бесплатные рефераты

Развитие международной торговли России на современном этапе

Итак, государства региона обладают огромной потребностью и способностью импортировать товары и услуги. В отличие от большинства стран, активно участвующих в международной торговле (например, от наиболее крупных импортеров в мире - США, Германии и Японии), в закупках за рубежом государств залива существенное место занимают правительственные заказы и подряды. Строительство дорог, аэропортов, морских портов и терминалов, буровых платформ на континентальном шельфе, нефте-, газо- и продуктопроводов, нефтеперерабатывающих и химических предприятий, административных и учебных зданий, городской и туристской инфраструктуры, не говоря уже об импорте вооружений и строительстве военных объектов, осуществляется на основе выдачи заказов и подрядов государственными учреждениями и корпорациями.

Государства Персидского залива относятся к наиболее платежеспособным странам мира. Огромные запасы и добыча нефти и газа (на Катар приходится более 10% мировых запасов газа, Саудовская Аравия занимает первое место по экспорту и второе - по добыче нефти в мире) позволили им стать ведущими экспортерами углеводородного сырья и продуктов. Создание национальных государственных нефтяных и газовых компаний в результате выкупа собственности у иностранных нефтяных монополий, растущая степень очистки и переработки сырья, деятельность ОПЕК, в которой страны залива играют ведущую роль, привели к значительному росту валютных доходов государств региона от экспорта.

Товарная номенклатура импортных потребностей стран залива в значительной степени совпадает с возможностями российского экспорта. Кроме того, аналогичные задачи, стоящие перед государствами региона в процессе индустриализации, развития инфраструктуры, диверсификации экономики, успешно решались с помощью бывшего СССР в ряде стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки.

Оборудование для добычи и транспортировки нефти и газа, строительные и подъемно-транспортные машины, комплексное оснащение цементных заводов и предприятий по производству стройматериалов, грузовые автомобили, стальная арматура, пиломатериалы и бумага, комплектное оборудование для тепло- и гидроэлектростанций, оружие, некоторые промышленные потребительские товары - вот далеко не полный перечень традиционных товаров российского экспорта и услуг, которые могли бы быть с успехом проданы на емких рынках стран Персидского залива. Широко распространенное подрядное строительство и оснащение "под ключ" производственных и инфраструктурных объектов с пусконаладочными работами и подготовкой необходимого персонала могло бы быть использовано отечественными организациями, имеющими большой опыт в комплексном сооружении объектов.

Товары из России известны на Среднем Востоке. В течение многих лет они поставлялись в Иран, Ирак и Кувейт. В Иране и Ираке в 70-80-е годы с помощью бывшего СССР сооружены десятки промышленных объектов, были подготовлены тысячи специалистов из арабских государств и Ирана, они знают нашу технику и русский язык.

У стран Персидского залива не хватает собственного флота для перевозки грузов и пассажиров, и они вынуждены фрахтовать иностранные суда, которыми могли бы быть и российские. Благоприятный политический климат, сложившийся в странах региона, способствует деловому сотрудничеству с Россией. Развиваются торгово-экономические связи с Саудовской Аравией, ОАЭ, Оманом, о чем свидетельствовал визит в эти страны Председателя Правительства В.С.Черномырдина.

Значительные валютные поступления, валютные и золотые резервы превратили страны залива в крупных экспортеров капитала. В ряде стран существуют так называемые «фонды будущих поколений», в которые делаются ежегодные отчисления из бюджета для обеспечения будущего страны на случай сокращения доходов от нефти и газа (падения мировых цен, сокращения спроса, истощения запасов). Часть этих средств помещается за рубежом в виде банковских вкладов, государственных займов, приобретения иностранных надежных и доходных ценных бумаг, пакетов акций преуспевающих компаний.

Все восемь стран региона являются постоянными экспортерами государственного и частного капитала. Крупные кредиты ежегодно выдаются Исламским банком (решающая роль в нем принадлежит нефтедобывающим странам Персидского залива), рядом других банков и организаций. Страны активно участвуют в международных финансовых институтах, предоставляют индивидуально кредиты по межгосударственным соглашениям и осуществляют частные инвестиции.

