Рекламное сообщение: особенности составления и воздействия на аудиторию
Рекламное сообщение: особенности составления и воздействия на аудиторию
ФГОУ Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств
Факультет менеджмента и экономики
(«МЕНЕДЖЕР-ЦЕНТР»)
КУРСОВАЯ
РАБОТА
«Рекламное
сообщение: особенности составления и воздействия на аудиторию»
Выполнила:
студентка 5-ого курса
591 группы
вечернего отделения
Меньшикова Ю.Г.
Проверил:
Евланов В.Н.
Санкт-Петербург
2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2-3
1. Стратегия
рекламных обращений……………………………………...4-5
2. Формирование
рекламного сообщения……………………………….6-8
3. Особенности
восприятия рекламных обращений………………….9-15
4. Выбор
средств распространения рекламного сообщения……....16-28
5. Оценка
эффективности рекламных сообщений……………...…...29-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31-33
Список использованной
литературы…………………………………………...34
ВВЕДЕНИЕ
В области рекламы
основополагающим является «Закон о рекламе» от 18.07.1995г. В Законе реклама
определяется как «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств
информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях
(рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и
призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим
лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и
начинаний»[1].
Многие организации
используют рекламу для того, чтобы рассказать о себе, своих товарах и услугах
или о каких-то своих мероприятиях определенным образом отобранной аудитории в
надежде на то, что это сообщение вызовет какую-то ответную реакцию. Ответная
реакция проявляется в том, что потребители захотят купить рекламируемый товар
или увеличить его потребление. Компаниям необходимо не только производить
хорошие товары, но и информировать потребителей об их преимуществах, а также
добиваться четкого позиционирования своих товаров в сознании потребителей. Для
этого компании должны умело использовать такие средства, как рекламу,
стимулирование сбыта и связи с общественностью. Одним из самых актуальных
аспектов в мире рекламной деятельности – является проблема составления
рекламного сообщения и выбор средств распространения рекламы. Главная задача
состоит в том, чтобы сообщение и выбранное средство распространения, оказало
как можно больший эффект. От правильности выбора средства распространения зависит
не только эффективность реализации, продвижения и роста продукта, но и
повышение уровня и дохода всей компании. Поэтому очень важно выбрать именно то
средство, которое принесет максимум эффекта в какой-либо ситуации и донесет
рекламное сообщение до целевой аудитории.
В этой работе будут
рассмотрены понятия о рекламе, стратегия рекламных сообщений, выбор средств
распространения этих сообщений, особенности восприятия аудиторией и способы
оценки их эффективности.
1.
Стратегия рекламных обращений
Первым шагом при
создании эффективных рекламных сообщений является решение о планировании
стратегии или основной идеи рекламного обращения. Как правило, цель рекламы
состоит в том, чтобы заставить потребителей думать о товаре или реагировать на
него определенным образом. Люди реагируют, только поверив, что они от этого
выиграют. Поэтому разработка эффективной стратегии обращения начинается с
определения преимуществ, получаемых потребителями, которые можно использовать в
рекламных обращениях. В идеале, стратегия рекламного обращения непосредственно
вытекает из более широкой стратегии позиционирования товаров компании. При
планировании необходимо учитывать особенности целевой аудитории и возможную
отвеянную реакцию тех, кто еще ознакомится с этой информацией. Утверждения, на
которых строится стратегия обращения, должны быть просты и доступны, должны
подчеркивать преимущества и отличительные особенности позиционирования товара
на рынке, на которых рекламодатель хотел бы сделать акцент.
Идея обращения может возникнуть в результате
длительного наблюдения за потребителями: как они выбирают товар, как
используют, какие видят в нем достоинства. Рекламодатель получает такую
информацию посредством длительных, трудоемких профессиональных исследований,
включая наблюдения за местами продажи и их анализ. Создатели рекламных
концепций, тем не менее, по-разному ищут идеи для рекламных обращений, которые
привлекли бы внимание зрителей. Одни рекламисты начинают с бесед с
потребителями, дистрибьюторами, экспертами и конкурентами. Другие пытаются
поставить себя на место клиентов, покупающих или потребляющих продукт, а затем
ищут те выгоды, к получению которых потребитель стремится при покупке и при
использовании товара.
Обычно составитель
текстов и художник-дизайнер работают сообща, придумывая много творческих
концепций и надеясь, что одна из этих концепций превратится в большую идею.
Следовательно, необходимо создать как можно больше альтернативных идей, затем
оценить привлекательность каждой из них и отдать предпочтение наилучшей.
Творческая
концепция будет определять выбор конкретных обращений, используемых в рекламной
кампании. Рекламные обращения должны обладать тремя свойствами. Во-первых, они
должны быть значимыми и указывать на преимущества, делающие товар более
привлекательным или интересным для потребителей. Во-вторых, обращения должны
быть правдоподобными – потребители должны верить в то, что товар или услуга
предоставят обещаемые преимущества. Этого достичь довольно сложно, поскольку
большинство потребителей ставят под сомнение правдивость рекламы в целом.
Обращения должны быть характерными – рассказывать, чем товар лучше аналогичных
товаров-конкурентов.
2.
