Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан
Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан
2.3
Реализации
инновационной стратегии в Республике Казахстан
Инновационная политика в Республике Казахстан осуществляется
на основе стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы,
целью которой определено достижение устойчивого развития страны путем диверсификации
отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности,
подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической
экономике. []
Реализация стратегии осуществляется в три этапа. Первый этап –
2003-2005 гг. связан с реализацией мероприятий подготовительного характера. В
этот период должна быть сформирована необходимая вспомогательная база и
налажена эффективная деятельность финансовых и инновационных институтов
развития. Правительством определен алгоритм реализации начального этапа
Стратегии: первое – проведение конъюктурных, маркетинговых исследований
отраслей экономики с целью определения их конкурентноспособности; второе –
подготовка и переподготовка кадров и формирование нового формата менеджеров;
третье – обеспечение системной работы созданных институтов развития; четвертое
– создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие
научно-производственной системы вокруг базовых отраслей экономики.
Второй этап – 2006-2010 гг. – станет периодом активной Стратегии
во всех отраслях экономики. Это позволит комплексно решать вопросы создания
мощностей на основе достижений науки и техники, а также подготовки специалистов
международного уровня. Также на данном этапе будет в основном сформирована
научно-инновационная инфраструктура и начата реализация проектов, направленных
на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики.
Третий этап – 2011 – 2015 гг. – будет самым продуктивным в
части реализации Стратегии. В этот период будет происходить освоение введенных
мощностей и развитие цепочек добавленных стоимостей в новых сферах –
машиностроении, нефтехимии, информационных технологий и других. Произойдет кардинальная
диверсификация структуры отраслей экономики и эксперта.
В процессе выполнения задач первого этапа были внесены
изменения и заполнения в действующее законодательство, приняты новые законы,
проведена работа по дальнейшей гармонизации отечественного законодательства в
области внешторговой деятельности в соответствии с международными правилами. В
настоящее время инновационная деятельность в Республике Казахстан регулируется
на основе следующих нормативных документов: Закон о науке РК, Патентный закон,
Концепция инновационной деятельности РК, Программа инновационного развития Республики
Казахстан, Правила организации и проведения государственной научно-технической
экспертизы, закон об инновационной деятельности в Республике Казахстан, Закон
об инвестиционных фондах, Закон о техническом регулировании, Закон о
регулировании торговой деятельности, Закон об инвестиционном фонде Казахстана, Закон об
информатизации, Правила формирования и аккредитации специализированных
субъектов инновационной деятельности, Программа по формированию и равитию
национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг. [8, 9,
10]
Составляющий основу нормативно-правовой базы инновационных
профессов Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» определяет
содержание инновационной деятельности, субъекты и объекты инновационной деятельности,
цели и принципы государственной инновационной политики, формы государственной
поддержки инновационной деятельности.
В целях стимулирования высокотехнологичных
экспортоориентированных производств, освоения выпуска новых видов продукции
внесены изменения в Налоговый кодекс, ……могающие меры, непосредственно
связанные с инновационной деятельностью, так и косвенно способствующие
повышению предпринимательской активности, создающие благоприятные условия для
модернизации и обновление техники и технологии. [] К числу мер первого
направления прежде всего относится расширение формы предоставления
инвестиционных налоговых преференции от корпоративного, подоходного налога,
выражающие в освобождении вновь созданных налогоплатильщиков, осуществляющих
деятельность исключительно в рамках инвестиционных проектов по созданию новых
производств. Такие инвестиционные преференции предоставляются согласно перечню
приоритетных отраслей, который включает виды деятельности, характеризующиеся
несколькими уровнями переделов, цепочки добавленных стоимостей. К мерам,
непосредственно способствующим развитию наукоемких отраслей относятся установление
особого режима налогообложения для организаций, осуществляющих деятельность на
территориях СЭЗ в области научных разработок и информационных технологий,
введение льготного режима обложения корпоративным подоходным налогам для
внедряющих высокие технологии организаций нефтехимической отрасли.
Введение особого режима обложения корпоративным налогам
организаций, реализующих продукцию собственного производства с высокой
добавленной стоимостью с учетом долей доходов от такой продукции и добавленной
стоимости в общей сумме доходов от реализации направлено на стимулирование
отечественных предприятий к производству товаров с высокой добавленной
стоимостью, внедрение системы менеджмента качества и охраны окружающей среды, соответствующей
международным стандартам.