Особое место в мировой экономике занимают государственные инвестиции Кувейта, которому принадлежат пакеты акций одной из крупнейших мировых нефтяных монополий, «Бритиш Петролеум» (около 22%), Берлинского банка, часовой фирмы «Бифора» и трех монополий, играющих важную роль в экономике Германии, - химического концерна «Хехст», ведущего производителя цветных металлов «Металлгезельшафт» и одного из ведущих мировых производителей автомобилей концерна «Даймлер – Бенц». Так что страны залива могут быть серьезными кредиторами и инвесторами для российской экономики.

Приведенные аргументы говорят о возможности успешного развития торгово-финансовых связей России со странами Персидского залива, об их перспективности и потенциально высокой эффективности. России есть что продать на рынках этих стран. Несмотря на жесткую конкурентную борьбу между мировыми экспортерами за получение государственных и частных заказов из этих стран, у России много шансов увеличить сюда свой экспорт. Продать товары традиционного российского экспорта в государства региона, своевременно и полностью получить необходимую стране валюту здесь легче, чем во многих других странах мира.


2.2. Импорт и его динамика.

Импорт в Россию основных товаров в январе – сентябре 1998 г.

Таблица 3.

Наименование товаров           Единица измерения

                                             Январь - сентябрь 1998 г.         Справочно: январь - сентябрь 1997 г. 1998 г. в % к 1997 г.               

                                             Кол-во Сумма (млн. долл.) Кол-во             Сумма     Кол-во Сумма

Импорт - всего                       -               36530,0   -               37497,0   -               97,4

Мясо свежемороженое тыс. т 626,6       986,0       707,6       1007,7     88,6         97,9

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            519,6       786,7       519,0       717,8       100,1       109,6

из ближнего зарубежья           107,0       199,3       188,6       289,9       56,7         68,8

Мясо птицы            -"-            735,0       517,0       819,6       599,7       89,7         86,2

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            728,0       510,2       817,1       595,4       89,1         85,7

из ближнего зарубежья           7,0           6,9           2,4           4,4           288,8       158,6

Рыба свежемороженая            287,1       137,7       326,6       187,6       87,9         73,4

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            277,7       128,5       317,9       182,5       87,3         70,4

из ближнего зарубежья           9,4           9,2           8,7           5,0           108,8       182,4

Молоко сухое         тыс. т       122,3       90,0         90,2         87,0         135,6       103,4

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            87,9         52,8         56,5         47,3         155,5       111,8

из ближнего зарубежья           34,4         37,1         33,7         39,7         102,2       93,5

Масло сливочное    -"-            76,3         140,5       143,8       231,6       53,0         60,7

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            63,0         109,4       125,2       189,5       50,3         57,7

из ближнего зарубежья           13,3         31,1         18,6         42,1         71,4         73,9

Цитрусовые            -"-            441,7       131,8       374,0       128,9       118,1       102,3

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            433,7       127,8       360,1       123,1       120,4       103,8

из ближнего зарубежья           8,0           4,0           13,9         5,8           57,6         69,6

Кофе; заменители кофе           4,3           10,0         20,5         20,8         21,1         47,9

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            4,0           8,3           20,3         19,4         19,9         43,0

из ближнего зарубежья           0,3           1,6           0,2           1,4           138,6       112,9

Чай          млн. долларов          -               250,2       -               194,1       -               128,9

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            -               244,5       -               188,1       -               130,0

из ближнего зарубежья           -               5,7           -               6,0           -               94,8

Зерновые культуры -"-            -               227,4       -               484,8       -               46,9

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            -               79,7         -               186,1       -               42,8

из ближнего зарубежья           -               147,7       -               298,6       -               49,5

Масло подсолнечное              тыс. т       206,8       122,5       216,5       140,2       95,5         87,3

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            178,1       102,9       194,5       124,5       91,6         82,7

из ближнего зарубежья           28,7         19,6         22,0         15,7         130,2       124,2