Формирование рекламного сообщения
Для того чтобы
правильно решать поставленные перед рекламой задачи, ее разработчики пользуются
разными методами. Многие идеи возникают после бесед с потребителями,
распространителями и продавцами. Рекламная кампания пива «Шлиц» под девизом «Когда
у вас нет «Шлица» - у вас нет пива» возникала после того, как работник
рекламного агентства случайно услышал эту фразу в пивном баре: один из клиентов
сказал ее бармену в ответ на сообщение, что «Шлица» нет.
Некоторые
творческие работники пытаются представить себе, какой тип вознаграждения -
рациональное, чувствительное общественное удовлетворение или удовлетворение
самолюбия - покупатели рассчитывают получить в виде переживания. Как правило,
во множестве разных типов рекламных обращений сочетаются типы вознаграждения с
типами переживания. Прежде всего, обращение должно сообщить потребителю нечто желательное
или интересное о товаре, и кроме этого что-то интересное и особенное,
отличающее данную марку от других. Оно должно быть правдоподобным и доказуемым.
Воздействие
обращения зависит не только от того, что сказано, но и от того как это сказано.
Решающее значение обращение может иметь в таких товарных категориях, как моющие
средства, сигареты, кофе и пиво. Поскольку эти товары схожи именно обращение
позволяет выделять необходимые марки во множестве других. Кроме этого
рекламодателю необходимо, что бы обращение привлекло внимание целевой
аудитории.
В начале,
рекламодатель предоставляет задание на разработку текста будущего объявления, в
котором оговаривает его основные моменты (задачи, содержание, аргументацию).
После этого профессионалам предстоит найти стиль, необходимые слова, тон и
форму воплощения обращения.
«Любое обращение может иметь разные стили:
1. Зарисовка с
натуры. Это может быть, например, благополучная семья реальной домашней
обстановке выражающая удовлетворение от нового пылесоса.
2. Акцентирование
образа жизни. Делается упор на определенный стиль жизни. Можно привести пример
рекламы парфюмерии «Harley Davidson» - Дух свободы.
3. Фантазийная
обстановка. (Добро пожаловать в мир Wispa. Мир красоты, романтики и счастья).
4. Создание настроения
или образа. Например, реклама шоколадов Dove,
Hershey’s (Бывают минуты охваченные нежность и любовью), «Bounty»
(райское наслаждение).
5. Мюзикл.
Несколько лиц или персонажей поют песню о товаре, как например, в рекламе фирмы
Coca-Cola.
6. Использование
символического персонажа. (Ковбой Мальборо, Кролик в рекламе напитка «Nesquik»).
7. Акцент на
техническом или профессиональном опыте. Например, косметолог в рекламе мыла «Lux»,
или стоматолог в рекламе «Blend a Med».
8. Использование
данных научного характера. Как, например, при рекламной кампании мыла «Safe
Guard».
9. Использование
свидетельств в пользу товара. Когда товар, как было сказано выше, рекламируется
знаменитостями или простыми людьми заявляющими, как он им нравится.
Одновременно должен
быть подобран и подходящий тон. Компания «Philips» свою рекламу в позитивном
тоне, при этом иногда присутствует небольшой налет «крутизны». Одни фирмы в
своих рекламных кампаниях оперируют к чувству юмора юмор, другие «солидности»
рекламы» [2].
3.
Особенности восприятия рекламных обращений
Физиологическое возбуждение, выражающее степень внимания потребителя к
товару в диапазоне от полной сонливости до бодрости, может существенным образом
воздействовать на процесс восприятия. Возбуждение способно оказывать как
стимулирующее, так и тормозящее воздействие на умственную деятельность человека
в процессе обработки им рекламного сообщения. Если человек находится в сонливом
состоянии, то он не может обработать поступившую к нему информацию.
Следовательно, некоторая степень возбуждения в таких случаях является даже
желательной. Однако чрезмерное возбуждение приводит к обработке большего
количества внутренних намеков, посылаемых нервной системой человека, что
приводит к ослаблению его познавательной деятельности, направленной на
обработку сообщения, поступившего извне. Получается, что при умеренной степени
возбуждения способность к обработке информации выше, чем при очень низкой или
очень высокой степени возбуждения. Однако следует учитывать, что при умеренной
степени возбуждения отношение к продукту, формируемое при обработке рекламного
сообщения, зависит только от силы содержащихся в нем доводов, а при высокой
степени возбуждения в большей мере зависит от источника рекламы.
Рекламодателям необходимо принимать в расчет степень возбуждения потребителя в
процессе восприятия им рекламы. Те элементы рекламного обращения, которые не
имеют непосредственного отношения к продукту, при высокой степени возбуждения
могут сыграть гораздо более важную роль, чем обычно. В некоторых особых
ситуациях, характеризующихся сильным возбуждением людей - например, во время
соревнований, просмотра увлекательных фильмов и уличных представлений, в
которых зрители сами принимают активное участие, - люди лучше настроены на
восприятие рекламы.