Для предприятий, обеспечивающих сертифицирование процесса
производства товаров с высокой добавленной стоимостью на соответствие требованиям
международных стандартов качества и экологического менеджмента серии ISO 9000
и 1400 е сумма корпоративного подоходного налога снижена на 50 процентов, что
по существу представляет собой меру косвенного стимулирование развития высокотехничных
процессов.
Для стимулирования обновления основных фондов осуществлен
переход на новый метод исчисления амортизационных отчислений к отнесения на
вычет расходов на ремонт. Новый метод предусматривает следующие изменения:
- сокращение групп фиксированных активов с девяти до четырех
установлением предельных норм амортизации по группам от 8 до 20 процентов;
- выделение подгрупп фиксированных активов в зависимости от года ввода
их в действие;
- упрощение механизма учета и сокращение форм налоговой отчетности;
- формирование срока амортизации с 4 до 15 лет;
- полное описание стоимости фиксированных активов по истечении
определенного периода.
Расширение сферы применения специальных
налоговых режимов для субъектов
малого предпринимательства,
снижение ставки НДС до 15 процентов, снижение максимальной ставки подоходного
налога до 20 процентов, введение регрессивной школы ставок, социального налога
направленные на создание налоговой системы, гармонично сочетающей интересы
государства и налогоплатильщики, также будут способствовать созданию
благоприятных условий для инновационной деятельности.
В соответствии с программой мероприятий подготовительного
первого этапа реализации стратегии в целях формирования единой системы
государственного управления индустриально-инновационным развитием,
функционирующей на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и
транспарентности создана система институтов развития, включающая Банк Развития
Казахстана, Казахстанский инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд,
государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и
инвестиций, Центр инжиниринга и трансферта технологий, Центр маркетингово-аналитических
исследований. Институты развития специализируется на определенных операциях и
видах деятельности.
Так, Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК) оказывает финансовую
поддержку инициативам частного сектора в нечастном сектора экономики путем
долевого и неконтрольного участия в уставном капитале предприятий, как в
Казахстане, так и за рубежом. Банк развития Казахстана (БРК) специализируется на
финансировании инициатив частного сектора и государства (в части индустриальных
проектов) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных
кредитов, в том числе и экспортных, а также путем выдачи гарантийных
обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными
институтами. Национальный инновационный фонд (НИФ) стимулирует венчурную
функцию рыночной экономики для создания и развитие высокотехнологичных отраслей
экономики, таких как информатика, электроника, биотехнология и другие.
Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и
инвестиций занимается содействием эксперту товаров и услуг казахстанских
производителей путем страхования и перестрахования политических и регулятивных
рисков. Центр инжиниринга и трансферта технологий и Центр
мартекингово-аналитических исследований является сервисными организациями.
Поскольку все институты развития созданы для решения единой
задачи – содействие в осуществлении государственной индустриальной политики,
они объединяют свои усилия по реализации Стратегии по принципу «Специализации
на определенных видах деятельности» на основе «Протокола намерений между
участниками процесса индустриально-инновационного развития Республики Казахстан».
[3]
За прошедший период институты развития значительно укрепили
свои позиции в финансовом секторе, их финансовые средства в 2005 году составили
106,821 млрд. тенге, что соответствует третьему месту после пенсионных
договоров и коммерческих банков. Среди институтов развитие наиболее
капитализированным является Банк развития Казахстана, капитал которого
оценивается в 58,4 млрд. тенге, т.е. более половины общего капитала институтов
развития.
О большей привлекательности финансовых услуг институтов
развития по сравнению с банками второго уровня свидетельствует то, что
исчисляемая с учетом средней стоимости заимствования и операционных расходов
средняя ставка вознаграждения по представляемым Банком развития Казахстана
(БРК) кредитам при среднем сроке кредитования 9,6 лет составляет 8,22% против
ставки коммерческих банков – 13,1%. (таблица )
Таблица
. Динамика объемов кредитования и процентная ставка АО«БРК» и коммерческих
банков
2002
2003
2004
Банк Развития
- объем
кредитования, млн. тенге
11740
19697
29727,7
- темп роста
объемов кредитования, %
≈1,62
1,51
- процентная
ставка, %
-
10,4
8,2
Коммерческие
банки
- объем
кредитования, млн. тенге
513359
659668
995910
- темп роста
обьъемов кредитования, %
-
1,28
1,5
- процентная
ставка, %
-
12,8
13,1
Соотношение между
объемами кредитования БРК и коммерческих банков, %
2,2
3
3
Примечание:
Составлено на
основе отчета БРК и статистического бюллетеня НБРК.