Консервы мясные    -"-            60,3         100,0       98,2         139,2       61,4         71,8

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            6,7           54,8         61,5         77,7         59,8         70,5

из ближнего зарубежья           23,6         45,1         36,7         61,4         64,2         73,4

Сахар-сырец           -"-            3528,6     1043,9     2264,5     733,9       155,8       142,2

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            3518,5     1037,9     2183,6     694,1       161,1       149,5

из ближнего зарубежья           10,1         6,0           80,9         39,8         12,4         15,0

Сахар белый            -"-            478,1       170,0       865,6       308,1       55,2         55,2

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            313,5       100,8       288,3       99,9         108,8       100,9

из ближнего зарубежья           164,6       69,3         577,4       208,2       28,5         33,3

Какао-бобы             -"-            30,7         54,8         44,9         74,0         68,4         73,9

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            30,7         54,8         44,9         74,0         68,4         73,9

из ближнего зарубежья           -               -               -               -               -               -

Шоколадные изделия -"-          55,4         102,5       57,0         98,4         97,3         104,2

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            42,2         77,8         51,1         88,0         82,4         88,4

из ближнего зарубежья           13,3         24,8         5,8           10,5         228,6       236,0

Алкогольные и безалкогольные

 напитки  млн. долларов          -               741,3       -               716,2       -               103,5

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            -               353,5       -               288,8       -               122,4

из ближнего зарубежья           -               387,8       -               427,4       -               90,7

Сигареты -"-                              -             644,3       -               531,5       -               121,2

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            -               616,9       -               497,1       -               124,1

из ближнего зарубежья           -               27,4         -               34,4         -               79,7

Уголь каменный      тыс. т       10936,5   152,4       12194,6   195,5       89,7         78,0

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            309,8       13,9         180,0       7,8           172,1       178,0

из ближнего зарубежья           10626,7   138,6       12014,6   187,7       88,4         73,8

Нефтепродукты       -"-            3374,3     709,2       3711,3     712,5       90,9         99,5

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            1807,5     355,2       1906,3     356,5       94,8         99,6

из ближнего зарубежья           1566,8     354,0       1805,0     355,9       86,8         99,5

Медикаменты млн. долларов   -               1121,5     -               1051,8     -               106,6

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            -               1056,3     -               1002,1     -               105,4

из ближнего зарубежья           -               65,2         -               49,8         -               131,0

Инсектициды, фунгициды,

гербициды               тыс. т       55,2         170,5       66,0         177,1       83,6         96,3

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            54,6         168,2       64,7         174,8       84,4         96,2

из ближнего зарубежья           0,6           2,3           1,3           2,4           43,3         98,5

Каучук натуральный и

 синтетический       -"-            16,5         23,9         21,4         32,6         77,1         73,4

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            15,1         20,7         19,3         27,4         78,6         75,4

из ближнего зарубежья           1,4           3,2           2,2           5,1           64,1         62,4

Волокно хлопковое -"-            96,8         150,9       121,2       196,8       79,9         76,7

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            3,4           5,4           7,7           13,3         44,3         40,7

из ближнего зарубежья           93,4         145,5       113,5       183,4       82,3         79,3

Ткани хлопчатобумажные

млн. долларов                           -              49,2         -               50,3         -               97,8

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            -               18,6         -               19,8         -               94,0

из ближнего зарубежья           -               30,5         -               30,5         -               100,2

Одежда    -"-            -               254,3       -               299,2       -               85,0

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            -               166,8       -               207,2       -               80,5

из ближнего зарубежья           -               87,5         -               92,0         -               95,1

Обувь кожаная        млн. пар  6,3           99,2         15,7         178,0       40,1         55,7

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            2,5           43,7         12,0         115,0       20,7         38,0

из ближнего зарубежья           3,8           55,5         3,7           63,0         103,8       88,1

Железо, сталь и

 прокат млн. долларов             -               642,7       -               537,0       -               119,7

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            -               177,9       -               164,3       -               108,3

из ближнего зарубежья           -               464,8       -               372,7       -               124,7