«Оптическая система человека представляет собой сложную
систему, которая состоит не только из глаза, но и мышц, нервов, а также
определенных участков головного мозга. Поэтому то, как мы видим, в значительной
степени зависит от особенностей нервной системы и содержания сознания. Исследования,
проведенные в рамках разных отраслей психологии, показали большую зависимость
воспринимаемой информации от индивидуальных особенностей человека"[3]
В процессе развития человек открывает для себя
различные принципы организации мира - ритм, симметрию, контраст, пропорции и
т.п. Это порождает в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые
определенными эмоциями. Причем по большей части этот процесс не является
осознанным. Так, вертикаль, при отсутствии разделения, воспринимается как
что-то несоизмеримое, легкое и бесконечное. Если же она имеет утолщение внизу
или стоит на горизонтальном основании - как что-то более устойчивое.
Горизонталь ассоциируется с надежностью, стабильностью, движением и развитием.
Диагональ - с динамикой.
Соответственно композиция, построенная на четких
горизонталях и вертикалях, воспринимается как тяготеющая к устойчивости,
стабильности, а построенная на диагоналях - к движению и изменениям.
Горизонтальная композиция будет казаться более основательной и тяжелой, чем
вертикальная. Поскольку низ кажется нам более тяжелым по сравнению с верхом,
нижнее поле рекламного модуля должно быть больше. Аналогично и для центра
композиции, - он должен находиться выше геометрического центра.
Большое количество мелких рекламных объявлений,
помещенных на одной странице в газете, окажется менее эффективным. То же самое
относится и к восприятию очень интенсивных раздражителей (например, очень ярких
цветов). При размещении модульной рекламы в изданиях с объявлениями разного размера
нужно помнить про явление контраста - большое объявление воспринимается как
фигура на фоне из маленьких. Об этом стоит помнить рекламодателям, размещающим
небольшие модули. Сами того не желая, они «работают» на своих конкурентов,
поскольку читатель чаще всего обращает внимание на рекламу большого размера. В
зависимости от способа подачи рекламы выделяют следующие особенности восприятия
и запоминания рекламы:
ü
«Запоминание больших объявлений по сравнению с
маленькими. В экспериментальных исследованиях испытуемым был предложен журнал,
состоявший из объявлений, которые были собраны из разных изданий. Объявление,
напечатанное на целой странице, в среднем упоминалось при воспоминании каждым
из испытуемых более шести раз; в пол страницы - менее трех; в четверть - не
более одного. Это позволило авторам исследования сделать вывод о том, что
объявления во всю страницу обходятся дешевле. В то же время другие
исследователи установили, что наилучшей величиной модуля является четверть
страницы, если она попадает на глаза читателю четыре раза. Действие целой
страницы оказалось слабее. Однако по значению целая страница в одном выпуске
издания эффективнее четверти страницы в каждом из четырех выпусков. В
результате можно сделать вывод о том, что меньшие площади, повторяющиеся часто,
производят более сильное воздействие.
ü
Расположение рекламы в изданиях. Поскольку
взгляд человека обычно движется слева направо, правая полоса разворота издания
замечается значительно чаще, чем левая. Это в особенности относиться к модулям,
размещенным в правом верхнем углу.
ü
Влияние шрифтов. Текст, набранный заглавными и
строчными буквами, читается легче, чем набранный либо одними заглавными, либо
одними строчными. Жирный шрифт можно использовать для подчеркивания надежности
товара, а тонкий - его изящества. Рекламное объявление в четверть страницы,
выделенное ясно очерченными границами, на 30% увеличивает привлечение внимания.
ü
Современные исследователи приводят разнообразные
данные о влиянии цветов на эмоции человека. Часто они не соответствуют друг
другу, поскольку проводились в различных условиях. Так, одни авторы говорят о
том, что красный, оранжевый, желтый и белый цвет придают предметам больший
размер, в то время как синий и зеленый производят обратное действие. Комната,
оклеенная красными обоями, кажется на 30% меньше, чем оклеенная голубыми.
Другие
исследователи приводят данные о том, что полноцветная реклама привлекает на 50%
больше читателей, чем черно-белая. Третьи же классифицируют цвета и значение,
которое они оказывают на эмоциональную сферу человека следующим образом:
ü
Стимулирующие цвета, способствующие возбуждению:
красный (волевой, жизнеутверждающий), оранжевый (теплый), желтый
(контрастирующий);
ü
Успокаивающие цвета: фиолетовый (углубленный),
синий (подчеркивающий дистанцию), сине-зеленый (изменчивость);
ü
Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
розовый (нежный), лиловый (замкнутый), пастельно-зеленый (ласковый);
ü
Статичные цвета, уравновешивающие другие цвета:
пурпурный (претенциозный), желто-зеленый (раскрепощающий), чисто-зеленый
(требовательный, освежающий);
ü
Цвета глухих тонов гасят раздражение и помогают
сосредоточиться.
