Развитие системы государственных финансов
Развитие системы государственных финансов
На
протяжении всего своего царствования Петр I постоянно был
вынужден уделять большое внимание финансовым вопросам. Содержание армии в
условиях непрекращающихся войн, ее перевооружение, строительство флота и
содержание растущего государственного аппарата вызывали быстрый рост
государственных расходов. Управление этим процессом потребовало регулярного
составления общегосударственной росписи доходов и расходов.
Ещё
до Северной войны ввиду растущих финансовых нужд правительство по примеру
Западной Европы стало усиленно эксплуатировать монетную регалию.
Регальные
права – совокупные государственные права, составляющие необходимую
принадлежность верховной власти, например, право взимать налоги, осуществлять
судебную власть и т.д. в экономической сфере регалии – права, которые изымались
из сферы деят-ти частных лиц в пользу государства с целью обеспечения
государственных потребностей, в первую очередь фискальных.
Преобладание
регальных доходов характерно для переходной эпохи от княжеского вотчинного
финансового хозяйства к налоговой системе. Регалии получили большое
распространение как форма дохода, встречавшая наименьшее сопротивление.
Также
регалии вводились, когда этого требовали интересы государства, с целью развития
производительных сил страны, но частная инициатива недостаточно созрела.
С
1699 г. началась денежная реформа и передел иностранной монеты Монетным
двором, что привело к резкому увеличению количества выпускаемых денег. До 1700 г. выпускалось от 200 до 500 тыс. руб. в год, в 1700 г. – около 2 млн. руб., в 1702 г. – уже больше 4,5 млн.
Но
скоро главный материал монетной регалии – старая серебряная русская монета –
был исчерпан, и доходность регалии стала уменьшаться, а цена монеты упала почти
вдвое. В результате этого повысились цены на все продукты, что ещё более
запутало финансовое положение правительства.
Военные
потребности привели к установлению ряда новых окладных налогов, т.е. налогов,
сумма которых фиксировалась заранее и раскладывалась на плательщиков данного
вида налога: драгунский сбор на содержание драгунских полков, сбор на постройку
судов.
Начало
Северной войны породило новый виток роста военных и общих расходов. В 1701 г. все расходы государства составили 2,5 млн. руб., в т.ч. армия и флот – 964 тыс.
государственный доход к 1701 г. по сравнению с 1680 г. вырос вдвое, новые источники теперь давали 1,3 млн. руб., т.е. сумму, превышающую весь бюджет
1680 г., но все старые налоги продолжали взиматься по-прежнему. В 1701 г. окладные военные расходы равнялись 1,1 млн. руб., в 1706 г. – 2 млн. руб., в 1710 г. – 2,5 млн.
Но
при этом в 1710 г. только военные расходы составили 3010 тыс. руб. – 80% общей
суммы в 3834 тыс. руб.
В
такой ситуации Петр вынужден был обратиться к усиленной эксплуатации оброчных
статей. В оброчные статьи были превращены домашние бани, постоялые дворы,
частновладельческие мельницы, угодья для рыбной ловли. В 1710-е годы в стране
насчитывалось более 30 различных видов налогов, среди них ледокольный, банный,
с мостов и переправ, с судов, с торговых лавок, на совершение обрядов, связанных
с рождением и вступлением в брак, знаменитый налог на бороды и др.
Рядом
указов устанавливались новые регальные права, значительно ограничивающие
деят-ть частных собственников в этих сферах. Формирующаяся в условиях
российского абсолютизма новая экономическая система характеризовалась
укреплением роли государства как предпринимателя. Государство стало активно
сдавать на откуп свои монополии, а также рыболовные, охотничьи, промысловые
угодья, мосты. Затем началась усиленная монополизация торговли наиболее
выгодными предметами на внутреннем и внешнем рынках.
С
1 января 1705 г. государство монополизировало продажу соли, причем продавало ее
вдвое дороже, чем раньше подрядчики. В следующие несколько лет к казенным
товарам были отнесены табак, деготь, коломазь, мел, рыбий жир, щетина,
ворванное и квашеное сало.
Казна,
не довольствуясь монополией на важнейшие национальные продукты, стремилась
захватывать и иностранную торговлю: купцы получали плату за комиссию, а барыш
принадлежал казне, которая принимала на себя и коммерческий риск.
Только
к концу царствования, убедившись во вредном влиянии такого множества монополий
на состояние экономики, Петр стал понемногу их сокращать, облагая
соответствующие производства особыми сборами.
В
1716 г. Петр издал Указ, по которому винокурение разрешалось людям «всякого
чина … про себя и на подряд казне». Этот указ был отменен только в 1893 г., с введением государственной винной монополии, когда министром финансов стал С. Ю. Витте.
Также
были повышены таможенные сборы – учреждена уравнительная пошлина на торговый
оборот в селениях.