Как видно из данных таблицы , несмотря на на динамичность
объемов кредитования экономики наиболее капитализированного среди институтов развития
БРК, его доля пока незначительна и составляет лишь 3% о объемов кредитования
коммерческих банков. В то же время в течение 2002-2004 годов наблюдается
положительная тенденция возрастания доли объема финансируемых БРК
инвестиционных проектов в инвестициях в основной капитал обрабатывающей
промышленности от 6,7% до 13,0%, при этом следует отметить, что эти инвестиции
составили 71,2% от общей суммы кредитов БРК. [3]
Все институты развития рассмотрели в 2004 году 777 проектов,
из которых одобрено к финансированию 96 проектов на общую сумму 1,7 млрд.
тенге. На конец 2004 года количество финансируемых проектов составило 53 при
общей сумме 470 млн. тенге. Среди институтов развития по показателям количества
финансируемых проектов и их стоимости лидирующее положение занимает БРК (41% и
66% соответственно).
БРК в соответствии со своим предназначением способствует
развитию приоритетных отраслей и сфер национального хозяйства, о чем
свидетельствует отраслевая структура инвестиционных проектов (рисунок ),
кредитует производство новой ранее не выпускавшийся в стране продукции,
способствует привлечению в страну иностранного капитала, в
результате чего осуществлено заимствование на общую сумму 378,8 млн. долларов
США, выполняет посреднические функции путем объединения ресурсов различных
источников в «финансовые пакеты», на агентской основ БРК, обслуживает
10инвестиционных проектов на сумму 84 млрд. тенге.
АО «Инвестиционных фонд Казахстана» предоставляет
государственно-частное предприятие, принятое инвестировать новые и действующие производства
в приоритетных отраслях с использование методов и элементов венчурного и
проектного финансировании.
Таким образом, благодаря высокой капитализации, льготным
условиям кредитования, высоким уровня менеджмента институты развития
превращаются в один из важнейших инструментов финансирования инновационного развития
страны. Однако, объемы кредитования пока остаются недостаточными, если учесть,
что для реализации Стратегии предполагаются инвестиционные затраты около 180
млрд. тенге, то объемы кредитования БРК, составляющие всего 16% от этой суммы и
включающие в себя не только кредиты чисто инновационного характера, далеко не
достаточны для обеспечения инвестиционных потребностей страны. В соответствии с
Инвестиционной декларацией участие инвестиционного фонда Казахстана в
инвестиционном проекте обусловленности прежде всего соответствием проекта основным
направлениям инновационно-индустриальной политики, привлекательностью финансово-экономических
параметров, ориентированных на повышение технико-технологического уровня
производства и продукции.
В течении 2003-2005 годов на формирование и увлечение
уставного фонда Инвестиционного фонда из государственного бюджета было выделено
более 28 млрд. тенге, использование этих бюджетных средств показано в таблице
А.
Таблица
а – Проектнофинансирование АО «ИФК»
Показатели
Сумма,
млн. тенге
Поступление
из Республиканского бюджета
2003 год
23000
2004 год
5892,2
Уставный
капитал фонда
2005 год
28892,2
Проект
2004 года
- АО «Pamspipe»
105,9
-
Булгарконсервпродукт
1088,4
-
ЗайсанРыбаПродукт
154,4
- КазРуно
1613,1
- КапсИнтел
167,9
- Лисаковский
стеклозавод
50,3
- АО «Мырзабек»
831,2
- Раимбек Инвест
648,0
Проекты
2005 года
- Уркер косметик
1031,1
- EURASIAFLOR
384,3
- HEAVENHOUSE
650,0
- Мунаймаш
387,5
-
Экопродуктгруппа
988,9
- Досжан темир
жолы
147,0
Инвестиционный фонд осуществлял финансирование 13 проектов на
общую сумму около 6,2 млрд. тенге, что составляет 22% от уставного капитала
фонда при средней стоимости проектов 500 млн. тенге или менее 40 млн. долларов
общего количества проектов всего (Каз Руно, Булгарконсервпродукт,
Уркеркосметик, ЭкопродуктГрупп) характеризуются стоимостью 1 млрд. тенге и
более. Следовательно, занимающий вопрос место по уровню капитализации среди
институтов развития, Инвестиционный фонд использует свои возможности менее чем
на четверть, а финансируемые им проекты в большинстве случаев (более 75%)
представлены мелкими производствами, стоимость которых колеблется от 50 млн.