Ряд
других авторов приводят сведения о тендерных предпочтениях цветов. Так, мужчины
предпочитают следующие цвета (по убывающей): зеленый, синий, красный, белый,
желтый, черный, в то время как женщины - синий, зеленый, белый, красный,
желтый, черный. Следует, учитывать, что кроме самостоятельного значения цветов
при их выборе нужно руководствоваться и рядом других параметров:
психологические особенности аудитории, ее социально-демографический состав,
создаваемый образ, средства рекламирования, технология передачи цвета и ряд
других. Принципы привлечения внимания за счет формы, придаваемой объекту
восприятия. Экспериментально было доказано, что:
ü
внимание зрителя привлекают места плотного
скопления элементов, создающие впечатления массы;
ü
внимание акцентируется на близко расположенных и
как бы влияющих друг на друга элементах;
ü
в случае преобладания аморфного размещения
элементов внимание привлекается, в первую очередь, пространственно выделенными
точками («отлетевшими» в сторону, отделенными от других небольшими
промежутками);
ü
на первых этапах восприятия четко выделяются
сочетания точек, образующих правильные геометрические фигуры или их фрагменты»[4]
Рекламу,
ориентированную на водителей, с точки зрения восприятия, размещать на
придорожных плакатах рекламу торговых марок хорошо известных фирм, как
напоминание об их существовании с очень ограниченным объемом пояснительной
информации. Это связано с тем, что у водителя во время движения нет возможности
уделять много времени рассматриванию рекламы.
Не
следует часто использовать другой цвет для выделения ключевых слов, поскольку
это приводит к утомлению зрительной системы и, как следствие, - к отказу от
дальнейшего восприятия текста.
Большое значение имеет выбор верного тона обращения, лежащего в
основе формирования необходимой атмосферы общения коммуникатора и получателя.
Спектр возможных оттенков также чрезвычайно широк. Например, тон может быть
жестким и сухим, когда надо растормошить получателя, помочь осознать ему
остроту проблемы. Так, реклама благотворительной кампании по борьбе с
негативными воздействиями среды, вызывающими врожденные пороки детей,
проводилась под девизом «Ежегодно 500 тысяч детей погибают от врожденных
дефектов, так и не родившись!»[5]
Тон обращения может быть мягким и доверительным. Так, в рекламе
бульонных кубиков «Galina Blanca» домашние хозяйки или повара "по
секрету" рассказывают зрителю, как сделать блюда вкусными.
В некоторых случаях тональность обращения является приятельской,
иногда даже панибратской (послание типа: «Приятель! Ты не забыл купить?...»).
4.
Выбор средств распространения рекламного сообщения
При выборе средств
распространения специалисты по их использованию учитывают множество факторов.
На выбор влияет приверженность целевой аудитории к определенным средствам
массовой информации, например, если реклама нацелена на подростков, лучше всего
использовать телевидение и радио. Так же учитывается и природа товара - лучше
всего модную одежду рекламировать на страницах журналов, а технику
демонстрировать по телевидению. Кроме того, разные типы обращения нуждаются в
разных средствах распространения: например, объявление о большой распродаже,
начинающейся завтра, лучше передавать по телевидению или напечатать в газетах;
сообщение, содержащее большой объем технической информации, лучше опубликовать
в журнале, послать по почте или разместить на доске объявлений в Internet.
Предпочтительнее,
чтобы рекламная программа включала логично скомбинированные средства
распространения рекламных сообщений, с целью полного охвата целевой группы. Используя
средства массовой информации, рекламодатель должен учитывать характерные
особенности каждого из них.
Чтобы рационально
выбрать канал распространения рекламных посланий, проводится специальная
работа, анализирующая каналы массовой информации по следующим критериям:
ü охват (т.
е. до какого возможного числа адресатов удастся донести послание при обычных
средних условиях);
ü доступность
(иными словами, сможет ли предприятие воспользоваться данными каналами в любой
нужный момент, а если нет, то насколько возникшие ограничения снизят
эффективность рекламы);
ü стоимость
(общие расходы на одну публикацию (передачу) данного рекламного послания,
скидки на многократность, стоимость одного рекламного контракта с учетом тиража
(числа слушателей, зрителей));
ü управляемость
(т.е. получит ли предприятие возможность передавать по этому каналу сообщение
именно той целевой группы воздействия, которая необходима);
ü авторитетность
(насколько данный канал пользуется уважением со стороны потенциальных и
действующих покупателей);
ü сервисность
(т.е. надо ли предоставлять рекламное послание в абсолютно готовом виде для
печатания (передачи), или можно рассчитывать на то, что профессионалы выполнят
подготовку текста, фотосъемку и т. д.)
Газеты – идеальное
средство рекламирования для фирмы, которая хочет иметь широкий круг клиентов.
Газеты позволяют передать клиентам конкретную информацию, такую как цена,
скидки, характеристика продаваемого продукта и т. д.
