Реформа кредитно-банковской системы в Российской Федерации
Реформа кредитно-банковской системы в Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Донской Государственный Технический Университет
кафедра "Экономика"
_______________________________________________________
Реферат на тему:
«Реформа кредитно-банковской системы в Российской
Федерации»
Выполнил
Проверил
г. Ростов-на-Дону
2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................................................................................................................ 3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.............................................................. 4
— становление кредитной
системы в России до 30-х годов 20 века:....................................................... 4
— в предверии банковской реформы:................................................................................................... 5
1.
Начало реформы кредитно-банковской системы (1987 – 1990).......................................................................... 6
2.
Реформы кредитно-банковской системы РФ до середины 1998 г........................................................................ 9
Кредитная система:..................................................................................................................................... 9
Банковская система:.................................................................................................................................. 11
Состояние
банковской системы России к началу 1998 г.:........................................ 12
Сложившиеся проблемы:........................................................................................................................ 13
Сложившаяся структура
банковской системы:...................................................................................... 14
3.
Реформы после кризиса 1998 г..................................................................................................................... 16
3.1. Российские банки
после кризиса......................................................................................................... 16
3.2. Реструктуризация
банковской системы.............................................................................................. 20
1). Финансовое
оздоровление кредитных организаций............................................................................ 20
2). Реорганизация
кредитных организаций.............................................................................................. 21
3). Отзыв банковских
лицензий и контроль за ликвидацией кредитных организаций.............................. 22
4). Специализация
кредитных организаций и концентрация банковского капитала................................. 23
5). АРКО – рычаг
реструктуризации..................................................................................................... 24
Заключение.................................................................................................................................................... 26
Список
использованной литературы................................................................................................................. 27
— Кредитная система:
Организация финансово-кредитного обслуживания
предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют
исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и
бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не
только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но
и темпы экономического развития страны в целом. Вместе с тем, эволюция
кредитной системы и кредитного дела в полной мере определяется экономической
ситуацией в стране, господствующими формами и механизмом хозяйствования.
Каждому этапу историко-экономического развития народного хозяйства
соответствуют свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной
системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-финансовом
обслуживании отдельных звеньев экономики.
Механизм функционирования кредитной системы постоянно
меняется под влиянием изменений ее оргструктуры, организационно-правовых форм
осуществления кредитных операций, форм и методов кредитования и
кредитно-расчетных отношений.
— Банки:
Банки составляют неотъемлемую черту
современного денежного хозяйства, их еятельность тесно связана с потребностями
воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы
производителей, банки опосредуют связи между
промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это
атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны,
сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это
планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным
денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако,
потеряли свою изначально высокую роль.
После того
наша страна решила строить рыночную экономику, безусловно, потребовалось
глубокое реформирование (а фактически создание заново) кредитно-банковской
системы, поскольку советская кредитная система стала неэффективной, не отвечала
характеру происходивших в стране изменений и главное - была пригодна только
для нужд централизованного планового хозяйства (на деле выполняла только вспомогательную
роль в хозяйстве СССР). Кредитно-банковскую систему России на пути
реформирования несколько раз поражал кризис, что во многом было следствием
незавершенности реформ и приводило к значительному изменению условий их
проведения.
В своем реферате я изложу
проведение поэтапного реформирование кредитно-банковской системы сначала в СССР
(последние годы существования), а затем в России (как самостоятельного
государства), приведу основные направления реформ, их законодательная основа и их
последствия, результаты.
До проведения одной из важнейших
экономических реформ - отмены крепостного права - банковская система страны
состояла в основном из дворянских банков. Сферой их деятельности являлся
поземельный кредит, который предоставлялся под залог помещичьих имений из
расчета числа крепостных "душ", а также драгоценностей. Первый
дворянский банк был учрежден в 1854 г. с конторами в Петербурге и Москве и назывался
Банк для дворянства. Кредитованием промышленности и торговли занимались прежде
всего банковские фирмы и менялы, широко процветало ростовщичество. С 60-х годов
стали учреждаться акционерные коммерческие банки, развитие которых активизировалось
в 90-е годы. Важную роль в экономической жизни страны стали играть ипотечные банки,
представляющие кредиты под землю и недвижимость, и городские банки, находящиеся
в ведении городских управлений.
Банковская система России в преддверии
первой мировой войны включала эмиссионный Государственный банк, акционерные
коммерческие банки, ипотечные банки, городские банки. Продолжался процесс
концентрации, слияния банковских ресурсов. До 80% капитала акционерных
коммерческих банков, которых насчитывалось около 50, было сосредоточено в 18
банках. Из них выделились 5 крупнейших банков Русско-Азиатский, Петербургский
международный коммерческий, Азово-Донской, Русский (для внешней торговли) и
Русский торгово-промышленный. Собственные капиталы и вклады этих банков превысили
2 млрд. рублей, или 48% указанных средств всех акционерных коммерческих банков.