тенге до 400 млн. тенге. Естественно последние проект вряд ли могут выступать в
качестве системообразующих крупномасштабных проектов.
Как видим, благодаря высокой капитализации и льготные условия
кредитования институты развития становится важнейшим инструментом
финансирования инвестиций.
В то же время, институты развития, созданные в целях
реализации стратегических крупномасштабных проектов, способных дать толчок
периода на инновационное развитие всего народнохозяйственного комплекса, пока
ограничиваются в своей деятельности традиционными кредитованием бизнеса и
проектным финансированием. Недостаточная эффективность институтов развития
обуславливается разнонаправленность инвестиционных усилий, распыленностью
средств на мелкие и зачастую, случайно выбираемые проекты. [11]
Работа институтов развития осложняется отсутствием готовности
у большинства предприятий заявителей к работе с крупными проектами, что
выражается в подаче в национальные институты развития сравнительно небольших проектов,
ориентированных на удовлетворение лишь внутреннего рынка, а также в низком
качестве подготовки крупномасштабных системообразующих проектов. [11, 12]
Как показывает мировой опыт организации инновационных
процессов, важное место среди факторов повышения их эффективности занимает
организационный фактор, связанный с региональным объединением производителей. В
результате такого подхода обеспечивается конкуренция на рынке не отдельных
предприятий, а регионального промышленного комплекса, построенного на
совместной технологической кооперации компанией, позволяющей сокращать
трансакционные издержки. В этом случае предлагается организация кластеров,
сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но
объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является
конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и
подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети.
[6]
По определению кластер представляет собой группу
близкорасположенных и связанных между собой предприятий и сопутствующих им
организаций, работающих в определенной отрасли, объединенных и дополняющих друг
друга. Кластер может охватить район, область или даже один город с захватом
близлежащего города или соседних стран. Кластеры создают возможности для
инновационного и производственного роста в связи с формированием каналов для
эффективного использования потенциально новых ресурсов для инноваций, с
возможностью раннего определения и прогнозирования технологических тенденций, с
появлением среди, благоприятствующей образованию новых способностей с созданием
благоприятных предпосылок для распределения рисков.
Кластеры стимулируют и облегчают формирование нового бизнеса,
поддерживающего инновации и расширение кластера, поскольку обеспечивается
лучшая компетенция в образовании с венчурным капиталом и развитием
быстрорастущих компаний, связи и каналы внутри кластера способствует появлению
взаимно дополняющих навыков, технологий, субсидий, которые позволяет
участвовать в более крупных сделках, в которых индивидуальные компании не
конкурентноспособны, поддерживаются появление новых участников, укрепляются
социальные и другие неформальные связи способствующие появлению новых идей и
бизнеса, формируется более совершенные потоки внутри кластера.
Основные преимущества кластерной организации экономики
относятся:
- согласование целей власти, сообщества и бизнеса;
- поставка эффективного бизнеса;
- снижение издержек производства;
- повышение инвестиционной привлекательности отраслей;
- гарантированная сеть поставщиков;
- модернизация производства и обновление технологией благодаря действию
с научно-исследовательскими институтами;
- целенаправленная подготовка кадров.
В целях определения конкурентноспособности экономики
Казахстана в международном разделении труда проведены масштабные аналитические
исследования с привлечением известных международных консалтинговых и
научно-исследовательских организаций. К примеру, проект «оценка
конкурентноспособности» действующих и потенциальном перспективных секторов
казахстанской экономики и выработка рекомендаций по их развитию осуществлен Центре
маркетингово-аналитических исследований и международно-признанной организацией «Джей
и Остин Асашиэйтс» (У.Е. Austin Associates Ink). [2]
Кластеры принимают различные формы в зависимости от своей
глубины и сложности, но в большинстве случаев включают компании готового
продукта или сервисная компании, поставщиков специализированных факторов
производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг, финан7совые
институты, фирмы сопутствующих отраслей.