ü возможность
гибко использовать вариации в размерах, дизайне, месте размещения на полосе и
времени появления в печати
ü газеты
пользуются авторитетом, однако Ваше объявление может быть напечатано на плохом
месте и останется без внимания
ü газеты
имеют короткую жизнь и читаются «через строчку»
ü люди имеют
обыкновение внимательно читать рекламу в газете, лишь тогда, когда они уже
готовы купить что-либо
ü в газете
рекламные объявления конкурируют за внимание; важным фактором привлечения внимания
является место на полосе (больше внимания привлекает правый верхний угол
полосы) и характер графического оформления
ü необходимо
писать легко читаемые тексты, используя простые слова, короткие фразы и
несколько тщательно выбранных фактов; избегать клишированных слов и выражений и
«остроумных» текстов, пренебрегающих деталями, которые могут требоваться нашим
потребителям
ü желательны
яркие удивляющие слова и фразы: они «цепляют» читателя и ведут за собой к нашему
товару
ü развивайте
одну тему: не забывайте, что случилось с охотником, который погнался сразу за
двумя зайцами
ü заголовок
должен привлекать внимание, вызывать интерес, давать потребителю новую
информацию, может удивлять, например: «Доходы из отходов»; упомяните в заголовке
о выгоде или какой-либо новости; новостями могут быть: купон, скидки, новые
особенности товара, новые часы работы фирмы; используйте глаголы в
повелительном наклонении, которые побуждают к действию; тщательно выбирайте
слова заголовков; проверенные многолетним опытом мировой рекламы эффективные
слова заголовков: «Вы», «новый», «как», «Ваше», «кто», «деньги», «сейчас»,
«люди», «желаю, хочу» и «почему»; не следует бояться длинных заголовков, если
они информативны, оригинальны и представляют Ваш товар с необычной стороны
ü фотография
«работает» лучше, если представляет предмет рекламы в действии или подчеркивает
привлекательность его внешнего вида
ü исследования
показывают, что «много» - не всегда «хорошо» в рекламе: заполненная страница не
привлекает внимания вдвое больше, чем полстраницы; хороший дизайн рекламного
сообщения важнее, чем его величина: четверть страничное объявление может
доминировать на газетной полосе, т.е. привлекать больше внимания. Другими
словами серии малоформатных, но профессионально выполненных сообщений,
публикуемых регулярно, с большей вероятностью достигнут запланированную цель,
чем одноразовое сообщение крупного формата; существуют также данные, что
читатели склонны приравнивать размеры объявлений к размерам бизнеса рекламодателей.
Радио может
использовать любая фирма с достаточно широким кругом потребителей. Радио
вызывает мгновенную реакцию на рекламируемое предложение.
ü радиосообщения
имеют короткую жизнь и чаще служат лишь фоном для многих слушателей, но хорошая
радиореклама может «расшевелить» воображение и послужить причиной его
запоминания
ü радиосообщение
должно с первых слов привлечь внимание и вызвать интерес слушателей, чтобы они
не отвлеклись и не переключились на другую программу
ü для
создания сюжета и обеспечения узнаваемости необходимо время: более дорогой
60-секундный радио ролик имеет больше шансов для запоминания, чем 30-секундные,
которые чаще имеют нулевой эффект
ü все 60
секунд следует говорить о том, что является самым важным в Вашем товаре (или о
главном преимуществе Вашей фирмы)
ü радиосообщение
должно быть прозрачно ясным по смыслу: торговое предложение следует
формулировать так, чтобы не понять его было невозможно
ü интонации
диктора, музыка, шумы, и другие звуковые эффекты следует заставить работать на
воображение и ассоциативную память слушателей и сделать их узнаваемыми
ü для
запоминания предмета рекламы сделайте логичной возможность его повторения
три-пять раз
ü язык радио
лаконичен: не приняты сложносочиненные и сложноподчиненные подчиненные
предложения с вводными словами и причастными оборотами, причастия заменяются
глаголами, избегают штампов и техницизмов, понятных только специалистам;
естественный ритм языка нарушает обилие шипящих и свистящих звуков, случайные
созвучия, рифмующиеся слоги или слова, повторение однокоренных слов; фразу
строят в активной форме, поскольку она более динамична, легче воспринимается на
слух, чем пассивная; важно не превышать 10-11слов в предложении, так как это
снижает эффективность восприятия; многое воспринимается через «ключевые слова»,
которыми в первую очередь являются существительные, а затем - глаголы
Телевидение –
идеальный рекламный инструмент предприятий, которым нужно «показать товар
лицом». Телевизионная реклама наиболее эффективное средство рекламирования,
поскольку она передает зрительные образы – самые наглядные и убедительные из
всех возможных.
ü предоставляет
возможности для демонстрации товара: комбинация из картинок, звука и движения
доносит до адресата информацию самым эффективным способом
ü разместив
рекламу в относительно недорогое телевизионное время, Вы можете адресовать ее
конкретным группам целевой аудитории
ü телезрители
запоминают то, что видят (через глаза люди получают до 90% информации), а не
то, что слышат, поэтому лучше, если они увидят в Вашей рекламе что-нибудь новое
и интересное
ü
привлечь внимание и возбудить интерес зрителей следует в
первые же пять секунд, так как существует опасность, что они вообще не станут
смотреть Вашу рекламу.
Почтовой рекламой
называют рассылку по почте брошюр, писем каталогов, открыток и т. д., которые
должны склонить клиента к немедленной покупке товара (услуги). Почтовая реклама
– орудие предпринимателей, которые хотели бы донести свои предложения до
определенного круга потребителей. Это хороший выход для тех, чей товар (услуги)
невозможно описать за 30 секунд (типичная продолжительность радио- и
телеролика).
Достоинства
почтовой рекламы:
ü позволяет
донести как информацию до клиентов на другом полушарии, так и ограничиться
вашим городом;
ü можно
оценить результативность по числу обратившихся клиентов;
ü «срочные»
сообщения увеличивают обороты;
ü купоны,
разосланные по почте, гораздо эффективнее купонов, помещенных в прессе.