Ведущая пятерка банков имела 418 филиалов по всей стране. Под контролем
акционерных коммерческих банков находилось множество крупнейших промышленных и
торговых фирм. Например, Русско-Азиатский банк контролировал такие предприятия,
как Путиловский завод, Петербургский и Русско-Балтийский вагоностроительный
заводы, Петербургский международный банк представительствовал в 50 акционерных
обществах. Особенностью банковской политики России являлось активное
привлечение иностранного капитала, в основном французского. В 1914 году
примерно половина акционерного капитала 18 коммерческих банков принадлежала
иностранным партнерам.
Система ипотечных банков включала два
государственных - крестьянский поземельный и дворянский земельный, 10
акционерных земельных банков, 36 губернских и городских кредитных обществ.
Свыше 60% общей суммы ипотечной задолженности приходилось на государственные
банки. Городских общественных банков насчитывалось 317. Они специализировались
преимущественно на выдаче ссуд под городскую недвижимость.
Одним из первых актов Октябрьской
революции был захват Государственного банка России, а затем, в конце декабря
1917 года, издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных банков. В
1917-1919 годах в связи с отменой частной собственности на землю были ликвидированы
ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу
ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные частные банки, объединенные с
Госбанком, образовали Народный банк РСФСР, который в 1920 году прекратил свою
деятельность, будучи трансформирован в Центральное бюджетно-расчетное управление
Наркомфина.
Однако с переходом к новой экономической
политике возникли предпосылки развития кредитных отношений и создания
по-существу заново банковской системы. В конце 1921 года начал функционировать
Государственный банк, стала активизироваться кредитная кооперация, были созданы
кооперативные банки. На селе низовое звено кредитной системы представляли
кредитные и сельскохозяйственные товарищества, осуществляющие банковские
операции. Затем начали формироваться на щпаевых началах общества сельскохозяйственного
кредита, которые представляли собой местные сельскохозяйственные банки,
расположенные в областных (губернских) центрах.
Одновременно с возрождением кредитной
кооперации в начале 1922 года были учреждены кооперативные банки, призванные
содействовать кредитом развитию потребительской кооперации.
Следующий этап становления кредитной
системы - создание отраслевых специальных банков - акционерного общества
"Электрокредит", акционерного Российского торгово-промышленного
банка, Центрального коммунального, с сетью местных учреждений и других. Начали
действовать и территориальные банки, в частности, Среднеазиатский и Дальневосточный.
Здесь важно выделить следующий момент.
Стало ясно, что реализация новой экономической политики невозможна без
аккумуляции и широкого использования средств предпринимателей. Вот почему в
1922 году были учреждены с участием частного капитала два банка - Российский
коммерческий банк и Юго-Восточный банк. Причем, что весьма примечательно, одним
из учредителей Роскомбанка явились представители деловых кругов Швеции. Было
также принято решение об организации частных банковских учреждений в форме
обществ взаимного кредита, деятельность которых предполагала мобилизацию и
вовлечение в хозяйственный оборот средств мелких товаропроизводителей и
частников.
Реализация указанных мер позволила
сформировать к концу 1925 года достаточно развитую кредитную систему, состоящую
в основном из кредитных учреждений, созданных на новых началах. Функционировал
121 акционерный банк, 114 кооперативных банков, 153 коммунальных банка, 196
обществ сельскохозяйственного кредита, 173 общества взаимного кредита и
кредитная кооперация, объединяющая 3800 подразделений. В то же время сеть
учреждений Госбанка СССР насчитывала 459 учреждений, на долю которых
приходилось 56% всех кредитных вложений.
На этом, пожалуй, развитие инициативы в
становлении кредитно – банковской системы было приостановлено.
В 1927 году ЦИК и Совнарком СССР приняли
постановление "О принципах построения кредитной системы", которое
положило начало монополизации банковского дела. Дальнейшие изменения в организационной
структуре банков произошло в 1930 году в связи с проведением кредитной реформы.
Все операции по краткосрочному кредитованию были сосредоточены в Госбанке,
реорганизованы банки сельскохозяйственного кредита, функции которых в
последующем перешли к Госбанку, создано четыре специализированных банка
долгосрочных вложений.
Итак, к 1987 году в СССР существовало
четыре банка: Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, Гострудсбекассы. Эмиссионные,
управленческие и контрольные функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое
обслуживание выполнял Госбанк СССР. В нем автоматически аккумулировались
свободные денежные средства, распределяемые между экономическими субъектами по
заранее утвержденному кредитному плану. Госбанк был, ориентирован в основном на
выполнение этого плана своей филиальной сетью и нёс ответственность только
перед вышестоящими органами, а не клиентурой.
