Региональная финансовая система
Региональная финансовая система
Российский
Государственный Торгово – Экономический Университет
Факультет ресторанно – гостиничного бизнеса и услуг
дневное отделение
ДОКЛАД
на тему: «Региональная финансовая система»
Выполнила:
Студентка группы РГБ –
22
МОСКВА 2009
Содержание:
1. Региональная финансовая система .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Формирование доходов бюджетов
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . 5
3. Формирование расходов бюджетов
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . 7
4. Список используемой литературы . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1. Региональная финансовая система
Региональными бюджетами
являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных
образований – республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований и городов Москвы и Санкт – Петербурга. В бюджетном
кодексе Российской Федерации бюджеты республик, краев, областей и автономных
образований именуются бюджетами субъектов Федерации.
Бюджет субъекта федерации
(региональный бюджет) – это форма образования и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функции региона.
Региональные бюджеты
являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. К
региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ, 55 краев,
областей и городов Москвы и Санкт – Петербурга; бюджеты 10 автономных округов.
Роль региональных
бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.
Во-первых, сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации позволяет органам
представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для
реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти и органов
местного самоуправления – главная роль региональных и местных бюджетов.
Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориальных
образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают
финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации и
местного самоуправления.
Во-вторых, формирование региональных
и местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить
финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на
социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие
образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры,
муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.
В-третьих, с помощью
региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и
социального развития территорий. С этой целью формируются региональные
программы экономического и социального развития территорий. С этой целью
формируются региональные программы экономического и социального развития
регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию
исторических памятников и учреждений культуры и др.
В-четвертых, имея в
распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут
увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание
государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
В-пятых, концентрируя
часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и
исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые
ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных
отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.
В-шестых, региональные
бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции
финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного
использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных
производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить
вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
Характеризуя роль
региональных бюджетов нельзя учитывать, что кризисные явления в экономике
страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным
бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным
факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами),
субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении
средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджетов.
Роль региональных и
местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов может возрастать
при наделении органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления
соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов.
2. Формирование доходов бюджетов
Российской Федерации
Доходы бюджета – денежные
средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с
законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти субъектов
РФ.
Доходы бюджетов субъектов
Федерации формируются за счет:
·
собственных и
регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке
регулирования местным бюджетам;
·
неналоговым
доходам и иных поступлений.
К налоговым доходам
относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации
налоги и сборы. Налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации подразделяют на:
·
собственные
налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов;
·
отчисления от
федеральных регулирующих налогов и сборов.
В Российской Федерации в
1991 – 1998 гг. было четыре региональных налога. Теперь к налогам республик в
составе РФ, краев, областей, автономных округов (региональным налогам) относят
шесть налогов[1]:
·
налог на
имущество предприятий и организаций;
·
лесной доход;
·
плата за воду,
забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
·
сбор на нужды
образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
·
налог с продаж;
·
единый налог на
вмененный доход для определенных видов деятельности.
Плательщиками налога
являются: предприятия, учреждения и организации; филиалы предприятий; компании,
фирмы, в том числе с иностранными инвестициями.
Показатели
|
Московская область
|
Ленинградская область
|
1. Налоговые доходы
|
65,0
|
51,5
|
2. Неналоговые доходы
|
3,1
|
11,2
|
3. Целевые бюджетные фонды
(территориальный дорожный фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой
базы)
|
30,3
|
30,5
|
4. Поступления из
федерального бюджета
|
1,6
|
6,8
|
Итого:
|
100
|
100
|
Таблица 1. Структура доходов бюджетов
отдельных субъектов РФ
За 1999 г. (в % к итогу)
3. Расходы бюджетов субъектов
Российской Федерации
Расходы бюджета субъекта
РФ – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение выполняемых
задач и функций субъекта РФ.
Расходы бюджетов в
зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы – часть
расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной
власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.
Капитальные расходы –
часть расходов бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной
деятельности.
Исключительно из бюджетов
субъектов Федерации финансируются текущие расходы на:
·
содержание
законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;
·
проведение
выборов и референдумов субъектов Федерации;
·
реализацию
региональных целевых программ;
·
формирование
государственной собственности субъектов Федерации;
·
осуществление
международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
·
содержание и
развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов
государственной власти субъектов Федерации;
·
обеспечение
деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
·
оказание
финансовой помощи местным бюджетам;
·
прочие расходы,
связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации[2].
Статьи расходов бюджетов
|
Областной бюджет
|
Московской области
|
Тамбовской области
|
Государственное управление
и местное самоуправление
|
4,2
|
1,4
|
Судебная власть
|
0,1
|
0,2
|
Правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности
|
4,4
|
5,6
|
Фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому прогрессу
|
0,3
|
0,1
|
Отрасли хозяйства, всего
|
23,8
|
12,5
|
в том числе:
|
|
|
промышленность,
энергетика, строительство
|
3,4
|
1,2
|
сельское
хозяйство и рыболовство
|
4,8
|
8,4
|
охрана
окружающей природной среды
|
0,1
|
0,1
|
транспорт,
дорожное хозяйство, связь
|
8,0
|
2,0
|
развитие
рыночной инфраструктуры
|
0,1
|
-
|
жилищно-комунальное
хозяйство
|
7,5
|
0,8
|
Предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций
|
1,1
|
0,2
|
Социальные отрасли, всего
|
14,7
|
16,2
|
в том числе:
|
|
|
образование
|
5,4
|
2,7
|
культура
и искусство
|
1,0
|
0,5
|
средства
массовой информации
|
0,4
|
0,3
|
здравоохранение
|
5,5
|
9,8
|
социальная
политика
|
2,4
|
2,9
|
Обслуживание внутреннего
долга
|
2,6
|
12,5
|
Субвенции районам и городам
|
6,2
|
-
|
Прочие расходы
|
7,8
|
6,0
|
Финансовая помощь бюджетам
других уровней (дотации)
|
13,7
|
31,3
|
Расходы целевых бюджетных
фондов
|
21,0
|
14,0
|
Итого
|
100,0
|
100,0
|
Таблица 2. Структура расходов
областного бюджета за 1999 г.
(в % к итогу)
Список используемой литературы
1. Вахрин П.И., Нешитой А. С.
Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: Издательство-торговая
корпорация «Дашков и КО», 2002. – 656 с.
[1]
В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской
федерации» (в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ).
[2]
Вахрин П.И., Нешитой А. С. Финансы, денежное обращение, кредит. – С. 363 - 387
|