Недостатки почтовой
рекламы:
Если вы не изучили
досконально свой целевой рынок, большой процент разосланных брошюр пропадет
напрасно.
Наиболее известные
журналы обращены к широкому кругу читателей, однако большая часть журналов
адресована очень строго определенным группам читателей. Такие издания –
прекрасное рекламное средство для фирм, целевые рынки которых четко очерчены.
Преимущества:
ü доносит
информацию до определенных категорий населения, отобранных по демографическим, профессиональны
или иным признакам;
ü позволяет
воздействовать на чувства при помощи цвета, интересных иллюстраций и текста;
Недостатки:
ü объявление
будет конкурировать со многими другими объявлениями.
Реклама в местах
продажи (РМП) – это рекламные материалы, при помощи которых вы привлекаете
внимание клиентов к своим товарам. РМП – это чаще всего краткие лозунги,
отражающие отличительные особенности ваших продуктов (услуг).
Преимущества:
ü хорошо
заметна и результативна, притягивает взгляд клиента в пункте продажи;
Недостатки:
ü результативность
может быть ослаблена, если в том же месте (например, в витрине магазина),
помещено много конкурирующих материалов РМА.
Наружная реклама.
Ее используют торговые фирмы, клиенты которых сосредотачиваются на относительно
небольшом пространстве.
ü наружная
реклама - существенное напоминание о Вашей фирме или товаре
ü как
правило, у Вас есть не более 10 секунд, чтобы передать сообщение, поэтому оно
должна мгновенно «схватываться» и запоминаться
ü если Вы
размещаете свою рекламу около светофора, люди проезжая смогут прочитать и
осознать Ваше сообщение, которое следует ограничить 5-10 словами и использовать
от 1 до 3 ярких цветов
ü высота без
труда различимых с расстояния 30-50 м букв составляет не менее 75 мм, а если Вы
хотите, чтобы объявление прочитали с расстояния 120-150 м, то высота букв
должна быть не менее 350 мм
ü выделите
ключевые слова и знаки цветом, размером элементов оформления, стрелками,
восклицательным знаком
ü оцените
восприятие Вашей рекламы в дождь, пасмурную погоду, не заслоняется ли она
зданиями, сооружениями, деревьями
ü К наружной
рекламе также можно отнести рекламу на дорогах, виде огромных плакатов, рекламу
на наземном транспорте, на остановках, и. т. д.
Реклама на
средствах транспорта включает в себя три вида: внутренние рекламные наклейки,
внешние плакаты на бортах транспорта и щиты на остановках и платформах.
Достоинства:
ü хорошо
заметна;
ü доступна в
течение 16 или 18 часов в сутки;
Недостатки:
ü постоянно в
движении;
ü у людей
несколько секунд, чтобы усвоить информацию;
«Прочие рекламные
средства:
реклама в
компьютерных и видео-версиях, передаваемые по модему, на диске или на
компакт-диске (подписчики электронным путем сортируют информацию в поисках
нужной информации, игнорируя ненужные), электронный телефонный справочник,
компьютерные сети, реклама на одежде, вкладыши в книги, телефонная реклама,
телефакс, реклама на видеокассетах, на автоответчике, голограммы, через спутниковую
связь»[6].
Иногда,
рекламодатели прибегают к альтернативным и нетрадиционным средствам
распространения рекламы, и иногда это приносит больший эффект. Не традиционные
средства распространения рекламы становятся все более популярными. Одними из
самых распространенных нетрадиционных средств распространения рекламы являются:
баннерная реклама в интернете, реклама с использованием электронной почты
(E-mail).
Интернет-реклама - это отдельная область человеческого
знания, и хотя она появилась сравнительно недавно, успела приобрести свои
традиции и создать свою мифологию. Огромное количество таких мифов относится к
баннерам - этим небольшим картинкам, появляющимся сверху (снизу, сбоку,
посередине) страниц на практически любом сайте. Может показаться странным, что
эти маленькие картинки вызывают такую большую волну обсуждений. Однако для
большинства серверов баннеры являются основным источником рекламных доходов,
поэтому вопрос об их эффективности с точки зрения рекламы важен и для клиентов,
и для владельцев серверов. При оценке эффективности баннерной рекламы сейчас
используются два основных параметра:
1. Количество показов: сколько
раз был показан тот или иной баннер. Стоимость баннерной рекламы в основном
определяется тем, сколько стоит тысяча показов баннера на данном сервере. «Обычно
цена тысячи показов в российском Интернете варьируется от 2 до 50 долларов за
тысячу показов»6.