Кластеры могут включать также фирмы, работающие в низовых
отраслях (т.е.е. потребителями), специализированных провайдеров инфраструктуры,
производителей побочных продуктов, правительственные и другие организации,
обеспечивающие обучение, образование, поступление информации, проведение
исследований и предоставляющие техническую поддержку, а также организации,
устанавливающие стандарты.
В целях реализации казахстанской кластерной инициативы был
осуществлен отбор кластеров на основе анализа имеющихся конкурентных
преимуществ, вклада отрасли в экономику и перспектив развития в
Казахстане, тенденций и характеристик мирового, регионального и национального рынков,
а также сравнение производственных издержек отечественных производителей с
зарубежными конкурентами, возможностей экспорта тех или иных товаров или услуг,
наличие стратегического видения, готовности к работе и лидерства.
В качестве перспективных направлений для создания кластеров
были определены следующие семь кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность»,
«Тестильная промышленность», «Металлургия», «Нефтегазовое машиностроение»,
«Строительные материалы», «Транспортная логистика».
Состав прямых и косвенных участников производственного
процесса, уровень их развитости и интенсивности взаимодействие между ними
характеризует карта кластера.
Рисунок 2. Карта кластера текстильной промышленности.
Она разделяет всех участников на две крупные категории: ядро –
те, кто непосредственно вовлечены в процесс производства продукта/услуги,
поддерживающие и связанные отрасли – те субъекты, от которых в той или иной степени
зависит деятельсноть ядра, и ресурсы – факторры производства, специфичные для
данной отрасли.
Как видно из карты текстильной промышленности, приведенной на
рисунке 2, наибольшая концентрация новых предприятий текстильной промышленности
приходиться на Южно-Казахстанскую область, это обусловлено близостью к сырьевой
базе. Текстильные предприятия предыдущего поколения такие как АСР, Алматинская
трикотажная фабрика, Ак-Жип расположены в Алматинской области, что связано с
историко-географическим разделением труда в период Советского Союза.
К хорошо развитым компонентам текстильной промышленности в
Казахстане можно отнести: сырьевую базу, представленную хлопкоперерабатывающими
заводами, энергетическую базу (водоснабжение, электричество), а также
государственные структуры. В ЮКО на сегодняшний день насчитывается 19 хлопкоперерабатывающих
заводов. Несмотря на то, что скорость переработки является низкой,
изготовливаемого хлопка более чем достаточно для местных потребителей. По подсчетам
экспертов, даже при полной загрузке всех текстильных компаний (включая компании
планирующие запуск производства на 2005-2006гг.) внутреннее потребление
составит около 25-35% от всего производимого хлопка. Несмотря на достаточное
количество поставляемого сырья текстильным компаниям, качество производимого
хлопка волокна не всегда соответствует для приозводства высококачественной
продукции.
К слабо развитым компонентам на кластерной карте отнесены следубщие
компоненты: машины и оборудование, капитал, технологии, ассоциации,
образовательные учреждения, поддерживающие отрасли, производство (прядение,
тканье).
По всем предлагаемым кластерам был проведен анализ
конкурентных преимуществ на основе теории конкурентных преимуществ М.Пертера,
суть которой состоит в том, что любая страна расположена определенным, только
ей присущим набором преимуществ, таким как, например, уровень
производительности труда, качество трудового ресурсов, качествопроизводимых
товаров и услуг, искусство управление и другие. Ключевое место в теории
отводится «национальному ромбу», который в себя четыре основных фактора конкурентноспособностистраны,
которые формируют конкурентную среду фирмы и продвигают, либо наоборот
препятствуют формированию конкурентных преимуществ страны. Этими факторами
являются: обеспеченность факторами производства, стратегиями фирм, структура и
конкуренциями; условия фирм; родственные и поддерживающие отрасли.
Результаты анализа конкурентных преимуществ, приведенные в
проекте «Оценка конкурентоспособности действующих и потенциальноперспективных
секторов казахстанской экономики и разработка рекомендаций по их развитию»,
отражены на рисунках 3-9.
Как видно из карт активов предлагаемых к созданию кластеров,
практически во всех отраслях кроме металлургии, наблюдается отсутствие активов
по НИОК РК и технологиям. Так, в частности, по текстильной промышленности
констатируется слабое развитие компаний занимающихся исследовательской и
проектной деятельностью, ограниченность финансовых возможностей у таких
компаний и институтов для коммерциализации исследований (схема карта кластера).