Однако,
исчерпав все эти новые ресурсы, правительство оказалось вынужденным снова
обратиться к прямому обложению, причем стало раскладывать подворно чуть ли не
каждый новый расход. Непрерывно возрастало кол-во различных запросных и
неокладных сборов, которые по мере увеличения поступали все более неисправно.
Все
это привело к тому, что на 1710 г. ожидался полумиллионный дефицит. Рассчитывая
на прирост населения, Петр приказал произвести новую подворную перепись. Но
произведенная в этом году перепись показала громадную убыль населения по всей
России – по сравнению с 1678 г. численность дворов сократилась на 20%.
Не
способствовала повышению и упорядочению поступлений и децентрализация
финансового управления, осуществленная с учреждением губерний – новые запросные
и неокладные сборы поступали все с большей недоимкой. Перед правительством
опять встала задача, которую уже приходилось решать в конце 17 века, - реформа
порядка обложения и консолидация прямого налога.
Реформа финансов
Недостаточная
эффективность финансовых усилий привела к тому, что приближенные царя стали
подавать проекты перехода к «поголовщине» - принять за единицу обложения не
двор, а одну мужскую душу, независимо от возраста и трудоспособности. В итоге с
1717 г. Петр решил ради лучшего достижения всеобщности и равномерности
обложения заменить все постоянные и временные прямые сборы на основе подворного
обложения одной прямой податью, определив ее по новой окладной единице – душе.
Указом
Петра от 26 ноября 1718 г. было приказано произвести поголовную перепись.
Специально созданные канцелярии, укомплектованные офицерами, проводили ревизию
– проверку ведомостей, поданных помещиками.
Окладный
налог был определен следующим образом. Исходя из военных потребностей было
рассчитано, что на содержание армии потребуется 4 млн. руб. Разделив эту сумму
на число податных душ, получили размер единичной подати в 74 коп., которая
далее была округлена в сторону повышения – до 80 коп.
Все
податные люди, кроме помещичьих крестьян, дополнительно платили государству еще
40 коп. оброка. Это уравнивало их повинности с помещичьими крестьянами,
которые несли натуральные и денежные повинности в пользу хозяина.
Указ
11 января 1722 г. повелевал «сделать раскладку на души мужского пола крестьян и
дворовых деловых людей и иных, которые с ними равно в тягло положены по 8
гривен с персоны». Таким образом, с 1724 г. началось взимание нового налога просуществовала 163 года и была отменена лишь в 1887 г.
Подушная
подать с присоединенной к ней оброчной 4-гривенной податью с государственных
крестьян и однодворцев и податью с гостиной сотни и посадских по 1,2 руб.
Косвенные
налоги на время заняли второстепенное место в доходной части бюджета. Налоговое
бремя крестьян существенно возросло, но дворяне и духовенство освобождались от
податей.
В
итоге финансовых мероприятий Петровской эпохи, которая довела до высшего
предела напряжение платежных сил страны, бюджет получил в последний год
царствования Петра следующий вид:
Доходная часть бюджета Российской империи на 1724 г.
Статьи бюджета
|
рубли
|
%
|
- прямые налоги
(подушные и ясак)
- косвенные налоги
- регалии (монетная, соляная, почтовая)
- оброки с госуд.
имуществ и промысловые сборы регального происхождения
- пошлины
- сборы, не
распределенные по рубрикам
|
4 731 051
2 128 622
895 157
474 562
150 065
147 073
|
55,5
24,9
10,5
5,6
1,8
1,7
|
Итого
|
8 526 560
|
100
|
Во
главе финансового управления Петр поставил Сенат. Для контроля сбора госуд. Доходов
была учреждена Камер-коллегия; для управления расходами – Штатс-контор-коллегия
или Штатс-контора, для проверки счетов и отчетов – Ревизион-контора.
Сенат,
хотя и модифицируя свои функции, просуществовал 260 лет (с 1711 г. по декабрь 1917 г.), пережив даже империю.
Раздробленность
финансового управления не позволяла выработать не только план, но и даже идею о
необходимости мер по улучшению общего финансового положения страны, так как все
заботы были направлены на удовлетворение потребностей каждого отдельного
ведомства.
Податная
система (прямые налоги, питейный и соляной сборы) лежала почти целиком на
низших сословиях общества.
Основные
черты российской финансовой системы, сложившийся при Петре I, стали отличительными особенностями финансовой политики государства на
долгое время.
Денежная реформа Петра Первого
Русская
денежная система к концу 17 века перестала соответствовать росту товарного
производства, промышленности, торговли. Серебряная копейка была слишком мелкой
денежной единицей для оптовой торговли, особенно для внешнеторговых операций, и
в то же время слишком ценной для мелкой рыночной торговли.
Общее
упорядочение всей денежной системы было проведено в виде реформы монетного дела
в 1700-1704 гг. в основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль
– полтинник – гривенник – копейка. Чеканка монет окончательно стала монополией
государства.
|