2. Количество проходов
(откликов): сколько раз человек щелкнул мышкой на баннер, чтобы перейти к более
подробному описанию рекламируемого товара или на рекламируемый сервер. Само
определение стоимости баннерной рекламы как некоторого количества денег за
тысячу показов подразумевает, что чем больше будет показан баннер, тем больший
эффект (количество проходов) это принесет. Таким образом, у рекламодателя
возникает полная иллюзия того, что при среднем коэффициенте проходимости его
баннера, скажем в 5%, заплатив за 10,000 показов, он получит 500 откликов,
заплатив за 20,000 показов, он получит 1,000 откликов и так далее. Что, к
сожалению, не соответствует действительности. Коэффициент проходимости выглядит
примерно так: если рекламодатель хочет увеличить количество откликов в 2 раза,
то ему придется заплатить приблизительно в 6 раз больше. Таким образом, если Вы
получили 500 откликов на 10,000 показов (конечно, при количестве посетителей
сервера менее 10,000), то для того чтобы получить тысячу откликов, Вам придется
заплатить приблизительно за 60,000 показов. Отсюда следует не менее простой
вывод, что после того как рекламодатель затратил некоторое количество денег,
чтобы показать свой баннер всем посетителям сервера 1-3 раза, дальнейшие
затраты на показ баннеров не имеют практического смысла с точки зрения
окупаемости рекламы. Таким образом, назначение цены баннерной рекламы за
количество показов вводит в заблуждение рекламодателей и не определяет ее
реальной эффективности. Возможной альтернативой может служить назначение цены
баннерной рекламы в зависимости от количества уникальных хостов, которым был
показан баннер необходимое количество раз. Еще один интересный вывод
заключается в том, что ограничение количества показов для одного рекламодателя
дает владельцам серверов место для привлечения новых рекламодателей без
увеличения общей посещаемости сервера. Для того чтобы повысить этот
коэффициент, используются всяческие средства: начиная от непонятных, но
завлекающих слоганов, и заканчивая рисованием на баннерах заманчивых текстов,
на которые так и тянет щелкнуть привыкших к порядку пользователей. Таким
образом, предполагается, что размещение имиджевой рекламы в Интернете просто
неэффективно. Что любой человек, не щелкнувший на наш баннер, просто не обратил
на него никакого внимания. Что это не приносит никакого эффекта рекламируемой
торговой марке. Что это пустая трата денег.
Суть баннера: количество проходов отражает сиюминутную
заинтересованность человека в продуктах данной торговой марки или категории и
не имеет никакого отношение к формированию образа марки или вероятности покупки
товаров данной торговой марки при следующей покупке.
Электронная почта становится все более заметной частью
маркетинговых кампаний, как для малого, так и крупного бизнеса. Однако, равно
как и любой другой маркетинговой техникой, ей следует пользоваться с
осторожностью. Ключ к успешному e-mail маркетингу - рассылка электронной почты
по принципу «opt-in», на условии добровольного согласия, т.е. адресатами
сообщений по электронной почте являются лишь те люди, которые сами выразили
желание их получать. Электронная почта является изящной и универсальной
технологией «раскрутки», дающей возможность контролировать содержание и время
получения потребителями рекламных сообщений. Основная трудность в проведении
e-mail маркетинговой компании заключается в том, что на поверхности она
выглядит как компания по рассылке обычных рекламных писем, но только без
использования бумаги. Однако, несмотря на большие сходства, и возможность
перенесения многих приемов почтовых рекламных кампаний в e-mail, существует и
очень большая разница: «e-mail должен обладать намного большей степенью
персонализации, и должен нести в себе некую ценность для получателя. Для этой
цели каждое исходящее электронное письмо должно быть персонализовано
несколькими различными способами: имя и фамилия получателя в графе должны быть
уникальными, письму должен быть присвоен номер и пр.» [7]
5. Оценка рекламных сообщений
Анализ
эффективности рекламы - измерение степени воздействия рекламы на потребителя до
или после проведения рекламной компании. Необходимо регулярно оценивать как
коммуникативную эффективность, так и коммерческую эффективность рекламной
компании. Измерение коммуникативной эффективности – или апробация текста –
показывает эффективность воздействия рекламы на потребителя. Прямые оценки
показывают, насколько хорошо реклама привлекает внимание и как она воздействует
на потребителей. Хотя это и не совершенный метод измерения фактического
воздействия рекламы, но более высокий рейтинг указывает на потенциально более
эффективную рекламу. При портфельной проверке потребители просматривают или
прослушивают подборку рекламных сообщений столько времени, сколько захотят.
Затем их просят вспомнить рекламы и их содержание, с помощью интервьюера или
без него. Их уровень запоминания показывает способность рекламы выделиться из
общей массы, быть понятой и остаться в памяти. Существует два популярных метода
проверки рекламы. После ее проверок на запоминание рекламодатель опрашивает
людей, прочитавших или посмотревших телепрограмму, и просит их вспомнить все,
что было сказано о производителях и увиденных товарах. Уровень запоминания
демонстрирует, насколько долго реклама может удерживаться в памяти. Результаты
проверок на распознавание используются для определения воздействия на разные
сегменты рынка и для сравнения своей рекламы с рекламой конкурентов.
Целью
рекламной компании может стать превращение предпочтений потребителей в более
определенное намерение купить. И в этом случае можно измерить ответную реакцию
и изменения, произошедшие на уровне намерений покупателя.