Трубы стальные тыс. т           651,2       499,7       835,5       669,4       77,9         74,6

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            105,9       134,2       159,7       181,6       66,3         73,9

из ближнего зарубежья           545,4       365,5       675,8       487,8       80,7         74,9

Машины, оборудование и

транспортные средства млн. дол. -         12628,9   -               12687,9   -               99,5

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            -               10324,6   -               10263,5   -               100,6

из ближнего зарубежья           -               2304,2     -               2424,4     -               95,0

Мебель    -"-                             -              345,4       -               436,3       -               79,2

в том числе:                                                                                                           

из дальнего зарубежья            -               214,6       -               324,8       -               66,1

из ближнего зарубежья           -               130,9       -               111,5       -               117,4


По данным Государственного таможенного комитета и Госкомстата России


Во втором полугодии 1998 года вслед за другими странами и Россия вступила в полосу валютно-финансового кризиса. Экономическая ситуация в стране, сильно зависящей от внешнего рынка (огромный внешний и внутренний долг государства, незаконченность реформ, отсутствие действенной системы экономического регулирования, неразвитость налоговой и банковской систем, искусственно поддерживаемый правительством нереальный курс доллара, как следствие, низкий уровень развития отечественной промышленности и высокая степень зависимости от импорта) начала постепенно ухудшаться уже в начале этого года, в первую очередь из-за резкого сокращения валютных поступлений от экспорта в силу неблагоприятной мировой конъюнктуры и их проедания, в том числе за счет продолжающегося роста импорта, объемы которого уже не соответствовали реальным финансовым возможностям страны.

В импорте в Россию преобладают продовольственные товары и сырьё для из производства, предметы ширпотреба и машинотехнические изделия.

Основная часть поставщиков оборудования по переработке и производству пищевых продуктов приходится на ведущие европейские страны, причем Германия традиционно поставляет мясоперерабатывающее и хлебопекарное оборудование, а Италия оборудование для производства макаронных изделий. Из наших ближайших соседей, стран СНГ, россияне проявляют интерес только к украинской продукции, что объясняется налаженными связями с крупными заводами Украины и ориентацией многих предприятий этой страны на производство оборудования по переработке продуктов аграрной и пищевой индустрии. Из Украины ведутся поставки большего спектра продукции, в числе которого: оборудование хлебопекарное, тестосмесилки, дозаторы для сиропа, центрифуги, сепараторы молочные, измельчители кормов, оборудование для птицеводства и даже пельменные аппараты.

В сентябре объем импорта в Россию (без данных по Белоруссии) уменьшился на 45,4 процента, в т.ч. из стран дальнего зарубежья - на 45,7, из СНГ - на 44,1. В торговле с дальним зарубежьем снижение произошло за счет сокращения закупок продовольствия (в 2,6 раза по сравнению с августом), товаров химпрома (вдвое), машиностроения (на 36 процентов), одежды и обуви (в 2,5 раза). Финансовый кризис наиболее остро повлиял на ввоз лекарственных средств, который сократился в 3,5 раза. В целях стимулирования импорта ГТК, сказал его руководитель, внес в правительство пакет предложений, некоторые из них уже готовы к реализации. В частности, правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике начала подготовку документов об отмене 3-процентной дополнительной пошлины на импорт социально значимых продовольственных и лекарственных товаров. На заседании Кабмина планируется решить вопрос о сокращении или полной отмене импортных пошлин на 5-7 основных видов продуктов. В их число могут попасть мясо птицы, говядина, свинина, растительное и животное масла, яйцо, маргарин, сахар, зерно, мука, макароны и крупы.

Выступая перед членами Совета Федерации на пленарном заседании 14 октября 1998 г., председатель правительства РФ Евгений Примаков отметил, что в последнее время "импорт в Россию сократился в целом в четыре раза, а импорт продовольствия еще больше". По словам Примакова, кабинет министров вынужден был выделить 600 млн долл. на создание продовольственных резервов страны, однако эти запасы составляют в настоящее время только треть от необходимых.

