.
Блестяще была использована монополия внешней торговли по разработке единой тактики
переговоров с руководством из единого центра.
Эта внешнеторговая операция потом тщательно
анализировалась американскими компетентными органами. Было много противоречивых
публикаций в американской прессе, издано три книги, одна из них называлась
"Большое зерновое ограбление", которую можно было бы назвать триумфом
советской внешней торговли. Состоялось специальное слушание на заседании
комиссии, созданной Сенатом, с акцентом на том, почему соответствующие службы
своевременно не вскрыли истинное положение с урожаем в СССР и не была повышена
цена на зерно. Минсельхоз США вынужден был давать объяснения по этим вопросам,
некоторые его сотрудники подали в отставку. К советской стороне претензий не
было.
Экспорт России сейчас носит ярко выраженный сырьевой
характер, присущий странам с неразвитой промышленностью. В стране в последние
годы многие промышленные предприятия остановлены, упало производство продукции
с глубокой степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств,
наукоемкой и другой промышленной продукции. При проведении либерализации
внешней торговли в стране в 1988 г. ставилась задача увеличения экспорта этой
продукции, но за прошедший период ситуация лишь ухудшилась.
На внешней торговле России отражается и то, что добрая
половина экономики ушла в тень, и за границу изощренными путями переведены
колоссальные средства. Налоги же в казну не платятся, зарплата и пенсии часто
задерживаются.
Однако в стране - в центре и регионах созданы не
только новые солидные компании, но и множество мелких внешнеторговых фирм, без
соответствующей инфраструктуры, на которых работают и даже возглавляют их люди,
не компетентные в вопросах внешней торговли.
На рынок России часто проникают без
какого-либо заслона иностранные торговые фирмы (некоторые из них возглавлялись
гражданами, выехавшими из России), создаваемые "на один день", чтобы
отхватить кусок и безнаказанно уйти вовремя.
В последние годы в стране многие тысячи промышленных,
транспортных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских
организаций и акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности
и непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и
организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.
В нефтяном секторе страны при попустительстве
соответствующих государственных структур были созданы и до недавнего времени
существовали более 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом
рынке, притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в
одной стране, экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти
не допускается). Естественно, это привело к большим потерям поступлений в
бюджет государства и нанесло урон отрасли.
В странах, в основе экономики которых, как в России,
лежат доходы от топливно-энергетического сектора, экспорт нефти жестко
контролируется государством. В условиях наступившего кризиса и произошедшего
обвала мировых цен на нефть наиболее эффективной мерой в нефтяном бизнесе
страны было бы введение государственной монополии на экспорт нефти.
При
экономической неразберихе и хозяйственном хаосе в стране во внешней торговле
возник ряд серьезных проблем и негативных явлений, значительно снижающих ее эффективность.
Государственной
Думой принят 7 июля 1995 г. Федеральный закон "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности", который предусматривает
регулирование государством внешнеторговой деятельности (ст. 12) и возможность
введения государственной монополии на экспорт и импорт некоторых товаров (ст.
17), но он не действует. Необходимо непосредственно в законе определить
конкретно, на какие товары следует ввести государственную монополию, и какие
структуры будут осуществлять такие операции.
Таможенная
служба является частью системы федеральных органов исполнительной власти и
становится важным фактором обеспечения экономической безопасности РФ. Созданы
необходимые правовая база и таможенная инфраструктура, способные обеспечить
выполнение задач, поставленных перед таможенными органами Президентом и
Правительством России. ГТК предстоит ответственная работа в связи с утверждением
Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997
годы и на период до 2000 года, в которой определены стратегические направления
и конкретные задачи.
Роль
российской таможенной системы возросла в последние годы в связи с тем, что
значимость таможенного контроля и регулирования по мере развития интеграционных
процессов усиливается.
Таможенная
граница является первым местом оценки соответствия стоимости и потребительской
стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность наиболее точной оценки
таможенной стоимости и товарной (товароведческой) экспертизы товаров, что важно
также и для экспортируемых отечественных товаров, к более высокому мировому
рейтингу которых должно стремиться государство.
Участники
внешнеэкономической деятельности нередко используют манипуляции с таможенной
стоимостью как один из способов ухода от уплаты таможенных платежей. Это
послужило причиной замены адвалорных ставок таможенных платежей на
специфические и комбинированные. Такая замена произошла по тем товарным
группам, по которым контрактные цены постоянно занижались.
Практика
показывает, что назрела насущная необходимость в дальнейшей регламентации
контрактных условий. Хотя в международной торговле действуют принципы
"свободы договора", "свободы волеизъявления", в то же время
для таможенного оформления (заполнения ГТД, ДТС, паспорта сделки) требуется
наличие определенных сведений, которые отражаются во внешнеторговых контрактах.
Эти сведения должны позволять применять методы определения таможенной стоимости
и таким образом ее контролировать. А для этого обязательно, прежде всего,
наличие условий поставки товара через таможенную границу.
Так,
в соответствии с приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 г. контракт признается
документом, подтверждающим таможенную стоимость , если он содержит следующие
данные: подробные сведения о продавце и покупателе, условия поставки (по
"ИНКОТЕРМС-90"), перечень товаров с указанием цен за единицу каждого,
а также их общую стоимость; при наличии скидок (исходя из условий сделки в
контракте и в инвойсе) - условия их предоставления; необходимые реквизиты
контракта, подписи и печати. Важной характеристикой контрактной цены товара
могут служить сведения о его ассортименте, качестве, условиях и сроках оплаты.
При несоответствии предоставляемых сведений указанным требованиям таможенный
орган вправе не признавать их в качестве условий, подтверждающих таможенную
стоимость.
Преимущества,
получаемые во внешней торговле, возникают, как известно, и в связи с
использованием административных средств регулирования внешней торговли. Ведь до
сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения
административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные
ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около
10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада.
Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и
нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные
масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США,
Канада, Мексика, Индия, Южная Корея.
В
свою очередь посредством лицензирования и "добровольного" ограничения
экспорта страны ЕС, а также США регулируют импортные поставки продукции текстильной,
швейной, обувной промышленности, черной металлургии, станкостроительной
промышленности, промышленности, производящей автомобили, электронику и другие
товары. В число стран, на которые распространяется подобная политика, входит и
Россия. Основными средствами государственного регулирования экспорта
практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии,
Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются
административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и
другие подобные меры.