В отрасли отсутствует квалифицированный персонал, способностей проводить
исследования, которые бы соответствовали современным мировым стандартам и могли
бы коммерчески использоваться местными текстильными компаниями. Технологии,
используемые в РК при НИОКР не соответствуют мировым стандартам. В мировом
производстве текстили всю большую роль играют информационные и производственные
технологии, широкоиспользуемые международными текстильными компаниями. Успешное
развитие НИОКР является условием развития и усовершенствования остальных
сегментов цепочки, например, исследования в области генной инженерии, селекции
семян хлопка, совершенствование технологии производства, улучшение
информационных технологии необходимы для создания успешной базы текстильного
кластера в Казахстане.
Количество отечественных компаний, занимающихся
научно-исследовательскими работами в невфегазовой отрасли ограничено. Зарубжные
компании – производители нефтегазового оборудования сами проводят необходимые
исследования. В то время как большинство отечественных специалистов в данной
отрасли не обладают необходимым знанием стандартов API, ASME, ISO, HACCP. Технологическое
обеспечение соответствует только государственным стандартам, но не
международным, что затрудняет работу с МНК. Исследовательскими разработками в металлургической
промышленности занимается организация – «Национальный центр по комплексной
переработке минерального сырья Республики Казахстан» Министерства энергетики и
минеральных ресурсов, организованный в декабре 1998г. на базе
Научно-исследовательского объединения промышленной экологии «Казмехнабор»,
истоки создания которого приходятся на 1958 г. в соответствии с казахстанской научно-исследовательской программой Центр занимается разработками в
горно-металлургической промышленности. Образовательные институты в данной сфере
развиты например, Карагандинский университет включает специализации по цветной
и черной металлургии, «Институт Горного Дела» им.Д.А.Кунаева. Однако,
технологическое оснащение и технологии используемые на НИОКР организациях
являются устаревшими, большинство из них было произведено во времена Советского
Союза. Географическая концентрация научно-исследовательских институтов
приходиться в основном на город Алматы.
Специализированного исследовательского института для индустрии
строительных материалов в Казахстане не существует. Исследования и разработки
(диссертации, публикации и т.д.) производятся в образовательных учреждениях
(около 20 гос. университетов), в которых имеются департаменты, занимающимися исследованиями
в этой области, хотя практического применения данных исследований не налажено.
Также, крупные компании имеют исследовательские лаборатории для тестирования
качества материалов, компонентов, а также разработки новых продуктов.
По данным компаний существует проблема нехватки специалистов
технологов, которая заключается в недостаточном количестве подготовки
специализированных кадров, а также в невысоком качестве образования в
казахстанских университетах, данная проблема особенно ощутима предприятиями
малого и среднего бизнеса, так как повышение квалификации работников за рубежом
является затратной.
Материальная база для исследований в университетах, а также
техника и методы исследований является устаревшей. Только крупные компании
импортируют оборудование для лабораторных исследований. Исследования в области
производства строительных материалов наиболее развиты в городах – Алматы,
Астана, Тараз, Караганда.
Исследования и разработки в пищевой промышленности находятся в
неудовлетворительном состоянии. Отсутствие достаточного количества компаний для
проведения исследований вынуждает крупные предприятия по производству пищевой
продукции создавать отделы по оказанию данных услуг для собственных нужд
предприятия. Этот факт также был учтен при оценке человеческого капитала и
технологий. Крупные компании обладают абсолютно всеми необходимыми
технологиями, и несмотря на отсутствие подготовки со стороны образовательной
системы, проводят собственные разработки являющиеся предметов для обмена опытом
и экспертизы внутри предприятия. Однако, малые и средние предприятия придают
малое значение исследованиям и разработкам в связи с недостатком финансовых
ресурсов. Поощрение персонала к дальнейшей работе по исследованиям и
разработкам в отрасли, а также поддержка компаний работающих или начинающих работу
в данном направлении со стороны государства может значительно улучшить ситуацию
в данном звене цепочке добавленных стоимостей.