Падение импорта произошло не столько из-за исчезновения доверия к государству, сколько из-за прекращения финансово-кредитными организациями осуществления платежей. Экспортеры стали останавливать товары в ближайших странах, страховщики отказываются страховать товары направляющиеся в Россию, а контрагенты требуют 100% предоплаты.


2.3. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности.


Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая в своей стране показала себя успешной. Это модель с очень совершенной инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно похожие на нее в других странах с развитой рыночной экономикой, и вторая модель внешней торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого 22 апреля 1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли.

В США в каждой отрасли экономики, при промышленных корпорациях или отдельно от них имеются специализированные по товарам торговые фирмы, выступающие юридическими лицами при заключении контрактов по экспорту и импорту товаров. Они прекрасно оснащены вычислительной и канцелярской техникой, укомплектованы людьми, имеющими специальное образование и опыт в работе. Такая торговая фирма, как правило, имеет в своей структуре, кроме опытных товароведов, службу, изучающую конъюнктуру мировых рынков соответствующих товаров в целях определения цен на них по подписываемым контрактам, а также юридическое и транспортное подразделения.

В зерновой отрасли США, например, существуют крупные, мирового значения торговые компании, имеющие свои филиалы в других странах - "Континентал", "Каргил", "Дрейфус" (созданные еще в XIX веке) и другие, профессионально ведущие внешнюю торговлю зерном. Совместно с Минсельхозом США (государством) и фермерами они обеспечивают эффективное функционирование инфраструктуры в стране, связанной с экспортом и импортом зерна. В годы, когда цены на зерно на мировом рынке складываются ниже себестоимости у фермеров, Минсельхоз доплачивает фермерам за зерно, поставленное ими на экспорт.

В стране имеются специализированные институты, на договорных основаниях выполняющие работы для заказчиков по разным вопросам экспорта и импорта товаров. Со стороны государства в регулировании внешней торговли в той или иной степени участвуют Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Администрация по судоходству, Министерство энергетики и Госдепартамент.

США - знаток и мастер экономического регулирования - находятся сейчас в благоприятной фазе роста экономического цикла. Они в экономическом соревновании стран с развитой рыночной экономикой заняли первое место, и роль в этом внешней торговли первозначна (Япония заняла второе место, а Россия - близкое ко второй сотне).

Отрицательные последствия глубокого валютно-финансового кризиса, разразившегося осенью прошлого года в странах Юго-Восточной Азии, а затем распространившегося на другие страны, задели США немного. В России негативные последствия этого кризиса оцениваются пока в полгода задержки экономических реформ.

В других странах с развитой рыночной экономикой регулирование и направление внешнеэкономической деятельности в интересах государства ведется особенно отчетливо в Японии, Италии, Швеции, Норвегии, Индии, Бразилии и некоторых других странах, но оно в той или иной мере имеет место во всех странах.

В Норвегии, социальная система которой основывается на принципах общества социального благоденствия, внешняя торговля является важным источником повышения материального благополучия народа. Например, ресурсы нефти, газа и других минеральных ископаемых считаются достоянием всего народа, и определенный процент выручки от их экспорта систематически отчисляется на счета каждой семьи, которая в этом нуждается.

Социальная система с развитой рыночной экономикой, существующая в Швеции и Норвегии, не допускает огромного разрыва между богатством и благополучием основного в стране, многочисленного среднего класса, в отличие от социальной политики, присущей странам с развитой рыночной экономикой, основывающейся на монетаризме.

В СССР осуществление внешней торговли и других видов экономической деятельности по действовавшему в стране закону о монополии внешней торговли было исключительным правом государства и его органов, а также специализированных внешнеторговых объединений. На каждый наступающий год Правительство утверждало план по экспорту и импорту товаров, валютный план, на основе которых производилась продажа и закупка товаров за границей.

В Советском Союзе было свыше 50 внешнеторговых объединений, специализированных по товарам, они вели переговоры и выступали юридическими лицами при подписании контрактов по экспорту и импорту товаров. В системе Минвнешторга работали люди с высшим техническим и коммерческим образованием, владеющие иностранными языками, имеющие профессиональный опыт. Инфраструктура внешнеторговых объединений практически была такой же совершенной, как и у американских солидных торговых фирм.