Предельная централизация банковской системы имела и
свою притягательную сторону, по крайней мере, для отдельных экономических
субъектов. Денежная система находилась в единых руках, что позволяло подавлять
инфляцию, стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост государственного
внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять практически беспроцентное
банковское кредитование государственных предприятий, и в особенности совхозов и
колхозов, в ряде случаев долги государственному банку просто не возвращались и
превращались в дотации.
В период господства командно-административной системы
в нашей стране роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к
проведению безналичных расчетов между предприятиями, кассовому обслуживанию, а
также финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и специальных
целевых фондов. Будучи составной частью государственного аппарата, банки при
централизованном общегосударственном планировании осуществляли кредитные
операции в рамках строго регламентируемых направлений использования денежных
средств и лимитируемых фондов кредитования. Внеплановые операции допускались
только по решениям партийно-правительственных органов. Для руководителей
предприятий и для самих банковских работников фактически не было существенной
разницы между бюджетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось
из того же бюджета по условным процентам. Государственный банк постоянно
занимался воспроизведением через кредит финансового образа директивного
государственного народнохозяйственного плана и дополняющих его правительственных
программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся кассой правительства,
осуществляя денежную и кредитную эмиссии для финансирования во многом
дефицитных, расточительных, и часто, просто ненужных правительственных
программ. Введение в дополнение к государственному сети специализированных банков
не меняло дела по существу, поскольку они стали разделенным централизованным
банком, в котором прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская
система лишь тормозила развитие товарно-денежных отношений.
В связи с взятым КПСС в середине 80-х
годов курсом реформ, возникла необходимость в реформировании и банковской
системы. Считалось, что банковский сектор призван обеспечивать максимальную устойчивость
денежной системы в период реформ, содействовать стабильному функционированию
предприятий.
В 1987 году началась
2-х этапная реорганизация.
В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более
интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации
банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в
стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой
предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В
свою очередь это требовало перестройки кредитно-банковской системы.
Предусматривались изменения всей ее организационной структуры, повышение роли
банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение
кредита в действенный экономический рычаг.
На первом этапе реорганизации была создана новая структура
государственных банков. Модель реорганизации включала:
1) создание
двухуровневой банковской системы (Центрального эмиссионного банка и государственных
специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);
2) перевод
специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
3) совершенствование
форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей
хозяйства.
В результате была создана система банков в следующем
составе:
· Государственный банк СССР.
· Агропромышленный банк (Агропромбанк).
· Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).
· Банк жилищно-коммунального хозяйства и
социального развития (Жилсоцбанк).
· Банк внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк).
· Банк трудовых сбережений и кредитования
населения (Сберегательный банк).
Центральное место в кредитной системе страны должен
был занять Государственный банк. Ранее выполнявшиеся им функции по кредитованию
предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и
осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим
специализированным банкам:
— специализированным
банкам была передана вся низовая сеть Госбанка (отделения), им предоставлялось
право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования;
— система сберегательных касс была преобразована в единый
Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями;
— за Госбанком сохранились: в центре – Правление, в союзных республиках
– республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях и
автономных республиках – управления Госбанка;
—
Госбанк сохранил за собой
эмиссионную , расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование
непроизводственной сферы.
Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк,
Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в
союзных республиках – соответствующие республиканские банки, а в областях,
краях и автономных республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из
управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших
отделений Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлению
осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала
в даннном отделении – Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка.Благодаря
проведенной реорганизации в одном отделении (филиале) банка сосредоточивалось
обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности предприятий.
В качестве позитивных мер банковской
реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов,
прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных
ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных
средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного
оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих
мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб.
Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными
последствиями банковской реформы. Ведь главным мотивом преобразований было
стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Да, реорганизация в определенной
степени активизировала банковскую деятельность. Но она не могла коренным
образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивала экономические отношения:
— не изменились
принципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом
режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не
была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь
разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало
невозможной конкуренцию между ними.
— резко возросли
издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом
его заработной платы и организованных расходов.
— Госбанк
занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности
воздействовать на выполнение кредитных планов.
— каждый банк
реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы
управления, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями,
не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое
финансовое обслуживание и субсидирование предприятий;
— монопольное
положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести
торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить
искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В
результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную
роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.
—
целесообразность и выгодность
предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков.