Специальных институтов, которые бы занимались исследованиями в
сфере туризма (в данное время только государственные учреждения проводят
исследования). Казахстанскими компаниями изучение рынка проводится собственными
силами. Также наблюдается отсутствие компаний, которые были бы способны
разрабатывать туристические объекты, например для строительства парка
развлечений. Недостаточно изучается международный спрос на туристические
услуги, которые может предложить Казахстан, а также предпочтения прибывающих в
Казахстан туристов. Все образовательные институты сферы туризма не обеспечивают
данную отрасль специалистами, обладающими способностями проводить исследования
и разработки.
Созданные в Казахстане технопарки и технологический бизнес –
инкубаторы имеют статус коммунальных предприятий при местных органах
государственного управления и были ориентированы на загрузку пустующих производительных
площадей и увеличение занятости трудоспособного населения, традиционно их
деятельность включает следующие направления:
- предоставление в аренду производительных и административных площадей;
- организация проката технологического оборудования;
- предоставление общих коммунальных и коммуникационных услуг.
Как видим, в деятельности этих структур отсутствует главное
целевое направление, определяющее их как технопарки и технологический бизнес –
инкубаторы – создание и внедрение инноваций. [7]
Преобладание в деятельности технопарков и бизнес – инкубаторов
направлений, отдаленных от инновационной сферы, естественно, обусловлено
особенностями этапа их становления.
Эту ситуацию наглядно иллюстрирует пример ОАО «Астана -
Технопарк», созданного на базе «Казсельмаша», уставом которого только три из
пятнадцати предусмотренных видов деятельности относились к инновационной сфере
(разработка проектно-конструкторской и технологической документации, подготовка
продукции, сбор и обработка информации по инновациям, экспертиза инновационных
проектов).
Как правило, стратегия технопарка предполагает три этапа
развития: промышленный парк, технологически ориентированный промышленный парк,
исследовательский парк.
На первом этапе ставилась задача улучшения финансового
положения технопарка за счет привлечения инвестиций на новые, готовые к
реализации инновационные проекты и коммерческие предложения, диверсификации
производства, оптимизации структуры управления. Второй этап предусматривал
формирование и внедрение системы взаимоотношений «наука - производство» на
основе установления долгосрочного сотрудничества с ведущими отечественными
научными учреждениями и зарубежными парками, техническое перевооружение и
модернизация технологий. Задачей третьего этапа выступает развертывание
научно-исследовательских работ по высоким технологиям, формирование
опытно-экспериментальной зоны,
внедрение высокотехнологичных проектов, создание социальной зоны
технопарка.
Созданные при научных центрах технопарки не отвечают в полной
мере классическому определению этого структурного образования, выступают в
большей степени в качестве исследовательских подразделений этих учреждений в
связи с недостатком частных инновационных предприятий как малых и средних, так
и крупных, отсутствии необходимых инвестиций и поддержки со стороны
промышленности.
Другие образцы инновационных
производственно-технических структур-технологический бизнес – инкубаторы –
практически все характеризуются отсутствием инновационной направленности в
деятельности созданных на их основе малых и средних предприятий.
В этих условиях требуется проведение аттестации существующих и
создаваемых технопарков и бизнес – инкубаторов на основе разработки нормативных
документов, определения их соответствия требованиям, предъявляемым к таким
структурам. Выявленные в результате аттестации действительно инновационные
технопарки и бизнес – инкубаторы должны быть обеспечены поддержкой со стороны
государства.
Как показывает анализ в Казахстане осуществлены по
формированию таких элементов инновационной сферы, как законодательная правовая
база, система институтов развития, определены перспективные отрасли для
кластерного развития, создаются зоны высоких технологий, технопарки и бизнес –
инкубаторы. В то же время принятые меры по поддержке и развитию инновационной
сферы не сыграли решающей роли в ее подъеме, инновационный потенциал и создаваемые
возможности не взаимодействуют с процессами перестройки казахстанской
экономики, практически не повышают эффектность экономики. Нам представляется,
что в целях преодоления сложившейся ситуации необходимо придать мерам
инновационной политики комплексный, системный характер, основанный на учете
состояния и тенденции социально-экономического развития нашей страны и мирового
хозяйства, на четком преставлении о возможностях и взаимодействиях в системе
«наука-техника-производство».
Дело в том интеграция всех ресурсов в инновационной сфере
сдерживается барьерами в подсистемах «наука-инновационный проект»,
«инновационный проект-финансовая система», «производство-инновационный проект»,
информационной изолированностью между элементами системы.