С участием Конъюнктурного института (НИКИ) и внешнеторговых объединений в Минвнешторге вырабатывалась тактика по экспорту и импорту основных товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировых товарных рынках. Выбор торговой фирмы для совершения с ней торговой операции, проверка ее солидности имели первостепенное значение.

В объединениях по каждому заключенному контракту по импорту и экспорту определялась коммерческая эффективность, и была установлена отчетность по этому показателю. Деятельность внешнеторговых объединений систематически проверялась Комитетом народного контроля, за преступления лица, допустившие их, наказывались соответственно содеянному.

Определение экспорта и импорта в объемах страны и созданная инфраструктура внешней торговли позволяли регулировать ее по времени и разрабатывать тактику закупки и продажи товаров, используя при этом конъюнктуру мировых рынков с наиболее возможной выгодой.

Основной объем внешней торговли приходился на страны СЭВ и Китай, но и по странам с рыночной экономикой он ежегодно возрастал, за исключением США, которые в период "холодной войны" и до распада СССР ограничивали внешнюю торговлю с Советским Союзом.

Одним из примеров того, что государственная монополия - это не всегда плохо, является наша закупка в 1972 г. в США, в очень сложных условиях, около 20 млн. т зерна, когда засуха в СССР погубила значительную часть урожая. До этого ни одна страна не закупала в один год таких огромных количеств зерна, и эта закупка неизбежно предопределила ценовой взрыв на мировом зерновом рынке.

Сразу после нашей закупки зерна в США цены на него на мировом рынке резко подскочили. Например, на пшеницу, закупленную по самой низкой цене, существовавшей тогда на мировом рынке - 60 долларов за тонну, цена подскочила до 100 долларов с тенденцией дальнейшего роста.

В результате СССР по одной этой сделке сэкономил порядка 600 млн. долларов. Это и сейчас, четверть века спустя, внушительная цифра. И все потому, что дело было поручено профессионалам, они правильно выбрали фирмы, с которыми заключали контракты, умело сталкивали их интересы. Блестяще была использована монополия внешней торговли по разработке единой тактики переговоров с руководством из единого центра.

Эта внешнеторговая операция потом тщательно анализировалась американскими компетентными органами. Было много противоречивых публикаций в американской прессе, издано три книги, одна из них называлась "Большое зерновое ограбление", которую можно было бы назвать триумфом советской внешней торговли. Состоялось специальное слушание на заседании комиссии, созданной Сенатом, с акцентом на том, почему соответствующие службы своевременно не вскрыли истинное положение с урожаем в СССР и не была повышена цена на зерно. Минсельхоз США вынужден был давать объяснения по этим вопросам, некоторые его сотрудники подали в отставку. К советской стороне претензий не было.

Экспорт России сейчас носит ярко выраженный сырьевой характер, присущий странам с неразвитой промышленностью. В стране в последние годы многие промышленные предприятия остановлены, упало производство продукции с глубокой степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств, наукоемкой и другой промышленной продукции. При проведении либерализации внешней торговли в стране в 1988 г. ставилась задача увеличения экспорта этой продукции, но за прошедший период ситуация лишь ухудшилась.

На внешней торговле России отражается и то, что добрая половина экономики ушла в тень, и за границу изощренными путями переведены колоссальные средства. Налоги же в казну не платятся, зарплата и пенсии часто задерживаются.

Однако в стране - в центре и регионах созданы не только новые солидные компании, но и множество мелких внешнеторговых фирм, без соответствующей инфраструктуры, на которых работают и даже возглавляют их люди, не компетентные в вопросах внешней торговли.

На рынок России часто проникают без какого-либо заслона иностранные торговые фирмы (некоторые из них возглавлялись гражданами, выехавшими из России), создаваемые "на один день", чтобы отхватить кусок и безнаказанно уйти вовремя.