В целом реорганизация только усугубила недостатки в
работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными. В итоге получился
"аппаратный" вариант перестройки банковской системы. Реорганизация,
проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольного положения Госбанка и
Стройбанка в сфере кредитных отношений, привела на смену одним монополистам
других. Очень скоро стало ясно, что настоящая реорганизация банковской системы
еще впереди. Объективно был необходим второй этап банковской реформы,
направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в
области кредита . Начало его связывается с созданием в 1988 г. первых
коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных
отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка стало означать
замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения
финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения.
Мысль о необходимости перехода к рыночной экономике в
общественном мнении стала утверждаться на рубеже 80-х и 90-х годов. Первые
негосударственные коммерческие и кооперативные банки стали создаваться на фоне
ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы. Тем самым и
возникло качественно новое направление формирования банковской системы.
Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения
коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в
момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой.
Коммерческий статус дает банку значительную
самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня
процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в
использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда
своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.
Численность вновь созданных
коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в
СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года
их число возросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем
количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за
счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированных
банков.
В середине 1990 г.
правительство объявило о начале программы перехода к рынку, которая включала
также планы дальнейшей реорганизации банковской системы. В частности, в
правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной
двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и
коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы созданные в 1987 г. специализированные
банки.
Наряду с этой программой исполнительные и
законодательные органы страны рассматривали альтернативную прогармму перехода к
рынку - "500 дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему,
которая помимо Госбанка и коммерческх банков дополнялась сетью
специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний ,
земельных банков, инвестиционных фондов , кредитных товариществ, пенсионных
фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла
количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания
специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно
подменяла понятие "кредитная система" понятием "банковская
система". Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только
банками. Кроме того, в программе оставалось понятие "ссудного
фонда", тогда как в условиях рынка необходима его замена на "рынок
капитала".
Концепция структуры новой кредитной
системы практически полностью перешла в программу союзного правительства
" Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку
", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была
допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой по сути
подразумевалось создание новой кредитной системы.
Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г.
были приняты законы “О Государственном банке СССР” и "О банках и
банковской деятельности ", которые окончательно устанавливали двухъярусную
банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка
и коммерческих банков. Согласно этому закону
— были изменены
статус Государственного банка СССР и его роль в экономике страны. Банк был
выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую
независимость. Он стал выполнять функции Центрального банка;
— коммерческие
банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной
политики, а также при определении процентных ставок . Кроме того, им были даны
права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным
банком.
Закон 1990 г. изменил функциональную
деятельность Госбанка: кроме эмиссионной , расчетной функции, он стал
контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них
обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие
закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех
регионах страны.
Специализированные банки были превращены
в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные
кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным
страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой
основе страховые компании "Центрорезерв" ,
"Дальросс","Аско" и др.
Одновременно было создано несколько
инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия
"Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает
складываться трехъярусная кредитная система.
К концу 1991 г. в связи с образованием
Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая
структура кредитной системы, законодательной основой для которой были принятые
в РСФСР законы "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и
"О банках и банковской деятельности в РСФСР" (от 2 декабря
1990 г.). Новая кредитная система складывается из следующих трех ярусов (конец
1992 г.):
Центральный
банк РФ
Банковская
система
коммерческие
банки
сберегательный
банк РФ
Специализированные
небанковские кредитные институты:
страховые
компании
инвестиционные
фонды
прочие
Такая структура кредитной системы РФ
приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том,
что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он
представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов
специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование
рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание
последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной
собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса
кредитной системы.
Новая банковская система пока развивается
сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих
банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь
образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным
недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков -
1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб, в
товремя как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или
2% их общего количества.
Поэтому мелкие коммерческие банки не
могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность
их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы
являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая
база; отсутствие конкуренции ; недоступность услуг для ряда клиентов из-за
высого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом
числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было
обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг,
дальнейшим продвижением рыночных реформ.
К концу 1994 г. в России действовало
около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое
количесиво инвестиционных фондов (компаний) , одновременно стали создаваться
ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные
компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.
На конец 1994 г. структура кредитной
системы России значительно отличается от 1991 - 1992 гг.
Центральный
банк
Банковская
система:
коммерческие
банки
сберегательные
банки
ипотечные банки
Специализированные
небанковские кредитно-финансовые институты
страховые
компании
инвестиционные
фонды
пенсионные фонды
финансово-строительные
компании
прочие
Новая структура кредитной системы стала в
большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше
приспособливаться к процессу новых экономических реформ.