Помимо
рекламы, на уровень продаж или пробных покупок влияет много других факторов –
свойства товара, его цена и доступность. Один из способов определения
коммерческого эффекта состоит в сравнении прошлого уровня продаж с прошлыми
расходами на рекламу. Еще один способ – провести эксперименты. Если покупатель
удовлетворен маркой товара, который он приобрел, это приведет к тому, что в
следующий раз он купит ту же марку. Очень сложно измерить степень влияния
рекламы или специальной «напоминающей» кампании на совершение повторной
покупки, поскольку сложно разграничить немедленный и долгосрочный эффект
рекламы. Не стоит винить рекламу за отсутствие повторных покупок, часто это
связано с самой природой потребления: например, один и тот же продукт просто
надоел, а некоторым покупателям хочется разнообразия. Реклама в этом случае
бессильна что- либо сделать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее
время, реклама стала играть большую роль в жизни общества. По сравнению с
высокоразвитым западом, в России только начинает развиваться рынок рекламных
услуг.
С помощью
дорогого и интересного, продуманного рекламного проекта рекламная компания
способна достичь большого успеха в популярности производимой продукции. Взяв за
основу средства массовой информации рекламные кампании, буквально атакуют все
сегменты потребителей рекламными роликами, краткими рекламными вставками и
сообщениями. Однако чем качественней и интересней сделана реклама, тем
эффективней она повлияет на людей, для этого многие лидирующие компании тратят
большие деньги на создание рекламы, превосходящей по качеству рекламу других
фирм. В данное время рекламу можно увидеть практически везде, так как очень
велико разнообразие источников и средств распространения. Для наибольшей
эффективности компании прибегают к фирмам, деятельность которых направлена на продвижение
и стимулирование. В конечном счете, реализовав рекламный проект и использовав
самые эффективные средства распространения рекламы, компании достигают
небывалых высот престижа и прибыли. Наша страна постепенно догоняет
высокотехнологичные рекламные проекты западных фирм и есть надежда, что при
наиболее благоприятной ситуации экономического развития в стране, российская
реклама не будет уступать высококачественным и высокобюджетным роликам
западных фирм.
Когда-то
реклама считалась хорошей, если в ней просто сообщалось о продаже продукта или
она соответствовала теории уникального торгового предложения. Многие по-прежнему
так и считают, но современные СМИ передают много рекламы не относящейся к
продажам. Существует множество имиджевых рекламных посланий, которые направлены
только на положительное представление имени компании или на привлечение
внимания акционеров и инвесторов.
Многие
рекламодатели высоко ценят красивые фотографии и приятное музыкальное
сопровождение, так как это обеспечивает потребителю приятное «проглатывание»
рекламного послания. Однако есть примеры успешной рекламы, в которой
рекламодатели не используют это преимущество. Например, «компания Adidas за
последние 10 лет также не делала ничего, кроме исследования образа мысли
спортсменов и наблюдения за тем, как они себя ведут. В рекламе была показана
обыкновенная улица, и через одинаковые интервалы поверх ее дорожного покрытия
располагались надписи»[8]
Рисунок 1.
Каждый, кто
занимался бегом, узнает это психическое состояние, и реклама доставит ему
удовольствие.
Или взять отличный рекламный ролик МТС, в котором
внук-летчик позвонил своему дедушке-ветерану и пропел ему в качестве
поздравления с днем Победы строки из песни на стихи Булата Окуджавы «Мы за
ценой не постоим»:
«Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа.
Одна на всех мы за ценой не постоим... С праздником, тебя, дед!»
Проблема
разных мнений в рекламе присутствует во всех отраслях. Чем большим могуществом
обладает компания, тем более весомым будет ее мнение. Сегодняшнее положение дел
отличается от того, которое было 10 лет назад, благодаря растущему влиянию
потребителей, которое отражается в увеличении использования фокус-групп на всех
стадиях рекламного процесса. «Хорошей является такая реклама, которая
отличается от стандартной, просто отвечающей на бриф. Она представляет собой
нечто, задерживающееся в памяти после многократного повторения. Нечто,
объединяющее хорошее размышление и блестящее творческое воплощение»[9].
Список
использованной литературы:
1. Федеральный
закон РФ О рекламе от 18.07.95г №108-ФЗ/ (#"#">#"#">#"_Ref187861915">
4. Фред И.
Хан; пер.с анг. Власенко Г.В. – М.:НТ Пресс, 2007. – 672с. – (Бизнес-букварь).
5. К.
Немировский «Дизайн рекламных материалов» (#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Федеральный закон РФ О
рекламе от 18.07.95г №108-ФЗ/ (#"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] К. Немировский «Дизайн
рекламных материалов» (#"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] К. Немировский «Дизайн
рекламных материалов» (#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Е. Ромат «Форма
рекламного обращения» (#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Фред И. Хан; пер.с анг. Власенко Г.В. – М.:НТ
Пресс, 2007. – 672с. – (Бизнес-букварь).
[8] Геттинс, Д Секреты
создания рекламных материалов, или неписанные правила копирайтинга / Доминик
Геттинс; пер.с англ. А.А. Строкова.-М.: АСТ; Астрель, 2007. – 186с.: ил.
[9] Геттинс, Д Секреты
создания рекламных материалов, или неписанные правила копирайтинга / Доминик
Геттинс; пер.с англ. А.А. Строкова.-М.: АСТ; Астрель, 2007. – 186с.: ил.
|