В последние годы в стране многие тысячи промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских организаций и акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности и непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.

В нефтяном секторе страны при попустительстве соответствующих государственных структур были созданы и до недавнего времени существовали более 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом рынке, притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в одной стране, экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти не допускается). Естественно, это привело к большим потерям поступлений в бюджет государства и нанесло урон отрасли.

В странах, в основе экономики которых, как в России, лежат доходы от топливно-энергетического сектора, экспорт нефти жестко контролируется государством. В условиях наступившего кризиса и произошедшего обвала мировых цен на нефть наиболее эффективной мерой в нефтяном бизнесе страны было бы введение государственной монополии на экспорт нефти.

При экономической неразберихе и хозяйственном хаосе в стране во внешней торговле возник ряд серьезных проблем и негативных явлений, значительно снижающих ее эффективность.

Государственной Думой принят 7 июля 1995 г. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который предусматривает регулирование государством внешнеторговой деятельности (ст. 12) и возможность введения государственной монополии на экспорт и импорт некоторых товаров (ст. 17), но он не действует. Необходимо непосредственно в законе определить конкретно, на какие товары следует ввести государственную монополию, и какие структуры будут осуществлять такие операции.

Таможенная служба является частью системы федеральных органов исполнительной власти и становится важным фактором обеспечения экономической безопасности РФ. Созданы необходимые правовая база и таможенная инфраструктура, способные обеспечить выполнение задач, поставленных перед таможенными органами Президентом и Правительством России. ГТК предстоит ответственная работа в связи с утверждением Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997 годы и на период до 2000 года, в которой определены стратегические направления и конкретные задачи.

Роль российской таможенной системы возросла в последние годы в связи с тем, что значимость таможенного контроля и регулирования по мере развития интеграционных процессов усиливается.

Таможенная граница является первым местом оценки соответствия стоимости и потребительской стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность наиболее точной оценки таможенной стоимости и товарной (товароведческой) экспертизы товаров, что важно также и для экспортируемых отечественных товаров, к более высокому мировому рейтингу которых должно стремиться государство.

Участники внешнеэкономической деятельности нередко используют манипуляции с таможенной стоимостью как один из способов ухода от уплаты таможенных платежей. Это послужило причиной замены адвалорных ставок таможенных платежей на специфические и комбинированные. Такая замена произошла по тем товарным группам, по которым контрактные цены постоянно занижались.

Практика показывает, что назрела насущная необходимость в дальнейшей регламентации контрактных условий. Хотя в международной торговле действуют принципы "свободы договора", "свободы волеизъявления", в то же время для таможенного оформления (заполнения ГТД, ДТС, паспорта сделки) требуется наличие определенных сведений, которые отражаются во внешнеторговых контрактах. Эти сведения должны позволять применять методы определения таможенной стоимости и таким образом ее контролировать. А для этого обязательно, прежде всего, наличие условий поставки товара через таможенную границу.

Так, в соответствии с приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 г. контракт признается документом, подтверждающим таможенную стоимость , если он содержит следующие данные: подробные сведения о продавце и покупателе, условия поставки (по "ИНКОТЕРМС-90"), перечень товаров с указанием цен за единицу каждого, а также их общую стоимость; при наличии скидок (исходя из условий сделки в контракте и в инвойсе) - условия их предоставления; необходимые реквизиты контракта, подписи и печати. Важной характеристикой контрактной цены товара могут служить сведения о его ассортименте, качестве, условиях и сроках оплаты. При несоответствии предоставляемых сведений указанным требованиям таможенный орган вправе не признавать их в качестве условий, подтверждающих таможенную стоимость.

Преимущества, получаемые во внешней торговле, возникают, как известно, и в связи с использованием административных средств регулирования внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея.

В свою очередь посредством лицензирования и "добровольного" ограничения экспорта страны ЕС, а также США регулируют импортные поставки продукции текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, станкостроительной промышленности, промышленности, производящей автомобили, электронику и другие товары. В число стран, на которые распространяется подобная политика, входит и Россия. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