В то же время процесс становления кредитной
системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех
звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения ( банки,
страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы
не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения
в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя
свои средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданные кредитно-финансовые
институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются
несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции
коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых
компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе,
а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкроств в 1993-1994 гг. Кроме того,
высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей,
которые в последующем конвертируются в иностранную валюту , что обесценивает
рубль и ведет к усилению инфляции.
Современная структура крединой системы приведена в
приложении.
После обретения Россией независимости продолжися 2-й
этап банковской реформы, начавшийся еще в 1987 г. Однако условия проведения
реформы теперь значительно изменились.
В связи с распадом СССР, коренными изменениями
в политике и экономике банковская система в том виде, до которого ее удалось
преобразовать в последние годы существования СССР (т.е. за все годы «перестройки»),
не могла эффективно функционировать. Возникла необходимость в ее новой
перестройке в рамках нового государства. Новая банковская система должна была
производиться в условиях:
—
масштабных структурных
изменений, ведущих к радикальному изменению экономического и политического
строя страны (изменения в формах собственности, конверсия, демонополизация,
масштабные изменения в структуре производимой продукции, нарушение целостного хозяйственного
комплекса бывшего СССР, формирование внешне ориентированной экономики,
масштабная перестройка государственной и политической системы);
—
крайней нестабильности,
требующей не только оперативного, но, прежде всего долгосрочного, перспективного
управления;
—
глубокого кризиса
хозяйства (падение производства и его эффективности, инфляция), тяжелейшего состояния
денежно-кредитного обращения, расстройства всего финансового хозяйства страны;
—
неудачной политики Банка
России в 1991-I полугодии 1992 г., которая привела к ослаблению
банковской системы (платежный кризис, кризис наличности, расстройство системы
безналичных расчетов, чрезмерно жесткая и непредсказуемая монетарная политика и
т.п.).
В конечном итоге существовала необходимость
долгосрочной концепции перехода России к экономике рыночного типа и
демократической государственности, которым соответствует качественная иная
банковская система, нежели для централизовано планируемой экономики и тоталитарного
государства.
К сожалению, проект такой концепции был
разработан О.И. Лаврушиным, Я.М. Миркиным только в 1993 г.
Основными принципами этой концепции являлись:
—
организация банковского
дела в переходной экономике;
—
реальная степень “рыночности”
будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных и
децентрализованных начал.
—
направленность новой
банковской системы на обслуживание процесса реформ:[1]
-
диверсификацию
собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);
-
демонополизацию;
-
становление новых рынков
(ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической
продукции и информации и т.п.);
-
техническую,
технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение
военных расходов;
-
перестройку
межрегиональных и межреспубликанских связей;
-
усилению открытости
экономики, ее интеграцию в микрохозяйственные связи;
-
перераспределение
полномочий между центром и регионами.
Кроме того, банковская система, по мнению авторов
концепции должна способствовать развитию частной собственности в финансовом
секторе, развитию различных видов кредитных институтов. Но, при этом, не должна
нарушаться, строгая, система контроля за деятельностью банков со стороны
Центрального банка и представительных органов государства.
—
организация рыночных
банковских реформ. Они должны
осуществляться значительно медленнее, чем происходят политические изменения, и
не революционно категорично, а эволюционно, с максимально эффективным
сохранением всех полезных элементов старой системы. В тоже время, несмотря на
то, что, банковские реформы являются лишь следствием политических изменений,
они не должны значительно отставать от них.
Существовавшая система
межфилиальных оборотов Центрального Банка РФ оказалась не готова к организации
расчетов в условиях перехода к рынку: участились случаи задержки платежей,
имели место хищения денежных средств по подложным документам.
Такая ситуация сложилась
вследствие многократного увеличения количества предприятий и коммерческих
банков. Центральный Банк оказался не готов к обслуживанию возросшего количества
операций. Сказалось недостаточное техническое оснащение Расчетно-кассовых центров,
отсутствие надежных каналов связи. Обработка расчетно-денежных документов
велась вручную, не было отлаженного механизма контроля за их подлинностью.
Первым шагом на пути
оздоровления расчетной системы явилась отмена монополии Центрального Банка на
проведение расчетных операций. Коммерческим банкам было разрешено устанавливать
прямые корреспондентские отношения для проведения расчетов в рублях.
Центральным Банком также
были предприняты шаги, направленные на улучшение организации собственной
системы межбанковских расчетов. Значительно улучшено техническое оснащение
Расчетно-кассовых центров, внедряются городские, областные, межрегиональные
системы прямых расчетов через РКЦ. Таким образом удалось добиться некоторого
улучшения системы организации расчетов как по скорости прохождения платежей,
так и по ее надежности.
Страницы: 1, 2
|